Содержание
Введение.. 3
Глава I. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.. 5
1.1 Психическое и психологическое здоровье. 5
1.2 Особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста 8
Литература.. 15
Введение
Психическое здоровье детей требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, имеющей специфические особенности для дошкольного возраста и для каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период развития.
Проблема сохранения здоровья людей, и в частности детей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для ее решения. При решении задачи сохранения здоровья людей важно понять, как бороться с теми причинами, которые порождают болезни.
Изучая здоровье во многих странах мира, специалисты из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического здоровья в здоровье ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное здоровье детей» (1979) доказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического здоровья, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и обусловленными социальными условиями.
Целью настоящей дипломной работы является выявление влияния психологического климата в семье на психологическое здоровье детей.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1) определить понятие и критерии психологического (психического) здоровья;
2) охарактеризовать понятия психологического климата и психологического благополучия в семье;
3) для конкретной группы детей исследовать их психологическое здоровье, а также психологический климат их семей;
4) для исследуемой группы дошкольников проследить влияние психологического климата в семье на их психическое здоровье;
5) обобщить результаты исследований и сделать общие выводы о влиянии психологического климата в семье на психическое здоровье детей дошкольного возраста.
Объектом исследования в дипломной работе является психологическое здоровье детей дошкольного возраста; предметом исследования – влияние психологического климата в семье на психологическое здоровье дошкольников.
Глава I. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
1.1 Психическое и психологическое здоровье
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствие болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть термин «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В специальной медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» употребляется широко. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Мы видим, что в упомянутое выше единство медицины и психологии уже включается и социология – ее наука и практика. В «Кратком словаре по социологии» дается подробное толкование термина «здоровье населения», который означает[1]:
1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;
3) Естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний;
4) Состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
5) Количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
Многие авторы не разделяют понятия психологического и психического здоровья человека, и употребляют их как синонимы[2]. Однако, в некоторых исследованиях психологическое здоровье человека, в отличие от психического, связывается с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое, т.е. термин «психологическое здоровье» является сужением термина «психическое здоровье» и трактуется как важная составляющая социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.[3]
В дальнейшем будем термины «психическое» и «психологическое здоровье» как синонимы.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявлений жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, гармоничностью развития личности.[4]
Средние индивидуальные нормы людей, и детей в частности, во многом зависят от социальной сущности человека. Мобилизуя опыт и достижения науки, человек может обеспечить возможность наиболее оптимальной реализации наследственной информации.
Между здоровьем и болезнью существует много переходных состояний. Диагностика ранних сдвигов, предшествующих развитию выраженного патологического процесса, возможна только при правильной ориентировке в нормальных показателях здоровья. Нужно не забывать о том, что не менее важное, а иногда и определяющее значение для человека имеет психическое здоровье как основа его социальной деятельности и жизнедеятельности организма.[5]
Современная наука, основываясь на трудах выдающихся советских ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева и их учеников, утверждают единство соматического и психического у человека. Физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны. Народная мудрость Выразила это в пословице: «В здоровом теле – здоровый дух». При этом под здоровым духом обычно подразумевается способность человека к полноценной деятельности. Но правильно отражая единство тела и духа, пословица не совсем точно отдает приоритет в здоровье телу. Известно много примеров, когда именно здоровый дух, сильная психика подчиняет слабое тело обеспечивая его здоровье. Великий русский полководец А. Суворов, родившийся болезненным ребенком, в результате сознательного закаливания организма и строгого режима выработал у себя исключительную физическую выносливость, позволявшему ему переносить тяготы воинской службы и быть примером для солдат. Это дало возможность Бернарду Шоу утверждать: «Здоровое тело – продукт здорового рассудка». Все эти факторы заставляют внимательно рассмотреть роль психики в обеспечении здоровья и деятельности человека.[6] Связь соматических заболеваний с нервными болезнями подмечена клиницистами давно. Невропатолог М. И. Аствацуров отмечал, что у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженным, чаще наблюдаются болезни сердца, у склонных к гневу – болезни печени, у людей со сниженным настроением, апатичных – болезни желудка и кишечника.[7]
1.2 Особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста
Проблема «здоровый ребенок» как один из основных медико-социальных вопросов здравоохранения и воспитания детей в настоящее время стоит особенно широко.
Сам термин психическое здоровье ребенка неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии ребенка. В одних случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается безусловно.[8]
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких потребностей лежит в основе детских неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).[9]
Чешские психологи И. Лангмейер, З. Матейчик (1984) подчеркивают, что лишь в виде исключения депривация может вызываться воздействие всего одного фактора, практически для каждой депривационной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребенка, которые у разных детей и в разные периоды развития находятся в разных взаимоотношениях. Поэтому так важно установить, какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых особенно вредно. При этом следует помнить, что разные дети, испытывающие воздействие одной и той же депривационной ситуации, ведут себя различно. Однако, считают авторы, каждый ребенок для своего здорового развития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов. Основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет недостаточное удовлетворение аффектных потребностей, то есть эмоциональная, аффективная депривация.
