Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная академии экономики и управления

Контрольная работа

По дисциплине: финансовое право

Тема: понятие страхования, его виды и функции

Выполнил: студентка гр. ФКП-42

Ермакова Валентина Александровна

Проверил: преподаватель

Новосибирск 2005

Содержание

 

 

 


Введение. 3

1. Понятие и функции  страхования. 4

2. Виды страхования. 7

2.1. Обязательное и добровольное страхование. 7

2.2. Обязательное государственное страхование. 11

2.3. Имущественное и личное страхование. 11

2.4.Страхование предпринимательских рисков. 12

2.5. Страхование ответственности. 13

3. Контроль за негосударственными организациями, занимающимися страховой деятельностью.. 15

4. Задачи. 16

Задача №1. 16

Задача №2. 18

Задача №3. 20

Заключение. 23

Список литературы.. 25

Введение

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов. С материальной точки зрения, страхование выступает в виде созданных денежных и материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется, главным образом, из страховых фондов,  а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Целью данной работы, таким образом, является изучение основ страховой деятельности в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-     Изучить понятие страхования и его функции;

-     Рассмотреть обязательное и добровольное государственное страхование;

-     Рассмотреть личное и имущественное страхование;

-     Выявить особенности регулирования страхования предпринимательских рисков;

-     Изучить страхование ответственности.

1. Понятие и функции  страхования

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование - комплексный правовой институт, объединяющий нормы различных областей права (гражданское и финансовое право).

Страхование до 1988 г. осуществлялось на принципе государственной монополии, а затем стали создаваться страховые коммерческие организации и акционерные общества на основании закона “О кооперации в СССР”. Было положено начало созданию страхового рынка. Постепенно стало складываться новое страховое законодательство на основе рыночных отношений. До 1992 г. происходил процесс реорганизации системы Госстраха СССР и государственные страховые организации постепенно переводились на коммерческую основу.

Закон “О страховании” от 27 ноября 1992 г. заложил новую основу страхования. Несколько ранее были приняты и другие законодательные акты, среди них Закон “О медицинском страховании граждан в РСФСР” от 28 июня 1991 года и Закон “О налогообложении доходов от страховой деятельности” от 13 декабря 1991 года[1].

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” страховые организации были переведены с 1 января 1994 года на налогообложение с прибыли предприятий и организаций. В соответствии с данным указом было принято Постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 года № 491, утвердившее Положение “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщикам”.

В последующем стало действовать Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденное Правительством РФ от 19 апреля 1993 года. Среди конструктивно-методического материала Росстрахнадзора следует выделить “Новые условия лицензирования” от 22 января 1993 года. В 1994 году они стали действовать в новой редакции “Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”.

Действующее страховое законодательство в РФ активно развивается, главным образом, по линии разработки материалов, а также изменений и дополнений, вносимых в основные страховые законы.

Вместе с ним стали действовать и другие страховые организации, включающие в себя предприятия и учреждения, наделенные правами юридического лица по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями.

Страховую деятельность на территории РФ также стали осуществлять иностранные компании, фирмы и другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и действующие в установленном порядке через постоянные представительства.

По состоянию на 1 января 1995 г. в России действовало 2295 страховщиков, из них 58 процентов страховых организаций имеют смешанную форму собственности, 36 процентов относятся к частной собственности, 5 процентов -- к государственной и 1 процент охватывает страховые организации муниципальной собственности и общественных организаций[2]. Новая страховая система на предпринимательской основе практически находится в стадии ее создания, о чем свидетельствуют сроки деятельности страховых организаций: 5 процентов страховых организаций действуют более двух лет и 54 процента – менее одного года.

Большинство страховых организаций выступают многоотраслевыми организациями, осуществляющими различные виды страхования.

Все страховые организации независимо от форм собственности осуществляют лицензирование своей деятельности, т.е. получают лицензию-разрешение.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Из общего числа страховых компаний, получивших лицензии на проведение страховых операций, наиболее мощными признаются “Ингосстрах”, крупные страховые организации “Росгосстраха”, а также акционерные страховые компании типа “Сервисрезерв, Россия”.

В числе страховых организаций наряду с акционерными и государственными страховыми организациями могут создаваться общества взаимного страхования. Юридические и физические лица для страховой защиты, как правило, специфических, однородных групп рисков (воздушные перевозки и др.) объединяются в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования.

В российское страхование составной частью входит обязательное медицинское страхование. Действуют Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 года № 251.

