Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
1. Структура учетно-операционного отдела_________________________ 4
2. Порядок прохождения расчетных документов_____________________ 8
3. Структура кассы банка_______________________________________ 16
4. Порядок прохождения кассовых документов_____________________ 20
Заключение__________________________________________________ 29
Список литературы____________________________________________ 31
Приложение 1________________________________________________ 33
Приложение 2________________________________________________ 34
Приложение 3________________________________________________ 35
Введение
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны:
- аккумулировать свободные денежные средства,
- выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов,
- производить эмиссию.
Актуальность темы заключается в том, что банки являются важным звеном в функционировании экономики страны и мировой экономики. Банковская система обеспечивает бесперебойность и высокую скорость процесса общественного воспроизводства, повышает эффективность всего производства. А функции коммерческих банков реализуются путем проведения ими конкретных операций.
Одной из важных банковских операций является организация расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка.
Цель данной работы - раскрыть процесс организации расчетно-кассового обслуживания.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру учетно-операционного отдела;
2. Раскрыть порядок прохождения расчетных документов;
3. Описать структуру кассы банка;
4. Выявить порядок прохождения кассовых документов.
1. Структура учетно-операционного отдела
Основными участниками учетно-операционной работы (в дальнейшем - "учетно-операционный аппарат") учреждения банка являются работники, занимающиеся оформлением, контролем денежно-расчетных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.
Учетно-операционный аппарат банка работает по принципу ответственных исполнителей или операционных бригад. Конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата определяются главным бухгалтером банка.
Принципиальная учетно-операционная структура может выглядеть следующим образом.
1. Главная бухгалтерия - Главный бухгалтер - Бухгалтерский учет
2. Операционный учет - Отдел учета кассовых операций- Операционный отдел
3. Отдел учета хозяйственных операций
4. Отдел межфилиального учета
5. Отдел учета операций с инвалютой
6. Архив банка
7. Отдел учета ценных бумаг и вложений
8. Отдел отчетности и анализа
Отдел учета кассовых операций занимается оформлением и контролем кассовых документов.
На отдел учета хозяйственных операций возлагаются функции оформления и контроля документов по учету основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), материалов, расчет заработной платы и некоторые другие.
Отдел учета операций с инвалютой ведет учет операций с наличной и безналичной иностранной валютой по срочным и кассовым сделкам, отчетность по ведению открытой валютной позиции и др.
Отдел учета ценных бумаг и вложений осуществляет учет приобретенных банком государственных и корпоративных ценных бумаг (включая векселя), участия банка в хозяйственной деятельности других организаций.
Отдел отчетности и анализа подготавливает отчетность банка, проводит анализ финансовой деятельности банка, его ликвидности и доходности операций.
Головные функции операционного и бухгалтерского учета расчетных операций возлагается на операционный отдел.
Отдел межфилиального учета отражает операции головного банка с филиалами.
Ответственными исполнителями по осуществляемым банком операциями считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому ими кругу операций. Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций, включая операции по контролю за корреспондентскими счетами и межфилиальными расчетами.
Закрепление счетов за структурными частями учетно-операционного аппарата и отдельными исполнителями и последующее их перераспределение производится главным бухгалтером и оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между учетно-операционными работниками учреждения банка. В случае необходимости в банке создаются операционные группы (участки, бригады). Работники последних специализируются на выполнении однотипных операций по отдельным видам работ и операций и являются ответственными исполнителями по своим операциям. Участок работы (вид операций) выделяется исходя из производственной необходимости, принятой в банке технологии документооборота, учета и контроля. Операционные бригады могут организовываться также на участках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, и в случаях, когда из-за отсутствия работников соответствующей квалификации работа не может быть организована по системе ответственных исполнителей. В последнем случае в состав операционной бригады входят, как правило, два-четыре операционных работника, которые оформляют документы по производимым операциям, и контролер, который обязательно проверяет документы и записи в лицевых счетах, выполненные операционными работниками бригады. Контролер операционной бригады может единолично оформлять отдельные операции.
