Новосибирский государственный институт экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Логика

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Харина Яна Павловна

гр. Соц – 21

Проверил: Кулинаренко Сергей Петрович



Новосибирск 2005 Содержание

Контрольная работа №1. 3

1. Изобразите на  схеме  с помощью диаграмм Венна – Эйлера соотношения между объемами данных понятий: 3

2. Дать определение понятию СМЕХ.. 3

3. Проверить правильность деления. 3

4. Привести  данное суждение  к виду простого  атрибутивного суждения: 4

5. Определить вид  сложного суждения и записать  его формулу: 4

Контрольная  работа №2. 5

1. Проверьте  правильность  непосредственного умозаключения: Верблюд – корабль пустыни, значит, среди кораблей пустыни попадаются и не верблюды.. 5

2. Проверить  правильность  силлогизма: 6

3. Проверить правильность доказательства: 6

4. Проверить правильность индуктивного  умозаключения: 7

5. Каковы критерии  отличия гипотезы от теории. 7

Список использованной литературы. 11

  Контрольная работа №1.



1. Изобразите на  схеме  с помощью диаграмм Венна – Эйлера соотношения между объемами данных понятий:

Иностранец; гражданин России; японец; человек, знающий японский язык; англичанин; человек знающий  английский язык; полиглот.

Овал: Р
 

                                              

Овал:      К                                                                  Р - человек

Овал: ВОвал: АОвал: МОвал: S                                                                  М – японец

                                                                  S – гражданин России

                                                                  К – полиглот

                                                           А-человек знающий  английский язык

                                                           В - знающий японский язык




2. Дать определение понятию СМЕХ


Смех- непроизвольное,  эмоциональное  состояние человека, вызванное  иным партнером общения.



3. Проверить правильность деления.

Дома делятся на: деревянные, современные, коттеджи, высотные, дорогие.


В данном случае произведено неправильное деление, так как  деление произведено не  по одному основанию.

 


4. Привести  данное суждение  к виду простого  атрибутивного суждения:


Как хороши, как свежи были розы!


В данном случае атрибутивным суждением является:


Все цветы  хороши и свежи

 

5. Определить вид  сложного суждения и записать  его формулу:

Фильм хороший, потому что  на него трудно достать  билеты.

Если  вчера была хорошая  погода, то сегодня  идет дождь.

 

Фильм хороший, потому что  на него трудно достать  билеты.

Коньюктивное суждение

А

В

А        В

и

и

л

л

и

л

и

л

и

л

л

л



Если  вчера была хорошая  погода, то сегодня  идет дождь.

Импликативное суждение

Если А, то В

Где А и В исходное суждение

         Символ импликации


А

В

А        В

и

и

л

л

и

л

и

л

и

л

и

и



 

 

 

Контрольная  работа №2.

 

1. Проверьте  правильность  непосредственного умозаключения: Верблюд – корабль пустыни, значит, среди кораблей пустыни попадаются и не верблюды

Верблюд – корабль пустыни

Значит, среди кораблей пустыни попадаются и не верблюды



Обращение

Верблюд – корабль пустыни

Значит, средине  кораблей пустыни попадаются и  верблюды



Превращение

Верблюд – корабль пустыни

Значит, среди кораблей пустыни ни попадаются верблюды


В данном случае непосредственное умозаключение  сделано верно.



2. Проверить  правильность  силлогизма:

Так как он не знает правил логики, то он не  сможет  определить, где в этом  рассуждении находится ошибка.


Так как  он  (М) не знает правил логики   (S)

то он не сможет определить (М) где в этом  рассуждении находится ошибка  (Р)

 

Следовательно, он не сможет определить ошибку


Вывод верный. Силлогизм правильный.



3. Проверить правильность доказательства:

- Сын говорит отцу «Когда я выросту, то  женюсь на бабушке» Отец «Так значит ты женишься на моей матери?». Сын «Но ты ведь женился на моей матери?»


Сын говорит отцу «Когда я выросту, то  женюсь на бабушке» (Т) Отец «Так значит ты женишься на моей матери?» (Т). Сын «Но ты ведь женился на моей матери?» (Т)

Т – тезис

А  - аргумент


В данном случае  отсутствует аргумент подтверждающий тезис, следовательно  доказательство не верно.

 

- Без правого  глаза человек видит(А1), без левого глаза тоже видит(А2), - значит наличие обоих глаз не является необходимым  для зрения(Т).

Т – тезис

А  - аргумент

Без правого  глаза человек видит, без левого глаза тоже видит, - значит наличие обоих глаз не является необходимым  для зрения.

А1, А2                    Т

Доказательство верно

4. Проверить правильность индуктивного  умозаключения:

В так называемой «собачьей пещере» в близи Неаполя  от скопившихся в пещере  ядовитых газов гибнут, а люди  чувствуют себя нормально. Значит есть что-то в организме человека, что нейтрализует  действие этих газов.


В так называемой «собачьей пещере» в близи Неаполя  от скопившихся в пещере  ядовитых газов гибнут (посылка), а люди  чувствуют себя нормально(посылка). Значит есть что-то в организме человека, что нейтрализует  действие этих газов(заключение).

Умозаключение полной индукции, вывод достоверен



5. Каковы критерии  отличия гипотезы от теории.