Государственное страхование в условиях страхового рынка осуществляется акционерным обществом “Российское государственное страхование - Росгосстрах”. Эта старейшая страховая, организация России основана в 1921 году, зарегистрирована как акционерное общество в феврале 1992 года, Росгосстрах имеет свои филиалы и представительства на всей территории России. Свои виды услуг по страхованию имущества предприятий, компаний, фирм он осуществляет в рублях и валюте.

Государственные страховые организации с 1989 года перешли на принцип хозяйственного расчета, а в 1991 г. получили статус юридического лица и стали относительно самостоятельны в своей деятельности. Они теперь сами разрабатывают свой финансовый план по доходам и расходам, разрабатывают и утверждают положения об оплате труда, штатных расписаниях, ставках должностных окладов и др. С 1991 года им предоставлено право инвестиционной деятельности за счет использования временно свободных средств резервных фондов.

Например, государственная страховая фирма “Росгосстрах Стинвест” в сентябре 1992 г. была преобразована из бывшего Управления Госстраха по г. Москве. В настоящее время объем ее полномочий достаточно широк, она осуществляет все виды страхования[3].

Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации определена Классификация по видам страховой деятельности, которая является новшеством в страховом деле в России. Классификация предусматривает 15 видов страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование средств наземного транспорта, грузов, гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, страхование средств воздушного транспорта, средств водного транспорта, других видов имущества, профессиональной ответственности, ответственности за неисполнение обязательств, страхование финансовых рисков, гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности и страхование иных видов гражданской ответственности.


2. Виды страхования

2.1. Обязательное и добровольное страхование

Страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями Закона “О страховании” Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования регулируются другими законами РФ.

Обязательное страхование в свою очередь делится на страхование за счет страхователей[4]:

-     страхование строений;

-     сельскохозяйственных животных;

-     личное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта;

-     личное и имущественное государственное страхование.

Добровольные виды страхования обусловлены в основном, характером рыночных отношений.

1. Коллективное страхование жизни на особых условиях, когда заключаются договоры с предприятиями и организациями по страхованию жизни их сотрудников.

При данном страховании не производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, на социальное страхование и медицинское страхование. Договор страхования заключается сроком от 2 месяцев до 1 года и по окончании срока действия договора страховая сумма перечисляется на расчетный счет предприятия или непосредственно на счета застрахованных работников.

При страховании граждан от несчастных случаев договоры страхования граждан могут заключаться как в коллективной форме за счет средств предприятия, так и в индивидуальной за свой счет. Общая страховая сумма по нескольким договорам страхования может составлять 50 млн. рублей. Договор индивидуального страхования за счет собственных средств может заключаться гражданами в возрасте от 16 до 79 лет.

2. Страхование граждан - это защита здоровья и выгодное накопление денег. Договоры на данный вид страхования могут заключаться гражданами в возрасте от 16 до 77 лет (кроме инвалидов 1 группы) сроком на 3 года, 5, 10, 15 и 20 лет, но не старше 80-летнего возраста на момент окончания договора. Договор может заключаться в пользу третьего лица (родителями в пользу детей, супругами и т. п., предприятиями в пользу своих работников).

3. Страхование детей к совершеннолетию осуществляется по договорам страхования детей независимо от возраста и состояния здоровья. Эти договоры могут заключать родители (усыновители), опекуны или попечители и другие родственники ребенка. Возраст ребенка не должен превышать 15 лет и срок страхования определяется как разница между 18 годами и возрастом ребенка. Страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но не ниже 10 000 рублей. Страховые взносы можно уплачивать единовременно или ежемесячно.

4. Страхование домашнего имущества в современных условиях приобретает все большее значение. По страховому полису данного страхования можно застраховать мебель, видео-, радио-, фото-, кино-, телеаппаратуру, бытовую электронику, компьютеры, телефонные аппараты, музыкальные инструменты, одежду, обувь, белье, посуду, постельные принадлежности, ковры, книги и другие предметы домашнего имущества. Все эти предметы домашнего имущества могут быть застрахованы по общему договору. Кроме него, можно еще заключить специальный договор страхования, который страхует изделия из драгоценных металлов, полудрагоценных и поделочных камней, коллекции, картины, уникальные и антикварные предметы. Страховое возмещение за похищенное, поврежденное домашнее имущество выплачивается в пределах причиненного ущерба в ценах на момент страхового события, но не выше страховой суммы по данной группе имущества в соответствии с договором страхования. По домашнему имуществу страховая сумма устанавливается исходя из действительной стоимости имущества на момент заключения договора. Общий договор заключается на срок от 2 месяцев до 1 года, а специальный только на 1 год.

