Оглавление


Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

Применение оценки бизнеса в управлении стоимостью предприятия. 4

1.1. Система управления стоимость предприятия. 4

1.2. Определение основных факторов стоимости. 5

1.3. Внедрение системы  оперативного контроля над стоимостью активов. 6

1.4. Создание системы оценки управленческих решений. 7

1.5. Анализ вклада подразделений в стоимость компании. 8

1.6. Периодическая оценка. 9

1.7. Данные учета и отчетности  как информационное поле оценочной деятельности. 10

1.8. Особенности финансового и управленческого анализа  предприятия в процессе  оценки бизнеса. 16

Заключение. 18

2. Практическая часть. 20

Список использованной литературы.. 21













Введение

Одним из способов  адаптации предприятия к внешней среде является оценка бизнеса  или проекта   в сложившихся условиях.  Оценка бизнеса  преследует цель, не просто  математически оценит вероятность того, насколько эффективным будет тот или иной проект, или то или иное принятое решение, но и отыскать пути и возможности снижения  риска и неопределенности, а, возможно, и устранения его в определенной степени.

В последние 2-3 года в российскую практику управления постепенно внедряется одна из современных концепций менеджмента - концепция управления стоимостью. В ее основе лежит понимание того, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций первостепенной задачей является увеличение их финансового благосостояния в результате эффективной эксплуатации объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.

Одним из наиболее распространенных методов оценки бизнеса является использование доходного похода и, в частности, метода дисконтированного денежного потока.

В связи с актуальностью данного вопроса  тема оценки бизнеса  в управлении стоимостью  предприятия взята в качестве исследования в данной работе. Целью данной работы выступает   исследование применения   оценки бизнеса  в управлении стоимостью предприятия.







1. Теоретическая часть

Применение оценки бизнеса в управлении стоимостью предприятия

1.1. Система управления стоимость предприятия

Внедрение системы управления стоимостью - достаточно продолжительный процесс, западные специалисты оценивают его продолжительность в 2-3 года.

Рассмотрим основные этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии (см. таблицу 1).

Таблица 1

Этапы внедрения системы  управления стоимостью

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Определение точки отсчета - оценка рыночной стоимости предприятия

Составление схемы факторов стоимости компании

Создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений

Анализ вклада подразделений в стоимость компании

Периодическая оценка. Подготовка отчетов с позиции управления стоимостью

Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов

Подготовка кадров


Определение точки отсчета. Первым этапом на пути к созданию системы управления стоимостью компании является определение стоимости организации в качестве точки отсчета, то есть берется ближайшая прошедшая отчетная дата, на которую и определяется стоимость компании.

Не исключено, что в последующем процессе разработки специфической оценочной модели для компании в стоимость на исходную дату могут быть внесены поправки и уточнения, однако именно в сравнении с данной величиной стоимости будут определяться достижения компании [3,с . 189].

Методы, позволяющие определять стоимость предприятия, условно можно разделить на несколько групп: базирующиеся на определении стоимости отдельных активов, которыми владеет оцениваемое предприятие (имущественный подход); основанные на анализе конъюнктуры фондового рынка (как биржевого, так и внебиржевого), а точнее, сделок, совершенных с акциями или долями уставного капитала предприятий, аналогичных оцениваемому (рыночный подход); основанные на анализе доходов оцениваемого предприятия (доходный подход).

Имущественный подход позволяет найти ответ на вопрос о стоимости создания предприятия, аналогичного оцениваемому. Эта стоимость, с одной стороны, может рассматриваться как барьер для вхождения в отрасль новых конкурентов, а с другой стороны, позволяет понять, сколько могут получить акционеры, распродав активы (ликвидировав предприятие).

Рыночный подход позволяет определить цену, которую инвесторы в сложившихся экономических условиях готовы заплатить нынешним акционерам за оцениваемое предприятие.

Результат, получаемый в ходе использования методов доходного подхода, отражает величину денежных средств, которые предприятие способно заработать для своих владельцев в будущем.

