Содержание
1. Проблема развития адаптационных свойств системы.. 3
1.1. Оценка развития адаптационных свойств системы через определение оптимальной партии запаса на предприятии. 3
1.2. Определение резерва для ввода производственных мощностей на предприятии. 4
1.3. Развитие автоматизированных систем управления на примере АРМ управления платежами. 5
2. Исследование свойств системы на примере функций управления финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»: формирование альтернатив и выбор варианта 7
Список литературы.. 13
1. Проблема развития адаптационных свойств системы
1.1. Оценка развития адаптационных свойств системы через определение оптимальной партии запаса на предприятии
В данном разделе работы представлен расчет оптимального размера заказываемой партии в организации с использованием формулы Уилсона. В качестве примера возьмем строительный материал - доски строительные.
Формула Уилсона для определения размера заказываемой партии имеет вид [1, 5 и др.]:
, (1)
где С опт- оптимальный размер заказываемой партии, тыс. руб.
К - стоимость доставки одной партии материала, тыс. руб.
Q – месячный оборот склада, тыс. руб./ мес.
М – стоимость хранения материала на сумму 1 тыс. рублей в течение месяца, тыс. руб./ мес.
В нашем случае имеем следующие исходные данные по строительному материалу- доски строительные (данные взяты из первичной документации, используемой на складе):
- месячный оборот склада равен 20 тыс. руб./ мес.
- стоимость хранения материала на суму в 1 тыс. руб. в течение месяца равен 0,1 тыс. руб./ мес.
- стоимость одной партии материала равна 0,25 тыс. руб.
При данных исходных данных, подставленных в формулу (8), получим:
Полученное значение величины заказа означает, что товара в течение месяца завозиться дважды ( 20/ 10 = 2). В этом случае расходы по хранению и доставке составят:
С опт = 0,* 10/2 + 0,25* 20/ 10 = 1 (тыс. руб.)
Игнорирование полученных результатов приведет к завышению расходов. Например, при завозе партии размером в 12 тыс. руб., расходов составят:
С опт = 0,1 * 12/2 + 0,25 * 20/ 12 = 1,02 (тыс. руб.)
При завозе партии в 8 тыс. руб.:
С опт = 0,1 * 8/2 + 0,25 * 20/ 8 = 1,025 (тыс. руб.)
Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20 %, в нашем случае, увеличит месячные расходы предприятия на 2 %.
1.2. Определение резерва для ввода производственных мощностей на предприятии
Производственной мощностью предприятия (цеха, участка) называется максимально возможный выпуск продукции в единицу времени при наиболее полном использовании производственного оборудования.
Производственная мощность предприятия на каждый данный момент является пределом, которого можно достичь лишь при полном использовании всех резервов. Разница между производственной мощностью и производственной программой есть резерв производства [5, с. 177].
Производственная мощность определяется по формуле:
М = д * N * T / t, (2)
Где д - удельный вес изделия в общей трудоемкости
N - число станков в парке , шт.
T – действительный фонд рабочего времени станка в год (3600 час.)
t - трудоемкость изготовления изделия, станко- часы
В таблице 1 представлены результаты расчетов.
Таблица 1
Определение резерва производственной мощности
Изделие |
Плановая трудоемкость, ст. - часы |
Производственная программа, ед. |
Плановая трудоемкость, ст. – часы |
Удельный вес, % |
Производственная мощность, ед. |
Резерв, ед. |
1 |
2 |
3 |
4 = гр. 2 * гр. 3 |
5 |
6 = гр. 5 *3600*35/гр. 2 |
7 = гр. 6 – гр. 3 |
А |
68 |
980 |
3300 |
0,51 |
945 |
-35 |
В |
75 |
650 |
1900 |
0,37 |
622 |
-28 |
а |
110 |
30 |
1300 |
0,0025 |
29 |
-1 |
б |
95 |
20 |
4500 |
0,015 |
17 |
-3 |
в |
130 |
10 |
3700 |
0,01 |
10 |
0 |
г |
150 |
30 |
66640 |
0,035 |
29 |
-1 |
д |
185 |
20 |
48750 |
0,028 |
19 |
-1 |
ИТОГО |
- |
1740 |
130090 |
|
1671 |
-69 |
Из таблицы 1 видно, что резервов нет (так как итоговое значение отрицательно). Это означает, что производственная программа превышает производственную мощность, значит необходимо срочного принимать меры для увеличения производственной мощности предприятия
1.3. Развитие автоматизированных систем управления на примере АРМ управления платежами
АРМ - программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида.
