Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Объективные основы функционирования малого бизнеса. 6

в России. 6

1.1.Характерные особенности малого бизнеса. 6

1.2. Сущность и критерии определение субъектов малого бизнеса в России. 9

Глава 2.  Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса РФ. 13

Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России. 21

3.1. Анализ состояния малого бизнеса РФ в современный период. 21

3.2. Основные проблемы и перспективы развития российского малого бизнеса. 23

Заключение. 29

Список  использованной литературы. 31

Введение

В свете последних изменений в экономике нашей страны особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого бизнеса является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использовали» своих способностей и имущества для осуществление предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. [1] Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого бизнеса убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:

·        формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

·        расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;

·        приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

·        содействие структурной перестройке экономики.

·        вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

·        формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

·        активизация научно-технического прогресса;

·        освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств;

·        содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

·        освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

 Все предложенные выше аспекты свидетельствует о том, что тема работы является очень актуальной. Ее целью является рассмотрение сущности малого бизнеса, его роли  и проблем развития в рыночной экономике.

Задачами курсовой работы стали следующие: изучить характерные особенности малого бизнеса, критерии его определения; рассмотреть систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса государством; проблемы, роль малого бизнеса в России, а также его перспективы.

Глава 1. Объективные основы функционирования малого бизнеса

 в России.

1.1.Характерные особенности малого бизнеса.

Формы предпринимательства тесно связаны между собой, поэтому было бы неверно пытаться абсолютизировать какую-то одну из них. Так, малое производство почти всегда было связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе.

Вместе с тем малый бизнес обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике. [4, с. 216]

Однако прежде чем говорить о них, необходимо ответить на вопрос: каковы критерии определения субъектов малого бизнеса?

Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 %  определенных законом предельных уровней.

Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.

К преимуществам малых предприятий можно отнести:

-         дух инициативы и динамизма, свободу действий;

-         гибкость, способность к оперативной перестройке производства;

-         специализацию;

-         приближение производства к потребителю;

-         более высокую оборачиваемость капитала;

-         возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);

-         преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.). [9, с. 153]

Именно их реализация обусловила возрастание роли малого бизнеса на нынешнем этапе НТР, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка.

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:

·        стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;

·        быстрое моральное устаревание технологий;

·        резкое усиление технологической конкуренции и др.

К социальным факторам, вызвавшим в последние годы бурное развитие малого бизнеса, следует отнести:

·        изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);

·        неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;

·        формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.

Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого бизнеса:

·        усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;

·        радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств

·        усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;

·        появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;

·        возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;

·        государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др. [4, с. 218]

Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого бизнеса:

-         небольшой «запас прочности»;

-         проблемы финансирования;

-         повышенный риск;

-         высокая интенсивность труда и относительно низкая доходность.

Но особенности малого бизнеса обусловливают и определенные проблемы, которые необходимо решать комплексно, т.е. связывая их воедино. [9, с. 154]

1.2. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса в России

 

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. [5, с. 34]

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В соответствии с более поздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 чел., в науке и научном обслуживании - 100 чел., в других отраслях производственной сферы - 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - 25 чел., в розничной торговле - 15 чел. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. [7, с. 21]

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. Первоначально этот критерий определен постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406, а затем Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. Показатели численности занятых практически не изменились, за исключением непроизводственной сферы, где численность работников не должна превышать 15 чел. Но при этом в соответствии с постановлением Комитета Российской Федерации по статистике «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий» малыми считались предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие среднесписочную численность Работников: в промышленности, строительстве и на транспорте - 50 чел.; в сельском хозяйстве и в инновационной деятельности - 30 чел.; в науке и научном обслуживании - 15 чел.; в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15 чел.; в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25 чел. [2] Такое расхождение в количественном определении показателей не могло не сказать­ся на результатах статистической отчетности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [1] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности - 100 чел.; в строительстве - 100 чел.; на транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [1]

В соответствии с гражданским законодательством субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах, о чем речь пойдет ниже.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.

В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица. [12, с.14]

Глава 2.  Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса РФ

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую оче­редь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого бизнеса. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого бизнеса не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого бизнеса и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого бизнеса особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого бизнеса.

Формирование правовой среды малого бизнеса является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого бизнеса экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого бизнеса перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств. [10, с.27]

Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в стране были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В данном нормативном акте сформулировано важнейшее положение, имеющее актуальное значение для развития малого бизнеса. [2]

Постановлением Правительства РФ утвержден комплекс первоочередных мер по развитию и государственной поддержке малого бизнеса, определены задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы.

Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» сыграло положительную роль, в эти годы резко увеличилось во всех отраслях экономики число малых предприятий.

Следует особо подчеркнуть значение для развития малого бизнеса в стране Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изме­нениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и постановления Правительства РФ «О мерах по государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации на 1994- 1995 гг.» от 29 апреля 1994 г. № 409. Эти два нормативных акта направлены на планомерную и длительную поддержку малого бизнеса в стране. Так, в Указе Президента РФ в целях стимулирования развития малого бизнеса установлено, что первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия (включая созданные до 1 января 1994 г.), осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельнос­ти превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки реализации ими продукции (работ, услуг).

