Содержание
Введение. 3
1. Место и роль ЕС в мировой экономике (ВВП, промышленном производстве, мировой торговле, движении капитала, НИОКРе и др.). 5
2. Тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе. 9
3. Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона. 13
4. Перспективы расширения ЕС. Россия и ЕС. Развитие экономического сотрудничества между ними: проблемы и перспективы углубления. 21
Заключение. 25
Список литературы.. 26
Введение
Европейский союз (ЕС) - крупнейшая в мире региональная
группировка. В ее состав входит 15 западноевропейских государств с общей
численностью населения свыше 370 млн человек: Бельгия, Нидерланды, Люксембург,
ФРГ, Франция, Италия, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания,
Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. К
1) Экономический и социальный совет ЕС и Евроатома,
2) Консультативный комитет ЕОУС. В рамках ЕС имеется большое число различных институтов экономического и финансового профиля.
Европейский инвестиционный банк предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС. Европейский социальный фонд регулирует продвижение рабочей силы в рамках ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства финансирует рыночные интервенции в рамках общей сельскохозяйственной политики. Европейский фонд регионального развития - организация, ответственная за реализацию региональной политики ЕС, в том числе по вопросам расширения членства в ЕС.
Цель работы – рассмотреть особенности экономики стран Европейского союза.
Задачи работы – определить место и роль ЕС в мировой экономике, рассмотреть тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Россией: проблемы и перспективы углубления.
1. Место и роль ЕС в мировой экономике (ВВП, промышленном производстве, мировой торговле, движении капитала, НИОКРе и др.).
Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных
стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Он рассчитывается
согласно методике ООН на основе паритета покупательной способности национальных
валют (ППС) и в неизменных цепах. В развитых странах этот показатель
(исчисленный в ценах и по ППС национальных валют
Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть
мирового общественного производства. При численности населения в 840,5 млн.
человек (14,2% от общей численности жителей Земли) в
Усиление господства корпораций, участившиеся кризисы перепроизводства, особенно Великая депрессия 1929-1933 гг., потребовали усиления государственного регулирования экономики, так как рыночный механизм саморегулирования перестал справляться с такими проявлениями нестабильности экономики, как инфляция, безработица, спады производства.
Заметное повышение роли государства в экономике развитых стран произошло после второй мировой войны, в результате чего в большинстве из них сложилась так называемая «смешанная» экономика, в которой при господствующей роли частного бизнеса значительное место принадлежит государственному сектору.
Развитие стран Первого мира неразрывно связано с внешней сферой: капитал может развиваться, только постоянно расширяя масштабы своего влияния. Раздвигая рамки внутренних рынков, внешнеэкономические связи могут содействовать смягчению социально-экономических диспропорций или усугублять их. За счет внешнеэкономических отношений обычно достигается снижение издержек производства и повышение его эффективности.
Открытость экономики. Почти 1/5 часть совокупного ВВП этой подсистемы
мирового хозяйства реализуется за рубежом и примерно такая же часть ВВП
обеспечивается за счет импорта. В середине прошлого века порядка 90%, продукции
и услуг, производимых компаниями, обеспечивалось рабочей силой, сырьем и
компонентами, приобретаемыми в радиусе
Коэффициент открытости экономики, или отношение внешнеторгового оборота к ВВП, увеличился во второй половине текущего столетия. Наиболее высокая степень открытости характерна для малых стран, в которых развитие производительных сил уже давно вышло за рамки внутренних рынков. В них доля экспорта, импорта превышает половину их валового продукта. Следует отметить, что у ряда стран, прежде всего бывших метрополий колониальных империй, этот показатель в начале века был выше, чем в последние годы. В Британии он составлял порядка 45%, в Японии - 30%, во Франции - 35% ВВП, а сейчас 42, 14, 35% соответственно. Следовательно, только в середине 90-х годов открытость экономики ведущих западных стран превысила уровень начала текущего века, что было достигнуто экономическими методами. .
