Содержание
ГЛАВА 3. ХОД, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 3
3.1. Ход исследования. 3
3.2. Методы исследования. 3
3.3. Результаты исследования. 10
Список литературы... 22
Приложения... 26
Приложение 1. 26
Приложение 2. 30
Приложение 3. 32
Приложение 4. 34
ГЛАВА 3. ХОД, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Ход исследования
В ходе исследования выявлялась взаимосвязь дошкольной тревожности и тревожности учащихся 1 класса. Эта взаимосвязь выявлялась с помощью анализа состояния тревожности в дошкольный период (на основании результатов анкеты для родителей) и состояния тревожности в настоящий момент у детей 1 класса, на основании чего делается вывод о том, что состояния тревожности в дошкольный период предопределяет состояние тревожности и дезадаптацию в 1 классе. Респонденты были отобраны по рекомендации преподавателей, отмечающих проблематичное поведение в классе и дома данных детей.
Объектом исследования явились проявления тревожности в младшем школьном возрасте (1 класс). Предметом исследования – влияние состояния тревожности на школьную дезадаптацию.
Гипотеза исследования: Состояние тревожности детей дошкольного возраста предопределяет дезадаптацию в 1 классе.
В исследовании участвовали младшие школьники 1-х классов (30 человек) средней школы № 3 г. Хабаровска.
3.2. Методы исследования
Анкетирование родителей
В начале исследования проводилось анкетирование родителей о поведении исследуемых детей в дошкольный период, для чего родители заполняли анкету следующего содержания:
Анкета для родителей
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ф.И.О. ____________________________________________________
Год рождения ______________________________________________
Образование _______________________________________________
Место работы _____________________________________________
1. По Вашему мнению, ребенок с удовольствием посещал детский сад?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. По Вашему мнению, существовали ли у Вашего ребенка в дошкольный период проблемы следующего характера:
– не сложились отношения со сверстниками ____________________
– не сложились отношения с воспитателями ____________________
3. Как Вы считаете, проявлялись ли у вашего ребенка страхи в дошкольном возрасте:
– страх темноты ___________________________________________
– страх перед животными ___________________________________
– страхи, связанные с обучением _____________________________
– если были другие страхи, укажите __________________________
_________________________________________________________
4. По Вашему мнению, у Вашего ребенка в дошкольный период проявлялись:
– агрессивность ___________________________________________
– злость __________________________________________________
– грубость ________________________________________________
5. В дошкольный период своего развития, по Вашему мнению, Ваш ребенок хотел идти в школу? __________________________________________
__________________________________________________________
6. Отмечалось ли у Вашего ребенка беспокойство во сне в период дошкольного возраста? ________________________________________
__________________________________________________________
7. Отмечаете ли Вы у Вашего ребенка расстройства сна сейчас? ___
__________________________________________________________
8. Как, по Вашему мнению, Вашему ребенку нравится в школе? ___
__________________________________________________________
9. В настоящее время, по Вашему мнению, Ваш ребенок успешно справляется со школьной программой? __________________________
_________________________________________________________
Спасибо!
Для исследования детей были применены следующие методики:
1. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» подобраны и использованы
Для изучения эмоционального состояния школьников мы использовали рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж. Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Считается, что рисунок дома, дерева, человека-это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в жизненной каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а так же если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. приложение 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
2. Графический проекционный тест «Кинетический рисунок семьи»
КРС дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации, позволяет выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу, конфликты для рисующего, враждебность семейной ситуации. (Результаты см. Приложение 2).
Для выполнения теста КРС испытуемому предлагается бумага, простой карандаш (мягкий 2М), листок, ластик.
Инструкция. «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы отвечают, что испытуемый может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей – рисования и беседы. Наблюдая за процессом рисования, записывают все спонтанные высказывания, отмечают его мимику, жесты. После окончания рисования проводится беседа по следующей схеме:
• кто нарисован на рисунке;
• что делает каждый член семьи;
• как в семье распределены домашние обязанности;
• каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
Качественный анализ рисунка подобен стандартным проективным тестам (сила нажима карандаша, наличие штриховок, расположение и размер рисунка, дополнительные детали, стирание и др.). Для количественной оценки показатели группируются в следующие симптомокомплексы:
•благоприятная семейная ситуация;
•тревожность;
• конфликтность в семье;
•чувство неполноценности в семейной ситуации;
• враждебность в семейной ситуации.
3. Метод незаконченных предложений
Инструкция для ребенка: закончи, пожалуйста, предложение:
1. Когда я думаю о школе _______________________________________
2. Когда я иду в школу __________________________________________
3. Когда звенит звонок __________________________________________
4. Когда я вижу учителя _________________________________________
5. Когда начинаются уроки ______________________________________
6. Когда учитель задает вопрос, я _________________________________
7. Когда меня вызывают отвечать, я _______________________________
Ключ для обработки: вопросы 1-12 – ответ «нет».
4. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) Дж. Тейлора
Данная методика служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).
Инструкция. Послушайте внимательно утверждения, которые я буду читать и поставьте в бланке ответов «да» в случае, если утверждение относится к тебе, «нет», если ты с этим не согласен. В случае затруднений возможен ответ «не знаю». (Приложение 3).
Обработка результатов. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла.
Показатели ранжируются следующим образом:
от 0 до 6 баллов - низкая тревожность,
от 6 до 20 баллов - средняя,
выше 20 баллов - высокая.
