Содержание

Введение. 3

Анализ статьи Эрика Берна «Процесс общения». 4

Заключение. 9

Терминология. 10

Список литературы.. 11

Введение

Умеете ли вы общаться? Уверен, что все скажут: "Да, конечно". Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие “общение” намного обширнее, чем наше обычное: "Привет!" - "Пока".

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п.

Именно поэтому, выбор статьи Эрика Берна «Процесс общения» не случайный. В настоящее время проблема общения очень важна.

Замечено,  что  социальная  и  сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных  к  длительному одиночному  заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Цель данной работы проанализировать психологическую статью Э.Берна «Процесс общения». Задачи работы рассмотреть процесс общения, раскрыть понятия сенсорный и структурный голод.






Анализ статьи Эрика Берна «Процесс общения»

В своей статье Эрик Берн утверждает, что для  психолога  и   психотерапевта,   изучающих   проблемы сенсорного  голода,  представляет  интерес  то, что происходит, когда  в  процессе   нормального   роста   ребенок   постепенно отдаляется  от матери. После того как период близости с матерью завершен, индивид всю  остальную  жизнь  стоит  перед  выбором, который  в  дальнейшем  будет  определять  его  судьбу. С одной стороны,  он  постоянно  будет  сталкиваться   с   социальными, физиологическими  и  биологическими  факторами, препятствующими продолжительной  физической  близости  того  типа,   какую   он испытывал,   будучи   младенцем.   С  другой  стороны,  человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва  уловимыми, иногда   только  символическими  формами  физической  близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то  мере  может удовлетворить  его,  хотя  исходное  стремление  к  физическому контакту сохранит первоначальную остроту. В статье Берна заключается основной принцип теории игр. Он состоит  в  следующем:  любое общение  (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял  не  только на  физическое  и  эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на  сопротивляемость  при  лейкемии.  Существенным обстоятельством   явилось   то,   что   ласковое   обращение  и болезненный   электрошок   оказались   одинаково    эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Исследования Эрика Берна позволяют  сделать  вывод  о  том, что физический контакт при уходе  за  детьми  и  его  символический эквивалент  для  взрослых людей - "признание" - имеют большое значение в жизни человека. В связи с  этим  мы  задаем  вопрос: "Как  ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное "Привет!" или многочасовой  ритуал встречи, принятый на Востоке?" В своей статье Берн делает вывод, что  наряду  с  сенсорным  голодом  и  потребностью в признании существует также  и  потребность  в  структурировании  времени, которую Берн назвал структурный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после  первой встречи: "Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и  у  взрослых  людей. Для  этого  достаточно  вспомнить  трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает  пауза  в  общении  и  появляется  период времени,   не   заполненный   разговором,   причем   никто   из присутствующих не в состоянии  придумать  ни  одного  уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

Люди  постоянно  озабочены  тем,  как структурировать свое время. Берн считает, что одна из функций жизни в обществе состоит в том,  чтобы  оказывать  друг  другу  взаимопомощь  и  в  этом вопросе.   Операциональный   аспект  процесса  структурирования времени можно назвать планированием.  Оно  имеет  три  стороны: материальную, социальную и индивидуальную.

Наиболее  обычным  практическим  методом  структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно  называют  работой. Такой процесс взаимодействия называется деятельностью.

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование, которое может привести к инцидентам. И хотя  эти  инциденты  на первый  взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же  внимательный  взгляд  может обнаружить,  что  они  следуют определенным схемам, поддающимся классификации. Берн считает, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего  остаются  скрытыми.

Однако  они  дают о себе  знать,  как  только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический  или настоящий    выкрик:   "Нечестно!"   Такие   последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном,  а  на  индивидуальном  планировании,  мы  называем играми.  Различные  варианты  одной  и  той  же  игры  могут на протяжении  нескольких  лет  лежать   в   основе   семейной   и супружеской жизни или отношений внутри различных групп. Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр,  Берн  совсем  не  хочет  этим  сказать,  будто они очень забавны и их участники не относятся к  ним  серьезно.  С  одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьезными людьми.

Кроме  того,  такие  игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом.  С  другой  стороны,  некоторые исследователи  включали  в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества. Поэтому употребление  термина "игра" по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием. 

