Содержание

Введение. 3

Глава 1. Центральный Банк РФ.. 6

1.1          История Центрального Банка России. 6

1.2          Центральный Банк России на современном этапе. 11

Глава 2. Анализ деятельности ЦБРФ.. 15

2.1          Проведение денежно-кредитной политики. 15

2.2          Денежно-кредитная политика проводимая ЦБ РФ в 2005 году. 19

2.3          Проведение валютной политики. 21

2.4          Валютная политика в 2005 году. 23

Глава 3. Пути совершенствования деятельности ЦБ. 26

3.1          Проблемы контроля за деятельностью ЦБ. 26

3.2          Предложения по совершенствованию деятельности ЦБ. 29

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Введение.

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно – кредитной политики. В свою очередь, денежно – кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики, в чем и заключается актуальность данной темы. Центральные банки имеют достаточно широкие и разнообразные полномочия в областях:

-                      регулирования и контроля за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;

-                      валютного контроля;

-                      информатизации банковской деятельности;

-                      экономического анализа и статистики;

-                      обеспечения безопасности и защиты информации и др.

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».

Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Степень независимости центральных банков неодинакова — от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

Целью данной работы является рассмотрение деятельности ЦБ РФ. Для ее достижения необходимо решение таких задач, как определение сущности и функций центрального банка, анализ денежно-кредитной и валютной политики, а также раскрытие существующих проблем контроля за его деятельностью.

1          Глава 1. Центральный Банк РФ

1.1       История Центрального Банка России

Создание Центральный Банк России происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором Александром II.

Государственный банк Российской Империи являлся банком краткосрочного коммерческого кредита. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.

В деятельности Государственного банка Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов.[1] Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд.

С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, которая началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотого монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право.

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности Госбанка. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас. Госбанк осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли.

Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование.). История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка советского типа.

Народный банк РСФСР

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он стал называться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банком РСФСР.

Народный банк функционировал на основании устава 1894 г. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Народный банк противоречил идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Государственный банк СССР

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения. Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями.

 В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

В июне 1927 г. на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами. В области кредитной политики Госбанк стал монопольным.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля над расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

 C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. была очередная реорганизация кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений и организаций, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР.[2]

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля.

Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банковский надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

1.2       Центральный Банк России на современном этапе

Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет функции банка банков. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Уставный капитал Центрального банка России - 3 млрд. руб. За счёт своей прибыли ЦБР формирует резервы и другие фонды различного назначения, порядок формирования определяет совет директоров.

Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура управления ЦБР образована по вертикальному принципу. Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка.[3] Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.

Органы управления банком:

1.                Национальный банковский Совет (состоит 12 человек). Функции: утверждение годового отчета ЦБ, рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы, утверждение общего объема доходов на содержание служащих ЦБ, назначение главного аудитора и рассмотрение его доклада, рассмотрение проекта основных направлений денежно-кредитной политики.

2.                Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Основные функции: утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе;· взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;· утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;· принятие решений: а) о величине резервных требований; б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений; в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР; г) об определении лимитов на открытом рынке; д) об участии в деятельности международных организаций; е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения; ж) о контроле над объемом денежной массы; з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Глава 2. Анализ деятельности ЦБРФ

1.3       Проведение денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

по форме их воздействия (прямые и косвенные);

по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

- регулирование официальной учетной ставки;

- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.[4]

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства  по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков  и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Регулирование официальной учетной ставки ЦБ. Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов(в зависимости от его состояния может меняться в течение года). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика « дорогих денег « ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика « дешевых денег «, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.[5]

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

- условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

- объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

- срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

- сферы проведения операций: только на банковском  секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

- способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4) покупать и продавать облигации,  депозитные  сертификаты  и  иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать  драгоценные  металлы  и  иные  виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии и поручительства;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в российской и иностранной валюте со  сроками  погашения  до шести месяцев;

- государственные ценные бумаги.

1.4       Денежно-кредитная политика проводимая ЦБ РФ в 2005 году.

Стратегия денежно-кредитной политики, проводимой Банком России в 2005 году, заключается в сдерживании роста инфляции с учетом тенденций динамики ВВП, уровня безработицы и состояния платежного баланса и постепенном выходе на траекторию экономического роста. Основными условиями успешной реализации этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах.

В 2005 году Банк России видит свою задачу в достижении соответствия между динамикой ВВП и денежного предложения (денежного агрегата М2) с целью предотвращения инфляционного "перегрева" экономики. Промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России в 2005 году будет поддержание темпов роста денежной массы М2 в пределах 18-26%.