Новым видом страхования является страхование квартир, принадлежащих гражданам, предприятиям и организациям на праве собственности. Оно введено в действие в апреле 1994 года. Договоры добровольного страхования квартир в домах государственного общественного и ведомственного жилищного фонда и ЖСК, принадлежащих гражданам и предприятиям на праве собственности, а также членам ЖСК с полностью выплаченным паем, заключаются сроком от 2 до 12 месяцев. Страховое возмещение за поврежденные части квартиры выплачивается в пределах причиненного ущерба в ценах на момент страхового события. Но не выше страховой суммы, указанной в договоре страхования. Постоянным страхователям предоставляются льготы по размеру страхового платежа в зависимости от количества лет страхования.

5. Страхование транспортных средств, принадлежащих гражданам. В России уже накопился достаточный опыт по данному страхованию. Договор страхования транспортных средств распространяет свое действие на страховые события (риски), происшедшие на территории России. К объектам данного страхования относятся:

а) Автомобили легковые, грузовые; автобусы; тракторы всех видов, в том числе принадлежащие гражданам и лицам без гражданства.

б) Водители и пассажиры (по числу посадочных мест).

в) Дополнительное оборудование и принадлежности (магнитолы, чехлы на сиденьях, сигнальное оборудование и т. п.). Выплата страхового возмещения производится в пределах причиненного ущерба в ценах на момент страхового события, но не выше страховой суммы, указанной в договоре, причем размер страхового возмещения подтверждается актом осмотра поврежденного средства транспорта и сметой на ремонт, составленной с участием специалистов.

Транспортное средство может быть застраховано на любую страховую сумму в пределах его действительной стоимости с учетом процента износа. При износе свыше 60 процентов транспортное средство на страхование не принимается.

2.2. Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета.

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, сотрудников ФСБ, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств[5].

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан.

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно - за счет средств бюджета.

2.3. Имущественное и личное страхование

Страхование в зависимости от объекта страхования подразделяется на две основные отрасли - имущественное страхование и личное страхование.

Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объектом страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, так и интересы, связанные с жизнью и здоровьем застрахованного лица, т. е. лица, в пользу которого страховщик заключает со страхователем договор.

И имущественное и личное страхование могут выступать как в форме добровольного, так и обязательного страхования.

Предусматриваются страховые случаи (риски) и платежи без риска “угон” и с риском “угон”. В первом случае страхуются поврежденные средства транспорта, риски от стихийных бедствий; повреждения транспортного средства, причиненные действиями третьих лиц.

Автомобили иностранного производства принимаются на страхование, если срок их эксплуатации не превышает пяти лет.

Страхование от риска угона, хищения производится только по полному пакету рисков. Размер страхового платежа зависит от марки автомобиля и срока страхового договора. При большем сроке меньший процент страхового платежа. Договор страхования заключается на срок от 3 до 12 месяцев. Постоянным страхователям предоставляются льготы в зависимости от срока страхования от 1 года до 10 лет от 5 до 70 процентов от размера страхового платежа.

2.4.Страхование предпринимательских рисков

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон РФ от 27 ноября 1992 года “О страховании”.

В нем впервые дается понятие страхования: это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

В случае наступления страхового случая и выплаты определенной обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими и физическими лицами.

Обязательное заключение договоров страхования предусмотрено законом в ряде случаев. Это страхование предусмотрено в целях гарантий возмещения страхователями возможного ущерба в случае причинения его третьим лицам в процессе деятельности страхователя.

К ним относятся, например, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Они обязаны заключить договор страхования своей деятельности (“Основы законодательства о нотариате”). Аналогичные обязанности возложены на таможенного брокера и таможенного перевозчика (Ст. 156, 158 Таможенного кодекса).

2.5. Страхование ответственности

Выделяют и такую отрасль страхования, как страхование ответственности. В этом случае в соответствии со ст. 4 Закона “О страховании” объектом страхования выступают имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем вреда, причиненного им личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Страхование ответственности является наиболее сложным, и оно направлено на возмещение страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Содержание страхования ответственности определяется “Условиями лицензирования страховой деятельности” и включает в себя: страхование кредитов, страхование ответственности владельцев транспортных средств и страхование иных видов ответственности[6].

