Содержание
I Введение. 3
II. 1.Краткая история русско-китайских отношений в период до 1917г. 6
2.Политическая ситуация в Юго-Восточной Азии в 20-е годы XX века. 11
Внешнеполитические интересы Советского Союза и Китая. 11
3. Отношение к Китаю советского руководства. 16
4. Этапы переговорного процесса на пути заключения межгосударственного договора 1924 г. 18
5. Торгово-экономические взаимоотношения. 23
III. Заключение. 28
IV. Библиография. 30
I Введение
Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.
Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип “сильное нейтральное государство свободно в своей политике”.
На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.
Трехтысячелетний опыт позволил Китаю много раньше Запада понять, что “влияние важнее власти”. Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к организованному, естественному, точно дозированному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем. В средние века это вполне современная стратегия называлась цзинцзи – сокращенная форма от “цзинши цзиминь” (управление миром, помощь народам). Метод осуществления этой стратегии – увэй (фэйгун), или “недеяние” (т.е. ничего такого, что прямолинейно, грубо, примитивно легко бросается в глаза). Иносказательно этот метод мудро назван “цзими” (ненатянутые поводья). Его суть – не диктат, а дипломатическая направляющая подсказка, сделанная к месту и вовремя. Древнейший принцип китайской стратегии – “побеждать, не сражаясь”, гибко действовать приемам сотрудничества и борьбы всеми мыслимыми методами.
То, что написал журнал “Time” в своем первом номере за 1979г. Казалось просто фантазией не основанной на реальных факторах.
В нем утверждалось, двухтысячный год, Китай встретит современным государство, превратившимся из экономически и политически отсталой страны в супердержаву, с экономической и военной мощью с которой должен будет считаться весь мир.
Источниковую базу курсовой работы составили опубликованные в прессе, в исторических исследованиях документы. Среди них:
Большую помощь в изучении темы оказали опубликованные в последние годы монографии и статьи в периодических изданиях.
Среди монографических исследований стоит выделить работу Воронцова В.Б. – “Миссионеры и их наследники”. В ней автор рассматривает изменение внешней политики США в отношении КНР.
История Китая с древнейших времен до современности показана в работе группы иностранных авторов “История Китая” (в переводе с английского Меликсетова А.В.).
Большую помощь при изучении темы оказали журнальные публикации. Например, Лукин А. рассматривает торгово-экономические и военно-политические отношения Китая и России в статье Россия - Китай // Восток, 2000 №3.
Ряд авторов, такие Косырев Д., Гельбрас В.Г., Савенков Ю. положительно расценивают расширение международных связей КНР, а также отход от доктрины неизбежной третьей мировой войны.
Мясников В.С.рассматривает китайско-российские отношения в статье “Россия и Китай” // ОНС, 2001 -№2.
Китайско-Российские отношения в рамках стратегического партнерства рассматриваются в статье Карасина Г. “Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу” // Проблемы Дальнего Востока 2002 -№2.
Приоритетность китайского направления в статье Маргелова М. “Российско-китайские отношения на высшей точке развития” // Восток 2003 - №9.
При написании курсовой работы были использованы и газетные публикации.
Целью данной работы заключается в том, чтобы показать, как изменились русско-китайские отношения в изучаемый период времени
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотрение краткой истории русско-китайских отношений в период до 1917г.
2. Описание политической ситуации в Юго-Восточной Азии в 20-е годы XX века.
