Оглавление



Введение. 3

1. “Рефлексы головного мозга” как основа в разработке науки о поведении. 4

2. Преобразования в науке о поведении. 9

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

 

 

Введение

        Среди  славных  имен, которыми  по  праву  гордится  русский  народ, почетное  место  занимает  имя  Ивана  Михайловича Сеченова – основоположника  науки о поведении. Иван  Михайлович  Сеченов  родился  13  августа  1829  года  в  селе  Теплый  Стан  Симбирской  губернии. И. М. Сеченову  удалось  сделать  научное  открытие, которое  обессмертило  его  имя  в  мировой  науке.

        Сеченов по праву считается основателем науки о поведении. Производя  опыты  на  лягушках, он  открыл  в  их  головном  мозге  наличие  особых  механизмов, подавляющих  или  угнетающих  рефлексы. Но, ставя эти эксперименты, он имел в виду человека и его поведение. Таким образом, было положено начало в разработке данной науки.                     

    В  1863  году  в  журнале  “Медицинский  вестник”  была  напечатана  работа  Сеченова  под  названием  “Рефлексы  головного  мозга”. В  “Рефлексах  головного  мозга”  И. М. Сеченов  впервые  приоткрыл  завесу  над  темной  до  тех  пор  областью  психических  явлений. Ученый  дал  физиологическое  объяснение  психическим  явлениям  и  выражениям  чувств. Работа  Сеченова  по-новому  осветила  деятельность  головного  мозга  и  центральной  нервной  системы  и  положила  начало  крупнейшим  открытиям  в  биологии  и  медицине. Сеченов  показал, что  великую  тайну  сознания  можно  раскрыть  методами  естественных  наук, материалистическими  методами. Более  тридцати  лет  своей  научной  деятельности  Сеченов  посвятил  изучению  психических  явлений.

        В  1876  году  И. М. Сеченов  был  избран  профессором  Петербургского  университета. Двенадцать  лет  работы  в  петербургском  университете  дали  исключительный  результат  для  развития  русской  психофизиологии. Среди  учеников  Сеченова  были  такие  выдающиеся  ученые  как  Н. Е. Введенский, Б.Ф. Вериг  Н. П. Кравцов. Проделанная  за  эти  годы  работа  в  области  физиологии  нервной  системы  выдвинула  русскую  психофизиологию  на  первое  место  в  мировой  науке.

1. “Рефлексы головного мозга” как основа в разработке науки о поведении

        В начале 60-х годов XIX века в книжке журнала для врачей “Медицинский вестник” появилась статья, слух о которой распространился “по всей Руси великой”. Один ссыльный вспоминал, что встретил в далекой Сибири купчиху, которая сообщила ему: в Петербурге профессор Сеченов учит, что “души нет, а есть только рефлексы” (вроде тех, что Базаров и другие тургеневские герой изучают у лягушек).

        Статья принадлежала Сеченову и называлась “Рефлексы головного мозга”. По свидетельству современников, в то время не считался образованным человек, не прочитавший этого трактата. Что же в нем доказывалось? Почему трактат вызвал среди читающей публики такую бурю? Даже герои Льва Толстого употребляли это выражение: “рефлексы головного мозга”.

        Применив хорошо известное слово “рефлекс”, Сеченов придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово “машина” было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней бестелесной силы. Они должны быть безостаточно понятны из устройства и работы “машины – тела”.

        В сое время много шума наделал трактат французского философа XVIII века Ламетри “Человек – машина”. Автор из страха перед властями опубликовал его под именем какого-то безвестного англичанина. И когда вышел из печати сеченовский трактат, враги материализма стали обвинять Сеченова в том, что он пытается реанимировать идеи этого безбожного француза. Но русская интеллигенция была достаточно образована, чтобы понять сеченовский вызов. Употребляя термин “рефлекс”, он наполнил его таким содержанием, которое сохраняло высокое достоинство человеческой личности и вместе с тем показывало возможность строгого научного объяснения высших проявлений личности.

