Содержание

Введение. 3

1. Экономическое содержание пенсионного обеспечения. 5

1.1 Экономические и социальные особенности пенсионной системы в России. 5

1.2 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России. 21

1.3 Порядок начисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов на выплаты, производимые органами пенсионного фонда. 28

Список литературы.. 53

2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда

2.1 Общая характеристика государственного учреждения – отдела пенсионного фонда в г. Бикине


Отдел Пенсионного фонда  РФ в Бикинском районе Хабаровского края является структурным подразделением государственного учреждения «Управление ПФР в районе им. Лазо Хабаровского края» без образования юридического лица и без выполнения функций по выплате пенсий, образованным во исполнение распоряжения Правления ПФР РФ от 03.12.2002 г. №160 «Об утверждении структуры и численности работников органов ПФР в Хабаровском крае», деятельность которого регулируется Положением (Приложение 1).

Отдел ПФР в г. Бикине является государственным учреждением, финансирование которого осуществляется из бюджетных средств на основании сметы доходов и расходов.

В функции отдела входит:

-         ведение персонифицированного учета;

-         своевременное назначение (пересчет) трудовых пенсий;

-         назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения и доплат к пенсии;

-         оказание бесплатных консультаций по вопросам обязательного пенсионного страхования;

-         разъяснительная работа среди населения по вопросам обязательного пенсионного страхования и ведения персонифицированного учета;

-         представление интересов застрахованных лиц перед страхователями;

-         ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

-         сбор индивидуальных сведений, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы в ПФР;

-         осуществление контроля за обоснованностью представляемых документов для назначения (пересчета) трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочных трудовых пенсий по старости;

-         организация архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и уплатой взносов в ПФР.

В своей работе отдел ПФР в г. Бикине применяет современные технологии сбора, передачи, хранения и обработки информации, связанной с пенсионным обеспечением, которые заключаются в применении современных информационно -электронных технологий, разработанных специально для пенсионного фонда и его отделений.

Руководство отделом осуществляет его начальник, который по представлению начальника Управления ПФ по Хабаровскому краю назначается и освобождается от должности приказом управляющего Отделением ПФ по Хабаровскому краю.

Начальник отдела ПФ в г. Бикине непосредственно подчиняется начальнику управления и осуществляет следующие функции и несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на отдел:

-         принимает решения о назначении (пересчете) трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, удержаниях из пенсий;

-         издает распоряжения, обязательные к выполнению всеми работниками отдела;

-         обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучение на рабочем месте;

-         решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Отдел включает следующие группы по направлениям деятельности (Рис. 1).

-         группа назначения и пересчета пенсий;

-         группа взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;

-         главный специалист по автоматизации;

-         главный специалист по оценке пенсионных прав.


 












Рис. 1. Структура отдела ПФ в г. Бикине


Согласно п. 13, 14 Положения о Пенсионном фонде РФ работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти, собственно также как и по оплате труда.                                              

Уполномоченные ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному  личному  страхованию  и  имеют  право на возмещение причиненного им  ущерба в  порядке и  на условиях,  установленных для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Перечисленные аспекты относятся к отделу ПФ в г. Бикине, т.к. он является структурным подразделением Пенсионного фонда по Хабаровскому краю. Структура оплаты труда работников пенсионного отдела в г. Бикине состоит из:

-         должностного оклада;

-         надбавок к должностному окладу;

-         поясного коэффициента в размере 30% от начисленной оплаты труда;

-         выслуги лет;

-         премий по результатам работы.

 Ежемесячная надбавка  за  выслугу  лет выплачивается ежемесячно к должностному окладу в следующих размерах:                                               

  при стаже государственной службы         (процентов)          

         от 1 до 5 лет                                10               

 свыше 5 лет до 10 лет                15               

 свыше 10 лет до 15 лет              20               

 свыше 15 лет                              30              

Заканчивая общую характеристику отдела ПФ в г. Бикине необходимо отметить, что в своей работе отдел руководствуется действующим законодательством РФ и Правительства Хабаровского края, решениями Правления ПФР и исполнительной дирекции ПФР, приказами и распоряжения Отделения и Управления ПФ по Хабаровскому краю, Положением о работе отдела ПФ в г. Бикине, должностными инструкциями.


