Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие субъекта права_________________________________ 5

Глава 2. Виды субъектов права____________________________________ 8

2.1. Государство и гражданин как субъекты права________________ 10

2.2. Юридическое лицо и государственный орган как субъекты права 14

Глава 3. Правоспособность и дееспособность субъектов права_______ 21

3.1. Понятие, содержание и виды правоспособности_______________ 21

3.2. Дееспособность, способы приобретения______________________ 26

Заключение____________________________________________________ 30

Список литературы____________________________________________ 32


Введение


Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании[1].

Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкое использование в проводимых преобразованиях метода «проб и ошибок», бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы.

Под влиянием отмеченных противоречивых преобразований в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические установки и социальные ориентиры, с другой — разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и текущее законодательство. Все это ставит перед теорией государства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Изучение теории государства и права, изучение тонкостей юридической науки позволит умело использовать такой важный и весомый инструмент, как закон.

Глава 1. Понятие субъекта права


В правоотношении участвуют  люди и образуемые ими для своих частных и общественных целей организации: государство и его органы, предприятия, учреждения, общественные объединения, религиозные организации.

Для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными качествами, признанными или установленными законом для всех и каждого из будующих участников правоотношения. Совокупность этих качеств образует понятие правосубъектности лица или организации.

Из этих понятий следует вывод, что субъект права - «лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности ( то есть правосубъектностью). Субъект права - необходимый элемент правоотношения во всех отраслях права, хотя в каждой из них положения его субъектов имеют определенную специфику»1 .

Субъектами права являются индивиды и организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки:

во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;

во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения — не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

Из истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы, которые могли быть лишь объектами права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных. [2]

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т. д. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены.

В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой.

Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения в таких правоотношениях, т. е. с множеством субъектов, легко просматриваются две противостоящие стороны — управомоченная и правообязанная.

Нелишне заметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе русской (Л. Петражицкий), допускалась мысль, что в качестве участников правовых отношений могут выступать животные, например лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций.

В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т. д.).



Глава 2. Виды субъектов права


Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Институт гражданства регулируется статьей 62 Конституции Российской Федерации. Отметим, кстати, что проблема двойного гражданства приобрела сегодня особую остроту в связи с образованием СНГ, в результате чего 25 млн. русскоязычного населения помимо своей воли оказались «за рубежом». С другой стороны, на территории РФ в настоящее время находится свыше полумиллиона иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья. Среди них много беженцев, статус которых четко не определен.

В общем схему субъектов правоотношений можно представить в следующем виде:

Рис. Субъекты правоотношений[3].

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, например быть капитанами судов и т. д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Есть Закон о правовом положении иностранцев от 24 июня 1981 г., который различает постоянно и временно проживающих на нашей территории иностранцев. Правовой статус их различен.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство.

2. Государственные органы и учреждения.

3. Общественные объединения.

4. Административно-территориальные единицы.

5. Субъекты Российской Федерации.

6. Избирательные округа.

7. Религиозные организации (ст. 117 ГК РФ).

8. Промышленные предприятия.

9. Иностранные фирмы.

Специальные субъекты (юридические лица).

По нашему законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в статье 48 Гражданского кодекса. Это:

имущественная обособленность;

способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности;

быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т. е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Следует иметь в виду, что не всякий коллектив людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья или, скажем, учебные группы, курсы, кафедры, производственные бригады и другие общности не обладают этим качеством. Субъектами права являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур.


2.1. Государство и гражданин как субъекты права


Государство как субъект международного права - основной участник международных отношений, включает в себя как политическую организацию власти, население, которому принадлежит определенная территория.

На международной арене государство как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя государства, как субъект международного права.

Основным качеством государства, характеризующего его как субъекта международного права является суверенитет.

Суверенитет государства есть свойство государства самостоятельно  и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на соответствующей территории и за ее пределами в международном общении.

