Содержание
Введение. 3
1. Общая характеристика предприятия.. 5
2. Характеристика, функциональные обязанности, права и результаты деятельности структурных подразделений и финансовых служб. 9
3. Характеристика финансовых документов в Сибирская ВГСЧ. 14
4. Характеристика основных методов управления финансовых служб Сибирская ВГСЧ. 19
5.Характеристика финансовой политики, стратегии и тактики финансовых служб Сибирская ВГСЧ. 21
6. Характеристика собранных материалов для выполнения дипломной работы 25
Заключение. 27
Список используемой литературы... 28
Введение.
Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с управлением финансовых потоков, очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Можно сказать даже больше – финансовой планирование есть необходимый элемент достижения успехов в бизнесе.
Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются
· увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
· высокая нестабильность внешних условий и факторов;
· новый стиль руководства персоналом;
· усиление центробежных сил в экономической организации;
Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
· неопределенность внешней (рыночной) среды;
· возможность слияния или поглощения другой фирмой;
· возможность монопольного установления цены реализации продукции;
· контрактные отношения;
В сущности, планирование является одним из основных элементов управления как непосредственно производством, так и общеэкономической деятельностью предприятия. Поэтому он (элемент управления) может быть рассмотрен, как определённый механизм, который в общем случае может быть определён, как система средств, методов и форм воздействия на экономические интересы предприятий с целью ориентации их деятельности на повышение эффективности производства.
Объектом исследования данного отчета по преддипломной практике является Сибирская военизированная горноспасательная часть государственного учреждения «Управление горного надзора и военизированных горноспасательных частей при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу»
В управлении финансами в Сибирской ВГСЧ выделяют несколько элементов: планирование, оперативное управление и контроль. Планирование занимает важное место в системе управления финансов, так как именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансовых ресурсов и направления их наиболее эффективного использования.
Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
Цель данной работы –познакомиться с методикой управления финансами в Сибирская военизированной горноспасательная части.
Задача работы:
· рассмотреть процесс финансового планирования и выявить проблемы связанные с ним.
· Изучить схемы организации управления на исследуемом предприятии
· Охарактеризовать финансовые документы организации
· Изучить финансовую политику предприятии.
1. Общая характеристика предприятия
Базой прохождения преддипломной практики является Сибирская военизированная горноспасательная часть.
Полное название организации: Сибирская военизированная горноспасательная часть государственного учреждения «Управление горного надзора и военизированных горноспасательных частей при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу»
Сокращенное название: Сибирская ВГСЧ ГУ Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России
Структура Сибирской ВГСЧ определяется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на основании Положения о горноспасательной службе в транспортном строительстве (утверждено постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 08.06.93 № 540).
Дислокация военизированных горноспасательных взводов и пунктов Сибирской ВГСЧ утверждается ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России» по согласованию со строительными предприятиями и Госгортехнадзором России.
Военизированные горноспасательные взвода и пункты, включенные согласно приложению к Положению о ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России» в состав Сибирской ВГСЧ, действует на основании Положений, утверждаемых ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России», могут иметь расчётные счета в учреждениях банков и непосредственно подчинены начальнику Сибирской ВГСЧ.
Местонахождение Сибирской ВГСЧ.
630099 г. Новосибирск, ул. Шамшиных, дом 37
Сибирская ВГСЧ состоит на отдельном балансе ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России», имеет расчётные счета в учреждениях банков, круглую печать и штампы с изображением своего наименования.
Содержание Сибирской ВГСЧ осуществляется за счёт средств, поступающих от обслуживаемых организаций по договорам, заключённым ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России» (в исключительных случаях Сибирской ВГСЧ по доверенности ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России») в соответствии с «Нормативами затрат на содержание профессиональной горноспасательной службы в транспортном строительстве», утверждённых приказом Госстроя России от 10.12.2001 г. № 277.
Финансирование затрат на содержание профессиональной горноспасательной службы производится за счёт средств, предусматриваемых на эти цели свободными сметными расчётами на строительство тоннелей, метрополитенов и других подземных сооружений.
Платежи на содержание горноспасательной службы производится строительными организациями в соответствии с соглашениями, которые являются неотъемлемой частью заключаемых договоров. Эти соглашения могут пересматриваться в соответствии с условиями договора.