Для развития малого бизнеса особое значение имеет безусловная реализация Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88ФЗ. [1] Важной является ст. 1 Федерального закона, устанавливающая принципы организации законодательства РФ о государственной поддержке малого бизнеса. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» направлен на комплексное решение большинства проблем поддержки малого бизнеса от установления критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого бизнеса до создания ими некоммерческих организаций.

Во исполнение вышеназванного Федерального закона приняты и реализуются ряд законодательных и нормативных актов о государственной поддержке и развитии малого бизнеса, в частности Федеральный закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса» от 29 декабря № 222ФЗ. Приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законы о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и в другие федеральные законы. Приняты Указы Президента «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого бизнеса» от 6 июня 1995 г. № 563, «О первоочередных мерах государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491.

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое место в механизме малого бизнеса занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Большую роль в поддержке и развитии малого бизнеса имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры. Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса имеет, на наш взгляд, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.

В нашей стране, несмотря на относительно неболь­шой срок осуществления реформ и развития предпри­нимательства, создана определенная инфраструктура на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предприниматель­ства вообще и малого бизнеса в особен­ности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки малого бизнеса в соответствии с возложенными функциями и Положениями о феде­ральных министерствах и ведомствах занимаются такие министерства и ведомства: Министерство экономики РФ, Министерство внешнеэкономических связей РФ, Ми­нистерство финансов РФ, Государственный таможен­ный комитет РФ, Государственная налоговая служба РФ, Государственный комитет РФ по поддержке и разви­тию малого бизнеса, Федеральный фонд поддержки малого бизнеса, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Так, исполнителями Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в РФ наряду с вышеназ­ванными федеральными ведомствами являются и сле­дующие: МИД России, Роскомторг, Роспатент, Минсотрудничество России, МЧС России, Росстрахнадзор России, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Банк России, Рабочий центр экономических реформ при пра­вительстве РФ, Министерство культуры РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и др. [6, с. 301]

Значительную роль в поддержке малого бизнеса играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в реги­онах, Российское агентство поддержки малого бизнеса и его региональные отделения, обществен­ные объединения предпринимателей и др.

Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого бизнеса занимают высшие законодательные и ис­полнительные органы страны: Президент РФ, Государ­ственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных и нор­мативных актов играют аппарат Правительства РФ и Ад­министрация Президента. Как видно, одно перечисле­ние федеральных министерств, комитетов, ведомств, ока­зывающих влияние на развитие малого бизнеса, весьма велико, поэтому для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого бизнеса (ГКРП России). Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 утверждено Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм деятельности ГКРП России, его права и обя­занности, структура ГКРП России и др.

Так, задачами ГКРП России являются: разработка предложений и реализация государственной политики и области развития и поддержки малого бизнеса, разработка предложении по устранению правовых, административных, экономических и организа­ционных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого бизнеса, обеспечение формирования инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, защита законных интере­сов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъ­ектов малого бизнеса и др. [6, с. 303]

Важная роль в инфраструктуре малого бизнеса принадлежит Федеральному фонду поддержки малого бизнеса, который реализует свои функции в соответствии с уставом, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющий финансовое обес­печение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса в РФ. В уставе сформулированы цель и основные направления деятель­ности Фонда, источники формирования имущества Фонда, управление Фондом и др.

Основной целью деятельности Фонда является фи­нансовое обеспечение Федеральной программы государ­ственной поддержки малого бизнеса, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса, включая мероприятия, проводимые ГКРП России.

В целях государственной поддержки развития в стране инновационной деятельности в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этим постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Фонде и Персональный состав наблюдательного сове­та Фонда. Фонд содействия развитию малых форм предприятии в научно-технической сфере образован для раз­вития малого бизнеса в научно-техничес­кой сфере (создание малых наукоемких фирм-инкуба­торов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддерж­ки высокоэффективным наукоемким проектам, разра­батываемым малыми предприятиями. [10, с. 28]

К инфраструктуре малого бизнеса сле­дует отнести Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга. Международный фонд поддержки инновационных пред­приятий «Инносоюз», Институт малого бизнеса Высшей школы экономики, общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.

Однако, на наш взгляд, ведущая роль в инфраструк­туре малого бизнеса принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и развития малого бизнеса. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели.

Инфраструктура малого бизнеса включает также лизинговые фирмы и компании, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологичес­кие центры, учебные центры, страховые компании, кре­дитные и другие организации, оказывающие различ­ные формы поддержки субъектам малого бизнеса.