2.2 Анализ доходной части бюджета отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю


Бюджет отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю входит в консолидированный бюджет Пенсионного фонда РФ, который ежегодно принимается федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда РФ» на последующий год. Исполнение бюджета также принимается федеральным законом.

Таким образом, бюджет Отделения ПФ по Хабаровскому краю законом Хабаровского края не принимается, как, например бюджет фонда обязательного медицинского страхования. Это означает, что ПФ РФ самостоятельно распределяет доходы среди своих территориальных органов ПФ в рамках сумм, утвержденных в доходной части бюджета (Таблица 6).


Таблица 6

Анализ доходной части бюджета Отделения ПФР по Хабаровскому краю за период 2002-2004 гг.

Доходы

2002 год, тыс. руб.

2003 год, тыс. руб.

2004 год, тыс. руб.

 

план

факт

% исп-я

план

факт

% исп-я

план

факт

% исп-я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Остаток на начало года

 

392,00

 

 

313,00

 

 

237,90

 

ЕСН

5 204,20

5 492,70

105,54

3 534,50

4 181,90

118,32

5 275,20

5 370,50

101,81

Задолженность по

444,50

546,80

123,01

 

656,00

242,60

36,98

 

 

 

 

взносам в ПФР

 

 

 

 

 

 

 

ЕНВД

105,70

174,50

165,09

 

 

 

 

 

 

Средства ПФ от

10,90

12,10

111,01

 

12,50

12,00

96,00

 

11,10

15,10

136,04

 

Минтруда РФ

 

 

 

 

 

 

Финансовые санкции

0,70

0,80

114,29

84,60

77,30

91,37

235,50

273,90

116,31

Средства федерального

 

310,00

 

 

 

3 486,30

 

 

3 715,10

 

бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего доходов

5 766,00

6 928,90

120,10

4 287,60

8 313,10

193,80

5 521,80

9 612,50

174,00


Процент исполнения доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю определяется как отношение фактического показателя к плановому, умноженному на 100%.

Как мы видим из таблицы 2, в доход бюджета не планируются остатки средств Отделения ПФ и средства федерального бюджета. По основным источникам доходов исполнение доходной части бюджета выполнено:

в 2002 году на 120,10%;

в 2003 году на 193,80%;

в 2004 году на 174,00%.

В 2002-2003 гг. активизировалась работа по взиманию задолженности по взносам в ПФР, в результате процент исполнения данной статьи дохода составил в 2002 году 123,01%, в 2003 году 242,60%, в 2004 году задолженность по взносам по Хабаровскому краю была ликвидирована.

Доходы от единого налога на вмененный доход (ЕНВД) планировались только в 2002 году, фактическое исполнение составило 165,09%.

Анализируя поступление средств ПФ от Минтруда РФ можно отметить, что в 2002 году выполнение плана составило 114,29%, в 2003 году 91,37%, в 2004 году 116,31%.

За период 2003-2004 гг. можно отметить резкое увеличение поступления средств федерального бюджета. Если в 2002 г. федеральным бюджетом было перечислено всего 310.0 тыс. руб., то в 2003 г. сумма перечислений составила 3 486,30 тыс. руб., в 2004 г. сумма увеличилась до 3715,10 тыс. руб.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что пенсионеры Хабаровского края в период с 2002 г. по 2004 г. получали пенсии своевременно.

Далее проанализируем структуру доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю отдельно за год периода 2002-2004 гг. Определять будем долю каждой статьи дохода в общей сумме, которая определяется как отношение показателя статьи дохода к общей сумме дохода, умноженное на 100% (Таблицы 7-9).

