Содержание





Введение.. 3

1. Комплексные направления деятельности PR.. 5

1.1. Паблисити. Имидж... 5

1.2. Организация специальных событий. 7

1.3. Значение PR  в формировании имиджа организации. 10

2. Визуальные средства.. 12

Заключение.. 19

Список литературы... 21


Введение

Последняя четверть XX-го века - время, когда компании, корпорации и просто мелкие фирмы открыли для себя силу репутации или как её иногда принято называть имиджа. Сейчас говорят, что имидж можно определить как одну из основных причин победы или поражения в бизнесе и общественной жизни (не будем забывать, что о своём выживании заботятся также и некоммерческие организации). Никто не знает полного объема тех средств, которые затрачиваются на формирование имиджа той или иной общественной кампании, личности или фирмы.

Но можно привести немало примеров, подтверждающих тот факт, что эти затраты однозначно оправданы негативным эффектом стихийного формирования имиджа. Особое значение имидж имеет для крупных и хорошо известных организаций. Такая организация – на виду общественности и в центре внимания СМИ. Ей некуда спрятаться от общественного порицания и невозможно бесследно раствориться в рыночной стихии. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением, используя как собственные подразделения паблик рилейшнз, так и привлекая внешние агентства. Любая крупная и влиятельная организация должна заслужить доверие общества, иными словами, иметь положительный имидж. Именно поэтому данная тема является актульной.

 Рост конкуренции на рынке товаров и услуг давно уже заставил руководство фирм и компаний задумываться о том, как они воспринимаются обществом. Сегодня  ни для кого не секрет, что  создание верного имиджа помогает покупателю воспринимать деятельность организации, или  товар, который производит фирма  как нечто отличное от других аналогичных продуктов, нечто лучшее. Положительный имидж, таким образом, всегда прокладывает дорогу позитивной репутации в более широких и существенных областях, таких как качество продукции.

Поскольку всем понятно, что создание благоприятного имиджа - одно из ключевых звеньев в деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе, то не приходится удивляться, что эта высокая значимость имиджа для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему. Но, несмотря на большое количество работ по данной тематике, тема данной работы кажется нам  актуальной. Объяснить это можно тем, что большое количество исследований – это не учитывающие специфику постсоветского пространства работы западных авторов, и посвящены они  исследованиям деятельности крупных фирм в их работе над собственным корпоративным имиджем.  Нам же казалось важным установить стратегию фирмы, компании, общественной организации, которые еще только начинают работать над формированием собственного имиджа. В этом мы видели цель данной работы.

  Практическое значение данной работы заключается, как нам кажется, в том, что она способна помочь специалисту по PR определить, какую помощь в работе по формированию  имиджа фирмы, компании, организации он может оказать он может оказать руководству.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение Комплексных направлений деятельности PR предприятии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие паблисити и имиджу, рассмотреть их сущность;

-       Рассмотреть организацию специальных событий на предприятии;

-       Описать значение PR формировании имиджа предприятия;

-       Разработать визуальные средства презентации предприятия на примере ОАО «ДальТранс».


1. Комплексные направления деятельности PR

1.1. Паблисити. Имидж

Существует два в настоящее время широко употребляемых термина - паблисити и паблик рилейшнз. Несмотря на то, что ими часто обозначают одно и тоже: они имеют отличия:

Паблик Рилейшнз - общественные связи - организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения ее репутации.. Осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества.[1]

Паблисити - 1) неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене, которые не оплачиваются определенным спонсором; 2) публичность, гласность, известность, популярность.

Выбор стратегии в паблисити, которая соответствует возможностям, начинается с реальной оценки потребностей и возможностей как с эмоциональной, так и с практической точки зрения.

Лишь немногие из предпринимателей боятся паблисити. Большинство из них считают, что чем его больше, тем лучше. Им бы хотелось иметь публикации в газетах по всей стране, интервью по общенациональному радио и телевидению и сообщения в коммерческих, профессиональных и промышленных журналах. И все это в самый короткий срок. Нельзя утверждать, что такое невозможно вообще. Всегда есть шанс получить паблисити в любом СМИ, как в местном, так и в национальном. Цели и планы по получению паблисити должны соответствовать ресурсам времени сотрудника, назначенного для выполнения этих функций.

