Содержание

Введение. 3

1. Становление и развитие политической этики мусульманского права. 4

2. Основные черты мусульманской правовой системы.. 8

3. Источники мусульманского права. 11

4. Право мусульманских стран: право арабского Халифата. 14

Заключение. 23

Список литературы.. 25



Введение


 Возникновение и  история  развития  правовой  системы  государства свидетельствует  о том,  что на содержание и динамику правовой системы воздействует  вся  духовная  культура  общества:  религия,  философия, мораль,  художественная культура,  наука. На  формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия.  Считалось, что все необходимые для мусульман  законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов,  а лишь исполнять волю Аллаха.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата.

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с мусульманским правом и политической  этикой мусульманского права.



1. Становление и развитие политической этики мусульманского права

Во   многих   государствах   мусульманское  право конституционно считается основой законодательства.  Оно применяется по многим  вопросам,  но  особенно  в гражданских отношениях,  до сих пор сохраняются  шариатские  суды.  В  некоторых  странах  Центральной   и Восточной  Африки  мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и  оказывает  огромное  влияние  на  правовые системы  мусульманских  государств,  но  все  равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как  правовой  обычай  и нормативно-правовой  акт  или  законодательство, это проявляется в таком понятие как политическая этика.  Практически  во всех мусульманских  странах  влияние  мусульманского  права  ограничивается брачно-семейными  и  примыкающими  к  ним  отношениями,  то есть теми, которые  входят  в  понятие  "личный  статус. В качестве примера  можно  еще  привести  Саудовскую  Аравию,  которая  считается страной традиционного ислама.  Даже здесь  все  больше  применяются  в судопроизводстве   и   законодательстве   "двойные   стандарты",  а  в коммерческом праве приоритет уже отдается "англо-американскому" праву.

В 19   веке  в  положении  мусульманского  права  произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции    законодательству,    основанному    на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу  20  века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции  и действовало универсально  в  своем  традиционном виде придерживаясь своей политической этики.  Правовые системы наиболее   развитых   арабских   стран,   с   некоторыми отступлениями стали   строится   по   двум   основным  образцам: романо-германскому (французскому)  -  Египет,  Сирия,  Ливан;  и англо-саксонскому - Ирак,  Судан.  За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора  брачно-семейных,  наследственных  и некоторых других   отношений   среди   мусульман  (иногда  и  не мусульман), что объяснялось  все  еще  сохранившимся  пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.  В настоящее  время мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций  в  качестве  системы  действующих  правовых норм. Исключение составляет лишь Турция,  где в 20 годы  мусульманское право во   всех   отраслях   было   заменено   законодательством буржуазного типа,  составленным  на  основе   заимствованных   с западноевропейской моделью политической этики. В конечном  счете,   направление   и   глубина   воздействия мусульманского права  на  современные  правовые  системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического  и культурного развития. Взяв за  основу  масштабы  применения  норм  мусульманского права и  степень  их  влияния  на  действующие законодательства, можно предложить следующую  классификацию  современных  правовых систем стран Востока. Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана,   где   мусульманское   право   продолжает  применяться максимально широко.  Прежде всего, его политические нормы и принципы оказывают глубокое влияние    на    конституционное   законодательство   и сложившуюся здесь форму правления.  Конституция Ирана, например, закрепляет положение   об   обязательном   соответствии  шариату  всех принимаемых законов.  Во исполнение данного положения здесь изданы законы,  ориентирующиеся на закрепление в своих статьях  общих  принципов  и  конкретных норм той или иной школы мусульманского права:  ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской  в Иране.     