Учетно-операционный аппарат или отдел возглавляет главный бухгалтер учреждения банка.
В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы (отделы), которые ведут счета, как правило, однородные по экономическому содержанию.
Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечивать выполнение следующих условий: - все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете в тот же день. Денежно-расчетные документы, поступившие в банк по истечении операционного времени, проводятся по счетам клиентов, как правило, следующим операционным днем; - оплата всех денежно-расчетных документов с расчетных (текущих) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (исключение составляют контокоррентные счета) с соблюдением действующей очередности платежей. Порядок использования денежных средств, поступивших на расчетные (текущие) счета в течение операционного дня, определяется банком и клиентом в договоре на расчетно-кассовое обслуживание; - передача информации на межбанковский расчетный центр производится по графику и в течение времени, которые установлены договором между банком и межбанковским расчетным центром; - денежно-расчетные документы, подлежащие отправке другим учреждениям банков по почте, подлежат сдаче предприятию связи в день совершения операции.
Учетно-операционный отдел Банка:
· Постоянно осуществляет бесплатное открытие счетов для предприятий всех форм собственности и физических лиц;
· Проводит расчеты в пределах своей системы, осуществляет контроль за своевременным предоставлением ЦРП документов и перечислением платежей по счетам согласно установленному графику закрытия операционного дня;
· Внедрят современные средства ведения учетных операций и осуществления расчетных платежей;
· Осуществляет контроль за правильностью начисления и распределения налогов и бюджетных платежей.
Структура учетно-операционного отдела показана в Приложении 1
2. Порядок прохождения расчетных документов
Юридические лица, независимо от форм собственности, могут открывать в коммерческих банках расчётные или текущие счета.
Расчётные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом. владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
Существует две разновидности расчетного счета:
а) счет для осуществления совместной деятельности, особенностью которого является множественный состав его владельцев. Но совместное распоряжение счетом не распространено, поскольку предполагает получение согласия всех владельцев по отдельным платежам, что крайне не удобно.
б) счет для выполнения работ по соглашению о разделе продукции. Его особенность – счет используется исключительно для выполнения определенных работ. Может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Если выручка на этот счет поступает в инвалюте, то правила об обязательной продаже 50 % не действуют.
Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица'. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству.
Разновидности текущего счета:
а) бюджетный счет – счет, который открывается предприятиям при выделении им денежных средств из Федерального, региональных или местных бюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Это могут быть субсидии, дотации. Особенность бюджетного счета проявляется, во-первых, в целевом назначении зачисленных денег, контролировать которые должен собственник (либо доверенное лицо) и во-вторых, в ограниченном сроке существования счета, составляющим 1 год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, следовательно в конце года счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет.
б) инвестиционные и конверсионные счета – счета по учету средств Федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе на финансирование инвестиций и конверсионных программ. Владельцами таких счетов являются предприятия.
Для открытия расчетного (текущего) счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие документы:
- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
- копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);
- копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
- справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;
- справка о постановке предприятия на учет в пенсионном и внебюджетном фондах;
- регистрационная карточка статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчётно-кассовом обслуживании.
Клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте с их согласия, если иное не установлено Федеральным законом (ст. 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). При этом банк не вправе отказать клиенту в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять клиента на банковское обслуживание (ст. 846 ГК РФ).
Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету. Договор банковского счета, как правило, содержит следующие разделы.
I. Предмет договора.
II. П. Права и обязательства сторон.
III. Оплата услуг.
IV. Ответственность сторон.
V. Срок действия договора и порядок расторжения.
VI. Особые условия.
VII. Юридические адреса сторон.
В разделе 1 договора в качестве предмета договора указывается банковское обслуживание счета клиента на условиях и в порядке, предусмотренных данным договором.
Права и обязательства банка и клиента (раздел 11 договора) вытекают из действующего законодательства, а также определяются конкретными договоренностями сторон.