Развитие современных международных экономических отношений, рост открытости экономик определяются воздействием противоречивых тенденций. С одной стороны, усиливается интернационализация хозяйственной жизни, а с другой - стремление отдельных государств занять более выгодные мирохозяйственные позиции.
Центральное место в сегменте внешнеэкономических связей принадлежит движению капитала, который определяет развитие других форм. Индустриальные страны выступают основными субъектами и объектами приложения предпринимательского и ссудного капитала - порядка 95-75%. Примерно 90% ссудного капитала международных рынков размещается внутри стран ОЭСР.
Внешняя торговля. Движение капитала в значительной степени находит свое проявление во внешнеторговом обороте. Он рос опережающими темпами по сравнению с производством товаров и услуг. Динамика внешнеторгового оборота развивалась неравномерно. Отмечалось большое увеличение внешней торговли в 50-60-е годы, когда среднегодовой темп прироста превышал 3% против 0,5% в1913-1950 годы. После 1973г. темпы прироста снизились вдвое, но оставались выше довоенного уровня. В последние десятилетия более высокие темпы внешней торговой были у развивающихся стран» что в значительной мере объясняется изменением ценовых пропорций на сырье и готовые изделия и расширением масштабов глобальной деятельности ТИК западных стран. Расширение внешней торговли обеспечивало до 15% прироста совокупного ВВП в каждый период за счет экономии масштаба и специализации.
Неравномерность развития внешней торговли приводила к изменению положения
стран Первого мира в мировом экспорте и импорте. Их удельный вес в мировом
экспорте характеризуется следующими показателями:
Наиболее высокие темпы роста экспорта были у Японии и самые низкие - у Британии. Резкая неравномерность развития внешней торговли обусловила значительные различия в уровнях внешней торговли между странами. Разрыв в торговле на душу населения выше, чем в ВВП: наибольший между Бельгией и США-8:1.
Сдвиги в производственной базе и структуре спроса на мировых рынках
вызвали значительные изменения в структуре экспорта и импорта. Расширение сферы
услуг в мировой экономике предопределило увеличение третичной сферы во внешнеэкономических
отношениях. Ее доля поднялась до 21,2% всего экспорта (
2. Тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе
Для всех РС характерен трехуровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни.
1) уровень спонтанно-рыночного регулирования начал формироваться в еще в ХVI-XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе, и вполне сложился там и в США к 50-60-м гг. ХIХ в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда.
2) уровень корпоративного регулирования сформировался в последние
3) уровень государственного регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма «великого» кризиса 1929-1933 гг. и особенно после Второй мировой войны.
Различия социально-экономических моделей скорее количественные, чем качественные.
Они касаются относительной роли каждого из указанных трех «слоев» в хозяйственной жизни и степени социальной ориентации («социальности») государства и общества.
При этом на первом и втором уровнях хозяйственного механизма различия между отдельными РС прослеживаются в наименьшей степени. Это вполне закономерно, ибо на этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализма как социально-экономической системы, движимой мотивом частной прибыли и рыночной конкуренции.
Различия отчетливее проявляются на третьем уровне, в экономической и социальной политике государства.
В большинстве РС, кроме некоторых малых (Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Португалия, Финляндия), ведущую роль в экономике играют мощные концерны, функционирующие как ТНК.
В хозяйствах указанных выше малых развитых стран нет ТНК мирового класса, ведущую роль играют средние (по международным меркам) фирмы, которые, однако, для масштабов этих стран являются достаточно крупными. Во всех РС в последние два-три десятилетия наблюдается ренессанс мелкого бизнеса.
В результате во всех развитых странах постоянно воспроизводится широкий средний класс как важный фактор социальной стабильности общества[3].