Таблица 7

Анализ структуры доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю за 2002 год


Доходы

план

факт

Отклонения

 

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

к плану, %

1

2

3

4

5

6

Остаток на начало года

 

 

392,00

5,66

5,66

ЕСН

5 204,20

90,26

5 492,70

79,27

-10,98

Задолженность по

444,50

7,71

 

546,80

7,89

 

0,18

 

взносам в ПФР

 

 

ЕНВД

105,70

1,83

174,50

2,52

0,69

Средства ПФ от

10,90

0,19

 

12,10

0,17

 

-0,01

 

Минтруда РФ

 

 

Финансовые санкции

0,70

0,01

0,80

0,01

0,00

Средства федерального

 

 

310,00

4,47

 

4,47

 

бюджета

 

 

 

Всего доходов

5 766,00

100,00

6 928,90

100,00

0,00


Из таблицы 7 видно, что в 2002 году в плане бюджета основную долю доходов планировалось получить за счет единого социального налога (ЕСН) в части уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование (Рис. 2). Фактически в общей структуре доходов поступления отчислений от ЕСН составили 79,27%, удельный вес, таким образом, уменьшился на 10, 98%. Причиной этому послужило увеличение доли других статей бюджета:

-         остаток на начало года 5,66%;

-         задолженность по взносам в ПФР 0,18%;

-         ЕНВД 0,18%;

-         Средства федерального бюджета 4,47%.


Рис. 2. Структура доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю в 2002 году

Таблица 8

Анализ структуры доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю за 2003 год

Доходы

план

факт

Отклонения

 

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

к плану, %

1

2

3

4

5

6

Остаток на начало года

 

 

313,00

3,77

3,77

ЕСН

3 534,50

82,44

4 181,90

50,30

-32,13

Задолженность по

656,00

15,30

 

242,60

2,92

 

-12,38

 

взносам в ПФР

 

 

Средства ПФ от

12,50

0,29

 

12,00

0,14

 

-0,15

 

Минтруда РФ

 

 

Финансовые санкции

84,60

1,97

77,30

0,93

-1,04

Средства федерального

 

 

3 486,30

41,94

 

41,94

 

бюджета

 

 

 

Всего доходов

4 287,60

100,00

8 313,10

100,00

0,00


Из таблицы 8 видно, что фактическая структура доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю в 2003 г. значительно отличается от плановой. Основное влияние оказало резкое увеличение доли поступивших средств федерального бюджета (41,94%), что привело к снижению доли поступлений части ЕСН на 32,13%, задолженности по взносам в ПФР на 12,38%, средств от Минтруда РФ на 1,04%, финансовых санкций на 1,04% (Рис. 3).

 


Рис. 3. Структура доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю в 2003 году

Таблица 9

Анализ структуры доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю за 2004 год

Расходы

план

факт

Отклонения

 

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

к плану, %

1

2

3

4

5

6

Остаток на начало года

 

 

237,90

2,47

2,47

ЕСН

5 275,20

95,53

5 370,50

55,87

-39,66

Средства ПФ от

11,10

0,20

 

15,10

0,16

 

-0,04


Минтруда РФ

 

 

Финансовые санкции

235,50

4,26

273,90

2,85

-1,42

Средства федерального

 

 

3 715,10

38,65

 

38,65


бюджета

 

 

 

Всего доходов

5 521,80

100,00

9 612,50

100,00

0,00


В 2004 году основные доходы бюджета планировались в виде доходов от ЕСН в части зачисления  в ПФР (95,53%), фактически их доля составила 55,87%, снижение доли в общем объеме поступлений составило 39,66%.

От Минтруда планировалось получить 0,2%, фактически поступило 0,16%, удельный вес уменьшился на 0,004%.

Доход от финансовых санкций планировался 4,26%, фактически их доля составила 1,42%.