Так, банк, как правило, берет на себя следующие обязательства:
· открыть и вести банковский счет клиента;
· своевременно выдавать клиенту выписки с его счета;
· предоставлять клиенту счета-фактуры на оплату услуг по ведению счета;
· обеспечивать клиента бланками расчетно-денежных документов (чековыми книжками и объявлениями на взнос наличными);
· соблюдать тайну операций по счету клиента. Предоставлять сведения о состоянии счета и операциях по нему только с согласия клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
· исполнять распоряжения клиента по перечислению средств со счета и зачислению средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа;
· выдавать наличные денежные средства со счета клиента в течение одного (двух) операционных дней после поступления в банк заявления на бронирование денежных средств на счете;
· Консультировать клиента по вопросам расчетов, правил документооборота и другим вопросам, имеющим непосредственное отношение к его расчетно-кассовому обслуживанию;
· в отдельных случаях банк может взять на себя обязательство осуществлять платежи со счета, несмотря на отсутствие на нем денежных средств (кредитование счета в режиме овердрафта). При этом овердрафтный кредит может иметь место только при условии заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета.
Клиент обязуется:
· соблюдать действующие нормативные акты о банковской деятельности, регулирующие осуществление расчетных и кассовых операций;
· ежеквартально в установленный срок представлять в банк кассовую заявку по установленной форме для определения потребности клиента в наличных средствах;
· представлять в банк расчет лимита остатка кассы (не реже одного раза в год);
· своевременно представлять в банк заявку на бронирование денежных средств на счете;
· представлять в банк подтверждение остатка средств на счете по состоянию на 1 января каждого года не позднее 10 января (либо в другие сроки);
· поддерживать минимальный остаток денежных средств на счете в сумме, согласованной с банком.
В случае, если клиент и его кредитор в заключенный ими договор включили условие, дающее кредитору право на бесспорное списание сумм, клиент обязан сообщить банку письменно об этом условии и о своем согласии на бесспорное списание сумм, что закрепляется в дополнительном соглашении клиента и банка к договору банковского счета.
Отдельный раздел договора банковского счета (раздел III) предусматривает порядок оплаты услуг банка по ведению счета. Стоимость оплачиваемых услуг банка определяется в соответствии с «Тарифами ставок комиссионного вознаграждения по обслуживанию счетов юридических лиц в валюте РФ и иностранной валюте», являющимися неотъемлемой частью (приложением) к договору банковского счета. В данном разделе оговаривается также конкретный порядок оплаты услуг банка (в момент совершения соответствующей операции либо по совокупности услуг за определенный период; платежным поручением клиента либо безакцептным списанием самим банком со счета причитающихся с клиента сумм и др.).
За нарушение условий договора банковского счета в разделе IV предусматривается ответственность сторон. Так, банк отвечает за своевременное и правильное отражение операций по счету клиента. В случае несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ГК РФ (ст. 395). В соответствии с указанной статьей, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения другая сторона должна уплатить проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Ответственность банка за нарушение обязательств наступает только при наличии вины банка. Клиент несет ответственность за достоверность и своевременность представления документов для открытия счета и ведения операций по нему. В случае непредставления в банк в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетностей, кассовых заявок, расчета лимита остатка кассы банк оставляет за собой право приостановить операции по счету.
Раздел V договора регламентирует срок действия договора и порядок его расторжения. Договор считается заключенным с момента его подписания обеими сторонами и действует, как правило, в течение одного календарного года. В случае, если ни одна из сторон не заявила о его расторжении до срока действия, договор считается продленным на следующий календарный год. Такой порядок продления действия договора распространяется и на все последующие годы.