Существуют проверенные способы, которые позволяют использовать время эффективно и сократить его для проведения отдельных этапов программы паблисити:

-       необходимо сфокусироваться на основных целях и научится говорить «нет», если какое-то предложение не соответствует основным интересам фирмы;

-       следует приготовить специальные листы с фактологическими и биографическими данными, фотографии, сосредоточить все собранное в одном месте и разложить в определенной последовательности еще до того, как начать контактировать с СМИ;

-       лучше сразу обеспечить СМИ всеми деталями, фактами, технической информацией;

-       следует планировать на определенное время только одно дело, заниматься им, и пока оно не закончится, не приниматься за другое;

-       надо планировать свое расписание так, чтобы не было наложения времени и не требовалось дополнительных звонков или договоренностей для его корректирования;

-       нужно планировать только то, что реально выполнить;

-       следует стыковаться с другими проектами, для которых уже проведена общая работа или подготовка.[2]

Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж (образ). Независимо от желаний как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж - объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса Понятие "имидж" происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего "имитировать". Согласно толковому словарю Вебстера, имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды.  Д.Доти в книге "Паблисити и паблик рилейшнс" дает широкую и понятную трактовку: "… это всё и все, имеющие хоть какое-то отношение к компании и предлагаемым ею товарам и услугам…Это произведение, постоянно создающееся как словами, так и образами", которые причудливо перемешиваются и превращаются в единый комплекс.[3] Имидж - это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса имиджа на самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы. Поэтому реально можно выбирать не в плоскости "хочу имидж - не хочу имидж", а между управляемым и неуправляемым имиджем. И формирование благоприятного имиджа для организации - процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.

1.2. Организация специальных событий

Связи с общественностью обладают богатым репертуаром коммуникативных приемов, методов, технологий. А, как известно, чем шире репертуар, тем богаче возможности взаимодействия с общественностью, тем выше эффективность отношений.

Один из интереснейших инструментов PR – это событийные коммуникации.

Идея создания события в целях привлечения массового интереса появилась тысячелетия назад - еще римские правители обнаружили два важнейших рычага управления: хлеб и зрелища («Panem et circenses!»). Новое историческое время изменило объект воздействия: стало необходимым не только прислушиваться к мнению общества, но и соответствовать его требованиям, разумно влиять на его мнения, адаптировать свои планы к его потребностям. А технологический прием, называемый «организованное событие», обладающий сильным эмоциональным воздействием на целевую   аудиторию, сохранил свою актуальность и естественно вошел в арсенал PR-технологий.

В истории немало примеров того, как технология  событийной коммуникации служила  политическим целям.

Можно вспомнить  событие, происшедшее в Новом свете в конце 18 века. Оно стало достоянием широкой гласности благодаря его организатору – блестящему публицисту Сэмюэлю Адамсу или, как его называли, «пресс-агенту американской революции». 16 декабря 1773 года на британское судно, стоящее в бостонском порту, пробралась группа патриотов в боевой индейской раскраске и перьях. Возглавлял их С.Адамс.  Активисты борьбы за независимость сбросили за борт груз чая, выражая свой протест против беспошлинной продажи товаров  Англии  колониям. Происшествие получило название «бостонское чаепитие». Это классический пример специально организованного события, призванного служить продвижению в обществе определенных идей или ценностей при участии печатных СМИ.

В современной PR-практике специальные (или организованные) события  стали частью корпоративных коммуникаций. Европейские эксперты признают, что в третьем тысячелетии создание события станет отдельной профессией, подчиненной своим требованиям, законам и критериям.[4]

Современные эксперты предпочитают толковать событийную коммуникацию в самом широком смысле, относя к ее формам самые различные события – и «подлинные» (или «естественные») и «специальные» (или искусственные).