        Кратко рассмотрим, во что превратилась старинная модель рефлекса под руками Сеченова. Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. Первое, начальное звено – внешний толчок – раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово “рефлекс” и означает “отражение”) по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, - третье, завершающее звено). Все три звена (блока) были Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый.

        Итак – первый блок. Им, согласно новой сеченовской схеме, является не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, которое становится чувствованием – сигналом. Иначе говоря, рефлекс начинается с различения (благодаря органам ощущений) тех внешних условий, в которых совершается ответное действие. Поэтому оно изначально не является “слепым” толчком. Организм, говоря современным языком, получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Сеченов назвал этот принцип “началом согласования движения с чувствованием – сигналом”. Это и есть тот первичный акт поведения, который отличает открытое Сеченовым неклассическое понимание рефлекса от всех прежних трактовок этого понятия. Здесь перед нами наяву выступает идея неразлучной связи организма со средой. Это движение – не простое отражение наподобие того, как луч отражается от зеркальной поверхности. Оно совершается только потому, что сообразуется с условиями внешней среды, благодаря сигналам, идущим от нее к органам восприятия  и различения этих сигналов. Но и этим дело не ограничивается.

        Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. Мышца, по Сеченову, это не только рабочая машина, выполняющая команды мозга.

        Задолго до Сеченова было открыто, что мышцы обладают чувствительностью. Но не только в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. Мышца – такова важнейшая мысль Сеченова – служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных условиях совершается действие. Более того, дальнейшие исследования привели Сеченова к гипотезе, согласно которой именно работающая мышца производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и способна, как это доказывалось еще Гельмгольцем, производить бессознательные умозаключения (иначе говоря – мыслить).

        Из этого следует, что лишь по видимости рефлекторная работа завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются “обратно” в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Оно образует тот фундамент, на котором складывается другой, более высокий уровень отношений организма со средой. Последний отличается тем, что поведение становится психически регулируемым. Если раньше главным началом служило, как сказано, “согласование движения с чувствованием – сигналом”, то теперь возникает новый уровень ориентации организма в окружающем мире. Происходит переход от поведенческого уровня к психическому. На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

        Сигнал преобразуется в образ восприятия предмета, т.е. в психический образ. Но тогда и действие становится уже другим. Оно – не простая реакция на сигнал (как это было на поведенческом уровне). Оно сообразуется с “картиной” среды, которую осваивает организм. Из движения оно превращается в психическое действие. До-психическое поведение становится психически регулируемым. Соответственно изменяется и характер умственной работы. Если раньше она являлась бессознательной (когда, например, работа мышечной системы глаза позволяла определять расстояние между предметами, их величину и т.д. чисто “автоматически”, без вмешательства сознания), то теперь, как было аргументированно показано Сеченовым в трактате “Элементы мысли” (первое издание опубликовано в 1878 году), из элементарных операций мысли преобразуются в самые сложные.      

        Развивая представления об активном деятельностном характере чувственного познания, Сеченов смотрение он называет действием: “глаз выпускает “щупала”, могущие сильно удлиняться или укорачи­ваться с тем, чтобы свободные концы их, сходясь друг с другом, прикасались к рассматриваемому в данный момент предмету”[1]. Эти идеи Сеченова встретили критику[2]. Программа Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией.

        Психическая деятельность человека была нераскрытой тайной на протяжении многих столетий. И. М. Сеченов был первый, кто осознанно и смело вторгся в таинственный и непознанный мир человеческой психики – вторгся для того, чтобы объяснить его, показать его физиологические механизмы, доказать материалистическую сущность психической деятельности. “Моя задача, — писал он, — заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы внешнюю деятельность человека... с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге - одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности”[3].

        Как представлял себе ученый психическую жизнь человека? Для Сеченого здесь не было ничего таинственного. Он считал, что “Психическая жизнь должна быть подчинена столь же непреложным законам, как явления материального мира”[4]. Принятие этого постулата позволяло приступить к действительно научной разработке психических явлений.