Стороны вправе расторгнуть договор банковского счета в порядке, предусмотренном ГК РФ (ст. 859). По заявлению клиента договор может быть расторгнут в любое время. Банк имеет право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке только по решению суда в следующих случаях:
· когда сумма денежных средств, хранящихся на счетах клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения клиента об этом;
· при отсутствии операций по счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
В качестве особых условий к договору банковского счета (раздел VI) могут выступать, например, право банка в одностороннем порядке вносить изменения в «тарифы ставок комиссионного вознаграждения по обслуживанию счетам», право банка не уплачивать проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, право производить списание денежных средств со счета клиента без его письменного согласия в случае выявления ошибочных записей по счету. В данном разделе устанавливается также порядок разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договора банковского счета, и др.
Договор банковского счета составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Один экземпляр договора остается у банка, второй — у клиента.
К расчетному (текущему) счету клиента банк может вести две картотеки: картотеку № 1 и картотеку № 2.
Ведение картотеки № 1 не связано с финансовым положением клиента, а определяется исключительно особенностями документооборота при отдельных формах межхозяйственных расчетов (платежными требованиями) и необходимостью получения согласия плательщика на оплату расчетного документа кредитора. Картотека № 1 ведется по внебалансовому счету банка «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».
Открытие картотеки № 2 к счету клиента, напротив, определяется исключительно финансовыми затруднениями клиента. В данную картотеку помещаются расчетные документы, срок оплаты которых истек и которые не были оплачены из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика. Картотека № 2 ведется по внебалансовому счету банка «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований клиент теряет право распоряжаться средствами, поступающими на счет. В этом случае списание денежных средств со счета осуществляется по мере поступления на него денежных средств в установленной законом очередности. Последняя была введена ГК РФ (ст. 855) с 1 марта 1996 г. Однако с января 1998 г. постановлением Конституционного Суда РФ был признан неконституционным пункт 2 ст. 855 ГК РФ и установлена иная очередность платежей.
В настоящее время впредь до внесения изменений в ст. 855 ГК РФ в соответствии с решением Конституционного Суда очередность платежей со счетов юридических лиц устанавливается ежегодно Федеральным законом о Государственном бюджете на очередной год и выглядит следующим образом:
· в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
· во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
· в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а также перечисление или выдачу денежных средств для оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту);
· в четвертую очередь производится списание по платежным до-. кументам, предусматривающим платежи № негосударственные внебюджетные фонды;
· V в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
· в шестую очередь производится списание по другим платежным документам.
Списание средств со счета по требованиям/относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (или наступления срока платежа).
Документы по открытию счета клиента проверяются юридической службой или лицом, наделенным данным правом в учреждении банка, на соответствие установленным нормативным актам и указаниям Национального банкам и передаются руководителю учреждения банка или лицу, им уполномоченному, для решения вопроса об открытии счета. После получения разрешения на открытие счета документы представляются главному бухгалтеру или лицу, им уполномоченному, который производит открытие счета, регистрацию счета и передает карточки с образцами подписей и оттиска печати соответствующим работникам банка. Счета регистрируются в книге регистрации счетов, которая должна содержать следующие реквизиты: - дата открытия счета; - наименование счета; - номер лицевого счета; - дата закрытия счета; - поле для примечаний. По усмотрению учреждения банка в книге регистрации счетов могут быть предусмотрены другие необходимые учреждению банка реквизиты.
3. Структура кассы банка
Организация налично-денежного оборота на территории РФ регламентируется следующими нормативными документами ЦБ РФ.
1. Порядком ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.93 г. № 40).
2. Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 25.03.97 г. № 56.
3. Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.98 г. № 14-П.
4. Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе от 16.11.95 г.№31.
В соответствии с указанными документами, все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы кредитных организаций или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации (т. е. почтовым отделениям) для перевода на соответствующие счета в банках. Наличные деньги могут сдаваться на договорных условиях через инкассаторские службы банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Каждому предприятию по согласованию с их руководителями банк устанавливает порядок и сроки сдачи наличных денег, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банка. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
· для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы в банке не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.
