Содержание
Введение. 3
1 Характеристика предприятия. 5
2 Бухгалтерский учет и аудит денежных средств в кассе и на расчетных счетах. 12
3 Проведение внутреннего аудита кассовых операций на материалах ООО «Союзэнерго». 22
3.1 Проверка документального оформления кассовых операций. 22
3.2 Проверка синтетического и аналитического учет кассовых операций. 30
3.3 Проверка проведения инвентаризации денежных средств кассы. 36
4 Внутренний аудит операций на расчетном счете в банке на материалах ООО «Союзэнерго». 41
4.1 Проверка открытия и оформления расчетного счета. 41
4.2 Проверка правильности безналичной формы расчетов. 41
4.3 Проверка синтетического учета операций на расчетном счете. 47
Заключение. 52
Список литературы.. 53
Введение
Экономический контроль является одним из условий успешного развития рыночных отношений. Развитие предпринимательства и появление новых форм собственности, возникновение предприятий различных организационно - правовых форм потребовали коренного изменения системы экономического контроля.
В настоящее время наряду с государственными контролирующими органами экономический контроль осуществляется независимыми контролерами - аудиторами и аудиторскими организациями. Аудиторская деятельность регламентируется рядом нормативных актов и подлежит лицензированию.
Аудиторский контроль подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится независимыми аудиторами на договорной коммерческой основе за счет средств заказчика. Положительное мнение внешнего аудитора о достоверности отчетности предприятия служит залогом доверия к нему со стороны партнеров, кредиторов, а также иных связанных с ним экономических субъектов.
Внутренний аудит, осуществляемый собственными специалистами предприятия, представляет собой внутрихозяйственный контроль, проводимый с использованием методов внешнего аудита. Целью внутреннего аудита является обеспечение эффективности всех уровней управления предприятием, а также защита законных имущественных интересов предприятия и его собственников.
Данный отчет о практике составлен на основании пройденной производственной практики в период с 01 марта 2005 года по 15 марта 2005 года в ООО «Союзэнерго». Данное предприятие занимается оптовой торговлей строительными материалами. В штате организации имеются 6 человек – руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер-кассир, менеджер по продажам (3 человека).
Мною проведен внутренний аудит денежных средств в кассе и на расчетном счете организации за период – с 2002 года по 2004 год.
С 01 марта 2005 года по 07 марта 2005 года мою был проведен аудит денежных средств в кассе предприятия. С 08 марта 2005 года по 15 марта 2005 года – аудит денежных средств на расчетном счете.
При проверке мною были исследованы первичные документы, находящиеся на предприятии (наличие, полнота отражения хозяйственных операций по имеющимся документам, соответствие документов, законодательным требованиям по форме и заполнению), хозяйственные операции (на соответствие законодательству) за 2002, 2003, 2004 года.
1 Характеристика предприятия
ООО «Союзэнерго» занимается оптовой торговлей строительными материалами. Торговля производится в городе Хабаровске (филиалов нет). Организация осуществляет торговлю через офис, куда материалы поставляются со склада (арендованного). ООО «Союзэнерго» имеет около 0,9% оборота на рынке строительных материалов в городе Хабаровске (по данным на 01 января 2004 года). Предприятие имеет налаженную сеть покупателей, новые покупатели появляются очень редко – это стратегия предприятия, она сформирована с целью снижения вероятности появления нереальной к взысканию дебиторской задолженности.
В штате организации состоит 6 человек. Директор, в обязанности которого входят переговоры с поставщиками, покупателями, установление цен на продукцию, решение общих вопросов. Главный бухгалтер – на него возложены обязанности по ведению налогового, управленческого и бухгалтерского (за исключением кассовых операций) учета. Бухгалтер-кассир – в его обязанности входит обеспечение правильного документооборота и отражения в учете операций с наличными денежными средствами, а также соблюдение кассовой дисциплины. Менеджер по продажам (3 человека) в их обязанности входит – поиск новых клиентов, доставка материалов со склада в офис, контроль за сохранностью материалов на складе и в пути. Со всеми работниками заключены трудовые бессрочные договоры.
В организации имеются основные средства – компьютер (2 шт.), автомобиль, офисная мебель и т.д. Начисление амортизации в бухгалтерском учете производится линейным методом.
Коэффициенты роста валюты баланса (форма №1):
Dwб % = (wб’ - wб0)*100 / wб0 = (107060 – 97469) / 97469 = 10%
Коэффициент прироста выручки (форма №2):
DVR % = (VR’ - VR0)*100 / VR0 = (304255 – 207722) / 207722 = 46 %
т.к. Dwб % меньше DVR %, на предприятии наблюдается улучшение использования средств.
Валюта баланса снизилась на 9591 т.р.(9 %), что является показателем «хорошего баланса», реальный основной капитал организации увеличился на 10235 т.р., что может свидетельствовать о том, что основные средства организации обновляются. Доля реального основного капитала в имуществе организации увеличилась на 12 %, скорее всего за счет увеличения реального основного капитала.
Выручка на предприятии уменьшилась на 96533 т.р., чистая прибыль увеличилась на 10235 т.р., также уменьшилась рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности, что свидетельствует об эффективном развитии Предприятия.
Предприятие располагает достаточной величиной собственного капитала, который вырос на 2084 т.р., значит, Предприятие финансово устойчиво.
Предприятие располагает функционирующим капиталом, значит, оно платежеспособно.
Видно заметное преобладание заемного капитала над собственным. За отчетный период произошло снижение заемного капитала на 3,76 %, что составило 11675 тыс. р., и произошло увеличение собственного капитала в совокупном капитале на 3,76 %. В отчетном периоде по сравнению с базисным собственный капитал увеличился на 2084 тыс.р. Также необходимо отметить преобладание спокойной задолженности над срочной. В отчетном периоде по сравнению с базисным произошло снижение срочной задолженности на 0,35 %.
В организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:
На начало периода:
А1 < П1; А2 > П2; A3 > ПЗ; А4 < П4.