В зависимости от соотношения государственного сектора и рыночных элементов хозяйственного механизма можно выделить несколько моделей «смешанной» экономики в развитых странах:
· либеральная (американская) модель, для которой характерны приоритетная роль частной собственности, рыночно-конкурентный механизм в сфере производства, сбыта, инвестирования использования рабочей силы, высокий уровень социальной дифференциации. Правительство регулирует экономику на макро- и микроуровне через законодательство, налоговую и денежно-кредитную политику в целях развития конкуренции и ограничения власти монополий, смягчения провалов рынка, зашиты интересов отдельных социальных групп населения и т.п. Эта модель характерна для США, Канады, приближаются к ней в определенной степени экономические системы Великобритании, Ирландии, Бельгии, Италии, Франции;
· социально-рыночная (германская) модель, представляющая собой социальное рыночное хозяйство, в котором конкурентный рыночный механизм дополняется созданием особой социальной инфраструктуры. Она предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме (малообеспеченные семьи, безработные, молодежь, мелкие и средние фирмы). Государство берет на себя широкие обязательства в обеспечении благосостояния тех, кто не может самостоятельно обеспечить достаточный уровень доходов, и проявляет большую экономическую активность;
· шведская модель, распространенная в Швеции, других скандинавских странах, Австралии. Для нее характерен высокий уровень социальных гарантий, основанный на широком перераспределении доходов и поиске социального консенсуса. Дополнением этой характеристики служат сильные профсоюзы и многообразные «свободные ассоциации», способствующие координации общественных и частных интересов, а также развитие идеологии социального партнерства, закрепленной в соглашениях предпринимателей и профсоюзов, которая реализуется посредством переговоров участников политического процесса. Эта модель еще называется корпоративистской, так как экономические решения осуществляются путем добровольной и постоянной координации конфликтных целей различных групп при активном участии государства.
Разновидностью шведской модели может служить японская модель. Она представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой возможности частного накопления капитала сочетаются с активной ролью государства в области программирования экономического развития, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики при невысокой доле государства в предпринимательском секторе. Особое внимание уделяет государство повышению квалификации рабочей силы путем ее непрерывной профессиональной подготовки.
Для японской модели характерно также сочетание самых передовых форм организации производства и труда с национальными традициями. Поэтому японскую модель экономического развития называют еще иерархическим корпоративизмом.
Развитая рыночная экономика на протяжении последних столетий продемонстрировала свои преимущества перед другими экономическими системами: гибкость и приспособляемость к изменению производительных сил, способность осваивать достижения НТП, быстро реагировать на изменения потребительского спроса и полностью удовлетворять его[4].
3. Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей.
На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Успешное развитие интеграции в рамках ЕС объясняется главным образом тем, что в организации удалось найти удачное сочетание экономического и политического компонентов, соединить в едином механизме стихийно рыночные регулирующие начала.
Механизм Европейского союза весьма специфичен.
Главная особенность состоит в том, что его органы наделены полномочиями на принятие по ряду вопросов сотрудничества решений, имеющих прямую обязательную силу для стран-членов.
Это предполагает передачу организаций на основе конституционных актов ряда важных прерогатив национальных властей.
Безусловно, ключевым направлением новой стратегии европейской интеграции является строительство Экономического и валютного союза. Оно рассчитано на три этапа.
Первый этап начался еще до подписания Маастрихского Договора и закончился
Второй этап - с
Третий этап начался с
Это время начала функционирования Европейского центрального банка, осуществление участниками валютного союза единой валютной политики, введение европейской валюты сначала в безналичной (что уже осуществлено), а затем в наличной форме.
В настоящее время на вышеотмеченных направлениях удалось достичь следующих результатов:
полной отмены пошлин во взаимной торговле
· установление единого внешнего таможенного тарифа
· отмена количественных ограничений в торговле друг с другом и с подавляющим большинством развитых стран (кроме торговли некоторыми видами сельскохозяйственной продукции)
· свободное передвижение людей товаров и капиталов через границы
· осуществление единой торговой политики, единой политики субсидируемого и протекционируемого сельского хозяйства
· создание единой координируемой валютно-финансовой системы и общей расчетной единицы (ЕВРО)
· унификация социальных прав и гарантий для населения
· создание единой патентной системы
Таким образом, создан общий рынок без внутренних границ со свободным движением товаров, лиц, услуг и капиталов.
Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.
С
В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.
Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.
Политический союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности в области безопасности, и выработку общих подходов в рамках внутреннего законодательства: гражданского и уголовного.
Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты-евро:
·
·
начало
·
· 1999-2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят на пользование безналичным евро;
·
·
·
С
Еврозона - сообщество 12 из 15 стран ЕС, единой денежной единицей которых является новая европейская валюта евро. В настоящий момент в еврозону входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. На данный момент не вошли в зону евро 3 страны ЕС: Великобритания, Дания и Швеция.
Экономика стран еврозоны не справляется не только с амбициозным планом догнать и перегнать США. Отчёты об экономическом росте флагманов Евросоюза – Франции и Германии – свидетельствуют об общеевропейском спаде. Аналитики спешно понижают прогнозы развития стран–участниц ЕС на следующий год.
Европейская комиссия представила прогноз, согласно которому рост ВВП еврозоны в четвёртом квартале составит 0,2–0,6% по сравнению с заявленными ранее 0,3–0,7%. Всего месяц назад экономисты ожидали, что рост экономики стран ЕС в нынешнем году составит чуть ниже 2%, а в следующем году – 2–2,4%[5].
Однако теперь эксперты начали пересматривать свои прогнозы на следующий год.
Замедление темпов роста связывают с рекордно высокими ценами на нефть и дорогим евро, которые негативно сказываются на мировом спросе и уровне безработицы.
Пересмотр темпов роста экономики ЕС на понижение был во многом связан с подведением итогов экономического развития в третьем квартале Франции и Германии.
Так, экономика Германии, крупнейшая в Европе, выросла всего на 0,1% по сравнению с 0,4% в предыдущем квартале[6].
ВВП Франции в третьем квартале вырос по отношению ко второму кварталу на те же 0,1%, а предполагаемый рост составлял 0,5%.
Это самые низкие показатели экономического роста стран с начала года.
В годовом исчислении рост ВВП Германии составил 1,3% – это самый низкий показатель с позапрошлого года[7]. Эксперты опасаются, что прогноз Международного валютного фонда о росте немецкой экономики на полтора процента в этом году не оправдается.
Экономика Евросоюза не выдержала укрепления евро и роста цен на нефть.
На экспорт приходится около одной пятой экономики ЕС, это примерно вдвое больше, чем в США.
Такая зависимость делает еврозону крайне уязвимой для повышения курса евро по отношению к доллару, поскольку приводит к подорожанию европейских товаров за рубежом.
Рост цен на нефть тормозит в странах ЕС развитие экспорта и сокращает коэффициенты прибыльности за счёт удорожания сырья и расходов на производство.
Прогнозируемое дальнейшее сокращение прибыли заставляет компании повременить с наймом нового персонала.
Всё это в полной мере сказалось на экономическом росте Германии.
Незначительному росту ВВП Германия так же обязана сокращению внутреннего спроса. Потребительские расходы в стране падают в связи с высоким уровнем безработицы в 10%.
Схожие проблемы обнаружились и во Франции, которая в течение всего года показывала стабильные результаты благодаря высоким потребительским расходам и поднявшемуся автомобилестроению. Тем не менее рост ВВП Франции в третьем квартале составил лишь 0,1% по сравнению со вторым кварталом.
Этим Франция обязана высокому уровню безработицы – 9,9%, связанному с ней сокращению потребительских расходов и отчаянными попытками правительства уложиться в трёхпроцентную норму бюджетного дефицита, установленную для стран Евросоюза.
К концу года аналитики прогнозируют рост ВВП Франции в 2% вместо намеченных ранее 2,5%[8].
На общеевропейском фоне исключением пока стала только Испания. Снижение спроса на экспорт в этой стране компенсировалось ростом активности испанских покупателей.
