Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


Новосибирский государственный университет экономики и управления








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Государственный кредит»





Выполнила: студентка гр. ФКП-42

Ермакова Валентина Александровна.

Специальность: финансы и кредит

Номер зачетной книжки: 042073


Проверил:





Новосибирск – 2005

Содержание


Введение 3

1. Экономическая сущность государственного кредита и его  значение 4

2. Формы государственного кредита РФ и их краткая характеристика 10

Заключение 20

Список литературы_ 21


Введение


Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Чаще всего государство выступает как заемщик, когда привлекает денежные средства у кредитных организаций, иностранных государств или частных лиц. В таком случае количество денежных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается. Реже государство выступает как кредитор, т.е. предоставляет деньги взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение количества денег, которыми располагает государство. Если же государство выступает как гарант, т.е. берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, то количество денежных средств, которыми располагает государство, не меняется.

Государственный кредит представляет собой важное звено финансовой системы, обслуживающее прежде всего централизованные фонды денежных средств. Будучи элементом государственных финансов, государственный кредит соединяет в себе черты финансовой и кредитной категории.

Цель данной работы – рассмотреть государственный кредит, его экономическую сущность, формы, а также управление государственным долгом.

Исходя из цели работы государственный кредит будет рассматриваться при условии, когда государство выступает как заемщик.

1. Экономическая сущность государственного кредита и его  значение


Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственного заимствования является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица.[1]

Государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита.

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. В основном они формируются за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения и юридических лиц, не предназначенных для текущего потребления.

Привлечение сбережений населения и юридических лиц путем распространения государственных бумаг позволяет покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денежных средств. При напряженном финансовом положении государства данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования бумажно-денежной эмиссии. Средства, изъятые государством взаймы, направляются на общегосударственные нужды и обезличиваются в общей сумме общегосударственных доходов. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним также производятся из бюджета.

Особое место занимает кредит, получаемый государством путем выпуска займов. Поскольку государственные займы размещаются через банки, государственный кредит переплетается с банковским. Причина роста государственного кредита – дефицитность бюджета государства.

Характерная черта государственного кредита – непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств. Эти средства расходуются в основном на содержание чиновьничьего аппарата, армии, а также на экономические и социальные цели.[2]

Временно давая государству дополнительные доходы займы в конечном счете влекут за собой рост государственных расходов, т.к. по ним выплачиваются проценты и погашения.

Кредит как экономическую категорию отличают три основных принципа: срочность, возвратность и платность.[3]

Срочность, т.е. ссужаемая стоимость, передается во временное пользование, а не навсегда, в заранее оговоренные сроки возврата кредитору заемных средств.

Возвратность – это неотъемлемая черта кредита, обязательная выплата кредитору суммы основного долга на оговоренных условиях.

Платность, т.е. денежные средства при кредитных отношениях представляют собой специфический товар, за пользование которым в любой форме устанавливается цена в виде процентной ставки.

Перечисленные характеристики роднят государственный кредит с традиционными видами банковского и коммерческого кредита. Однако государственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банковского государственный кредит:[4]

1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;

2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода;

3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющем государственную казну, поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования;

4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;

5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;

6) погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов или новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;

7) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.

Государственный кредит выполняет две основные функции – фискальную и регулирующую. Посредством фискальной функции осуществляется формирование централизованного денежного фонда и в доход государства поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть использованы как для финансирования расходов государства, так и для погашения дефицита бюджета.

Посредством фискальной функции денежные ресурсы перераспределяются между федеральным бюджетом, международными финансово-кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, а также бюджетами разных уровней.

При этом происходит своеобразное распределение налогового бремени во времени, что, с точки зрения интересов разных поколений, является наиболее справедливым. Например, необходимо построить здание больницы, а средств для этого нет. Откуда их взять? Можно повысить налоги и построить больницу, а можно взять кредит у МВФ и тоже построить больницу. В первом случае больница будет построена только благодаря вкладу ныне живущего и работающего поколения, которое будет пользоваться услугами этой больницы. Но услугами этой больницы будут пользоваться и другие поколения. Поэтому, с точки зрения интересов ныне живущего поколения, правильнее было бы строить больницу за счет заемных средств. Только в этом случае те, кто в будущем будет пользоваться услугами этой больницы, смогут поучаствовать в ее создании.