3. Рассмотрение отношения к Китаю советского руководства
4. Рассмотрение этапов
переговорного процесса на пути заключения межгосударственного договора
5. Раскрытие торгово-экономические взаимоотношения
II. 1.Краткая история русско-китайских отношений в период до 1917г
Российско-китайские
отношения имеют давнюю историю и многовековые традиции: особенно насыщенными
они были в XVII-XX вв. На протяжении этого периода цели и задачи
внешнеполитических курсов обоих государств не раз претерпевали существенные
изменения, соответственно этому серьезно менялась и международная обстановка на
Дальнем Востоке. Основное содержание русско-китайских отношений с конца XVII
(Нерчинский договор) и до конца XIX в. (русско-китайский договор
Новый этап в истории российско-китайских отношений начинается с середины 90-х гг. XIX в. Качественное отличие этого этапа от предыдущего - перемещение центра тяжести российской дальневосточной политики с пограничных вопросов и развития торговых отношений в сторону экономического и политического проникновения в Китай, получения прав экстерриториальности и консульской юрисдикции, всевозможных концессий, а также льгот и привилегий для русских предпринимателей. По сути, это был тот путь, которым несколько ранее начали проникать в Китай западноевропейские страны, США и Япония. В конце XIX в. объектом колониальных притязаний Японии, Великобритании и США стали также Корея и Маньчжурия, территории, непосредственно граничащие с Россией. Это, естественно, вызвало серьезное беспокойство российского правительства, тем более, что дальневосточные владения империи были очень слабо связаны с центральной частью страны, экономически почти не развиты и весьма уязвимы с военной точки зрения. В этой связи было необходимо в качестве одной из первоочередных мер - для укрепления дальневосточных рубежей страны и в целом российских позиций на Дальнем Востоке - приступить к строительству железной дороги, соединяющей центр с дальневосточными окраинами.
В
Сложившаяся
на Дальнем Востоке в это время международная расстановка сил благоприятствовала
осуществлению данного проекта. С начала 90-х гг. XIX в. Япония проявляла все
большее внимание к Корее, стремясь политически и экономически вытеснить оттуда
цинский Китай. С этой целью японское правительство развязало в
Пекинское
правительство надеялось на содействие западных держав в обуздании
захватнических устремлений Токио. Однако Англия и США только приветствовали
появление в лице Японии сильного противника России на Дальнем Востоке. В то же
время Россия, ее союзник Франция и Германия потребовали 23 апреля
С. Ю. Витте очень внимательно следил за развитием событий на Дальнем Востоке. Он считал японо-китайскую войну реакцией Японии на строительство Сибирской железной дороги и справедливо полагал, что в участии России в разрешении японо-китайского конфликта важен не только прямой, но и косвенный результат - она выступит в роли спасителя Китая, который за это пойдет на уступки Петербургу, в частности, разрешит проведение Транссиба через Маньчжурию.
В
конце
Начавшиеся
в конце
Договор предусматривал создание военного союза двух государств, который должен был вступить в силу в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею, причем оговаривалось, что во время военных действий все порты Китая будут в случае необходимости открыты для российских военных судов. Основной задачей оборонительного союза России и Китая было предупреждение очередного японского вторжения на континент. Договор предусматривал предоставление Русско-Китайскому банку (а по сути - царскому правительству) права на сооружение и эксплуатацию КВЖД, причем подчеркивалось, что сооружение железнодорожной линии через Северо-Восточный Китай не может служить предлогом для захвата китайской территории и предпринимается в целях облегчения доступа российских войск в пункты, которые могут оказаться под угрозой захвата. Россия получала право транзита своих войск по этой дороге как в военное, так и в мирное время. Договор должен был войти в силу лишь после утверждения цинским правительством контракта на постройку и эксплуатацию КВЖД.
