Новосибирский государственный институт экономики и управления
Контрольная работа
По дисциплине: Логика
Выполнила: Харина Яна Павловна
гр. Соц – 21
Проверил: Кулинаренко Сергей Петрович
Новосибирск 2005 Содержание
Контрольная работа №1. 3
1. Изобразите на схеме с помощью диаграмм Венна – Эйлера соотношения между объемами данных понятий: 3
2. Дать определение понятию СМЕХ.. 3
3. Проверить правильность деления. 3
4. Привести данное суждение к виду простого атрибутивного суждения: 4
5. Определить вид сложного суждения и записать его формулу: 4
Контрольная работа №2. 5
1. Проверьте правильность непосредственного умозаключения: Верблюд – корабль пустыни, значит, среди кораблей пустыни попадаются и не верблюды.. 5
2. Проверить правильность силлогизма: 6
3. Проверить правильность доказательства: 6
4. Проверить правильность индуктивного умозаключения: 7
5. Каковы критерии отличия гипотезы от теории. 7
Список использованной литературы. 11
Контрольная работа №1.
1. Изобразите на схеме с помощью диаграмм Венна – Эйлера соотношения между объемами данных понятий:
Иностранец; гражданин России; японец; человек, знающий японский язык; англичанин; человек знающий английский язык; полиглот.
Р - человек
М – японец
S – гражданин России
К – полиглот
А-человек знающий английский язык
В - знающий японский язык
2. Дать определение понятию СМЕХ
Смех- непроизвольное, эмоциональное состояние человека, вызванное иным партнером общения.
3. Проверить правильность деления.
Дома делятся на: деревянные, современные, коттеджи, высотные, дорогие.
В данном случае произведено неправильное деление, так как деление произведено не по одному основанию.
4. Привести данное суждение к виду простого атрибутивного суждения:
Как хороши, как свежи были розы!
В данном случае атрибутивным суждением является:
Все цветы хороши и свежи
5. Определить вид сложного суждения и записать его формулу:
Фильм хороший, потому что на него трудно достать билеты.
Если вчера была хорошая погода, то сегодня идет дождь.
Фильм хороший, потому что на него трудно достать билеты.
Коньюктивное суждение
А |
В |
А В |
и и л л |
и л и л |
и л л л |
Если вчера была хорошая погода, то сегодня идет дождь.
Импликативное суждение
Если А, то В
Где А и В исходное суждение
Символ импликации
А |
В |
А В |
и и л л |
и л и л |
и л и и |
Контрольная работа №2.
1. Проверьте правильность непосредственного умозаключения: Верблюд – корабль пустыни, значит, среди кораблей пустыни попадаются и не верблюды
Верблюд – корабль пустыни
Значит, среди кораблей пустыни попадаются и не верблюды
Обращение
Верблюд – корабль пустыни
Значит, средине кораблей пустыни попадаются и верблюды
Превращение
Верблюд – корабль пустыни
Значит, среди кораблей пустыни ни попадаются верблюды
В данном случае непосредственное умозаключение сделано верно.
2. Проверить правильность силлогизма:
Так как он не знает правил логики, то он не сможет определить, где в этом рассуждении находится ошибка.
Так как он (М) не знает правил логики (S)
то он не сможет определить (М) где в этом рассуждении находится ошибка (Р)
Следовательно, он не сможет определить ошибку
Вывод верный. Силлогизм правильный.
3. Проверить правильность доказательства:
- Сын говорит отцу «Когда я выросту, то женюсь на бабушке» Отец «Так значит ты женишься на моей матери?». Сын «Но ты ведь женился на моей матери?»
Сын говорит отцу «Когда я выросту, то женюсь на бабушке» (Т) Отец «Так значит ты женишься на моей матери?» (Т). Сын «Но ты ведь женился на моей матери?» (Т)
Т – тезис
А - аргумент
В данном случае отсутствует аргумент подтверждающий тезис, следовательно доказательство не верно.
- Без правого глаза человек видит(А1), без левого глаза тоже видит(А2), - значит наличие обоих глаз не является необходимым для зрения(Т).
Т – тезис
А - аргумент
Без правого глаза человек видит, без левого глаза тоже видит, - значит наличие обоих глаз не является необходимым для зрения.
А1, А2 Т
Доказательство верно
4. Проверить правильность индуктивного умозаключения:
В так называемой «собачьей пещере» в близи Неаполя от скопившихся в пещере ядовитых газов гибнут, а люди чувствуют себя нормально. Значит есть что-то в организме человека, что нейтрализует действие этих газов.
В так называемой «собачьей пещере» в близи Неаполя от скопившихся в пещере ядовитых газов гибнут (посылка), а люди чувствуют себя нормально(посылка). Значит есть что-то в организме человека, что нейтрализует действие этих газов(заключение).
Умозаключение полной индукции, вывод достоверен
5. Каковы критерии отличия гипотезы от теории.