Основными задачами Сибирской ВГСЧ являются:
- осуществление на закреплённых в условленном порядке за Сибирской ВГСЧ объектах экстренных мер по спасению людей, ликвидации аварий, их последствий и других работ
, требующих применения средств защиты органов дыхания и специального горноспасательного оснащения;
- содержание в постоянной готовности к применению табельного оснащения, комплектование и специальная подготовка личного состава, обеспечение его всеми видами довольствия.
В соответствии с возложенными задачами Сибирской ВГСЧ на закреплённых объектах осуществляется:
- горноспасательные работы по спасению и эвакуации людей, застигнутых авариями на объектах подземного строительства, оказание пострадавшим первой доврачебной помощи;
- тушение подземных пожаров, ликвидация последствий загазирований, затоплений, прорыва плывунов, пульпы и других текучих масс на объектах подземного строительства, взрывов, внезапных выбросов газа, а также других аварий, требующих применения изолирующих дыхательных аппаратов и специального снаряжения;
- тушение пожаров на поверхности, если эти пожары угрожают людям, находящимся на объектах подземного строительства, или самим объектам;
- контрольно-профилактический надзор готовности объектов подземного строительства к спасению, эвакуации людей и ликвидации возможных аварий;
- выполнение обязанностей, вытекающих из функций Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
- обучение и подготовка строительных организаций правилам личного поведения при авариях, действиям по спасению людей и ликвидации аварии на объектах подземного строительства.
Личный состав Сибирской ВГСЧ в соответствии с Положением о горноспасательной службе в транспортном строительстве военизирован, обеспечивается денежным, вещевым и другими видами довольствия по нормам и в порядке согласно Положениям и Уставам горноспасательной службы в транспортном строительстве.
Зачисление на службу и увольнение со службы личного состава производит начальник Сибирской ВГСЧ в соответствии с «Положением о прохождении службы военизированным личным составом горноспасательных подразделениях (в дальнейшем – Контракт).
Прохождение и несение службы личным составом Сибирской ВГСЧ осуществляется согласно «Положения о прохождении службы военизированным личным составом горноспасательных подразделений» и «Устава внутренней службы военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве» на основе единоначалия командиров на всех уровнях горноспасательной службы.
Сибирскую ВГСЧ возглавляет начальник ВГСЧ, который назначается на должность и увольняется с должности начальником ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России» в соответствии с «Положением о прохождении службы военизированным личным составом горноспасательных подразделений» согласно условиям Контракта.
Начальник Сибирской ВГСЧ, руководствуясь Положениями и Уставами горноспасательной службы в транспортном строительстве, настоящим Положением, приказами и распоряжениями ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России», на основе единоначалия самостоятельно решает все вопросы деятельности Сибирской ВГСЧ, за исключением тех, которые согласно нормативным документам отнесены к компетенции ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России», вышестоящих и надзорных органов Российской Федерации.
Начальник имеет право действовать от имени Сибирской ВГСЧ, распоряжаться в установленном порядке средствами, полученными на содержание профессиональной горноспасательной службы и уставные цели, заключать договора и соглашения от имени Сибирской ВГСЧ без особой на то доверенности, связанные с хозяйственным обеспечением Сибирской ВГСЧ, принимать на службу на контрактной основе, назначать на должность, перемещать в соответствии со штатным расписанием и увольнять в установленном порядке подчинённый личный состав.
Начальник несёт ответственность за решение задач, возложенных на Сибирскую ВГСЧ настоящим Положением, за материально-техническое и хозяйственное обеспечение готовности Сибирской ВГСЧ к решению этих задач, соблюдение требований Положений и Уставов горноспасательной службы в транспортном строительстве, выполнение приказов и распоряжений ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России».
2. Характеристика, функциональные обязанности, права и результаты деятельности структурных подразделений и финансовых служб
В управлении финансами в Сибирской ВГСЧ выделяют несколько элементов: планирование, оперативное управление и контроль. Планирование занимает важное место в системе управления финансов, так как именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансовых ресурсов и направления их наиболее эффективного использования.
Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации "узких мест", решения вновь возникающих задач и т.д.