На конец периода:
А1 < П1; А2 < П2; A3 > ПЗ; А4 > П4.
Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную. Сопоставление первого неравенства свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Предприятию не хватает наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.
По второму неравенству делаем вывод, что положение организации ухудшилось, так как быстрореализуемые активы на конец периода уже не покрывают краткосрочные пассивы.
По четвертому неравенству видно, что на конец периода труднореализуемые активы покрывают постоянные пассивы.
1. Рассчитаем текущую платежеспособность:
ТЛ0=(579+68912)-( 39130+50200)= -19839
ТЛ1=(21130+29400)-(32134+45521)= - 27125
2. Рассчитаем перспективную ликвидность:
ПЛ0=25941 – 0 =25941
ПЛ1=24360 – 0 =24360
Отсюда видно, что на данный период времени организация неплатежеспособна, но ожидается улучшение финансового состояния в перспективном периоде.
Предприятие имеет неустойчивое финансовое положение, характеризующееся рисковой платежеспособностью и восстановление равновесия возможно за счет пополнения источников собственных средств и ускорения оборачиваемости запасов.
Данная организация относится к четвертому классу организаций согласно критериям финансового состояния. К четвертому классу относятся организации с неустойчивым финансовым состоянием, при взаимоотношениях с ними имеется определенный риск. У них неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений.
Проверим также вероятность наступления банкротства. Под несостоятельностью или банкротством организации понимается: её неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате ТРУ, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Для оценки платежеспособности или неплатежеспособности организации пользуются методикой определения удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса.
Не удовлетворительная структура баланса – это такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не могут быть обеспечены своевременные выплаты обязательств перед кредиторами из-за недостаточной ликвидности имущества. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать её.
Согласно данной методике рассчитывается два показателя:
1) Коэффициент текущей ликвидности на конец периода;
Запасы + Дебиторская задолж + Денежные средства + Крат финансовые вложения
Кт.л.1=
Займы и кр + Кред зад + Зад уч-в по выпл дох + Резервы предст расх + Пр крат обяз
В кодах строк бухгалтерского баланса:
Кт.л.1 = 210 + 230 + 240 + 260 + 250 / 610 + 620 + 630 + 650 + 660
При этом должно выполняться условие Кт.л.1 ≥ 2
Кт.л.1 = 22948+29400+19330+1800 / 45400+32134 = 0,95, Кт.л.1 < 2
2) Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами на конец периода, по которым судят о структуре баланса.
К1 = СОС (с.490 – с.190) / Запасы (с.210)
При этом должно выполняться условие К1 ≥ 0,1
К1 = 19814 – 22579 / 22948 = -0,12
Структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если не выполняется одно из условий (в данном случае не выполняется условие №1). При неудовлетворительной структуре баланса для проверки реальной возможности восстановить платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на шесть месяцев:
Кв = (Кт.л.1 + 6/t + ∆ Кт.л.) / 2, где
t – период в месяцах, за который мы рассчитываем показатели (12 месяцев).
Кв = [0,95 + 6/12 + (-0,08)] / 2 = 0,69, Кв < 1
Если Кв < 1, то нет реальной возможности восстановить платежеспособность в течении шести месяцев, если предприятие ничего не изменит в своей деятельности.
Если показатели соответствуют нормам (Кт.л.1 ≥ 2, К1 ≥ 0,1), то структура бухгалтерского баланса считается удовлетворительной, а предприятие платежеспособным. В этом случае рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности сроком на три месяца.
Кутр = (Кт.л.1 + 3/t + ∆ Кт.л.) / 2
Кутр = (0,95 + 3/12 +(-0,08)) / 2 = 0,56
Если Кутр > 1, то есть реальная возможность не утратить платежеспособность в течении трех месяцев.
Популярной является методика Альтмана, определяющая вероятность наступления банкротства. Согласно методике Альтмана рассчитывается Z – счет, который в последствии сравнивается с нормой.
Расчет Z – счета по двухфакторной модели:
Z = - 0,3877 – 1,0736 х Кт.л. + 0,0579 х Кдолга
Кдолга = Заемный Капитал (с.590 + 690 – 640) / Валюта Баланса (с.700)
Кдолга0 = 89330 / 107060 = 0,83
Кдолга1 = 77655 / 97469 = 0,79
Z0 = - 0,3877 – 1,0736 х 0,95 + 0,0579 х 0,83 = - 1,365
Z1 = - 0,3877 – 1,0736 х 0,95 + 0,0579 х 0,79 = - 1,361
Если Z < 0 – то вероятность наступления банкротства низкая, Z > 0 – вероятность наступления банкротства высокая.
Меры по восстановлению платежеспособности:
1) Перепрофилирование производства;
2) Закрытие не рентабельных производств;
3) Ликвидация дебиторской задолженности;
4) Продажа части имущества должника.
И в заключении можно подвести итоги о состоянии организации:
1. При беглом чтении баланса и формы №2, можно сделать заключение, что баланс Предприятия не имеет больных статей, валюта баланса к концу периода уменьшилась на 9 %. Реальный основной капитал Организации увеличился и это свидетельствует о том, что основные средства Организации обновляются. Выручка на предприятии уменьшилась на 96533 тыс. руб., чистая прибыль увеличилась на 10235 тыс. руб.
Предприятие располагает достаточной величиной собственного капитала, который к концу периода вырос, а значит Предприятие обладает финансовой устойчивостью, а также располагает функционирующим капиталом, значит оно платежеспособно.
2. Большую часть актива баланса составляют мобильные средства (около 80%), на долю дебиторской краткосрочной задолженности приходится около 30 %. Наибольшую долю в пассиве баланса составляет заемный капитал (около 80 %), спокойная задолженность составила 58 %, срочная – 49%.
3. Из анализа ликвидности можно сделать вывод, что Организация на данный период времени неплатежеспособна, но ожидается улучшение финансового состояния в перспективном периоде.
4. Из оценки платежеспособности Предприятия можно сделать вывод, что риск неплатежеспособности к концу периода увеличится.
