Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Характеристика управленческого учета.................................... 4

Глава 2. План счетов управленческого учета......................................... 13

2.1. Первый вариант плана счетов управленческого учета............................................. 13

2.2. Второй вариант плана счетов управленческого учета............................................ 15

2.3. Третий вариант плана счетов управленческого учета............................................ 17

3. Управленческая отчетность, виды, формы принципы формирования         18

Заключение.................................................................................................. 27

Список литературы..................................................................................... 28


Введение

В конце 40-х и начале 50-х гг. XX в. произошли значительные изменения в области бухгалтерского учета в странах с развитой рыночной экономикой. Прежде всего, бухгалтерский учет стал не только средством обработки и группировки экономической инфор­мации, содержащейся в первичных документах, но превратился в «участника» и «исполнителя» управленческой политики предприя­тия. Появились дополнительные функции по сбору и обобщению информации для группы лиц, принимающих хозяйственные реше­ния, по формированию и сохранению справочной информации разного назначения — в целях планирования, прогноза, принятия решения, контроля.

Бухгалтерский учет приобретает оперативность, аналитичность. Большое внимание бухгалтеры уделяют учету затрат на производство, учету фактического объема производства, оценке выполнения производственных программ не только всего предприятия, но и его подразделений.

В условиях концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, инфляции, значительного роста объемов производственных издержек, создания и функционирования транснациональных корпораций традиционные методы учета не соответствовали требованиям управления.

Принцип эффективности управления предопределил необходимость появления управленческого учета. Постепенно в разных странах термин «производственный учет» был заменен на «управленческий учет». Однако это было не просто изменение терминоло­гии, но и большая организационная и методологическая перестрой­ка системы бухгалтерского учета. Он разделился на две отрасли: финансовый и управленческий учет.

В это время на предприятиях создаются две бухгалтерии: финансовая и управленческая. Каждая имеет свои цели, задачи и функции. Предпосылкой к разделению было также создание каль­куляционной бухгалтерии.

Калькуляционный учет заключался в составлении предварительных смет: определении затрат на определенную дату; разработке механизма контроля за издержками и их изменениями, выявлении положительных и отрицательных отклонений от ранее составлен­ных смет; проведении оперативного анализа выявленных отклоне­ний и организации регулирования издержек производства. Новым производственным отношениям должен соответствовать и новый подход к организации бухгалтерского учета и его составных частей.

Прежде всего, видоизменились цели управления, затем - требования к калькуляционному учету. Требовалась калькуляция:

- по центрам ответственности — для контроля за соблюдением технологических процессов и деятельностью подразделе­ний, в которых они происходят;

- по наименованиям изделий - для исчисления полных издержек и цен на изделия;

- по видам продукции — для расчета частичных издержек и контроля за инвестициями.

Таким образом, разные виды себестоимости необходимы для различных целей управления. Все это привело к созданию внут­ренней производственной бухгалтерии, которая была организована по децентрализованному принципу. Под децентрализацией уп­равленческого учета понимают создание информационной систе­мы предприятия с детально проработанными формами и методами коммуникационной связи между подразделениями; обеспечение оперативности сбора и обработки информации; текущее планиро­вание деятельности структурных подразделений; оперативный кон­троль за уровнем расходования материальных, трудовых и финан­совых ресурсов. В дальнейшем развитие и совершенствование уп­равленческого учета проходило в рамках национальных систем бухгалтерского учета.

Глава 1. Характеристика управленческого учета

Управленческий учет - составная часть информационной си­стемы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности струк­турных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информа­цию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах.

Другим важнейшим моментом определения сущности управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от произведенных расходов.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия, не­прерывность, целенаправленность, полнота информационного обес­печения, практическое отражение использования объективных эко­номических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Сущность управленческого учета интегрированная систе­ма учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулиро­вания и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.

В настоящее время нет четких определений предмета управленческого учета. Изменяются система и методы управления деятельностью предприятия, соответственно меняются процедуры и содержание управленческого учета. Особенно это касается моделирования учета затрат и доходов на предприятиях с разной организационной структурой, влиянием изменяющихся внешних факторов. Отсюда изменяется перечень объектов и субъектов управления.

Предметом управленческого учета в общем, виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством.

Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

— хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия. В состав производственных ресурсов входят:

• основные фонды — это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование; и нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные зна­ки и т.д.), их состояние и использование; и материальные ресурсы — предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда. Ко второй группе объектов управленческого учета относят

следующие виды деятельности:

• снабженческо-заготовительную - приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными

частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженче­скими, процессами;

• производственную — процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

• финансово-сбытовую — маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции;

• организационную - создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятий с прямой и обратной связью, отвечаю­щей требованиям внутренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки вы­полнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполне­ние основной цели предприятия. Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого учета, но в любом слу­чае она должна отвечать основным целям управления. Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета.

Существуют следующие методы управленческого учета:

1. «Стандарт-кост». Разработка норм-стандартов, составление стандартных калькуляций до начала производства и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, системати­зированных как совокупность, получили название системы «стандарт-кост» (standard cost).

«Стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат или заранее исцеленные материальные и трудовые затраты на производство единицы продукции, услуг, работ; «кост» — это денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции. Эта система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование прямых издержек производства.

