Содержание


1. Поток: его определение, основные параметры. 3

2. Характеристика складского хозяйства как одного из элементов логистики: виды: складов, показатели эффективности их работы. 8

Задача 1. 11

Задача 2. 12

Задача 3. 13

Список литературы.. 15


1. Поток: его определение, основные параметры.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других ма­териальных операций с сырьем, полуфабрикатами и гото­выми изделиями — начиная от первичного источника сы­рья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различ­ными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального по­тока, протекающего внутри склада предприятия оптовой торговли.[1]

На рис. 1 приведена принципиальная схема матери­ального потока на складе. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредствен­но на хранение2, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибыв­ший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточивается на участке хранения.

Рис. 1. Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли.

Пути движения груза из зоны хранения на участок по­грузки также могут быть различными. На рис. 1 изображе­но 4 варианта:

а)  участок хранения — участок погрузки;

б)  участок хранения — отправочная экспедиция — участок погрузки;

в) участок хранения — участок комплектования — отправочная экспедиция — участок погрузки; г) участок хранения — участок комплектования — уча­сток погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разно­образные операции: разгрузка, укладка на поддоны, пере­мещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по от­дельной операции, рассчитанный за определенный проме­жуток времени, за месяц, за год, представляет собой мате­риальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке това­ров на поддоны для предприятий оптовой торговли складс­кой площадью 5 тыс. м2 по проекту составляет 4383 т/год.

Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские из­держки можно представить в виде суммы затрат на выпол­нение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движе­ния материального потока внутри склада, издержки мож­но минимизировать.

На складах предприятий оптовой торговли материаль­ные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных уча­стков. Для этого суммируют объемы работ по всем логис­тическим операциям, осуществляемым на данном участке. Совокупный материальный Поток для всего предприя­тия оптовой торговли определяется суммированием мате­риальных потоков, протекающих на отдельных участках.[2]

Материальным потоком называются грузы, детали, то­варно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения гру­зов, деталей, товарно-материальных ценностей через транс­портные, производственные, складские звенья позволяет: •

*увидеть общий процесс продвижения изменяющего­ся продукта к конечному потребителю;

*проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измере­ния времени (сутки, месяц, год и т.д.). В нашем примере размерность материального потока — тонн/год.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным параметрам:

* отношение к логистической системе;

* натурально-вещественный состав потока;

* количество образующих поток грузов;

* удельный вес образующего поток груза;

* степень совместимости грузов;

* консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материаль­ный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внеш­ней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с гру­зом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логисти­ческую систему из внешней среды. В нашем примере он оп­ределяется суммой величин материальных потоков на опе­рациях разгрузки, т/год: Выходной материальный поток поступает из логис­тической системы во внешнюю среду. Для предприятия оп­товой торговли его можно определить, сложив материаль­ные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

По натурально-вещественному параметру материальные потоки делят на одноассортиментные и многоас­сортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, ово­щами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, ко­торое работает с одним наименованием груза.

По количественному параметру материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие.

Массовым считается поток, возникающий в процес­се транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный со­став или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не по­зволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке со­вмещения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуток между круп­ными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами, или автомоби­лями.

По удельному весу образующих поток грузов матери­альные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное ис­пользование грузоподъемности транспортных средств, тре­буют для хранения меньшего складского объема. Тяжело­весные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. При­мером тяжеловесного потока могут служить рассматрива­емые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не по­зволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2м3 — например, табачные изделия в процес­се транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и не­совместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продоволь­ственных товаров.

2. Характеристика складского хозяйства как одного из элементов логистики: виды: складов, показатели эффективности их работы.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда превращаются в материальный запас. Например, операция транспортировки груза желез­нодорожным транспортом. В тот момент, когда груз нахо­дится в пути, он является материальным запасом, так на­зываемым запасом в пути". Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапли­вания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целос­тный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупако­вать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потреби­телю. С этой целью в логистической системе организуется склад.[3]

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады гото­вой продукции позволяют содержать запас, обеспечиваю­щий непрерывность сбыта. На складах торговли накаплива­ются и ожидают своего потребителя готовые изделия.