В связи с недостаточным развитием финансовых рынков, состояние которых еще больше ухудшилось под влиянием финансового кризиса, использование показателей процентных ставок в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики в настоящее время не представляется возможным. Состояние платежного баланса в 2004 - 2005 годах и достигнутый уровень международных резервов не позволяют использовать для этих целей валютный курс, то есть его фиксацию в той или иной форме.[6]

Для своевременной и эффективной корректировки денежно-кредитной политики в дополнение к промежуточной цели Банк России в 2005 году использует широкую систему индикаторов: номинальные и реальные процентные ставки, динамика номинального и реального валютного курса, динамика мировых цен на товары российского экспорта и импорта, кривые доходности различных финансовых инструментов. Долларизация российской экономики, делает особо важным использование в качестве индикатора показателя широких денег (М2Х).

Одной из приоритетных задач денежно-кредитной политики в 2005 году является обеспечение экономически обоснованной динамики валютного курса рубля. Действует режим плавающего обменного курса. При этом присутствие Банка России на валютном рынке строго ограничено и нацелено на сглаживание амплитуды резких курсовых колебаний, а также на защиту рубля от массированных спекулятивных атак в случае их возникновения. Основой стабильной динамики курса рубля является взвешенная денежно-кредитная политика, обеспечивающая соблюдение установленных ориентиров роста денежной массы.

Процентная политика Банка России будет заключаться в регулировании процентных ставок по собственным операциям с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы.

Основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе в 2005 году является рефинансирование банков как посредством кредитования под залог (внутридневные кредиты и кредиты overnight), так и путем предоставления Банком России стабилизационных кредитов коммерческим банкам на срок до 1 года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России будет неуклонно снижать долю последних в общем объеме рефинансирования, одновременно расширяя и совершенствуя практику кредитования под залог и инструменты тонкой настройки ликвидности банковской системы.[7]

Банк России рассматривает депозитные операции в качестве важнейшего инструмента регулирования ликвидности. Банк России разрабатывает систему мер по использованию операций переучета векселей и других обязательств, эмитируемых предприятиями реального сектора экономики.

1.5       Проведение валютной политики.

Валютная политика Банка России осуществляется в общем контексте денежно-кредитной политики, проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России. Важнейшими целями валютной политики Банка России являются обеспечение стабильности курса национальной валюты и создание условий для динамичного развития российского валютного рынка.

Для создания отвечающих целям курсовой политики условий на валютном рынке и регулирования (сглаживания) динамики обменного курса рубля Банком России используются следующие основные инструменты:

- валютные интервенции;

- депозитные операции для регулирования уровня рублевой ликвидности на межбанковском рынке;

- изменение процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке.

Результативность использования рыночных инструментов курсовой политики зависит от состояния денежно-кредитной сферы и общеэкономической ситуации в целом.

В случае развития на внутреннем валютном рынке тенденций, несущих угрозу долгосрочной дестабилизации валютного курса, Банк России также может принимать дополнительные меры, в числе которых следует перечислить:

- изменение порядка и величины норматива обязательной продажи экспортерами части валютной выручки;

- изменение резервных требований и других экономических и пруденциальных нормативов кредитных организаций;

- изменение порядка проведения валютных торгов на уполномоченных валютных биржах и правил совершения валютных операций.[8]

Банк России ведет постоянную работу по совершенствованию системы контроля за основными секторами валютного рынка, в первую очередь за операциями на торговых сессиях уполномоченных валютных бирж, что обеспечивает оперативность и эффективность применения инструментов валютной политики.

1.6       Валютная политика в 2005 году.

В текущем году будет продолжена политика плавающего валютного курса. Необходимым условием стабильной динамики курса рубля в 2005 году является взвешенная денежно-кредитная политика, обеспечивающая соблюдение установленных ориентиров роста денежной массы. Главная задача курсовой политики Банка России на 2005 год состоит в обеспечении стабильности и предсказуемости динамики обменного курса рубля, недопущении скачкообразных изменений курса национальной валюты. Выполнение этой задачи обеспечивается как применением рыночных инструментов курсовой и денежно-кредитной политики, так и путем изменения и модификации нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля с проведением всех необходимых мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства, регулирующего валютные операции.

Одной из главных задач 2005 года Банк России считает восстановление доверия населения и хозяйствующих субъектов к российскому рублю, в значительной степени подорванного его резкой девальвацией. Важной задачей, обеспечивающей одновременно выполнение других целей и задач валютной политики, является поддержание государственных валютных резервов на уровне, необходимом для обеспечения стабильности российской валютно-финансовой системы. Практически единственным каналом пополнения валютных резервов является покупка Банком России иностранной валюты, продаваемой на внутреннем валютном рынке экспортерами в соответствии с нормативами обязательной продажи части валютной выручки.