Сопоставление результатов, полученных в ходе применения методов различных групп, имеет существенно большую информативность для менеджмента предприятия, нежели результаты, полученные одним методом, или усредненная величина результатов.

1.2. Определение основных факторов стоимости

На стоимость компании оказывают воздействие различные факторы (факторы стоимости) - в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты, издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т. п.

Факторы стоимости можно разделить на две условные группы: внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании; однако это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий); внутренние факторы (связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия) [2, с. 101].

С точки зрения управления стоимостью важно выстроить всю систему факторов, воздействуя на которые можно добиваться роста стоимости. Система представляет совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее подразделений и отделов. Показатели детализируются для каждого уровня управления, что приводит к тому, что высшее звено руководства зачастую контролирует финансовые показатели, в то время как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы.

1.3. Внедрение системы  оперативного контроля над стоимостью активов

В рамках концепции управления стоимостью имущественный комплекс понимается в широкой трактовке: понятие охватывает как материальные, так и нематериальные активы.

В процессе определения рыночной стоимости компании как точки отсчета проводится стоимостный анализ основных элементов имущественного комплекса. При этом выявляются активы, которые могут быть не отражены в бухгалтерском балансе, но имеют существенную стоимость (например, товарный знак компании). Могут возникать и другие ситуации, когда отраженные в балансе активы в действительности уже обесценились.

Цель этапа состоит в выявлении тех групп активов, стоимость которых, во-первых, имеет ключевое значение для компании, во-вторых, является значительным потенциалом роста, в-третьих, достигла своего пика, и теперь их выгоднее реализовать, чем обладать ими.

Стоимость отдельных объектов имущественного комплекса, так же как и компании в целом, зависит от множества факторов. Большинству объектов присущи свойственные только им факторы. Для того чтобы не заниматься анализом объектов, не имеющих критической важности для предприятия, важно четкое разнесение объектов по вышеупомянутым группам. Часть объектов, попавших в группы, должна в дальнейшем находиться под регулярным наблюдением сотрудников компании, в отношении других может быть начата предпродажная подготовка.

Внедрение концепции управления стоимостью в сложившуюся систему управления организацией невозможно без адекватно подготовленных кадров, способных как самостоятельно выполнять расчеты, так и доводить оперативную информацию до соответствующих отделов.

Сначала определяется круг ключевых сотрудников, которые и будут на местах внедрять основы обновленной системы управления. В качестве "опорных" сотрудников, как правило, выступают работники финансовой службы, руководители подразделений и отделов, сотрудники служб, отвечающих за состояние имущественного комплекса. Ключевые сотрудники в первую очередь изучают суть концепции управления стоимостью, а также основные подходы к определению стоимости предприятия в объеме, достаточном для самостоятельного выполнения расчетов в рамках системы оценки воздействия управленческих решений на стоимость компании в целом [3, с. 144].

В дальнейшем совместно с вышеупомянутыми сотрудниками осуществляется подробный разбор факторов стоимости предприятия. Во многом задача по доведению информации о концепции управления до сотрудников подразделений и отделов ляжет на подготовленных ключевых специалистов. И этот процесс может занять несколько месяцев, поскольку осознать возможности системы можно лишь применяя ее практически, решая оперативные вопросы.

1.4. Создание системы оценки управленческих решений

Ориентация менеджмента на создание стоимости подразумевает наличие инструмента, позволяющего определять характер и степень воздействия того или иного решения на благосостояние акционеров. Необходимо уточнить, что подобным инструментом должно владеть не только высшее звено руководства, но и младшие менеджеры. Связано это с тем, что большинство оперативных вопросов решается руководителями отделов самостоятельно. Система оценки не исключает субъективности принимаемых решений, но и она будет направлена на достижение конкретных показателей, приводящих в итоге к росту стоимости компании.