3.3. Результаты исследования
1. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»
В результате проведенного исследования и количественной оценки теста мы получили данные по симптомокомплексам, которые представлены в сводных таблицах 1 и 2. В таблице 1 приведены результаты, реконструированные по анкетам родителей.
Таблица 1. Соотношение показателей по уровням выраженности симптомокомплексов детей в дошкольный период (реконструированы по анкетам родителей)
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Незащищенность |
15 |
50 % |
12 |
40 % |
3 |
10 % |
Тревожность |
24 |
80 % |
6 |
20 % |
- |
- |
Недоверие к себе |
15 |
50 % |
12 |
40 % |
3 |
10 % |
Чувство неполноценности |
21 |
70 % |
9 |
30 % |
- |
- |
Враждебность |
24 |
80 % |
6 |
20 % |
- |
- |
Конфликтность (фрустрация) |
27 |
90 % |
3 |
10 % |
- |
- |
Трудности общения |
18 |
60 % |
9 |
30 % |
3 |
10 % |
Депрессивность |
18 |
60 % |
6 |
20 % |
6 |
20 % |
Мы получили следующие результаты в дошкольный период:
- по симптомокомплексу «незащищенность» - характерен высокий и средний уровень (50/40 % детей);
- по симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень (80 % детей);
- по симптомокомплексу «недоверие к себе» - высокий и средний уровень (50/40 % детей);
- по симптомокомплексу «чувство неполноценности» - высокий уровень (70 % детей);
- по симптомокомплексу «враждебность» - высокий уровень (80 % детей);
- по симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» - высокий уровень (90 % детей);
- по симптомокомплексу «трудности общении» - высокий уровень (60 % детей);
- по симптомокомплексу «депрессивность» - высокий уровень (60 % детей).
Графическая иллюстрация результатов приведена на Гистограмме 1:
Гистограмма 1. Результаты методики ДДЧ в дошкольный период (реконструированы по анкетам родителей)
Таблица 2. Соотношение показателей по уровням выраженности симптомокомплексов в 1 классе
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Незащищенность |
4 |
40 % |
4 |
40 % |
2 |
20 % |
Тревожность |
7 |
70 % |
2 |
20 % |
1 |
10 % |
Недоверие к себе |
5 |
50 % |
2 |
20 % |
3 |
30 % |
Чувство неполноценности |
6 |
60 % |
3 |
30 % |
1 |
10 % |
Враждебность |
9 |
90 % |
1 |
10 % |
- |
- |
Конфликтность (фрустрация) |
8 |
80 % |
1 |
10 % |
1 |
10 % |
Трудности общения |
4 |
40 % |
5 |
50 % |
1 |
10 % |
Депрессивность |
7 |
70 % |
1 |
10 % |
1 |
10 % |
Ниже приведена графическая иллюстрация этих результатов:
Гистограмма 2. Результаты применения методики ДДЧ в 1 классе
Мы получили следующие результаты для детей 1 класса:
- по симптомокомплексу «тревожность» - высокий уровень (70 % детей);
- по симптомокомплексу «недоверие к себе» - высокий уровень (50 % детей);
- по симптомокомплексу «чувство неполноценности» - высокий уровень (60 % детей);
- по симптомокомплексу «враждебность» - высокий уровень (90 % детей);
- по симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» - высокий уровень (80 % детей);
- по симптомокомплексу «трудности общении» - средний уровень (50 % детей);
- по симптомокомплексу «депрессивность» - высокий уровень (70 % детей).
Таким образом, проанализировав таблицы 1 и 2 количественной обработки данных по симптомокомплексам, мы увидели, что для детей с невротическим поведением характерен высокий уровень тревожности, враждебности, конфликтности, чувства неполноценности и в меньшей мере выражен уровень незащищенности, недоверия к себе, депрессивности. Можно видеть, что у детей с невротическим поведением показатели диагностики практически не изменились. Для наглядности составим Гистограмму 3 и сравним результаты применения теста ДДЧ в дошкольный период и в 1 классе:
Гистограмма 3. Сравнение результатов применения теста ДДЧ в дошкольный период и в 1 классе
2. Графический проекционный тест «Кинетический рисунок семьи»
Полученные данные по тесту «Кинетический рисунок семьи» на констатирующем этапе эксперимента отображены в таблицах 3 и 4 и гистограммах 4 и 5.
В таблице 3 приведены результаты, реконструированные по анкетам родителей.
Таблица 3. Соотношение показателей по уровням выраженности симптомокомплексов в дошкольный период (реконструированы по анкетам родителей)
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Благоприятная семейная ситуация |
6 |
20% |
12 |
40% |
12 |
40% |
Тревожность |
6 |
20% |
15 |
50% |
9 |
30% |
Конфликтность в семье |
12 |
40% |
9 |
30% |
9 |
30% |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
15 |
50% |
9 |
30% |
6 |
20% |
Враждебность в семейной ситуации |
18 |
60% |
9 |
30% |
3 |
10% |
Мы получили следующие результаты в дошкольный период:
- по симптомокомплексу «благоприятная семейная ситуация» – высокий уровень показали 20%, средний уровень благоприятности имеют 40% детей, низкий – 40%, высокий уровень;
- по симптомокомплексу «тревожность» – высокий показатель тревожности у 20 % детей, средний показатель – 50 %, низкий уровень тревожности у 30%;
- по симптомокомплексу «конфликтность в семье» – 40% с высокой семейной конфликтностью, 30% – имеют средний уровень конфликтности в семье, и 30% показали низкий уровень;
- по симптомокомплексу «чувство неполноценности в семейной ситуации» – 50% детей имеют высокий показатель по данному параметру, 30% – средний, 20% с низким чувством неполноценности;
- по симптомокомплексу «враждебность в семейной ситуации» – 60% детей имеют высокий уровень враждебности в семье, 30% детей показали средний уровень, 10% имеют низкий уровень враждебности в семейной ситуации.