Страхование ответственности в России по сравнению со странами Запада пока еще не получило широкого развития. Наибольший интерес в этом страховании вызывает страхование кредитов или риска неплатежа. В развитых странах наиболее развито обязательное по закону страхование ответственности владельцев автотранспортных средств. Наше законодательство в этой сфере отстает. В настоящее время автогражданская ответственность в России страхуется лишь в добровольном порядке. К этому виду страхования также относится страхование ответственности при воздушных перевозках за жизнь пассажиров и сохранность их багажа. Страхование ответственности распространяется также на морские и речные перевозки.

В условиях рынка при наличии различных форм собственности и возрастании ее технической оснащенности данный вид страхования получит значительное развитие в нашей стране. Среди видов данного страхования наиболее часто применяемым является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Объектами данного страхования являются гражданская ответственность владельца автотранспортного средства за вред, причиненный здоровью или жизни граждан, их имуществу или имуществу организаций при эксплуатации этого средства.

Договор на данный вид страхования заключается с гражданами РФ и стран СНГ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; предприятиями и организациями независимо от форм собственности; иностранными юридическими лицами; участниками соревнований на трассах и треках на территории России на период проведения соревнований и тренировок. Договор страхования распространяется на страховые события, происшедшие на территории РФ, и он имеет лимит ответственности страховой фирмы по договору страхования гражданской ответственности: 1) за причинение вреда потерпевшему, в том числе смерть - 1 млн. рублей; 2) за уничтожение или повреждение имущества потерпевшего - 1 млн. рублей.

Размер страхового платежа устанавливается в зависимости от класса автомобиля.

Страховая сумма (лимит ответственности) может быть увеличена при одновременном пропорциональном увеличении страхового платежа. Договор страхования заключается на срок от 1 месяца до 1 года.

При наличии непрерывного страхования гражданской ответственности и отсутствия выплаты в течение двух предыдущих лет постоянным страхователям предоставляются льготы в виде скидки со страхового платежа в зависимости от срока страхования от 2 до 5 и более лет от 10 до 30 процентов. Росгосстрах является не только ведущей страховой организацией на российском страховом рынке, но он также выступает инициатором установления и поддержки активных связей с связей с зарубежными страховыми организациями, прежде всего в целях изучения мирового опыта в страховом деле и проведения оперативных страховых мероприятий. К ним, в, частности, относятся договоры страхования об оказании помощи “ассистанс” (оказание помощи за границей) российским гражданам, выезжающим за границу на автомашинах или любыми другими видами транспорта, в случае внезапного заболевания, несчастного случая или непредвиденных обстоятельств, связанных также с кражей или аварией автомашины, и ее ремонтом за границей. “Ассистанс” - одна из форм страхования, и российским гражданам, выезжающим за рубеж, может потребоваться его услуга в случае возникновения у него за рубежом временных трудностей (болезнь, несчастный случай и др.).

Договор оказания помощи может быть заключен с частными лицами-предпринимателями, туристскими группами, а также с предприятиями и организациями, командирующими своих работников на работу за рубеж. Страховой полис медицинского “ассистанса” может получить любой гражданин России, выезжающий за рубеж независимо от цели поездки. Полисы продаются всеми фирмами Росгосстраха Европейской части России. Стоимость страхового полиса медицинского “ассистанса” зависит от срока пребывания за границей и территориальной зоны. Тарифы по автомобильному “ассистансу” зависят не от протяженности маршрута путешествия, а от срока пребывания за границей. Формы “ассистанса” достаточно разнообразны.

3. Контроль за негосударственными организациями, занимающимися страховой деятельностью

Страховой деятельностью могут заниматься как государственные, так и негосударственные страховые компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер. Подавляющее большинство компаний работают на страховом рынке менее года, лишь некоторые из них более двух лет. В настоящее время на территории РФ действуют федеральные и территориальные органы государственного страхового надзора.

Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний кардинально изменилось. Государственное управление заменено на регулирование и контроль. Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.

На органы государственного страхового надзора возложены функции по выдаче лицензий и регистрации страховых компаний, по ведению единого реестра страховщиков.