К достоинствам системы «стандарт-кост» относят: обеспечение ^формацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий; установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции; составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.

Ожидаемые затраты определяют на основе стандартов (норм и нормативов), рассчитанных внутри фирм. Эти стандарты являются основой функционирования системы и раскрывают ее содержание.

Система «стандарт-кост» в отличие от других, применяемых на практике систем учета затрат, имеет свои характерные особенности. Во-первых, основой выявления отклонений от стандартов в про­цессе расходования средств являются бухгалтерские записи на спе­циальных счетах, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача не документировать отклонения, а не допускать их. Во-вторых, не все компании отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты. Третьей особенностью в части отражения от­клонений от стандартов является выделение специальных синтети­ческих счетов для учета отклонений - по статьям калькуляции, по факторам отклонений.

2. «Директ-костинг». В содержании месячного отчета о прибылях и убытках разграничивают обычные производственные затраты и косвенные накладные расходы. Дифференциация произ­водственных расходов позволила определять зависимость объема прибыли от объема, реализации продукции и управлять себестои­мостью.

Таким образом, суть этой системы была сведена к следующему; прямые затраты обобщают по видам готовых изделий, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Если из суммы выручки по каждому изделию ис­ключить переменные затраты по этому изделию, то получим брут-то-прибыль по этому изделию. Просуммировав брутто-прибыль всех изделий, можно получить общую величину прибыли, предназна­ченной для покрытия общей суммы постоянных затрат.

Система «директ-костинг» имеет несколько отличительных особенностей: первая — разделение производственных затрат на переменные и постоянные; вторая — калькулирование себестоимос­ти продукции по ограниченным затратам; третья - много стадийность составления отчета о доходах.

3. Нормативный метод. Нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур по плани­рованию, нормированию, отпуску материалов в производство, со­ставлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Ее основной целью является полное исполь­зование производственных факторов и экономное ведение хозяй­ства. Сущность этой системы заключается в следующем:

планирование затрат на основе норм, обеспечивающих решение поставленных перед предприятием задач;

документирование затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами;

отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нор­мам и отклонениям от них;

выявление отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс фор­мирования себестоимости на каждом уровне управления. Калькулирование основывается на нормах затрат, а откло­нения от норм по мере их возникновения показывают на сче­тах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение про­изводственного результата.

Основные элементы этой системы: нормирование сроков производства продукции, ее состава и качества; нормативное обоснование потребности, расходования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства;

планирование, учет и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.

4. Попродуктный метод. В отраслях с массовым производ­ством продукции используется попродуктные методы калькулиро­вания. Центральным пунктом здесь выступает единица производ­ства, которая налажена в массовом масштабе. Также к ним отно­сятся и серийные производства, в которых устойчивая номенклату­ра продуктов периодически повторяется в производстве длитель­ное время.

Попродуктные методы калькулирования включают:

• попроцессный метод;

• поиздельный метод;

• подетальный метод.

5. Позаказный метод. Данный метод применяется в тех производствах, где затраты материалов на технологические цели, затраты на основную заработную плату и общепроизводственные рас­ходы легко соотнести с выпуском конкретной продукции или вы­полнением каких-либо услуг.

Принципиальные условия позаказного метода калькулирования состоит в том, что все прямые затраты группируются в аналитическом учете в строгом соответствии с открытыми заказами. Калькуляция полученного продукта составляется после полного завершения работ по заказу.

Метод состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов; нормирования, лимитирования; контроля; анализа.

Планирование, нормирование и лимитирование входят в систему управления предприятием.

Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением будущих проблем, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда базируется на статистических ис­следованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Анализ проводится по данным информации, сгруппированной и обработанной в соответствии с целями управленческого учета.

Нормирование процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия которое охватывает все сферы его деятельности.

Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учета и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям. Нормы используются при планировании, так как выра­жают количественные цели, которые должны быть достигнуты.

Лимитирование первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит — нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции,

Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цеха, но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.

Анализ в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производ­ственная деятельность как всего предприятия, так и отдельных под­разделений, выраженная экономическими показателями. Выбор по­казателей определяется целями и возможностями системы управ­ления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и вза­имосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства, для принятия соответствующих управлен­ческих решений.

Контроль завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возни­кающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает большую, надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные сферы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности.

В заключение отметим, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.

Управление хозяйственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учета, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления. Между тем любая система учета, организованная на конкретном предприятии, отвечает общепринятым принципам.

К принципам управленческого учета относятся:

Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерений само ликвидироваться и сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания решений долгосрочных проблем:

анализ конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоение новых продуктов, инвестиций и т.д.

Использование единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете производства обеспечивает между ними прямую и обратную связь.

Планово-учетные единицы раскрывают сущность систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях; с их помощью возникает реальная возможность для разработки ме­тодологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи пока­зателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйствования отдельных струк­турных подразделений.

На уровне предприятия планово-учетные единицы совпадают с объектами калькулирования или являются их частью. На уровне структурных подразделений планово-учетные единицы могут быть использованы при выборе объектов учета затрат.

Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При всем различии организационных форм на предприятиях управленческий учет дол­жен быть связан с оперативно-производственным и технико-эко­номическим планированием. В совокупности с системой планиро­вания и контроля управленческий учет представляет собой меха­низм хозяйствования цеха, участка, бригады. Оценка результатов деятельности предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.

Соблюдение в процессе сбора, обработки и транспортирования первичных данных принципа преемственности и многократного использования упрощает систему учета и делает ее эффектив­ной. При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данны­ми. В свою очередь данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Иногда его называют принципом комплексности. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов.

Управленческий учет обладает способностью так формировать показатели внутренней отчетности по данным первичного учета, что они становятся системой коммуникаций внутри предприятия. На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных ' документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне группируется информация в сводных документах отдела снабжения, внешней кооперации, производственных подразделений, сбытового и финансового отдела, бухгалтерии, складского хозяй­ства; на последующих уровнях производится объединение и фор­мирование отчетной сводной документации в функциональных от­делах заводоуправления.

На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделами — производственно-диспетчерским, планово-экономическим и бухгалтерией. Содержание отчетов зависит от их целевого назначения или должности руководителя, для которого они предназначены.

Таким образом, система должна отвечать принципам полноты и аналитичности информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусмат­ривать обратных синтезу процедур.

Принцип периодичности, отражающей производственный и коммерческий циклы предприятия, также важен для построения системы управленческого учета. Информация для руководителей необ­ходима тогда, когда это целесообразно — ни раньше, ни позже. Сокращение времени может значительно уменьшить точность ин­формации, подготовленной управленческим учетом. Как правило, аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации.

Особого внимания заслуживает принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью. Он используется на крупных предприятиях как ин­струмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности, под­разделений; суммирования проектных решений всего коллектива; расчета проекта бюджета; расчетов вариантов плана и внесения корректив; окончательного планирования и учета изменяющихся условий и отклонений от запланированного.


Глава 2. План счетов управленческого учета

В новом Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном при­казом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, существенной кор­ректировке подвергся раздел III «Затраты на производство». Из него исключены некоторые счета, что создало новую группу сво­бодных счетов.

Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать счета 20-29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себе­стоимости продукции (работ, услуг), а счета 30-39 - для учета расходов по элементам. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов-экранов. Состав и методику использования счетов 20-39 при таком варианте учета организация устанавливает исходя из особенностей деятельности, структуры, методов управле­ния на основе рекомендаций Минфина России.

Специалисты полагают, что это позволит выделить счета управленческого учета, хотя методических рекомендаций Минфин Рос­сии пока не опубликовал. Видимо, они появятся нескоро, но неко­торые авторы уже предлагают систему счетов управленческого учета, включающую многие счета, предназначенные для финансового учета, но со «звездочкой».

Один из авторов статьи еще в 1992 г., комментируя в печати утвержденный тогда План счетов, предлагал такую двух круговую систему с применением одинаковых счетов со штрихом и без штри­ха. Однако эти предложения остались невостребованными.

Использование одних и тех же счетов для финансового и управленческого учета с одинаковыми номерами бесперспективно, так как бухгалтерский учет - это знаковая система. Применение од­них и тех же знаков счетов и в финансовом, и в управленческом учете вносит путаницу в кодировку и корреспонденцию счетов. Следует подумать об иных подходах, тем более, что в новом Плане счетов для этих целей оставлены свободные номера счетов с 30 по 39. Их нужно разумно использовать. Тем более, что инструк­ция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования счетов 20-39.

Рассмотрим некоторые из возможных вариантов подхода к данному вопросу.

2.1. Первый вариант плана счетов управленческого учета.

Счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управ­ленческого учета. Российские специалисты по учету привыкли ра­ботать с единым планом счетов. Данный вариант им легче при­нять. Полагаем, что для средних и не очень малых предприятий такой вариант будет предпочтительным.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн (с изменениями и дополнениями, вне­сенными приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н), расхо­ды по обычным видам деятельности, т. е. по тем из них, по кото­рым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амор­тизация, прочие затраты. Для учета каждого элемента, как и в международной практике, теперь появилась возможность вести от­дельный счет бухгалтерского учета.

В разделе III Плана счетов можно открыть следующие счета:

30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат». Вводить эти и другие счета в раздел ill Плана счетов можно, поскольку инструкция по применению Плана счетов разрешает организациям устанавливать состав счетов именно в данном разделе.

По дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонден­ции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подряд­чиками» отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организа­циями работ промышленного характера, материальной составляю­щей других расходов в корреспонденции с соответствующими сче­тами. К счету 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат.

По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспон­денции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая любые формы премирова­ния и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала. На данном счете также начисляют различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выс­лугу лет и др. К этому счету необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.

По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхова­нию и обеспечению» отражаются суммы, начисленные для форми­рования пенсионного фонда и других аналогичных фондов соци­альной защиты. Если отчисления на социальные нужды приобре­тают форму социального налога, то счет 32 корреспондирует с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет фонда потребления или так называемой «прибыли, остающейся в распо­ряжении организации», по решению собственника или его представителей (совет директоров и т. п.) начисляют по дебету счета 32 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих рас­ходов». К счету 32 необходимо вести субсчета по видам отчисле­ний на социальные нужды.

По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со сче­тами 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражают рас­ходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.

