Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая информатика»
Вариант 14
Выполнила: студентка гр. ФКП-42
Ермакова Валентина Александровна.
Специальность: финансы и кредит
Номер зачетной книжки: 042073
Проверил:
Новосибирск – 2005
Содержание
Задание 1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике.................................................................................. 5
1.1. Автоматизация в экономике....................................................... 5
1.2. Маршрут правильного движения.............................................. 6
1.3. Сроки........................................................................................... 7
1.4. Стоимость.................................................................................... 7
1.5. Управление.................................................................................. 8
Задание 2. Методы доступа к информационным ресурсам................. 9
2.1. Виды информационных ресурсов.............................................. 9
2.2. Государственная политика в сфере информационных ресурсов 9
Задание 3. Использование табличного процессора Microsoft Excel. 12
3.1. Постановка задачи.................................................................... 12
3.2. Создание структуры таблицы и заполнение ее
исходными данными................................................................ 13
3.2.1. Создание заголовка таблицы............................................. 13
3.2.2. Создание заголовков столбцов таблицы........................... 13
3.2.3. Ввод исходных данных...................................................... 13
3.2.4. Вид исходной таблицы....................................................... 13
3.2.5. Проведение расчетов.......................................................... 14
3.3. Использование фильтрации...................................................... 15
3.3.1. Отбор товаров со стоимостью перевозки авиатранспортом
от 6000 до 8500 рублей..................................................... 15
3.3.2. Отбор товаров с максимальной стоимостью перевозки... 16
3.4. Подсчет количества товаров со средней стоимостью
более 6000 рублей.................................................................... 16
3.5. Построение гистограммы расходов......................................... 18
Список источников.............................................................................. 19
Задание 1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике
1.1. Автоматизация в экономике
Автоматизация бизнес-процессов – термин, который на слуху уже не первый год. Обещая баснословную прибыль, многочисленные «автоматизаторы» внедряют под знаменем новейших технологий разнообразные решения, призванные повысить эффективность бизнеса своего клиента. И часто это происходит так, что клиент слабо ориентируется, как же происходит процесс внедрения, а фирмы, осуществляющие внедрение, не утруждают себя, чтобы сделать автоматизацию хоть сколько-нибудь прозрачной[1].
Цель автоматизации бизнес-процессов — повышение надежности и оперативности предоставления информации и выделение большего времени сотрудников на ее анализ, а не на обработку. Кроме того, цель автоматизации может состоять в реорганизации бизнес-процессов. В любом случае стоимость внедрения достигает 1-2% от месячного оборота компании. Если же бизнес - цели не ясны или бюджет вашего предприятия просто не выдержит рыночной цены внедрения, то лучший выход — отложить подобное мероприятие.
Следует понимать, что внедрение не сводится к покупке коробки. Любое программное обеспечение требует поддержки, и деловое – в особенности.
Важный момент состоит в том, что самостоятельное внедрение является малоэффективным
1.2. Маршрут правильного движения
Процесс внедрения запутан и сложен и имеет определенные свойства. Подобно любому маршруту, внедрение должно быть ограничено как в пространстве — иметь конечную цель, так и во времени. Нечеткость в этих вопросах приводит к тому, что блуждания становятся бесконечными, а цель — недостижимой. Сложный маршрут (а простых внедрений не бывает) всегда состоит из этапов. В случае автоматизации эти этапы можно выделить следующим образом[2].
Этап 1. Стратегическое планирование. Топ-менеджеры компании должны сформулировать бизнес-цели и стратегию на ближайшие год-два. Это задачи именно высшего руководства.
Этап 2. Формализация бизнес-процессов. После понимания задач можно переходить к следующему этапу — постановке задач на автоматизацию. Кратко - какие задачи будут автоматизированы и как.
Этап 3. Оптимизация бизнес-процессов. Первое системное и реальное представление о целях и бизнес-процессах, подлежащих автоматизации, полученное в результате второго этапа, почти всегда неоптимальное.
Этап 4. Техническое задание. Опираясь на утвержденную постановку, можно разрабатывать ТЗ. В задании детально описываются все объекты информационной системы, их поведение и т. д. И чем подробнее будет ТЗ, тем лучше.
Этап 5. Кодирование. После утверждения ТЗ можно приступать к кодированию. Это дело внедряющей организации.
Этап 6. Разработка должностных инструкций. Именно должностные инструкции облегчат в дальнейшем и обучение, и опытную эксплуатацию – меньше придется волноваться и заказчикам, и внедренцам. Кодирование и разработка должностных инструкций могут проходить параллельно.
Этап 7. Обучение пользователей. В результате внедрения практически всегда происходит реинжиниринг и реструктуризация. Это означает, что сотрудники предприятия будут вынуждены работать по-новому. Другими словами, нужно учесть и человеческий фактор.
Этап 8. Опытная эксплуатация. Этап, на котором можно объективно оценить все сделанное ранее. Система начинает работать не на бумаге и показывать свою эффективность/неэффективность.