Суверенитет государства определяется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.Верховенство государственной власти определяет общий порядок, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан (ч.2 ст.4 Конституции).

Признание народа в качестве носителя суверенитета, единственного источника государственной власти, является выражением народного суверенитета, который обозначает, что народ ни с кем не делит свою власть, осуществлять ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил (ст.3 Конституции). Согласно ч.4 ст.3 Конституции власть принадлежит многонациональному народу.

Народовластие принадлежит всей государственности власти народа, а также осуществление народом этой власти свободно в полном соответствии с его суверенной волей. Власть принадлежит: органам государственной власти, органам местного самоуправления, народу из чего вытекает понятие демократия.

Представительная демократия, то есть осуществление народной власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражают волю тех, кого они представляют.

 Непосредственная демократия есть осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения: выборы, референдумы, всенародное и местное обсуждение вопросов государственной и общественной жизни и т.д.(ч.3 ст.3 Конституции)

Именно государства вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных отношений.

 Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами международного права, в соответствии с которыми государства как субъекты международного права имеют основные права и обязанности, закрепленные в международных актах, в частности в Уставе ООН.1

Гражданин обладает определенной правоспособностью. Значение гражданской правоспособности заключается в том, что она является предпосылкой возникновения у лица конкретных гражданских прав и обязанностей.

Объем правоспособности гражданина  как субъективного права отличается от объема конкретных субъективных прав гражданина, приобретаемых им на ее основе. Объем этих прав уже объема правоспособности, которую гражданина может иметь. За каждым гражданином признается возможность иметь множество имущественных и личных неимущественных прав, но не каждый имеет их в полном объеме.

Например, любой гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, которое входит в содержание правоспособности, но не все граждане реализовали это право, то есть приобрели субъективное право на занятие предпринимательской деятельностью.

Конкретные субъективные права возникают у гражданина на основе правоспособности при наличии определенных юридических фактов - действий и событий.

Например, субъективное право осуществлять предпринимательскую деятельность возникает у гражданина на основе предусмотренной ст. 18 ГК возможности заниматься ею и юридического факта - государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

По своему содержанию правоспособность граждан имеет определенные пределы. Всякое субъективное право, являясь мерой дозволенного поведения гражданина, имеет границы как по содержанию, так и по характеру осуществления ( ст.10 ГК).

Например, гражданин может наряду с предпринимательской деятельностью заниматься и любой другой деятельностью, не запрещенной законом, совершать любые сделки, не противоречащие закону.

В содержание правоспособности гражданина входит и способность иметь обязанности. Граждане могут участвовать в обязательствах, выступая в качестве должника, обязанного совершить в пользу другого лица определенное действие (ст.307 ГК).

Никто не может умалять честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию.

Дееспособность гражданина является способом осуществления правоспособности .

Дееспособность обеспечивает участие гражданина в экономическом обороте, хозяйственной деятельности, реализации своих имущественных прав и в первую очередь права собственности, а также личных неимущественных прав.

Также дееспособность является средством защиты прав и интересов участников гражданского оборота, поскольку дееспособный гражданин, нарушивший имущественные и личные неимущественные права другого лица, будет нести гражданско-правовую ответственность перед ним.

Гражданин может быть ограничен в правоспособности и дееспособности только в случаях и порядке, прямо предусмотренных законом.

Ограничение гражданских прав допускается только на основании федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Лишение гражданских прав в целом невозможно. Например, гражданин может быть лишен возможности иметь в собственности отдельные виды имущества, но это должно быть строго по решению суда.

Возможно лишение гражданина некоторых прав на ограниченный срок в качестве санкции за совершенное преступление или правонарушение, например, лишение права занимать определенные должности.

Правоспособность и дееспособность признаются за гражданином законом. По общему правилу, гражданин не вправе полностью отказаться от них или ограничить. Правоспособность и дееспособность неотчуждаемы.