Теперь рассмотрим деятельность негосударственной страховой компании “Гарантия” с размером уставного капитала в 4 млрд. рублей, созданной в феврале 1994 года. Данная страховая компания выдает страховые полисы на получение страхового платежа к свадьбе, на рождение ребенка и на погребение. Сроки страхования установлены: к свадьбе от 5 до 20 лет, рождению ребенка - от 5 до 20 лет и на погребение от 1 года до 20 лет. Страховые взносы выплачиваются через год после внесения страховых сумм ежемесячно, страховые выплаты составляют от 180 до 250 рублей на каждые 1000 рублей в зависимости от срока страхования[7].

Закон “О страховании” допускает на территории России перестрахование и рассматривает его как одну из форм страхования.


4. Задачи

Задача №1

Государственное унитарное предприятие «Строймех» финансируется за счет средств бюджета РФ и имеет собственные доходы от осуществления уставной деятельности. В отчетном финансовом году указанное предприятие получило только 58% от запланированных бюджетных средств, утвержденных бюджетной росписью.

1. Дайте понятие бюджетной росписи.

2. Оцените правомерность ситуации.

3. Укажите, возможно ли получение оставшейся части бюджетных средств в следующем финансовом году.

4. Имеется ли правовая основа для взыскания процентов за просрочку бюджетного финансирования?

Свои ответы обоснуйте нормами действующего законодательства.

Решение:

1. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.[8]

2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и платежей.[9]  Поэтому ситуация правомерна в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, определенного статьей 229 БК, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, определенного статьей 232 БК, либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах полномочий, определенных статьей 233 БК.[10]

3. При финансировании за счет средств федерального бюджета предприятие не вправе требовать проценты за просрочку финансирования.


Задача №2

Глава администрации г. Бердск дал распоряжение о выплате из средств вышестоящего бюджета на нужды здравоохранения, материальной помощи школьному учреждению для осуществления внепланового ремонта. Решением органа федерального казначейства сумма израсходованных не по назначению бюджетных средств была взыскана из бюджета местной администрации в безакцептном порядке, а финансирование из вышестоящего бюджета было прекращено. Глава Администрации г. Бердска был подвергнут штрафу в размере 200 МРОТ.

1. Каковы полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе?

2. Дайте понятие бюджетных кредитов и оснований их предоставления.

3. Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

4. Правомерно ли поступил орган федерального казначейства?

Свои ответы обоснуйте нормами действующего законодательства.

Решение:

1. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные БК, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.[11]

2. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.[12]

3. В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным статьей 231 БК.[13]

4. К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: блокировка расходов; наложение штрафа.[14]

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются в контексте задачи: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.[15]

Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями). Они имеют право списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.[16]


Задача №3

В юридическую консультацию обратился директор ОАО «ВЕГА» с просьбой разъяснить ему порядок аккредитивной формы безналичных расчетов.

1. Дайте понятие аккредитивной формы расчета.

2. Назовите виды аккредитивов.

3. Разработайте проект договора оформляющим аккредитивную форму расчетов.

Решение:

1. Аккредитив- это обязанность банка произвести по просьбе и в соответствии  с указаниями импортера платеж экспортеру, в пределах определенных сумм и срока.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.[17]

2. В статьях 868 и 869 ГК РФ (часть 2) дается определение двух видов аккредитивов: отзывной и безотзывной.

Отзывной аккредитив - аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное.

Безотзывный аккредитив - аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.

3. Договор аккредитива

От: Банка Либано Франсэз (Франция) 33, Рю де Монсо - 75008 Париж

Для: Внешторгбанка СССР, Москва, СССР

Париж, 26 января 2002

По приказу и за счет:  Либексим С.  А.,  126 Сингроу  Авенью,  Афины,

Мы открываем безотзывный документарный аккредитив No. 24496/FIM

В пользу:   В/О   "Стройматериалинторг",  Москва,  СССР,  телекс  No.               411887-411889. На сумму: Ам. долл. 548.451,000 - максимум (ам. долл.  пятьсот сорок восемь тыс.  четыреста пятьдесят  один ровно)

Действительный для произведения оплаты в течение 60 дней с бортового коносамента, против предоставления следующих документов:

1. 3/4 оригиналов  плюс 2-копий чистых бортовых морских  коносаментов с отметкой  "фрахт  оплачен",  выписанных  "по приказу"  и  с "чистым индоссаментом", с указанием в графе  "Нотифай":  Тюркие  Джименто  Ве Топрак Санаин Т. А. С., Ескишехир Йолу 7 км – Анкара; 1/4 оригинала коносамента подлежит передаче капитану  судна  под расписку и  с обязательством передать его по прибытии в порт Ярымджа таможенному агенту.