5. Предприятие имеет неустойчивое финансовое положение, характеризующееся рисковой платежеспособностью.
6. Предприятие относится к четвертому классу организаций согласно критерию финансового состояния, т.е. это Организация с неустойчивым финансовым состоянием, у нее неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений.
7. Вероятность наступления банкротства очень низка.
На данном Предприятии для повышения финансовой устойчивости можно использовать, как основные, следующие направления: сокращение внеоборотных активов, сокращение величины запасов до оптимального уровня, однако, следует также иметь в виду и другие пути повышения финансовой устойчивости.
Анализ деятельности предприятия проведен за 2004 год, так как ООО «Союзэнерго» очень интенсивно развился именно в 2004 году и с остальными года данные отчетности не сопоставимы для получения целостной картины о деятельности организации.
2 Бухгалтерский учет и аудит денежных средств в кассе и на расчетных счетах
Учет денежных средств занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета в организациях. Для учета наличия и движения всех видов денежных средств в российской и иностранной валютах в Плане счетов бухгалтерского учета выделен специальный разд.V "Денежные средства". К денежным средствам организаций в соответствии с данным разделом относятся:
наличные деньги в кассе, в том числе и в иностранной валюте (счет 50 "Касса");
средства на расчетных счетах в кредитных организациях (счет 51 "Расчетные счета");
средства на валютных счетах, открытых в уполномоченных банках (счет 52 "Валютные счета");
средства, в том числе в иностранной валюте, в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и пр. (счет 55 "Специальные счета в банках");
денежные средства инкассированные, внесенные в кассы кредитных организаций, кассы почтовых отделений и т.п., для зачисления на счета в банках, но по состоянию на отчетную дату не зачисленные по назначению (счет 57 "Переводы в пути");
денежные документы (почтовые марки, оплаченные проездные билеты, талоны на нефтепродукты, банковские корпоративные карты, путевки в санатории и дома отдыха и т.п.). Их учитывают на субсчете 3 "Денежные документы" счета 50 "Касса".
Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.
Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
· проверка правильности оформления, законности документов,
· своевременное и полное отражение операций в учете.
· обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;
· своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;
· обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;
· изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
создание условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств.
К счету 50 могут быть открыты субсчета:
50-1 "Касса организации",
50-2 "Операционная касса",
50-3 "Денежные документы" и др.
На субсчете 50-1 учитываются денежные средства в кассе организации. Субсчет 50-2 используется для учета наличия и движения денежных средств в операционных кассах, которые расположены вне помещений кассы организации (магазины, эксплуатационные участки, речные переправы и т.п.). На субсчете 50-3 учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, талоны на нефтепродукты, вексельные марки, оплаченные проездные документы, оплаченные путевки (экскурсионные, туристические, в оздоровительные учреждения и пр.) и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на их приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
Для учета наличия и движения наличной валюты не предусмотрено отдельного синтетического счета. Однако для обособленного учета движения наличной иностранной валюты в рабочем плане счетов организации следует открывать отдельные субсчета (50-4 "Валютная касса" или "Касса в иностранной валюте") к счету 50. Субсчет 50-4 вводится при осуществлении организацией внешнеэкономической деятельности и направлении работников в загранкомандировки.
Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на активном балансовом счете 50 «Касса». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу предприятия. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выбытие (выплата) денежных средств из кассы предприятия. Сальдо счёта указывает на наличие суммы денежных средств в кассе предприятия на начало месяца или на конец месяца. Оборот по дебету – это суммы, поступившие наличными в кассу, оборот по кредиту – суммы, выданные наличными из кассы.
Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков или кредитных организаций на соответствующих счетах на договорных условиях. Расчеты предприятий по своим обязательстельствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков.
Банк обязуется принимать и зачислять на счет денежные средcтва (как от самого клиента, так и от третьих лиц), которые перечисляются его клиентом, также выдавать по требованию последнего необходимые ему суммы в порядке, установленном законодательством и договором.
Банк может использовать находящиеся на счете средства по своему усмотрению, в том числен кредитные ресурсы. Поэтому за остаток на счете банк выплачивает клиенту процент.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований ) или с их согласия ( оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков ). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно – канализационных организаций.
Синтетический учет операций на расчетном ведется, в соответствии с планом счетов, на активном счете 51 «Расчетный счет».
Дебет счета 51 «Расчетный счет» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счета.
Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-ордер № 2 «Расчетный счет», отражающий обороты по кредиту счета за месяц. По дебету счета ведется записи в ведомости №2. Все записи в журнале-ордере № 2 ведутся на основании выписок из банка с расчетного счета и приложенных к ним документов, полученных от других предприятий, на основании которых списаны или зачислены средства, а также документы, выписанные предприятием ООО «Союзэнерго».
Выписка из расчетного счета - это копия лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия.
При проверке правильности отражения в балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением их остатков по Главной книге с балансовыми данными. Необходимо провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций по расчетному счету (не менее чем за 3-4 месяца) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определенные выводы о правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии и определить круг тех операций (и счетов), проверке которых должно быть уделено особое внимание.
При проверке необходимо убедиться, во-первых, в фактическом наличии этих денежных документов, и, во-вторых, установить, кому предназначены билеты и путевки и за счет каких средств они оплачены.
Для учета кассовых операций (по счету 50 “Касса”) предназначены журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 к нему. Учет операций по счетам 51 и 52 предприятия ведут с применением журнала-ордера № 2 и ведомости № 2. Для учета операций по кредиту счетов 55, 50-3 и 57 применяется журнал-ордер № 3.