Несмотря на то, что во всех выше упомянутых работах употребляется термин «психическое здоровье», речь, по существу, идет главным образом о нарушениях психического здоровья: о причинах нарушения здоровья, проявлений симптомов нездоровья, неблагоприятных условия для психического здоровья и т. п. Этот факт еще в 1979 г. отметили эксперты Всемирной организации здравоохранения. Они сформулировали очень важную для психологической службы образования рекомендацию: перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса, от изучения вредных влияний, неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения.[10]
Основным условием нормального психосоциального здоровья ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. Подчеркивается, что в то же время ребенку следует предоставлять больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими людьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для жизнедеятельности. «Многие дети не имеют таких условий», - констатируется в докладе.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в разных странах убедительно доказали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие из проявлений можно рассматривать как проявления на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями (у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот).
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, проблемы, связанные с приемами пищи. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.[11]
Исследования представителями ВОЗ в разных странах мира проблемы воспитания детей родителями, поведение которых отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы могут играть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно, что основная причина нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и плохим отношением родителей к детям.
Интересным является еще один вывод экспертов ВОЗ: повышение уровня благосостояния необязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения способствовали улучшению психосоциального развития, а не приводили к возникновению новых проблем.
Проблемы психического здоровья детей рассматриваются в ряде работ медицинского характера (М. М. Кабанов, А.И. Захаров, Д. Р. Исаев, В. П. Козлов, С. М. Громбах, А. Н. Винокуров и др.). Указывается, что детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к средовым влияниям на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Установленным считается факт, что в основе патогенеза невроза у детей лежит деформация системы отношений развивающейся личности. Это приводит ее невротическому развитию, понимаемую в рамках концепции неврозов В. Н. Мясищева как нарушение особо значимых отношений личности, образующих целостную систему. А. И. Захаров подчеркивает: «Успешно лечить невроз ребенка можно, только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием, и нарушенными отношениями в семье».[12]
Наряду с психическим здоровьем, необходимо рассмотреть отклонения в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии ребенка – неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития , двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта ), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный , характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов (восприятия, наглядного и словеснологического мышления), процессов общения и формирования самоконтроля, затормаживается процесс смены ведущей деятельности . В частности, предметная деятельность становится ведущей у глухих и слабослышащих детей лишь к 5 годам, у умственно отсталых вообще к концу дошкольного возраста. У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития. При этом отклонения в психическом развитии могут обусловливаться и незначительными первичными нарушениями. Например, при снижении слуха в диапазоне речи шепотом уже возможны существенные нарушения в речевом развитии. При своевременном воздействии может быть достигнуто полное восстановление или замещение нарушенной вторичной функции, но спонтанная компенсация дефекта, как правило, не происходит.
Опишем основные виды психических расстройства у детей.
Гиперактивность – включает в себя следующие признаки[13]:
1. ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;
2. не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т.п.
3. двигательная активность ребенка, как правило не имеет определенной цели, просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно;
4. не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;
5. всегда нацелен на движение;
6. часто бывает болтливым.
C понятием гиперактивности связано понятие "импульсивность", которое включает в себя следующие признаки:
1. ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
2. с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки;
3. обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о "гиперактивности" и "импульсивности" можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум 6 и сохраняются они не менее 6 месяцев. Клиническая картина с гиперактивностью становится наиболее очевидной к моменту, когда ребенок попадает в детский сад и принимает угрожающий характер в начальной школе, когда часто можно гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность.[14]
Эмоционально-поведенческие расстройства у детей проявляются в виде страхов при изменении привычной для него обстановки, изменений режима, расширения круга общения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.[15]
Проблемы общения являются одним из наиболее часто встречающихся видов эмоционального расстройства. В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных. Движущей силой детского развития является противоречие между двумя отношениями ребенка к миру - между формой общения, которую он может, хочет или должен осуществить, и формой предметной деятельности, которая ему доступна или которая ему или от него требуется.
Одним из эмоциональных расстройств у детей является просоциальное поведение (от лат. рrо приставка, обозначающая действующего в интересах когото и socialis общественный) – поведение ребенка, которое ориентировано на благо социальных групп. Просоциальное поведение противоположно антисоциальному поведению.[16]
Научные данные последних лет и анализ опыта работы практических психологов в учреждениях образования свидетельствует, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.
Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья? Потому что в каждом возрастном периоде жизни ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании, игре и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят это поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.
Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы готовим ребенка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребенка в его собственных глазах. Он-то живет сегодня: сегодня чувствует, действует, чего-то хочет… Не случайно Я. Корчак обращал на это самое пристальное внимание. Он писал: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок смеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?… Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на перерисовку буквы, на подробное рассматривание картинки, и все это любовно. Он прав».[17]
Условия для здорового развития детей – это целостная медико-психолого-педагогическая система, включенная в социальный и культурный контекст эпохи. Основной характеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития (Л. С. Выготский). Ее основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Если эти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможна реализация своего психического здоровья ребенка. «Может показаться непонятным, - писал И. В. Гончаренко, - почему одна и та же среда, как в широком, так и в узком смысле, один детский сад, одни воспитатели и т. п. формируют далеко не одинаковых людей. Но полностью идентичного, одинакового в природе нет ничего, даже двух листочков с одного дерева, тем более – если речь идет о развитии такой сложной системы, как человек. Он – объект скрещивания самых разных влияний, не совпадающих ни на каком этапе и складывающийся каждый раз в новую комбинацию. Неповторимый набор прочитанных и усвоенных книг, состав прослушанных лекторов, увиденных спектаклей, бесед, встреч, каждый раз новое сочетание впечатлений и новое их переживание и осмысление – все это всегда дает непредсказуемый результат.
Кроме того, сам воспринимающий на каждое действие извне реагирует сугубо индивидуально: одно проходит мимо него почти не задев, другое оставляет глубокий след. Отсюда среда одна – результат разный»[18].
Таким образом, основу психического здоровья дошкольника составляет полноценное психическое здоровье ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушение психического здоровья, а следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Неотъемлемой частью общего здоровья является психическое здоровье, которое более подвержено влиянию внешних факторов. Период дошкольного детства – это фундамент жизни, а не предварительный этап «настоящей» жизни, поэтому очень важно на данном этапе жизни ребенка не допустить нарушения здоровья и особенно психического. А для того, чтобы здоровье всегда было «в норме», необходимо выявить факторы его нарушающие
Литература
1. Александровский Ю.С. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Медицина, 2003.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1995.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Наука, 1968.
4. Большой психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко. – СПб.: Проспект, 2003.
5. Болотовский Г.В., Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок. – М.: ФилинЪ, 2002.
6. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Путь к здоровью. – М.: Наука, 1989.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. – М.: Наука, 1984. Т. 3,4.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2001.
9. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 2002.
10. Давыдовский И.В., Снежевский А.В. О социальном и биологическом в этиологии психических болезней. // Соотношение биологического и социального в человеке. – М.: Наука, 1995.
11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1979.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
13. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М.: Наука, 1979.
14. Краткий словарь по социологии / под общей ред. проф. С.М. Семонова. – М.: Социум, 1989.
15. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – М.: Дело, 2002.
16. Лебедева Л.В., Рождественская Е.А. Некоторые особенности переживания коммуникативного стресса детьми дошкольного возраста. // Сибирский психологический журнал. – Томск, 1999. – Выпуск 10. – С.75-77.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1977.
18. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Наше поколение, 2003.
19. Мясищев В. Н. Собрание сочинений. – М.: Медицина, 1982.
20. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2004.
21. Рождественская Е.А. Фактор фрустрации в переживании коммуникативного стресса в учебном процессе. / Психологический универсум образования человека ноэтического. – Томск, 1999. – С. 304-310
22. Усов И. Н. Здоровый ребенок. – М.: Юнити-Дана, 2004.
23. Фролов И. Т. Перспективы человека – М.: Наука, 1983.
24. Шванцара Й и др. Диагностика психического развития. – М.: Наука, 2001.
25. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - №4.
26. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1989.
27. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Просвещение, 2001.
28. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Сфера», 1999.
[1] Краткий словарь по социологии / под общей ред. проф. С.М. Семонова. – М.: Социум, 1989. – с. 76-77.
[2] См. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2004. – с. 189 с.
[3] Давыдовский И.В., Снежевский А.В. О социальном и биологическом в этиологии психических болезней. // Соотношение биологического и социального в человеке. – М.: Наука, 1995. – с. 12-13.
[4] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - №4. – с. 14-15.
[5] Александровский Ю.С. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Медицина, 2003. – с. 18.
[6] См. Шванцара Й и др. Диагностика психического развития. – М.: Наука, 2001. – с. 47.
[7] Александровский Ю.С. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Медицина, 2003. – с. 173.
[8] Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 2002. – с. 13.
[9] Рождественская Е.А. Фактор фрустрации в переживании коммуникативного стресса в учебном процессе. / Психологический универсум образования человека ноэтического. – Томск, 1999. – С. 305
[10] Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2004. – с. 162.
[11] Лебедева Л.В., Рождественская Е.А. Некоторые особенности переживания коммуникативного стресса детьми дошкольного возраста. // Сибирский психологический журнал. – Томск, 1999. – Выпуск 10. – с.75.
[12] Цит. по Мясищев В. Н. Собрание сочинений. – М.: Медицина, 1982. – с. 5.
[13] Болотовский Г.В., Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок. – М.: ФилинЪ, 2002. – с. 182.
[14] Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 2002. – с. 145-146.
[15] Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Наше поколение, 2003. – с. 102.
[16] Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Сфера», 1999. – с. 78.
[17] Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М.: Наука, 1979. – с. 97.
[18] Цит. по: Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2004. – с. 203-204.