Содержание


Введение. 3

1. Проблемы политического развития России. 4

2. Социально-экономическое развитие России. 7

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Приложение

Первые два политических принципа Тодда

1.                             Неважно, что вам говорят – вам говорят не всю правду.

2.                             Неважно, о чем говорят – речь всегда идет о деньгах.


Введение


Проблема политического и социально-экономического развития России является частью более общей проблемы развития общества, которая, в свою очередь, лежит в русле исследования закономерностей развития сложных систем, в том числе политических и социально-экономических.

Только потребительское сознание может воспринимать российский кризис по контрасту с процветанием западных обществ. Сознание теоретическое, пользующееся долгосрочными историческими масштабами и критериями уже сегодня фиксирует свидетельство некоторых «пределов и тупиков роста» - не только экологических, но и социально-экономических и политических.

Основная цель работы состоит в изучении особенностей политического  и социально-экономического развития современной России и выработке ряда концептуальных рекомендаций, которые могли бы способствовать гармонизации процесса реформ в российском обществе. Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

- исследовать теоретико-методологические проблемы политического  и социально-экономического развития, выделить и систематизировать основные критерии политического и социально-экономического развития России;

- проанализировать концепцию кризисов политического и социально-экономического развития России в контексте теории модернизации.

1. Проблемы политического развития России


Современный быстро меняющийся мир стоит на пороге перехода в качественно новую фазу своего бытия. Происходит смена эпох, завершение одного исторического этапа и начало другого. Соответственно, происходит трансформация господствующей общественно-политической модели развития. Можно сказать больше: идет формирование новой парадигмы, сущностные характеристики которой одновременно отражают и созидают новые социально-экономические, политические, духовные и иные реальности. Активное участие в этом процессе подразумевает, среди прочего, и теоретическую разработку проблемы политического развития. Кроме того, история и анализ сегодняшней политической ситуации подсказывают, что России в этом процессе глубоких общемировых изменений уготована далеко не последняя роль, и самим статусом великой державы и исконно присущим российским народам свойству на себе проверять жизнеспособность тех или иных общественно-политических парадигм. Таким образом, актуальность проблемы политического развития современной России заключается, с одной стороны, в недостаточной разработанности этого вопроса, и с другой стороны, в том, что проблема принятия политических решений, определяющих тот или иной путь движения страны и мира в переходный период стоит особенно остро, и именно сегодня необходимо найти пути и возможности выхода страны из глубокого кризиса, носящего системный, в том числе и политический характер.

В сегодняшних условиях, в поляризованном постсоветском обществе основой функционирования обновленной российской государственности, по-видимому, может стать концепция национальных интересов и приоритетов России, которая призвана сыграть роль ценностных ориентиров для массового сознания. В общем виде уже сейчас ее можно свести к таким моментам как: сохранение государственной целостности России как единого полиэтнического национально-государственного образования - Федерации; признание исторически обусловленных политических и экономических интересов России в районах, оказавшихся в результате распада СССР за пределами ее нынешней территории и конечно, использование в целях развития страны достижений мировой цивилизации при четком обеспечении интересов российского общества.

Существующие исследования особенностей развития политической элиты в современном российском обществе показывают, что отказ от мобилизационых методов развития сопровождается трансформацией бюрократической модели политической элиты в олигархическую: элита превращается в сообщество самодостаточных политико-финансовых структур, претендующих на принятие ключевых политических решений.

Представляется, что перспективы реализации стратегии политического развития общества и государства зависят от того, в какой мере будет выработана формула элитного согласия. В этой связи возможны два варианта развития политического процесса. В первом случае, если ведущие элитные группы смогут заключить своеобразный «пакт о согласии» по поводу важнейших элементов рамочного соглашения о принципиальных параметрах отношений с государством, приоритетных целях государства и вероятных способах их достижения, возможно сохранение территориальной целостности Российской Федерации как субъекта международного права и сохранение исторической и политической субъектности страны.