К «подлинным» событиям относятся реально происходящие. Например, выпуск новинки (от товара до услуги), достижение высоких качественных  и пр. стандартов; открытие нового производства; юбилей, награждение; в крупных компаниях -   серьезные изменения в управлении,  назначения, кооперация, ликвидация и т.д.

Ресурс естественных событий любой организации, как правило, невелик и  вскоре перестает привлекать внимание искушенного потребителя. Тогда PR-специалист оказывается перед трудной задачей создания события, которую глава французского PR-агентства  Т.Соссе сравнил с решением проблемы квадратуры круга.

Специальное событие  обладает набором характерных признаков:

-       Событие заранее планируется

-       Событие освещает деятельность компании с положительной стороны

-       Событие учитывает интересы целевых аудиторий

-       Событие устраивается ради того, чтобы о нем сообщили, в лучшем случае - для того, чтобы  превратить его в  традицию

-       Событие более драматизировано, чем «обычное» (обладает собственным сюжетом, интригой и т.д.)

-       Немалую  роль в событии  играют различные знаменитости

-       Событие хорошо организовано, доступно для наблюдения, привлекает зрителей и участников

-       О событии  заранее информируют СМИ

-       Событием стараются произвести сильное, незабываемое впечатление

-       Событие должно стать источником новостей

-       Событие порождает другие – аналогичные события.[5]

И для естественного и для специального события большое значение имеют факторы, определяющие собственно их выбор.

Прежде  всего, событийная коммуникация обязана способствовать корпоративной идентичности, то есть отражать корпоративные цели и ценности. Поэтому необходимо правильно выбрать вид деятельности, к которой будет относиться событие. Необходимо также учитывать характер производимой продукции и специфику целевой аудитории.

В качестве «искусственных» событий можно предложить конференции, Дни открытых дверей, передачу пожертвований в благотворительные фонды, конкурсы и соревнования и т.д. Многое зависит от творческих возможностей PR –менеджера.

Можно сделать вывод, что корпоративные коммуникации развиваются по пути  событийной инженерии под воздействием императивов общественных ценностей, характерных для будущей экономической культуры и социального диалога.

1.3. Значение PR  в формировании имиджа организации

Коммерческий успех любого предприятия в течение длительного времени определяется устойчивым получением прибыли посредством реализации потребителям производимой продукции (услуг) и заключается в умении добиться того, чтобы покупатели в условиях конкуренции отдавали предпочтение именно данной продукции. В немалой степени стабильному коммерческому успеху предприятия способствует его позитивный имидж.

PR – кампания – это комплексное, многократное использование PR – средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и проведения общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити.[6]

Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным). «Добрая слава» предприятия повышает его «рыночную силу», поскольку сопротивление действию последней на рынке со стороны различных контактных групп в таком случае уменьшается.

Специфичность имиджа как атрибута предприятия проявляется в том, что он существует вне зависимости от усилий самого предприятия (он есть, даже если и не разрабатывается специально, вопрос только — какой) и, следовательно, нуждается в постоянной оценке и коррекции.

Имидж формируется по-разному для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении предприятия может различаться. Иначе говоря, одно и то же предприятие может по-разному восприниматься потребителями, инвесторами, госструктурами, местной и международной общественностью. Например, для широкой национальной общественности предпочтительна гражданская позиция предприятия. Для партнеров важны надежность и конструктивность. Кроме того, существует представление персонала о своем предприятии и его руководстве. Таким образом, можно отметить, что предприятие имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности — свой. Синтез представлений о предприятии, присущих различным группам общественности, создает более общее и емкое представление о предприятии, называемое его корпоративным имиджем.

Имидж предприятия у потребителей составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает продукция предприятия: качество, дизайн, известность торговой марки; предоставляемые предприятием сервисные услуги и система скидок; цена на продукцию; представления потребителей о заявленной миссии и стратегиях предприятия, а также его фирменный стиль.[7]


2. Визуальные средства

Для разработки презентации будем использовать  демонстрационно-наглядные материалы, подготовленные в Power Point, т.к. данное программное средство позволяет реализовать все необходимые потребности в наглядно-демонстрационных материалах, используемых на презентации.