Безусловно, говоря о системе оценки оперативных управленческих решений, мы не подразумеваем, что низшее звено управления, принимая решения, будет производить сложные и трудоемкие вычисления, позволяющие определить, как изменится стоимость компании. Менеджеры должны лишь понимать направление изменения (рост или снижение) стоимости, к которому приведут их действия. Система оценки будет базироваться на факторах стоимости, определенных для соответствующего звена управления.

Схема факторов стоимости, система оценки управленческих решений и порядок вознаграждения труда способствуют повышению инициативности сотрудников, поскольку четко определяют поставленные перед ними цели и дают уверенность в адекватной оценке труда. В случаях необходимости принятия решений о проведении дополнительной эмиссии акций, выборе инвестиционного проекта, реструктуризации предприятия и по другим стратегическим вопросам, расчет эффекта от принятого решения производится также детально и подробно, как оценка предприятия на первом этапе.

1.5. Анализ вклада подразделений в стоимость компании

Процесс разделения предприятия на основе логического принципа на бизнес-единицы называется сегментацией. Выделяют два основных подхода к сегментации: сегментация, основанная на характеристиках потребителя товаров и услуг (сегментация по типу потребителя); бизнес-единицы, основанные на знаниях, опыте и технологиях, необходимых предприятию для производства той или иной продукции (сегментация по типу профессиональных навыков).

Основная цель данного этапа - выявить бизнес-единицы, "создающие" и "разрушающие" стоимость. Если бизнес-единица разрушает стоимость компании, необходимо принять решение либо о разработке системы мероприятий, позволяющих сделать подразделение доходным, либо о продаже подразделения другой компании, либо о закрытии подразделения и распродаже активов. Но даже если подразделение обеспечивает для компании прирост стоимости, важно определить, насколько существенна эта стоимость в рамках компании, насколько серьезен потенциал дальнейшего прироста стоимости. В ситуации, когда бизнес-единица, обеспечивая прирост стоимости компании, не является основной (профильной), более того, в составе другого предприятия может обеспечивать существенно большую стоимость, - она подлежит продаже. На крупных предприятиях в качестве отдельной бизнес-единицы выделяется головной офис (центральный аппарат управления).

Суммарная стоимость бизнес-единиц (включая головной офис) - это стоимость компании в целом, поэтому управление стоимостью компании невозможно без эффективного контроля над стоимостью отдельных подразделений.

1.6. Периодическая оценка

Информация о результатах деятельности предприятия, рассматриваемая сквозь призму концепции управления стоимости, может через определенные промежутки времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Это не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия, то есть последний (пятый) этап - это начало нового витка системы управления стоимостью компании [6, с. 144].

Таким образом, применение концепции управления стоимости не только способно дать результаты, связанные с улучшением финансового состояния компании, но и одновременно поддерживает ее надежный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов.




1.7. Данные учета и отчетности  как информационное поле оценочной деятельности

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что без умения пра­вильно и быстро оценивать стоимость любого бизнеса невозможно со­здание среднего класса собственников, устойчивого и динамического развития рыночных отношений, недоверия партнеров и инвесторов, а в конечном итоге создание законного и честного экономического макро- и микроклимата. На этом основано функционирование экономики Гер­мании, Франции, США, Японии, других развитых и развивающихся стран. В современных условиях, по данным бухгалтерского баланса, при вы­полнении процедуры оценки часто используются следующие показатели стоимости юридического лица [4, с. 111]

1) стоимость чистых активов;

2) стоимость собственного капитала и резервов акционерного общества (уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, соци­альной сферы, нераспределенная прибыль прошлых/лет и отчетного года);

3) рыночная стоимость предприятия, исчисленная по данным ликвида­ционного (нулевого) баланса, в процессе оценочной деятельности.

Ликвидационный баланс предприятия, когда предприятие прекра­щает деятельность (банкротство, добровольная ликвидация, принуди­тельная ликвидация, другие случаи ликвидации юридического лица) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Нулевой баланс составляется, когда предприятие путем прекраще­ния юридического лица продолжает свою производственно-экономичес­кую деятельность (например: слияние, разделение, выделение, преобра­зование, присоединение и др.).