Представление о гармонично организованной логисти­ческой системе, как о системе без складов ошибочно. Гар­мония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения веществен­ной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании усло­вий для оптимизации материального потока.

Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, тех­нологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.[4]

Склады в логистике рассматривают как элементы сис­тем товародвижения, и, в то же время, как самостоятель­ные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:

* задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;

* задачи по складам, как по самостоятельным системам.

Склады являются одним из важнейших элементов ло­гистических систем. Объективная необходимость в специ­ально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

В широком диапазоне варьируются размеры складов: небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. Годный груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более. Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность. Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад отель).

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизи­рованные, автоматизированные и автоматические.

Существенным признаком классификации складов яв­ляется возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или порто­вые склады (расположенные на территории железнодорож­ной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные.[5]

Задача 1.

Грузооборот склада равен 2000 т в месяц. 20% работ на участке разгрузки выполняются в ручную. Удельная стоимость ручной разгрузки выполняются вручную. Удельная разгрузки 10 руб. за тонну. Удельная стоимость механизированной разгрузки 1 руб. за тонну. На какую сумму снизиться совокупная стоимость переработки груза на складе, если весь груз будет разгружаться механизировано?

Решение:

Грузооборот* % /100 = 2000*20/100 = 400 т – ручная работа

Ручная работа *удельная разгрузка = 400*10 = 4000 рублей – цена ручной работы.

Грузооборот – ручная работа = 2000- 400 = 1600 т – механическая работа.

Механическая работа * удельная стоимость механизированной разгрузки = 1600*1= 1600 рублей – цена механической работы

Цена механической работы + цена ручной работы 1600+4000 = 5600 рублей - стоимость руной и механической работы.

Грузооборот * удельная стоимость механизированной разгрузки = 2000*1 = 2000 рублей – полная стоимость механической работы.

стоимость руной и механической работы - полная стоимость механической работы = 5600 – 2000 = 3600 рублей. – разница механизированной и ручной работы.

Вывод: Совокупная стоимость переработки груза на складе снизится на 3600 рублей.

Задача 2.

Природа логической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логических услуг. Логический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товара. Определить уровень сервиса.

Решение:

Номер услуги

Время, необходимо для оказания услуги, чел./ч

2

1

6

0,5

10

1

13

3

14

2

22

0,5

28

0,5

Рассчитаем уровень логического обслуживания по формуле:

η = ∑nti / ∑Nti*100

m = 7 - количество фактически оказываемых услуг;

∑t = 1+0,5+1+3+2+0,5+0,5 = 8,5 чел./ч

n = ∑t / m = 8,5/7 = 1,2 – количество, которое может быть добавлено к оказываемым услугам.

М = m+n = 7+1,2 = 8,2

η = m/M*100 = 7/8,2*100 = 85,3%

Вывод: Уровень сервиса в процентном отношении будет равен 85,3%.

Задача 3.

На территории района имеется восемь магазинов, торгующих продовольственными товарами. Найти место для расположения распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков.

Решение:

Номер магазина

Х

Y

Грузооборот магазинов

1

90

55

35

2

20

65

40

3

35

35

10

4

90

10

25

5

10

30

40

6

55

20

40

7

90

25

65

8

15

40

50

По формуле:

Хсклад = ∑Гii / ∑ Гi = 90*35+20*40+35*10+90*25+10*40+55*40+90*65+15*50 /(35+40+10+25+40+40+65+50) = 15750 / 305 = 51 км.

Yсклад = ∑Гш*Yi / ∑ Гш = 55*35+65*40+35*10+10*25+30*40+20*40+25*65+40*50 / (35+40+10+25+40+40+65+50) = 10750 /305 = 35 км.

Вывод: центром тяжести будет точка с координатами (51;35).

Список литературы

1.     Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 408 с.

2.     Бауэрсокс Д.Дж. Логистика - М Олимп бизнес, 2001 – 256 с.

3.     Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 2003 – 126 с.

4.     Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 324 с.

5.     Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 2004. – 258 с.



[1] Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 40 с.


[2] Бауэрсокс Д.Дж. Логистика - М Олимп бизнес, 2001 – 156 с.


[3] Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 2003 – 96 с.


[4] Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 224 с.


[5] Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 2004. – 158 с.