В соответствии с законодательством финансово-кре­дитная поддержка малого бизнеса осущес­твляется федеральным Фондом поддержки малого бизнеса, фондами субъектов РФ и муниципаль­ными фондами с привлечением заинтересованных ор­ганизаций. Финансовое обеспечение фондами государ­ственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фон­дов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого бизнеса. [6, с. 308]

Фонды поддержки малого бизнеса всех уровней осуществляют следующие мероприятия по фи­нансированию субъектов малого бизнеса:

·      предоставление субъектам малого бизнеса льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;

·      предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательст­вом;

·      выполнение функций залогодателя, поручителя, га­ранта по обязательствам малых предприятий;

·      долевое участие в создании и деятельности хозяйству­ющих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструк­туры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого бизнеса и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

·      финансирование мероприятий по подготовке, пере­подготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических струк­тур, защите прав потребителей;

·      финансирование научных исследований, научно- практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов. [11, с. 31]

В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого бизнеса осуществляет­ся на льготных условиях с компенсацией соответствую­щей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого бизнеса, кото­рые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого бизнеса на льготных условиях. Такой же порядок предус­мотрен при страховании субъектов малого бизнеса.

Важное место в механизме поддержки предпринима­тельства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого бизнеса в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного иму­щества, находящихся в государственной или муници­пальной собственности. В решении этой проблемы осо­бая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. [10, с. 27]

В Федеральном законе РФ «О государственной под­держке малого бизнеса» [1] говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъ­ектов малого бизнеса осуществляется пу­тем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и созда­ваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для проведения организационных или публич­ных мероприятий, связанных с поддержкой малого бизнеса.

Глава 3. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России.

3.1. Анализ состояния малого бизнеса РФ в современный период. Российский малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Дата его рождения – 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.

За прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги. [13]

Достигнутый уровень развития малого предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики.

К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см. диаграмму 1).  Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном  МП с 200 до 100 человек.

Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост  на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.

Общее число постоянно работающих на  малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (см. диаграмму 2). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году,  в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

До настоящего времени  сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. диаграмму 3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий. [13]

Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального района (см. диаграмму 4). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов  по уровню развития внешней среды предпринимательства.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. диаграмму 5), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29% (см. диаграмму 6). В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.

Помимо малых предприятий, в соответствии с российским законодательством субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные частные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек (см. диаграмму 7). Однако, по оценке специалистов Госкомстата России, фактически  их в 5-6 раз больше. В органах статистики зарегистрированы по преимуществу индивидуальные предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270 тысяч  (см. диаграмму 8). Почти треть из них сосредоточены в Северо-Кавказском районе.

В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ. [13]

3.2. Основные проблемы и перспективы развития российского малого бизнеса

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

§  в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

§  повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

§  уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

§  способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

§  в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

§  большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

§  расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

[8, с. 43]

 Можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

I.                   консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

II.                медленное расширение деловой активности;

III.             быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

          Говоря о перспективах развития малого бизнеса в России, нужно отметить, что для страны таких масштабов  малый бизнес вряд ли может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

 Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. [9, с. 158]

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

 Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. [4, с. 219]

 Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

 Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малый бизнес (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. [11, с. 31]

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. [5, с. 36]

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого бизнеса в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

 По нашему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого бизнеса в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

¨     нормативно-правовое;

¨     финансово-кредитное;

¨     обеспечение безопасности;

¨     информационно-техническое;

¨     организационное;

¨     кадровое и консультационное обеспечение;

¨     внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

 В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

 Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. [8, с. 46]

 

Заключение

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий.

Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого бизнеса, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

·        Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

·        Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

·        В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

·        В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

·        В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого бизнеса.

Сложившаяся   экономическая   ситуация  негативно  воздействует на малый  бизнес   по   всем   направлениям.  Уровень   инфляции  и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет.

Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Итак, основная цель работы и ее задачи были достигнуты, то есть были изучены характерные особенности малого бизнеса, критерии его определения.

Как одна из основных задач была рассмотрена система государственной поддержки малого бизнеса государством, описаны основные моменты в законодательстве РФ, регулирующие эту деятельность. Были исследованы  проблемы, роль малого бизнеса в России, а также его перспективы с использованием статистических данных.

Существуют прогнозы, что в России малые предприятия будут создавать к концу первого десятилетия XXI в 40 % ВВП, а затем приблизится к 60 % как в развитых странах. При этом число занятых в этом секторе экономики может достигнуть более 50 млн. человек.

Малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.

                                                                                                  

          Список  использованной литературы.

 

1.     Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

2.                 Постановление Правительства РСФСР «О мерах поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991г. № 406.

3.                 Постановление Правительства РФ « О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446.

4.                 Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал, № 8, 1993

5.                 Глухов В. Экономика малого предприятия. СПб: Специальная литература, 1997.

6.     Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса М.: «Издательство Приор», 1998 год.

7.                 Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л.  Малый бизнес М.:ИНФРА-М, 1998г.

8.                 Мягков П., Фесенко Е. Малый бизнес: государственная поддержка обязательна. //Российский экономический журнал, № 3, 1993

9.                 Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. – М.: Профиздат, 1991

10.            Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика - 1998г. № 3-4

11.            Шахмалов Ф. Малый бизнес в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. //Вопросы экономики, № 4, 1993

12.            Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка. //Деньги и кредит, № 1, 1992,

13.            http://www. rcsme. ru.