Программа Power Point построена в той же логике, что и другие программы от корпорации Microsoft, известной любому пользователю ПК. Именно простотой в работе и привычностью интерфейса можно объяснить широкую популярность PPP. При этом, среди существенных недостатков программы Power Point можно выделить невозможность синхронизации различных мультимедиа элементов и неудобство работы с текстом. Если добавить к этому обычную для Microsoft требовательность программы к ресурсам компьютера при воспроизведении презентации, получим полную неприменимость ее в профессиональных целях, поскольку на компьютерах разной производительности, презентация, созданная в Power Point, будет и воспроизводиться по-разному. К тому же, не на любом компьютере ее удастся воспроизвести - предварительно потребуется установка оболочки Power Point.

Профессиональные мультимедийные презентации пишутся с использованием языков программирования высокого уровня. К ним в первую очередь относится язык Lingo, интегрированный в мощную специализированную программу для создания презентаций Macromedia Director. Эта программа не накладывает практически никаких ограничений на реализацию ваших замыслов. В такой презентации одновременно может воспроизводиться несколько разнородных мультимедийных элементов - видео, аудио, flash, слайд-шоу - делая презентацию действительно современной и эффектной. Для просмотра презентации пользователю не придется совершать никаких дополнительных действий - установленная на компьютере Windows содержит все необходимые драйвера и плееры. Необходим только CD-привод.

Разработаем презентацию ОАО «ДальТранс» - транспортного предприятия г. Хабаровска.

ОАО «ДальТранс» - это автотранспортное предприятие, расположенное в городе Хабаровске. Предприятие оказывает транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Головной центр компании расположен в городе Хабаровске. Основные филиалы в городах: Владивосток, Находка, Уссурийск, Спасск-Дальний, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджане и др. городах.

Предприятие работает на рынке данных услуг с 1996 года. За 8 лет своей деятельности организация достигла лидирующих позиций на рынке транспортных услуг Дальнего Востока.

В список основных услуг компании входят следующие виды деятельности:

-              Грузовые автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;

-              Пассажирские автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;

-              Грузопассажирские перевозки внутри городских поселений в городах, с открытыми филиалами компании;

-              Сдача в аренду автотранспорт.

Производственная мощность транспортного предприятия составляет 474 единицы подвижного состава. Из них 106 пассажирских автобусов и 368 средне- и крупногабаритных грузовика.

В самой общей классификации структуру потребителей ОАО «Восток» составляют следующие покупатели услуг:

-              Физические лица;

-              Мелкие предприятия розничной торговли;

-              Производственные предприятия (до 50 чел.);

-              Производственные предприятия (до 100 чел.);

-              Крупные предприятия (> 500 чел.).

Доходы предприятия от реализации услуг на городских, пригородных мелких перевозок составили в 2003 году –  914 млн. руб., что не на много меньше того, чем этот же показатель в 2001 году (Табл.1).

Напротив, последнее время возрастает роль дальних перевозок автомобильного транспорта. Так в 2003 доходы предприятия от реализации услуг на дальних перевозок составили 1,5 млн. руб., а в 2001 году. - 817 млн. руб.

Наглядно о структуре потребителей говорят следующие данные:

Таблица 1

Структура потребителей ОАО «Восток»

Потребитель

Доход, млн. руб.

Доход, млн. руб.

 

2001

%

2003

%

Физические лица

124

6

169

7

Мелкие предприятия розничной торговли

228,5

11

241

10

Производственные предприятия (до 50 чел.)

768,5

37

965

40

Производственные предприятия (до 100 чел.)

685,4

33

845

35

Крупные предприятия (> 500 чел.)

270

13

193

8

Итого:

2077

100

2414

100


Таким образом, в структуре потребителей ОАО «Восток» преобладают производственные предприятия среднего масштаба (от 50 до 100 чел.) более крупные предприятия все меньше пользуются спросом автомобильного транспорта. Причем в 2003 году по сравнению с 2001 годом доля производственных предприятий средних размеров увеличивается а крупных снижается. Также постепенно повышается доля физических лиц, пользующихся транспортными услугами предприятия. Но это в основном за счет увеличения пассажирских перевозок, но не грузовых. В целом потребители предприятия обеспечивают ему рост прибыли на14% в 2003 по сравнению с 2001, но эта прибыль не покрывает затрат на капитальный ремонт подвижного состава и, как следствие происходит его сокращение.