АРМ управления платежами - автоматизированное рабочее место, предназначенное для автоматизации процессов управления и контроля расчетов банка и его учреждений, проводимых через автоматизированную систему межбанковских расчетов.
Программно-аппаратная среда функционирования АРM
АРМ управления платежами представляет собой одно или несколько рабочих мест (рабочих станций) в ЛВС автоматизированной системы головного банка или отдельно выделенный персональный компьютер в головном банке для управления платежами и очередью платежных сообщений банка и его учреждений мониторинга платежей в клиринговой системе. В состав АРМ управления платежами входят следующие технические средства: - рабочие станции АРМ на базе персональных компьютеров (для реализации АРМ); - технические средства ЛВС автоматизированной системы банка.
Характеристики технических средств АРМ управления платежами должны соответствовать характеристикам, указанным в проектной документации на АРМ [3,с . 154].
В качестве операционной системы (далее - ОС) должна использоваться ОС, позволяющая в полном объеме реализовать функции АРМ управления платежами.
Основные функции, выполняемые АРМ
АРМ управления платежами должно обеспечить выполнение всех функций, предусмотренных проектной документацией на АРМ, и в объеме, согласующемся с реализацией этих функций в клиринговой системе.
АРМ управления платежами должно обеспечить выполнение следующих основных функций:
- мониторинг состояния средств в расчетах банка; - мониторинг режимов функционирования корреспондентского счета; - мониторинг размера крупного платежа; - мониторинг очереди ожидания средств; - мониторинг оборотов по проведенным платежам банка; - мониторинг оборотов по учреждениям банка; - получение отчетности по межбанковским расчетам за текущий операционный день; - управление расчетами банка (установка приоритетов сообщениям в очереди ожидания средств и т. д.); - мониторинг режимов работы/состояний учреждений банка; - остановка/продолжение расчетов учреждений банка; - отправка основному участнику (головному банку или его филиалу) и прием от основного участника сообщения.
АРМ управления платежами может обеспечить выполнение дополнительных функций: - мониторинг отложенных платежей в клиринговой системе; - мониторинг ожидаемых платежей и поступлений в клиринговой системе в разрезе банков плательщика и учреждений получателя.
АРМ управления платежами должно обеспечить свою работу в соответствии с текущим графиком приема и обработки электронных расчетных документов и системных сообщений клиринговой системы, утвержденным Национальным банком.
2. Исследование свойств системы на примере функций управления финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»: формирование альтернатив и выбор варианта
Таблица классификации функций финансового отдела ЗАО «Техстройсервис» строится с учетом основных принципов формулирования функций финансового отдела: точности, абстрактности, лаконизма, количественной характеристики, полноты выявления функций.
Таблица 2
Формулировка и классификация функций финансового отдела ЗАО «Техстройсервис»
Наименование функции |
Вид функции |
Затраты на выполнение функции в год, руб. |
||
глагол |
существительное |
дополнение |
||
Получать |
информацию |
от внешних и внутренних источников |
О |
50 000 |
Проверять |
информация |
Из источников |
В |
6 000 |
Уточнять |
информация |
Из источников |
В |
6 000 |
Получать |
информация |
По отчетности, СМИ, нормативным актам |
В |
10 000 |
Запрашивать |
отдел |
Получателя информации |
В |
11 000 |
Акционировать |
организация |
Соответствие законодательству |
В |
40 000 |
Составлять |
реестр |
По списку |
В |
10 000 |
Подготавливать |
собрание |
По списку |
В |
10 000 |
Работать |
документы |
По учредительным |
О |
10 000 |
Выявлять |
тенденции |
На финансовых рынках |
О |
55 000 |
Размещать |
Ценные бумаги |
На биржах, в банке, среди акционеров |
О |
30 000 |
Управлять |
Портфель ЦБ |
По объемам |
О |
20 000 |
Подготовка |
обоснование |
По оборотным средствам |
В |
45 000 |
Оценка |
проект |
Инвестиции |
О |
40 000 |
Вкладывать |
вложения |
Оборотные средства |
О |
12 000 |
Разработать |
план |
Движение денежных средств |
О |
10 000 |
Учитывать |
движение |
По денежным средствам |
В |
80 000 |
Анализировать |
анализ |
По денежным потокам |
О |
25 000 |
Выдавать |
информация |
руководству |
О |
35 000 |
Оформлять |
результаты |
По документообороту |
В |
45 000 |
ИТОГО |
610 000 |
О – основная функция,
В – вспомогательная функция
Функциональная диаграмма и таблица классификации функций ЗАО «Техстройсервис» позволяет в дальнейшем системно подойти к классификации и формированию состава конкретных функций системы управления.
