Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 13

Тест 1. 13

Тест 2. 13

Тест 3. 14

Задание 3. 15

Задача 1. 15

Задача 2. 15

Список литературы.. 16



Задание 1

Тема № 12 Планирование бизнеса

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием (1, стр. 20).

          Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования  предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции (1, стр. 22). Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

ü максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные действия;

ü использовать инновации в своей деятельности;

ü своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;

ü объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.

           Одновременно план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.

         План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы (1, стр. 30).

         Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие.

       План – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий.

           Планирование - это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу (1, стр. 21). Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

·        цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженный системой установленных показателей;

·        средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

·        правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

·        этапы и сроки выполнения работ;

·        исполнители плана по срокам и видам работ

·        методы, этапы и средства контроля выполнения плана.


В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации .

          Бизнес - план является  постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом. Бизнес – план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны:    мелкая фирма для разработки бизнес – плана может привлечь специалистов – консультантов.

          Таким образом, бизнес – план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в платежеспособности проработки  проекта и осведомлены о его эффективности.

          В отличие от западных стран  деловое планирование России имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес – планов, бизнес – проектов и бизнес – справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес – планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки вопросов бизнес – планирования, да и рыночные отношения ещё весьма далеки от желаемого уровня.

          Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес – планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развёрнутого бизнес – плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико–экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес – плана может быть компенсировано знанием «глубины» отечественного бизнеса и интуиции .

          Предпринимательство – это ответственность, риск, оперативность, гибкость в принятии решений и использовании ресурсов, нацелено на получение доходов и дополнительного развития предприятия.

          В современном обществе это особый вид деятельности, в основе которой лежит полная экономическая свобода в принятии решений.

          Сущность предпринимательской деятельности – развитие, направленное на расширение сферы деятельности, позволяющей получение максимальной прибыли.

          Предпринимательство, прежде всего мыслительный процесс. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя однако, этого не достаточно. Очень большую роль играет случай, удача, везение. Именно о попытке помочь каждому индивиду выработать свой собственный стереотип, и сводится основная задача курса предпринимательства. На основе этого индивид конструирует в своём сознании собственную картину мира, как исходную базу для анализа любого выявленного фактора, характеризующего окружающую среду.

        Таким образом, в профессиональном смысле предпринимательство рассматривается, как умение организовать естественный бизнес и достаточно усиленно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

        Для высокой эффективности работы, деятельность предпринимателя должна обязательно планироваться.    

        Особое значение в российских условиях приобретают разработка и реализация планов организации и развития бизнеса – бизнес-план. Статистические данные о неудачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем используется бизнес – план.

        Бизнес – план  – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес – плана являются:

·        приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;

·        осуществление инвестиционных проектов;

·        реализация отдельных коммерческих операций;

·        эмиссия ценных бумаг;  

·        определение перспектив развития фирмы;

·        проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);

·        финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.


Бизнес – план выполняет девять основных функций , как внешних , так и внутренних , жизненно важных для деятельности самого предприятия .

1.     Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес- план – лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием.

2.     На известном этапе экономического развития и становления рынка , рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес – плана начнёт восприниматься как нечто абсурдное и вызове настороженное  со стороны  партнеров , кредиторов и клиентов .Наличие бизнес – плана обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

3.     Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала , который содержится в бизнес – плане .

4.     Наличие бизнес – плана чаще всего чисто психологически вызывает ощущение основательности, продуманности и солидности предпринимательского начинания, его владельца.

5.     Процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.

6.     Бизнес – план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу .

7.     Придаёт бизнесу целенаправленность т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей. 

8.     Бизнес – план – это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям .

9.     В процессе составления бизнес – план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями.


 Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.

        Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:

1.     Изучить ёмкость рынка

2.     Оценить затраты

3.     Обнаружить «подводные камни»

4.     Определить финансово-экономические показатели

       

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении (3, стр. 23). В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

 Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

·        первый год — данные приводятся помесячно

·        второй год — данные приводятся поквартально

·        третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

 

 Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:

·        первый год — данные приводятся помесячно

·        второй год — данные приводятся поквартально

·        третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

 

 Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

·        первый год — данные приводятся помесячно

·        второй год — данные приводятся поквартально

·        третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.