Таблица 4. Соотношение показателей по уровням выраженности симптомокомплексов в 1 классе
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Благоприятная семейная ситуация |
0 |
|
6 |
20% |
24 |
80% |
Тревожность |
21 |
70% |
9 |
30% |
0 |
|
Конфликтность в семье |
18 |
60% |
12 |
40% |
0 |
|
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
24 |
80% |
6 |
20% |
0 |
|
Враждебность в семейной ситуации |
15 |
50% |
15 |
50% |
0 |
|
Как видим из приведенной таблица 1 классе наблюдаем высокие показатели по всем измеряемым параметрам:
- по симптомокомплексу «благоприятная семейная ситуация» – средний уровень благоприятности имеют 20% детей, низкий – 80%, высокий уровень;
- по симптомокомплексу «тревожность» – высокий показатель тревожности у 70 % детей, средний показатель – 30 %;
- по симптомокомплексу «конфликтность в семье» – 60% с высокой семейной конфликтностью, 40% – имеют средний уровень конфликтности в семье;
- по симптомокомплексу «чувство неполноценности в семейной ситуации» – 80% детей имеют высокий показатель по данному параметру, 20% – средний;
- по симптомокомплексу «враждебность в семейной ситуации» – 50% детей имеют высокий уровень враждебности в семье, 50% детей показали средний уровень.
Гистограмма 4. Результаты детей в дошкольный период (реконструированы по анкетам родителей)
Гистограмма 5. Результаты детей в 1 классе
Как видим из приведенных таблиц, показатели по всем измеряемым параметрам существенно изменились: (в скобках указаны результаты дошкольного периода)
- по симптомокомплексу «благоприятная семейная ситуация» – благоприятную семейную ситуацию отметили 60% (0%) детей, средний уровень благоприятности имеют 20% (20%) детей, низкий – 20% (80%);
- по симптомокомплексу «тревожность» – высокий показатель тревожности у 10% (70 %) детей, средний показатель – 30% (30 %), низкий уровень тревожности у 60% (0%) детей;
- по симптомокомплексу «конфликтность в семье» – отсутствуют дети (60%) с высокой семейной конфликтностью, 40% (40%) – имеют средний уровень конфликтности в семье, низкий уровень конфликтности у 60% (0%) детей;
- по симптомокомплексу «чувство неполноценности в семейной ситуации» – 20% (80%) детей имеют высокий показатель по данному параметру, 20% (20%) – средний, 60% (0%) – низкий уровень;
- по симптомокомплексу «враждебность в семейной ситуации» – 10% (50%) детей имеют высокий уровень враждебности в семье, 20% (50%) детей показали средний уровень, 70% (0%) отметили низкий уровень враждебности в семье.
3. Метод незаконченных предложений
В таблице 5 приведено сравнение результатов применения теста детей в 1 классе с реконструированными результатами по анкетам родителям
Таблица 5. Соотношение показателей по тесту незаконченных предложений
|
Уровень тревожности |
|||||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||||||
ср. балл |
Кол. детей |
% |
ср. балл |
Кол. детей |
% |
ср. балл |
Кол. детей |
% |
||
Дошкольный период |
21 |
18 |
60 % |
18 |
12 |
40 % |
- |
- |
- |
|
1 класс |
22 |
6 |
20 % |
17 |
9 |
30 % |
4 |
15 |
50 % |
|
Полученные данные графически представлены на гистограмме 6.
Гистограмма 6. Соотношение результатов теста незаконченных предложений
Таким образом, из данных таблицы видно, что результаты по данному тесту существенно изменились в 1 классе.
Так, у детей уровень тревожности не изменился – у 60 % детей высокий уровень, у 40 % детей - средний уровень. В 1 классе уровень тревожности изменился – у 50 % детей низкий уровень, у 30 % - средний уровень, у 20 % детей высокий уровень.
4. Шкала Дж. Тейлора
Полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента по данному тесту представлены в сводной таблице 5.
Таблица 6. Соотношение показателей по тесту Дж. Тейлора в дошкольный период (реконструировано по анкетам родителей)
|
Уровень тревожности |
|||||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||||||
ср. балл |
Кол. детей |
% |
ср. балл |
Кол. детей |
% |
ср. балл |
Кол. детей |
% |
||
Дошкольный период |
21 |
7 |
70 % |
19 |
3 |
30 % |
- |
- |
- |
|
1 класс |
22 |
8 |
80 % |
17 |
2 |
20 % |
- |
- |
- |
|
Из данных таблицы видно, что для детей характерен высокий уровень тревожности: 70 % в дошкольный период и 80 % в 1 классе.