Гражданин вправе распоряжаться субъективными правами:

завещать имущество;

уступать исключительное право на использование изобретения;

Отказ гражданина полностью или частично от правоспособности или дееспособности, а также сделки, связанные с ним, признаются ничтожными, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Не допускается отчуждение нематериальных благ и личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона.


2.2. Юридическое лицо и государственный орган как субъекты права


Как субъект права юридическое лицо обладает определенными признаками:

наличие обособленного имущества,

самостоятельная ответственность по своим обязательствам  этим имуществом,

приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени,

выступление в качестве истца и ответчика в судах.

        Имущественные права, которыми может управлять юридическое лицо есть:

право собственности,

право хозяйственного ведения,

право оперативного управления.

Имущество юридического лица не исчерпывается вещными объектами, принадлежащими ему на одном из указанных вещных прав.

 На практике совсем другое имущество является, как правило объектом взыскания. Обычно это средства на банковских счетах юридических лиц, т.е. принадлежащие им обязательственные права. Этим имуществом юридическое лицо, как правило, и отвечает по своим обязательствам.

Некоторые юридические лица (инвестиционные институты) не имеют имущества на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а помещения и оборудование они арендуют. Вещные права в данном случае не должны рассматриваться как необходимые и исключительные юридические формы имущественного обособления юридического лица.

Обладание имуществом на одном из трех названных вещных прав - достаточный, но не необходимый признак имущественного обособления юридического лица. Он может отсутствовать при наличии другого признака - обособления имущества посредством иных правовых форм.

Поэтому отсутствие у организации имущества на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не может служить основанием для отказа в признании организации юридическим лицом и регистрации ее в качестве такового.

Необходимо, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету.

Наличие  такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имщественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. Самостоятельность бухгалтерского баланса отражает все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица.

Юридическое лицо обязано иметь полный и законченный, т.е. самостоятельный, бухгалтерский баланс.

Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих социо-культурную, управленческую и иную некоммерческую деятельность.

Также могут составлять сводные или комплексные балансы, отражающие затраты и результаты деятельности целых коллективов, ассоциаций и других объединений юридических лиц, даже целых отраслей хозяйства, но они не затрагивают юридической личности каждого участника комплекса и сами признаком юридического лица не являются.

Имущество юридических лиц образуется из взносов их учредителей и участников. В отношении одних юридических лиц их учредители (участники), участвующие в образовании их имущества, имеют гражданские обязательственные права, в отношении других такие лица сохраняют определенные вещные права на имущество этих юридических лиц, в отношении третьей группы юридических лиц их учредители и участники имущественных прав не имеют.

Правоспособность юридического лица взависимости от организационно-правовой формы и цели его создания бывает специальной и общей.

Специальная правоспособность - юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица, в уставе которых указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься.

Общая правоспособность - юридическое лицо может заниматься любой деятельностью, иметь любые гражданские права и нести обязанности, связанные с ней.

Большинство юридических лиц наделено общей правоспособностью. Лишь комерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия наделяются специальной правоспособностью. В их уставах определяются предмет и цели деятельности.

У казенных предприятий правоспособность также является специальной. Специальная правоспособность характерна и для некоммерческих организаций.

Следовательно, можно видеть, что специальная(уставная) правоспособность трансформировалась в общую.

Сделка, совершенная юридическим лицом без учета его специальной правоспособности , так называемая внеуставная сделка, может быть признана судом недействительной.

Отдельными видами деятельности, как при общей, так и при специальной правоспособности, юридические лица могут заниматься лишь при наличии лицензии.

Лицензирование есть выдача специального разрешения на ведение соответствующей деятельности уполномоченными на то органами.

Виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются только законом.

Лицензия есть документ, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока и определяет условия осуществления такой деятельности.

 Отказ в выдаче лицензии, аннулирование без достаточных оснований, иные неправомерные решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности могут быть обжалованы в суде. При совершении сделки без лицензии следует признание ее недействительной.