Среди анализируемых показателей выделяются:

а) доходы от продаж товаров;

б) издержки производства товаров;

в) суммарная прибыль от продаж;

г) общепроизводственные расходы (по видам);

д) чистая прибыль.

 

Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

 

График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции ( в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

 

Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:

1) Сколько требуется средств для реализации данного проекта.

2) Источники финансовых ресурсов и форма их получения.

Источниками могут служить:

а) собственные средства;

б) кредиты банков;

в) привлечение средств партнеров;

г) привлечение средств акционеров и так далее.

3) Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.

Рекомендуется также включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.


Задание 2

Тест 1

Фискальная политика государства – это:

a)     изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного роста экономики;

b)    правительственная политика, направленная на увеличение совокупного спроса, которая реализуется через рост расходов или снижение государственных расходов;

c)     политика государства, направленная на рост ВНП в долгосрочном периоде через рост государственных субсидий.

Ответ: по определению, фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов и бюджета (6, стр. 424)  из приведённых вариантов ближе всего к этому определению вариант А.


Тест 2

          Когда ЦБ продаёт государственные ценные бумаги коммерческим банкам, тогда:

a)     увеличивается государственная задолженность;

b)    снижается текущая ставка процента;

c)     увеличиваются кредиты коммерческих банков;

d)    снижаются избыточные резервы коммерческих банков.

Ответ: d, т.к. они вкладывают избыточные резервы в государственные ценные бумаги.


Тест 3

Кто из нижеперечисленных лиц имеет имущественное право на имущество ликвидируемого АО?

a)     Владельцы привилегированных акций;

b)    Владельцы обыкновенных акций;

c)     Владельцы облигаций

Ответ: согласно закону РФ «О акционерных обществах» б. Владельцы привилегированных акций имеют право на первоочередное погашение задолженности по дивидендам.


Задание 3

Задача 1

Имеются итоговые показатели инвестиционного проекта, тыс. руб.:

1.     прибыль от операций (В) – 21103;

2.     амортизационные отчисления (А) – 4647;

3.     инвестиционные затраты (И) – 9390;

4.     налоговые выплаты (Н) – 8105;

Определить чистый доход инвестиционного проекта и оценить его эффективность, если норма рентабельности инвестиционных затрат должна быть не менее 80%.

Решение:

          Найдём чистую прибыль (доход) ЧП = В – А – Н = 21103 – 4647 – 8105 = 8351 тыс. руб.

          Оценим эффективность проекта, по условию норма рентабельности инвестиционных затрат 80%, т.е. проект можно признать эффективным, когда прибыль не меньше 9390 * 0,8 = 7512 тыс. руб. В нашем случае этот порог превышен, а значит, проект можно назвать эффективным.  


Задача 2

          Облигация номиналом 100 рублей с 5% купонной ставкой и сроком погашения 5 лет приобретена с дисконтом 10%. Какова её общая доходность?

Решение:

          Найдём цену приобретения (рыночную) акции 100 * (1 – 0,1) = 90 рублей.

          Доходность акции это отношение дохода, который она приносит к её рыночной стоимости: 100 * 0,05 / 90 *100% = 5,55%.

Список литературы

1.     Архипов А. И. Экономика – М.: «Проспект» 2003.

2.     Волков О. И. Экономика предприятия. – М.: «ИНФРА – М»., 2003.

3.     Гребнев А.И.  Планирование на предприятиях. Учебник. – М.: Экономика, 2004.

4.     Казаков А. П. Экономика: Курс лекций – М., 2001.

5.     Кравченко Л.И. Бизнес-планирование. – 4-е изд., пераб. и доп. – Мн.: «Высшая школа», 2005.

6.     Современный экономический словарь. – М.: «Инфра-М», 2003.