В результате анализа исходных данных выявлено, что на осуществление функций финансового отдела составляют 610 000 руб. в год. Наиболее дорогой функцией является функция «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» - 115 000 руб. в год. Высокая стоимость выполнения этих функций связана с привлечением специалистов, получающих высокую зарплату, использование компьютерной техники, приобретение автоматизированных программ, обслуживание техники и т.п [6,с . 176].
Проверка целесообразности высоких затрат на выполнение этой функции осуществляется в результате анализа качества их выполнения и функционально-стоимостной диаграммы, для чего необходимо определить значимость выполняемых функций. Значимость функций определяется экспертной группой, состоящей из работников аппарата управления и начальника отдела. Степень значимости функции рассчитывается в баллах, для чего используется метод расстановки приоритетом, результаты сводятся в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты попарного сравнения функций
Функция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1,0 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
2 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
3 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
4 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
1,0 |
6 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Условные обозначения функций:
1. Получать информацию от внутренних и внешних источников
2. Акционировать организацию
3. Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках
4. Бюджетирование
5. Подготовка обоснований инвестиционных решений
6. Планово-аналитическое обеспечение деятельности
7. Выдавать информацию по финансовой деятельности
Значимость основных функций определяется с использованием метода расстановки приоритетов. При решении задач с помощью этого метода группу объектов располагают в ряд по возрастанию или убыванию степени выраженности какого-либо признака. Предполагается, что числовая мера степени выраженности признака неизвестного для всех, или, по крайней мере, для нескольких объектов, и преодоление этой неизвестности обычными формальными методами либо невозможно, либо требует значительных затрат труда и времени [7, с. 190].
В задаче расстановки приоритетов в качестве метода высказывания суждений экспертами принят метод парных сравнений с целью выявить предпочтения экспертов «в чистом виде». Результат попарного сравнения наиболее точно отражает субъективное предпочтение, ибо на выбор здесь налагаются наименьшие ограничения, и метод не навязывает эксперту априорных условий.
В основе математического аппарата метода лежит так называемая задача о лидере, где рассматривается проблема определения результатов некоторого спортивного состязания.
Для описания процедуры ранжирования исследуемых объектов методом расстановки приоритетов они обозначаются через Х1, Х2,…Хn (1/1), где n – количество исследуемых объектов. Затем формируется матрица А = aij (1/2), где
aij = 0,5, если Xi < Xj
aij = 1.0, если Xi = Xj
aij = 1,5, если Xi > Xj
Здесь:
Xi > Xj означает, что i-й объект более предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект;
Xi = Xj означает, i-й и j-й объекты равнозначны по анализируемому признаку;
Xi < Xj означает, что i-й объект менее предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект.
Вводится понятие интегрированная оценка порядка k объекта Xi. Интегрированная оценка нулевого порядка объекта Xi обозначается Pi(0) и рассчитывается по формуле:
Pi(0) = å aij (3).