1.3. Сроки
Сроки внедрения в первую очередь определяются не сложностью задачи, а скоростью принятия решения заказчиком
Постановка задачи на автоматизацию в значительной степени зависит от той среды, в которой произойдет автоматизация, и определяется тем средством, которое будет выбрано для решения.
На этом этапе уже станет ясна и примерная сложность задачи.
1.4. Стоимость
Автоматизация - это бизнес. Значит, определение стоимости процесса описывается общими экономическими законами. Труд среднего специалиста средней внедряющей фирмы объективно определяется временем его работы. Поэтому у каждой внедряющей фирмы единица трудозатрат определяется квалификацией персонала — эта единица является базой для расчета.
Известно три способа договорного определения стоимости внедрения[3].
Способ 1. Авантюрный. Стороны и договариваются на некоторую долю прироста прибыли, полученного в результате автоматизации. Этот способ достаточно редок.
Способ 2. Проектный. В таком случае стороны четко оговаривают, что, в какие сроки и за какие деньги будет сделано.
Способ 3. Рамочный договор о сотрудничестве. В отличие от проектного способа, стороны констатируют общее видение предполагаемых задач, сроков и стоимости, но фиксируют лишь те задачи и этапы работ, которые им ясны на 100% и договариваются, что новые задачи можно формулировать и выполнять оговоренным способом, по мере их прояснения. И так до тех пор, пока окончательная цель не будет достигнута. Меньшая жесткость - меньший риск.
1.5. Управление
Процесс управления практически любым объектом можно представить циклом.
При автоматизации системы управления предприятием автоматизировать нужно фазы планирования, исполнения, контроля и анализа.
Коэффициент автоматизации. Автоматизация нужна для повышения эффективности бизнеса. Замена алгоритмизируемых человеческих операций на машинные совершенно формально приводит к увеличению эффективности и надежности всей системы. Именно в этом и состоит задача автоматизации.
Решения. На сегодняшний день, как во всем мире, так и в России существуют разнообразные решения на различных платформах, призванные в максимально короткие сроки автоматизировать деятельность предприятий. Например, это довольно распространенные в странах СНГ системы на базе «1С:Предприятие». Но, абсолютно готовых к употреблению решений не бывает - каждое предприятие имеет свои особенности, которые нельзя первоначально учесть в универсальном пакете.
Но, тем не менее, эффективность автоматизации бизнес-процессов давно доказана, и единственным препятствием на пути внедрения является непонимание его сути заказчиками и непрофессионализм исполнителей. Хотя уже сегодня в России ощущается значительный прогресс в данном направлении, что не может не внушать оптимизм
Задание 2. Методы доступа к информационным ресурсам
2.1. Виды информационных ресурсов
Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства.
Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ.
В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:
· государственные;
· межгосударственные;
· негосударственные (в том числе коммерческие);
· смешанной собственности.
2.2. Государственная политика в сфере информационных ресурсов
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития.
Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.
Необходимо формирование единого информационного пространства России, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.
При всех недостатках информационно - управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов.
На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Для увеличения активности пользователей необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, создание центров свободного доступа к глобальным информационным системам мира, провести широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати, издание соответствующей массовой литературы и т.д.
В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании.
Особую поддержку государство должно оказывать тем негосударственным структурам, которые ориентированы на информационное обслуживание массового пользователя. Негосударственным организациям следует разрешить участвовать в формировании и использовании государственных информационных ресурсов и в оказании на их основе информационных услуг при наличии соответствующей государственной лицензии.
Обеспечение работ по созданию государственных информационных ресурсов должно быть возложено на соответствующие органы государственной власти, выступающие в качестве государственных заказчиков систем информатизации, которые должны отвечать за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых информационных ресурсов.
Важнейшим этапом формирования государственной политики является определение приоритетов для государственных информационных ресурсов.
Формирование и использование государственных информационных ресурсов должно организовываться по принципу прямого доступа. На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации.
В регионах информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. Информацию, входящую в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.
Задание 3. Использование табличного процессора Microsoft Excel
3.1. Постановка задачи
В табличном процессоре MS Excel создать таблицу следующей структуры:
Стоимость перевозки товаров по видам транспорта
Код товара |
Стоимость перевозки (всего) |
В том числе |
Средняя стоимость |
Процент |
||
Авто- транспорт |
Железно- дорожный транспорт |
Авиа-транспор |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
820 |
|
2000 |
3600 |
5200 |
|
|
870 |
|
3700 |
4000 |
5500 |
|
|
890 |
|
4500 |
5000 |
7000 |
|
|
900 |
|
5000 |
7000 |
9500 |
|
|
920 |
|
5400 |
6800 |
8200 |
|
|
940 |
|
5100 |
6400 |
7100 |
|
|
990 |
|
5800 |
7200 |
8100 |
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
Формулы для расчета:
Графа 2 = СУММ(графа 3:графа 5)
Итог графы 2 = СУММ(графа 2)
Графа 6 = СРЗНАЧ(графа 3:графа 5)
Графа 7 = графа 2/итог графы 2*100%
Задание:
1. У каких товаров стоимость перевоз авиатранспортом составляет от 6000 до 8500 рублей.
