Оглавление

Введение  3

1. Уильям Оккам – противник слияния религии с наукой  4

2. Труд Николая Коперника “Об обращении небесных сфер”  6

3. Основные законы естествознания  9

а) Формула науки  9

б) Системогенетический закон  11

Заключение  13

Список использованной литературы   14


Введение

        Представления о свойствах и особенностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают нам разные науки, изучающие различные процессы и явления природы. Поскольку природа представляет собой нечто единое и целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. В связи с этим в естествознании имеются свои законы, к которым относятся законы существования материального мира и законы внутреннего развития систем.

        Изучением окружающего мира занимается наука – система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

        В своем развитии наука претерпела много изменений. Современная наука охватывает огромную область знаний – около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Эволюция науки характеризуется двумя дополняющими друг друга процессами: 1) дифференциацией – тщательное изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности  и интеграцией; 2) интеграцией, которая осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий и методов одной науки и кончая возникшим в нашем столетии системным методом[1].

        Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями, которые сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой прежних идей, программ и методов исследования. Так, первой научной революцией стал труд Николая Коперника “Об обращении небесных сфер”, написанный им в 1532 году.

        На различных этапах своего развития наука и религия имели различные взаимоотношения. Так, в XIV веке были распространены течения, выступающие против слияния науки и религии. Одним из представителей этих течений был Уильям Оккам.

        1. Уильям Оккам – противник слияния религии с наукой

        Уильям Оккам родился около 1300 года в городе Оккам, Сурей, умер 10 апреля 1349/50 года в Мюнхене. Оккам является английским схоластом четырнадцатого века, одним из виднейших представителей номинализма; благодаря владению искусством диалектики получил прозвище “Doctor invincibilis” (непобедимый учитель). Олицетворяет собой совершенство и в то же время преодоление схоластического мышления в английской философии; создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского и Дунса Скота, разделялась Суаресом, Лейбницем и Габриелем Билем и просуществовала вплоть до Канта. Весь мир, по его мнению, состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Ввиду того, что при помощи мышления невозможно ни познать Бога, ни дать неопровержимые доказательства его бытия, то в него нужно просто верить; философская истинность и истинность теологическая суть различные вещи. Философия, так же как и все науки, должна освободиться от теологии. Живя в 1328 году в Мюнхене, Оккам поддерживал императора Людовика Баварского в его борьбе против притязаний папы на светскую власть. Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии. Согласно исследованиям П. Дюгема, она послужила исходным пунктом для развития современной динамики (закон инерции, понятие силы, закон падения), небесной механики идей Коперника и применения в геометрии метода координат.

    Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”,  т.е. той или иной разновидности сверхъестественного[2]. 

        Прежде всего, нужно понять, почему ученый и христианин схоже отвечают на вопрос о корне своих убеждений. Ответ, по-видимому, следует искать в самом вопросе: “Почему вы верите…?”. Вера – вот общее. Вера, то есть как раз что-то необъяснимое, подсознательное, интуитивное.

        “Интуиция (позднелат. intuitio, от лат intueor – пристально смотрю), способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства”.

        Интуиция подсказывает ученому, что прав он, а христианину – что он. В этом же утверждении содержится и ответ тому подкованному в спорах ученому, который вспомнит что-нибудь о “лишних сущностях” или “бритве Оккама” - первичным познанием, по Оккаму, является как раз интуитивное, а отбросить он предлагает лишь то, что “не сводится к интуитивному знанию или не поддается проверке в опыте”. Что же это за такое “интуитивное знание” у Оккама? А это и есть вера,– то на чем зиждется и наука, и любая другая религия.

        Религия – одна из форм общественного сознания, в которой действительность отражается в фантастических, иллюзорных образах, представлениях, понятиях.