Средства федерального бюджета как и в предыдущие годы в доходную часть бюджета не закладывались, тем не менее их доля в общей структуре составила по факту 38,65%, что, собственно, явилось фактором, снизившим удельный вес поступлений части ЕСН и финансовых санкций (Рис. 4).


 


Рис. 4. Структура доходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю в 2004 году


Таким образом, фактически структура доходной части бюджета не соответствует плановой вследствие того, что в доходную часть бюджета не включаются суммы поступлений из федерального бюджета и не включается остаток на начало года, т.к. структурой доходов бюджета ПФР, утверждаемой ежегодно законом, эти статьи не предусмотрены.

Остатки средств ПФ не включаются в статью доходов, т.к. являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий,   и средства пенсионных накоплений бюджета Фонда.

 

2.3 Анализ расходной части бюджета Отделения ПФР по Хабаровскому краю


Структура расходов бюджета АФР также как и структура доходов устанавливается законом «О бюджете Пенсионного фонда РФ» на каждый год, которым утверждаются расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его территориальных органов.  Пенсионный Фонд  вправе  в  ходе  исполнения  бюджета перемещать   средства   между   разделами,  подразделами,  целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов  в пределах  10  процентов  объема  средств,  утвержденных законом.

Расходная часть Отделения ПФ по Хабаровскому краю представлена следующими направлениями расходов:

-         расходы на выплату пенсий;

-         финансирование региональной программы пенсионного обеспечения;

-         содержание органов ПФ;

-         передача средств ПФ в федеральный бюджет.

                                                  Таблица 10

Анализ расходной части бюджета Отделения ПФР по Хабаровскому краю за 2002-2004 гг.

Доходы

2002 год, тыс. руб.

2003 год, тыс. руб.

2004 год, тыс. руб.

 

план

факт

% исп-я

план

факт

% исп-я

план

факт

% исп-я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Передано центру по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выплате пенсий

4 486,00

4 880,90

108,80

6 899,00

6 801,00

98,58

8 113,40

7 899,80

97,37

Финансирование

44,10

44,10

100,00

 

24,10

24,00

99,59

 

41,20

13,20

32,04

 

региональной программы

 

 

 

 

 

 

Содержание органов ПФ

49,20

47,80

97,15

68,50

77,50

113,14

264,00

265,10

100,42

Средства, переданные в

 

1 260,20

 

 

 

1 093,90

 

 

 

1 288,50

 

 

федеральный бюджет

 

 

 

 

 

 

Всего доходов

4 579,30

6 233,00

108,5

6 991,60

7 996,40

98,7

8 418,60

9 466,60

97,1


В структуре расходов можно отметить, что сумма средств, переданных в федеральный бюджет не планируется, поэтому при проведении анализа эти суммы не будут включаться при расчете конечного показателя исполнения расходной части бюджета.

Анализируя данные расходной части бюджета Отделения ПФР по Хабаровскому краю за рассматриваемы период (Таблица 10) можно увидеть, что расходная часть бюджета в целом выполнена только в 2002 г. (108,5%), в 2003 г. расходная часть выполнена на 98,7%, в 2004 г – на 97,1%.

Утвержденная структура расходов представлена тремя направлениями расходов:

-         выплата пенсий;

-         финансирование региональной программы;

-         содержание органов ПФ по Хабаровскому краю.

Рассчитаем удельный вес каждой статьи расходов, утвержденной в бюджете (Таблица 11).

Таблица 11

Анализ плановой структуры расходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю за 2002-2004 год

Доходы

2002 год

2003 год

2004 год

 

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Передано центру по

 

 

 

 

 

 

выплате пенсий

4 486,00

97,96

6 899,00

98,68

8 113,40

96,37

Финансирование

44,10

0,96

 

24,10

0,34

 

41,20

0,49

 

региональной программы

 

 

 

Содержание органов ПФ

49,20

1,07

68,50

0,98

264,00

3,14

Всего доходов

4 579,30

100,00

6 991,60

100,00

8 418,60

100,00


Анализ структуры плановых расходов показал, основную долю расходов Отделения ПФ по Хабаровскому краю занимают расходы по выплате пенсий:

В 2002 г. 97,96%;

В 2003 г. 98,68%;

В 2004 г. 96,37%.