Следует иметь в виду, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех денежных статей бухгалтерского учета, выраженных в иностранных валютах. Среди них: остатки средств на текущих валютных счетах предприятия, открытых в банках на территории страны и за ее пределами; остатки средств на специальных счетах предприятия, открытых на территории страны и за рубежом; платежные документы — векселя, тратты, аккредитивы, чеки и т. п.; остатки наличных денежных средств в кассе предприятия; денежные документы; денежные средства в пути; дебиторская задолженность (по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги, по выданным авансам, расчетам со своими работниками по суммам, выданным под отчет на служебные командировки, и др.); ценные бумаги (облигации, депозитные сертификаты и др.); задолженность по займам, предоставленным предприятием другим предприятиям и организациям; кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары и услуги, по полученным авансам, по страхованию и др.); задолженность по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам банков и других кредитных учреждений; задолженность по займам, полученным предприятием у других предприятий и организаций (кроме банков и иных кредитных учреждений).
В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты. Именно при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать ассистентов.
При проведении аудита кассовых операций проверяющий аудитор должен ставить перед собой следующие цели:
· Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах.
· Проверка обоснованности хозяйственных операций.
· Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета.
· Проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.
Источниками информации для аудита кассовых операций являются следующие документы:
1. Приходный кассовый ордер: необходимо проверить
- правильность заполнения,
- отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;
- наличие подписей руководителя предприятия, главного бухгалтера, кассира и лица сдающего денежные средства и ценности;
- регистрацию в журнале приходных/расходных ордеров).
2. Расходный кассовый ордер: необходимо проверить
- целевое использование наличных денег
- наличие двух подписей – руководителя и главного бухгалтера,
- фактическое получения денег
- соответствует ли дата получения денег,
- отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет.
3. Журнал регистрации приходных и расходных документов: необходимо проверить
- Прошнурован ли, пронумерован ли и указано ли количество листов,
- Наличие подписи руководителя,
- Наличие регистрации в момент выписки ордера.
4. Кассовая книга: следует проверить
- прошнурована ли, пронумерованы ли листы,
- наличие подписей и печати организации,
- наличествуют ли исправления (при наличии исправлений – правильность их осуществления).
5. В журнале ордере №1 и ведомости №1 следует проверить правильность отражения хозяйственных операций.
Следующим пунктом проверки правильности ведения учета наличных денежных средств является проверка соблюдения предприятием установленного лимита денежных средств.
Методика проверки денежных средств на счетах включает проведение инвентаризации средств на счетах организации и установление соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков.
При проверке правильности документального оформления хозяйственных операций по расчетным счетам выполняются следующие действия.
1. Проверяется достоверность и полнота сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату, предоставленных проверяемой организацией в налоговый орган. Эти сведения позволяют аудитору определить, все ли открытые организацией счета отражены в отчетности.
2. Проверяется наличие необходимых первичных документов по счетам - выписок по расчетным счетам и приложенных к ним платежных документов. Выписки вместе с платежными документами должны быть подобраны в хронологической последовательности, раздельно по каждому открытому счету. В целях проверки полноты первичных документов проверяется соответствие исходящего и входящего сальдо по выпискам по расчетному счету организации в те дни, когда имелось движение по счету. Исходящее сальдо по выписке предыдущего дня должно соответствовать входящему сальдо по выписке следующего дня движения по счету. Несоответствие указанных сальдо означает отсутствие части первичных документов.
Подлинность платежных документов можно проверить по наличию отметки банка о том, что данный платежный документ был проведен банком.
В случае, если в ходе проверки установлено отсутствие части платежных документов или отсутствие соответствующей отметки банка, аудитор может предложить организации восстановить недостающие первичные документы.
3. Проверяется соответствие данных выписок по расчетным счетам организации и приложенных к ним платежных документов данным журналов - ордеров N 2, N 3 и ведомости N 2 или данным машинограмм по счетам 51 ("Расчетный счет") и 55 ("Специальные счета в банках").
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Все операции по банковским счетам осуществляются на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
· распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
· распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.
Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно - вычислительных машин.
3 Проведение внутреннего аудита кассовых операций на материалах ООО «Союзэнерго»
3.1 Проверка документального оформления кассовых операций.
Для осуществления расчетов наличными деньгами предприятие ООО «Союзэнерго» имеет кассу и соблюдает требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Денежные средства ООО «Союзэнерго» хранятся в банке. В то же время предриятие хранит определенную сумму наличных денег в кассе для использования на текущие расходы. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе или просто лимитом остатка кассы.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично – денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности.
Чтобы установить лимит остатка наличных денег в кассе, ООО «Союзэнерго» представила в банк специальный расчет по форме № 0408020 « Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу ». Бланк расчета получили в обслуживающем банке, его форма утверждена Положением Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П.
Расчет оформили в двух экземплярах, которые передали в банк для согласования.
После того как размер лимита установили, оба экземпляра расчета подписал представитель обслуживающего банка. Один экземпляр расчета остался в банке, второй экземпляр (с отметками банка) возвратили организации.
Лимит остатка кассы согласован банком с руководителем организации, но при необходимости может быть пересмотрен в течении года в установленном порядке.
Сверх лимита наличные деньги в кассе ООО «Союзэнерго» хранятся только для выплаты заработной платы и пособий, но не более 3 рабочих дней ( включая день получения денег в банке). Всю денежную наличность сверх лимита предприятие сдает в банк.
Если оставить в кассе наличные деньги свыше установленного лимита, организация может быть оштрафована на сумму от 40000 рублей до 500000 рублей.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией ООО «Союзэнерго», оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, применяется перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденный руководителем организации и согласованный с главным бухгалтером.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, которые утверждены постановлением Госкомстатом России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
К форма первичной учетной документации по учету кассовых операций на предприятии ООО «Союзэнерго» относятся:
· КО – 1 "Приходный кассовый ордер";
· КО – 2 "Расходный кассовый ордер";
· КО – 3 " Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов";
· КО – 4 " Кассовая книга ";
· АО – 1 " Авансовый отчет ".
Первичные документы оформляются согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденым приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н и содержат следующие реквизиты:
· наименование документа (формы);
· код формы;
· дата составления документа;
· наименование организации, от имени которой составлен документ;
· содержание хозяйственной операции;
· измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
· наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
· личные подписи этих работников и их расшифровки.
Документы заполняются в одном экземпляре, четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или на компьютере.