2. У каких товаров суммарная стоимость перевозки максимальна.
3. Сколько товаров имеют среднюю стоимость более 6000 рублей.
4. Построить гистограмму распределения стоимости перевозки для каждого вида транспорта.
3.2. Создание структуры таблицы и заполнение ее исходными данными
3.2.1. Создание заголовка таблицы
Выделим диапазон ячеек A1:G1. Из контекстного меню выберем пункт Формат ячеек. В открывшемся окне на вкладке Выравнивание установим флажок объединение ячеек, а также выравнивание по центру по горизонтали и по вертикали. На вкладке Шрифт установим 12 размер и полужирное начертание.
3.2.2. Создание заголовков столбцов таблицы
В объединения ячеек A3:A4, B3:B4, F3:F4, G3:G4 введем соответственно строки: «Код товара», «Стоимость перевозки (всего)», «Средняя стоимость» и «Процент».
В ячейки C4, D4 и E4 введем строки «Автотранспорт», «Железнодорожный транспорт» и «Авиатранспорт».
В объединение ячеек С3:Е3 введем «В том числе:».
В ячейки А5 – G5 введем номера столбцов от 1 до 7.
3.2.3. Ввод исходных данных
В ячейки А6 – А12, С6 – С12, D6 – D12 и E6 – E12 введем исходные данные о Кодах товаров и Расходах на автотранспорт, Расходах на железнодорожный транспорт и Расходах на авиатранспорт по каждому товару.
В ячейку А14 введем текст «Итого:», задав полужирное начертание и выравнивание по правому краю.
3.2.4. Вид исходной таблицы
После заполнения таблицы исходными данными, окно Microsoft Excel примет вид:
3.2.5. Проведение расчетов
После ввода всех формул для расчета таблица в режиме просмотра формул будет иметь вид:
В режиме просмотра расчетов окно имеет вид:
3.3. Использование фильтрации
3.3.1. Отбор товаров со стоимостью перевозки авиатранспортом от 6000 до 8500 рублей
Для отбора данных воспользуемся Автофильтром[4] Перейдем к одной из ячеек с номерами столбцов и выполним пункт меню Данные > Фильтр > Автофильтр. После этого в ячейках с номерами столбцов появятся стрелки меню автофильтра.
В этом меню для столбца Авиатранспорт выберем пункт Условие. В открывшемся окне Пользовательского фильтра зададим условие
Будут отобраны следующие данные:
3.3.2. Отбор товаров с максимальной стоимостью перевозки
Из меню расширенного фильтра для столбца Стоимость перевозки (всего) выберем максимальное значение. Будет отобрана строка, в которой стоимость перевозки максимальна:
3.4. Подсчет количества товаров со средней стоимостью более 6000 рублей
В объединение ячеек A17:F17 введем поясняющий текст «Количество товаров со средней стоимостью более 6000 рублей».
Перейдем в ячейку G17 и выберем функцию СЧЕТЕСЛИ. Для этой следующие аргументы:
Получим результат:
3.5. Построение гистограммы расходов
Для построения Гистограммы распределения стоимости перевозки для каждого вида транспорта воспользуемся Мастером диаграмм[5].
На первом шаге мастера выберем тип Обычная гистограмма.
На следующем шаге зададим диапазон С6:С12. На вкладке Ряд зададим Подписи оси Х – наименования транспорта. Для каждого ряда зададим Имя – Наименование транспорта. Подписи оси Х – Коды товаров.
На третьем шаге введем заголовок гистограммы «Распределение стоимости перевозок», подпись оси Х – Код товара, подпись оси Y – Сумма (руб). Разместим создаваемую диаграмму на отдельном листе, которому присвоим имя Гистограмма статей расходов.
В результате получим следующую гистограмму:
Список источников
1. Александра Гнатуш, журнал "IT Manager" #14(2)/2004
2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 920 с.: ил.
3. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. Москва, издательство «Нолидж», 1999 – 624 с.
4. Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Учебное пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 – 304 с.
5. Мэтью Рейнольдс. Электронная коммерция. Основы программирования. Издательство Лори, 2001 – 538 с.
[1] Мэтью Рейнолдьс. Электронная коммерция. Основы программирования. Издательство Лори, 2001, стр. 153
[2] А. Гнатуш, журнал «IT Manager» № 14(2)/2004
[3] Мэтью Рейнольдс. Электронная коммерция. Основы программирования. Издательство Лори, 2001, стр. 227
[4] Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Изд. 2-е, переработанное и дополненное, стр. 94
[5] Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М. ОЛМА-ПРЕСС, 2003, стр. 544