Второй вариант возникает в том случае, если подобного соглашения достичь не удается. В этом случае продолжается противостояние элитных кланов, рассматривающих в качестве своих главных соперников противостоящие российские финансово-промышленные группы. В этом случае внутриэлитное противостояние является идеальной ситуацией для внешнего «вклинивания», когда любое внутриэлитное противостояние может быть использовано для раздела Российской Федерации на новое содружество «независимых государств». Это означает утрату территориальной целостности, политической и исторической субъектности России.

идея социального государства непременно будет возрождена в России как ответная волна на внедряемый в Россию социал-дарвинизм и неестественный для страны порядок. Кроме того, национальная элита обязательно должна представлять собой пример определенной высокой нравственной идеи, провозглашающей русский народ народом - носителем высокого предназначения и ответственности в своей роли на планете. Третьей составляющей политической программы патриотической элиты должна стать национально-ответственная экономика.

С точки зрения человеческих ресурсов патриотическая элита должна опираться на армию, науку, систему образования и воспитания, производителей

промышленной и сельскохозяйственной продукции. Эта связь предопределена и насущными практическими нуждами и ориентирами будущего процветания России.

Стабильным политическим режимом сегодня признается такой, где власть легитимна и способна обеспечить интеграцию общества либо за счет приверженности традиции, либо на путях эффективного социально-экономического развития[1].


2. Социально-экономическое развитие России


В результате так называемых рыночных реформ в России образовалась двухслойная экономика. Одна экономика представляет как бы поверхностный слой, другая отражает действительное внутреннее содержание. Они удивительным образом не похожи друг на друга, проецируя на реальную жизнь два столь различных экономических образа России.

Первый образ - это богатая Россия, успешно продвигающаяся по пути выстраивания капиталистического общества благоденствия.

Второй образ - бедная Россия со множеством жгучих социальных и экономических проблем.

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, на долю первой России приходится примерно 15% ее населения. На долю второй - 85%. Население первой аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений, хранящихся в банках, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Вторая Россия получает лишь 8% доходов от собственности и располагает 15% сбережений. Столь глубокого и стремительного расслоения населения по уровню доходов не знала еще ни одна из современных стран мира.

Невольно возникает вопрос: как такое могло случиться в столь короткое время? Ответ на него достаточно очевиден.

Известно, что определяющая часть дохода страны формируется за счет нефти, газа, минеральных ресурсов и т. д. На долю сырьевой составляющей приходится не менее 60% всех поступлений в бюджет. Но также известно, что значительная часть дохода от продажи сырья минует казну и является источником сверхдоходов частных лиц, получивших права на эксплуатацию природных месторождений.

Освоение и разработка месторождений требуют огромных средств, на это в основном и направляется сверхдоход нефтяных и газовых компаний. Все это так. Но в данном случае речь идет о доходах сверх нормальной учетной ставки на капитал. Именно сверхнормативный доход в своей определяющей части остается сегодня в распоряжении частных компаний и не поступает в казну. Отсюда, собственно, и возникает экономический парадокс: доход от общественной собственности на недра, то есть собственности всех граждан, оказывается в руках частных лиц. Совершенно неважно, о какой доле этого дохода идет речь. Общественное в принципе не может быть источником обогащения избранных.

Вот в чем драма экономических реформ в России. Вот источник столь стремительного социального расслоения, столь быстрого обеднения населения и обогащения небольшой группы финансово-промышленных магнатов. Вот что сдерживает экономический рост страны[2].

По телевидению нас усиленно убеждают, что главный конфликт современного российского общества – это конфликт между сторонниками рынка и сторонниками плана. Пока у нас так называемых рыночников «перевес» - много энергичной молодежи вполне адаптировалось к жизни, которую они считают рынком, да другого образа жизни они не видели и не представляют. Несмотря на очевидное ухудшение жизни, «рыночники» не видят в идеях КПРФ ничего для себя привлекательного, и поэтому болтаются на выборах от одной партии к другой, лишь бы она провозглашала свободу рынка. Причем голосуют они одинаково – и «челнок», и президент нефтяной компании. Они сами считают себя единым «средним классом» или иногда «новыми русскими».