Удельный вес расходов на содержание органов ПФ составили в общей сумме расходов запланирован:

В 2002 г. 1,07%;

В 2003 г. 0,98%;

В 2004 г. 3,14%.

Таким образом, основной удельный вес в плановых расходах занимают расходы на выплату пенсий.

Далее проведем анализ структуры расходов, сложившейся по факту (Таблица 12)

Таблица 12

Анализ фактической структуры расходной части бюджета Отделения ПФ по Хабаровскому краю за 2002-2004 год


Доходы

2002 год

2003 год

2004 год

 

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Передано центру по

выплате пенсий

 

4 880,90

 

78,31

 

6 801,00

 

85,05

 

7 899,80

 

83,45

Финансирование

44,10

0,71

 

24,00

0,30

 

13,20

 

0,14

 

региональной программы

 

 

Содержание органов ПФ

47,80

0,77

77,50

0,97

265,10

2,80

Средства, переданные в

федеральный бюджет

 

1 260,20

 

20,22

 

1 093,90

 

13,68

 

1 288,50

 

13,61

Всего доходов

6 233,00

100,00

7 996,40

100,00

9 466,60

100,00


Анализ фактических расходов показал, что основную долю расходов занимают расходы по выплате пенсий:

В 2002 г. 78,31%;

В 2003 г. 85,05%;

В 2003 г. 83,45%.

При этом необходимо отметить, что запланировано средств на выплату пенсий было больше, чем потребовалось по факту, поэтому в федеральный бюджет ПФР было передано неиспользованных средств на выплату пенсий:

В 2002 г. 1260,2 тыс. руб.;

В 2003 г. 1093,9 тыс. руб.;

В 2004 г. 1288,5 тыс. руб.

Что составило в структуре расходов:

В 2002 г. 20,22%;

В 2003 г. 13,68%;

В 2004 г. 13,61%.

В целом можно отметить, что бюджет Отделения ПФР по Хабаровскому краю сформирован в достаточном объеме для своевременной выплаты пенсий.


2.4 Анализ работы государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда РФ в г. Бикине


Из выше изложенного материала нам уже известно, что в функции отдела ПФ Отделения по Хабаровскому краю не входит выплата пенсий, основные функции заключаются в персонифицированном учете, пересчете пенсий, оказании бесплатных консультационных услуг, что является немаловажной социальной функцией, т.к. известно, что пенсионеры, особенно неработающие являются самым необеспеченным слоем населения. Поэтому анализ работа отдела будем проводить с точки зрения выполняемых им функций.

Отделом начисляются следующие виды пенсий (Таблица 13):

-         трудовые пенсии по старости;

-         пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания;

-         пенсии по случаю кормильца ( на каждого нетрудоспособного);

-         социальные пенсии;

-         пенсии военнослужащим и из семьям.



Таблица 13

Виды пенсий, начисляемых отделом ПФ в г. Бикине

Тыс. руб.

Виды пенсий

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Изменения в 2004 г.

 

 

 

 

к 2002 г.

к 2003 г.

1

2

3

4

5

6

Пенсии по старости

982,71

1360,66

1596,94

614,23

236,28

Пенсии по инвалидности

703,24

902,92

1116,08

412,84

213,16

Пенсии по случаю потери кормильца

340,74

384,13

772,85

432,11

388,72

Социальные пенсии

413,79

482,28

1127,66

713,87

645,38

Пенсии военнослужащим и их семьям

623,36

754,08

1326,23

702,87

572,15

Итого

3063,84

3884,07

5939,76

2875,92

2055,69


Из таблицы 13 видно, что динамика пенсий положительная по всем видам пенсий. Сумма начисленных пенсий по старости в 2004 году увеличились по отношению к 2002 году на 614,23 тыс. руб., по отношению к 2003 году – на 236,28 тыс. руб. (Рис. 5).



