Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Понятие, сущность и функции бухгалтерского учета.............................. 4
Задачи бухгалтерского учета...................................................................... 6
Предмет и методы бухгалтерского учета................................................... 8
Порядок составления бухгалтерской отчетности консолидированных обществ........................................................................................................................ 12
Заключение.................................................................................................. 26
Список литературы..................................................................................... 27
Введение
Бухгалтерский финансовый учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
-звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
-специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. Российские мастера всегда занимали в ней передовые позиции.
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
б) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
В данном законе предопределена сущность, принципы и задачи бухгалтерского учета, которые обязан знать каждый бухгалтер.
Понятие, сущность и функции бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.
Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.
Важнейшие функции бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура управления коммерческим предприятием:
1) контроль процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);
2) обеспечение сохранности ценностей;
3) снабжение руководства и менеджеров различных уровней необходимой информацией;
4) поддержание обратной связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;
5) анализ хозяйственной деятельности.
1. Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.
Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный результат.
Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.
Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.
2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.
3. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.
4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.
5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.
Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета.
Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.
Задачи бухгалтерского учета
Главные задачи бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:
1) предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;
2) осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;
3) контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;
4) отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
5) нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;
6) выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.
Абсолютную ответственность перед руководством коммерческого предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финансовая персона на предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной принадлежности - это организация, управление и контроль повседневной, подчас рутинной, учетной работы.
Бухгалтерский учет должен быть скрупулезным и идеальным. На первый взгляд, прозрачность бухгалтерского учета находится в некотором противоречии с соблюдением коммерческих тайн предприятия. Но это не так. Четкость учета, его абсолютная ясность и легкая читаемость необходимы, в первую очередь, самому бухгалтеру, чтобы иметь возможность принимать важные решения в предельно сжатые сроки. Коммерческие тайны целесообразно выделять отдельно. Лучше, чтобы их было немного, тогда оберегать их будет легче.
Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.
Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.
Предмет и методы бухгалтерского учета
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица.
Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. (В дальнейшем речь будет вестись только применительно к предприятиям.) Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:
-основные средства;
-нематериальные активы;
-оборотные средства;
-денежные средства;
-средства в расчетах;
-отвлеченные средства.
Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, исчерпывая срок своего полезного использования и изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость производимой с их участием продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) частями, путем начисления амортизации по установленным способам и нормам. Основные средства обладают существенным признаком, отличающим их от остальных хозяйственных элементов и факторов: они значительно увеличивают производственные возможности человека. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства, скот (рабочий, продуктивный и племенной), библиотечные фонды, многолетние насаждения, произведения живописи и скульптуры и т.п.
Кроме того, в настоящее время в состав основных средств переведены также следующие активы, которые ранее относились к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (при условии, что срок их полезного использования превышает 12 месяцев):
1) инструменты и приспособления общего назначения, имеющие универсальное применение;
2) специальные инструменты и приспособления, используемые для индивидуальных заказов;
3) сменное оборудование, многократно используемое в производстве;
4) технологическая тара, т.е. тара, применяемая многократно;
5) производственный инвентарь, для осуществления и облегчения технологических операций;
6) хозяйственный инвентарь;
7) специальная одежда и специальная обувь, а также предохранительные приспособления;
8) постельные принадлежности;
9) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
10) прочие аналогичные предметы.
Если малоценные предметы в составе основных средств имеют стоимость до 10 тыс. руб., то при передаче в эксплуатацию их стоимость одномоментно включается в себестоимость продукции (работ и услуг). Но так как они продолжают эксплуатироваться еще достаточно длительное время, то в бухгалтерском учете должен быть налажен четкий контроль их сохранности, использования и последующего списания.
Нематериальные активы - это объекты прав и интеллектуальной собственности длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку, обусловленную спросом на них и расходами, понесенными при их создании. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) постепенно. Этот процесс тоже носит название амортизации.
К нематериальным активам относятся исключительные (единственные) права:
патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель или селекционное достижение;
автора на программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем;
владельца на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара.
Кроме того, в состав нематериальных активов включаются: деловая репутация фирмы, завоеванная в процессе деятельности, и организационные расходы, которые понесли ее участники при создании и регистрации.
Оборотные средства - это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно (или в течение производственного цикла) переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п. К оборотным средствам принадлежат и малоценные предметы (перечень которых приведен в составе основных средств) при условии, если они имеют срок полезного использования менее 12-ти месяцев. Так как эти предметы относятся к категории инвентаря многократного использования, то в течение срока их эксплуатации должен осуществляться действенный контроль их сохранности, использования и выбытия.