Если в Саудовской Аравии  мусульманское  право  никогда  не уступало своей  роли  явно преобладающего источника права,  то в Иране оно вновь заняло  ведущее  место  только  после  свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики, курса      на      исламизацию      всех   сторон общественно-политической, экономической  и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов  граждан.  В  подтверждение этого можно   указать  на  введение  системы  строгих,  а  порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только  юридических, но и  моральных норм,  относящихся в частности к одежде и формам проведения досуга мусульман.  Действующие в стране мусульманские суды, вопреки    элементарным   требованиям   справедливости   и демократической законности,  строго придерживаясь  мусульманских норм при  рассмотрении  дел,  нередко допускают явные нарушения и творят произвол, что сказывается на состоянии политической этики. В  Иране   и   Саудовской   Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского  контроля  и инспекции (хисба),  которые  без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание  за  отклонение  от   правил   торговли, общественного порядка или норм морали. Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя  сфера  действия  мусульманского  права не является здесь столь  всеобъемлющей  как  в  первой  группе,  но  все  же остается весьма   существенной,  в  последние  десятилетия  даже обнаруживают тенденцию к расширению.  Прежде  всего, политические  принципы  и нормы мусульманского   права,   оказывают   заметное  влияние  на основные акты   конституционного   характера   и    деятельность государственного механизма   этих   стран.   Так  военный  режим Пакистана оправдывал отказ от  всеобщих  выборов  тем,  что  они якобы "не отвечают принципам ислама".  В Ливии в 1977 году Коран вообще был  объявлен  "законом  общества",  заменяющим   обычную конституцию. Во всех перечисленных странах второй группы,  мусульманское право без  каких-либо  изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.      Еще одну  многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран:  Египта,  Сирии,  Ирака,  Ливана,  а также   ряда   стран   Африки   (Сомали,   Мавритании)   и  Азии (Афганистан). Их конституционное  право закрепляет,  как правило,  особые положения ислама и мусульманского права.  Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин,   а   мусульманское   право   является   источником законодательства. Данное  конституционное положение практически реализуется в других  отраслях  права  и  судоустройства.  Но  с другой стороны  в  некоторых из стран (Ирак,  Сирия) наблюдается определенная демократизация   мусульманско-правовых    положений семейного законодательства. Не случайно,  в  ряде  стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского  права  и  их  закрепление   в   действующем законодательстве.  Так в Иране,  Пакистане,  Ливии, Судане сфера его  действия  охватывает  не  только  "личный  статус",  но   и уголовное   право   и   процесс,   отдельные  виды  финансово  - экономических отношений и даже институты государственного права.

Подобная практика  развития  правовых  систем  ряда стран в последние годы  вносит  известные  коррективы  и   в   структуру действующего здесь   мусульманского  права,  отдельные  нормы  и институты которого, ранее вытесненные      законодательством, заимствующим западные  правовые  модели,  вновь  возрождаются  и начинают применяться на практике, об этом свидетельствует складывающаяся политическая этики в этих странах.

В настоящее время Иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.

Сейчас идет  период  кодификации  мусульманского  права  во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него   отказались.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока, оставив свой отпечаток на политической этике стран. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной  системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политическая этика.


 

2. Основные черты мусульманской правовой системы

Правовые системы 45 афро-азиатских государств  (от  Марокко  до Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее мусульманскими  считаются  33  страны  (Иран,  Афганистан,   Турция, государства  Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.)  Здесь  более  80%  населения  является  мусульманами,  а  ислам провозглашен в конституциях государственной религией.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в ре­лигиозной форме и основанных на мусульманской религии - исла­ме.  Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат пра­вовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толко­ваниях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но име­ет очень широкое распространение. Эта религия содержит теоло­гию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в пе­реводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.  Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обя­занностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими норма­ми. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона. 

Мусульманское право имеет четыре источника:

1.     Священная книга Коран,  состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;    

2.     Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;    

3.     Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;     

4.     Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,  которые  не  охватываются  предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный,  общественный  характер.      

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник.

В правовой действительности широко используются сог­лашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала воз­можность его толкования.

Основное   содержание  мусульманского  права  - вытекающие из ислама правила поведения верующих  и  наказания  (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.

