Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Понятие, сущность и функции бухгалтерского учета.............................. 4

Задачи бухгалтерского учета...................................................................... 6

Предмет и методы бухгалтерского учета................................................... 8

Порядок составления бухгалтерской отчетности консолидированных обществ........................................................................................................................ 12

Заключение.................................................................................................. 26

Список литературы..................................................................................... 27


Введение

Бухгалтерский финансовый учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

-звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

-специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. Российские мастера всегда занимали в ней передовые позиции.

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Указанный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:

а) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;

б) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

В данном законе предопределена сущность, принципы и задачи бухгалтерского учета, которые обязан знать каждый бухгалтер.

Понятие, сущность и функции бухгалтерского учета


Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.

На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.

Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.

Важнейшие функции бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура управления коммерческим предприятием:

1) контроль процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);

2) обеспечение сохранности ценностей;

3) снабжение руководства и менеджеров различных уровней необходимой информацией;

4) поддержание обратной связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;

5) анализ хозяйственной деятельности.

1. Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.

Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный результат.

Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.

Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.

2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.

3. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.

4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.

5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.

Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета.

Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.


Задачи бухгалтерского учета


Главные задачи бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:

1) предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;

2) осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;

3) контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;

4) отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5) нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;

6) выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.

Абсолютную ответственность перед руководством коммерческого предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финансовая персона на предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной принадлежности - это организация, управление и контроль повседневной, подчас рутинной, учетной работы.

Бухгалтерский учет должен быть скрупулезным и идеальным. На первый взгляд, прозрачность бухгалтерского учета находится в некотором противоречии с соблюдением коммерческих тайн предприятия. Но это не так. Четкость учета, его абсолютная ясность и легкая читаемость необходимы, в первую очередь, самому бухгалтеру, чтобы иметь возможность принимать важные решения в предельно сжатые сроки. Коммерческие тайны целесообразно выделять отдельно. Лучше, чтобы их было немного, тогда оберегать их будет легче.

Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.

Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.


Предмет и методы бухгалтерского учета


В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица.

Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. (В дальнейшем речь будет вестись только применительно к предприятиям.) Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:

-основные средства;

-нематериальные активы;

-оборотные средства;

-денежные средства;

-средства в расчетах;

-отвлеченные средства.

Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, исчерпывая срок своего полезного использования и изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость производимой с их участием продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) частями, путем начисления амортизации по установленным способам и нормам. Основные средства обладают существенным признаком, отличающим их от остальных хозяйственных элементов и факторов: они значительно увеличивают производственные возможности человека. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства, скот (рабочий, продуктивный и племенной), библиотечные фонды, многолетние насаждения, произведения живописи и скульптуры и т.п.

Кроме того, в настоящее время в состав основных средств переведены также следующие активы, которые ранее относились к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (при условии, что срок их полезного использования превышает 12 месяцев):

1) инструменты и приспособления общего назначения, имеющие универсальное применение;

2) специальные инструменты и приспособления, используемые для индивидуальных заказов;

3) сменное оборудование, многократно используемое в производстве;

4) технологическая тара, т.е. тара, применяемая многократно;

5) производственный инвентарь, для осуществления и облегчения технологических операций;

6) хозяйственный инвентарь;

7) специальная одежда и специальная обувь, а также предохранительные приспособления;

8) постельные принадлежности;

9) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

10) прочие аналогичные предметы.

Если малоценные предметы в составе основных средств имеют стоимость до 10 тыс. руб., то при передаче в эксплуатацию их стоимость одномоментно включается в себестоимость продукции (работ и услуг). Но так как они продолжают эксплуатироваться еще достаточно длительное время, то в бухгалтерском учете должен быть налажен четкий контроль их сохранности, использования и последующего списания.

Нематериальные активы - это объекты прав и интеллектуальной собственности длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку, обусловленную спросом на них и расходами, понесенными при их создании. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) постепенно. Этот процесс тоже носит название амортизации.

К нематериальным активам относятся исключительные (единственные) права:

патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель или селекционное достижение;

автора на программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем;

владельца на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара.

Кроме того, в состав нематериальных активов включаются: деловая репутация фирмы, завоеванная в процессе деятельности, и организационные расходы, которые понесли ее участники при создании и регистрации.

Оборотные средства - это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно (или в течение производственного цикла) переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п. К оборотным средствам принадлежат и малоценные предметы (перечень которых приведен в составе основных средств) при условии, если они имеют срок полезного использования менее 12-ти месяцев. Так как эти предметы относятся к категории инвентаря многократного использования, то в течение срока их эксплуатации должен осуществляться действенный контроль их сохранности, использования и выбытия.