Примечание. Малоценные предметы в составе основных и оборотных средств занимают значительную долю. Например, у строительно-монтажных организаций они составляют до 40% объема материально-производственных запасов и до 15% стоимости готовой продукции (или выполненных работ). Поэтому их учет требует особого внимания.
Денежные средства - это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, а также находящихся в пути.
Средства в расчетах - это средства, которые еще не получены предприятием, и числятся в качестве обязательств других организаций и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги (в том числе по полученным в счет оплаты векселям), задолженности поставщиков по выданным им авансам, а также задолженности подотчетных лиц.
Отвлеченные средства - это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде различных кредиторских задолженностей, в том числе по налогам и сборам, а также сосредоточенные в различных резервах.
Порядок составления бухгалтерской отчетности консолидированных обществ
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
Для включения в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной в иностранной валюте, пересчитываются в валюту Российской Федерации — рубли следующим образом:
• пересчет стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов производится по курсу Центрального банка Российской Федерации;
• пересчет стоимости активов и пассивов производится по курсу, последнему по времени котировки в отчетном периоде;
• пересчет величины доходов и расходов, формирующих финансовые результаты деятельности дочернего общества, производится с использованием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средней величины курсов, исчисленной как результат от деления суммы произведений величин курсов и дней их действия в отчетном периоде на количество дней в отчетном периоде;
• разницы, возникающие в результате пересчета стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов, отражаются в сводном бухгалтерском балансе в составе добавочного капитала и отдельно раскрываются в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
При составлении сводного бухгалтерского баланса, когда головная организация имеет 100% голосующих акцийакционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, данные головной организации и дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением промежуточных результатов.
При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:
• финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации.
Например, головная организация приобрела на 100 тыс. руб. 100% акций дочерней фирмы по номинальной стоимости. Приобретенные акции головной организацией включены в состав долгосрочных финансовых вложений (Д сч. 58, К сч. 51); в дочерней организации — это оплаченный уставный капитал (Д сч. 51, К сч. 80).
В сводном балансе данные о финансовых вложениях и уставном капитале будут выглядеть следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент сводного баланса
Статьи |
Головная организация |
Дочерняя организация |
Корректировка |
Сводный баланс |
|
Д |
К |
||||
Долгосрочные.финансовые вложения Прочие активы |
500 9500 |
20 180 |
|
100 |
420 9680 |
Итого Уставный капитал Прочие пассивы |
10000 5000 5000 |
200 100 100 |
100 |
100 |
10100 5000 5100 |
Итого |
10000 |
200 |
100 |
|
10100 |
• показатели отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами.
Например, долг головной организации дочерней составляет 10 тыс. руб., а дочерняя организация должна головной 30 тыс. руб. В сводном балансе это будет выглядеть так (табл.2).
Таблица 2
Фрагмент сводного баланса
Статьи |
Головная организация |
Дочерняя организация |
Корректировка |
Сводный баланс |
|
Д |
К |
||||
Долгосрочные финансовые вложения Дебиторская задолженность Прочие активы |
500 600 (в том числе долг дочерней организации — 30) 8900 |
20 30 (в том числе долг головной организации—10) 150 |
|
100 40 |
420 590 9050 |
Итого |
10000 |
200 |
|
140 |
10060 |
Уставный капитал |
5000 |
100 |
100 |
|
5000 |
Кредиторская задолженность Прочие пассивы |
4000 (в том числе долг дочерней организации —10) 1000 |
40 (в том числе долг головной организации—30) 60 |
40 |
|
4000 1060 |
Итого |
10000 |
200 |
140 |
|
10000 |
• прибыль от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами, включенная в балансовую стоимость имущества (основных средств, производственных запасов и др.) головной организации или дочерних обществ.
Например, головная организация продала дочерней организации основные средства на 10 тыс. руб. Остаточная стоимость основных средств — 8 тыс. руб.
Головная организация получила прибыль в сумме 2 тыс. руб. (Д сч. 91, К сч. 99), а дочерняя организация ввела в эксплуатацию основное средство в сумме 10тыс.руб.(Дсч.01,Ксч.08).
В сводном балансе необходимо откорректировать эти данные (табл. 3).
Таблица 3
Фрагмент сводного баланса
Статьи |
Головная организация |
Дочерняя организация |
Корректировка |
Сводный баланс |
|
Д |
К |
||||
Основные средства Прибыль |
2000 900 |
50 20 |
2 |
2 |
2048 918 |
• дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.
Например, дочернее общество начислило головной организации дивиденды в сумме 1 тыс. руб. (Д сч. 84, К сч. 75), а головная организация начисленные дивиденды включила в балансовую прибыль (Д сч. 76, К сч. 91). В сводном балансе корректировка будет выглядеть следующим образом (табл. 4).
