Задача 1


Проводим индексацию затрат рабочего времени  по видам, по содержанию труда и по характеру деятельности:


Таблица 1. Данные о затратах рабочего времени по элементам у специалиста отдела

Элементы затрат рабочего времени

Затраты времени, мин.

Индекс

1

Получение задания от руководителя

5

ПЗ

2

Получение приборов для изучения использования рабочего времени

25

ПЗ

3

Проведение фотографий рабочего времени

30

И

4

Сбор данных по цехам об отработанном времени, о совмещении профессий

45

И

5

Разговор по телефону (личный)

5

ПНД

6

Получение приборов для изучения затрат времени

30

ПЗ

7

Проведение стандартных расчетов, пользуясь инструкцией

50

И

8

Внесение данных расчетов в заготовленную форму

20

И 

9

Составление графика многостаночного обслуживания

90

ФЛ

10

Обсуждение полученных вариантов решения, выводов и рекомендаций с руководителем

50

И

11

Выдача заданий цеховым специалистам на подготовку дополнительной информации

10

И

12

Вычерчивание графика многостаночного обслуживания

50

ФЛ

13

Ожидание получения информации от смежного отдела

10

ПНР

14

Отдых

20

ОТЛ

15

Производственная гимнастика

15

ОТЛ

16

Посторонние разговоры

10

ПНД

17

Получение информации от цехов по ранее выданному заданию и запись данных в журнал

15

И

19

Уборка рабочего места

10

ОРМ




1.Проводим анализ затрат рабочего времени в следующих направлениях:

А) выявляем степень экстенсивного использования рабочего времени:

                      Кэ = (ПНР+ПНД+ОТЛ)/ = (5+10+20+15+10)/480 = 0,125

     Б) определим коэффициент потерь времени, зависящих от работника:

                                        Кпнд = ПНД/Трв = 15/480 = 0,03

В) определяем коэффициент потерь времени, вызванных нарушением режимов работы:

                                          Кпнр = ПНР/Трв = 10/480 = 0,02

Г) определяем удельный вес регламентируемых перерывов

                                          Котл = ОТЛ/Трв = 35/480 = 0,07 


2. Определяем структуру затрат рабочего времени по содержанию труда:


                             

3.Определяем структуру затрат рабочего времени по характеру деятельности:



Выводы:

- интенсивность труда, согласно рекомендуемым значениям, среднего уровня, для ее повышения, с моей точки зрения сократить до минимума время вынужденных перерывов в работе путем улучшения согласования между начальниками отделов и другими подразделениями.

- удельный вес регламентируемых перерывов не достаточен, согласно нормативным значениям, следует ввести практику технических перерывов на 10-15 минут через каждые 2 часа работы на восстановление физических и умственных возможностей.


Задача 2

1)Рассчитаем комплексный проектный баланс затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам:

Виды работ и затрат времени

Квалификационно-должностные группы работников

Инженеры

Техники

Служащие

Факт.

Проект.

Факт.

Проект.

Факт.

Проект.

%

час.

час.

%

час.

час.

%

час.

час.

А. Работы, свойственные инженеру

55

95,15

78,69

 

 

 

 

 

 

Б. Работы, свойственные технику

25

43,25

35,75

85

147,05

130,05

25

43,25

33,25

В. Работы, свойственные служащим

15

25,95

21,45

10

17,3

15,3

65

112,5

86,45

Потери времени

3,7

6,4

5,29

3

5,19

4,55

4,3

7,44

5,72

Время на отдых

1,3

2,25

1,86

2

3,46

3,06

5,7

9,86

7,58

Итого

100

173

143

100

173

153

100

173

133


2) проектная расчетная численность работников отдела составляет – не более 15 человек: исходный вариант инженеры – 10 чел, техники – 3 чел., служащие – 2 чел.

3) вариант 1: инженеры – 8 чел., техники – 3 чел., служащие – 1 чел.

    вариант 2: инженеры – 7 чел., техники – 2 чел., служащие – 1 чел.

    вариант 3: инженеры – 6 чел., техники – 2 чел., служащие – 1 чел.

   4) в исходном варианте каждой квалификационо-должностной группе работников приходится выполнять ряд не свойственных им функций: инженеры затрачивают только 55% рабочего времени на выполнение своих прямых обязанностей, при этом выполняя весь объем необходимых работ. Необходимо добиться такого состояния, когда инженеры и другие служащие выполняли бы только свои должностные обязанности в полном объеме и работа была сделана.

Исходя из среднемесячной заработной платы затраты на исходном варианте равны: 10*830+3*640+2*430=10650 (тыс.руб.)