Рис. 5. Динамика пенсий по старости за период 2002-2004 гг.


Сумма начисленных пенсий по инвалидности увеличилась в 2004 году по отношению к 2002 году на 412,84 тыс. руб., по отношению к 2003 году – на 213,16 тыс. руб. (Рис. 6)



Рис. 6. Динамика пенсий по инвалидности за период 2002-2004 гг.


Сумма начисленных пенсий по случаю потери кормильца увеличилась в 2004 году по отношению к 2002 году на 432,11 тыс. руб., по отношению к 2003 году – на 388,72 тыс. руб. (Рис. 7).


Рис. 7. Динамика пенсий по случаю потери кормильца за период

2002-2004 гг.


Сумма начисленных социальных пенсий увеличилась в 2004 году по отношению к 2002 году на 713,87 тыс. руб., по отношению к 2003 году – на 645,38 тыс. руб. (Рис. 8).




Рис. 8. Динамика социальных пенсий за период 2002-2004 гг.


Сумма начисленных пенсий военнослужащим и их семьям увеличилась в 2004 году по отношению к 2002 году на 702,87 тыс. руб., по отношению к 2003 году – на 572,15 тыс. руб. (Рис. 9).



Рис. 9. Динамика пенсий военнослужащим и их семьям

 за период 2002-2004 гг.


Для того, чтобы определить удельный вес каждого вида пенсий, просуммируем суммы начисленных пенсий за период 2002-2004 гг. (Таблица 14).


Таблица 14

Удельный вес видов пенсий за период 2002-2004 гг., начисленных

отделом ПФ г. Бикина

Виды пенсий

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Итого

Уд.вес

 

 

 

 

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

Пенсии по старости

982,71

1360,66

1596,94

3940,31

30,57

Пенсии по инвалидности

703,24

902,92

1116,08

2722,24

21,12

Пенсии по случаю потери кормильца

340,74

384,13

772,85

1497,72

11,62

Социальные пенсии

413,79

482,28

1127,66

2023,73

15,70

Пенсии военнослужащим и их семьям

623,36

754,08

1326,23

2703,67

20,98

Итого

3063,84

3884,07

5939,76

12887,67

100,00


Результаты расчетов показали, что основной удельный вес в начисленных видах пенсий занимают пенсии по старости 30,57%, затем идут пенсии по инвалидности 21,12%, пенсии военнослужащим и их семьям составляют 20,98%, социальные пенсии составляют 15,7%, и самый наименьший удельный вес занимают пенсии по случаю потери кормильца 11,62% (Рис.10).



Рис. 10. Структура начисленных видов пенсий за период 2002-2004 гг.


Из проведенного анализа можно сделать вывод о большой загруженности работников отдела ПФ г. Бикина.































Список литературы


1       Налоговый кодекс РФ, глава 24 (в ред. от 02.11.2004)

2       Бюджетный кодекс РФ

3       Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 8 мая 2004 года №34-ФЗ)

4       Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в ред. ред. от 29.11.2003).

5       Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 10.01.2003).

6       Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2004)

7       Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»  (ред. от 02.01.2000)

8       Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003

9       Бюджетная система России: Учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

10  Бажанова А. «Основные направления развития пенсионной системы РФ» // Экономико-правовой бюллетень 2003 - №1.

11  Борисов К.К. Развитие пенсионного обеспечение государства // Вопросы экономики - 2004.-№4.

12  Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6

13  Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—220 с.

14  Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. – СПб.: ДНК, 2001. – 176 с.

15  Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.— с. 368.

16  Королев Г.Н. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики 2003 г. // Банкир №2, 2003. С. 10-13

17  Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 268.

18  Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Экзамен по курсу финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2004

19  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003

20  Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2002. – 126 с.

21  Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003. – 221 с.