Вслед
за союзным договором
Этот документ, состоявший из 12 статей, предусматривал создание Русско-Китайским банком специального акционерного Общества Китайско-Восточной железной дороги, акционерами которого могли быть только российские или китайские подданные. Срок концессии устанавливался в 80 лет с начала эксплуатации линии. Китайское правительство получало право выкупить дорогу досрочно, через 36 лет после открытия движения, но только на довольно тяжелых условиях: полного возмещения всех затрат на строительство дороги и уплаты всех сделанных КВЖД долгов с процентами. Почти одновременно было заключено соглашение российского Министерства финансов с Русско-Китайским банком, обеспечивающее полный контроль царского правительства над сооружением КВЖД. Земли, находившиеся в собственности китайского государства и "необходимые для постройки, эксплуатации и охраны линии", передавались китайскими властями Обществу КВЖД бесплатно, частновладельческие - за деньги. Контракт предоставлял Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, обеспечивал России важные преимущества: были понижены на целую треть таможенные пошлины; правление КВЖД само устанавливало железнодорожные тарифы; дорога была освобождена от целого ряда налогов и пошлин; железнодорожная администрация полностью зависела от Общества КВЖД. Вопрос о собственнике в контракте прямо не ставился, но из всего его содержания явствует, что 80 лет со дня открытия движения (или 36 - если Пекин захочет выкупить дорогу) полное и исключительное право эксплуатации линии принадлежит Обществу КВЖД.
Определенные выгоды получала и китайская сторона. С точки зрения дальновременных перспектив проведение железнодорожной магистрали в Маньчжурии обусловливало быстрое промышленное развитие этого совершенно отсталого в экономическом отношении края, вызывало приток населения в малонаселенные местности, развитие торговли и строительства, создание новых городов и поселков. Сразу же после окончания строительства пекинское правительство, вечно нуждавшееся в деньгax, получало 7,6 млн. руб. золотом от Общества КВЖД.
Достигнутые
в
Существование
такого мощного канала русского воздействия, каковым была КВЖД с ее развитой
промышленной основой, разветвленной сетью вспомогательных учреждений и
многотысячным русским населением полосы отчуждения, являлось источником как
постоянного раздражения китайских центральных и местных властей, так и
острейшего недовольства японского кабинета и правительств западных стран.
Договор
2.Политическая ситуация в Юго-Восточной Азии в 20-е годы XX века.
Внешнеполитические интересы Советского Союза и Китая
К концу первой мировой войны Китайская Республика была поделена на сферы влияния между военными группировками: в Маньчжурии хозяйничало автономное мукденское правительство во главе с маршалом Чжан Цзолинем, опиравшимся на Японию; в Центральном Китае - У Пэйфу, ориентировавшимся на США и Англию. Наряду с центральным правительством правой ориентации Дуань Цижуя в Пекине, на юге Китая существовало демократическое правительство Сунь Ятсена (кантонское), которое то поддерживалось, то игнорировалось иностранными государствами сообразно их интересам. Борьба великих держав за доминирующее положение в Китае продолжалась. Неопределенное правовое положение КВЖД в результате крушения Российской империи, сложные политические процессы в полосе отчуждения, неприкрытое стремление китайских властей взять дорогу под свое управление - все это обострило давний интерес Японии, США и европейских стран к дороге и усилило их борьбу за влияние и контроль над КВЖД.
В конце
В январе
Для осуществления контроля создавался Межсоюзный железнодорожный комитет МЖК), в который вошли представители от каждого государства - участника соглашения. Для организации практического руководства дорогой при МЖК создавалось два органа: Межсоюзный технический совет во главе с Дж. Стивенсом и Союзный совет по воинским перевозкам (позже назывался военно-транспортным советом) под руководством японцев. Технический совет осуществлял непосредственное управление железными дорогами Сибири и КВЖД, назначал иностранных экспертов на участки дороги, издавал инструкции и т. п. Соглашение подчеркивало, что союзный контроль установлен временно и в интересах русского народа.
Подписание соглашения не только не ликвидировало американо-японское соперничество из-за КВЖД, но еще более его обострило. США стремились играть ведущую роль в эксплуатации дороги, что выразилось и в главенствующем положении технического совета, и в распределении участков железной дороги между державами. Дж. Стивенс назначил американских инспекторов на главные линии КВЖД и Транссиба; его штаб и американский гарнизон находились в важнейшем пункте КВЖД - Харбине. Японским инспекторам были предоставлены линии Никольск-Уссурийский - Хабаровск, Амурская железная дорога и ветка КВЖД от Харбина до Чанчуня. Е.И. Попова справедливо считает, что "распределение зон инспекции отражало претензии соответствующих держав на ту или иную сферу влияния. Железные дороги, инспектируемые американцами, открывали возможность контроля над Восточной Сибирью и Северной Маньчжурией с выходом к морю во Владивостоке".