Обменный курс рубля в течение 2005 года будет формироваться как курс, уравновешивающий спрос и предложение российских рублей на валютном рынке. Банк России будет следовать практике установления официального обменного курса рубля к иностранным валютам на основе рыночного курса рубля к этим валютам, а также кросс-курсов иностранных валют на мировых валютных рынках. Банк России будет стремиться к поддержанию единого обменного курса рубля на всех секторах внутреннего валютного рынка. Для управления обменным курсом рубля Банк России будет в первую очередь использовать рыночные инструменты валютной политики (валютные интервенции, изменение процентных ставок, депозитные операции), и только в случае развития кризисных явлений на валютном рынке, несущих опасность дестабилизации всей валютно-финансовой системы России, прибегать к административным методам воздействия на ситуацию.

Эффективность реализации курсовой политики будет зависеть от состояния внутреннего валютного рынка в 2005 году.[9] Результатом снижения платежеспособности банков-основных участников валютного рынка явилось значительное сокращение объемов валютных операций. Падение обменного курса рубля после изменения основополагающих принципов курсовой политики в августе 2004 года привело к тому, что многие российские банки, принявшие на себя обязательства по поставке иностранной валюты по срочным валютным контрактам, оказались не в состоянии их исполнить. Повышение объемов операций межбанковского валютного рынка до уровня показателей докризисного периода возможно только после восстановления доверия между банками - его основными участниками. Как показывает опыт предыдущих лет, данный процесс достаточно длителен и зависит от общего оздоровления банковской системы страны. По мере повышения предсказуемости динамики обменного курса рубля, восстановления финансовых рынков будут формироваться необходимые предпосылки для развития всех секторов внутреннего валютного рынка, включая срочный рынок и рынок производных инструментов.

В ближайшее время основным местом заключения валютных сделок будут системы лотовых торгов уполномоченных валютных бирж, что, помимо уже перечисленных экономических факторов, определяется действием норматива 75%-ной обязательной продажи валютной выручки экспортерами на специальных торговых сессиях уполномоченных валютных бирж. Банк России активно участвует в разработке и совершенствовании правил проведения биржевых валютных торгов, стремясь при этом максимально учесть интересы различных групп участников валютного рынка. Основными задачами Банка России являются обеспечение бесперебойного проведения торгов и предотвращение резких движений обменного курса рубля.

Глава 3. Пути совершенствования деятельности ЦБ

1.7       Проблемы контроля за деятельностью ЦБ

Надзор за деятельностью центрального банка в той или иной его форме осуществляется во всех ведущих капиталистических странах и имеет важное значение для экономики государства в целом.

Так, деятельность государственного банка Испании контролирует специальная комиссия при министре казначейства (в его распоряжении находится  ревизионная  служба).

На Банк Англии же возложена обязанность еженедельно публиковать свой баланс (см. приложение 1). А по истечении финансового года Банк Англии должен публиковать полный отчет о своей деятельности за истекший год. Отчет представляется канцлеру казначейства. Реквизиты отчета таковы:

·       перечень банковских учреждений, которым разрешен прием вкладов  на  конец  финансового  года;

·       отчет  Совета  по  надзору за банковскими учреждениями;

·       произошедшие изменения в публикуемых положениях о банковской деятельности.

Примечательно, что входящий в отчет Банка Англии перечень должен быть доведен до сведения любого частного лица, обратившегося с просьбой об этом, в течение месяца и за «разумную» плату.

В это время Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России ГД означает:

1)    назначение на должность и освобождение от должности  Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка

2)    России;

3)    назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России;

4)    представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

5)    определение Государственной  Думой  аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;

6)    проведение парламентских  слушаний  о  деятельности  Банка  России с участием его представителей;

7)    доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год ¾ при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Существуют также строгие требования по бухгалтерской отчетности Банка России. Отчетный период Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.[10] Структура баланса Банка России устанавливается Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает:

1)    отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2)    годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3)    порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4)    аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также для заключения в Правительство Российской Федерации.

Кроме этого, Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

Аудит Банка России осуществляется следующим образом: Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об аудите Банка России и определяет аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации. Банк России обязан в соответствии с заключенным с  аудиторской фирмой договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки. Договор об аудите должен  обязательно предусматривать объем передаваемой аудиторской фирме информации, а также ее ответственность за передачу полученной информации третьим лицам.