Полученные данные представлены на гистограмме 6.
|
|
Гистограмма 7. Результаты по шкале тревожности детей в дошкольный период и в 1 классе
Таким образом, рассмотрев по данной проблеме научную и методическую литературу, а, также, проведя в соответствии с поставленными целями и задачами исследование, мы пришли к выводу о том, что для детей с невротическим поведением характерно своеобразие личностных и характерологических особенностей. Это своеобразие складывается из факторов следующего порядка:
- эмоциональность. Проявляется в виде повышенной восприимчивости к радостям и печалям, настроению окружающих лиц, склонности к переживаниям. Это создает чувствительность ко всякого рода проблемам отношений - недостаток внимания, любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или неприятие сверстников (высокий уровень эмоциональной напряженности;
- непосредственность. Эти дети наивны и бесхитростны, им чужды ложь и лицемерие, игра и фальшь, двойственность чувств и желаний. Если они плачут, то это слезы искреннего огорчения; если радуются, то это неподдельная радость; если сердятся, то это гнев, а не наигранное возмущение. Будучи достаточно внушаемыми по возрасту, они не конформны, т. е. не склонны говорить и поступать противоположно своим мыслям и желаниям (высокий уровень конфликтности и уровня общения;
- впечатлительность – как проявление эмоциональной памяти способствует запечатлеваемости и фиксации многих, в том числе неприятных событий, когда ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается мыслями к пережитому и не способен легко, как большинство сверстников, отвлечься и переключиться на новые цели (высокий уровень тревожности.);
- импрессивность – склонность к внутренней переработке, накоплению отрицательных чувств (переживаний). Родители говорят о таких детях: «все переживания держит в себе», «не склонен делиться своими огорчениями», «если расплачется или обидится, то не сразу, а потом», «дочь сразу не показала вида, что радуется нашему приезду, хотя очень соскучилась, но спустя некоторое время «повисла» на нас со слезами радости». Импрессивность подразумевает отсутствие быстрой эмоциональной реакции в ответ на волнующие ребенка события. Он как бы накапливает ее изнутри, исподволь, и выражает не сразу, а позже и то не во всех случаях. Причем выражение отрицательных эмоций часто сопровождается чувством вины, иногда раздражения, но не злости. В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, дать известное время, чтобы психика созрела, чтобы ребенок стал таким, как все (высокий уровень эмоциональной напряженности;
- выраженность чувства «я». Заключается, прежде всего, в раннем осознании отличий себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что реально удается редко. Они не переносят повышенного, приказного и, тем более, раздраженного тона, оскорблений и физических наказаний. В ответ на это обижаются, уходят в себя или (реже) плачут. Свойственна им и повышенная чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей, т. е. отношению к себе. Им не просто попросить прощения, отказаться от своих убеждений, подстроиться и быть не собой, играть не свойственные роли. В младшем школьном возрасте заметны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины и стыда. Подчеркнут у этих детей и инстинкт самосохранения, на что указывает не только большее число инстинктивно опосредованных страхов, в том числе страхов смерти о последующие годы, но и чувство осторожности, предусмотрительности в новых ситуациях, а также выраженный страх незнакомых людей в раннем возрасте (высокий уровень тревожности;
А.И. Захаров пишет: «Своеобразие детей, заболевающих неврозами, обусловлено такими характеристиками темперамента, как эмоциональность и впечатлительность; характера - как непосредственность и импрессивность, выраженность чувства «я»; личности - как беззащитность и гуманистическая направленность. В преморбидном своеобразии детей можно заметить наличие некоторых контрастных сторон. Это, прежде всего, сочетание эмоциональности, непосредственности и присущей этим детям общительности с импрессивностью – внутренним проявлением эмоций; выраженности чувства «я» и беззащитности; эмоциональных и рациональных сторон психики»[1].
Под влиянием психотравмирующих жизненных обстоятельств, длительно действующего стресса эмоциональность превращается в эмотивность; непосредственность и впечатлительность – в настороженность и беспокойство; импрессивность – в тормозимость, а беззащитность – в ранимость и уязвимость. Подобная динамика создает эффект сензитивности - повышенной эмоциональной чувствительности, обидчивости, склонности все близко «принимать к сердцу», легко расстраиваться и много переживать. Особенно заметна непереносимость насмешек, иронии, замечаний, угроз и повышенного тона взрослых. У этих детей часто «глаза на мокром месте», и они расцениваются родителями как капризные, беспокойные, чрезмерно гордые и упрямые, не такие, как все.
Невротические расстройства составляют почти 2/3 всех детских психических нарушений. По данным Л.В Соколова (1985) отклонения в нервно-психическом развитии обнаружены у 33% детей детского сада, а наибольшее число неврозов, по обращаемости в медицинские учреждения, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (Коллегова В.А.,1971). Уровень невротизации детского общества, в силу указанных причин, неустанно повышается, поэтому существует необходимость в теоретически обоснованной и методически разработанной программе профилактики и коррекции невротических состояний у детей младшего школьного возраста. Эта программа должна быть построена с учетом возрастных особенностей и динамики развития личности ребенка в частности.
Психологические проблемы в сфере личностного развития ребенка оказывают негативное влияние на процесс общения с другими людьми (сверстниками и взрослыми), мешают адекватному восприятию действительности ребенком и как следствие, не дают ему эффективно развиваться в рамках учебной деятельности. Полученные данные говорят о том, что при правильно построенной и регулярной профилактической и коррекционной работе можно снизить уровень тревожности, эмоциональной напряженности, конфликтности, враждебности, чувства неполноценности, изменить уровень самооценки и тем самым способствовать дальнейшему адекватному личностному развитию детей младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Абабков В.А. Неврозы. – М., 2002.
2. Абрамова В.В. Психология / Словарь. – М., 1990.
3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 1997.