Теория — наряду с понятиями и суждениями — представляет собой одну из форм отражения (воспроизведения) действительности в мышлении. Однако, в отличие от понятия и суждения, теория не является, вообще говоря, отдельной мыслью — если не иметь в виду вырожденные случаи теории, в качестве каковых рассматривают иногда отдельные суждения, выражающие, например, законы науки[1].
Теория представляет собой некоторую систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности. Предметом астрономии, например, является, очевиднее особая область реальной действительности — небесные тела, тогда как география и геология изучают определенные аспекты такой области реальной действительности, как планета Земля. Логика, психология, физиология высшей нервной деятельности изучают разные аспекты мышления человека, социология, экономическая теория, история — различные аспекты общественной жизни[2].
Предметом теории могут быть и особые классы явлений: теория теплоты, электричества, магнетизма и т. д., а также некоторые аспекты действительности вообще: теория пространства и времени, философия. К особому классу теорий относятся теории методологического характера, изучающие методы и приемы познания. К их числу относятся, например, многие разделы математики (теория математического анализа, вариационного исчисления, теория дифференциальных уравнений) и значительная часть содержания логики[3].
Как система знания — в отличие от простой совокупности знаний, каковой является, например, обыденное знание — теория включает в себя определенный круг понятий и высказываний, логически связанных между собой так, что одни понятия, или термины вообще, определяются через другие. Одни суждения связаны по смыслу с другими, определенным образом субординированы или даже выводятся из других.
Весьма существенными характеристиками теорий являются также указания на основные задачи, функции теории. Таковыми являются систематизация и объяснение изучаемых явлений, а также выявление законов изучаемой области или аспекта действительности. Наиболее важной функцией теории является объяснение. Часто, например, даже говорят, что объяснить явления некоторого класса — это значит построить теорию этих явлений; можно сказать и наоборот: построить теорию — значит объяснить какие-то явления. Важность функции объяснения очевидна в естественно-научных теориях. В физике мы объясняем суть тепловых, световых, электрических явлений, явлений магнетизма и звука и т. д. В химии — суть химических реакций или имеющихся результатов химических процессов. Законы движения в механике также объясняют нам, каким образом взаимосвязаны такие факторы, как сила, масса, ускорение, путь и скорость движения и т. п.
Правда, при более широком употреблении термина «теория» в практике научного познания выделяются и такие теории, которые ограничиваются лишь описанием и систематизацией некоторого эмпирического материала и возможно содержат те или иные индуктивные обобщения, — эмпирические теории (минералогия, ботаника, география, анатомия). Иногда такие теории называют феноменологическими.
Гипотезой называют высказывание или теорию (совокупность определенных высказываний), представляющих собой некоторое предположение, то есть предположительный ответ на некоторый вопрос о существовании, о причинах какого-то явления и происхождении его и т. п.
Например, предположение — до полета спутника вокруг Луны — о существовании гор и кратеров на обратной стороне Луны; гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле, гипотеза о происхождении Солнечной системы и т. п[4].
Предположительный характер гипотезы означает, что она не является не только доказанной, но и не обоснована в такой мере, чтобы считаться практически достоверной. С другой стороны, научная гипотеза должна быть в той или иной мере обоснована: она должна быть согласована с имеющимися знаниями, фактами и, будучи выдвинутой для объяснения какого-то явления, она должна объяснять известные его стороны, характеристики и связи с другими явлениями[5].
Иметь гипотезы в качестве ответов на вопросы науки весьма полезно, даже если они мало обоснованы, поскольку они играют, по существу, ту же методологическую роль как и сами вопросы, на которые они отвечают. А именно, указывают направление научного поиска; но в отличие от вопроса гипотеза сужает это направление, конкретизирует его. Это происходит потому, что возникает возможность выведения следствий из гипотез, особенно следствий эмпирического характера, проверяемых путем наблюдения, эксперимента. Следствия именно указывают, в каком направлении должно осуществляться исследование для проверки их правильности. Они позволяют соответствующим образом организовать наблюдение, спланировать эксперименты.
Список использованной литературы.
1. Асмус В. Логика. – 1999. – 362 с.
2. Анисомов А. Современная логика. – М., 2003. – 416 с.
3. Брюшинкин В. Логика. – М., Проспект, 2002. – 416 с.
4. Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. – М.: Владос – Пресс, 2001. – 564 с.
5. Иванов Е.И. Логика. – М.: БЕК, 2001. – 368 с.
6. Ивин А.А. Логика. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с.
7. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. – Логика. – М.: Проспект, 2004.
[1] Анисомов А. Современная логика. – М., 2003. – С. 342
[2] Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. – Логика. – М.: Проспект, 2004. – С. 216
[3] Брюшинкин В. Логика. – М., Проспект, 2002 – С. 184
[4] Анисомов А. Современная логика. – М., 2003. – С. 342
[5] Брюшинкин В. Логика. – М., Проспект, 2002 – С. 186