В процессе оценочной деятельности информационное поле, которое помимо бухгалтерской, статистической отчетности, включает в себя и другие источники аналитической информации и финансовой докумен­тации, подвергается различного рода корректировкам с целью подготовки для использования в оценочной деятельности. Работа оценщика, по мнению известных специалистов в области оценки Грязновой А. Г., Федотовой М. А. и др., с внутренней финансовой документацией прово­дится по следующим направлениям: инфляционная корректировка, нор­мализация бухгалтерской отчетности, трансформация бухгалтерской от­четности, вычисление относительных показателей и др.

Инфляционная корректировка отчетности в процессе оценки. Целью инфляционной корректировки документации являются приведение рет­роспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денеж­ных потоков и ставок дисконта. Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля от­носительно курса более стабильной валюты (например, американского доллара). Достоинство этого способа: простота и возможность работы без большого объема дополнительной информации. Но корректировка по курсу валюты дает неточные результаты в силу того, что курсовые соот­ношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью.

К более точным методам можно отнести переоценку статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Это может быть ориентировано как на товарную массу в целом, так и на каждый конк­ретный товар или товарную группу.

Распространенным методом освобождения финансовой отчетности от инфляции является метод изменения общего уровня цен. Использование данного метода позволяет абстрагироваться от материально-веществен­ной структуры активов предприятия и делать упор на общей оценке все­го имущества с учетом покупательной способности денежной единицы и ее колебаний во времени, отражающих изменение среднего уровня цен. Этот метод заключается в том, что различные статьи финансовых отчетов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупатель­ной силы (в рублях базового или текущего периода на отчетную дату). Для пересчетов используется либо индекс динамики валового нацио­нального продукта, либо индекс потребительских или оптовых цен. Ре­альная величина статьи, скорректированной по уровню инфляции, опре­деляется отношением номинальной величины статьи по данным бухгал­терского учета и отчетности к индексу инфляции на момент или за пе­риод анализа (поправка делается на индекс инфляции в базовом перио­де или на начальную дату отслеживания величины статьи баланса). Пере­счет осуществляется в несколько этапов.

Нормализация бухгалтерской отчетности в процессе оценки прово­дится с целью определения доходов и расходов, характерных для нор­мально действующего бизнеса. Важно, чтобы оценочные заключения имели объективный характер, основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия, и учитывали специфику об­щепринятой бухгалтерской отчетности, не отражающей реальной, теку­щей рыночной стоимости активов предприятия.

Нормализующие корректировки финансовой документации для использования только в целях оценки проводятся по следующим направ­лениям [1,с . 122]:

Ø корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;

Ø корректировка метода учета операций (например, учета запасов) или метода начисления амортизации;

Ø корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определе­ния рыночной стоимости активов.

Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и рас­ходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, относится себестоимость продукции.

Полная себестоимость реализуемой продукции включает в себя пол­ную себестоимость товарной продукции и изменения затрат в остатках продукции на складах и в отгрузке. Полная себестоимость товарной про­дукции состоит из затрат на: сырье и материалы, топливо и энергию, основную и дополнительную зарплату производственных рабочих, от­числения на социальное и медицинское страхование, расходы на подго­товку и освоение производства, расходы на эксплуатацию оборудова­ния, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и внепроизводственные расходы. Акти­вы, несвязанные с основной производственной деятельностью, должны быть исключены в ходе нормализации. В процессе подготовки исходной информации оценщик должен рассчитывать нормализованный доход с учетом нетипичных расходов (не относящихся к основным видам дея­тельности).

Выделяются также коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и т. д., также влияющие на величину прибыли. Величина прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализа­ции и структура себестоимости, а затем — нормализованная прибыль.