4. Адлер А. Воспитание детей. – М., 1998.
5. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1993.
6. Акименко Р.К. Диагностика и коррекция страхов. – Саратов, 1999.
7. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982.
8. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М., 1980.
9. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. – М., 1983.
10. Белопольская Н.Л. «Детская патопсихология», – М. 2000.
11. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1991.
12. Браш Х. Беспричинный страх. – М., 1998.
13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.– М., 1990.
14. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.
15. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением», – М. 1999.
16. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. – М., 1995.
17. Буянов М.И. Смятение души. – М., 1994.
18. Вард И. Фобия. – М., 2000.
19. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
20. Вместе с семьей. Под ред. К.Ю. Гончарова. – СПб, 1998.
21. Вроно Е.М. Несчастливые дети – трудные родители: Наблюдения детского психиатра. – М., 1997.
22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. 1991.
23. Выготский Л.С. Психология искусства. – М 1998.
24. Гамезо М. В. Возрастная психология. – М., 1999.
25. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. – Л., 1990.
26. Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л, 1990.
27. Гарбузов В.И. От младенца до подростка. – М., 1996.
28. Дрейкурс П. Счастье вашего ребенка. – М., 1986.
29. Еникеева Д.Д. Плохой характер или невроз? – М., 1997.
30. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2001.
31. Захаров А. И. Как помочь вашим детям избавиться от страха. – СПб, 1995.
32. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997.
33. Захаров А. И. Что снится нашим детям. Как избавится от страхов. – СПб, 1997.
34. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М. 1986.
35. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков – Л. 1988.
36. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб, 1996.
37. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
38. Зачепицкий Р.А., Яковлева Е.К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. – Л., 1960.
39. Зейгарник Б.В. «Патопсихология» – М. 2000.
40. Зейгарник Б.В. «Хрестоматия по патопсихологии» – М. 1981.
41. Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности детей» – М. 1959.
42. Игнатьев Е.И. «Психология рисунка и живописи» – М. 1954.
43. Копыстянская Х.Р. Характерологические особенности младших школьников с невротическими состояниями: Автореферат дис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. – Киев, 1976.
44. Копытин А.И. «Практикум по арт-терапии». – СПб 2000.
45. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии». – СПб 2002.
46. Копытин А.И. «Хрестоматия по арт-терапии». – СПб 2002.
47. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // «Семья и школа», № 9, 1988.
48. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.– М., 1995.
49. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. – М. 1999.
50. Куликова Л.В. Психические состояния. – СПб 2000.
51. Курпатов А. Средство от страха. – СПб, 2003.
52. Кутченко В.С. Предупреждение и преодоление страхов в детском возрасте. – Казань, 1997.
53. Кьелл Рудестам «Групповая психотерапия». – М. 1993.
54. Кэдьюсон Х. Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб 2000.
55. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. – М. 1994.
56. Методы коррекции страхов в детском возрасте. Сб. науч. статей. Под ред. К.С. Савчука. – Казань, 1999.
57. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М., 1985.
58. МясищевВ.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
59. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996.
60. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. – Воронеж. 2000.
61. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, и др. ; Под ред. И. В. Дубровина. – 2 – е изд., стереотип. – М., 1999.
62. Психокоррекция: теория и практика. Под ред. О.Н. Усанова. – М., 1995.
63. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций человека. – М. 1979.
64. Рики Э. Страх. – М., 2002.
65. Риман Ф. Основные формы страха. – М., 1998.
66. Севостьянов Д.А. Практическая иконика. – Новосибирск 1995.
67. Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. – М., 1988.
68. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 7 томах. – М., 1999 г., Т. 2.
69. Трифонов О.А. Динамика затяжных неврозов, начинающихся в детском возрасте: Автореф. канд. дис. – М., 1967.
70. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. – М., 1973.
71. Франкл В.Е. Теория и терапия неврозов. – СПб., 2001.
72. Хрестоматия. Психические состояния. – СПб., 2000.
73. Щербатых Ю.В. Психология страха. – М., 1999.
74. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
Приложения
Приложение 1
Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Баллы |
Незащищенность |
1 |
Рисунок в самом центре листа |
0;1;2;3 |
|
2 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0;1;2;3 |
|
3 |
Дом, дерево – с самого края |
0;1;2 |
|
4 |
Рисунок внизу листа |
0;1;2;3 |
|
5 |
Много второстепенных деталей |
0;1;2;3 |
|
6 |
Дерево на горе |
0;1 |
|
7 |
Очень подчеркнутые корни |
0;1 |
|
8 |
Непропорционально длинные руки |
0;1 |
|
9 |
Широко расставленные ноги |
0;1 |
|
10 |
Другие возможные признаки |
|
Тревожность |
1 |
Облака |
0;1;2;3 |
|
2 |
Выделение отдельных деталей |
0;1 |
|
3 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
|
4 |
Штриховка |
0;1;2;3 |
|
5 |
Линия с сильным нажимом |
0;1;2;3 |
|
6 |
Много стирания |
0;1;2;3 |
|
7 |
Мертвое дерево, больной человек |
0;2 |
|
8 |
Подчеркнутая линия основания |
0;1;2;3 |
|
9 |
Толстая линия фундамента дома |
0;2 |
|
10 |
Интенсивно затушеванные волосы |
0;1 |
|
11 |
Другие возможные признаки |
|
Недоверие к себе |
1 |
Очень слабая линия рисунка |
0;2 |
|
2 |
Дом с краю листа |
0;1 |
|
3 |
Слабая линия ствола |
0;1 |
|
4 |
Одномерное дерево |
0;1 |
|
5 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
|
6 |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой |
0;1 |
|
7 |
Другие возможные признаки |
|
Чувство неполноценности |
1 |
Рисунок очень маленький |
0;1;2;3 |
|
2 |
Отсутствуют ноги, руки |
0;2 |
|
3 |
Руки за спиной |
0;1 |
|
4 |
Непропорционально короткие руки |
0;1 |
|
5 |
Непропорционально узкие плечи |
0;1 |
|
6 |
Непропорционально большая система веток |
0;1 |
|
7 |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0;1 |
|
8 |
Дерево, умершее от гниения |
0;1 |
|
9 |
Другие возможные признаки |
|
Враждебность |
1 |
Отсутствие окон |
0;2 |
|
2 |
Дверь – замочная скважина |
0;1 |
|
3 |
Очень большое дерево |
0;1 |
|
4 |
Дерево с краю листа |
0;1 |
|
5 |
Обратный профиль дерева, человека |
0;1 |
|
6 |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0;1 |
|
7 |
Глаза – пустые глазницы |
0;2 |
|
8 |
Длинные, острые пальцы |
0;2 |
|
9 |
Оскал – видны зубы |
0;1 |
|
10 |
Агрессивная позиция человека |
0;2 |
|
11 |
Другие возможные признаки |
|
Конфликтность |
1 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
(фрустрация) |
2 |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0;1;2;3 |
|
3 |
Перерисовывание объекта |
0;2 |
|
4 |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0;2 |
|
5 |
Дерево, как два дерева |
0;2 |
|
6 |
Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0;2 |
|
7 |
Противоречивость рисунка и высказываний |
0;1 |
|
8 |
Подчеркнутая талия |
0;1 |
|
9 |
Отсутствие трубы на крыше |
0;1 |
|
10 |
Другие возможные признаки |
|
Трудности |
1 |
Отсутствие двери |
0;2 |
общения |
2 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
|
3 |
Отсутствие окон |
0;2 |
|
4 |
Излишне закрытые окна |
0;1 |
|
5 |
Окна – отверстия без рам |
0;1 |
|
6 |
Выделенное лицо |
0;1 |
|
7 |
Лицо, нарисованное последним |
0;1 |
|
8 |
Отсутствие основных деталей лица |
0;2 |
|
9 |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0;2 |
|
10 |
Дом, человек в профиль |
0;1 |
|
11 |
Дверь без ручки |
0;1 |
|
12 |
Руки в оборонительной позиции |
0;1 |
|
13 |
Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей |
0;1 |
|
14 |
Другие возможные признаки |
|
Депрессивность |
1 |
Помещение рисунков в самый низ листа |
0;1;2;3 |
|
2 |
Вид дерева или дома сверху |
0;1 |
|
3 |
Линия основания, идущая в низ |
0;1 |
|
4 |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0;2 |
|
5 |
Сильная усталость после рисования |
0;2 |
|
6 |
Очень маленькие рисунки |
0;2 |
|
7 |
Другие возможные признаки |
|
Приложение 2
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
Благоприятная семейная ситуация |
1. Общая деятельность всех членов семьи. 2. Преобладание на рисунке людей 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи 5. Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линий. 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9. Другие признаки |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
Тревожность |
1. Штриховка 2. Линия основания - пол 3. Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей 8. Двойные прерывистые линии 9. Подчеркивание отдельных деталей 10. Другие возможные признаки |
0,1,2,3 0,1 0,1 0,1 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0, 1 |
Конфликтность в семье |
1. Барьеры между фигурами. 2. Стирание отдельных частей. 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур. 4. Выделение отдельных фигур. 5. Неадекватная величина отдельных фигур. 6. Несоответствие вербального описания и рисунка. 7. Преобладание вещей. 8. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи. 9. Член семьи, стоящий спиной. 10. Другие признаки |
0,2 0,1,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1. Автор рисунка непропорционально маленький. 2. Расположение фигур на нижней части листа. 3. Линия слабая, прерывистая. 4. Изоляция автора от других. 5. Маленький автор. 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 7.Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной. 9. Другие признаки |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
Враждебность в семейной ситуации |
1. Одна фигура на другом листе или другой стороне листа 2. Агрессивная позиция фигуры. 3. Зачеркнутая фигура. 4. Деформированная фигура. 5. Обратный профиль. 6. Руки раскинуты а стороны. 7. Пальцы длинные, подчеркнутые. 8. Другие признаки |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Приложение 3
Опросник к шкале Дж. Тейлора
1. Обычно я спокоен в школе и дома, и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше чем у других ребят.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще чем другие.
11. У меня редко бывают сердцебиение и одышка.
12. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.
13. Я застенчив не более чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести предстоящий экзамен.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
23. У меня беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня тревожат возможные неудачи в школе.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на каком-нибудь задании.
27. Я делаю уроки с большим напряжением.
28. Я легко теряюсь у доски.
29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу, у меня глаза на мокром месте.
32. Меня мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мне не хватает спокойствия.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами у меня появляется сильная потливость, и это чрезвычайно смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я человек легковозбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Иногда мне кажется, что я разозлюсь и нагрублю кому-нибудь.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я очень чувствительный.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
49. Школьная жизнь для меня всегда связана с напряжением.
50. Я не могу долго ждать.