        Он пишет трактат “Кому и как разрабатывать психологию?” (1873), Сеченов взялся за него, поскольку решил ответить на обвинения, выдвинутые против рефлекторной теории К.Д. Кавелиным в книге “Задачи психологии”, По существе же это был ответ не только Кавелину, но всем, кто считал Сеченова отрицателем психологии, апологетом версии, что психика сводится к рефлексам, изучаемым на лягушке. Он доказал, что не отрицает психологию, которую называл “родной сестрой физиологии”.

        Он убежден, что ее передовые тенденции, уже возникшие в этой науке в трудах таких ученых, как Гельмгольц, Дондерс и др., и обещающие ей прогресс в будущем, бесспорно, свидетельствуют в пользу объективного метода в противовес субъективному (интроспективному), который был тогда господствующим во вновь возникающих лабораториях. Это был первый в истории план построения психологии как объективной науки, которая не может ограничиваться тем, что “нашептывает обманчивый голос самосознания”. И дальнейший ход развития психологического познания доказал правоту Сеченова.

        “Кому и как разрабатывать психологию” – эту задачу ученый решал и как физиолог-экспериментатор, и как смелый реформатор науки о поведении. Фактически Сеченов сделал то, что не смогли сделать физиологи и психологи других стран, - приоткрыл завесу над тогда еще во многом таинственной областью психической жизни. В основу построения новой психологии он положил физиологические законы деятельности мозга – законы образования и торможения рефлексов.

2. Преобразования в науке о поведении

        Рассмотрев преобразования, внесенные Сеченовым в различные звенья рефлекторной схемы, следует отметить одно из важнейших, а именно, преобразования, относящееся к центральному звену этой схемы – головному мозгу. Работая в Париже, в лаборатории Клода Бернара, Сеченов открыл так называемое центральное торможение. С этим открытием были связаны крупные преобразования ив физиологии, и в учении о поведении, и в психологии. До Сеченова, объясняя деятельность высших нервных центров, физиологи оперировали одним понятием – понятием о возбуждении. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их. Это открытие ярко показывает, как порой тесно связаны научные решения с социальными задачами, за которые берется ученый.

        Напомним, что после великой реформы 1861 года русское общество сотрясали острейшие идейные столкновения. Центром споров стал антропологический принцип (именно этим термином Чернышевский обозначил свою знаменитую статью в журнале “Современник”). Иначе говоря – принцип, позволяющий объяснить природу человека как целостного телесно-духовного существа. Дискуссии о душе и теле приобрели остроту, какой русские интеллектуалы прежде не знали. Но вопрос осмысливался не только как чисто научный. Речь шла о таком поведении организма, которое не только приспосабливается к среде, но и  обладает внутренней силой сопротивления непосредственно действующим раздражителям, способностью не идти у них на поводу, а противостоять им и следовать собственной внутренней программе. Открытие торможения доказывало, что организм обладает такой способностью.

        С чем же можно сравнивать психические проявления человека, которые наука будет расчленять и анализировать? Для Сеченова было абсолютно ясно: исходным материалом для разработки “психических факторов” у человека должны служить простейшие психические проявления у меньших братьев – животных. Правда, сознавая неполноту знаний современной ему науки, Сеченов не торопится – не формулирует здесь конкретных задач, а лишь рисует перспективу исследований.

        Прежде всего – сравнительное изучение психических явлений, т.е. изучение их у различных животных и у человека. Подобное исследование особенно важно для классификации, потому что позволило бы свести многие сложные формы к более простым. Иными словами, психология должна была изучать психические явления по принципу “от простого к сложному”.

        Объектом экспериментов Сеченова были высшие центры лягушки. Но ставя эти эксперименты, он имел в виду человека и его поведение. Об этом говорит, в частности, и его попытка изучить торможение не только на животном, но и на самом себе. Конечно, он не рисковал здоровьем других. В качестве подопытного он избрал самого себя, поставив на себе мучительный и небезопасный эксперимент.

        Открытие центрального торможения использовалось Сеченовым не только для объяснения того, как формируется волевая личность. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это, по Сеченову, вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались зряшными. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) “уходит вовнутрь”, превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации.