Корректировка метода учета операций. Существующая в Российской Федерации методика учета запасов: по средней себестоимости, по себе­стоимости первых по времени закупок (ФИФО) - первым получен, пер­вым отгружен, по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) - последним получен, первым отгружен.

ФИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступив­шие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящих­ся на начало месяца.

ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступив­шие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок (при росте цен ме­тод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль, в условиях инфляции более предпочтителен).

Корректировка метода начисления амортизации. Известно, что доля амортизации в стоимости продукции характеризует эффективность ис­пользования средств труда; «амортизация» понимается, как списание стоимости фондов в течение времени их полезного функционирования (не метод оценки, а процесс распределения стоимости).

Существуют разные методы учета амортизации, которые можно объединить в два направления:

1.     Методы прямолинейного списания (стоимость объекта равномерно распределяется в течение срока его службы). Являются наиболее рас­пространенными, 'поэтому по данному разделу корректировки оцен­щиком, как правило, не проводятся.

2.     Методы ускоренного списания стоимости (годовая сумма амортиза­ции увеличивается, например, удваивается, что ведет к росту себе­стоимости и уменьшению налогооблагаемой базы). Оценщик может уве­личить прибыль после уплаты налогов на разницу, получаемую от при­менения метода ускоренного списания, скорректированную на ставку налогообложения.

Корректировка данных бухгалтерской отчетности осуществляется с целью определения рыночной стоимости активов, речь идет не о кор­ректировке на нетипичные доходы или расходы или о методах учета, а об оценке рыночной стоимости активов.

Результатом нормализации финансовой отчетности является нормализованный баланс, т. е. бухгалтерский баланс, где все показатели представлены по их рыночной стоимости на дату оценки.

Трансформация бухгалтерской отчетности — это корректировка сче­тов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Она не является обязательной в процессе оценки предприятия, но ее необходи­мость обуславливается рядом причин.

Необходимость трансформации бухгалтерской отчетности в соответст­вии с международными стандартами обусловлена, прежде всего, требова­нием сопоставимости информации. Отчетная информация имеет прин­ципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об иму­щественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых ре­зультатах. Вместе с тем между системами учета существуют различия. Среди них есть и формальные, например:

— по составу отчетности: западная отчетность содержит отчет об из­менениях собственного капитала (в соответствии с GAAP), примечания к финансовым отчетам;

— по принципу построения основных показателей: российский ба­ланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по GAAP — по убыванию ликвидности.

К принципиальным отличиям следует отнести различия по регламента­ции в России бухгалтерского учета и отчетности, государственным орга­нам (Минфином РФ), направленной на контроль за выполнением инте­ресов государства, а международные бухгалтерские стандарты формиру­ют более свободный подход к предоставлению информации о финансо­вом положении предприятия для широкого круга пользователей. Эти об­стоятельства вызывают расхождения по определению, например, себе­стоимости реализованной продукции, общехозяйственных расходов (уп­равленческим расходам), по составу управленческих расходов.

При вычислении относительных показателей в процессе оценки на основании финансовой отчетности за последние 3—5 лет (анализируемая оценщиком с целью определения будущего потенциала бизнеса на осно­ве его текущей и прошлой деятельности) желательно использовать от­четность, прошедшую аудиторскую проверку. Вертикальный и горизон­тальный анализы финансовой документации являются частью экспресс-анализа финансового состояния фирмы и позволяют увидеть в динамике происходящие изменения в структуре капитала компании, источниках финансирования, доходности и т. п.

При анализе структуры активов и пассивов предприятия особое внима­ние уделяется:

— соотношению между собственниками и заемными средствами;

—обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (ана­лиз собственного оборотного капитала);

— структуре кредиторской и дебиторской задолженности;

— анализу ликвидности баланса (ликвидность определяется покрыти­ем обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);

— удельному весу наиболее ликвидных активов (наиболее ликвидные активы — денежные средства и ликвидные ценные бумаги — должны быть больше или равны наиболее срочным обязательствам).