По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Рас­четы с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на дру­гих счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из этих элементов. Ведение субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слиш­ком разнородны.

Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат» записью:

Д-т сч. 37 «Отражение общих затрат»;

К-т сч. ЗЭ «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты».

Собранные на счете 37 суммы распределяют между калькуляционными счетами и записывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а также в дебет сче­та 44 «Расходы на продажу».

Здесь может возникнуть вопрос: зачем две группы счетов по учету расходов, если всегда обходились одной? Предложенный вариант вытекает из требования п. 8 ПБУ 10/99, в котором сказа­но, что при формировании расходов по обычным видам деятель­ности должна быть обеспечена их группировка по элементам. Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Пере­чень элементов расходов строго определен, а перечень калькуляци­онных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.

2.2. Второй вариант плана счетов управленческого учета.

Основывается на выделении счетов 20 — 29 по учету затрат на производство в самодостаточную систему счетов управленческого учета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгал­терского учета. Для этого к имеющимся счетам необходимо до­бавить специальный отражающий счет 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат».

Как и в первом варианте, все расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете группируют на счетах 30 - 34 по элементам затрат. Ежемесячно эти счета закрывают в дебет счета 37 «Отражение общих затрат», как было показано на схеме 1. Одновременно те же суммы расходов записывают по кредиту дру­гого отражающего счета 27 «Распределение общих затрат» в кор­респонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспо­могательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производ­ства и хозяйства».

На счетах 20, 23, 29 отражают прямые затраты на производство в аналитическом разрезе по подразделениям (местам возникнове­ния затрат), что обеспечивает контроль за отклонениями от норм или от нормативных (запланированных) затрат.

На счете 25 группируют производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов, уча­стков и т. п.) и контролируют отклонения фактических расходов по статьям смет.

На счете 26 группируют общие управленческие накладные рас­ходы для контроля за соблюдением смет по филиалам, управлен­ческим подразделениям и другим центрам ответственности (местам возникновения затрат). На отдельном субсчете к счету 26 группи­руют коммерческие и другие расходы на продажу для детального учета и контроля соблюдения смет соответствующими коммерче­скими и торговыми подразделениями.

Счета 25, 26 ежемесячно закрывают, списывая собранные на них суммы в дебет счетов 20, 23, 29, на которых таким образом обеспечивается возможность калькулирования сокращенной и пол­ной производственной себестоимости продукции (работ, услуг), даже с учетом коммерческих расходов. К счетам 20, 23, 29 следует вес­ти по крайней мере по два субсчета: 1 «Остатки незавершенного производства» и 2 «Калькулируемые расходы за отчетный пери­од». В конце отчетного года калькулируемые расходы на этих счетах закрывают записью:

Д-т сч. 27 «Распределение общих затрат»;

К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогатель­ные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

При необходимости получить более подробную и полную информацию для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческого учета организуется требуемый для этого анали­тический учет.

Чтобы обеспечить баланс в системе счетов бухгалтерского уче­та (после отделения от нее счетов управленческого учета), необхо­дим еще один синтетический счет 38 «Незавершенное производ­ство» для учета стоимости заделов незавершенного производства и остатков полуфабрикатов собственной выработки.

2.3. Третий вариант плана счетов управленческого учета.

Очевидно, что для крупных и крупнейших российских органи­заций со многими видами деятельности, в которых насчитываются сотни и тысячи подразделений, управленческий учет нельзя уло­жить в рамки, ограниченные счетами 20-29, отнесенными нами к счетам управленческого учета. Недостаточность второго варианта управленческого учета в том, что он позволяет вести учет и контроль расходов только по центрам ответственности и по кальку­лируемым объектам. Многие важнейшие объекты управленческого учета остаются за кадром. Если средним по размерам организа­циям второй вариант поможет решить вопросы управленческой ин­формации и внутренней управленческой отчетности, то для круп­ных и крупнейших организаций явно недостаточно емкости счетов управленческого учета, используемых во втором варианте учета.

По поручению Минфина России специалисты ЗАО «Союзау-дит» в течение четырех лет разрабатывали проект плана счетов бухгалтерского учета европейского типа. Он состоит из 10 клас­сов счетов, каждый из которых включает до 9 групп счетов, а в каждой группе может быть до 9 синтетических счетов. Такое пост­роение плана счетов дает возможность на порядок увеличить чис­ло синтетических счетов по сравнению с действующим Планом счетов и создать мощнейшую информационную структуру, позво­ляющую максимально использовать передовые современные инфор­мационные технологии.

Все счета разбиты на 3 раздела: счета финансового учета (7 классов счетов); счета управленческого учета (2 класса); счета забалансового учета (1 класс).

Рассмотрим счета управленческого учета, которые можно вво­дить по решению руководства организации, поскольку управлен­ческий учет — внутреннее дело любой организации. Они объеди­нены в 2 класса, содержащие более 150 синтетических счетов.

Класс 7 «Учет издержек и доходов». Входящие в него счета позволяют перегруппировать расходы и доходы, отражаемые на счетах финансового учета, для получения, обобщения и детализа­ции информации об издержках производства в калькуляционном разрезе, для контроля по аналитическим центрам, структурным еди­ницам, по любым другим параметрам, не получающим отражения в финансовом учете.