В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных денег в банк их остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодно всем предприятиям и представляет собой максимально допустимый остаток наличных денег, который может оставаться в кассе на конец рабочего дня. Все сверхлимитные наличные деньги должны полностью сдаваться в банк (на почту). Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в банк по стандартной форме специальный расчет лимита остатка кассы (см. Приложение 2).
Банк определяет лимит остатка кассы для предприятия индивидуально, исходя из объемов его налично-денежного оборота, особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, а именно:
· для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее в банк ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
· для предприятий, сдающих денежную выручку в банк на следующий день, — в пределах среднедневной выручки;
· для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих ее в банк не ежедневно, лимит определяется в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
· для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплат социального характера и стипендий).
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счета в банке, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим свои счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими банками по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.).
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих его банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.
По предприятию, не представившему расчет ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в банк денежная наличность — сверхлимитной.
Известно, что выплата заработной платы, стипендий, премий и т, п. производится периодически. Периодичность выплат и крупные размеры таких платежей неизбежно создают большие колебания остатка наличных денег в кассах. Поэтому предприятиям предоставлено право хранить в своих кассах полученные на эти цели наличные деньги сверх установленных лимитов в течение трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, — до пяти дней), включая день получения денег в банке. В целях устранения встречных денежных потоков предприятия, постоянно имеющие налично-денежную выручку в силу специфики своей деятельности (торговля, транспорт, зрелищные мероприятия и т. д.), по согласованию с обслуживающими учреждениями банков могут часть ее расходовать непосредственно на месте без сдачи в банк. В настоящее время таким предприятиям разрешено расходование собственной кассовой выручки на следующие цели:
· заработную плату и выплаты социального характера;
· закупку сельхозпродукции у населения;
· скупку тары и вещей у населения;
· командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря;
· оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов;
· выплаты возмещения убытков по договорам страхования физических лиц.
Решение о расходовании предприятием денежной выручки из своей кассы принимается банком ежегодно на основании письменного заявления предприятия и специального расчета, который включается в форму для расчета лимита остатка кассы. При выдаче такого разрешения банк учитывает специфику деятельности предприятия, соблюдение им правил работы с денежной наличностью, состояние его расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, с поставщиками сырья, материалов, с банками по ссудам. Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных банках принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников.
Каждый банк должен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т. е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежным оборотом.
4. Порядок прохождения кассовых документов
Прогнозные расчеты кассовых оборотов составляются банком ежеквартально с разбивкой по месяцам. Содержание этого документа по символам прихода и расхода см. Приложение 3
Прогнозные расчеты составляются коммерческим банком на основании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах, а также на основе полученных от обслуживаемой клиентуры кассовых заявок. Кассовая заявка предприятия в конечном счете должна показать банку, с одной стороны, сколько наличных денег поступит от данного клиента в кассу банка, а с другой — в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассы банка. Кассовая заявка имеет два раздела. В первом разделе отражаются все суммы поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме сумм, полученных из банка) по отдельным статьям кассового прогноза банка (торговая выручка, выручка пассажирского транспорта, выручка зрелищных предприятий и др.), а также указывается, какие суммы из этой выручки будут сданы в банк. Во втором разделе кассовой заявки клиента приводится расчет ожидаемых выплат заработной платы, стипендий, выплат социального характера, пенсий, пособий соцстраха и выдач на другие цели.
Кроме собственно кассовых заявок, предприятия должны подать в банк дополнительные расчеты к ним: так, например, торговые организации — сведения о поступлении торговой выручки; транспортные организации, зрелищные, коммунальные, предприятия бытового обслуживания — сведения о поступлении денежной выручки от соответствующих услуг; финансовые органы — сведения о поступлении налогов и сборов и т.д.
Составленный на очередной квартал прогноз кассовых оборотов сообщается банком расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала планируемого квартала. Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала прогнозируемого квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике, по источникам поступления наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Информационной базой данного прогноза служат оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.