Контроль, как элемент управления в Сибирской ВГСЧ осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления.
Оперативное управление финансами - главная функция Сибирской военизированной горно-спасательной части.
В составе оборотных средств Сибирской военной горно-спасательной части решающее значение имеют деньги. Денежные поступления и траты распределяются по времени. Фактор времени при этом является весьма существенным обстоятельством, так как деньги сегодняшние не сосем тождественны деньгам завтрашним. Очень важно иметь такой инструмент с помощью которого можно регулировать поступление и расход денег, учитывая при этом фактор времени. Деньги для организации часто важнее ее рентабельности, цены и даже репутации, поскольку она должна всегда располагать минимальным остатком денежных средств, позволяющим спокойно гасить долги и в то же время не иметь излишка денежной наличности, так как деньги должны всегда работать. В качестве такого инструмента для организации могут служить финансовые потоки.
Управление финансовыми потоками, то есть поступлением и расходом денег в различные моменты времени в организациях сферы услуг является достаточно актуальным. Это связано прежде всего с особенностями сферы услуг. Во- первых, услуга представляет собой специфический продукт труда, который не имеет вещной формы и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта заключается в полезном эффекте живого труда. Труд в сфере услуг производит определенный продукт в невещественной форме, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления. Во-вторых, отличительными особенностями услуги является то. что в отличии от продукта труда она не может быть накоплена и процесс ее производства и потребления по времени совпадают. В- третьих, сфера услуг сама производит фонд своего существования и развития и является в то же время источником доходов производителей услуг. В отличии от производственной сферы и торговли, услуги носят законченный характер в относительно короткий промежуток времени.
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Финансовое планирование Сибирской ВГСЧ – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач, объектов планирования и во многом определяется приоритетами, выбранными руководством предприятия.
Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношения. Существуют три метода определения обязанностей и полномочий и их передачи в рамках организации.
Каждый сотрудник Сибирской ВГСЧ понимает, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими.
Это достигается с помощью схемы организации, дополненной соответствующими справочниками (инструкциями), и распределения обязанностей.
В Сибирской ВГСЧ линейная организационная структура.
Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.
Прежде всего, при приеме кандидата на работу отделом управления персоналом Сибирской ВГСЧ составляется карта личностных и профессиональных характеристик, которая сопоставляется с профессиограммами. Таким образом выявляется не только психологическая совместимость работника данной специальности, но и его профессиональная пригодность.
Дальнейший анализ полученных результатов позволяет разработать комплекс рекомендаций для нового сотрудника. В карте характеристик учитываются:
· способы и возможности освоения человеком новых объемов работ;
· реакция на неизбежный стресс, который является следствием перехода на новое место работы;
· способы установления сотрудником контактов и связей в новом коллективе;
· ожидания оценки результатов труда.
Второй этап состоит в непосредственном представлении работника коллегам, осмотре подразделения, рабочего места.
На этом этапе на каждого нового сотрудника заводится бланк адаптации, который хранится в его личном деле в отделе кадров. При заполнении бланка адаптации принятый сотрудник составляет план работы, в котором указывает мероприятия, контактные лица, необходимые документы, сроки выполнения намеченных мероприятий. Первоначальный план согласуется с непосредственным руководителем. В течение двух недель новый работник каждые два дня встречается с руководителем и обсуждает результаты работы по плану, также он может получить ответы на волнующие его вопросы.
Завершающей ступенью работы службы управления персоналом Сибирской ВГСЧ является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новых работников, и устранять факторы, мешающие закреплению новичка в коллективе.
Такое разделение позволяет учитывать психологические особенности каждой группы работников и обращать внимание на наиболее значимые вопросы для каждой группы специалистов.