Расписка капитана  вместе  с  этим  обязательством  должна  быть предоставлена (в Банк) вместе с остальными отгрузочными документами.

2. 4-х  экземпляров  подписанного  бенефициаром  коммерческого счета,    содержащего подтверждение бенефициара о том,  что  груз  находится  в    строгом соответствии с требуемым.

3. Сертификата происхождения в 3-х  экземплярах,  выданного  Торговой Палатой с  указанием  названия  и адреса завода-изготовителя товара и подтверждающего, что товар действительно произведен в России.

4. Сертификата качества и Веса завода-изготовителя в 3-х экземплярах.

5. Сертификата Испытания завода-изготовителя.

Просим срочно передать указанный аккредитив Бенефициару с соответствующими своими отметками.

Информируем Вас,  что сегодня мы обратились к Банку Индосуэ Пари с просьбой подтвердить настоящий аккредитив.

Все прочие   документы  должны  быть  направлены  нам  в  полном комплекте заказной авиапочтой.

Инструкции по расчетам:

Компенсацию произведенной  Вами  оплаты  просим произвести через Банк Индосуэ Нью-Йорк,  направив нам соответствующее  уведомление  по телексу.

Настоящий аккредитив соответствует  Унифицированным  правилам  и обычаям для  подобных  документов, принятых Международной Торговой Палатой (МП).

26 января 2002 года                                                       Либано Франсэз



Заключение

В результате проделанной работы были изучены основы правового регулирования страхования в РФ. Страхование как один из институтов финансовой системы государства, который составляют финансовые отношения, образующиеся в процессе формирования и использования страховых фондов, является предметом правового регулирования финансового права. Так, нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права); обязательное государственное страхование и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие, которые связаны с осуществлением государством финансовой деятельности.

Страховая деятельность в РФ регулируется следующими нормативными актами:

-     Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14 – ФЗ;

-     Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред. От 20.11.1999);

-     Федеральный Закон «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и  сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28.03.1998 г. №52-ФЗ (ред. от 21.07.1998 г.);

-     Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07.07.1992 г. «750 (в ред. от 22.07.98 г. №866);

-     Приказ Минфина РФ «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского внутреннего водного и автомобильного транспорта» от 16.01.1998 г. №2н;

-     Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ;

-     Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (ред. от 25.10.2001 г.)

Список литературы

1.     Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14 – ФЗ - Справочная система Гарант.

2.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант

3.     Федеральный Закон «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и  сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28.03.1998 г. №52-ФЗ (ред. от 21.07.1998 г.) - Справочная система Гарант.

4.     Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ - Справочная система Гарант.

5.     Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (ред. от 25.10.2001 г.) - Справочная система Гарант.

6.     Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред. От 20.11.1999) - Справочная система Гарант.

7.     Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07.07.1992 г. «750 (в ред. от 22.07.98 г. №866) - Справочная система Гарант.

8.     Приказ Минфина РФ «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского внутреннего водного и автомобильного транспорта» от 16.01.1998 г. №2н - Справочная система Гарант.

9.     Положение «О Министерстве финансов РФ» от 19.08.1994 г. № 984 в ред. Постановление Правительства РФ от 12.07.1993 г. № 791 - Справочная система Гарант.

10.           Сабанти Б.Н. Финансы современной России: Учебное пособие. СПб.: университет экономики и финансов, 1997.

11.           Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М.: Инфра-М, 1999.

12.           Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 1998.

13.           Финансовое право: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 1996.

14.           Шахов В.В. Введение в страхование. М.: Финансы и статистика, 2002.



[1] Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М.: Инфра-М, 1999. – с. 145.

[2] Финансовое право: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 1996. – с.214.

[3] Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 1998. – 147.

[4] Шахов В.В. Введение в страхование. М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 67.

[5] Шахов В.В. Введение в страхование. М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 75.

[6] Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М.: Инфра-М, 1999. – с. 120.

[7] Финансовое право: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 1996. – 301.

[8] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – ст.6.

[9] Там же. – ст. 220.

[10] Там же. – ст.228.

[11] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – ст. 154.

[12] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – ст. 76.

[13] Там же. – ст. 74.

[14] Там же. – ст. 282.

[15] Там же – ст. 283.

[16] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – ст. 284.

[17] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14 – ФЗ - Справочная система Гарант. – ст. 867.