По данным национального статистического агентства, ВВП Испании вырос в годовом исчислении на 2,6%, как и во втором квартале. Это полностью соответствует расчетам МВФ на нынешний год.
Такое в целом неутешительное положение дел еврочиновники связывают со всей экономической политикой Евросоюза, которую всё чаще называют непрагматичной. Уже сейчас фактически не выполняется Пакт стабильности, устанавливающий в странах Евросоюза жёсткие рамки уровня государственной задолженности, инфляции и дефицита госбюджета не выше 3% от ВВП. Причем с этими нормами не справляются не только Греция, Португалия и Италия, но и сильные экономики Франции и Германии.
Практически невозможным кажется теперь выполнение принятой в 2000 году Лиссабонской программы, согласно которой европейская экономика к 2010 году должна стать не менее конкурентоспособной, чем американская.
При нынешних темпах развития в ближайшие пять лет шансов догнать американскую экономику у европейцев нет.
Важнейшую роль в деле становления европейской интеграции сыграл
Маастрихтский договор о Европейском союзе, принятый в декабре
С
Сельское хозяйство является показательной областью европейского строительства.
Главным элементом Европейской валютной системы (ЕВС) является международная денежная единица - евро.
Полный переход на расчеты в этой валюте осложнен позицией Великобритании.
На деле она пока что не признает необходимости для себя в этом переходе.
В ЕС официально действует концепция создания мощных валютных резервов для противостояния американскому доллару. В центр единой социальной политики ЕС поставлены проблемы гармонизации и повышения уровня жизни и улучшения условий труда, стимулирования возможности занятости внутри Союза. В этой сфере достигнут значительный успех.
Активизировалась роль ЕС на международной арене как во взаимодействии, так и в конкурентной борьбе с США и Японией. Переговорный процесс в этом «треугольнике» продолжается. Его главными проблемами остаются задачи передела рынков, подаваемые в оболочке борьбы с демпингом, протекционизмом и т.д. В ЕС решается еще одна важная международная проблема - увеличение числа членов ЕС прежде всего за счет бывших сэвовских, а также прибалтийских государств.
4. Перспективы расширения ЕС. Россия и ЕС. Развитие экономического сотрудничества между ними: проблемы и перспективы углубления
На рубеже ХХI в. предусматривается значительное расширение Евросоюза.
Число его членов должно увеличиться с 15 до 26 за счет, главным образом, стран
Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Балтии. Стремление стран ЦВЕ
присоединиться к ЕС обозначилось уже в начале 90-х гг., когда были подписаны
соглашения об их ассоциации с ЕС. Данные соглашения предусматривали сближение
законодательств ассоциируемых стран с законодательством ЕС, расширение
внешнеэкономических связей, создание между сторонами в течение 10 лет зоны
свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены
таможенных пошлин и других барьеров. По большинству промышленных товаров ЕС с
Но для того, чтобы иметь право претендовать на членство в ЕС, страны Центральной и Восточной Европы должны обеспечить выполнение целого ряда условий: стабильность институтов, гарантирующих демократию; правовой порядок; соблюдение прав человека и защита национальных меньшинств; наличие функционирующей рыночной экономики; способность справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе; возможность принять на себя обязательства члена, в том числе задачи политического, экономического и валютного союза. Пока страны Центральной и Восточной Европы не обладают всеми необходимыми экономическими и социальными предпосылками для того, чтобы стать полноправными членами ЕС.
На присоединение к Евросоюзу претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Однако степень готовности этих стран вступить в Союз различна. И дело не только в значительном отставании в экономическом развитии от стран - членов ЕС. Разительна и внутренняя дифференциация претендентов по показателю ВВП на душу населения, структуре хозяйства, зрелости рыночных отношений, уровню заработной платы, инфляции.
Если в ЕС показатель ВВП на душу населения составляет в среднем 22 тыс. долл., то в Болгарии - всего 1540 долл., Польше - 2400, Чехии - 3200, Венгрии - 3840, Словении - 7040 долл[9].