        Сегодня наука часто ставит в противовес остальным религиям аргумент, что она занимается вопросами и проблемами, которые никак нельзя назвать религиозными: математика, физика, химия. Научное мировоззрение, раз уж оно претендует на “объективность”, всеми способами должно стремится к тому, чтобы стать всеобъемлющим. А все конкурирующие мировоззрения (религиозные) трактовать как “фантастические”. Но ведь “объективный” и “фантастический” - это глубоко мировоззренческие понятия и то, что фантастично с точки зрения науки будет объективно с точки зрения, например, буддизма. С другой стороны, “исконно религиозные” понятия: человек, жизнь, смерть, душа – наука рассматривает мало, либо рассматривает в крайне “фантастическом” виде. Чего стоит то же определение “жизнь  - это форма существования белковых молекул”. В чем же смысл такой жизни? Неужели в том, чтобы превратившись в уникальное (по крайней мере, в обозримых просторах вселенной) по своему развитию существо, сформулировать столь убогое определение? Вопрос, конечно, риторический. Однако “объективному” мировоззрению не пристало обходить стороной столь фундаментальные вопросы.

2. Труд Николая Коперника “Об обращении небесных сфер”

        Николай Коперник (1473-1543) - мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему Мира, философ, математик, инженер, экономист, юрист, врач и государственный деятель. Коперник родился в семье богатого купца из Кракова (Польша). Начальное образование Коперник и его старший брат Андрей получали в школе Торуни, а позднее в кафедральной школе Влоцлавска для подготовки к поступлению в Ягеллонский университет (Краков), славившийся во всей Европе лучшими гуманистическими традициями и высоким научным уровнем преподавания. Коперник серьезно размышлял над разработкой гелиоцентрического учения. Убедившись в несостоятельности геоцентрической системы Мира по Птолемею, канонизированную Римско-католической церковью в книге “Альмагест”, Коперник обосновал собственный гелиоцентризм как научную систему. При этом на становление идей К. влияли системы античных пифагорейцев, Лукреция Кара, Вергилия, “физиологов” (так Коперник называл древнегреческих мыслителей от Анаксимандра до Демокрита). Вопреки Птолемею, Коперник утверждал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца, а также вокруг своей оси. Оставаясь в рамках учения Аристотеля, Коперник выдвинул концепцию единства Мира, подчинения “Неба” и “Земли” одним и тем же законам, низведения Земли до положения “одной из” планет Солнечной системы. Коперник мотивирует также перенесение центра Мира в центр Солнца следующим телеологическим тезисом: ...”В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем, месте, откуда он мог бы все освещать собой?”[3]. Прямые доказательства движения Земли были получены, когда стало возможным измерение лучевых скоростей звезд, годичных параллаксов, а также после появления маятника Фуко. Коперник первым также установил тот факт, что Луна вращается вокруг Земли и является ее спутником. Эта система взглядов, согласно Копернику, способна “...с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим”[4]. В теории Коперника было сохранено представление о конечности Вселенной (ограниченной сферой неподвижных звезд), однако оно являлось прямым следствием предыдущих представлений о неподвижности Земли. Книгу “Об обращениях небесных сфер” сам Коперник в первую очередь рассматривал только как наиболее полное руководство к решению всех астрономических задач своего времени (каким была для своего времени книга Птолемея “Великое математическое построение”). Несмотря на то, что основным математическим аппаратом для Коперник являлась теория циклов Птолемея, в книге был сделан основополагающий вклад в развитие плоской и сферической тригонометрии, а также составление тригонометрических таблиц. Точность наблюдений, которой располагал Коперник, была невелика (хотя и превосходила всех его предшественников). После работ Коперника точность астрономических вычислений могла быть существенно повышена лишь после открытия И. Кеплером истинных законов движения планет. Коперник решился на публикацию книги “Об обращении небесных сфер” незадолго до ухода из жизни. Коперник доказывал шарообразность формы Земли, основываясь на доводах древних ученых и на своих собственных. Только в случае выпуклой земли при движении вдоль любого меридиана с Севера на Юг звезды, находящиеся в южной части неба, поднимаются над горизонтом, а звезды, находящиеся в северной части неба, опускаются к горизонту или совсем исчезают под горизонтом. Однако Коперник отметил, что только в случае шарообразной Земли, “...движениям на одном и том же расстоянии вдоль разных меридианов соответствуют одинаковые изменения высот небесных светил над горизонтом...”. Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается. О размерах видимой части Вселенной Коперник писал: “...Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному...”. Однако при этом происхождение мира и его развитие Коперник объяснял деятельностью божественных сил. Только гелиоцентрическая система Мира по Копернику просто объясняет, почему величина прямого и попятного движения у Сатурна относительно звезд меньше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но на один оборот число смен прямых движений на попятные у Сатурна больше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса. Если Солнце и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с Запада на Восток, то планеты иногда движутся и в обратном направлении. Коперник по этому поводу говорил, что Земля в своем движении вокруг Солнца догоняет и обгоняет внешние планеты (Марс, Юпитер, Сатурн, и открытые позже Уран, Нептун, Плутон), а сама также становится обгоняемой внутренними планетами (Венерой и Меркурием), так как все они имеют различные угловые скорости движения относительно Солнца. Концепция Коперника не сразу подверглась гонениям церкви, поскольку его трактат мог быть понят только высокообразованными людьми, умеющими разбираться в математических построениях. Однако протестанты Лютер и Ф.Меланхтон уже в 1531 году заметили глубокие расхождения и непримиримые противоречия между концепцией Коперника и догматами Библии. Когда Галилеем и Бруно философские следствия открытия Коперника были сделаны явными, то против этого выступила Римско-католическая церковь: Папа Павел V объявил учение Коперника еретическим (1615); собрание богословов – “подготовителей судебных дел святой инквизиции” - приняло решение об осуждении нового учения и о запрещении теории Коперника, мотивируя это тем, что оно противоречит “священному писанию”. В этом постановлении записано:” ...Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священному писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно...” (1616); в 1616-1828 книга Коперника “Об обращениях небесных сфер” (с примечанием “впредь до исправления”) числилась в “Индексе запрещенных книг” под запретом. Помимо воли Коперника, редактор его книги “Об обращениях небесных сфер” лютеранский теолог и астроном А. Оссиандер в своем предисловии “К читателю о гипотезах настоящего сочинения” определил астрономическую теорию Коперника как нереальную, но “удивительную” гипотезу, при помощи которой удобно только производить вычисления. С доказательства Коперника ошибочности устоявшегося представления об исключительности положения Земли во Вселенной в реальности начинает свое летоисчисление и научное мировоззрение Нового времени.