Существенной  чертой  игр  людей  Берн считает не проявление неискреннего  характера  эмоций,   а   их   управляемость.   Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление  эмоций  влечет  за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только  нарушение  ее  правил чревато  социальным  осуждением.  Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости.  В  этой связи   их   можно  рассматривать  скорее  как  предварительные соглашения,  чем   как   союзы.   Именно   поэтому   их   можно характеризовать  как  острые  формы  взаимоотношений. Настоящая близость  начинается  тогда,   когда   индивидуальное   (обычно инстинктивное)    планирование    становится   интенсивнее,   а социальные схемы,  скрытые  мотивы  и  ограничения  отходят  на задний  план.  Только  человеческая  близость  может  полностью удовлетворить сенсорный и структурный  голод  и  потребность  в признании.  Прототипом  такой  близости  является акт любовных, интимных отношений.

Структурный  голод  столь  же  важен  для  жизни,  как   и сенсорный  голод.  Ощущение  сенсорного  голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению.  Структурный  голод  связан  с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор  описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время.  Если  скука,  тоска  длятся  достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия.

Обособленный  от  общества  человек  может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии.

Известно, что человек может  быть  "обособлен"  от  других даже   в   присутствии  большого  числа  людей.  Для  участника социальной группы из двух или более  членов  имеется  несколько способов    структурирования    времени. Берн определяет их последовательно, от более простых к более сложным:

1) ритуалы;

2)  времяпрепровождение;

3) игры;

4) близость;

5) деятельность.

Причем последний способ может быть основой для всех  остальных. Каждый из членов  группы   стремится  получить  наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы.

Человек получает тем  большее  удовлетворение,  чем  более доступен он для контактов. При этом планирование его социальных контактов  происходит  почти автоматически. Однако некоторые из этих "удовольствий" вряд ли могут быть так  названы  (например, акт   саморазрушения).   Поэтому  Берн заменяет  терминологию и использует нейтральные слова: "выигрыш" или "вознаграждение".

В  основе  "вознаграждений",   полученных  в результате социального   контакта, лежит поддержание соматического и психического равновесия. Оно связано со  следующими  факторами:

1)  снятие  напряжения; 

2) избегание психологически опасных ситуаций;

3) получение "поглаживаний";

4) сохранение достигнутого равновесия.

 Все эти факторы неоднократно изучались и  подробно  обсуждались  физиологами, психологами   и психоаналитиками. В переводе на язык социальной  психиатрии  их можно назвать так:

1) первичные внутренние "вознаграждения";

2) первичные  внешние  "вознаграждения";

3) вторичные "вознаграждения";

 4) экзистенциальные (т.е. относящиеся к жизненной позиции)  "вознаграждения". 

Первые  три  аналогичны преимуществам,    полученным    в    результате    психического заболевания, которые подробно описаны у Фрейда. Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции  с  точки  зрения получаемого "вознаграждения",  чем рассматривать их как защитные механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не  участвовать  в трансакциях. Во-вторых, понятие "защита"  только частично покрывает первые два типа "вознаграждений", а все  остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется.

Независимо от того, входят ли игры и  близость  в  матрицу деятельности,   они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные  контакты  чаще  всего  протекают  как  игры.

Именно они и являются предметом исследования Берна.

Заключение

В своей статье Эрик Берн выделяет сенсорный и структурный голод. Берн показывает важность общения. Так, например, он приводит в пример случай из жизни: "Вы думаете это правильно?! " — раздраженно спросил однажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в автобусе. Та растерялась: " Простите, но я Вас не понимаю... Мы, кажется, не знакомы с вами... " Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел... оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадили на освободившееся место свою здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот вместо этой девочки и должна была сесть, как полагал разгневанный, женщина, не обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей, мужчина как бы приглашал осудить неверный поступок матери девочки. Но разве можно понять его намерения по его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время...

Берн в своей статье поднимает проблему обособленности человека. И ведь, правда, как бы люди, даже живя вместе, не пытались понять друг друга, все равно много лет общаясь, они, оставляют какой-то уголок души обособленным.

  Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр,  Берн  совсем  не  хочет  этим  сказать,  будто они очень забавны и их участники не относятся к  ним  серьезно.

Исследования Эрика Берна позволяют  сделать  вывод  о  том, что физический контакт при уходе  за  детьми  и  его  символический эквивалент  для  взрослых людей - "признание" - имеют большое значение в жизни человека.



Терминология

Вознаграждение – доставить себе удовольствие в награду за какие-либо лишения.

Защита – отстоять перед чьей-либо критикой, возражениями свое мнение.

Игра – тот или иной вид, способ, каким играют, развлекаются.

Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

Поглаживание - похвала

Признание – оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-нибудь или чего-нибудь.

Сенсорный голод - потребностью в признании

Структурный голод - потребность  в  структурировании  времени



















Список литературы

1. Эрик Берн. Процесс общения // Вопросы психологии, 2002. – с.18-24.