Вариант № 1:  8*830+3*640+1*430 = 8990 (тыс.руб.)

Вариант № 2:  7*830+2*640+1*430 = 7520 (тыс.руб.)

Вариант № 3:  6*830+1*640+1*430 = 6050 (тыс.руб.)

Исходя из затрат на заработную плату оптимальным является вариант №3, проверим возможность выполнения работ отделом при различных вариантах  состава сотрудников с учетом планируемого сокращения трудозатрат:

-                    на  выполнение свойственной инженеру работы один инженер будет затрачивать 78,69 часов своего рабочего времени, соответственно 10 инженеров затрачивают 786,9 часа в месяц на выполнение своей работы в полном объеме. С учетом потерь времени и времени на отдых среднемесячный фонд времени составляет на одного инженера –135,85 часов. Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия инженерами работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 786,9/135,85= 5,79 человека, то есть 6 инженера.

-                    на  выполнение свойственной технику работы будет затрачивается 199,05 часов. С учетом потерь времени и времени на отдых среднемесячный фонд времени составит на одного техника –145,35часа. Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия техников работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 199,05/145,35= 1,37 человека, то есть 2  техника.

-                    на  выполнение свойственной служащему работы будет затрачивается 123,2 часа. С учетом потерь времени и времени на отдых среднемесячный фонд времени составит на одного служащего – 119,7 часов. Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия служащих работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 123,2/119,7= 1,03 человека, то есть 1  служащий.

Таким образом, оптимальной представляется структура отдела, состоящая из 6 инженеров, 2 техников и 1 служащего. Экономический эффект за счет сокращения трудозатрат и оптимизации профессионально-квалификационного состава составит  4600 тыс.руб.


Задача 3

Произведем оценку соответствия сотрудников отдела маркетинга занимаемым должностям:

1)               начальник отдела

С моей точки зрения, данный сотрудник, соответствует занимаемой должности, а именно: имеет значительный стаж работы, в том числе и на занимаемой должности – 12лет; образование подходящее по требованиям – высшее экономическое; профессиональное мастерство находится на допустимом уровне; недостаточным является проявление творчества в работе, но для данной должности, как я считаю, это не имеет решающего значения; данный сотрудник полностью самостоятелен в работе и своевременно выполняет возложенные на него поручения; в то же время следует усилить внимание на качестве выполняемых работ, которые находятся на среднем уровне; начальник отдела дисциплинирован, чем показывает хороший пример своим работникам; авторитет и умение управлять людьми не имеют максимального значения, но вполне допустимы для данной должности.

2)               зам. начальника отдела

В целом так же соответствует занимаемой должности, единственные его недостатки это не высокий уровень проявления творчества в работе, что необходимо усилить и качество выполняемых работ, здесь следует обратить особое внимание на функцию контроля своих работников; имеет значительный стаж работы, образование имеет не подходящее для занимаемой должности, но в то же время стаж работы в данной должности говорит о достаточном мастерстве зам. начальника отдела, с моей точки зрения, ему необходимо пройти курсы по переподготовке и повышения квалификации для повышения эффективности работы отдела.

3)               руководитель группы (№3)

Данному сотруднику, по моему мнению, для продолжения работы в данной должности следует улучшить умение руководить людьми, за счет этого его авторитет как руководителя низшего звена возрастет; проявление творчества в его работе необходимо и для работника данного уровня является недостаточным; образование так же не соответствует занимаемой должности, в то же время стаж работы значителен. Общий вывод по данному работнику: слабо соответствует – возникают предпосылки либо для понижения данного работника в должности, либо для срочного повышения его квалификации.

4)               руководитель группы (№4)

Образование максимально соответствует должности, стаж работы не велик, но это обстоятельство полностью перекрывается его профессиональным мастерством; недостатком является невысокая своевременность выполнения заданий, это тормозит работу отдела и на это следует обратить особое внимание, выявив и проанализировав причины задержек в работе; соответственно данный сотрудник имеет непререкаемый авторитет в группе и умеет руководить людьми. Вывод: данный работник соответствует занимаемой должности.

5)               ст. специалист (№5)

Для своего должностного уровня имеет, с моей точки зрения, недостаточный уровень проявления творчества в работе, и своевременность выполнения заданий Это является его единственными по сути недостатками. Объективно существует возможность для их устранения – это позволяет сделать наличие у данного сотрудника высшего специального образования и наработанного стажа работы в занимаемой должности. В целом ст. специалист находится на своем месте и вполне соответствует занимаемой должности.