Несмотря на такое
распределение зон инспекции, японское командование не собиралось отказываться
от попыток установления собственного военного и экономического контроля над
КВЖД, активно используя при этом белые воинские формирования, особенно отряды
Г.М.Семенова и И.М. Калмыкова. Однако попытка японского командования захватить
осенью
В начале
Подобные захватнические
действия японского командования вызывали резкую критику руководства МЖК. Так,
14 апреля
Ситуация на КВЖД из-за разногласий между японцами и местными китайскими властями, противоречий внутри МЖК, внутриполитических осложнений в Китае продолжала оставаться напряженной и весьма запутанной даже с точки зрения управления дорогой: ее работой руководили Управление и Правление КВЖД, оба совета МЖК и местная мукденская администрация.
Китайские власти даже
предприняли попытку положить конец межсоюзному контролю над КВЖД, подписав 2
октября
МЖК, просуществовав менее
двух лет, с самого начала оказался нежизнеспособным, подорванным изнутри противоречиями
между его участниками, прежде всего, США и Японией. Союзники не смогли добиться
ни политической стабильности и прекращения стачек и забастовок в полосе
отчуждения, ни подчинить своему влиянию многочисленные военные формирования
белогвардейцев, ни нормализовать деятельность дороги и улучшить ее
экономическое положение. Руководитель технического совета Дж. Стивенс прекрасно
это понимал. Осенью
Попытка США, Японии и
западных держав подчинить себе КВЖД, пусть даже и вкупе с Китаем, зашла в тупик
не только из-за жестоких противоречий между членами МЖК. Большой вклад в
создание подобной ситуации на дороге внесли пекинские и мукденские власти,
проводившие весьма непоследовательную, а иногда и вероломную политику по
отношению к МЖК, преследуя, несмотря на всю слабость, собственные цели. Так,
участвуя в МЖК и постоянно обращаясь за помощью к правительству США, Пекин в то
же время не отказывался от переговоров с Советской Россией, признания
Дальневосточной Республики (которые, в свою очередь, претендовали на КВЖД) и
даже предпринял ряд практических шагов по установлению своей власти на дороге.
Таким образом, провал идеи МЖК со всей очевидностью продемонстрировал
непримиримые противоречия по вопросу обладания КВЖД среди участников соглашения
Еще более весомые
доказательства важности проблемы КВЖД и сложности ее решения представила
Вашингтонская конференция, проходившая с 12 ноября
Целью конференции было
закрепление на правовой основе изменений в международной обстановке на Дальнем
Востоке и Юго-Восточной Азии после первой мировой войны. Решения Вашингтонской
конференции служили своего рода "дальневосточным дополнением" к
Версальскому мирному договору
3. Отношение к Китаю советского руководства
Делегации Советской
России и ДВР на конференцию приглашены не были, в связи с чем советское
правительство 19 июля
Повестка дня Вашингтонской конференции включала широкий круг вопросов: возвращение Китаю Шаньдуня, достижение целостности Китая, тарифная автономия, экстерриториальность и т. п.
В целом, принятые в Вашингтоне решения закрепили итоги первой мировой войны на Тихом океане и в Азии. США сумели добиться больших, по сравнению с другими участниками, преимуществ: равенства флотов с Великобританией, аннулирования англо-японского договора 1902-1921 гг. и отказа Японии от "исключительного" положения в Китае.