Права юридических лиц могут быть ограничены как при специальной, так и при общей правоспособности.

 Например, ряд ограничений предусмотрен для унитарных предприятий по распоряжению недвижимым имуществом; для приватизированных предприятий, в уставном капитале которых доля государства составляет 25%  и более. Любое решение об ограничении прав, если это противоречит закону, вправе быть обжаловано в суде.

В зависимости от цели создания юридического лица можно разграничить или классифицировать юридические лица: коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ).

Основная цель коммерческого юридического лица - извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Основная цель некоммерческого юридического лица - решение социальных задач и предпринимательская деятельность ведется для получения прибыли и направления ее для выполнения и решения социальных и других общественных задач. Унитарные государственные и муниципальные предприятия могут  помимо основной цели - извлечение прибыли, преследовать общественно-полезные цели: государственные заказы (военные заказы).

Перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц является замкнутым. Вновь создаваемые организации должны строго следовать данному перечню, который перечислен в ГК РФ.

Это необходимо для того, чтобы стороны, совершающие сделки, могли четко знать и представлять себе, какими правами, обязанностями наделено то или иное юридическое лицо и какую ответственность они будут нести в случае нарушения сделки.

Перечень же некоммерческих организаций не является исчерпывающим, возможны и иные формы, которые могут устанавливаться только законом.

Объединения коммерческих и некоммерческих организаций могут действовать в форме некоммерческих организаций - ассоциаций и союзов, а также они могут реорганизоваться в хозяйственные общества и товарищества, взависимости от того занимаются они предпринимательской деятельностью или нет.

Предпринимательская деятельность для достижения целей, ради которых была создана некоммерческая организация, может осуществляться как самой некоммерческой организацией, так и учрежденным ею для этого хозяйственным обществом.

Предпринимательская деятельность коммерческой организации подлежит государственной регистрации.

Моментом возникновения правоспособности юридического лица является дата государственной регистрации юридического лица (ст. 51 ГК).

Моментом ликвидации юридического лица является исключение его из единого государственного реестра на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо на основании представления собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.

Государственный орган - особый вид организации людей, обладающий следующими признаками:

является автономной частью государственного аппарата;

осуществляет государственные функции, реализует публичный интерес;

действует от имени государства и в то же время от своего имени;

обладает собственной компетенцией;

несет ответственность перед государством за свою деятельность;

учреждается государством;

положение, деятельность и структура регламентированы правом.

Государственный орган представляет собой организованную группу лиц, но она является

частью целого, которое определяет само существование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру.

Учитывая эти признаки можно сделать общее определение:

«Государственный орган - организованный коллектив( за исключением президента, губернаторов), образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.»1

Право- и дееспособность государственных органов различна и зависит в целом от их места в системе государственной службы и от компетенции, которой наделены должностные лица то или иного государственного органа.

Например, органы исполнительной власти :

осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

наделены оперативной самостоятельностью;

образуются вышестоящими органами;

подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

их образование, структура, порядок деятельности регламентированы законом.

Государственный орган, несмотря  на свои особенности, равноправный субъект права.


Глава 3. Правоспособность и дееспособность субъектов права


3.1. Понятие, содержание и виды правоспособности


Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем — не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность— не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма. свободы, справедливости. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество.

Главное в правоспособности — не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможностью (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостные). И это официально, «по закону».

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX в. (французский Гражданский кодекс с 1804 г., германское Гражданское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право[4]. Как видим, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако в последующем он приобрел более широкое значение.

«Безжалостное неравенство, существующее в реальной жизни, —указывалось в одной из работ того времени, — получает в праве некоторое смягчение, когда, например, все люди объявляются правоспособными — больные и здоровые, старые и малые, бедные и богатые, знатные и незнатные»[5]. Это был шаг к установлению элементарной юридической справедливости, устранению социальной дискриминации.

Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т. е. право иметь право, а уж последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить;

б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности. места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств;

в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим;

г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки;

д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе[6]. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е. А. Флейшиц. бланкетна[7].

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее объем у всех одинаков.

Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством — юридической способностью быть носителями соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.

Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Даже значение, роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.

Разумеется, то или иное лицо не может быть носителем всех существующих прав одновременно. Однако способность к этому не подвергается никакому сомнению. При наличии соответствующих условий каждый может стать обладателем любых допускаемых законом прав. Если данный гражданин в данное время имеет права, которыми не обладает другой, то это не значит, что у них разная правоспособность. Правоспособность их одинакова, круг прав и обязанностей различный.

При этом нет ничего противоречивого в том, что лицо, имея правоспособность, обладает также по закону рядом общих постоянных прав, являющихся его субъективными правами. Было бы ошибкой считать, что в данном случае правоспособность не нужна. Она не лишняя и когда речь идет о естественных, неотчуждаемых правах граждан, присущих им от рождения:

Подчеркнем еще раз, правоспособность — не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Сам термин «правоспособность» весьма точно передает смысл этого понятия.

Правоспособность существует там. где есть вообще правовое регулирование, правовая среда. Это качество неизменяемо, его нельзя сделать больше или меньше. Невозможно признать кого-либо неправоспособным, а только недееспособным. Раз субъект наделен правоспособностью, то в полном объеме и до конца своих дней, а не временно.

Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т. д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, «аннулирована». Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод[8].

Главное здесь — не смешивать способность к правообладанию с самим обладанием. «Правоспособность, — писал Н. М. Корку-нов, — означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его»[9].

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, как уже говорилось, лишь при известных условиях. В нашем законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Но и науке, в обшей теории права, оно сложилось.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность — это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и т. д.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

3.2. Дееспособность, способы приобретения


Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность — лишь с определенного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители — родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ).

Уголовная ответственность у подростков за совершенные ими умышленные преступления наступает с 14 лет. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная, как уже говорилось, наступает с совершеннолетием, частичная — с 14 лет, а ограниченная — когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

Новый Гражданский кодекс ввел понятие эмансипации (ст. 27). В данной новелле говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью[10].

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Родители, усыновители и попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность вместе взятые, т. е. праводееспособность. Это объединительное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино, например, у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

Многие права граждан носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т. д.). В отличие от имущественных прав их должен реализовывать сам обладатель.

С этой точки зрения все права можно подразделить на требующие личного участия при их осуществлении и не требующие. В первом случае, т. е. в большинстве отраслей права, разделение правоспособности и дееспособности лишено практического смысла; во втором, т. е. в сфере действия гражданского права, оно оправданно и необходимо.

Немыслимо положение, когда субъект обладал бы, к примеру, брачной, трудовой, избирательной правоспособностью, но был бы лишен аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают как единое целое. Напротив, в имущественных правоотношениях кредитор может взыскать причитающийся ему долг не обязательно лично, равно как и что-то купить, продать, исполнить обязательство, совершить ту или иную сделку. Здесь правоспособность и дееспособность могут не совпадать в одном лице.

Правосубъектность — собирательная категория. По мнению некоторых ученых, она включает в себя четыре элемента:

правоспособность;

дееспособность;

деликтоспособность, т. е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты);

вменяемость — условие уголовной ответственности.

Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

В целом Правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность - это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Понятие правосубъектности, применяемое в современной теории права, определяет, какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права. Представления о гражданской правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, сопровождают человека на протяжении всей его жизни: с момента рождения и до его смерти. Естественно, трудно представить новорожденного ребенка, например, заключающим договор, однако новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество, стать собственником и т. п. Для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, чтобы они складывались бы из осознанных волевых действий сторон. Вместе с тем из отношений, регулируемых гражданским правом, не могут полностью выключаться граждане, не обладающие должным уровнем психического развития. Для решения этих задач в гражданском праве и появились такие категории, как правоспособность и дееспособность. Первая — правоспособность — означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, вторая — дееспособность — означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти, то дееспособность возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме — с восемнадцати лет, т. е. совершеннолетия.