Примечание. Малоценные предметы в составе основных и оборотных средств занимают значительную долю. Например, у строительно-монтажных организаций они составляют до 40% объема материально-производственных запасов и до 15% стоимости готовой продукции (или выполненных работ). Поэтому их учет требует особого внимания.

Денежные средства - это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, а также находящихся в пути.

Средства в расчетах - это средства, которые еще не получены предприятием, и числятся в качестве обязательств других организаций и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги (в том числе по полученным в счет оплаты векселям), задолженности поставщиков по выданным им авансам, а также задолженности подотчетных лиц.

Отвлеченные средства - это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде различных кредиторских задолженностей, в том числе по налогам и сборам, а также сосредоточенные в различных резервах.

Порядок составления бухгалтерской отчетности консолидированных обществ


В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Для включения в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной в иностранной валюте, пересчитываются в валюту Российской Федерации — рубли следующим образом:

• пересчет стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов производится по курсу Центрального банка Российской Федерации;

• пересчет стоимости активов и пассивов производится по курсу, последнему по времени котировки в отчетном периоде;

• пересчет величины доходов и расходов, формирующих финансовые результаты деятельности дочернего общества, производится с использованием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средней величины курсов, исчисленной как результат от деления суммы произведений величин курсов и дней их действия в отчетном периоде на количество дней в отчетном периоде;

• разницы, возникающие в результате пересчета стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов, отражаются в сводном бухгалтерском балансе в составе добавочного капитала и отдельно раскрываются в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

При составлении сводного бухгалтерского баланса, когда головная организация имеет 100% голосующих акцийакционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, данные головной организации и дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением промежуточных результатов.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

• финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации.

Например, головная организация приобрела на 100 тыс. руб. 100% акций дочерней фирмы по номинальной стоимости. Приобретенные акции головной организацией включены в состав долгосрочных финансовых вложений (Д сч. 58, К сч. 51); в дочерней организации — это оплаченный уставный капитал (Д сч. 51, К сч. 80).

В сводном балансе данные о финансовых вложениях и уставном капитале будут выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент сводного баланса

Статьи


Головная организация


Дочерняя организация


Корректировка


Сводный баланс


Д


К


Долгосрочные.финансовые вложения Прочие активы


500


9500


20


180




100


420


9680


Итого

Уставный капитал Прочие пассивы


10000

5000

5000


200

100

100



100


100


10100

5000

5100


Итого

10000

200

100


10100

• показатели отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами.

Например, долг головной организации дочерней составляет 10 тыс. руб., а дочерняя организация должна головной 30 тыс. руб. В сводном балансе это будет выглядеть так (табл.2).

Таблица 2

Фрагмент сводного баланса


Статьи


Головная организация


Дочерняя организация


Корректировка


Сводный баланс


Д


К


Долгосрочные финансовые вложения Дебиторская задолженность




Прочие активы


500



600 (в том числе долг дочерней организации — 30)

8900

 

20



30 (в том числе долг головной организации—10)

150




100



40


420



590




9050


Итого


10000


200




140


10060


Уставный капитал


5000


100


100




5000


Кредиторская задолженность



Прочие пассивы


4000 (в том числе долг дочерней организации —10)

1000


40 (в том числе долг головной организации—30)

60


40




4000




1060


Итого


10000


200


140




10000


• прибыль от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами, включенная в балансовую стоимость имущества (основных средств, производственных запасов и др.) головной организации или дочерних обществ.

Например, головная организация продала дочерней организации основные средства на 10 тыс. руб. Остаточная стоимость основных средств — 8 тыс. руб.

Головная организация получила прибыль в сумме 2 тыс. руб. (Д сч. 91, К сч. 99), а дочерняя организация ввела в эксплуатацию основное средство в сумме 10тыс.руб.(Дсч.01,Ксч.08).

В сводном балансе необходимо откорректировать эти данные (табл. 3).

Таблица 3

Фрагмент сводного баланса

Статьи


Головная организация


Дочерняя организация


Корректировка


Сводный баланс


Д


К


Основные средства Прибыль


2000

900


50

20



2


2


2048

918


• дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.