Однако одну проблему - из более мелких - участникам конференции так и не удалось решить. Речь идет о судьбе КВЖД, которой участники конференции уделили большое внимание, пытаясь урегулировать такие вопросы, как правовое положение, право собственности на дорогу и порядок управления на КВЖД. Правительство США имело к началу конференции собственное решение вопроса о КВЖД - план ее интернационализации, то есть захвата США ведущего положения на дороге. Вашингтон предлагал создать международный контрольный орган с решающим голосом тех держав, которые предоставили бы дороге больше средств. Госдепартамент выдвинул этот план (разработанный Дж. Стивенсом) на неофициальных переговорах с китайской делегацией. Получив отказ даже от проамерикански настроенных представителей пекинского правительства, дипломаты США пытались договориться с маньчжурским правителем Чжан Цзолинем, однако и он не согласился поддержать их предложения.
Представители США, не встретив понимания с китайской стороны и зная о переговорах ДВР и РСФСР с пекинским правительством, решили добиться одобрения плана Стивенса правительством ДВР.
В ноябре
4. Этапы переговорного процесса на пути заключения межгосударственного
договора 1924 г
Осенью
Советское правительство,
стремившееся к скорейшему началу переговоров, предложило 30 января
Представляется более
логичным, что Чжан Цзолинь предпринял эту акцию с целью установления
собственного контроля над КВЖД. Попытка захвата одного из самых важных отделов
дороги - одно из звеньев проводимой мукденскими властями политики подчинения
КВЖД, начавшейся еще в марте
Однако советское
правительство не оставляло попыток договориться с Пекином: в августе
20 февраля
13 марта
16 марта
1 апреля китайское правительство заявило, что готово утвердить текст соглашения 14 марта при внесении в него некоторых изменений. Пекинский кабинет стремился снять тяжелое впечатление, произведенное такой явной зависимостью собственной политики от западных держав. В апреле и первой половине мая министр иностранных дел Гу Вэйцзюнь (Веллингтон Ку) несколько раз предлагал Карахану возобновить переговоры, но советская сторона твердо стояла на своем: переговоры завершились выработкой соглашения 14 марта.
Угрозы со стороны великих
держав не прекращались. 3 мая
В конце концов пекинское
правительство было вынуждено признать справедливость позиции советской
делегации. Однако теперь, наученное горьким опытом, оно постаралось провести
заключительный раунд переговоров в строжайшей тайне. Среди факторов, ускоривших
ход переговоров, Карахан в письме Чичерину от 10 марта
21 мая
В "перестроечной литературе" много говорилось о помощи со стороны СССР коммунистическим движениям и партиям в зарубежных странах за счет и в ущерб интересам собственного народа. Изучение проблемы КВЖД в истории советско-китайских отношений начала 1920-х гг. показывает, что это не совсем верно. Несмотря на начавшуюся серьезную помощь КПК (военными советниками и кадрами, вооружением, деньгами и т. п.) все же на первом месте оставались интересы государственные и национальные, давние российские геополитические традиции, в том числе и нежелание выпускать из рук такой важный инструмент проведения политики на Дальнем Востоке как КВЖД.[8]
5. Торгово-экономические взаимоотношения
Китайско-российские отношения находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от “веса” и “качества” этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений.
Китайско-советские отношения в конце 70-х г. XX в. Отличались напряженностью. Китай требовал от СССР устранить “три препятствия”, считая это предварительным условием расширения отношений с СССР.
В марте 1982г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л.И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе. Китайская сторона откликнулась. С октября 1982г. возобновились прерванные с 1980г. советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.
В 1984г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг.
К моменту прихода к власти М.С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествование десятилетия с 60-х гг. М.С. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая её составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров. XXVII съезд КПСС в феврале 1986г. убедил КНР в глубине происходивших в СССР преобразований.[9]
В декабре 1988г. СССР объявил о 500-тысячном сокращении численности советской армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание скорее американо-японской, а не китайской угрозы.
После распада Советского Союза в середине декабря 1992г. Пекин посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и российской федерацией.
Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Цзян Цзэминя в Россию в сентябре 1994г. Среди них – Декларация о долгосрочном развитии двусторонних связей, протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве.