6)               ст. специалист (№6)

Имеет допустимое, для работника данного уровня образование и стаж в работе; проявляет недостаточное творчество в работе, что заметно сказывается на результатах работы группы, остальные показатели находятся на среднем уровне и в целом их следует улучшать. Данный сотрудник имеет большой возраст, проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла. Ст. специалист слабо соответствует своей должности и возможно является кандидатом на замену.

7)               специалист (№7)

Оценивается как работник имеющий большие перспективы в будущем, на настоящий момент соответствует всем требованиям к занимаемой должности, единственный негативный момент – следует обратить особое внимание на своевременность выполнения заданий; образование и возраст позволяет данному работнику подниматься в дальнейшем по служебной лестнице.

8)               специалист (№8)

Имеет хотя и высшее образование, но не соответствующее его профилю работы, чрезвычайно низкий уровень выполнения производственных заданий, недостаточное проявление творчества в работе. Данный сотрудник находится не на своем месте и не соответствует должности которую занимает, стаж в  работе несколько прикрывает недостатки, но не в достаточной степени.

9)               техник (№9)

Данный сотрудник имеет плохие показатели своевременности выполнения заданий и качества работ, удовлетворительный показатели профессионального мастерства  и творчества в работе. В целом он соответствует занимаемой должности,но возможности его дальнейшего роста на настоящий момент отсутствуют.

10) техник (№10)

Обстоятельством, препятствующим данному работнику к карьерному росту, является огромный недостаток его образования, следует направить данного работника на обучение по выполняемой работе для повышения его профессиональных навыков, так как остальные показатели его работы являются вполне удовлетворительными.

Таким образом, следует провести следующие кадровые изменения в отделе: понизить зам. начальника отдела до должности руководителя группы и переместить на его должность руководителя группы №4; уволить специалиста отдела №8, как не соответствующего занимаемой должности и переместить на данную должность, после предварительного дополнительного обучения техника №9.


Задача 4

Необходимость в проведении данного совещания является очень актуальной. Его проведению должна была предшествовать серьезная подготовительная работа для выявления предпосылок перехода к новому виду продукции, намеченные этапы и шаги к нему. С моей точки зрения этого сделано не было. Директор завода уведомил о совещании всех его участников и докладчиков слишком за короткий срок, минимум необходима была неделя для подготовительной работы, в результате выступления были смазанные и не выдерживали регламента, не были конкретизированы основные моменты и как следствие этого совещание не достигло своей цели. Вместо запланированных 2-2,5 часов, совещание длилось  все 4. Это является недопустимым и еще раз говорит о плохой его подготовке. Еще одним негативом является количество выступающих – их было меньше запланированных на 1 человека. Каждое выступление длилось дольше положенного срока и не имело реальной информации – смысл в них как таковой отсутствовал. Председатель не прервал такие выступления, чем еще больше затянул время совещания. Необходимо было ввести как минимум два технических перерывов за 4 часа совещания, что так же не было проделано

Общий вывод – совещание не было проведено рационально, проявилось «топтание на одном месте», реальные предложения не были рассмотрены, длительность его была не допустима, цель не достигнута. В дальнейшем такая задержка может серьезно отразиться на состоянии дел предприятия.

С моей точки зрения, необходимо было для начала оповестить всех выступающих за неделю, выдав им при этом основные тезисы и вопросы, которые должны прозвучать в докладе и выступлениях, это бы дало значительное время на подготовку и проведение серьезных изысканий. Я бы строго регламентировал время выступлений, чем позволил бы всем участникам совещания обозначить для себя основные моменты, без лишних слов. Каждому из участников совещания должны быть выданы основные тезисы выступлений и выводы. Так же я бы провел как минимум два технических перерыва, для улучшения воспринимаемости всеми участниками поступающей информации.




Задача 5

В исходной таблице даны данные о нормативной численности работников по группам функций и функциям управления, определим коэффициент различия:

1) коэффициент различия по группе функций: бухгалтерская и финансовая деятельность равен:

    26,7/ (3,6+23,8) = 0,97

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

А. Финансовое обеспечение деятельности предприятия – 3,49 человек.

Б. Бухгалтерский учет и отчетность – 23,08 человек.

2) коэффициент различия по группе функций: управление трудом и заработной платой равен:

    15,6 / (14,1+2,5) = 0,94

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

А. Организация труда и заработной платы – 13,25 человек.

Б. Совершенствование организации труда и управления – 2,35 человека.

3) коэффициент различия по группе функций: материально техническое снабжение и сбыт равен:

      14 / (9,2+2,9) = 1,15

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

А. Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием –10,58 человека.

Б. Организация сбыта продукции – 3,33 человека.

В целом плановая численность работников будет равна 55 человек.