3. Основные законы естествознания

        а) Формула науки

        Вопрос о том, что представляет собой наука, чем она отличается от других сфер современной культуры, занимает одно из центральных мест в рассуждениях философов. Степень ее развития в той или иной стране сегодня в значительной степени определяет место этой страны в мировой цивилизации. Количество научных организаций и работающих в них ученых, объемы финансирования являются сегодня не только общегосударственным делом отдельной страны, но и заботой всего мирового сообщества.

        В ходе исторического развития понятие “наука” претерпело эволюцию. Древние, обобщая наблюдения за природой и руководствуясь здравым смыслом, пытались связать выявленные факты в причинно-следственные цепочки. На основе эмпирического базиса устанавливались отдельные закономерности, постепенно сводившиеся в единую систему идей. Развивался математический аппарат теории; совершенствовались экспериментальная база и техника измерений; проводилось сопоставление теории с ее следствиями. Дифференцировавшись в предметах исследования реальной действительности, научные дисциплины формировали собственные методы ее познания – теорию, математический аппарат, методику эксперимента, способы измерения. В XX в. уже сложившимся научным системам стало “тесно”, и они стали дробиться на новые дисциплины: так появились геофизика, геохимия, математическая лингвистика и др.

        С течением времени наука превратилась в производительную силу, но в самой науке влияние общественных идеалов в разные моменты времени приводило к тому, что многие утверждения или предпосылки становились как бы само собой разумеющимися. Такие идеалы, отмечает В.С. Степин, “уходят корнями в культуру эпохи и, по-видимому, во многом определены сложившимися на данном этапе развития общества формами духовного производства”.[5]

        Системное представление о науке в целом складывается на основе исследования организационных, коммуникационных, рефлексивных и других систем связей, существующих в современной науке, а также на основе анализа их взаимосвязи и взаимодействия.