Таблица 1
Трудоемкость бизнес-процессов
Наименование бизнес-процесса |
Группа значимости |
Расчет заработной платы и начислений |
А 70% затрат времени |
Повышение квалификации персонала |
|
Сверки расчетов с подрядчиками и поставщиками в разрезе договоров |
|
Формирование плана платежей |
|
Учет отработанного времени и отчеты по персоналу |
В 20-25% затрат времени |
Учет кредиторской задолженности |
|
Составление отчетов о движении товаров по складам |
|
Передача платежных документов в банк и получение выписок |
|
Выяснение оперативных остатков по складам |
|
Учет остатков денежных средств |
С 5-1 0% затрат времени |
Оформление расходных накладных по складам |
|
Формирование реестров заявок на платеж |
|
Расчет налогов и обязательных платежей |
Таблица 2
Должностные обязанности финансовых служб в Сибирской ВГСЧ
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
1 |
Подготовка и издание приказа об учетной политике предприятия на отчетный год. |
директор, главный бухгалтер |
2 |
Аттестация главного бухгалтера и получение сертификата |
Главный бухгалтер |
3 |
Разработка журнала типовых хозяйственных операций |
Главный бухгалтер |
4 |
Инвентаризация основных средств |
директор, главный бухгалтер |
5 |
Инвентаризация товарно-материальных запасов на складах предприятия, а также оборудования для монтажа |
Главный бухгалтер, начальник отдела материально-технического снабжения, начальник электросталеплавильного цеха |
6 |
Инвентаризация дебиторской/кредиторской задолженности, инвентаризация произведенных капитальных вложений и незавершенного строительства |
директор, главный бухгалтер |
7 |
Инвентаризация арендованных основных средств |
директор, главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера |
8 |
Разработка и утверждение штатного расписания и должностных инструкций для работников бухгалтерии |
директор, начальник отдела кадров |
9 |
Разработка и утверждение графиков представления и состава отчетности (оперативной, налоговой, управленческой, экономической) |
директор |
10 |
Отработка системы бухгалтерского документооборота |
директор |
11 |
Комплектование недостающих и проблемных участков бухгалтерии |
директор, начальник отдела кадров, начальник отдела материально-технического снабжения |
12 |
Разработка налогового календаря |
директор |
3. Характеристика финансовых документов в Сибирская ВГСЧ
Основным финансовым документом в Сибирской ВГСЧ является финансовый план.
Разделы:
1. Доходы и расходы (бюджет предприятия) – статика
2. Прогнозный баланс предприятия – статика
3. Денежные поступления и выплаты ® планирование финансовых потоков – динамика
Финансовый план отражает финансовые характеристики, определяющие финансовую устойчивость предприятия:
- соотношение доходов и расходов
- использование собственных и заемных средств
- издержки производства и обращения
- величина возможных дивидендов
Большое внимание уделяется:
1) прогнозному балансу (нормально: 0,4 – собственных средств, 0,6 – заемных)
2) активам предприятия:
a) чистые текущие активы
b) чистые основные средства
c) рост собственного капитала
Основные показатели:
1) Показатели интенсивности использования капитала:
a) Отдача активов = Годовой объем продаж / Среднегодовая балансовая стоимость активов
b) Капиталоемкость продукции (величина капитала в рубле выручки) = Годовой объем продаж / Собственный капитал
2) Показатели ликвидности.
3) Показатели платежеспособности (финансовой независимости) = Собственный капитал (основные + оборотные фонды) / Итог баланса.
4) Коэффициент маневренности = Оборотные средства / Собственный капитал
Рентабельность – эффективность разных направлений деятельности
Прогнозирование финансовой деятельности состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В Сибирской ВГСЧ разрабатываются альтернативные финансовые показатели и параметры, определяются тенденции изменения ситуации на рынке, варианты развития финансового положения предприятия. Результатом является разработка 3-х документов:
1. Прогноз отчета о прибылях и убытках (аналогичен Ф-2).
2. Прогноз движения денежных средств (аналогичен Ф-4, но не полностью, а как удобнее).
3. Прогноз бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода ()для составления прогнозных финансовых документов важно определить объем будущих продаж).
Текущее финансовое планирование (составление текущего финансового плана)
Это конкретизация показателей стратегических планов. Составляется на 1 год, разбивается на кварталы и/или месяцы. Разрабатываются 4 документа:
1) План движения денежных средств.
2) План отчета о прибылях и убытках.
3) План бухгалтерского баланса.
4) Финансовый план предприятия (обычно сориентирован для внешних органов). Составляется на основе 1),2),3).
