Содержание
Практикум 1. Учет основных средств. 3
Практикум 2. Учет производственных запасов. 5
Практикум 3. Учет денежных, расчетных и кредитных операций. 7
Практикум 4. Учет труда и заработной платы. 13
Практикум 5. Формирование финансовых результатов и бухгалтерская отчетность. 14
Список литературы.. 15
Приложения
Практикум 1. Учет основных средств.
В соответствии с п. 12 положения по ведению бухгалтерского учета все хозяйственные операции ,выполняемые ООО Долиной должны быть оформлены оправдательными документами на основании которых ведется бухгалтерский учет. Ввод зданий, сооружений и других аналогичных объектов оформляется Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф. № КС-14). Оприходование оборудования, транспортных средств и др. оформляется Актом (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1). Поступившее оборудование оформляется актом о приемке-передачи оборудования (ф. № ОС-14), а сдача его в монтаж - актом о приемке-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС-15). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (ф. № ОС-16). На основании этих документов бухгалтерия производит записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия. Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому вновь поступившему объекту присваивается индивидуальный инвентарный номер, который проставляется на объекте краской и в первичных документах в момент ввода и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия объекта его номер не присваивается вновь поступившим. Учет основных средств организуется таким образом, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой группе, отдельному объекту, местам нахождения и источникам их приобретения. Все акты на ввод, акты приема-передачи на поступление объектов основных средств, акты ликвидации объектов, накладные на внутреннее перемещение при поступлении в бухгалтерию регистрируются в Журнале регистрации актов основных средств. На основании каждого приходного акта, технических паспортов и прочей документации открывается карточка инвентарного объекта. Все карточки должны быть обязательно зарегистрированы в специальном журнале «Опись инвентарных карточек» (ф. № ОС-10). Карточки заносятся в инвентаризационную ведомость по соответствующему материально ответственному лицу, которое приняло объект, после чего они помещаются в картотеку.
Синтетический учет основных средств в ООО Долина осуществляется на счетах 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Счет 01 — активный, предназначен для получения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле. Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». В бухгалтерском учете все объекты основных средств учитываются в суммовом выражении, либо в сальдо-оборотной ведомости стандартного вида, либо только в регистре счета 01. Синтетический учет ведется в журналах-ордерах № 13, 10, 10/1.
Аналитический учет по счету 01 ведется по видам и отдельным объектам основных средств в инвентарных карточках, которые являются основным регистром аналитического учета основных средств (ф. № ОС-6). Инвентарные карточки составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентраные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основных средств (ф. № ОС-.11).
Практикум 2. Учет производственных запасов.
Учет запасов, принадлежащих ООО Долина на правах собственности (а также правах хозяйственного ведения и оперативного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следующих счетах:
10 •«Материалы»- - сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг;
43 -«Готовая продукция»- - готовая продукция, предназначенная для продажи;
41 -«Товары»- - товары, приобретенные организациями для продажи.
Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организации, но по разным причинам находящихся у нее, ведется за балансом на следующих счетах:
03 -«Материалы, принятые в переработку»- - учитываются запасы, принятые на короткий период времени в переработку, как правило, в организациях, занятых переработкой сы-рья;
004 -«Товары, принятые на комиссию»- - учитываются запасы, принятые посреднической организацией для продажи на условиях торговой комиссии;
Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (форма М-3, М-4); акта о приемке материалов (форма М-7у лимитно-заборной карты (форма М-8, М-8а, М-9, М-9а); требований (форма М-12, М-13); накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-14, М-15); карточки складского учета материалов (форма М-17); ведомости учета остатков материалов на складе (форма М-20); сигнальной справки об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм запаса (форма М-34).
Основными нормативными актами, определяющими порядок учета МПЗ являются:
• ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44;
• «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119.
С 1 января 2002 года
вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет
материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом
Минфина России от 9 июня
В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Этот документ конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены при формировании фактической себестоимости материалов.
Фактическая себестоимость материалов ООО Долина формируется непосредственно на счете 10 «Материалы»;
При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10. При этом в учете делаются проводки:
Дебет 10, Кредит 60 - отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика;
Дебет 10, Кредит 76 - отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации);
Дебет 10, Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника);
Дебет 19, Кредит 60 (76) - учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации);
Отпуск материалов на сторону может производиться только при наличии соответствующих договоров или соглашений.