Таблица 4
Фрагмент сводного баланса
Статьи |
Головная организация |
Дочерняя организация |
Корректировка |
Сводный баланс |
|
Д |
К |
||||
Дебиторская задолженность по дивидендам Расчеты по дивидендам (кредиторская задолженность) |
300 200 |
- 1 |
1 |
1 |
299 200 |
При объединении бухгалтерской отчетности головной и дочерних обществ, когда головная организация имеет 50% и менее голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью, то доля активов и пассивов дочернего общества в этом случае для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.
В этом случае при формировании сводного баланса на первом этапе при постатейном суммировании данные учитываются не в полной величине, а в сумме, пропорциональной доле головной организации в уставном капитале дочерней.
Последующие этапы идентичны по содержанию методу полного сведения данных.
В случае если дочернее общество равновелико (по 50% принадлежит двум головным организациям), показатели активов и пассивов такого дочернего общества, подлежащие включению в сводную отчетность каждой головной организацией, также определяются исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организаций в уставном капитале дочернего общества.
При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочернего общества, в котором головная организация имеет более 50, но менее 100% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, в сводном бухгалтерском балансе выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства в уставном капитале.
В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражает величину уставного капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (доли не принадлежащей головной организации уставного капитала в его общей величине). За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса за минусом статей "Фонд социальной сферы" и "Целевые финансирование и поступления".
В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражается отдельной статьей "Доля меньшинства" за итогом раздела "Капитал и резервы", а составляющие капитала группы — за минусом доли меньшинства.
Например, головная организация приобрела 60% акций дочерней организации по номинальной стоимости. Уставный капитал дочерней организации составляет 100 тыс. руб.
В этом случае финансовые вложения головной организации в дочернюю составляют 60 тыс. руб. (Д сч. 58, К сч. 51). При корректировке данных для сводного баланса инвестиции головной организации в дочернюю вычитаются из ее акционерного капитала, а разница (40 тыс. руб.) — представляет долю меньшинства. В сводном балансе данная информация будет представлена в следующем виде (табл. 5).
Таблица 5
Фрагмент сводного баланса
Статьи |
Головная организация |
Дочерняя организация |
Корректировка |
Сводный баланс |
|
Д |
К |
||||
Долгосрочные финансовые вложения Уставный капитал Доля меньшинства |
500 (в том числе в дочернюю организацию —60) 5000 |
20 100 |
100 |
60 40 |
460 5000 40 |
Если при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочернего общества балансовая оценка у головной организации финансовых вложений в дочернее общество отличается от номинальной стоимости акций дочернего общества (стоимостной оценки доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества), то указанная разница отражается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей "Деловая репутация дочерних обществ". Если номинальная стоимость акций дочернего общества (стоимостная оценка доли участия головной организации в уставном капитале) ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья "Деловая репутация дочерних обществ" показывается в группе статей "Нематериальные активы" сводного бухгалтерского баланса. Если номинальная стоимость акций дочернего общества (стоимостная оценка доли участия головной организации в уставном капитале) превышает балансовую оценку финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья "Деловая репутация дочерних обществ" показывается между разделами "Капитал и резервы" и "Долгосрочные обязательства" сводного бухгалтерского баланса.
Например, головная организация приобрела 100% акций дочерней организации за 115 тыс. руб. (номинал — 100 тыс. руб.). Данное превышение в сводном балансе отражается как нематериальный актив (деловая репутация дочерних обществ) (табл. 6).
Таблица 6
Фрагмент сводного баланса
Статьи |
Головная организация |
Дочерняя организация |
Корректировка |
Сводный баланс |
|
Д |
К |
||||
Долгосрочные финансовые вложения Деловая репутация Уставный капитал |
515 (в том числе в дочернюю организацию —115) 5000 |
20 100 |
15 100 |
115 |
420 15 5000 |
При доле головной организации 100% сводный отчет о прибылях и убытках головной и дочерних организаций формируется путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы.
При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:
• выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;
• дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществом той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;
• любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами одной головной организации.
Например, между головной и дочерней организациями (доля головной составляет 100%) имеют место следующие сделки:
головная организация продала дочерней продукцию на сумму 100 тыс. руб.; дочерняя организация, в свою очередь, реализовала данную продукцию лицам, не входящим
в группу;
дочерняя организация выплатила головной организации в виде дивидендов 10 тыс. руб. Сводный отчет о прибылях и убытках формируется следующим образом (табл. 7).