Цель – оценка финансового положения Сибирской ВГСЧ на конец планируемого года. В основе планирования лежит определение объема будущих продаж. Прогнозируется объем натуральных продаж, цены и объем реализации по стоимости (= объем натур. Продаж*Цены). Чем короче период, тем точнее информация.
Далее рассчитывают план по производству. Затем определяется количество необходимых материальных и трудовых ресурсов, прогнозируются изменения цен на них, определяются прямые (переменные) затраты на производство.
План движения денежных средств (ПДДС).
Учитывая приток денежных средств (поступления и платежи) и отток (затраты и расходы), рассчитывается чистый денежный поток (избыток, дефицит).
Значение: данная форма ПДДС позволяет проверить реальность источников поступления средств, обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.
Составление бухгалтерского баланса.
Цели:
1.Определение необходимого прироста отдельных видов активов.
2.Формирование оптимальной структуры капитала.
Построение финансового плана.
Он составляется в виде баланса доходов и расходов, в нем не отражаются затраты по текущей деятельности. Состоит из 4-разделов (по выбору):
1.Доходы и поступления средств с указанием их источников.
2.Расходы и отчисления на собственные нужды предприятия.
3.Кредитные взаимоотношения предприятия, раскрывающие объемы привлекаемых в оборот предприятия финансовых ресурсов банков и цены этих кредитов.
Платежи в бюджет по видам налогов. Форма финансового плана нежесткая, желательно его согласовать с вышестоящей организацией.
Оперативное финансовое планирование (т.е. оперативный фин. план) в Сибирской ВГСЧ.
ОФП дополняет текущий ФП. Цель – контроль за формированием и расходованием финансовых ресурсов, ожидаемых в ближайшем будущем. ОФП составляют все предприятия.
Задача:
1) Эффективный контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов.
2) Обеспечение и поддержание ликвидности фирмы. Ликвидность в большей мере зависит от движения денежных потоков, нежели чем от запасов, сырья и материалов. Коэффициент ликвидности = обор.средства – запасы. Коэффициент ликвидности – краткосрочная кредиторская задолженность. Показывает число дней, в течение которых фирма может работать исключительно за счет имеющихся у нее ликвидных активов.
Составляется 3 плана:
1) Составление и исполнение платежного календаря.
2) Составление кассового плана.
3) Расчет потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь в Сибирской ВГСЧ
Составляется на квартал с разбивкой по месяцам или более мелким периодам. Обязательно балансируются притоки и оттоки денежных средств.
Назначение:
1) Координация во времени денежных поступлений и предстоящих расходов.
2) Формирование информации о приходе и расходе денег, обеспечивающей ежедневный учет изменений.
3) Анализ неплатежей (по суммам и источникам), организация конкретных мероприятий по их преодолению.
4) Расчет потребности в краткосрочном кредите и оперативное приобретение заемных средств.
5) Расчет по суммам и срокам временно свободных денежных средств.
6) Анализ финансового состояния предприятия с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.
Процесс составления:
1. Выбор периода планирования (чаще квартал, но может быть и чаще).
2. Планирование объема реализации.
Основывается этот этап на результатах анализа внутренней и внешней информации. Окончательный объем продаж увязывают с производством. Существует 2 варианта увязки:
1) Поддержать тесную взаимосвязь между производством и реализацией.
2) Удерживать производство на относительно стабильном уровне. (Более эффективен).
3. Расчет объема возможных денежных поступлений с учетом объема реализации и дебиторской задолженности.
4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде. (Относительно постоянные и относительно переменные).
5. Расчет потребности в краткосрочном кредите.
6. Определение денежного сальдо и подведение итогов.
5 и 6 этапы допустимо менять местами. Кроме платежного календаря составляется еще и налоговый календарь, что позволяет избежать просрочек и пени.
Кассовый план в Сибирской ВГСЧ – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Обеспечивает контроль за поступлением и расходованием наличных. Разрабатывается на квартал и представляется в коммерческий банк. Исходные данные для его составления:
1) Предполагаемые выплаты по фонду зарплаты и фонду потребления в денежной форме.
2) Информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам.
3) Информация о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.
4) Сведения о сумме налогов (в основном с зарплаты рабочих).