Следует иметь ввиду, что если займы идут на выплату социальных пособий, увеличение заработной платы, то в этом случае источником их погашения в будущем могут быть только налоги. При этом, как правило, величина государственного долга возрастает быстро и многократно. Так произошло в России в 90-е годы, когда внешние заимствования направлялись преимущественно на социальные выплаты и компенсации. Тем самым обеспечивалось непроизводительное использование заимствований, что в конечном счете и привело к затягиванию долговой петли и стремительному росту внешнего долга.

В условиях непроизводительного использования заемных средств происходит перемещение налогового бремени на следующие поколения, тяжесть которого зависит от срока заимствований и величины процентов, выплачиваемых государством. Чем выше доходность государственных займов для кредиторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.

Если заимствования идут на производительные цели, т.е. на инвестиции и прирост производства, то источником их погашения выступают уже не налоги, а созданная прибыль. Никакого усиления налогового бремени и роста государственного долга в этом случае не происходит.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.

Посредством государственного кредита государство может уменьшить количество денег в обращении. Это происходит в том случае, когда государство размещает свои займы среди различных групп населения или хозяйствующих субъектов. Размещая свои займы, государство снижает платежеспособный спрос населения. При этом, если заемные средства государство использует в производительных целях, происходит абсолютное сокращение наличной денежной массы. Если заемные средства будут использоваться на выплату заработной платы, количество наличных денег останется без изменения. Если же государственные заимствования финансируются  за счет привлечения накоплений хозяйствующих субъектов, а полученные денежные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении в этом случае возрастает.

Непосредственное влияние долгового финансирования на состояние денежной массы особо четко проявляется при использовании правительством кредитов эмиссионного банка для погашения государственного долга.

С одной стороны, взятие государством кредитов у Банка России является не чем иным, как новой денежной эмиссией, что приводит к значительному росту денежной массы со всеми вытекающими инфляционными эффектами. С другой стороны, государственные мероприятия, профинансированные за счет кредитов эмиссионного банка, можно рассматривать как один из вариантов стимулирующей экономической политики, имеющей инфляционный характер. Возвращение государством кредитов, полученных у Банка России, ведет к изъятию выплаченных сумм из процесса воспроизводства, т.е. к уменьшению находящейся в обращении денежной массы. Если государственные долговые обязательства сосредоточены в основном в банковском секторе, то воздействие погашения данных обязательств является более сложным, т.к. в этом случае увеличение объема платежных средств, находящихся в обращении в банковском секторе, компенсируется за счет уменьшения суммы вкладов вследствие уже увеличенных налоговых ставок. Таким образом, сводный баланс всех кредитных институтов остается без изменения.

Если погашение государственного долга осуществляется за счет небанковского сектора, происходит простое перераспределение сбережений между частными и государственными секторами, что почти не отражается на состоянии денежной массы.

Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика и увеличивая спрос на кредитные ресурсы, способствует росту ссудного капитала. В свою очередь, дороговизна кредитных ресурсов вынуждает предпринимателей сокращать объемы производства, но в то же время осуществлять накопления в виде государственных ценных бумаг. Такая ситуация, например, существовала в России в середине 90-х гг., когда доходность государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ) достигала 150-200% годовых.[5] В этих условиях производительный капитал начал стремительно перемещаться в финансовую сферу, сокращая и без того ограниченные средства реального сектора производства. Этот пример показывает, что размещение государственных займов на внутреннем рынке имеет свои ограничения. Оно может осуществляться только при условии достаточного количества свободных капиталов.

Положительное воздействие на производство и занятость государственные займы могут оказывать, если за счет дополнительных доходов государство начинает предъявлять  больший спрос на товары национальных производителей.

В целом воздействие размещения и погашения государственных долговых обязательств во многом зависит от того, каким образом оформлены государственные долги. В зависимости от форм и инструментов государственной задолженности, структуры кредиторов, сроков обращения и процентного дохода, государством могут быть решены самые разнообразные задачи кредитно-денежной политики.


2. Формы государственного кредита РФ и их краткая характеристика


Государственный кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Первый выражается в выпуске государственных займов, подлежащих погашению по истечению многих лет, второй – в выпуске казначейских векселей, подлежащих погашению через один или несколько месяцев.[6]

Государственный кредит подразделяется на внешние и внутренние заимствования.