Печатью заверятся документы, для которых это предусмотрено законодательством.
Первичные документы в ООО «Союзэнерго» оформляться в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Схема ведения кассовых операций на предприятии ООО «Союзэнерго» представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Ведение кассовых операций в ООО «Союзэнерго»
Поступление наличных денег в кассу ООО «Союзэнерго» оформляют приходным кассовым ордером. Ордер выписывается в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером и кассиром.
При выписке приходного кассового ордера указывается в специальной строке основание для принятия денег в кассу. Это может быть возврат неиспользованной подотчетной суммы, остаток неиспользованного аванса на командировочные расходы, возврат ссуды, возмещение материального ущерба, выручка и т.д.
Обязательно указывается, от кого приняты денежные средства: если от юридического лица, пишется его название, если от физического лица - фамилия, имя, отчество (в родительном падеже). Сумма проставляется цифрами и прописью.
В приложении указываются первичные документы, на основании которых составлен приходный кассовый ордер, с указанием их номеров и дат составления. На приходном кассовом ордере проставляются дата его выписки и номер. Все остальные указанные на бланке реквизиты приходного кассового ордера также заполняются в обязательном порядке. Одновременно заполняется квитанция к приходному кассовому ордеру, которая подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом.
Отрывную квитанцию заверяют печатью организации, регистрируют в журнале регистрации приходных кассовых документов в хронологической последовательности и передают человеку, сдавшему деньги в кассу. Если наличные деньги (например, на выдачу зарплаты) были получены в банке, то квитанцию подшивают к банковским документам.
Выдача наличных денег из кассы организации оформляется расходным кассовым ордером. Ордер выписывается в одном экземпляре и подписывается кассиром, главным бухгалтером и руководителем организации.
Для выписки расходного кассового ордера у работника бухгалтерии должно быть основание. Например, расходный ордер на выдачу денежных средств под отчет на хозяйственные нужды может быть выписан только при предъявлении заявления с визой руководителя, а на выдачу аванса на командировочные расходы — при наличии приказа на командировку и командировочного удостоверения. Соответственно в расходном кассовом ордере в строке «Основание» указывается цель, на которую выдаются деньги, и документ, послуживший основанием для выписки расходного кассового ордера. Документ, являющийся основанием для выписки расходного кассового ордера, указывается и в строке «Приложение».
Сумма проставляется цифрами в соответствующей рамке в верхней части документа и прописью в строке «Сумма» (за исключением копеек, их можно записать цифрами).
Ордер также подписывает человек, получивший наличные деньги. Получатель собственноручно чернилами или шариковой ручкой в строке после слова «Получил» записывает полученную им сумму: рубли — прописью, копейки — цифрами, ставит дату получения (при этом название месяца пишется словом, например, 15 апреля ) и свою подпись.
Кассир записывает в соответствующей графе его паспортные данные.
Чтобы исключить возможность повторного получения денег по первичным документам, приложенным к расходному кассовому ордеру, кассир погасит их (проставить на них штамп «получено» или «оплачено») с указанием числа, месяца, года.
Расходные кассовые ордера регистрируют в журнале регистрации расходных кассовых документов в хронологической последовательности .
В некоторых случаях при выдаче денег из кассы оформляют расчетно – платежную ведомость. Ведомость оформляется при выдаче заработной платы работникам организации.
На общую сумму денег, которая выдается из кассы по ведомости, бухгалтер оформляет один расходный кассовый ордер. Его реквизиты (номер и дату составления) указывают в ведомости.
При работе с кассовыми документами кассиром ООО «Союзэнерго» соблюдает следующие требования:
· приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполнены четко шариковой ручкой;
· в этих документах не допускаются подчистки, помарки или исправления (даже оговоренные);
· прием и выдача денег по кассовым ордерам производиться только в день их составления;
· в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Для журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов предусмотрена специальная форма. В журнале указывают реквизиты (номера и даты составления) всех приходных и расходных кассовых ордеров, выписанных в организации. Журнал регистрации приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, проверяется полнота произведенных кассиром операций. Журнал ведется в течение года.
Сумму денежных средств, поступившую или выданную из кассы, в ООО «Союзэнерго» отражают в кассовой книге.
В книге указывают сумму наличных денег, выданных или принятых в кассу организации, а также реквизиты приходных (расходных) кассовых ордеров, по которым получены (выданы) деньги.
Книгу заводят на один календарный год. На одном листе книги отражают операции по приходу или расходу наличных денег за один день. Все листы кассовой книги пронумерованы и прошнурованы. На последнем листе книги указано их общее количество. Количество листов книги заверено подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации. При ведении кассовой книги не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Каждое исправление должно быть заверено подписями кассира и главного бухгалтера или лица, его заменяющего.
Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: первая часть после заполнения остается в книге, а вторая является отчетом кассира и отрывается в конце рабочего дня после подсчета итогов операций за день и выведения остатков по кассе на следующее число. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, имеющих одинаковые номера страниц, через копировальную бумагу.
Заполненный лист кассовой книги подписывают кассир и бухгалтер. Документы, по которым получены (выданы) деньги (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости и т.д.), подшивают по порядку вместе с отрывным листом кассовой книги.
Срок хранения приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги и отрывных листов в архиве организации - 5 лет.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера. А ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций несут три лица — руководитель организации, главный бухгалтер и кассир.
Материальную ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир.
В ООО «Союзэнерго» при приёме кассира на работу, руководитель организации ознакомил его с порядком ведения кассовых операций и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Договор предусматривает ответственность кассира за сохранность ценностей в кассе организации и за правильное оформление кассовых документов.
Договор составлен в двух экземплярах:
- один экземпляр остался у кассира;
- второй экземпляр - в бухгалтерию.
Со стороны организации договор подписал главный бухгалтер.
После того как срок действия договора истечет, его хранят в архиве организации в течение 5 лет.