Значительная часть тех, кто считает себя «новыми русскими», таковыми не являются, и в постреформаторском обществе они не только найдут себе место, но их социальные функции даже не слишком и изменятся, хотя благосостояние, несомненно, упадет.

«Новыми русскими» считают себя все, у кого есть иномарки. Но настоящие «новые русские» - это только экспортеры. Они составляют особую группу, можно сказать, «первый класс» нашего общества – наиболее влиятельный.

А вот чиновники («второй класс»), банкиры (уполномоченные и простые), оптовые и розничные торговцы, в том числе импортеры, бандиты, поп-звезды и тележурналисты, представители инофирм (все – «третий класс») – как бы богаты они ни были, они не «новые русские». На них тратится совсем небольшая доля долларов, получаемых «настоящими новыми русскими», или «первым классом».

Сразу можно с уверенностью сказать, что у уходящего класса «новых русских» нет  ни малейшего шанса вернуть ситуацию 1991-1997 годов. Причин этому много, даже дело не в том, что их интересы пересекались с интересами многих социальных групп в нашей стране и за рубежом. Дело в том, что «новые русские» просто сами не знают, чего бы они хотели, потому что сохранить их недавнее положение нельзя по объективным, естественным причинам. Хотя бы потому, что доступные для разработки нефть, золото и лес кончаются[3].

Мы являемся свидетелями распространения таких уродливых общественных явлений, как пьянство, наркомания, проституция. Пышным цветом расцветают преступность и коррупция. В таких условиях человек уходит в себя, с безразличием наблюдает за происходящим вокруг. Народ отчуждается от власти, даже той, которую еще вчера с энтузиазмом избирал. У него вырабатывается чудовищная приспособительная реакция на то, что, казалось бы, невозможно вынести, - синдром вживания в катастрофу.

Вырвать людей из этого пагубного состояния невероятно трудно. Но оставаться в нем гибельно. Оно разрушает не только социально-психологический климат в обществе, но и здоровье. По-видимому, мы еще не отдаем себе должного отчета в том, что является первопричиной многих тяжелых заболеваний, нередко с летальным исходом. Но теперь все большее число исследователей связывают беспрецедентный рост смертности населения не только с функциональными расстройствами в организме человека, но и с пагубным воздействием на здоровье синдрома вживания в катастрофу.

С начала 90-х годов в России начался, может быть, необратимый процесс депопуляции: смертность стала существенно опережать рождаемость. Обнаруживается весьма существенное обстоятельство, если приоткрыть «лицо» смертности: оно русское. В исконно российских губерниях - Костромской, Ярославской, Смоленской и др. - уровень смертности превышает средние для России показатели. Вторая отличительная черта - это молодое лицо. Вымирает наиболее дееспособная часть населения, люди в возрасте 44-46 лет - цвет нации! Рост смертности коснулся и относительно благополучной коммерческой прослойки нашего общества, так называемых новых русских, не отстает в этом отношении от законопослушных граждан и криминалитет. Поэтому правомерно говорить об эпидемии смертности в стране.

Если проанализировать динамику складывающихся демографических процессов, можно обнаружить, что к середине XXI в. в России будет жить на 40 млн. человек меньше, чем сейчас. К тому времени люди «титульной нации» будут составлять всего 38%. Это имеет особое значение. Ведь наша страна называется Россией именно потому, что в течение многих столетий большинство ее населения составляли русские люди. Чего же стоят наши экономические реформы, если русскому человеку они несут раннюю смерть?

Масштабные проявления эпидемии смертности обусловлены множеством причин. Но, как показывают исследования И.А. Гундарева, среди них на одно из первых мест все решительнее выдвигаются причины, связанные с воздействием на организм человека сильнейших социально-психологических нагрузок, порожденных шоковым характером экономических реформ в России[4]. Возникает стресс, разрушается психика, меняются защитные реакции. Проявляются такие ранее малораспространенные феномены, как социальная агрессия и социальная апатия.

Первый выражается в открытой враждебности по отношению к ближайшему окружению, нередко переходящей в прямое насилие.