Слайд №1




                                   

Слайд №2

                                                          Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

                                             Слайд №6











                                                                  

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены комплексные направления деятельности PR на предприятии.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Дано понятие паблисити и имиджу, рассмотрена их сущность.

Термин “паблисити” пришёл к нам из английского языка (publicity – гласность, реклама). Помимо своего классического значения (“известность”) – по мере становления такой отрасли деятельности как “Паблик рилейшнз” – паблисити в XX веке стало означать специфическую популярность, добываемую, синтезируемую для определённой конкретной фирмы, реже товара или услуги посредством специальных мероприятий. Эти мероприятия организуются либо специальными сотрудниками фирмы, либо независимыми ПР-агентствами.

Специфическая популярность здесь означает не что иное как однозначно положительное общественное мнение и поддержка в отношении какой-либо организации или делового проекта, вида товара или услуги.

Положительный имидж всегда прокладывает дорогу позитивной репутации в более широких и существенных областях, таких как качество продукции. Продукция и предприятие, не обладающие своим имиджем или имеющие плохой имидж, не может рассчитывать на успех на рынке. Умело разработанный и последовательно внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный качеством продукции и уровнем сервиса, позволяет предприятию занять ведущее место на рынке.

Имидж - не точное и однозначное отражение достоинств и характеристик предприятия, а спроектированный специалистами образ, в основе которого лежат и реальные, объективные черты и, кроме того, черты, привнесенные для формирования соответствующего образа.

-       Рассмотрена система организации специальных событий на предприятии.

В современной PR-практике специальные (или организованные) события  стали частью корпоративных коммуникаций. Европейские эксперты признают, что в третьем тысячелетии создание события станет отдельной профессией, подчиненной своим требованиям, законам и критериям.

Современные эксперты предпочитают толковать событийную коммуникацию в самом широком смысле, относя к ее формам самые различные события – и «подлинные» (или «естественные») и «специальные» (или искусственные).

-       Описано значение PR формировании имиджа предприятия.

Принято считать, что основными составляющими имиджа фирмы как тотальной коммуникации являются: корпоративная философия; история-легенда компании; внешний облик корпорации; корпоративная культура; развитие отношений с обществом. С помощью PR-технологий данные элемента, преподнесенные определенным образом формируют специфический образ организации в сознании потребителей.

-       Разработаны визуальные средства презентации предприятия на примере ОАО «ДальТранс».

Для презентации были использованы средства Microsoft Power Point.

Список литературы

1.           Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. — М.: Издательство «Финпресс», 2004.

2.           Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — СПб.: Издательство «Питер», 2002.

3.           Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз.- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.  

4.           Фрайзер П.Сайтэл. Современный паблик релейшнз. – М.: Издательский Дом Инфра-М, 2002.

5.           Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. - Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №3. – с. 15 – 26.

6.           Парамонова Т., Красюк И. Формирование общественного лица фирмы // Маркетинг. — 1998. — № 6. — С. 60—63.

7.           Попов Е. Формирование общественного мнения // Маркетинг. — 2003. — № 2. — С. 43 - 49.




[1] Фрайзер П.Сайтэл. Современный паблик релейшнз. – М.: Издательский Дом Инфра-М, 2002. – с. 19.

[2] Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. — М.: Издательство «Финпресс», 2004. – с. 59.

[3] Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз.- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – с. 16.

[4] Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — СПб.: Издательство «Питер», 2002. – с. 101.

[5] Парамонова Т., Красюк И. Формирование общественного лица фирмы // Маркетинг. — 1998. — № 6. — С. 60.

[6] Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. - Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - №3. – с. 16.

[7] Попов Е. Формирование общественного мнения // Маркетинг. — 2003. — № 2. — С. 44.