        Наука часто отождествляется с системой научных знаний. Такое представление о ней обусловлено наличием связи между отдельными научными дисциплинами, которые реализуются, например, при использовании знаний математики в естественных и технических науках, естественнонаучных знаний – в технических науках и т.д. В представление науки как системы знаний включаются также конкретные способы получения и организации этих знаний; кроме того, рассматривается функционирование науки с целью выработки научных знаний, т.е. изучаются механизмы получения новых знаний. Понятия, методы, принципы и другие элементы науки выступают как орудия получения, фиксации, переработки, трансляции научных знаний. В систему науки включаются также связи между названными элементами.

        Итак, наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

        б) Системогенетический закон

        В общем виде системогенетический метод призван через “системогенезис” той или иной исследуемой предметной области, явления, системы раскрыть их сущность и через сущность – целостность, поскольку сущность и есть свернутая предшествующая эволюция.

        Системогенетический метод познания может рассматриваться как некая формализация историко-генетического или эволюционного подходов к научному синтезу. Он опирается на системогенетику как науку и методологию. Системогенетика обобщает генетические концепции в различных научных областях, вычленяя “законы-инварианты” системного наследования и эволюции, описанные на языке теории систем.

        В существующих теориях эволюции основное внимание обращено на воздействие окружающей среды на систему. Именно в изменении или же возникновении новых факторов среды видели в прошлом главную движущую силу эволюции. Даже в дарвиновской теории происхождения новых видов растений и животных путем естественного отбора главный акцент делался на среду, которая выступала в качестве определяющего фактора адаптации живых систем к изменяющимся условиям их существования. Не подлежит сомнению, что внешние условия, среда обитания оказывают огромное влияние на эволюцию, но это влияние в не меньшей степени зависит также от самой системы, ее состояния и внутренней предрасположенности.

        С точки зрения парадигмы самоорганизации становится ясным, что условием развития не только живых, но и динамических систем вообще является взаимодействие системы и окружающей ее среды. Только в результате такого взаимодействия происходит обмен веществом, энергией и информацией между системой и ее окружением. Благодаря этому возникает и поддерживается неравновесность, а это в конечном итоге приводит к спонтанному возникновению новых структур. Таким образом, самоорганизация выступает как источник эволюции систем, так как она служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных структур в развитии системы.

Заключение

        Таким образом, естествознание представляет собой сложную систему, подчиняющимся определенным законам. Эти законы выражают общие, существенные, относительно устойчивые и повторяющиеся связи реального мира, которые при наличии соответствующих условий определяют характер направленного развития.       

        Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Уильям Оккам, родившийся около 1300 года, является английским схоластом, одним из виднейших представителей номинализма. Он был ярым противником слияния науки и религии.

        Системогенетический метод в общем виде призван через “системогенезис” той или иной исследуемой предметной области, явления, системы раскрыть их сущность и через сущность – целостность, поскольку сущность и есть свернутая предшествующая эволюция.

        Николай Коперник (1473-1543) - мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему. Его труд “Об обращении небесных сфер” явился первой научной революцией в естествознании.


Список использованной литературы

        1) Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с.

        2) Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. М.Ф. Жукова. 3-е издание. – М.: ИКЦ “Маркетинг”, Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2001. – 832 с.

        3) Лавриенко В.Н., Ратников В.П., Голубь В.Ф. и др. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2001. – 271 с.

        4) Лосева И.Н. К проблеме генезиса науки // Вопросы истории естествознания и техники, 1991, №3.

        5) Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 287 с.


[1] Лосева И.Н. К проблеме генезиса науки // Вопросы истории естествознания и техники, 1991. №3.

[2] Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: ИНФРА М, 2003. – 412 с.

[3] Коперник Н. Об обращении небесных сфер, 1532.

[4] Коперник Н. Об обращении небесных сфер, 1532.

[5] В.С. Степин, Становление научной теории. – Минск, 1990. – с.295.