В связи с тем, что в исследуемой организации применяется журнально – ордерная форма ведения учета, то производится заполнение Журнала - ордера №1 с отражением в нём операций по выдаче наличных денег по счёту 50 « Касса » с ведомостью к нему №1, с отражением в ней операций по поступлению наличных денег в кассу. Основанием для заполнения учётных регистров служит отчёт кассира, в котором бухгалтер проставляет корреспонденцию счетов.
Записи в Журнал-ордер и ведомость производятся итогами за день. Итоги за день в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путём подсчёта сумм однородных операций, отражённых в кассовом отчёте или приложенных к нему документах. Каждому отчёту кассира в учётных регистрах отводится одна строка независимо от периода, за который составлен отчёт. Количество занятых строк в журнале соответствует количеству сданных кассиром отчетов.
Остаток средств в кассе приводится в ведомости на начало и на конец месяца. На протяжении месяца, для контроля, используются данные об остатках средств, показанные в отчетах кассира.
По окончании месяца бухгалтер переносит итоговые данные из Журнала - ордера №1 и ведомости №1 в Главную книгу.
3.2 Проверка синтетического и аналитического учет кассовых операций.
На предприятии ООО «Союзэнерго» бухгалтерский учет осуществляется по плану счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности.
Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на активном балансовом счете 50 «Касса». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу предприятия. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выбытие (выплата) денежных средств из кассы предприятия. Сальдо счёта указывает на наличие суммы денежных средств в кассе предприятия на начало месяца или на конец месяца. Оборот по дебету – это суммы, поступившие наличными в кассу, оборот по кредиту – суммы, выданные наличными из кассы.
К счету 50 «Касса» могут быт открыт субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2«Денежные документы» .
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы. Денежные документы учитывают на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на их приобретение.
Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам. Один – два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам.
Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале – ордере № 3. По окончании отчетного периода остатки по журналу – ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.
Поступление наличных денег в кассу отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
1. Получены наличные деньги со счетов в банках:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
52 «Валютный счет»;
55 «Специальные счета в банках».
2. Поступления наличных денег от реализация продукции, основных средств, прочих активов:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками »;
76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами »;
90 « Продажи »;
91 « Прочие доходы и расходы ».
3. Возврат в кассу ранее выданных авансов, излишне выплаченных сумм заработной платы, неизрасходованных подотчетных сумм:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками »;
70 « Расчеты с персоналом по оплате труда »;
71 « Расчеты с подотчетными лицами »;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ».
4. Поступления наличных денег в погашение задолженности по материальному ущербу и очередным платежам работников - заемщиков, по вкладам в уставный капитал предприятия, от квартиросъемщиков и по исполнительным документам:
Дебет 50 « Касса »
Кредит 73/1 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
75 «Расчеты с учредителями»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
5. Получены наличные деньги от дочерних (зависимыми) организации и подразделений организации:
Дебет 50 « Касса »
Кредит 79 « Внутрихозяйственные расчеты ».
6. Поступление в кассу процентов по векселям, дивидендов по ценным бумагам, доходов от долевого участия в других организациях:
Дебет 50 « Касса »
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ».
7. Получены наличными краткосрочные и долгосрочные кредиты банков:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 66 « Расчеты по краткосрочным кредитам и займам »;
67 « Расчеты по долгосрочным кредитам и займам ».
8. Поступления наличных денег от заимодавцев по предоставленным им краткосрочным и долгосрочным кредитам и другим привлеченным средствам, а также целевого финансирования:
Дебет 50 « Касса »
Кредит 66 « Расчеты по краткосрочным кредитам и займам »;
67 « Расчеты по долгосрочным кредитам и займам »;
86 « Целевое финансирование ».
9. Поступления наличных денег в счет доходов будущих периодов (арендная плата авнсом, плата за комунальные услуги и т.д.)
Дебет 50 « Касса »
Кредит 98 « Доходы будущих периодов ».
Выбытие наличных денег оформляются следующими бухгалтерскими проводками:
1. Оплачены из кассы расходы по приобретению оборудования, требующего монтажа, объектов основных средств, материалов, МБП, товаров, а также расходы основных и вспомогательных цехов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, обслуживающих производств и хозяйств, будущих периодов, коммерческие расходы, затраты на реализации готовой продукции, основных средств, прочих активов:
Дебет 07 « Оборудование к установке »;
08 « Вложения во внеоборотные актива »;
20 « Основное производство »;
23 « Вспомогательное производство »;
25 « Общепроизводственный расходы »;
26 « Общехозяйственные расходы »;
29 « Обслуживающие производства и хозяйства »;
41 « Товары »;
44 « Расходы на продажу »;
90 « Продажи »;
91 « Прочие доходы и расходы »;
97 « Расходы будущих периодов ».
Кредит 50 «Касса»
2. Сданы в кассу денежные средства для зачисления на расчетный и валютный счета, для приобретения денежных документов и на денежные переводы:
Дебет 51 « Расчетный счет »;
52 « Валютный счет »;
55 « Специальные счета в банках »;
50 « Касса ».
Кредит 50 « Касса »
3. Оплачены наличными краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, задолженность поставщикам по авансам полученным, различным внебюджетным фондам, бюджету, по отчислениям в социальные фонды:
Дебет 08 « Вложения во внеоборотные актива»;
60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками »;
58 « Финансовые вложения »;
76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами »;
68 « Расчеты по налогам и сборам »;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит 50 « Касса »
4. Выданы из кассы заработная плата, подотчетные суммы, займы работникам, начисленные дивиденды сторонним работникам, суммы по исполнительным документам:
Дебет 70 « Расчеты с персоналом по оплате труда »;
71 « Расчеты с подотчетными лицами »;
73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям »;
75 « Расчеты с учредителями »;
76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами »
Кредит 50 « Касса »
5. Выданы из кассы наличные средства дочерним организациям и подразделениям организации:
Дебет 79 « Внутрихозяйственные расчеты »
Кредит 50 « Касса »
6. Оплачены из кассы некомпенсируемые расходы, связанные со стихийными бедствиями:
Дебет 99 « Прибыли и убытки »
Кредит 50 « Касса »
7. Выданы из кассы суммы единовременной помощи работникам и другие выплаты за счет прибыли организации:
Дебет 91 « Прочие доходы и расходы »
Кредит 50 « Касса »
8. Погашена задолженность по кредитам и заемным обязательствам наличными:
Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
67 « Расчеты по долгосрочным кредитам и займам »
Кредит 50 « Касса »
9. Оплачены из кассы расходы, осуществляемые за счет средств целевого назначения:
Дебет 86 « Целевые финансирование »
Кредит 50 « Касса ».