В ходе этого визита Цзян Цзэминь охарактеризовал состояние российско-китайских отношений как “конструктивное партнерство”.
В 1994г. когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано недвусмысленное разъяснение что оба государства являются полностью независимыми и что больше не будет разделения на “старшего и младшего братьев”. Еще большую ясность внесла китайская сторона: эти отношения зиждятся на 5 принципах мирного сосуществования, страны не будут антагонистами, они не вступают в союз, становясь добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями, сотрудничая во имя общих интересов и совместного процветания.
В апреле 1996г. Ельцин вновь нанес визит в КНР, в ходе которого было подписано Совместное заявление (Пекинская декларация), где говорилось уже о “стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации, ориентированной на XX в.”.
В декабре 1996г. создан разветвленный механизм регулярных встреч глав правительств двух стран, которые в соответствие с межправительственным соглашением проводятся не реже одного раза в год.
Россия и Китай рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое.
Взаимодействие на международной арене Россия и Китай строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997г.
Важным шагом к обеспечению широкой общественной поддержки курсу на добрососедство и стратегическое партнерство России с Китаем явилось создание Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, первое заседание которого в Пекине было приурочено к государственному визиту президента России в КНР в ноябре 1997г.
Китай является третьим (после Германии и США) торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия – восьмым по объему товарооборота партнером Китая.
В основном сформирована договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, куда входят Торговое соглашение между Российской Федерацией и КНР на 1997-2000гг., Меморандум о взаимопонимании, между Россией и КНР об основных направлениях торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также значительное число межправительственных и межведомственных документов по конкретным направлениям сотрудничества. Российско-китайские встречи на высшем уровне проводятся не реже одного раза в год. В ходе пребывания в России председателя Цзян Цзэминя 22-25 ноября1998г. состоялся первый неформальный саммит. Была принята в рабочую эксплуатацию линия “горячей связи” между руководством России и Китая.
В 1998г. объем российско-китайской торговли уменьшился на 10% и составил 5,4 млрд. долл. (в 1993. – 7,7 млрд. долл.), включая экспорт из России в сумме 3,6 млрд. долл. и импорт из КНР – 1,8 млрд. долл. Доля российско-китайской торговли в общем товарообороте КНР снизилась (с 3,5% в 1992г. до 1,9% в 1998г.). Основу российского экспорта в КНР составляют машины и оборудование (24% экспорта), цветные металлы, древесина и целлюлоза, химические удобрения и другие химические товары. 70% российского импорта приходится на закупки изделий из кожи, одежду, обувь, мясо, а так же машины и оборудование.[10]
В 1998г. достигнуты заметные результаты в торговле технологиями между Россией и Китаем (подписаны контракты на 1,9 млрд. долл.).
В том же году сторонами подписан 481 контракт в области подрядных работ и предоставления трудовых услуг на общую сумму 213 млн. долл. Фактически выполнено работ на 122 млн. долларов. На конец 1998г. в России насчитывалось около 10 тысяч рабочих из КНР.
Межрегиональные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве заключены между правительством и администрациями республики Башкортостан и провинции Ляонин, Алтайского края и Синьцзян – Уйгурского автономного региона, приморского края и провинции Цзигинь, Амурской области и города Шанхая. Регионы при установлении прямого экономического взаимодействия будут исходить из взаимной заинтересованности, местных условий и имеющегося потенциала. При этом предполагается создание совместных рабочих органов с целью координации и углубления сотрудничества.[11]
Для России торговля с КНР крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях когда средств собственного государства явно не достаточно.
Россия и Китай выступают за многополярное, справедливое и демократическое мироустройство на основе общепризнанных принципов международного права”.
Ху Цзиньтао акцентировал внимание на активном развитие торгово-экономических отношений между странами. Он напомнил, что сторонам удалось повысить двусторонний товарооборот от 6,5 млрд. долл. в 90-х годах до 12 млрд. в 2002г.