Прогнозные расчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениями Банка России Департаменту регулирования денежного обращения ЦБ РФ за три дня до начала прогнозируемого квартала. В свою очередь Департамент регулирования денежного обращения, обобщив полученные данные, составляет сводный расчет потребностей экономики страны в денежной наличности. В этом расчете учитываются также такие факторы, как происходящие в экономике структурные изменения, темпы инфляции, а также принимаемые Банком России меры в области денежно-кредитной политики по стабилизации денежного обращения. Составленный сводный прогноз потребностей народного хозяйства в денежной наличности на предстоящий квартал передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ и в конечном счете определяет механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении в предстоящем квартале.
Прием наличных денег от предприятий и организаций производится в основном при личной явке клиента, в его присутствии. Работа приходной кассы организована таким образом, что клиенты банка имеют возможность сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) и после операционного дня (вечерняя касса).
Документом на прием наличности в приходную кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению клиент передает его операционному работнику, ведущему лицевой счет данного клиента. Операционный работник проверяет правильность заполнения документа, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу, указывая род операции, номер документа, символ кассовых оборотов, и передает подписанное им объявление в приходную кассу.
Получив объявление на взнос наличными, кассир приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника по имеющемуся у него образцу, соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически получившейся при подсчете. При соответствий сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и вручает ее вносителю денег. Объявление кассир оставляет у себя, а ордер к объявлению передает соответствующему операционному работнику для проведения бухгалтерской проводки по счету клиента. В дальнейшем ордер выдается клиенту вместе с выпиской по его лицевому счету.
В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, а также при обнаружении неплатежных или сомнительных денежных знаков объявление на взнос наличными переоформляется на фактически принимаемую сумму денег. Первоначальный документ старший кассир перечеркивает и на обороте квитанции к этому документу проставляет сумму фактически принятых денег, а также достоинства, серии, номера и сумму сомнительных денежных знаков, принятых на экспертизу, ставит свою подпись и возвращает операционному работнику. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный работник проверяет, вносит исправления в кассовый журнал по приходу, а на сомнительные денежные знаки, подлежащие экспертизе, оформляет специальную квитанцию, на оборотной стороне которой указывает достоинства, серии, номера сомнительных денежных знаков и общую сумму. Объявления на взнос наличными и спецквитанцию операционный работник передает в кассу, Спецквитанция о принятых на экспертизу сомнительных денежных знаках и квитанция в объявлении на взнос наличными на фактически принятую сумму денег, подписанные кассовым работником и скрепленные печатью кассы, выдаются клиенту. Первоначально оформленные объявление и ордер к объявлению на взнос наличными уничтожаются. Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.
Прием банком денежной наличности в послеоперационное время производится вечерними кассами. Принятые вечерней кассой деньги должны быть зачислены на соответствующие счета клиентов банка не позднее следующего рабочего дня. При приеме денежной наличности непосредственно от организации вноситель сдает деньги в вечернюю кассу также по объявлению на взнос наличными. Оформление объявления и прием денег от клиентов осуществляются аналогично порядку осуществления этих операций в операционное время банка. По окончании приема денег вечерней кассой кассир и операционный работник производят сверку их фактического наличия с данными приходных документов и кассового журнала по приходу и подписывают кассовый журнал. Наличные деньги, приходные кассовые документы, кассовый журнал и печать по окончании операций вечерней кассы хранятся в сейфе, который сдается под охрану. Утром следующего дня работники вечерней кассы принимают сейф от охраны и сдают деньги и приходные документы заведующему кассой под расписку в кассовом журнале:
Другой канал поступления наличных денег в банк — через аппарат инкассации. Банк может осуществлять инкассацию и доставку своих денежных средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов собственными силами и средствами либо на договорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющие лицензию Банка России на проведение операций по инкассации.
Большинство банков, которые не имеют своей службы инкассации, пользуются услугами служб Российского объединения инкассации. Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) — акционерное общество, созданное в 1988 г. и имеющее статус хозрасчетного государственного объединения, одним из акционеров которого является Центральный банк РФ. Структура территориальной организации РОСИНКАС совпадает с соответствующей структурой Банка России.