При анализе отчета о финансовых результатах особое внимание уделя­ется:

— соотношению выручки от реализации, себестоимости и прибыли предприятия за анализируемый период;

— выявлению тенденции в уровне доходов на предприятии.

Возможен расчет сводной таблицы финансовых коэффициентов. С помощью анализа финансовых коэффициентов на основании данных отчетов можно выявить: сильные и слабые стороны данного бизнеса; диспропорции в структуре капитала; уровень риска при инвестировании средств в данный бизнес; базу для сравнения с компаниями-аналогами и др. информацию.

Обычно оценщик выбирает наиболее важные с его точки зрения коэф­фициенты с учетом целей оценки (в сравнительном подходе должна быть единая методика расчетов по сравнению с компаниями-аналогами).

1.8. Особенности финансового и управленческого анализа  предприятия в процессе  оценки бизнеса

Как показывает огромный зарубежный опыт и некоторый отечественный опыт оценочной деятельности, значительную роль в процессе оцен­ки играет диагностика экономического, финансового, хозяйственного состояния объекта оценки. Процедура диагностики экономического, финансового, хозяйственного состояния предприятия, проекта, бизне­са в значительной части базируется на методах и подходах, применяемых при выполнении финансового и управленческого анализа. Какова связь оценочной деятельности и учетно-аналитического механизма, частично показано в предыдущих разделах данной главы. Более полное представле­ние о логической связке результатов оценки и данных учетно-аналити­ческого обеспечения разворачивается при рассмотрении результатов про­цедуры диагностики ожидаемого состояния, бизнеса, какого-либо про­екта. При выполнении оценки различных объектов, диагностика состоя­ния этих объектов позволяет своевременно обнаружить причины воз­можного возникновения кризисной ситуации, прогнозировать дальней­шее развитие процесса. Какова связь оценки, диагностики прогноза?

Как известно, с методической точки зрения существуют два основ­ных способа прогноза: дедуктивный, основанный на общем анализе тен­денций развития процесса, идущих от прошлого в настоящее, на базе которого прогнозируется будущее (имеется определение этого способа как пассивный прогноз), и индуктивный, который заключается в целе­направленном построении возможных причинно-следственных цепочек

Управленческий учет и анализ охватывает все виды учетной информации, которая собирает­ся и обрабатывается для внутреннего пользования собственником, ру­ководством. Финансовый учет и анализ охватывает учетную информа­цию, которой пользуется не только руководство фирмы, но и любой внешний пользователь. Каждый из видов анализа предназначен для выполнения определенных функций. Результаты управленческого ана­лиза широко используются при организации оценочной деятельности на предприятии, в бизнесе различного типа, так как управленческий анализ позволяет более объективно оценить результаты производства, бизнеса на дату оценки [2, с. 117].

Управленческий учет и анализ расширяет финансовый учет, анализ и применяется, прежде всего, при внутренних операциях фирмы. Его цель — обеспечить при управленческом анализе менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей. К бухгалтерской ин­формации, собранной и подготовленной для руководства при управлен­ческом анализе применяются другие, правила, нежели к информации, предназначенной для внешних пользователей.


Заключение

В ходе выполнения  работы   была достигнута  ее основная цель и решены все  задачи, поставленные  во введении.

Внедрение системы управления стоимостью - достаточно продолжительный процесс, западные специалисты оценивают его продолжительность в 2-3 года.

На стоимость компании оказывают воздействие различные факторы (факторы стоимости) - в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты, издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т. п.

В процессе определения рыночной стоимости компании как точки отсчета проводится стоимостный анализ основных элементов имущественного комплекса. При этом выявляются активы, которые могут быть не отражены в бухгалтерском балансе, но имеют существенную стоимость (например, товарный знак компании).