Приложение 4
Рисунки детей, отражающие переживания страха
Особое внимание один мальчик 8 лет обращал на себя в новых, незнакомых ситуациях. Пройти по улице или площади, где нет людей, для него было просто невозможно. Можно было потеряться, исчезнуть без личного телохранителя-матери и это объяснимо, по крайней мере, в дошкольном возрасте. Но чтобы быть неспособным преодолеть ряд открытых пространств по дороге в школу и вцепляться в руку матери, как последнюю надежду – это явно отличалось от поведения сверстников. Суть в том, что дома он психологически один среди ссорящихся взрослых. Все его попытки открыться, наладить контакт не увенчались успехом, до него никому не было дела в семье, которая то рушилась, то восстанавливалась, и остановить этот процесс было не в его силах. Учится мальчик в очень суровой английской школе, что для него синоним неврастении, раз он не такой быстрый (флегматик), да еще переученный (насильно) левша. Дали мы задание нарисовать страх открытого пространства. На рисунке изображена безжизненная территория, где нет ни души, кричи – не докричишься; дома, люди так далеко, почти за горизонтом, в другой галактике. Эффект от такого рисования был нулевым, но начало положено уже тем, что мальчик отважился нарисовать свой страх, за что и заслужил одобрение и похвалу автора и работающих с ним ассистентов. Через неделю был принесен другой рисунок, с предварительной установкой нарисовать себя небоящимся. На рисунке мальчик изобразил себя с собакой на поводке (чтобы не сбежала, и он не остался один). Восприятие стало менее тревожным, что заметно по внесению цветового разнообразия в изображение домов и фонарей. Другой, более благополучный мальчик нарисовал бы на месте собаки кого-нибудь из сверстников или членов семьи. Но как раз с ними и нет эмоциональной близости у автора рисунка. И собачки у него нет, только воображаемая. Тем не менее "мечтать не вредно" и легче ему стало переносить страх одиночества, а именно он и закодирован в социально-опосредованном страхе открытого пространства. Для сравнения, в страхе замкнутого пространства, как обратной стороны страха открытого пространства, скрыт инстинктивно обусловленный страх смерти, что и подтвердили приведенные ранее данные ЭВМ анализа страхов. В свою очередь страх одиночества предопределен отсутствием эмоциональной поддержки в семье и конфликтами родителей, поэтому и может пройти окончательно только после налаживания внутрисемейных отношений.
Каких же чудовищ можно бояться днем и ночью – видно из рисунка мальчика 8 лет. Очень нехорошая женщина видна слева – ведьма, да и только, а черт, изрыгающий проклятья, ничуть не лучше. Мама у него такая же косматая, да и нервная к тому же. А отец, не смеющий возражать, но зато злоупотребляющий алкоголем и "живущий за шкафом", только и способен "метать молнии", да и то в другую сторону, лениво переругиваясь с периодически "достающей" его супругой. О соотношении сил на семейном фронте можно судить по размерам персонажей на рисунке. Эффект от первого рисунка отсутствовал, и было предложено еще раз нарисовать чудовищ и себя, как небоящегося. На втором рисунке чудовища становятся пигмеями, их можно затоптать, как и выразить символически свой гнев и недовольство.
Что можно испытать в темноте, видно из рисунка мальчика 8 лет с неврозом страха. Это какое-то надгробие с последним фото. Темнота давит, да и раздавить может. Произошла актуализация страха, но она не повлияла на его устранение. Другое дело, когда по нашему совету мальчик нарисовал себя, как небоящегося, раздвинул стены подземелья, разорвал путы одиночества и освободился от страха.
Если бы вы увидели этот рисунок девочки 9 лет в цвете, то поневоле бы поразились, как удачно подобраны цвета, правда, в верхней части фигуры преобладает красный цвет возбуждения и беспокойства, и все пространство рисунка разрисовано разными линиями. Итак, беспокойство в квадрате имеется. Еще бы – держит гитару во время экзамена. Учится она в музыкальной школе, а в ней преподаватели еще более требовательными бывают, чем в обычной школе. С задачками, способностями у нашей ученицы все в порядке, но вот от ожидания и волнения может перегореть, стушеваться, не так исполнить, хотя и с вдохновением. Другой бы махнул на это рукой – чего не бывает, здесь же сплошные переживания, слезы, рыдания. Более чем развитое самолюбие следовательно, да и ориентация только на успех, без всяких промежуточных состояний. А то, что она максималистка – все или ничего, тоже кое-что значит. Не забудем и четверых взрослых дома, огорчать которых – себе дороже. Да и без конца все дружно повторяют: "Ты только не бойся". Она же слышит: "Бойся, бойся, бойся..." За неделю до очередного экзамена мы посоветовали бабушке и дедушке уехать на дачу, матери заняться без конца откладываемыми домашними делами, а отцу задержаться на работе, и заодно перевыполнить план. С девочкой же была проведена психотерапевтическая беседа, после которой она нарисовала себя на экзамене, как бы заранее проиграв в уме возможную реакцию на неудачу. За два дня до экзамена ей было предложено прийти с гитарой в наш центр, где мы психологически с юмором обыграли будущий экзамен. Впервые за много лет она смогла рассмеяться, вместо того чтобы дрожать и плакать, когда увидела среди экзаменаторов муляжи Бабы Яги на помеле и черта с тросточкой, выполненных в человеческий рост и озвучиваемых другими участниками игры. Скованность исчезла, а вместе с ней и прошел страх перед экзаменом. Эта же девочка нарисовала с не меньшим успехом и страх перед ответами у доски в обычной школе (см. рисунок ниже). С остальными страхами справиться стало легче, проиграв их по очереди. Так что через два месяца смогла она без лишних страхов и волнений учиться, да и домашних не пришлось больше отправлять куда-нибудь перед экзаменами.