Заключительный этап финансового плана – составление аналитической записки, в которой указываются: величина и структура доходов и расходов и взаимоотношения предприятия с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования. Большее внимание уделяется распределению прибыли. В заключении делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами в структуре источников их формирования.
4. Характеристика основных методов управления финансовых служб Сибирская ВГСЧ
Задачами финансового планирования являются:
· планирование объема продаж;
· планирование доходов и расходов;
· оценка прибыли и убытков;
· анализ движения наличности
Главная задача финансового планирования состоит в определении потребностей финансирования, которые появляются вследствие изменения деятельности (объемов реализации товаров или предоставления услуг). На уровне первого приближения эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей используются статьи баланса и отчета о прибыли.
Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании.
В практике финансового планирования Сибирской ВГСЧ применяют следующие методы
· нормативный,
· балансовых расчетов,
· денежных потоков,
Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность Сибирского ВГСЧ в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.
4. Характеристика финансовой политики, стратегии и тактики финансовых служб Сибирская ВГСЧ
Политика управления Сибирской ВГСЧ не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой. Методы и приёмы финансовой политики позволяют анализировать и оценивать:
· соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;
· эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;
· соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.
Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями Сибирской ВГСЧ в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Управление финансами осуществляется не ради самого управления, не ради финансовой науки, а для достижения целей и выполнения задач, поставленных финансовой политикой. Управление финансами есть процесс реализации финансовой политики.
Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство Сибирской ВГСЧ. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники Сибирской ВГСЧ.
Финансовая политика – есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную систему и её деятельность. Поэтому финансовая политика Сибирской ВГСЧ направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство (работодатели).
Объектом финансовой политики является хозяйственная система Сибирской ВГСЧ, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность, на которую воздействует финансовая политика.
Основными задачами финансовой политики являются Сибирской ВГСЧ:
· обеспечение источников финансирования производства;
· недопущение убытков и увеличение массы прибыли;
· выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;
· минимизация финансовых рисков;
· рациональная организация финансовых потоков и расчётов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;
· рациональное распределение полученной прибыли в расширение производства и потребление;
· поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа.
В составе финансовой политики Сибирской ВГСЧ можно выделить основные её направления, включая финансовую политику производственных процессов, инвестиций, кредитных отношений, операций с ценными бумагами, регулирования денежных потоков, налоговых расчётов, применения финансовых инструментов.
Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов представляются как краткосрочные, если они рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достижения определённых результатов за период более 12 месяцев и превышающие операционный цикл, относят к долгосрочной политике.
Принципы формирования краткосрочной и долгосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в области финансов должны соотноситься с долгосрочными целями и способствовать их достижению. Такие соотношения тесно связаны с вопросами стратегии и тактики в финансовой политике.
Стратегия (от греч. strategia – стратегия – избранный на период войны руководитель сухопутных или морских сил). Стратегией финансового управления или финансовой политики называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры, исходя из сложившейся действительности и планируемых результатов. Стратегия – это искусство планирования руководства, основанное на правильных долгосрочных прогнозах
Тактика (лат. tactio – прикосновение, осязание, ощупывание). Тактикой финансового управления или финансовой политики называют совокупность приёмов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа финансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии. Это определение способа для каждого этапа, предусмотренного общим планом стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике в Сибирской ВГСЧ, – способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дискредитировать её. Иначе говоря, финансовая тактика – это текущие оперативные действия предпринимателя, подчинённые стратегическим целям и задачам финансового управления. В этом смысле тактику финансового управления можно назвать тактической финансовой политикой.
Главная особенность стратегических целей руководства Сибирской ВГСЧ заключается в том, что они представляют собой глобальный критерий системы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показателей организации, например максимизация прибыли или дохода от продажи продукции, работ, услуг. Поэтому особенностью стратегии в Сибирской ВГСЧ является качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей организации. Стратегические решения как решения, связанные с изменением потенциала организации, имеют существенные последствия. Последствие возникает как результат выбора, повышения эффективности по мере накопления опыта. Такие цели чаще всего являются объектом долгосрочной финансовой политики.
6. Характеристика собранных материалов для выполнения дипломной работы
Российский финансовый рынок представляет собой совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов. Правовые условия конкуренции на российском финансовом рынке определены Федеральными чаконами “О рынке ценных бумаг”, “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”, “О защите нрав инвесторов на рынке ценных бумаг”, “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.