Второй проявляется в утрате смысла жизни, уверенности и завтрашнем дне, возможностей нормального существования для себя и своих детей, когда вопрос «Как жить?» трансформируется в «Зачем жить?» Этот феномен оказывается теснейшим образом связанным с ростом самоубийств. А ведь хорошо известно, что убийства и самоубийства во всех официально признанных религиях мира рассматриваются в качестве тягчайшего греха.

Таким образом, увеличение числа убийств и самоубийств становится достаточно четким индикатором социально-психологического нездоровья нации. Первопричину же следует искать прежде всего в пренебрежении внутренним миром человека.

Если с этой точки зрения оценить результаты реформ, то перед нами предстанет страшная картина. По данным уже упоминавшихся исследований И.А. Гундарева, более 80% причин общей смертности населения непосредственно связано с двумя указанными выше феноменами - социальной агрессией и социальной апатией. Можно, конечно, оспорить оценки этого автора, но разве в этом дело? Ему надо поставить в заслугу умение увидеть скрытые процессы в нашем обществе, обобщить увиденное и дать верный диагноз. Происходящее сейчас в экономике и обществе - проявление тяжелейших грехов: материальное и мертвое мы поставили выше духовного и живого.

Все мы виноваты в том, что позволили втянуть себя в то безнравственное болото, которое почему-то называем рынком. Но в первую голову грешна власть. До сих пор остается непонятым исходный пункт реформ: в ходе преобразований надлежит перестраивать не только саму реальность - экономику, но и корректировать субъективное отношение людей к этой реальности, то есть трансформировать образ социального мира, который исторически утвердился в сознании наших граждан[5].

Старая, старая проблема – все вместе согласны, что жизнь устроена неправильно, и даже могут согласиться с предлагаемыми улучшениями – но каждый в отдельности поступает так, как ему выгодно, как ему хочется, и суммарный эффект такого поведения порой приводит к гибели и государство, и народ. Все мы надеемся, что все само собой образуется, но бывают и фатальные просчеты огромных обществ, для которых уже ничто никогда не образуется.

Можно ли объяснить каждому, в чем именно кроится угроза? Ведь эта опасность (мировой рынок) многие годы представляется, напротив, величайшим благодеянием. Можно ли убедить и переубедить? Конечно, вероятность успеха в этом деле невелика. Тем не менее, не аморально ли, зная об опасности, не предупреждать тех, кто может услышать?

Именно попытка России выйти на мировой рынок товаров, капиталов и рабочей силы разорила нашу страну в 90-х годах ХХ века, а социализм, рынок или капитализм тут совсем ни при чем, эти альтернативы – наше внутреннее дело. Ни при чем оказалось и православное (или исламское, или атеистическое) самосознание, и «загадочная душа», славянская или азиатская, и «тлетворное влияние Запада». Все и проще и сложнее, и чья-то злая воля не то чтобы ни при чем, но она не смогла бы сделать того, что случилось.

Мы могли бы начать жить по уму, если хорошо представим себе, кто мы, где мы живем, что у нас есть, а главное, чего мы хотим, и если мы будем действовать на основании этих наших знаний[6].

Заключение


Подводя итоги рассмотрению перспектив развития и становления посткоммунистической политической и социально-экономической систем в России, приходится признать, что посткоммунистическая демократия еще столь молода, на пути ее развития так много препятствий, что говорить о гарантиях необратимости перемен преждевременно.

Новая социально-политическая общенациональная идея является составной частью становления новой цивилизации. Россия может и должна стать одним из наиболее активных очагов ее осмысления. Задача России - перейти к органическому развитию - модель при этом будет скорее всего евроазиатской, синтетической и разносторонней.

В ответ на нынешний вызов человеческому духу россиян, должна быть сформирована национальная идеология, состоящая, по мнению автора, из следующих основных идей: идея социальной справедливости, защита нации от уничтожения, идея патриотизма, и самое главное, признание того, что Россия представляет собой не просто многонациональное государство. Россия есть самобытная цивилизация, несущая великую культуру и формулирующая свои собственные ответы на вызовы истории, неоднократно спасавшая мир и предлагавшая ему новые принципы жизнеустройства. Поэтому сердцевиной новой общенациональной идеи должна стать альтернативная идея постиндустриального будущего, преобразующая экологический и нравственный нигилизм потребительских обществ.