Финансовые результаты, полученные на счетах управленческого и финансового учета, в конечном итоге равнозначны, что повышает значение и ценность информации управленческого учета.

Класс 8 «Учет запасов и обязательств» содержит счета для получения дополнительной информации о состоянии материаль­ных оборотных активов, их качественном вещественном содержа­нии, количественных параметрах и оценке, а также детальной ин­формации о коммерческих расчетах, других показателях о форми­ровании и состоянии оборотных запасов и расчетов.

Необходимость применения счетов, объединяемых классом 8, возникает тогда, когда руководство организации не удовлетворяет содержание и детализация информации, формируемой на счетах финансового учета. Решение о применении счетов класса 8 выносится при утверждении учетной политики организации с указанием характеристики и информации, отвечающей потребностям орга­низации,

3. Управленческая отчетность, виды, формы принципы формирования

Переход России к рыночной экономике предполагает полную самостоятельность предприятий как хозяйствующих субъектов и неизбежно сопровождается глубокими изменениями в области ве­дения бухгалтерского учета и составления отчетности. В связи с этим возникает вопрос, каким путем будет идти развитие форм и содержания внутренней отчетности на российских предприятиях, и с помощью каких мер можно регулировать» подходы к ее состав­лению? Интерес к этому оправдан и тем, что в условиях развития конкуренции и становления инвестиционного рынка необходимо иметь информацию, которая позволит внутренним пользователям отчетности адекватно оценить результаты деятельности структурных подразделений.

Отечественная практика подачи учетной информации идет по пути увеличения количества управленческой отчетности Наряду с отсутствием системности (или классификации определенных при­знаков) в ее составлении.

Российские экономисты давно и успешно занимаются вопросами составления отчетности предприятий. Однако до недавнего времени наличие управленческой отчетности как необходимого элемента при организации управленческой бухгалтерии не рассматривалось.

В широком смысле под аналитической информацией, характеризующей деятельность предприятия, понимают любые данные, которые могут быть получены из различных источников: годового отчета, прайс-листов, газет, журналов и т.п.

В бухгалтерском смысле под аналитической информацией понимают информацию отчета, отличную от данных, непосредствен­но представленных в финансовой отчетности: о балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств. Всю дополнительную аналитическую информацию можно разделить на две группы. К первой относится информация, выраженная в денежном измерителе, ко второй — любые качественные и количественные данные, измеряемые в натуральных единицах. При этом использование информации первого вида, как правило, доминирует, но, несмотря на это, количественная информация имеет существенное значение при достижении локальных целей, предопределивших ее получение.

Аналитическая информация является важным стимулятором потенциальных управленческих решений на предприятии. Но вопрос о том, насколько подробными должны быть аналитические данные в отчете, не так очевиден, как это может показаться на пер­вый взгляд. В этих условиях не только крупным, но и средним по размерам предприятиям; важно организовать эффективное управление хозяйственными сегментами на основе данных планирования, учета и анализа, характеризующих индивидуальные различия результатов в их деятельности. Поэтому необходим второй уровень отчетности предприятия, который позволил бы, помимо общих результатов коммерческой деятельности, дать информацию о результатах работы его подразделений или отдельных ответственных лиц. Благодаря этому обстоятельству появляются дополнительные объекты, учета и возникает объективная необходимость обобщения основных принципов формирования внутренней отчетности.

Наиболее тривиальным является принцип, основанный на определении границ отчетного сегмента, поскольку он тесно сопряжен с внутренней деятельностью коммерческой организации и зависит только от решений ее управляющих. Определение учетных форматов индивидуальных или групповых заказов осуществ­ляется на этапе прогнозирования и планирования, когда выполне­ние заказа еще не началось.

Как правило, определение отчетного объекта базируется на данных маркетинговых исследований при прогнозировании оценки доли выручки от реализации или прибыли по индивидуальному заказу. Это дает возможность сформировать альтернативные пла­новые калькуляции и подготовить основу формирования договорной цены. Отражение в той же отчетной форме фактических данных по исполнению заказа дает возможность своевременно контролировать возникающие отклонения и принимать соответствующие меры.

В основе принципа зависимости формата отчетности от объектов учета лежат критерии избрания центров затрат и распределения сфер ответственности. В условиях существования линейно-функциональной структуры управления каждый отдел, служба или подразделение предприятия независимо друг от друга, а нередко и параллельно, занимаются унификацией документов и даже в. меру возможностей пытаются рационализировать докумен­тооборот. Вся информация в функциональных системах расчленя­ется на специализированные потоки. Учитывая, что директивная информация поступает из разных инстанций, возникает необходи­мость согласования работы функциональных звеньев, что зачастую приводит к появлению дополнительной внутренней отчетности.

Составление внутренней отчетности о затратах в разрезе зон ответственности (в отличие от составления отчетов по носителям затрат) не сопровождается трудностями распределения косвенных расходов, так как все расходы, возникающие в такой зоне, являют­ся для нее прямыми.