Существует также внутренний аудит Банка России, осуществляемый службой главного аудита, непосредственно подчиненной Председателю Банка России.

Таким образом, для проверки деятельности ЦБ в нашем государстве создана сложная многоуровневая система, включающая контроль центрального банка со стороны Государственной Думы, ежемесячную отчетность, внешний и внутренний аудит. За несколько лет своего существования данная система уже оправдала свою эффективность. Новым важным звеном в ней стало привлечение независимых международных аудиторов для осуществления проверки отчетности Банка России, положительные результаты которой несомненно повышают привлекательность страны для иностранных инвесторов. Однако существует также необходимость ее постоянного совершенствования: например, сокращение периодов между публикациями отчетности, так как отчетность месячной давности может уже не отражать настоящего состояния в динамичной российской экономике.

1.8       Предложения по совершенствованию деятельности ЦБ

Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

Поэтому представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего повышения эффективности банковской системы России:

1.    Не подлежит сомнению, что двухуровневая структура банковской системы Российской Федерации должна быть сохранена. Однако осуществить реформирование ее верхнего уровня.

2.    Следует ликвидировать монополизм Центрального банка Российской Федерации по управлению банковской системой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, но самостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка между ними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одного из органов. То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений.

3.    Необходимо обеспечение большей согласованности действий органов управления банковской системой и Правительства Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации). В результате будет гарантировано проведение единой денежно-кредитной политики государства.

4.    Требуется создать самоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему: органы управления банковской системой должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в жизнь, однако оставаясь в рамках, установленных законодательством.

5.    Вероятно, нецелесообразно переподчинять банковскую систему какому-либо органу исполнительной власти Российской Федерации, как это сделано в ряде европейских стран. Вместе с тем и высший законодательный орган государства не в состоянии в силу своей природы выполнять функции управления банковской системой. Однако общий контроль за ее деятельностью (в форме отчетов парламенту, назначения Председателя Банка России и др.) необходимо оставить в его компетенции.

Другими словами, законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для продолжения усовершенствования банковской системы.

Заключение

Итак, основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Функциями Банка России являются разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег; организация системы рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в РФ, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; осуществление государственной регистрации кредитных организаций, надзора за деятельностью кредитных организаций; регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; и другие функции, необходимые для выполнения основных задач Банка России. В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные. Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим.

Сегодня доля на мировом рынке кредитов сегодня характеризует уже не только успехи центрального банка, надежность национальной валюты, но и эффективность всей экономической деятельности той или иной страны.

В 1999г. Государственная Дума предприняла попытки для принятия во втором чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думские комитеты по бюджету и по кредитным организациям смягчили поправки в закон. Согласно законопроекта, ЦБ перестал быть органом государственной власти, а от Национального банковского совета (НБС) полномочия перешли совету директоров. НБС утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будет только рассматривать. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждать правила бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ в капиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остается проведение самостоятельной курсовой политики.

Список литературы


1.        Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 10.07.2003г.)

2.        Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. Сенчагова В.К., Архиповой А.И. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.

3.        Заявление правительства и ЦБ РФ об экономической политики на 1995 год.// Вестник Банка России - 1995 - №10 - С.1-10

4.        Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра эконом. Наук профГ.Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. – 751с.

5.        Банковские услуги предприятиям: Учебное пособие/ под ред. Боровской М.А. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 169с.

6.        Деньги, кредит, банки. / под ред. О.И.Лаврушиной. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 464с.

7.        Деньги, кредит, банки: серия «Учебники, уч.пособия/ под ред. Свиридова О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 448с.

8.        Деньги, кредит, банки. Учебник для ВУЗов/ Жукова Е.Ф., Максимовой Л.М. и др.  под ред. ак. РАЕН Жукова Е.Ф. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600с.

9.        Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/ под ред. Титовой Н.Е., Кожаева Ю.П. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

10.   www.cbr.ru


[1] www.cbr.ru

[2] www.cbr.ru

[3] Деньги, кредит, банки. Учебник для ВУЗов/ Жукова Е.Ф., Максимовой Л.М. и др.  под ред. ак. РАЕН Жукова Е.Ф. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 237

[4] Деньги, кредит, банки. Учебник для ВУЗов/ Жукова Е.Ф., Максимовой Л.М. и др.  под ред. ак. РАЕН Жукова Е.Ф. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 305

[5] Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра эконом. Наук профГ.Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. С. 451

[6] www.cbr.ru

[7] www.cbr.ru

[8] Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра эконом. Наук профГ.Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. С. 473

[9] www.cbr.ru

[10] Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра эконом. Наук профГ.Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. С 494