Выдача наличных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам.
Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет операционному работнику. Тот проверяет правильность заполнения чека и сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются, а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков также заверяются подписями чекодателя.
Проверив правильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в расходную кассу.
Получив денежный чек, кассир:
· проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подписей имеющимся у кассира образцам;
· сличает сумму, поставленную в денежном чеке цифрами, с суммой, указанной прописью;
· проверяет наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег, сведений о предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя денег;
· подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче;
· вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму получаемых денег;
· сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает контрольную марку к чеку;
· повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента;
· выдает деньги получателю и подписывает чек.
Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек и объявление на взнос наличными, не допускается.
Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения банка. Снятие денег со счета клиента производится в день получения их в кассе банка.
Работа банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов — физических лиц, а также сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассовый ордер используется прежде всего для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам банка, погашением ими банковских ссуд и др.
Выдача денег по расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных, при оплате представительских расходов и т.д.
Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью.
Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. Период, за который банк рассматривает состояние кассовой дисциплины предприятия, должен быть не менее трех месяцев. Проверяющему необходимо иметь документ на право осуществления проверки, подписанный руководителем банка, а также заранее поставить в известность руководителя предприятия и главного бухгалтера о предстоящей проверке.
До начала проверки работник банка выбирает данные о произведенных предприятием в контролируемом периоде операциях по поступлениям и выдачам денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки; знакомится с уставом предприятия, договором банковского счета, разрешением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной выручки, справкой о результатах предыдущей проверки кассовых операций и другими документами.
В ходе проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматриваются:
1. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. При этом рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.
2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка). В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако, если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.
3. Полнота сдачи денег в учреждения банка. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк по данным проверяющего с записями в кассовой книге. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого расхождения.
4. Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных денег.
5. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При этом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются: договор (контракт), копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету «Расчеты с подотчетными лицами»). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.
6.Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот.. При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности (исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы). Например, в октябре количество дней превышения лимита составило 5, по сумме 20 тыс. р., 30 тыс. р., 5 тыс. р., 35 тыс. р., 80 тыс. р. (итого 170 тыс. р.). Таким образом сверхлимитная кассовая наличность составила 34 тыс. р. (170тыс.р./5).
7. Целевое использование наличных денег, полученных в банке в соответствии с целями, указанными в чеках, а также при необходимости другие вопросы, относящиеся к порядку ведения кассовых операций. Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях в трех экземплярах. В ней должны найти полное отражение все перечисленные выше вопросы. Справка подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка с решением о принятии мер по результатам проверки.
В случае установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной нормы, неоприходования в кассу денежной наличности, накопления в кассе сверхлимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представления с приложением первого экземпляра справки для принятия мер финансовой и административной ответственности.
По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с п. 9 указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей». В соответствии с данным Указом применяются следующие меры финансовой ответственности:
· за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;
· за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в троекратном размере неоприходованной суммы;
· за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в троекратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в пятидесятикратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляются в Федеральный бюджет.
Заключение
Коммерческие банки играют значительную роль в экономике любой страны. И количество банков не всегда означает качество, как мы уже убедились на примере России.
Систематическое выполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой.
В данной работе бала рассмотрена организация одной из наиболее важных функций банка - расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка.
Итак, основными участниками учетно-операционной работы (в дальнейшем - "учетно-операционный аппарат") учреждения банка являются работники, занимающиеся оформлением, контролем денежно-расчетных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.
Юридические лица, независимо от форм собственности, могут открывать в коммерческих банках расчётные или текущие счета.
Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету.
Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности.
Каждый банк должен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т. е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежным оборотом.
Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью.
Список литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1995.
2. «О банках и банковской деятельности»: Закон РСФСР, 2 декабря 1990г., № 395-1 (вред. Федер. Закона от 5 февраля 1996г. и послед, изм.).