Внешний заем – иностранный заем, представляющий основную форму международного кредита, получаемого от зарубежных кредиторов, ведущий к образованию внешнего государственного долга.

Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем и последующие годы.[7]

 Государственные внешние заимствования Российской  Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета,  а  также для погашения  государственных  долговых  обязательств  Российской Федерации. Право осуществления государственных  внешних  заимствований Российской  Федерации  и  заключения  договоров  о  предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От  имени  Российской  Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство  Российской  Федерации.

Внутренний заем – долговое государственное обязательство по государственным ценным бумагам, выпущенным на внутренний рынок. Внутренний заем образует внутренний государственный долг.

Внутренний государственный долг – внутренняя задолженность государства хозяйствующим субъектам и населению в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов.

В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные займы;

2. обращение части вкладов населения в государственные займы;

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

4. казначейские ссуды;

5. гарантированные займы.

 Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

   а) центральным правительством;

   б) республиканскими правительствами;

   в) местными органами власти.

По срокам погашения займы делятся на:

   а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

   б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

   в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы подразделяют на:

   а) добровольные займы;

   б) займы размещенные по подписке;

   в) принудительные займы.

В зависимости от обращения на рынке государственные займы делятся на:

а) рыночные;

б) нерыночные.

Рыночными называются займы, которые свободно обращаются (продаются, покупаются) на рынке. Например, в России это государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), казначейские обязательства и др.

Нерыночные займы не могут свободно обращаться на рынке. Обычно они выпускаются государством, чтобы привлечь средства определенных инвесторов, например средства Пенсионного фонда, страховых компаний. Нерыночные займы могут существовать в виде оформленной государственной задолженности перед бюджетом отдельных отраслей и предприятий. К нерыночным относятся также задолженность Банку России, специальные векселя, выпускаемые Минфином РФ и др.

В зависимости от обеспеченности государственные займы делятся на:

а) закладные;

б) беззакладные.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств.

По форме выплаты дохода государственные займы делятся на:

а) выигрышные;

б) процентные;

в) с нулевым купоном.

По выигрышным займам доход выплачивается на основании лотереи и только тем держателям ценных бумаг, кто выиграл. Как правило такие займы не пользуются большим спросом, поскольку выплата доходов является нерегулярной и зависит от целого ряда субъективных обстоятельств.

Процентные займы – это займы, по которым регулярно выплачивается определенный доход в виде процента (купона). Этот доход может выплачиваться 1, 2 или 4 раза в год.

Некоторые займы, главным образом краткосрочные, могут не иметь купонов, но их продажа осуществляется со скидкой с номинала. Выкупаются такие займы по номиналу, и тогда у держателей займов образуется доход. Такие займы называются займами с нулевым купоном.

По условиям погашения государственные займы делятся на:

а) займы с правом досрочного погашения;

б) без права досрочного погашения.

Займы с правом досрочного погашения часто используются в условиях нестабильной экономической ситуации, когда государству при размещении ценных бумаг сложно определить величину процента на длительный срок. По истечении одного-двух лет ситуация может коренным образом измениться и государство будет не в состоянии выплачивать процент. Поэтому займы с правом досрочного погашения для государства являются выгодными. Однако для держателей ценных бумаг они не выгодны, так как у них нет полной уверенности относительно стабильности тех доходов, которые они смогут получать в будущем. С точки зрения интересов держателей ценных бумаг, наиболее выгодными являются займы без права досрочного погашения.

По способам погашения выделяют государственные займы:

а) погашаемы единовременно;

б) погашаемые по частям.

Единовременно как правило, погашаются краткосрочные займы. Долгосрочные займы могут погашаться равными долями (1, 2 или 4 раза в год), возрастающими долями или снижающимися долями. В последних двух случаях все зависит от того, какая реальная ситуация существует в стране. Если размещение займов проводится в условиях глубокого экономического кризиса, то имеет смысл выпускать займы с возрастающими долями погашения, перенося тем самым пик платежей на более поздний срок, когда есть надежда, что общая экономическая ситуация улучшится. Если наоборот, ожидается падение производства, есть смысл разместить со снижающимися долями.

Таким образом, посредством форм государственного кредита можно воздействовать на экономические процессы страны.