При составлении отчетности по центрам затрат, должны соблюдаться дополнительные принципы:

• представление информации целесообразно осуществлять по затратам, имеющим наибольший удельный вес (сквозной принцип составления отчетности, принятый в бухгалтерском учете, является избыточным для целей управления);

• структура отчетов по затратам должна быть согласована со структурой отчетов по доходам для любого объекта отчетности (это позволит правильно рассчитать финансовый результат по различным объектам учета);

• ведение отчетности по всем видам продукции и по всем структурным подразделениям не является обязательным требованием со стороны управленческого учета (принцип избирательного подхода);

• при составлении отчетности нельзя ограничиваться затратами, включаемыми в себестоимость продукции согласно налоговому законодательству, затраты, относимые на финансовый результат, также включаются в отчетность с учетом их удорожания на процент налога на прибыль;

• отчетность не должна ограничиваться лишь констатацией фактически понесенных затрат, необходимо выделять аналитику по отклонениям от целевых величин, отражать динамику измене­ний, что даст возможность проведения коэффициентного ана­лиза и построения вероятностных прогнозов;

• в распоряжение органа управления отчетная информация должна поступать своевременно в режиме «запрос — ответ», что будет ориентировать на правильную оценку при выборе управляющего воздействия;

• содержащаяся в отчетности информация должна обеспечивать возможности агрегирования и декомпозиции в соответствии с потребностями разных уровней управления.

Следующий принцип составления внутренней отчетности проявляется в обеспечении возможности визуального сопоставления показателей доходов и расходов по тому или иному объекту учета на основе соотношения «затраты выпуск». Соблюдение это­го принципа способствует совершенствованию оценки основных показателей деятельности, сегмента внутри предприятия. Отсутствие подобного подхода в отечественной практике не давало возмож­ности оперативно определять долю участия каждого объекта в получении общей прибыли на предприятии.

Еще один, так называемый принцип существенности, определяет степень значительности отчетных форм по отношению к коммерческой организации в целом. Можно назвать несколько основных правил определения границ значительности на основе это­го принципа:

Следующий принцип — принцип направленности - предполагает представление внутренних отчетных форм только потребителям информации, способным регулировать результативные пока­затели и принимать соответствующие управленческие решения. При этом функции определения состава и контроля соответствия всей совокупности отчетных показателей целесообразно возложить на контрольно-учетный аппарат в составе единой экономической службы предприятия, задача которого — оценивать степень экономическо­го и финансового риска от реализации управленческих решений.

Основной задачей подготовки внутренней отчетности является предоставление руководству предприятия комплексного отражения происходящего. В этой связи необходимо отметить наличие общих требований, предъявляемых к составлению внутренней отчетности. Они сводятся к следующему:

• отчет не может ограничиваться лишь констатацией фактов, построение возможных прогнозов и предложение вариантов реше­ний значительно обогащает его содержание; в сводный отчет не может иметь заранее утвержденной на длительный период логики и структуры изложения. В зависимости от задач и текущей ситуации аналитик должен выделять те или иные блоки отчета и не должен принимать во внимание незначительные;

• следует избегать в пояснительной (сопровождающей) части отчета резкой критики и негативных суждений, направленных на отдельные службы и должностные лица;

• как инструмент для принятия решений отчет не должен использоваться для демонстрации личных пристрастий.

В процессе подготовки к формированию системы управленческих отчетов должны быть определены статьи, подлежащие суммированию в финансовой отчетности. При этом целесообразно выделять те показатели (доходы, расходы, результаты), суммирование которых дает сводные контрольные суммы, отражаемые в финансовой отчетности предприятия в целом.

Таким образом, внутренняя отчетность является той частью учетно-контрольного механизма организации, которая обеспечит возможности более детального и основательного изучения положе­ния предприятия и окажет ощутимое воздействие на принятие стра­тегических и оперативных управленческих решений.

Все виды отчетности можно отнести к трем основным группам — это графический вариант представления отчетов, текстовый и табличный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Целесообразность выбора того или иного варианта диктуется, как правило, задачами составления и смысловой нагруз­кой каждого из отчетов. В любом случае форма любой отчетнос­ти определяется ее содержанием и составом имеющихся в ней показателей.

Безусловно, графическое изображение является более нагляд­ным, и это свойство необходимо широко использовать при фор­мировании системы управленческих отчетов. Использование схем, графиков и диаграмм наиболее эффективно в динамических отче­тах, предполагающих сравнение отчетных показателей за ряд смеж­ных периодов. Особенно это эффективно при отработке альтер­нативных вариантов стратегических управленческих решений.

В тех случаях, когда нет возможности выполнить требования по раскрытию информации в таблицах, графиках, в схемах, или когда такое раскрытие не будет достаточно полным и не обойтись без дополнительных расшифровок и пояснений, текстовая форма подачи информации наиболее применима, так как обеспечивает возможность быстрого восприятия информации, конечно же, при наличии определенного минимума специальных знаний в области бухгалтерского учета, финансов и других экономических дисциплин.

Комплексный подход к обеспечению взаимосвязи двух учетных систем способствовал более частому применению табличных форм при составлении управленческих отчетов. Кроме того, подача ин­формации в виде таблиц наиболее привычна и широко распрост­ранена в отечественной практике бухгалтерского учета.

В современных условиях предприятия имеют возможность самостоятельно определять формы, виды и количество необходимых управленческих отчетов.

