Содержание
1. Поток: его определение, основные параметры. 3
2. Характеристика складского хозяйства как одного из элементов логистики: виды: складов, показатели эффективности их работы. 8
Задача 1. 11
Задача 2. 12
Задача 3. 13
Список литературы.. 15
1. Поток: его определение, основные параметры.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада предприятия оптовой торговли.[1]
На рис. 1 приведена принципиальная схема материального потока на складе. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение2, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточивается на участке хранения.
Рис. 1. Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли.
Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 1 изображено 4 варианта:
а) участок хранения — участок погрузки;
б) участок хранения — отправочная экспедиция — участок погрузки;
в) участок хранения — участок комплектования — отправочная экспедиция — участок погрузки; г) участок хранения — участок комплектования — участок погрузки.
По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке товаров на поддоны для предприятий оптовой торговли складской площадью 5 тыс. м2 по проекту составляет 4383 т/год.
Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материального потока внутри склада, издержки можно минимизировать.
На складах предприятий оптовой торговли материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. Совокупный материальный Поток для всего предприятия оптовой торговли определяется суммированием материальных потоков, протекающих на отдельных участках.[2]
Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет: •
*увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;
*проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). В нашем примере размерность материального потока — тонн/год.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным параметрам:
* отношение к логистической системе;
* натурально-вещественный состав потока;
* количество образующих поток грузов;
* удельный вес образующего поток груза;
* степень совместимости грузов;
* консистенция грузов.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере он определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год: Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.
По натурально-вещественному параметру материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
По количественному параметру материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.
Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами, или автомобилями.
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.
Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2м3 — например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.
По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
2. Характеристика складского хозяйства как одного из элементов логистики: виды: складов, показатели эффективности их работы.
При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда превращаются в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым запасом в пути". Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической системе организуется склад.[3]
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.
Представление о гармонично организованной логистической системе, как о системе без складов ошибочно. Гармония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения вещественной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.[4]
Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения, и, в то же время, как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
* задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
* задачи по складам, как по самостоятельным системам.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
В широком диапазоне варьируются размеры складов: небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. Годный груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более. Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность. Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные.[5]
Задача 1.
Грузооборот склада равен 2000 т в месяц. 20% работ на участке разгрузки выполняются в ручную. Удельная стоимость ручной разгрузки выполняются вручную. Удельная разгрузки 10 руб. за тонну. Удельная стоимость механизированной разгрузки 1 руб. за тонну. На какую сумму снизиться совокупная стоимость переработки груза на складе, если весь груз будет разгружаться механизировано?
Решение:
Грузооборот* % /100 = 2000*20/100 = 400 т – ручная работа
Ручная работа *удельная разгрузка = 400*10 = 4000 рублей – цена ручной работы.
Грузооборот – ручная работа = 2000- 400 = 1600 т – механическая работа.
Механическая работа * удельная стоимость механизированной разгрузки = 1600*1= 1600 рублей – цена механической работы
Цена механической работы + цена ручной работы 1600+4000 = 5600 рублей - стоимость руной и механической работы.
Грузооборот * удельная стоимость механизированной разгрузки = 2000*1 = 2000 рублей – полная стоимость механической работы.
стоимость руной и механической работы - полная стоимость механической работы = 5600 – 2000 = 3600 рублей. – разница механизированной и ручной работы.
Вывод: Совокупная стоимость переработки груза на складе снизится на 3600 рублей.
Задача 2.
Природа логической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логических услуг. Логический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товара. Определить уровень сервиса.
Решение:
Номер услуги |
Время, необходимо для оказания услуги, чел./ч |
2 |
1 |
6 |
0,5 |
10 |
1 |
13 |
3 |
14 |
2 |
22 |
0,5 |
28 |
0,5 |
Рассчитаем уровень логического обслуживания по формуле:
η = ∑nti / ∑Nti*100
m = 7 - количество фактически оказываемых услуг;
∑t = 1+0,5+1+3+2+0,5+0,5 = 8,5 чел./ч
n = ∑t / m = 8,5/7 = 1,2 – количество, которое может быть добавлено к оказываемым услугам.
М = m+n = 7+1,2 = 8,2
η = m/M*100 = 7/8,2*100 = 85,3%
Вывод: Уровень сервиса в процентном отношении будет равен 85,3%.
Задача 3.
На территории района имеется восемь магазинов, торгующих продовольственными товарами. Найти место для расположения распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков.
Решение:
Номер магазина |
Х |
Y |
Грузооборот магазинов |
1 |
90 |
55 |
35 |
2 |
20 |
65 |
40 |
3 |
35 |
35 |
10 |
4 |
90 |
10 |
25 |
5 |
10 |
30 |
40 |
6 |
55 |
20 |
40 |
7 |
90 |
25 |
65 |
8 |
15 |
40 |
50 |
По формуле:
Хсклад = ∑Гi*Хi / ∑ Гi =
90*35+20*40+35*10+90*25+10*40+55*40+90*65+15*50 /(35+40+10+25+40+40+65+50) =
15750 / 305 =
Yсклад = ∑Гш*Yi / ∑ Гш =
55*35+65*40+35*10+10*25+30*40+20*40+25*65+40*50 / (35+40+10+25+40+40+65+50) = 10750
/305 =
Вывод: центром тяжести будет точка с координатами (51;35).
Список литературы
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 408 с.
2. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика - М Олимп бизнес, 2001 – 256 с.
3. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 2003 – 126 с.
4. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 324 с.
5. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 2004. – 258 с.
[1] Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 40 с.
[2] Бауэрсокс Д.Дж. Логистика - М Олимп бизнес, 2001 – 156 с.
[3] Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 2003 – 96 с.
[4] Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 224 с.
[5] Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 2004. – 158 с.