Например, дочернее общество начислило головной организации дивиденды в сумме 1 тыс. руб. (Д сч. 84, К сч. 75), а головная организация начисленные дивиденды включила в балансовую прибыль (Д сч. 76, К сч. 91). В сводном балансе корректировка будет выглядеть следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Фрагмент сводного баланса

Статьи


Головная организация


Дочерняя организация


Корректировка


Сводный баланс


Д


К


Дебиторская задолженность по дивидендам

Расчеты по дивидендам (кредиторская задолженность)


300



200


-



1





1


1


299



200


При объединении бухгалтерской отчетности головной и дочерних обществ, когда головная организация имеет 50% и менее голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью, то доля активов и пассивов дочернего общества в этом случае для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

В этом случае при формировании сводного баланса на первом этапе при постатейном суммировании данные учитываются не в полной величине, а в сумме, пропорциональной доле головной организации в уставном капитале дочерней.

Последующие этапы идентичны по содержанию методу полного сведения данных.

В случае если дочернее общество равновелико (по 50% принадлежит двум головным организациям), показатели активов и пассивов такого дочернего общества, подлежащие включению в сводную отчетность каждой головной организацией, также определяются исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организаций в уставном капитале дочернего общества.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочернего общества, в котором головная организация имеет более 50, но менее 100% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, в сводном бухгалтерском балансе выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства в уставном капитале.

В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражает величину уставного капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (доли не принадлежащей головной организации уставного капитала в его общей величине). За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса за минусом статей "Фонд социальной сферы" и "Целевые финансирование и поступления".

В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражается отдельной статьей "Доля меньшинства" за итогом раздела "Капитал и резервы", а составляющие капитала группы — за минусом доли меньшинства.

Например, головная организация приобрела 60% акций дочерней организации по номинальной стоимости. Уставный капитал дочерней организации составляет 100 тыс. руб.

В этом случае финансовые вложения головной организации в дочернюю составляют 60 тыс. руб. (Д сч. 58, К сч. 51). При корректировке данных для сводного баланса инвестиции головной организации в дочернюю вычитаются из ее акционерного капитала, а разница (40 тыс. руб.) — представляет долю меньшинства. В сводном балансе данная информация будет представлена в следующем виде (табл. 5).

Таблица 5

Фрагмент сводного баланса

Статьи


Головная организация


Дочерняя организация


Корректировка


Сводный баланс


Д


К


Долгосрочные финансовые вложения




Уставный капитал

Доля меньшинства


500 (в том числе в дочернюю организацию —60)

5000


20





100







100


60






40


460





5000

40


Если при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочернего общества балансовая оценка у головной организации финансовых вложений в дочернее общество отличается от номинальной стоимости акций дочернего общества (стоимостной оценки доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества), то указанная разница отражается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей "Деловая репутация дочерних обществ". Если номинальная стоимость акций дочернего общества (стоимостная оценка доли участия головной организации в уставном капитале) ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья "Деловая репутация дочерних обществ" показывается в группе статей "Нематериальные активы" сводного бухгалтерского баланса. Если номинальная стоимость акций дочернего общества (стоимостная оценка доли участия головной организации в уставном капитале) превышает балансовую оценку финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья "Деловая репутация дочерних обществ" показывается между разделами "Капитал и резервы" и "Долгосрочные обязательства" сводного бухгалтерского баланса.

Например, головная организация приобрела 100% акций дочерней организации за 115 тыс. руб. (номинал — 100 тыс. руб.). Данное превышение в сводном балансе отражается как нематериальный актив (деловая репутация дочерних обществ) (табл. 6).

Таблица 6

Фрагмент сводного баланса


Статьи


Головная организация


Дочерняя организация


Корректировка


Сводный баланс


Д


К


Долгосрочные финансовые вложения




Деловая репутация Уставный капитал


515 (в том числе в дочернюю организацию —115)

5000


20





100







15

100


115


420





15

5000


При доле головной организации 100% сводный отчет о прибылях и убытках головной и дочерних организаций формируется путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:

• выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

• дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществом той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;

• любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами одной головной организации.

Например, между головной и дочерней организациями (доля головной составляет 100%) имеют место следующие сделки:

головная организация продала дочерней продукцию на сумму 100 тыс. руб.; дочерняя организация, в свою очередь, реализовала данную продукцию лицам, не входящим

в группу;

дочерняя организация выплатила головной организации в виде дивидендов 10 тыс. руб. Сводный отчет о прибылях и убытках формируется следующим образом (табл. 7).

