Содержание

1. Предмет социологического знания. 3

2. Место социологии в системе наук об обществе. 7

3. Структура социологии как науки. 10

4. Фундаментальные вопросы  социологии. Основные социологические теории. 14

Список литературы.. 18

 

1. Предмет социологического знания

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество—не  механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским  ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепен­ным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и авто­номность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и  свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере  поставили в прямую зависимость результативность деятельности  предпринимателей — от  умения и  использования знаний о  конкретных  социальных механизмах, настроений и  ожиданий людей  и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать  общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования  свободы  самоорганизации стала  социология.

Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. “Краткий словарь по социологии” дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных  отношений и социальных общностей. “Социологический словарь” определяет социологию как науку о законах развития и  функционирования социальных общностей и социальных процессов, о  социальных  отношениях  как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге “Введение в социологию” отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой  находятся социальные  общности, их  генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом  социологии  есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно  возразить. Общественные явления изучаются  не только социологией, но и рядом других наук — тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, философией  и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные  стороны или  ряды общественных  явлений, а изучает  наиболее общие  родовые  их свойства, которые не изучаются ни  одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только  право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из  наук не изучает те общие  свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п.  А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны  быть общие родовые черты и в жизни  должны  проявляться  общие всем социальным  явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности,  свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной  социальной  наукой, и есть ближайший  объект социологии.

 Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным  средством достоверного познания, общественных  изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии  открылись и новые возможности  проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир —  социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни,  социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения  многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При  чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая  состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса  общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение  проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных  общностей,  конкретных  социальных институтов  и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных  и конкретных форм, макро - и  микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.[1]

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах: 

-                      как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

-                      как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

-                      как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

-                      как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.[2]


2. Место социологии в системе наук об обществе

Каково же место социологии в системе общественных  наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками?  Место  социологии в системе  общественных и гуманитарных наук  определяется, прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно,  включает общую социологическую теорию, которая может служить  теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности,  методы социального измерения,  разрабатываемые  социологией,  используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того,  в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято  называть социальными. Социология как система знаний не может  развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным  наукам  социология находится в таком положении, в каком общая биология  находится по отношению к специальным биологическим отраслям  знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит осно­вой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и со­циология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди  общественных  наук, которые имеют  дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы­ ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве (например, США   уникальная  страна  по  национальному  составу, христианство - уникальная религия, 30-летняя война -  отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.),  то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими  для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций,  всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это  различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом  изучения  общество. История, как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуаль­ных,  неповторимых явлений  и  процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемствен­ности и  исторического опыта оборачивается большими   бедами для  человечества. Выявить   эволюцию  субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно  лишь  совместными усилиями истории и социологии.

Основная  форма  деятельности общества - это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производствен­ном процессе - все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может  не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая  деятельность человека  меняется с  учетом развития самого  человека как  социального существа.  А  это исследует уже   социология. Тесно связана  социология и  с психологией. Социология  изучает гражданское общество, политология - поли­тическую  жизнь  общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук - социология и политологии породило новую отрасль  науки — политическую  социологию. Связь  социологии  и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономер­ности  политической жизни можно, только учитывая  особенности общества  в целом как социальной системы, во-вторых, общество  нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают  на него политические структуры  и различные политические ре­ жимы.

Социология тесно связана с философией. В основе связи -  изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы,  категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии  общества, общественных отношений, социальных связей, социальных  действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя  и  сознание,  социология — социальную  структуру, социальные  институты, культуру, социальную организацию общества  и т. п.  Если  же  философия  изучает сущность  человека, личности, то  социология — личность как социальный тип. Если же  философия  изучает социальные отношения  в их сущностной сути, то социология - социальные    взаимодействие и социальные  взаимосвязи.  Конечно  же социология осуществляет задачу, непосильную общей  философии  - непосредственно перерабатывает конкретные данные  общественной  жизни.     Важнейшей   задачей в  разработке современной философской  мысли  выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воздействие на состояние окружающей природной и космической среды,  нахождение   путей решения  глобальных  проблем  человечества,  осмысление  глубоких интеграционных процессов  в мировом  сообществе,  понимание необходимости новых подходов   к решению  современных  этнических процессов. Принципиально новое решение   в современной  философии  и социологии  получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации  в  современном мире. Наполняется  новым  теоретическим содержанием  принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным  пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию  через современные  формы  философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.[3]


3. Структура социологии как науки

Структура любой науки всегда обусловлена теми  задачами, которые  она. ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные пробле­мы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального  развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундамен­тальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на  социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и  методу исследования,  а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практи­ческие проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление  механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной  развернутой информацией  относительно тех  или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных  методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы,  социологические  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания  универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над тео­ретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки  всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим.  Теоретические знания опре­деляют  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии.   

Эмпирические исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные.

Фундаментальные  социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные  исследования посвящаются  разрешению  какой-либо конкретной социологической проблемы.