3.3 Проверка проведения инвентаризации денежных средств кассы.
Инвентаризация денежных средств кассы ООО «Союзэнерго» проводится регулярно в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40н.
Порядок ведения кассовых операций не устанавливает периодичность проведения инвентаризаций. Однако считается, что оптимальный период для проведения инвентаризаций кассы является один календарный месяц.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально - ответственным лицам.
Проведение инвентаризации может быть обязательным в следующих случаях:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене кассира;
- если были выявлены факты хищения наличных денег;
- если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.
Порядок и сроки проведения инвентаризации ООО «Союзэнерго» определяет руководитель. Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя.
В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов (например, старших кассиров, специалистов по контрольно-кассовым машинам и т. д.).
При проведении инвентаризации комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета.
Одновременно с проверкой фактического наличия денежных средств и денежных документов в кассе организации проводится проверка:
- правильности оформления первичных расходных документов - наличие подписей получателей наличных денег, наличие подписи руководителя организации и главного бухгалтера на расчетно-платежных (платежных) ведомостях на выплату заработной платы и иных платежных документах, для которых наличие указанных подписей необходимо для осуществления расходования денежных средств;
- полнота и правильность оприходования денежных средств, полученных в учреждении банка. Наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в банке. Проверка осуществляется посредством проведения сплошной сверки данных выписок о состоянии расчетного счета организации в кредитной организации с данными кассовой книги;
- полнота и своевременность оприходования наличных денег, сданных по приходным кассовым ордерам;
- соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе в течение отчетного года.
Отдельные проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут производится :
- учредителями предприятий, вышестоящими организациями (в случае их наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.
- учреждениями банков, которые обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций.
- органами внутренних дел в пределах своей компетенции, - проверки технической укрепленности касс и кассовых пунктов, обеспечения условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.
Кроме того, при проведении инвентаризации наличных денежных средств проводится сплошная проверка состояния расчетов с материально ответственными лицами по выданным подотчетным суммам.
Результаты инвентаризации в ООО «Союзэнерго» оформляется Актом инвентаризации наличных денежных средств. Эта же форма акта применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.
Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.
Отражение инвентаризации денежных средств оформляются следующими бухгалтерскими проводками:
1. Обнаружены излишки денежных средств:
Дебет 50 « Касса »,
Кредит 91« Прочие доходы и расходы »,
субсчет 1 «Прочие доходы»;
2. Обнаруженные в результате инвентаризации недостачи взыскиваются с кассиров:
Списание недостающих денег в кассе:
Дебет 94 « Недостачи и потери от порчи ценностей »,
Кредит 50 «Касса»;
Предъявление иска кассиру:
Дебет счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям»
субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба»,
Кредит 94 « Недостач и потерь от порчи ценностей »;
3. По мере взноса кассира в возмещении недостач делаются записи:
Дебет 50 «Касса»,
51 «Расчетный счет»,
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
Кредит счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям»
субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба».
Последний раз инвентаризация в «Союзэнерго» проводилась перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2005 года по инициативе руководителя. Инвентаризацию проводила комиссия, назначенная приказом руководителя № 22 от 18 декабря 2004 года.
В состав комиссии были включены представители администрации предприятия, работники бухгалтерии.
Перед началом инвентаризации кассир дал расписку в том, что все поступившие деньги и ценности оприходованы, выбывшие – списаны в расход. Расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию.
Во время ревизии никакие операции, связанные с приемом или выдачей ценностей из кассы, не проводились.
При проведении инвентаризации комиссия проверила достоверность бухгалтерского учета и фактическое наличие денежных средств, ценностей и документов, находящихся в кассе.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимались к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производилась по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.
Остаток денежной наличности в кассе сверялся с данными учета по кассовой книге.
Результат инвентаризации были оформлен актом. Недостачи или излишка ценностей в кассе комиссией не обнаружено, что и отражено в акте.
Акт инвентаризации был составлен в 2-х экземплярах: один остался в делах бухгалтерии, другой – у кассира.
В акте комиссия указала, сколько наличных денег находилось в кассе в момент проверки.
Акт подписали все члены комиссии и кассир.
Акт должен хранится в архиве организации 5 лет.
4 Внутренний аудит операций на расчетном счете в банке на материалах ООО «Союзэнерго»
4.1 Проверка открытия и оформления расчетного счета
Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков или кредитных организаций на соответствующих счетах на договорных условиях. Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков.
ООО «Союзэнерго» имеет расчетный счет, открытый в соответствии с действующим, на момент открытия, законодательством.
4.2 Проверка правильности безналичной формы расчетов.
Безналичные расчеты на предприятии ООО «Союзэнерго» регулируются Положением Центрального банка «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 года № 2-П. Данное положение исходит из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, а также невмешательства банка в договорные отношения предприятий.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Все операции по банковским счетам осуществляются на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
· распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
· распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.
Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно - вычислительных машин.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре одной подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, без проставления оттиска печати либо с оттиском печати, если она имеется и заявлена в указанной карточке.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Формы безналичных расчетов определены ст. 862 Гражданского кодекса РФ. К ним относятся:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты чеками;
расчеты по инкассо.
В ООО «Союзэнерго» применяют форму безналичных расчетов платежными поручениями.
Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств.
Схема расчетов платежными поручениями на предприятии ООО «Союзэнерго» представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема расчетов платежными поручениями в ООО
«Союзэнерго».
1. Между поставщиком и покупателем заключается договор-контракт.
2. Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).
3. Покупатель передает платежное поручение о перечислении суммы средств со своего расчетного счета на счет получателя.
4. Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.
5.Банк плательщика передает платежное поручение банку поставщика и перечисляет денежные средства на его расчетный счет.
6. Банк поставщика передает выписку из расчетного счета о зачислении суммы платежа.
Платежными поручениями могут производиться:
· перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
· перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
· перечисления денежных средств в целях возврата - размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;
· перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
ООО «Союзэнерго» сдает денежную наличность по объявлениям на взнос наличными.
Прядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учереждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступлению их в кассы в дни работы учреждений банков, при этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
· для предприятий, которые в силу специфики своей деятельност и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Причем организации могут вносить наличные деньги только на свой рассчетый (текущий) счет.
Объявление на взнос наличными представляет собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции.
В объявлении на взнос наличными должна быть указана дата их фактического представления в банк. Они должны быть обязательно заполнены одновременно вручную или на ЭВМ с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца, номер счета и наименование кредитной организации в объявлениях могут обозначаться штампами.
При приеме наличных денежных средств от юридических лиц операционный работник банка проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, оформляет его и передает объявление на взнос наличными в кассу. Кассовый работник, получив объявление на взнос наличными, проверяет заполнение объявления, сличает соответствие сумм цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него деньги. После приема денег кассовый работник сверяет сумму данную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Квитанция, затем прикладывается к расходному ордеру и является оправдательным денежным документом.
В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, объявление на взнос наличными переоформляется клиентом на фактическую сумму денег.
На каждую полученную в банке сумму бухгалтер выписывает приходный кассовый ордер на имя получателя с указанием номера чека, при этом квитанция прикладывается к выписке банка.
4.3 Проверка синтетического учета операций на расчетном счете
Синтетический учет операций на расчетном счете бухгалтерия предприятия ООО «Союзэнерго» ведет, в соответствии с планом счетов, на активном счете 51 «Расчетный счет».
Дебет счета 51 «Расчетный счет» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счета.
Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-ордер № 2 «Расчетный счет», отражающий обороты по кредиту счета за месяц. По дебету счета ведется записи в ведомости №2. Все записи в журнале-ордере № 2 ведутся на основании выписок из банка с расчетного счета и приложенных к ним документов, полученных от других предприятий, на основании которых списаны или зачислены средства, а также документы, выписанные предприятием ООО «Союзэнерго».
Выписка из расчетного счета - это копия лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия.
В выписке указывается:
· номер расчетного счета клиента;
· дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток (он же являете) входящим остатком для последующей выписки);
· номера документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства;
· корреспондирующий счет - шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операции предприятия;
· суммы по дебету и кредиту;
· остаток наличия средств на дату выписки.
Выписка с приложением оправдательных документов передается предприятию ООО «Союзэнерго» ежедневно.
Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, поэтому:
· по дебету отражаются расходные операции для банка, т.е. уменьшение своего долга (списания, выдача наличными);
· по кредиту - приходные операции для банка, т.е. поступления на расчетный счет предприятия.
Бухгалтер предприятия, обрабатывая выписки должен помнить об этом и записывать поступившие суммы и остаток по дебету счета, а списания - по кредиту.
В выписке из расчетного счета предприятия закодированы финансовые операции, оформленные банковскими документами.
Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено». На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются № счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетный счет», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке.
Бухгалтер проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
В журнале – ордере и в ведомости записи делаются по корреспондирующими счетам итогами по одной выписке банка. Условием для заполнения регистров является использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за период выписок из банка.
Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только начало и конец месяца. На протяжении месяца, для оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.
Итоговые обороты и сальдо по журналу-ордеру и ведомости переносятся в конце месяца в Главную книгу на счет 51 «Расчетный счет».
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:
1. Получено на расчетный счет из кассы организации:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 50 «Касса»;
2. Поступили платежи от покупателей продукции, товаров, услуг, имущества организации, в том числе авансы под поставку товара:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
3. Получены краткосрочные кредиты и займы:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
4. Получены долгосрочные кредиты и займы:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
5. Получены суммы вкладов в уставный капитал:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 75 «Расчеты учредителями»;
6. Получена разная дебиторская задолженность, выручка за проданное имущество организации от покупателей имущества, оказанные услуги и выполненные работы от покупателей:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
8. Сумма, поступившая на расчетный счет излишне перечисленных налогов и сборов в бюджет:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
8. Сумма возврата излишне перечисленных отчислений и возмещения фондами:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению»;
9. Поступили денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
10. Отражены доходы, поступившие в счет будущих периодов:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов».
Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:
1. Получены наличные деньги в кассу:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
2. Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный счет:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
3. Оплата счетов и векселей поставщикам, перечисление аванса :
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит 51 «Расчетный счет»;
4. Перечисление ЕСН в Федеральный бюджет и в социальные фонды:
Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению»;
Кредит 51 «Расчетный счет»;
5. Перечисление налогов и сборов бюджет ( по видам налогов и сборов):
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
6. На сумму заработной платы, перечисленной работникам:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 51 «Расчетный счет»;
7. На сумму денежных средств, перечисленных учредителям организациям:
Дебет 75/1 «Расчеты с учредителями»
Кредит 51«Расчетный счет»;
7. Перечислено разным кредиторам:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами»
Кредит 51 «Расчетный счет».
Заключение
При выполнении данной работы мною были исследованы нормативные документы, регламентирующие правильность проведения и оформления денежных операций в кассе и на расчетных счетах в банках.
Данный отчет составлен по документам ООО «Союзэнерго». При проведении внутреннего аудита денежных средств в кассе и на расчетных счетах организации нарушений не выявлено.
Предприятию рекомендуется создать службу внутреннего аудита для предотвращения нарушений законодательства или своевременного их устранения.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 22.05.2003г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
4. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
5. План счетов бухгалтерского учета.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н.
7. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18.
8. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20.10.1999.
9. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета.
10. Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.