Китай и Россия установили отношения на таком высоком уровне потому, что в их основе лежат общие насущные интересы, существует взаимное желание и благоприятные условия для их развития на прочной взаимовыгодной основе. И Китай и Россия прилагают усилия в развитии собственной экономики и повышению совокупной государственной мощи, осуществляют мирную независимую и самостоятельную внешнюю политику, выступают против гегемонизма и политики силы, отстаивают создание многополюсного мира. На основе этих общих устремлений возникает возможность и реальность равноправного и доверительного сотрудничества обеих стран и их народов.
Такие отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного существования.
Цели перспективны потому, что они будут сохраняться в XXI веке, а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество – не временная мера. Влияние широко потому, что соседи Китай и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, поэтому влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.
III. Заключение
Итак, сделаем заключительные выводы по данной работе.
Российско-китайские отношения имеют давнюю историю и многовековые традиции: особенно насыщенными они были в XVII-XX вв. На протяжении этого периода цели и задачи внешнеполитических курсов обоих государств не раз претерпевали существенные изменения, соответственно этому серьезно менялась и международная обстановка на Дальнем Востоке.
К концу первой мировой войны Китайская Республика была поделена на сферы влияния между военными группировками: в Маньчжурии хозяйничало автономное мукденское правительство во главе с маршалом Чжан Цзолинем, опиравшимся на Японию; в Центральном Китае - У Пэйфу, ориентировавшимся на США и Англию.
В конце
Начавшиеся в конце
Вашингтонская
конференция, проходившая с 12 ноября
Китайско-российские отношения находились под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от “веса” и “качества” этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений.
За последнее десятилетие российско-китайский отношения прошли исторический путь отношений между дружественными государствами, отношений конструктивного партнерства и перешли в стадию отношений партнерства и стратегического взаимодействия.
IV. Библиография
1. Арнольдов Л.В. Китай как он есть: Гоминьдан. Коммунизм. Война. Быт и политика.- Шанхай: 1933, 370 с.
2. Арнольдов Л.В. Из страны Белаго Солнца: Этюды о Китае.- Шанхай: 1934 - 438 с.
3. Воронцов В.Б. Миссионеры и их наследники. – М.: Дело, 1986.
4. История Китая. / Пер. с англ. Меликсетова А.В. – М.: Мысль, 2004.
5. Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // Полис, 2003 - № 6. - С. 18-25
6. Мясников В.С. Россия-Китай. // ОНС, 2001 - №2 - С. 34-40
7. Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока, 2002 -№ 2 - С. 22-28
8. Тихвинский С.Л. Реформы и революции в Китае. // Новая и новейшая история, 2001 - № 2 - С. 36-43
9. Михеев В. Китай и азиатский регион. // Восток, 2001 - № 9 -С. 30-42
10. Лукин А. Россия-Китай. // Восток, 2002 - № 3 -С. 40-54
11. Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история, 2003 -№ 3 - С. 50-52
12. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Восток, 2003 - №9 - С. 24-42
[1] Арнольдов Л.В. Из страны Белаго Солнца: Этюды о Китае.- Шанхай: 1934- С 23.
[2] Арнольдов Л.В. Из страны Белаго Солнца: Этюды о Китае.-- Шанхай: 1934 – С 26.
[3] Воронцов В.Б. Миссионеры и их наследники. – М.: Дело, 1986. – с 57
[4] Мясников В.С. Россия-Китай. // ОНС, 2001 - №2 - С. 34
[5] Михеев В. Китай и азиатский регион. // Восток, 2001 - № 9 -С. 30
[6] Михеев В. Китай и азиатский регион. // Восток, 2001 - № 9 -С. 42
[7] Лукин А. Россия-Китай. // Восток, 2002 - № 3 -С. 40
[8] Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история, 2003 -№ 3 - С. 50-52
[9] Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока, 2002 -№ 2 - С. 22
[10] Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // Полис, 2003 - № 6. - С. 18-25
[11] Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока, 2002 -№ 2 - С. 28