Таблица 7

Сводный отчет о прибылях и убытках


Статьи


Головная организация


Дочерняя организация


Корректировка


Сводный баланс


Д


К


Выручка

Прочие расходы

Себестоимость реали

Зованной продукции





Прочие расходы

Прибыль

500

100

350






200

50

200

20

150 (в том числе приобретение у головной организации —100)

40

30

100

10








110



100






10

110

600

110

400






230

80

При объединении  отчетности головной и дочерней организаций, когда головная организация имеет 50% и менее голосующих акций в акционерном обществе или 50% и менее уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью, финансовый результат деятельности дочернего общества в части доходов и расходов для включения в сводный отчет о прибылях и убытках определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

При объединении отчетности головной и дочерней организаций, при наличии у головной организации более 50, но менее 100% акций акционерного общества или уставного капитала дочерней организации, в сводном отчете о прибылях и убытках выделяются показатели, отражающие долю меньшинства в финансовом результате.

В сводном отчете о прибылях и убытках деятельности показатель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для составления сводного отчета о прибылях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в общем количестве (не принадлежащей головной организации доли уставного капитала в его общей величине).

В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства показывается отдельной статьей "Доля меньшинства" по вписываемой строке, а доходы и расходы, формирующие финансовый результат деятельности группы, — за минусом доли меньшинства.

Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества за отчетный период больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества на отчетную дату, то на сумму исчисленной разницы между этими показателями расчетно подлежит уменьшению величина резервного капитала, а при его недостаточности — добавочного и затем уставного капитала дочернего общества, включаемых в сводную бухгалтерскую отчетность.

Включение данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней двух расчетных показателей:

• показатель, отражающий стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, показывается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей "Долгосрочные финансовые вложения" по величине, рассчитываемой следующим образом: фактические затраты, произведенные организацией при осуществлении (покупке и др.) инвестиций, плюс/минус доля головной организации в прибылях/убытках зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций;

• показатель, отражающий долю головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период, рассчитывается исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (принадлежащей головной организации доли уставного капитала в его общей величине).

Доля головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период отражается в сводном отчете о прибылях и убытках отдельной статьей "Капитализированный доход (убыток)" после группы статей по внереализационным доходам и расходам и включается в финансовый результат деятельности группы.

При определении величины показателя участия в зависимом обществе, подлежащего отражению в сводной бухгалтерской отчетности, фактические затраты, произведенные головной организацией при осуществлении инвестиций, корректируются на суммы изменения капитала зависимого общества, не отраженные на счете прибылей и убытков зависимого общества. В частности, корректировка производится в случае произведенной зависимым обществом переоценки основных средств, безвозмездного получения зависимым обществом ценностей.

За величину капитала зависимого общества на отчетную дату принимается итог раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса за минусом статей "Фонд социальной сферы" и "Целевые финансирование и поступления".

Если величина показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого общества за отчетный период, равна или больше величины показателя, отражающего стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, уменьшенного на величину показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого общества за отчетный период, то указанные показатели не включаются в сводную бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" при составлении сводной бухгалтерской отчетности акционерными обществами, имеющими дочерние и зависимые общества, подлежит раскрытию информация об аффилированных лицах.

В сводной бухгалтерской отчетности может не раскрываться информация об операциях головной организации с дочерними обществами и между дочерними обществами.

В бухгалтерской отчетности головной организации может не раскрываться информация об операциях головной организации с дочерними обществами, когда отчетность головной организации представляется и публикуется вместе со сводной бухгалтерской отчетностью.

В бухгалтерской отчетности дочернего общества может не раскрываться информация об операциях дочернего общества с головной организацией, когда выполняются одно временно следующие условия:

• головная организация и дочернее общество являются юридическими лицами по законодательству РФ;

• 100% голосующих акций или уставного капитала дочернего общества принадлежит головной организации;

• головная организация публикует сводную бухгалтерскую отчетность.

Перечень аффилированных лиц для целей сводной бухгалтерской отчетности устанавливает головная организация.

В соответствии с ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности, подлежит раскрытию информация по сегментам.

Информщццю сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.

Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавливает организация, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

 

Заключение


Таким образом, бухгалтерский учет на предприятии позволяет представить полную картину об имущественном и финансовом положении. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель. В его должностные обязанности входит создание необходимых условий для правильной постановки учета.

Главный бухгалтер несет ответственность за методологию бухгалтерского учета; обеспечивает контроль и своевременное отражение хозяйственных операций в форме бухгалтерских проводок; анализирует и обобщает информацию; составляет баланс и отчетность и предоставляет их в заданные сроки в контролирующие организации.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

Список литературы


1.             Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.). Статья 7. Главный бухгалтер

2.            Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н

3.            Антипят В. В. Основы бухгалтерского учета (практическое пособие). Ростов н/д, Феникс, 2002.

4.             Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

5.             Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - "ИПБ-БИНФА", 2002 г.