Исходя из этого, Совет Евросоюза разработал для каждой из стран-претендентов специальную стратегию присоединения, разделив их на два эшелона.
Первая группа стран: Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония ведут
индивидуальные переговоры с ЕС с
Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.
Присоединиться к ЕС в дальнейшем предполагают также Албания, Македония,
Хорватия, Турция, состоящая в таможенном союзе с ЕС. Мальта в
Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в
Однако реализация СПС в полной мере стала возможна лишь после ратификации
его парламентами всех стран - членов ЕС и России, для чего потребовалось
определенное время. Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых
договоренностей, в июне
Евросоюз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5%-с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом. В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой политике, проводимой в отношении.
Ввиду топливно-сырьевой направленности российского экспорта в страны ЦВЕ, особое значение для России имеют перспективы реализации новыми членами положений энергетической политики ЕС. Последняя, в частности, содержит рекомендации лимитировать «в целях обеспечения энергетической безопасности» импорт энергоносителей на уровне 25-30 % от объема потребления и диверсифицировать источники импортного снабжения энергоресурсами, ограничив долю отдельных стран до 30 %. Очевидно, что выполнение странами-кандидатами этих рекомендаций причинило бы России, удовлетворяющей до 75 % их потребностей в энергетическом сырье, огромный ущерб.
После расширения ЕС целый регион России, Калининградская область, окажется со всех сторон окружен странами Евросоюза. По мнению одного из авторов доклада Натальи Смородинской, курс на интеграцию в экономическое пространство ЕС является для Калининграда единственным реальным способом избежать изоляции от Европы и прервать процесс нарастающего отставания. Авторы доклада высказали единое мнение: расширение ЕС предоставит российским субъектам хозяйствования возможности взаимодействия с более емким и единым рынком[10].
Заключение
В заключение работы хотелось бы привести слова председателя Еврокомиссии Романо Проди. «ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией. Это наиболее разумно как с политической, так и с экономической точек зрения. Нам необходимо тесное сотрудничество» - сказал он. Развивая эту мысль перед журналистами, ожидавшими его в течение переговоров, Романо Проди сказал, что «Россия и ЕС подобны виски с содовой. Они не могут быть друг без друга». Р.Проди также отметил, что «наиболее эффективной формой такого сотрудничества является торговля». По его словам, «более 50% внешнеторгового оборота РФ приходится на страны Евросоюза, и тенденция к увеличению масштабов взаимной торговли сохраняется». «Теперь важно добиться перехода от количества к качеству», - подчеркнул Романо Проди[11].
Еще хотелось бы отметить, что проблемы, решаемые в ЕС, имеют немалое значение для России. На страны этой региональной интеграционной группировки приходится значительная доля российского внешнеторгового оборота (около 40 процентов экспорта и 50 процентов импорта). Примерно 40 процентов составляет доля стран ЕС в ежегодном объеме инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации. Интеграционным процессам в отношении России способствует относительная неадекватность обеспечения ЕС топливно-сырьевыми ресурсами, растущая заинтересованность в научно-техническом сотрудничестве и взаимодействии в сфере экологии, транспорта, связи и во многих других актуальных областях.
Список литературы
1.
Бызов Л. Проблемы расширения ЕС // Комсомольская
правда.
2.
Коновалов Ю. Р. Проди: ЕС заинтересован в
сотрудничестве с Россией // Аргументы и Факты.
3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2003.
4. Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003.
5. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ИНФРА-М, 2000.
[1] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 219.
[2] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 220-223.
[3] Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2003. С. 421-423.
[4] Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 122-123.
[5] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 227.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Мировая экономика / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения, 2003. С. 228.
[9] Бызов Л. Проблемы
расширения ЕС // Комсомольская правда.
[10] Бызов Л. Проблемы
расширения ЕС // Комсомольская правда.
[11]
Коновалов Ю. Р. Проди: ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией // Аргументы
и Факты.