Интегрированная оценка нулевого порядка представляет собой начальное приближение (итерацию) к окончательной оценке. Последующие итерации рассчитываются по формуле, называемой основным уравнением метода расстановки приоритетов:
Pнi (K + 1) = å aij Pjн (К) (4)
Где Pjн (К) – нормированная интегрированная оценка I-го объекта порядка k, рассчитываемая по формуле:
Pi (K)
Pjн (К) = å Pi (K) (5)
Итерационный расчет оценок превышается после того, как для наперед заданного достаточно малого числа выполняется неравенство:
Pjн (К) - Pjн (К - 1) £ х, I = 1,2, … n (6)
Ранжирования вполне достаточно, если значение Х будет выбираться в диапазоне 0,01 – 0,001
Основное уравнение метода расстановки приоритетов в матричном виде следующее:
РН (К + 1) = А * РН (7)
Таблица 4
Расчет значимости функций
Функция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Р(о) |
Рн(о) |
Р(1) |
Рн(1) |
Р(2) |
Рн(2) |
1 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4,5 |
0,100 |
0,550 |
0,096 |
0,548 |
0,096 |
2 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
5,0 |
0,111 |
0,667 |
0,112 |
0,665 |
0,112 |
3 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
8,0 |
0,178 |
1,600 |
0,176 |
1,598 |
0,176 |
4 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
6,0 |
0,133 |
0,933 |
0,135 |
0,931 |
0,135 |
5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
9,0 |
0,200 |
1,982 |
0,197 |
1,980 |
0,197 |
6 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
7,5 |
0,167 |
1,417 |
0,169 |
1,415 |
0,169 |
7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
0,111 |
0,791 |
0,115 |
0,789 |
0,115 |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
45,0 |
1,000 |
7,940 |
1,000 |
7,926 |
1,000 |
На заключительной стадии анализа, после выделения излишних функций, для наглядного сопоставления степени значимости функций с затратами на их осуществление, строится функционально – стоимостная диаграмма.
|
Значимость функций, ед. |
0,197 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,176 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,169 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,112 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,096 |
|
|
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
1 |
|
|
Затраты на осуществление функций, т.руб.в год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
|
|
91 |
|
|
|
|
97 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
105 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Функционально-стоимостная диаграмма основных функций
Построенная диаграмма позволяет визуально выделить затраты, которые не сбалансированы со значимостью соответствующих функций. В рассмотренной диаграмме затраты на функцию «Подготовка обоснований инвестиционных решений» (5) и «Выдавать информацию по финансовой деятельности» (7) гораздо выше, чем их значимость, в то время как значимость функции «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» (6) и «Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках» (3) выше, но затраты ниже. Поэтому следует пересмотреть статьи расходов по отмеченным функциям.
Список литературы
1. Берталанфи Л. Общая теория систем- критический обзор// Исследование по общей теории систем. – М.: Прогресс, 2001
2. Волчек Р. Функционально- стоимостной анализ в управлении. – М.: Экономика, 2000. – 175 с.
3. Кибанов А.Я. Управление машиностроительным предприятием на основе функционально-стоимостного анализа. – М: Машиностроение, 2000
4. Киланд Д, Кинг В. Системный анализ и целевое управление. – М.: Советское радио, 2000
5. Кричесвкий А.И. Системный анализ: Учебно- метод комплекс. - Новосибирск, 2003
6. Мисаков В.С. Методологические проблемы функционирования функционально-стоимостного анализа в условиях перехода к рыночной экономике. – Нальчик: Эльфа, 2001. – 179 с.
7. Михайлов В.Г. Функционально-стоимостной анализ в исследованиях и разработках. М: 2001.
8. Моисеева Н.К., Карпунин М.Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. – М: Высшая школа, 2000.
9. Парамонов Ф.И. Рационализация аппарата управления предприятия.- М: Экономика, 2000.
10. Перегудов Ф.И., Тарасеко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989
11. Справочник по функционально- стоимостному анализу/ Под ред. М.Г. карпунина, Б.И. Майданчика. – М.: Финансы и статистика, 2001 . – 271 с.
12. Функционально-стоимостной анализ издержек производства./ Под ред. Б.И. Майданчика. – М: 2001
13. Шербаков В.А., Приходько Е.А. Основы финансового функционально-стоимостного анализа: Учеб. пособ. – Новосибирск: Ман, 2001. – 62 с.