3. «О регистрации кредитных организаций»: Федер. Закон РФ, 8 июля 1999г., № 144-ФЗ (вред. послед, изм. и доп.).
4. «О порядке регулирования деятельности банка»: Инструкция Банка России, 1 октября 1997г., № I (вред. послед, изм. и доп.).
5. «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ»: Положение Банка России. 12 апреля 2002г., № 2-Я (вред. послед, юм. и доп.).
6. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО «Финстатинформ», 1999. – 296с.
7. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 471с.
8. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: «Роспотребрезерв», 2001. – 432с.
9. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 1997.-№8
10. Введение в банковское дело: Учеб. пособие / Рук. авт. кол. проф. Г. Асхауэр. – М.: 2004. – 627с.
11. Захаров В. С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. – 2004. - №9. – с. 9-13.
12. Костюк В. Н. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело. – 2000. - №11. – с. 20.
13. Леонтьев Е.В. Финансы. Кредит. Деньги и Банки. Учебное пособие - СПб.,2003
14. Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит 2004.-№6.-с.10.
15. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003
16. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2000. – 320с.
17. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов / под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 479с.
Приложение 1
Рис. 1 Структура учетно-операционного отдела
Приложение 2
Таблица 1
Расчет лимита остатка кассы
Наличие-денежная выручка за последние три месяца (фактическая, а по вновь организуемым предприятиям — ожидаемая). Среднедневная выручка. Среднечасовая выручка. Выплачено наличными деньгами за последние три месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера). Среднедневной расход наличных денег. Сроки сдачи выручки: ежедневно, на следующий день, 1 раз в _______ дней Часы работы предприятия с _______ час. _______ мин. до ________ час. ________ мин. Время сдачи выручки: в объединенную кассу при предприятии, инкассатором, в кассу банка, на почту. Испрашиваемая сумма лимита. |
_______тыс. руб _______тыс. руб _______тыс. руб _______тыс. руб _______ тыс. руб ______________ ______________ ___час.___мин. _______тыс. руб |
Приложение 3
Таблица 3
Прогноз кассовых оборотов
Статьи прихода и расхода Символы |
|
ПРИХОД |
|
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров (независимо от каналов их реализации) |
|
02 |
|
Поступления выручки пассажирского транспорта |
05 |
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей |
08 |
Поступления выручки зрелищных предприятий |
09 |
Поступления выручки от реализации платных услуг населению |
11 |
Поступления от реализации недвижимости |
15 |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка РФ) |
|
16 |
|
Поступления от предприятий Государственного комитета РФ по связи и информатизации |
|
17 |
|
Поступления от учреждений Сберегательного банка РФ |
18 |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
|
|
|
19 |
|
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка РФ) |
|
20 |
|
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат |
28 |
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами |
30 |
Прочие поступления |
32 |
Итого по приходу — символы 02-32 |
|
Остаток операционной кассы в кредитных организациях на начало отчетного периода |
|
35 |
|
Поступления денег в операционную кассу кредитной организации из оборотной кассы учреждений Банка России, касс других кредитных организаций, подведомственных учреждений |
|
|
|
37 |
|
Баланс (итог символов 02-37 = итогу символов 40-72) |
РАСХОД |
|
Выдачи на заработную плату и выплаты социального характера Выдачи на стипендии Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера Выдачи на выплаты социального характера Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений Выдачи на другие цели Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам Выдачи со счетов по вкладам граждан Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка РФ Итого по расходу—символы 40-61Остаток операционной кассы в кредитных организациях на конец отчетного периода Пересылка наличных денег из операционной кассы кредитных организаций в оборотную кассу учреждений Банка России, кассы других кредитных организаций, подведомственных учреждений Баланс (итог символов 40-72 = итогу символов 02-37) |
40 41 42 44 46 50 53 54 55 57 58 59 60 61 70 72 |