Какие бывают страшила: кикимора, водяной, оборотень, призрак и т. д. А этот страшила у девочки 9 лет ни на кого не похож, если не считать сходства с некоторыми людьми. Волосы-космы – это закрытость, некая темная сущность; глаза-буравчики ничего доброго не предвещают; нос крючком — хитрость и высокомерие обещают, а рот явно говорит о криминальных наклонностях его обладателя. В этом образе сосредоточились непринимаемые девочкой темные силы, агрессивность, злость, хитрость и высокомерие, асоциальный и уже этим безнравственный образ жизни. Еще раз это доказывает социальность, если не гиперсоциальность детей, заболевающих неврозами, которые по своим нравственно-этическим установкам отличаются от большинства сверстников бескомпромиссным неприятием двойственности и лжи, угодливости и приспособленчества; зла и коварства, агрессивности и жестокости, равно как бездушия и высокомерия. Вот почему, перефразируя известные слова М. Горького, мы можем сказать: "Невротик – это звучит гордо". Не каждый даже при "желании" может заболеть неврозом, необходимо определенное своеобразие характера и личности. Большинство сверстников располагается между негативным и позитивным полюсами личностного реагирования в зависимости от обстоятельств и жизненного опыта.
Это сооружение нарисовала девочка 8 лет, когда мы попросили ее проиллюстрировать страх смерти. А слова были такие: "Я не хочу, чтобы кто-нибудь из моих родных умер". Заметьте, не она, а родные; страх смерти превратился из эгоцентрического, направленного на себя, в альтруистический – по отношению близких. И еще, рисунок сделан во времена, когда все поголовно были пионерами и комсомольцами, но ни один учащийся из этих организаций так и не нарисовал могилу со звездой или что-нибудь подобное. Только христианский крест! Тысячелетнюю традицию, как видим, сразу не отменишь, даже после многолетней советской власти. Нелишне будет спросить – способна ли эта девочка страдать, любить и привязываться. Безусловно. Рисунок, и сам страх смерти близких, их утраты, разлуки – тому доказательство. Теперь вспомним, что показывается по телевизору в "век демократии", а фактически анархии – низкопробная реклама, садистские фильмы, культ насилия и денег любой ценой, бесконечные убийства – и все, достаточно, страха смерти нет, как и способности любить, давать, а не отнимать жизнь.
"Мужчина, которого я боюсь" – так назвала рисунок девочка 8 лет. Если приглядеться внимательное, то это будет не совсем мужчина, смотрите – шарфик, цветочек в петлице, кофта, женский тип лица — говорят не в его пользу. Вверху кепка-козырка и звезда под ней красноармейская проглядывает – это вроде бы мужское. Разгадка состоит в страхе девочки перед начинающимися половыми изменениями. Родители хотели мальчика, да и сама девочка больше с мальчишками общалась. А тут возраст подоспел и стала она меняться, пусть и понемногу, уходить от своей прежней женской психологии – страх и возник. Тогда кто же мужчина на рисунке? Это она и есть, в своем страхе и растерянности, неизбежности перемен. Подумывала она уже почти навязчиво – а не сесть ли ей на диету, чтобы стройной была, и формы бы не выделялись. Путь ей тогда был бы один – к неврозу (нервной анорексии) в лучшем случае или к психозу (шизофрении). Благо, удалось нам так похвалить девочку, что она такая хорошая и дальше будет еще лучше, что постепенно она перестала думать о своих навязчивых мыслях. И маме, по восточному полной женщине, мы предложили не зацикливаться на этом, а войти в более тесный эмоциональный контакт с дочерью, не мешая, а наоборот, способствуя восстановлению отношений с отцом, на которого походит дочь как две капли воды.
Очень уж великой недотрогой показывает себя девочка 8 лет: "Меня кто-то обидел в школе". Происходит это каждую минуту, но не все реагируют такими бурными слезами, отчаянием и бегством. С одной стороны, она от природы более чем эмоционально чувствительна и впечатлительна, с другой, стала все близко к сердцу принимать, легко расстраиваться и обижаться от неровных отношений дома (а девочки, заметим, в большей степени реагируют на них, чем мальчики).
Вот какая нехорошая история приключилась с одним мальчиком 8 лет. Стал он все больше и больше бояться школы. Дрожь возникает перед входом в школу, а сама школа больше на исправительное учреждение походит.
Попав с таким трудом в нее, не знает куда ему пойти – растерянность налицо. Еще бы, вроде все учил, но как назло у доски от волнения мысли путаются, учительница же сурово смотрит на него, как на последнего болвана (на следующем рисунке).
А в отношении физика и вообще иллюзий нет, раз он считает, что способен содрать шкуру (см. рисунок ниже).
Все дело в том, что тревожно-мнительные и одновременно сверхтребовательные родители, действительно, могут "содрать три шкуры" за любую плохую оценку. Вот он и боится школы, ответов невпопад и учителей-деспотов. Но не он был виноват, как можно догадаться, а сами родители, страх перед которыми и проецируется на школу.
[1] Захаров А. И. Как помочь вашим детям избавиться от страха. СПб, 1995, с. 67.