Таблица 7
Сводный отчет о прибылях и убытках
Статьи |
Головная организация |
Дочерняя организация |
Корректировка |
Сводный баланс |
|
Д |
К |
||||
Выручка Прочие расходы Себестоимость реали Зованной продукции Прочие расходы Прибыль |
500 100 350 200 50 |
200 20 150 (в том числе приобретение у головной организации —100) 40 30 |
100 10 110 |
100 10 110 |
600 110 400 230 80 |
При объединении отчетности головной и дочерней организаций, когда головная организация имеет 50% и менее голосующих акций в акционерном обществе или 50% и менее уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью, финансовый результат деятельности дочернего общества в части доходов и расходов для включения в сводный отчет о прибылях и убытках определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.
При объединении отчетности головной и дочерней организаций, при наличии у головной организации более 50, но менее 100% акций акционерного общества или уставного капитала дочерней организации, в сводном отчете о прибылях и убытках выделяются показатели, отражающие долю меньшинства в финансовом результате.
В сводном отчете о прибылях и убытках деятельности показатель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для составления сводного отчета о прибылях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в общем количестве (не принадлежащей головной организации доли уставного капитала в его общей величине).
В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства показывается отдельной статьей "Доля меньшинства" по вписываемой строке, а доходы и расходы, формирующие финансовый результат деятельности группы, — за минусом доли меньшинства.
Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества за отчетный период больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества на отчетную дату, то на сумму исчисленной разницы между этими показателями расчетно подлежит уменьшению величина резервного капитала, а при его недостаточности — добавочного и затем уставного капитала дочернего общества, включаемых в сводную бухгалтерскую отчетность.
Включение данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней двух расчетных показателей:
• показатель, отражающий стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, показывается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей "Долгосрочные финансовые вложения" по величине, рассчитываемой следующим образом: фактические затраты, произведенные организацией при осуществлении (покупке и др.) инвестиций, плюс/минус доля головной организации в прибылях/убытках зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций;
• показатель, отражающий долю головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период, рассчитывается исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (принадлежащей головной организации доли уставного капитала в его общей величине).
Доля головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период отражается в сводном отчете о прибылях и убытках отдельной статьей "Капитализированный доход (убыток)" после группы статей по внереализационным доходам и расходам и включается в финансовый результат деятельности группы.
При определении величины показателя участия в зависимом обществе, подлежащего отражению в сводной бухгалтерской отчетности, фактические затраты, произведенные головной организацией при осуществлении инвестиций, корректируются на суммы изменения капитала зависимого общества, не отраженные на счете прибылей и убытков зависимого общества. В частности, корректировка производится в случае произведенной зависимым обществом переоценки основных средств, безвозмездного получения зависимым обществом ценностей.
За величину капитала зависимого общества на отчетную дату принимается итог раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса за минусом статей "Фонд социальной сферы" и "Целевые финансирование и поступления".
Если величина показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого общества за отчетный период, равна или больше величины показателя, отражающего стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, уменьшенного на величину показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого общества за отчетный период, то указанные показатели не включаются в сводную бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" при составлении сводной бухгалтерской отчетности акционерными обществами, имеющими дочерние и зависимые общества, подлежит раскрытию информация об аффилированных лицах.
В сводной бухгалтерской отчетности может не раскрываться информация об операциях головной организации с дочерними обществами и между дочерними обществами.
В бухгалтерской отчетности головной организации может не раскрываться информация об операциях головной организации с дочерними обществами, когда отчетность головной организации представляется и публикуется вместе со сводной бухгалтерской отчетностью.
В бухгалтерской отчетности дочернего общества может не раскрываться информация об операциях дочернего общества с головной организацией, когда выполняются одно временно следующие условия:
• головная организация и дочернее общество являются юридическими лицами по законодательству РФ;
• 100% голосующих акций или уставного капитала дочернего общества принадлежит головной организации;
• головная организация публикует сводную бухгалтерскую отчетность.
Перечень аффилированных лиц для целей сводной бухгалтерской отчетности устанавливает головная организация.
В соответствии с ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности, подлежит раскрытию информация по сегментам.
Информщццю сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.
Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавливает организация, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.
Заключение
Таким образом, бухгалтерский учет на предприятии позволяет представить полную картину об имущественном и финансовом положении. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель. В его должностные обязанности входит создание необходимых условий для правильной постановки учета.
Главный бухгалтер несет ответственность за методологию бухгалтерского учета; обеспечивает контроль и своевременное отражение хозяйственных операций в форме бухгалтерских проводок; анализирует и обобщает информацию; составляет баланс и отчетность и предоставляет их в заданные сроки в контролирующие организации.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.). Статья 7. Главный бухгалтер
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
3. Антипят В. В. Основы бухгалтерского учета (практическое пособие). Ростов н/д, Феникс, 2002.
4. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - "ИПБ-БИНФА", 2002 г.