С самого  начала  ислам  определял  не  только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности,  но социальные институты, формы собственности,    особенности    права,    философии,   политического устройства,  этики,  морали  и  социальной  психологии,  хотя  духовная сторона  стояла  все  же  на  первом месте.

Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

-                      обязательные;

-                      рекомендуемые;

-                      дозволенные;

-                      предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

-                      запрещенные и подлежащие наказанию.

Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).  

Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление  - шиизм.[1]

3. Источники мусульманского права

Коран.

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

  Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так, мы ниспослали его как арабский судебник".

  Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

  Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Сунна.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

2.3. Иджма.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Кияс.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

Фирманы, кануны.

И, наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.[2]


4. Право мусульманских стран: право арабского Халифата

Хотя шариат не знал как такового деления права на отдельные отрасли, все же  гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтное право, получили в нем заметное развитие.

Право личного статуса.

Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.

Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

Правовое регулирование имущественных  отношений

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли непригодные для обработки и т.п.

В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего, в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья - мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником.

Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели (мечетям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа для себя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного обложения.[3]

Обязательства

В шариате не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей.

Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могли быть выражены в документе, устно и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д.

Семейные отношения.

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию, Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно.

Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные. В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: "ты отлучена" или "соединись с родом". В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содержание.

Наследственное право

Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего, прежде всего покрывались расходы связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.

Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.[4]

Преступления и наказания.

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона.

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от четырех до двух видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

Судебный процесс.

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или, по крайней мере, смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.[5]


Заключение


Итак, в данной работе рассмотрен процесс возникновения и формирования мусульманского права, дана общая характеристика шариата и основных его источников, представлено мусульманское право на примере права Арабского Халифата, проанализировано приспособление мусульманского права к современному миру.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в ре­лигиозной форме и основанных на мусульманской религии - исла­ме.  Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат пра­вовому регулированию.

Мусульманское право имеет четыре источника: Священная книга Коран,  состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;     Сунна  -  сборник  традиционных правил,  касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;     Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;      Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,  которые  не  охватываются  предыдущими источниками мусульманского      права.  Таким суждениям придается законный,  общественный  характер. 

Шариат – это свод "религиозных догм, исламской этики и так называемых практических норм", а мусульманское право, с другой стороны, это реальная правовая система, нормы и правила, разработанные в мусульманских государствах, а шариат является лишь источником права и сам по себе не является сводом законов. Мусульманское право рассматривается в том плане, что оно обладает своей "правовой культурой", является плодом многовековой правовой мысли, разработавшей комплекс прогрессивных наставлений.

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом,  а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ).

В  ряде  стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского  права  и  их  закрепление   в   действующем законодательстве.  Так в Иране,  Пакистане,  Ливии, Судане сфера его  действия  охватывает  не  только  "личный  статус",  но   и уголовное   право   и   процесс,   отдельные  виды  финансово  - экономических отношений и даже институты государственного права.      Подобная практика  развития  правовых  систем  ряда стран в последние годы  вносит  известные  коррективы  и   в   структуру действующего здесь   мусульманского  права,  отдельные  нормы  и институты которого, ранее вытесненные      законодательством, заимствующим западные  правовые  модели,  вновь  возрождаются  и начинают применяться на практике.






 

Список литературы




1.                 Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2002.

2.                 Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. – М.: Логос, 2003.

3.                 Сырых В. М. Теория государства и права: учебник.- М.: Былина, 2003.

4.                 Сюкиянен А.Р. Мусульманское право. – М.: Дело, 2001.

5.                 Теория государства и права./Под ред. М. Н. Марченко. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2001.




[1] Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2002. – С. 127

[2] Сюкиянен А.Р. Мусульманское право. – М.: Дело, 2001. – С. 37

[3] Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. – М.: Логос, 2003. – С. 135

[4] Сырых В. М. Теория государства и права: учебник.- М.: Былина, 2003. – С. 53

[5] Теория государства и права./Под ред. М. Н. Марченко. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2001. – С. 109