Различные способы производства обусловливают разнообразие форм построения внутреннего учета в зависимости от индивидуальных технологических особенностей. Так, например, учет производства по заказам основной упор делает на единичные, плановые и нормативные показатели, сходные с системой нормативного уче­та и оперативного контроля издержек. При позаказном методе внутри заказа возможен контроль издержек по процессам. В рам­ках метода учета по заказам, но в разрезе процессов, существует постоянный поток незавершенного производства, который ассоци­ируется с отдельными индивидуальными единицами изделий (заказов) или с группой изделий внутри заказа.

Элементы могут изменяться из месяца в месяц в зависимости от эффективности производства, качества и стоимости материала, закупочной деятельности и общего состояния дел на предприятии. Разумеется, средние издержки скрывают массу пороков и избыточных затрат, поэтому система контроля базируется на сравнении реальных затрат с приблизительными, сметными или с нормативными расходами по основным статьям, таким, как материалы, трудовые затраты и накладные расходы.

Если принято решение использовать примерные затраты, то для адекватных управленческих мер необходимо своевременно представлять отчеты об изменениях и отклонениях. Запоздалые отчеты значительно снижают их значимость, потому что никто не может вспомнить, что же было не так в прошлом. Начальные издержки для каждого нового вида продукции могут оказаться выше ори­ентировочных, и поэтому их подсчет займет больше времени, но быстрый сравнительный отчет, даже ежедневный, может стимули­ровать управленческое звено принять коррективные меры. В рамках действующей системы производства невозможно провести полную сравнительную оценку для выявления всех видов расходов до окончательного завершения работы.

Существующая форма промежуточного отчета по частично исполненным заказам, дающая возможность решить проблему сравнительной оценки затрат. Данная форма реально способствует снижению средних удельных издержек составных комплектаций по мере выполнения работ в рамках заказа.

Раздел 1 сводного отчета о распределении удельных издер­жек по продукции незавершенной комплектности показывает зат­раты труда, а также отклонения от норматива для стимулирования учета издержек по центрам, ответственным за расходование средств. Управленческое звено может принять решение об использовании такой информации при введении, например, программ материаль­ной, стимуляции персонала в целях стабилизации уровня издер­жек по заказу в соответствии с установленными требованиями в рамках производственных отделов.

В разделе II показано, какая комплектация или часть ее откло­няются от заданного норматива. Данная информация может ока­заться полезной инженерам и техникам, чьи основные функции в отношении контроля издержек состоят в преодолении трудностей, связанных с отдельными частями производственного заказа. Такая информация необходима также для, обоснования возможностей реконструкции или переоснасти отдельных изделий.

Раздел III является обобщающим и отражает выпуск комплекта­ций в рамках конкретного заказа. В этом разделе анализируются элементы расходов на проведение общего контроля. Он является как бы ведомостью суммарных издержек и дает возможность ру­ководству определить совокупные текущие издержки, которые не­обходимо учесть при принятии оперативных решений.

Таким образом, отчеты, уточняющие производственные затраты в сравнительных величинах на различных участках производственно­го цикла, позволяют свести к минимуму вынужденные издержки и избежать избыточных.

Разработка направлений и методов информирования руковод­ства относительно отклонений является одной из основных задач управленческого учета издержек производства.

Если внимание управляющего направлено на конкретные пока­затели, то вполне можно рассчитывать, что коррективные меры будут приняты своевременно. Информация об отклонениях от нор­мативов (или бюджетов) даст ответ на вопрос, «какой должна быть прибыль», и позволит двигаться вперед.

Отчет о планируемой прибыли при фактических производ­ственных расходах содержит информацию о запланированных м

фактических затратах. Данный отчет объединяет преимущества уче­та нормативных издержек и планирования прибыли с возможнос­тями операционного анализа заказов. Обобщая издержки в раз­резе носителей затрат, он в то же время посредством информации по центрам ответственности помогает обнаружить источники получе­ния прибыли и способствует управлению предприятием в целом.

Коммерческий директор проводит планирование сбыта, сметчик разрабатывает расходные статьи бюджета, управляющий отвечает за эффективную работу сегмента, бухгалтер по учету издержек про­изводства выявляет все отклонения.

Системный подход к организации взаимосвязи финансового и управленческого учета в позаказном производстве требует как мож­но более полного применения во внутреннем учете составляющих традиционной бухгалтерии.

Так, на основании итоговых карточек бухгалтерского учета в разрезе заказов может быть подготовлен такой важный инстру­мент управления затратами, как отчет о предварительном пре­деле себестоимости. Этот отчет показывает относительное влияние основных компонентов себестоимости на цену реали­зации по каждому заказу, формат отчета краток, нагляден и отражает достаточно сложные ситуации.

Эффективность управленческого воздействия определяется тем, насколько высоко качество представленной менеджеру информа­ции. Если информация основывается на устоявшихся принципах учета и отражает существующие условия полно и четко, то, есте­ственно, все это реализуется в более качественных и деятельных управленческих решениях.

Основные принципы управленческого учета раскрываются через использование определенных калькуляционных расчетов или мето­дов калькулирования. Используемый в том или ином случае метод калькулирования должен обеспечить решение главной задачи лю­бой системы производственного учета — обеспечить руководство оперативной информацией о расходовании материальных, трудо­вых и прочих ресурсов на производство единицы разного рода продукции.