На  основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомен­дации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на  конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих  аспекты  социального развития  общества и  дающие им интерпретацию. Единственной  концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества. признавался  марксизм,  а  именно — исторический  материализм.  Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко  распространяются концепции социальной стратификации, индуст­риального общества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество  возможных течений, школ, направлений со своих  методологический позиций   объясняющих   специфику  развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в раз­витии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы  социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные,  специфические подсистемы  общественного целого  и социальных  процессов. Изучая те  или иные  основные закономерности развития общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные  общности,  социальные институты  и социальные процессы. Именно, поэтому-то в  структуре социологии огромное значе­ние имеет ее  средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы  призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целостностью  общественной системы;  во-вторых, выявить специфические для предметной сферы  внутренние взаимосвязи и  закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту  Мертону. Но возникли  теории значительно раньше.  Они изложены   в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта  Парсонса, Поля Лазарсфельда  и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают  особые формы  и сферы социального бытия и социаль­ную  реализацию  форм общественного  сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного  сознания на уровне общества, специальные социологические  теории рассматривают  их на  уровне  конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как отно­сительно самостоятельную  систему  с ее  общими   и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный  объект как  особый социальный  институт функционирующей  социальной системы в общей системе социальных отно­шений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пре­делах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной  системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.  

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных  наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.  В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру обще­ства, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологи­ческие теории классов и социальных  групп, социология города  и деревни  и т. п. В-четвертых, специальные   социологические  теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это  социология управления, организации, социология семьи, социология  образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения  и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологической теории — изучение и  объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы. Специальные социологические  тео­рии — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.[4]


4. Фундаментальные вопросы  социологии. Основные социологические теории

Социология относится к группе гуманитарных, а точнее, общественных наук, хотя имеет связи не только с науками этой группы, но и с естественными (например, с биологией). Ф. Гиддингс утверждает, что «социология является посредницей между органическими науками, с одной стороны, и политическими и историческими науками, — с другой».

Впервые место социологии в структуре наук было определено О. Контом. Система наук, по его мнению, представляет собой иерархию, выражающую процесс развития от простого к сложному. Каждая последующая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. «Иерархия» основных наук такова: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология. Социология основывается на биологии, но имеет в себе нечто своеобразное, вытекающее из взаимодействия индивидов, воздействия каждого поколения на последующие.

В данной лекции мы обозначим лишь наиболее тесные связи социологии с другими науками.

Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социология оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и Углублять уровни обобщения.

Социология и история. Они имеют один объект исследования — общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum, а социология — in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо она есть созидание нового. Задача социолога — «схватить», зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

Социология и политология. Политология изучает политические процессы, политические отношения, политические ценности, политическую систему, политическую культуру, т. е. все, что касается политической сферы жизни общества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет дело с гражданским обществом, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью на определенном этапе развития человеческой цивилизации, когда человек выдвигается на принципиально новую позицию как во взаимоотношениях с общественными институтами, так и в осознании личностной самооценки. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством и с политической системой в целом — это есть та грань, по которой проходит взаимодействие социологии и политологии.

Социология и психолого-педагогические науки. Вся история становления социологии свидетельствует о тесной органической связи проблем собственно социальных и психолого-педагогических. Нет практически ни одной работы, претендующей на целостное освещение социальных явлений, в которых не затрагивались бы вопросы воспитания, образования, психологии.

Что же является общим для педагогики и социологии? Их диалектику объединяет анализ разных сторон одного объекта исследования, т.е. разных характеристик взаимодействия общества и личности, органическая связь процессов социализации и воспитания личности. Этим определяется близость ключевых понятий данных дисциплин, а также общность методов получения информации (социометрия, использование тестов, разного вида опросов).

Главная задача педагога — научить своего воспитанника жить в обществе, достигать гармонии в отношениях с другими людьми, согласия с самим собой.

Решить эту задачу учитель не может, если не знает закономерностей функционирования социума, не понимает истоков, причин конфликтных или кризисных ситуаций, не пытается определить свое место в общественном развитии. И в этом смысле социология наряду с философией является базой для методологии психолого-педагогических наук. Социология — своего рода инструмент педагога. Знание закономерностей развития социума, взаимодействия общества и личности — теоретическая основа целенаправленной воспитательной деятельности.

Социология, соответствующая современному социальному запросу, призвана раскрыть перед человеком стратегию его жизни в контексте развития социума и Мира в целом, помочь обществу и личности избрать тактику, найти способы, механизмы социокультурных преобразований.

Можно назвать еще ряд наук, с которыми у социологии тесные связи: право и правоведение, этнология и этнография, антропология и география, статистика и демография.

Для развития социологии как науки характерны два взаимосвязанных процесса: дифференциация (вычленение специфического предмета, метода исследования, структуры науки, отличных от других наук) и интеграция (установление межпредметных связей). В XIX—начале XX в. эта наука только создавалась и обособлялась, и в этот период важно было прежде всего обосновать претензии на самостоятельность, дать простор развитию теоретического знания, появлению учебных курсов социологии, кафедр и др. Процесс дифференциации социологии от других наук, вычленения ее предмета, специфики имел первостепенное значение. Сейчас скорее преобладает тенденция к интеграции общественных наук. Ведь общество — это целостная система, и исследование его только тогда может быть успешным, когда оно будет осуществляться с различных сторон, в самых разных аспектах и срезах, но не изолированно разными науками, а в их взаимодействии и интеграции. Не случайно самые интересные и успешные исследования появляются сейчас в пограничных науках: экономической социологии, социальной экологии, социальной психологии, политической социологии и др.[5]


 

Список литературы







1.                     Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2004.

2.                     Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический проект, 2001.

3.                     Маркович Д. Общая социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4.                     Никитин А. Р. Социология.- М.: Логос, 2002.

5.                     Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003.

6.                     Радугин А. А. Социология. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.

7.                     Фролов С. С. Социология. – М.: ЮНИТИ, 2002.





[1] Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2004. – С. 26

[2] Радугин А. А. Социология. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2002. – С.41

[3] Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 72

[4] Никитин А. Р. Социология.- М.: Логос, 2002. – С. 132

[5] Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический проект, 2001. –  С. 196