Теория — наряду с понятиями и суждениями — пред­ставляет собой одну из форм отражения (воспроизведения) действительности в мышлении. Однако, в отличие от поня­тия и суждения, теория не является, вообще говоря, отдель­ной мыслью — если не иметь в виду вырожденные случаи теории, в качестве каковых рассматривают иногда отдель­ные суждения, выражающие, например, законы науки[1].

Теория представляет собой некоторую систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности. Предметом астрономии, например, является, очевиднее особая область реальной действительности — небесные тела, тогда как география и геология изучают определенные ас­пекты такой области реальной действительности, как плане­та Земля. Логика, психология, физиология высшей нервной деятельности изучают разные аспекты мышления человека, социология, экономическая теория, история — различные аспекты общественной жизни[2].

Предметом теории могут быть и особые классы явлений: теория теплоты, электричества, магнетизма и т. д., а также некоторые аспекты действительности вообще: теория про­странства и времени, философия. К особому классу теорий относятся теории методологического характера, изучающие методы и приемы познания. К их числу относятся, например, многие разделы математики (теория математического анализа, вариационного исчисления, теория дифференциаль­ных уравнений) и значительная часть содержания логики[3].

Как система знания — в отличие от простой со­вокупности знаний, каковой является, например, обыденное знание — теория включает в себя определенный круг поня­тий и высказываний, логически связанных между собой так, что одни понятия, или термины вообще, определяются через другие. Одни суждения связаны по смыслу с другими, опре­деленным образом субординированы или даже выводятся из других.

Весьма существенными характеристиками теорий явля­ются также указания на основные задачи, функции теории. Таковыми являются систематизация и объяснение изучаемых явлений, а также выявле­ние законов изучаемой области или аспекта действи­тельности. Наиболее важной функцией теории является объ­яснение. Часто, например, даже говорят, что объяснить явле­ния некоторого класса — это значит построить теорию этих явлений; можно сказать и наоборот: построить теорию — значит объяснить какие-то явления. Важность функции объ­яснения очевидна в естественно-научных теориях. В физике мы объясняем суть тепловых, световых, электрических явле­ний, явлений магнетизма и звука и т. д. В химии — суть хи­мических реакций или имеющихся результатов химических процессов. Законы движения в механике также объясняют нам, каким образом взаимосвязаны такие факторы, как сила, масса, ускорение, путь и скорость движения и т. п.

Правда, при более широком употреблении термина «тео­рия» в практике научного познания выделяются и такие тео­рии, которые ограничиваются лишь описанием и системати­зацией некоторого эмпирического материала и возможно со­держат те или иные индуктивные обобщения, — эмпири­ческие теории (минералогия, ботаника, география, анатомия). Иногда такие теории называют феномено­логическими.

Гипотезой называют высказывание или теорию (совокупность определенных высказываний), представляющих собой некото­рое предположение, то есть предположительный ответ на не­который вопрос о существовании, о причинах какого-то явле­ния и происхождении его и т. п.

Например, предположение — до полета спутника вокруг Луны — о существовании гор и кратеров на обратной сторо­не Луны; гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле, гипотеза о происхождении Солнечной системы и т. п[4].

Предположительный характер гипотезы означает, что она не является не только доказанной, но и не обоснована в та­кой мере, чтобы считаться практически достоверной. С дру­гой стороны, научная гипотеза должна быть в той или иной мере обоснована: она должна быть согласована с имеющи­мися знаниями, фактами и, будучи выдвинутой для объясне­ния какого-то явления, она должна объяснять известные его стороны, характеристики и связи с другими явлениями[5].

Иметь гипотезы в качестве ответов на вопросы науки весьма полезно, даже если они мало обоснованы, поскольку они играют, по существу, ту же методологическую роль как и сами вопросы, на которые они отвечают. А именно, указы­вают направление научного поиска; но в отличие от вопроса гипотеза сужает это направление, конкретизирует его. Это происходит потому, что возникает возможность выведения следствий из гипотез, особенно следствий эмпирического ха­рактера, проверяемых путем наблюдения, эксперимента. Следствия именно указывают, в каком направлении должно осуществляться исследование для проверки их правильно­сти. Они позволяют соответствующим образом организовать наблюдение, спланировать эксперименты.

 

Список использованной литературы.


1.     Асмус В. Логика. – 1999. – 362 с.

2.     Анисомов А. Современная логика. – М., 2003. – 416 с.

3.     Брюшинкин В. Логика. – М., Проспект, 2002. – 416 с.

4.     Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. – М.: Владос – Пресс, 2001. – 564 с.

5.     Иванов  Е.И.  Логика. – М.: БЕК,  2001. – 368 с.

6.     Ивин А.А. Логика. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с.

7.     Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. – Логика. – М.: Проспект, 2004.



[1] Анисомов А. Современная логика. – М., 2003. – С. 342

[2] Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. – Логика. – М.: Проспект, 2004. – С. 216

[3] Брюшинкин В. Логика. – М., Проспект, 2002 – С. 184

[4] Анисомов А. Современная логика. – М., 2003. – С. 342

[5] Брюшинкин В. Логика. – М., Проспект, 2002 – С. 186