Список литературы


1.                             Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. М.: УРСС, 2001.

2.                             Львов Д.С., Пугачев В.Ф. Механизмы стабильного экономического роста // Экономическая наука современной России. 2001. № 4.

3.                             Надельский В.О. Анализ политического развития современной России. Автореферат. М.: Конгресс, 2000.

4.                             Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: КРЫМСКИЙ МОСТ-9Д, ФОРУМ, 2000.

5.                             Рубинштейн А.Я. К экономической теории культурной деятельности. М.: Государственный институт искусствознания и социальной политики РАН, 2002.


Приложение

 

Основные показатели прогноза социально-экономического развития России

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2008

Инфляция (прирост), в % к декабрю пред. года

20,2

18,6

15,1

10-12

8-10

6-8

5-7

ВВП прирост, в % к пред. году

9,0

5,0

4,3

3,5-4,4

4,2-5,5

4,5-5,7

4,5-5,5

Структура производства ВВП, %:

 

 

 

 

 

 

 

производство товаров

40,2

38,3

36,5

36,2

35,9

35,5

34,6

производство услуг

49,2

51,0

54,0

54,6

55,1

55,8

56,9

Продукция промышленности, прирост в % к пред. году

11,9

4,9

3,7

3,2-4.1

3,8-5.3

4,0-5.5

4,5-5,5

Структура промышленного производства, % :

 

 

 

 

 

 

 

доля добывающих отраслей

50.4

49.7

50.1

49.8

49.4

48.8

46,5

доля обрабатывающих отраслей

49.6

50.3

49.9

50.2

50.6

51.2

53,5

Продукция сельского хозяйства, прирост в % к пред. году

7,7

7,5

1,7

3,0

3,5-4.0

3,5-4.0

3,5-4.0

Инвестиции в основной капитал, прирост в % к пред. году

17,4

8,7

2,6

6,0-7.5

7,0-9.0

7,5-9.0

6,5-8,0

Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США

4,4

4,0

4,0

5,0-6.5

6,0-7.8

7,5-8.5

9-11

Экспорт товаров, млрд. долл. США

105,0

101,6

106,1

101-109

103-116

106-122

112-136

Структура экспорта, %:

 

 

 

 

 

 

 

сырье и материалы

91.4

89.8

90.7

89.1

88.5

88

86

машинотехническая продукция

8.6

10.2

9.3

10.9

11.5

12

14

Импорт товаров, млрд. долл. США

44,9

53,8

60,3

65-67

70-72

75-78

88-95

Уровень безработицы, в % к эк. активному насел. (среднегодовой):

 

 

 

 

 

 

 

общей

10,5

9,0

7,6

8,2-8,0

8,1-8,0

7,8-7,7

7,1-7,2

официально зарегистрированной

1,5

1,5

1,7

2,0

2,1

2,1

2,0

Реальные располагаемые доходы населения, в % к пред. году

111,9

108,5

108,8

105,7-107

106,2-107,2

106,4-107,4

106-107

Расходы федерального бюджета, в % от ВВП

14,1

14,6

15,6

15,2

14,0

13,9

13,5

Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП

25,8

25,8

28,1

26,5

24,8

23,2

22,5



[1] Надельский В.О. Анализ политического развития современной России. Автореферат. М.: Конгресс, 2000. С. 44-49.

[2] Львов Д.С., Пугачев В.Ф. Механизмы стабильного экономического роста // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 42-43.

[3] Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: КРЫМСКИЙ МОСТ-9Д, ФОРУМ, 2000. С. 377-378.

[4] См.: Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. М.: УРСС, 2001. С. 122.

[5] Рубинштейн А.Я. К экономической теории культурной деятельности. М.: Государственный институт искусствознания и социальной политики РАН, 2002. С. 13.

[6] Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: КРЫМСКИЙ МОСТ-9Д, ФОРУМ, 2000. С. 274-275.