        Понятие об интериоризации оказалось весьма продуктивным и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе Жане и Фрейдом.

        Сеченовым была создана научная школа – сперва как небольшой коллектив, который под руководством лидера, в прямом общении с ним, разрабатывал конкретную научную программу. Такая школа у него была в течение нескольких лет, когда совместно с группой учеников он экспериментально доказал, вопреки критикам, что существует феномен центрального торможения. Программа была исчерпана. Убедительные доказательства гипотезы получены. Его вчерашние сотрудники занялись другими темами.

        Около Сеченова не было больше исследовательского коллектива. Но под научной школой следует понимать не только подобное малое объединение которое распадается когда решена научная задача и вчерашние ученики берутся за другие вопросы сулящие им укрепление своего авторитета в научном мире где железо действует “запрет на повтор”. Ибо наука – не только “научение” (о чем говорит сам корень этого слова), но и – непременно – производство нового знания.

        В разработке науки о поведении и объективной психологии Сеченов пошел дальше своим путем, в одиночку. Но семя им было брошено. И из этого идейного семени выросла особая школа. Чтобы отличить ее от малого научного коллектива, назовем ее школой – исследовательским направлением. Это направление превратилось на почве русской науки в могучее разветвленное древо, со множеством линий развития в различных направлениях физиологии, психологии, медицины, педагогики, других ветвей знания. Самой величественной и знаменитой из этих линий развития стало учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении).

Заключение

        Таким образом, вклад Сеченова в разработку науки о поведении необычайно велик. Именно Сеченов заложил первые камни в фундамент научной психологии, именно он, выражаясь ленинскими словами, “отбросил философские теории о душе и прямо взялся за изучение материального субстрата психических явлений – нервных процессов”, именно ему принадлежат их “анализ и объяснение психических процессов”.

        Первым в мире Сеченов установил рефлекторную природу всей психической деятельности. Он разработал такие фундаментальные понятия психологии, как ощущения и восприятия, ассоциации, память, мышление, двигательные акты, развитие психики, в частности, развитие психики у ребенка. Впервые в истории психологии он доказал, что вся познавательная деятельность человека является, по существу, аналитико-синтетической деятельностью. Сеченов внес существенные преобразования в различные звенья рефлекторной системы.

        Современная психология своими достижениями во многом обязана трудам Сеченова, который впервые в мире дал объяснение физиологических основ психической деятельности, объяснил поведение человека.

        Замечательные открытия Сеченова в психологии по заслугам оценили ученые всего мира. На I Международном психологическом конгрессе в Париже в 1889 году И. М. Сеченов был избран одним из почетных председателей. Благодаря своим трудам и учению Сеченов утвердил и развил в России объективную психологию и детерминистский подход к анализу поведения в тот период, когда западные психологи были заняты исследованием сознания посредством интроспекции[5].

Список использованной литературы

1) Березовский В. А. Иван Михайлович Сеченов. – М.: ИНФРА-М, 2003.– 398 с.

2) Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 512 с.

3) Коштоянц Х. С. И. М. Сеченов. – М.: Изд-во “Мир”, 2001. – 342 с.

6) Ярошевский М. Г. Новаторство И. М. Сеченова: историческая реальность или “сталинская фикция”. // Вопросы психологии. 2001. №6.

7) Петровский А.Л., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. – М., 2003. – 345 с.

6) Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., Издательский центр “Академия”, 2000, - 416 с.



[1] Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., “Мысль”, 1952. - с. 210, 212.

[2] Радлов Э.Л. Натуралистическая теория познания (по поводу статей проф. И.М. Сеченова).//Вопросы философии и психологии, 1984. – с.27.

[3] Сеченов И.М. Избранные произведения. – М. , “Мысль”, 1952. – с. 52.

[4] Ярошевский М.Г. Новаторство И.М. Сеченова: историческая реальность или “сталинская фикция”. //Вопросы психологии. 1994. №6. – с. 92.

[5] Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. Под ред. П.Г. Косткжа и др. – М., 1980.