Ориентация менеджмента на создание стоимости подразумевает наличие инструмента, позволяющего определять характер и степень воздействия того или иного решения на благосостояние акционеров. Необходимо уточнить, что подобным инструментом должно владеть не только высшее звено руководства, но и младшие менеджеры. Связано это с тем, что большинство оперативных вопросов решается руководителями отделов самостоятельно. Система оценки не исключает субъективности принимаемых решений, но и она будет направлена на достижение конкретных показателей, приводящих в итоге к росту стоимости компании.

Информация о результатах деятельности предприятия, рассматриваемая сквозь призму концепции управления стоимости, может через определенные промежутки времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Это не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия, то есть последний (пятый) этап - это начало нового витка системы управления стоимостью компании.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что без умения пра­вильно и быстро оценивать стоимость любого бизнеса невозможно со­здание среднего класса собственников, устойчивого и динамического развития рыночных отношений, недоверия партнеров и инвесторов, а в конечном итоге создание законного и честного экономического макро- и микроклимата. На этом основано функционирование экономики Гер­мании, Франции, США, Японии, других развитых и развивающихся стран.

Как показывает огромный зарубежный опыт и некоторый отечественный опыт оценочной деятельности, значительную роль в процессе оцен­ки играет диагностика экономического, финансового, хозяйственного состояния объекта оценки. Процедура диагностики экономического, финансового, хозяйственного состояния предприятия, проекта, бизне­са в значительной части базируется на методах и подходах, применяемых при выполнении финансового и управленческого анализа. Какова связь оценочной деятельности и учетно-аналитического механизма, частично показано в предыдущих разделах данной главы. Более полное представле­ние о логической связке результатов оценки и данных учетно-аналити­ческого обеспечения разворачивается при рассмотрении результатов про­цедуры диагностики ожидаемого состояния, бизнеса, какого-либо про­екта. При выполнении оценки различных объектов, диагностика состоя­ния этих объектов позволяет своевременно обнаружить причины воз­можного возникновения кризисной ситуации, прогнозировать дальней­шее развитие процесса.







2. Практическая часть

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Оценить стоимость  5 % пакета акций ЗАО, если обоснованная рыночная стоимость компании, определенная методом дисконтированного денежного потока, составляет  50 млн. рублей. Рекомендуемая для  использования при необходимости информация относительно скидок (премий), которые могут быть учтены  при  оценке рассматриваемого пакета акций:

-         скидка за недостаток контроля – 25 %

-         премия за приобретаемый контроль – 40 %

-         скидка за недостаток ликвидности – 30 %

-         скидка  по размещению акций на рынке – 15 %

РЕШЕНИЕ

1)    Оценка рассматриваемого пакета акций равна произведению рыночной стоимости компании на  процент акций:

50*0,05 = 2,5 (млн. руб.)

2)    К полученной оценке пакета акций необходимо прибавить существующие премии и вычесть скидки:

Премия за приобретаемый контроль:

2,5*0,4 = 1 ( млн. руб.)

Скидка за недостаток ликвидности:

2,5*0,3 = 0,75 (млн. руб.)

Скидка  по размещению акций на рынке:

2,5*0,15 = 0,375 ( млн. руб.)

Скидка за недостаток контроля:

2,5*0,25 = 0,625 (млн. руб.)

3) Тогда, общая оценка  пакета акций с учетом премий и скидок равна:

2,5 + 1 – 0,75 – 0,375 – 0,625  = 1,75  ( млн. руб.)

ОТВЕТ

Оценка пакета акций компании равна 1,75 млн. руб.


Список использованной литературы

1)    Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 333 с.

2)    Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.  Оценка бизнеса: Учеб. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.

3)    Оценка бизнеса: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000 . – 245 с.

4)    Оценка недвижимости: Учебник/ По ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 454 с.

5)    Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа. – м.: Финансы и статистика, 1995. – 245 с.

6)    Федотова М.А., Уткин В.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. – М.: Ассоциация «Тандем» Изд- во ЭКМОС, 2000. – 299 с.

7)    Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер с англ. – М.: Инфра- М, 1998. – 356 с.