3. Управление государственным долгом

 

Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами – с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.[8]

С точки зрения материально-вещественного содержания государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Отсюда можно дать определение: государственным  долгом  Российской   Федерации   являются долговые обязательства Российской Федерации  перед  физическими  и юридическими лицами,  иностранными  государствами,  международными организациями и иными  субъектами  международного  права,  включая обязательства  по   государственным   гарантиям,   предоставленным Российской Федерацией. Управление  государственным  долгом  Российской  Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.                                                           

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о Предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. Необходимо отметить, что включение в состав государственного долга обязательств по соглашениям и договорам о пролонгации/ реструктуризации в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически неверно, ввиду того, что пролонгации и реструктуризации обязательств определяют как правило лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств другими с иными условиями обслуживания и погашения.

Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного' долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны. Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:

  • сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сокращение, стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.

Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых по займам других лиц. Однако в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, в соответствии с которой при определении государственного долга следует учитывать всю сумму непогашенных долговых обязательств государства, включая задолженность государственных предприятий, государственных внебюджетных фондов, внутреннюю задолженность перед нерезидентами, внешние долги регионов и муниципалитетов, просроченные кредиты, выданные под гарантии правительства.

Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.

Основные параметры и приоритеты бюджетной политики устанавливаются в бюджетных посланиях Президента, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых составляется и утверждается федеральный бюджет.

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.

Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.

В этой связи ситуация в области государственного долга будет находить отражение в финансовой и фискальной политике государства в ближайшем будущем, а также в возможностях страны по привлечению средств на международном рынке в целях финансирования расходов бюджета, в том числе по обслуживанию и погашению государственного долга.

Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствовании, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.

В  объем  государственного  внутреннего  долга  Российской Федерации включаются:[9]                                             

-основная номинальная сумма  долга  по  государственным  ценным   бумагам Российской Федерации;                                     

- объем  основного  долга  по  кредитам,  полученным  Российской Федерацией;                                                       

- объем  основного  долга  по  бюджетным  кредитам,   полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;                 

- объем    обязательств    по     государственным     гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.  

В  объем  государственного   внешнего   долга   Российской Федерации включаются:                                             

объем    обязательств    по     государственным     гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;                            

- объем основного  долга  по  полученным  Российской  Федерацией кредитам   правительств    иностранных    государств,    кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.                                   

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств. К мероприятиям по управлению государственным долгом относятся: политика рефинансирования, конверсия займов, консолидация, аннулирование и унифицирование займов.[10]

Конверсия займа — изменение доходности займа путем снижения или повышения процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация займа — изменение государством сроков действия ранее выпущенных займов.

Унифицирование займов — обмен нескольких ранее выпушенных займов на один новый. Аннулирование — полный отказ государства от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод управления государственным долгом применяется крайне редко.

Заключение


В данной работе рассмотрена экономическая сущность государственного кредита, его формы, а также управление государственным долгом, которые является следствием возникновения государственного долга. В результате проделанной работы можно отметить следующие основные моменты рассматриваемой темы:

1) Основная сущность государственного кредита заключается в совокупности экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти).

2) Государственный кредит строится на принципах срочности, возвратности и платности.

3) Посредством государственного кредита государство может регулировать наличие денежной массы в хозяйственном обороте страны.

4) Государственный кредит подразделяется на внешний и внутренний, его классификация осуществляется по определенным признакам, которые достаточно подробно изложены в данной работе.

5) Государственный кредит порождает государственный долг, который подразделяется на внешний и внутренний, управление которым осуществляется правительством России.

6) Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств.

Список литературы


1.     Бюджетный кодекс РФ

2.     Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита. – СПб: Питер, 2004

3.     Деньги, кредит, банки / Под ред Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003

4.     Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2003

5.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6.     Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002

7.     Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003


[1]Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.-с. 128

[2]Деньги, кредит, банки / Под ред Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003. -с. 171

[3]Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита. – СПб: Питер, 2004. – с. 133

[4]Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2003. – с. 176

[5]Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2003. – с. 179


[6]Деньги, кредит, банки / Под ред Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003. -с. 171


[7]Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 54

[8]Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2003. – с. 182


[9]Бюджетный кодекс РФ, ст. 98

[10]Современный финансово-кредитный словарь/Под ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.488