Одним из наиболее эффективных инструментов управленческо­го учета метод исчисления себестоимости по переменным издер­жкам, или «директ-костинг». Подкрепление расчетов в рамках этого метода конкретной управленческой отчетностью дает возможность довести до логического завершения процесс бизнес планирования. В этих условиях отчетность сама по себе не является конечным результатом, а выступает лишь в качестве средства его достижения.

Существует отчет о вкладе, вносимом каждым заказом (или группой заказов) в получение общей прибыли предприятия. По­добная форма отчета окажет содействие менеджерам при приня­тии соответствующих решений, так как в нем выделены относи­тельные вклады, внесенные каждым заказом в выполнение общей программы получения прибыли в рамках организации.

Анализ представленных данных показывает влияние любого изменения объема выпуска на совокупную чистую прибыль за определенный период. Такой отчет обеспечивает принятие многих управленческих решений исходящих из анализа взаимосвязи между маржинальным и чистым доходом, но для определения того, какое воздействие на общий доход оказывают внешние условия, характеризующие рынки сбыта, требуется иная отчетная форма.

С учетом информации, представленной в предыдущем отчете, раскрывается вклад (прибыль) по основным видам мест реализации. Уровень прибыли может рассчитываться как по конкретным заказам, так и по вложению в прибыль от каждого вида доходов с учетом зоны его «получения». Подобная информация необходима в коммерческой деятельности для принятия решений о заключении контрактов с учетом прибыльности продукции на том или ином рынке сбыта. Данный отчет концентрирует внимание на любых колебаниях затрат и доходов посредством проведения срав­нений с прошлым периодом.

В любом случае внимание управленческого звена должно быть сконцентрировано на определенных доходах. В этих условиях задача управленческого учета - подготовить необходимую почву для исследовательской работы по изучению основных экономических факторов, оказывающих влияние на вклады в получение чистого дохода.

Новая форма контроля предпринимательских сегментов может быть обеспечена посредством отчета об относительном вкладе управления по производству. Отчет дает возможность оценить вклад каждого центра затрат в общую прибыль организации. Предложенная форма отчета может быть использована как основа для материального стимулирования работников конкретных структурных подразделений. Она также показывает вклад каждого про­изводственного центра в совокупное возмещение постоянных затрат и степень влияния на чистый доход организации.

Поскольку важной частью общей программы управления предприятием является планирование прибыли, сравнительная характеристика плановых и фактических данных может быть представлена в специальном отчете, характеризующем относительную прибыль, приносимую индивидуальными заказами.

Таким образом, основные функции управленческого учета производственного сектора заключаются в том, чтобы постоянно дер­жать руководство организации в курсе дел относительно финан­сового положения по всем деловым операциям. Для проведения полной оценки успеха на основе управленческой отчетности систе­ма представления таких объектов должна быть быстрой и эффек­тивной. Если управленческий учет в целом обеспечивает наличие инструментов, с помощью которых осуществляется процесс управ­ления, то внутренняя отчетность является формой подачи его ре­зультатов. При этом конечная цель управленческого учета состоит в предоставлении данных для составления экономических заклю­чений и для рассмотрения обстоятельств, лежащих в основе при­нятия управленческих решений. Именно внутренняя управленческая отчетность способствует достижению этой цели.

Заключение

Разделение бухгалтерского учета на две отрасли — финансо­вый учет и управленческий — повлекло за собой организацию двух бухгалтерий, которые имеют свои определенные цели и задачи. Построение системы информации определено национальными особенностями, размерами предприятий, характеристикой выпускаемых продуктов и принципами управления.

Классификация информации позволяет представить управленческий учет в виде процесса, ограниченного рамками предприятия, который готовит для руководителей разных уровней управления информацию для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью структурных подразделений и предприятия в целом.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета облегчает переход от изучения финансового учета к управленческому. Управленческий учет не является обязательным, это скорее средство, чем конечный продукт. Данные финансового уче­та используются внешними пользователями информации и потому они стандартизированы и ведутся по общим правилам. Данные управленческого учета предназначены для внутренних потребите­лей информации, интересы которых персонифицированы и могут быть заранее известны.

Для управленческого учета не обязательны общие правила, вместо базисного правила (балансовое обобщение), используемого финансовым учетом, применяются три различных подхода к изучению объектов (расходы, доходы, активы); содержится больше при­близительных оценок; большой объем информации представлен в натуральном выражении; не обращается внимание на точность; разная информация для различных целей - учет по центрам ответственности, учет полной себестоимости и дифференцированный учет.

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

2. Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

3. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебн. пособие М.: Финстатинформ, 2004.

4. Врублевский Н.Д. Построение системы счетов управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2003. № 17.

5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М., 2002.

6. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. М., 2003.

7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебн. пособие М.: ИНФРАМ, 2004.

8. Лабынцев Н.Т., Шароватова Е.А, Михайленко Р.Г. Управлен­ческий учет и аудит в условиях рыночной экономики: Научно-практическое пособие. Ростов н/Д: РГЭУ, 2003.

9. Ларионов А. Д., Ерофеева В.А., Леонтьева Ж. Г. и др. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: ГРОССБУХ, 2002.

10. Палий В.В., Палий В.Ф. Счета управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2001. № 7.