Отпуск материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону типовой межотраслевой формы № М-15. Одна накладная может быть оформлена сразу на несколько наименований материальных ценностей, для чего на оборотной стороне формы № М-15 предусмотрено продолжение основной таблицы.
При выбытии материалов их оценка производится ООО Долина
• по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФ О);
Выбранный метод оценки материалов применяется в течение отчетного года и фиксируется в приказе об учетной политике ООО Долина. Причем для различных наименований материалов могут применяться разные методы оценки.
В приведенных приложениях отражены следующие операции:
ООО долина приобрело у ООО Финист 200 рулонов ткани, 100 рулонов списано в производство мебельной продукции. В себестоимость выпускаемой продукции, помимо прямых затрат на материалы включаются :
- стоимость материальных запасов,
- заработная плата производственных работы
- заработная плата управленческого персонала
В результате было произведено 35 единиц выпускаемой продукции, которая была реализована с надбавкой 20% ЗАО Лес – промгаз.
Практикум 3. Учет денежных, расчетных и кредитных операций.
Расчеты между предприятиями, а также между предприятиями и физическими лицами могут осуществляться путем наличных и безналичных расчетов. Для работы с наличными денежными средствами ООО Долина имеет кассу и соблюдает требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ.
Согласно Порядку ведения кассовых операций ООО Долина выполняет следующее:
• приходует полученные наличные денежные средства в кассу, хранит свободные денежные средства в учреждениях банков;
• производит платежи по своим обязательствам перед другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами — в пределах установленной ЦБ РФ суммы;
В ноябре
Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены — 60000 руб. по одной сделке. Сумма штрафа, налагаемого на организацию, нарушившую установленный лимит счетов наличными — двукратный размер произведенного платежа. Руководитель может быть подвергнут штрафу в размере, эквивалентном 50 базовым суммам. Штрафные санкции применяется в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица: при осуществлении наличных денежных расчетов ЧП Балабаев: имеет кассу и кассовую книгу по установленной форме;
• хранит в кассе наличные деньги в пределах установленного банком лимита согласованного с руководителем организации, он составляет 15000 руб.
Сверх лимита в кассе ЧП Балабаев хранит наличные деньги, предназначенные для выплаты зарплаты и пособий, но не более 3 рабочих дней (включая день получения денег в банке).
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходования (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе ООО Долина несет кассир. С кассиром заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе в ООО Долина используется активный счет 50 «Касса» к которому открыты следующие субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др.
Приход наличных денег в кассу отражается по дебету счета 50 «Касса» на основании приходного кассового ордера (форма № КО-1) (приложение). В кассе могут храниться не только наличные деньги, но и денежные документы (почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные билеты и т. д.) Все поступающие в организацию денежные средства оприходованы своевременно и в полном объеме. Наличные деньги, не подтвержденные кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации.
Расход наличных из кассы ООО Долина отражается по кредиту счета 50 «Касса» на основании расходного кассового ордера (форма № КО-2)(Приложение ). При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование, номер документа, кем и когда он выдан в расходном кассовом ордере. Лицо, получившее деньги, ставит свою подпись в расходном кассовом ордере (Приложение). Выдача денег из кассы не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, считается недостачей и взыскивается с кассира.
Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе организации, должна осуществляться по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или отдельной ведомости.
Для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе, используется кассовая книга (форма КО-4)( Приложение). ООО Долина ведет только одну кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью на последней странице, где делается запись «В этой книге пронумеровано и прошнуровано _ листов». Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу и ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Основным учетным регистром является журнал ордер № 1, состоящий из двух частей — журнала-ордера № 1, в котором осуществляется учет операций по кредиту счета 50 «Касса» и ведомости 1, предназначенной для учета оборотов по дебету счета 50.(Приложение)
Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Подотчетными называются денежные авансы, выдаваемые работникам ООО Долина из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Минфином установлены нормы возмещения расходов, связанных с командировкой работников в организации, расположенные на территории РФ. Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами. Руководитель ООО Долина разрешает, в порядке исключения, производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм. Дополнительные выплаты относят на себестоимость продукции. Однако для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в установленных пределах. Командировочные расходы, выплачиваемые сверх установленных норм, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. Полученные деньги разрешается расходовать подотчетными лицами только на те цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обязаны представить отчеты о действительно израсходованных суммах с приложением оправдательных документов. Отчеты о расходах по командировкам, например, должны быть представлены в течение 3-х дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. Новый аванс подотчетным лицам выдается только после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель ООО Долина
При журнально-ордерной форме учета расчеты с подотчетными лицами отражаются в журнале-ордере № 7.(Приложение) Аналитический учет по счет 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет( Приложение)
Законодательно количество расчетных счетов не ограничено. ООО Долина в течение 10 дней известил свою налоговую инспекцию об открытие расчетного счета. За невыполнение данного требования к организации может быть применен штраф в соответствии со статьей 118 НК РФ в размере 5000 руб.