Правовое регулирование различных секторов российского финансового рынка отличается неоднородностью и различным уровнем правовой регламентации. С организационно-правовой точки зрения законодательством в соответствии с Конституций России, гражданским, административным, финансовым законодательством урегулированы отдельные вопросы организации и функционирования валютного рынка, рынка ценных бумаг, коммерческих кредитов, банковских услуг, бюджетных кредитов. Однако фактически регламентированы преимущественно функции различных органов и институтов в соответствующей финансовой сфере. В то же время многие вопросы обращения финансовых активов, рынка деривативов (финансовых инструментов, включающих опционы, свопы, фьючерсы и др.), рынка долгов, аудиторских и контрольно-ревизионных услуг, страховых услуг и других пока не регламентированы нормами права.
Отечественные нормы об управлении российским финансовым рынком, ориентированы преимущественно на участие в управлении финансовой деятельностью государственных органов, ориентированных как правило на контрольные и фискальные функции. Видимо, необходима своеобразная инвентаризация существующего административного и финансового законодательства на предмет определения роли актов (решений, рекомендаций, методик) ассоциативных (негосударственных) финансовых институтов в управлении и обобщении практики использования финансовых инструментов рынка. Здесь же возникает вопрос об активизации влияния таких институтов при разрешении административных споров и в судебных разбирательствах. Мировая практика показывает, что регулятивные акты национальных и международных финансовых институтов, ассоциаций консультантов по управлению, по валютным операциям, по налоговому планированию, по корпоративному управлению, по бюджетному финансированию и других принимаются госорганами и судами отдельных стран во внимание при решении коллизионных правовых проблем.
В качестве эффективной меры правового регулирования в области управления финансовым рынком необходимо предусмотреть общий порядок допуска на российский финансовый рынок иностранных кредитных организаций и иных финансовых организаций, не преследующих в качестве основной цели извлечение прибыли, а ориентированных на кредитование российских инвесторов и поддержания в России финансовой дисциплины при условии предоставления им контролируемых льгот. Эти вопросы должны регламентироваться отдельными законодательными актами, актами Правительства Российской Федерации как органа ответственного за проведение эффективной кредитной, инвестиционной и бюджетной политики. Таким образом очередной раз встает вопрос о развитии правовых основ единой финансовой политики Правительства России. Это означает законодательное закрепление единых правовых принципов финансовой деятельности, объединяющей административные финансовые меры, финансовые рыночные инструменты, бюджетно-налоговый контроль и гражданско-правовые основания исполнения финансовых обязательств.
Заключение.
Базой прохождения преддипломной практики является Сибирская военизированная горноспасательная часть.
Структура Сибирской ВГСЧ определяется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на основании Положения о горноспасательной службе в транспортном строительстве (утверждено постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 08.06.93 № 540).
Сибирскую ВГСЧ возглавляет начальник ВГСЧ, который назначается на должность и увольняется с должности начальником ГУ «Управление ГН и ВГСЧ при Госстрое России» в соответствии с «Положением о прохождении службы военизированным личным составом горноспасательных подразделений» согласно условиям Контракта.
Финансовое планирование Сибирской ВГСЧ – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач, объектов планирования и во многом определяется приоритетами, выбранными руководством предприятия.
Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство Сибирской ВГСЧ. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники Сибирской ВГСЧ.
Финансовая политика – есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную систему и её деятельность. Поэтому финансовая политика Сибирской ВГСЧ направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство (работодатели).
Список используемой литературы
1. Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.
2. Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998. – 263 с.
3. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.
4. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – 672 с.: ил.
5. Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М., 2000 – 670 с.
6. Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998. – 263 с.
7. Ильин В.С. Планирование на предприятии. Т.2.-359 с.
8. Л.А. Дробозина. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.-548 с.
9. М.В. Романовский. Финансы. Учебник. – М.: «Перспектива», 2000.-467 с
10. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.-527 с.
11. Раицкий К.А. Экономика пердприятия. – М.: ЮНИТИ, 1999.-260 с.
12. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – Киев, 2001.-249 с.