Понятия правоспособности и дееспособности можно определить как социально-юридические качества. Социальные — поскольку эти качества связаны исключительно с человеческим индивидуумом, юридические — поскольку именно от обладания ими зависит, признается ли гражданин субъектом гражданско-правовых отношений или нет, и именно законом определяются объем и содержание этих категорий. Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств. Юридические лица, государства, национально-государственные и административно-территориальные образования обладают правоспособностью и дееспособностью в их неразрывном единстве.


Заключение


Согласно изложенному выше субъектами права являются индивиды и организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

К субъектам правоотношений можно отнести три больших группы: индивиды, социальные общности и организации. К индивидам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. К социальным общностям относятся: народ, нация, население региона и трудовой коллектив. Организации, в свою очередь, подразделяются на государственные и негосударственные. К государственным относятся государственные органы, государственные учреждения и предприятия и само государство. К негосударственным организациям относятся общественные объединения, хозяйственные организации и религиозные организации[11].

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Под дееспособностью понимается не только возможность субъектов иметь права, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность вместе взятые, т. е. праводееспособность.

В общем, изучение субъектов права поможет лучше разобраться во всех тонкостях теории государства и права и, в будущем, быть грамотным юристом. По моему мнению, только грамотный юрист сможет умело и правильно использовать закон как средство регулирования различных отношений в обществе и в государстве в целом.

Список литературы


1.     Алексеев С.С. Государство и право. М: Юридическая литература, 1996.

2.     Алексеев С.С. Теория права. М: изд-во БЕК, 1996. 311с.

3.     Бахрах Д.Н. Административное право. М: изд-во БЕК, 1996, 368 с.

4.     Венгеров А.Б. Теория государства и права. М: Юрист, 1994, 416с.

5.     Додонов В.Н. Большой юридический словарь. М: Новый юрист, 1999, 697 с.

6.     Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Отв. Ред. О.Н. Садиков. М: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА. М, 1997, 778 с.

7.     Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - Спб., 1909.

8.     Красавчиков О. А. Социальное содержание правоспособности граждан // Правоведение. 1960. №1.

9.     Лазарев В.В. Теория государства и права. М: Новый юрист, 1997, 432 с.

10.            Марченко М.Н. Теория государства и права. М: Зерцало, 1998.

11.            Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997.

12.            Мицкевич А. В. Субъекты советского права. - М., 1962.

13.            Пиголкин А.С. Общая теория права. М: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. 384 с.

14.            Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995.

15.            Регельсбергер Ф. Общее учение о праве. - М., 1987.

16.            Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 1998.

17.            Флейшиц Е. А. Соотношение правоспособности и субъективных прав. // Вопросы общей теории советского права. М., 1960.


[1] Основы Российского государства и права. - Омск, 1995. - с. 7.

1  Додонов В.Н. Большой юридический словарь. М, 1999. С.662.



[2] Матузов Н.И., Малько А.В..Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997. - с. 482.

[3] Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 1998. - с. 345.

1   Додонов В.Н. Большой юридический словарь. М, 1999. С. 131.

1  Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С.84.

[4] Мицкевич А.В. Субъекты советского права. - М., 1962. - с. 19.

[5] Регельсбергер Ф. Общее учение о праве. - М., 1987. - с.14.

[6] Красавчиков О.А. Социальное содержание правоспособности граждан // Правоведение. 1960. №1. - с. 23.

[7] Флейшиц Е.А. Соотношение правоспособности и субъективных прав. // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. - с. 263.

[8] Р.Л. Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы российского государства и права. - Омск, 1995. - с.194.

[9] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - Спб., 1909. - с. 147.

[10] Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997. - с. 488.

[11] Теория государства и права. - М.: Норма - Инфра-М, 1998.