Списание денежных средств с расчетного счета ООО Долина отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета». Банк осуществляет списание денежных средств по поручению организации или с ее согласия. В бесспорном порядке банк может списать денежные средства по решению суда, по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки.
При выявлении случаев ошибочного списания (зачисления) денежных средств до выяснения причин в учете производят проводку:
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов (Приложения ).
Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 2. Журнал-ордер № 2 состоит из журнала-ордера № 2 для учета операций по кредиту счета 51, и ведомости 2 для учета операций по дебету счета 51.( Приложение)
В рамках программы 1-с предприятие следует отразить несколько операций. На расчетный счет ООО Долина получен кредит в размере 200000 руб, под 14 %
40000 руб. было оплачено ООО Финист за ткань
100000 руб. было снято с расчетного счета на хозяйственные нужды, далее было выдано в подотчет Петрову В.В. на хозяйственные нужды. Петров приобрел жалюзи у ООО Яэль за наличный расчет за 60000 руб., остаток был сдан в кассу.
Какие необходимо оформить документы, составить проводки, совершить хозяйственные операции.
Наименование операции |
Документ |
Сумма |
Проводка |
Получен кредит |
Договор, выписка банка |
200000 |
51-66 |
Оплачено за ткань |
Платежное поручение |
40000 |
60-51 |
Снято с расчетного счета на хозяйственные нужды |
Платежное поручение, приходный кассовый ордер |
100000 |
50-51 |
Выдано в подотчет Петрову |
Расходный кассовый ордер |
100000 |
71-50 |
Куплено за наличный расчет |
Торг- 12, счет-фактура, кассовый чек |
60000 |
10-60 19-60 60-71 |
Возвращен в кассу остаток |
Приходный ордер |
40000 |
50-71 |
Перелимит кассы сдан в банк |
Расходный кассовый ордер |
37000 |
57-50 |
Практикум 4. Учет труда и заработной платы.
Оплата труда на предприятии является важным элементом затрат в себестоимости продукции. Можно выделить следующие особенности расчетных операций с персоналом предприятия по всем видам начислений и удержаний:
• сжатые и строго определенные сроки на расчеты по оплате труда подготовку всей необходимой документации;
• при начислении и выплате суммы заработной платы необходимо руководствоваться значительным числом нормативных актов;
• важное значение имеет точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками.
Алгоритм действий бухгалтера, отражающий порядок операций по оплате труда и связанных с нею расчетов:
• Начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия с отнесением за счет соответствующих источников.
• Расчет всех видов удержаний из заработной платы.
• Расчет сумм отчислений в социальные фонды от фонда оплаты труда единого социального налога (ЕСН).
• Получение в банке и отражение в учете наличных денег для выплаты работникам предприятия.
• Выдача и депонирование задолженности предприятия перед
работниками по зарплате.
Синтетический учет ведется в журналах-ордерах № 10, 10/1.
В ООО Долина начислена заработная плата работникам по основному месту работы:
Петрову В.В. (2 ребенка) – 10000 руб.
Иванову А.Л. (1 ребенок) – 19000 руб.
Рыжовой Л.О. – 10800 руб.
Тихонову Д.Х. (трое детей) – 7000 руб.( Прложения)
Практикум 5. Формирование финансовых результатов и бухгалтерская отчетность.
Составьте оборотно-сальдовую ведомость ООО Долина. (Приложения)
Список литературы
1.
Астахов В. П. Бухгалтерский
(финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро»
Приор,
2.
Астахов В. П. Теория бухгалтерского
учета. М., «Экспертное бюро,
3.
Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на
предприятиях различной формы собственности. М.,
4.
Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в
бюджетных организациях. - М., «Проспект» -
5.
Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и
отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М.,
6. Пошерстняк Е.Б. Кассовые операции. М.,2003г.-167 с.
7.
Токарев И.Н. Бухгалтерский учет. М.,
«ИД ФБК Пресс»,