Содержание


Практикум 1. Учет основных средств. 3

Практикум 2. Учет производственных запасов. 5

Практикум 3. Учет денежных, расчетных и кредитных операций. 7

Практикум 4. Учет труда и заработной платы. 13

Практикум 5. Формирование финансовых результатов и бухгалтерская отчетность. 14

Список литературы.. 15

Приложения

 

Практикум 1. Учет основных средств.


В соответствии с п. 12 положения по ведению бухгалтерского учета все хозяйственные операции ,выполняемые ООО Долиной должны быть оформлены оправдательными документами на основании ко­торых ведется бухгалтерский учет. Ввод зданий, сооружений и других аналогичных объектов оформляется Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф. № КС-14). Оприходование оборудования, транспортных средств и др. оформляется Актом (накладной) приемки-пере­дачи основных средств (ф. № ОС-1). Поступившее оборудова­ние оформляется актом о приемке-передачи оборудования (ф. № ОС-14), а сдача его в монтаж - актом о приемке-переда­че оборудования в монтаж (ф. № ОС-15). Выявленные дефек­ты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (ф. № ОС-16). На основании этих докумен­тов бухгалтерия производит записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию пе­редают в технический или другой отделы предприятия. Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств каж­дому вновь поступившему объекту присваивается индивиду­альный инвентарный номер, который проставляется на объекте краской и в первичных документах в момент ввода и сохраня­ется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия объекта его номер не присваивается вновь по­ступившим. Учет основных средств организуется таким обра­зом, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой группе, отдельному объекту, местам нахождения и источникам их приобретения. Все акты на ввод, акты приема-передачи на поступление объектов основных средств, акты ликвидации объектов, накладные на внутреннее перемещение при поступлении в бухгалтерию регистрируются в Журнале регистрации актов основных средств. На основании каждого приходного акта, технических паспортов и прочей документа­ции открывается карточка инвентарного объекта. Все карточ­ки должны быть обязательно зарегистрированы в специальном журнале «Опись инвентарных карточек» (ф. № ОС-10). Карточки заносятся в инвентаризационную ведомость по соответ­ствующему материально ответственному лицу, которое приня­ло объект, после чего они помещаются в картотеку.

Синтетический учет основных средств в ООО Долина  осуществляется на счетах 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям». Счет 01 — активный, предназначен для полу­чения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации запасе, на консер­вации, в аренде, доверительном управлении. Основные сред­ства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Ос­новные средства» по первоначальной стоимости. Объект ос­новных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле. Амор­тизация основных средств учитывается на счете 02 «Аморти­зация основных средств». В бухгалтерском учете все объекты основных средств учитываются в суммовом выражении, либо в сальдо-оборотной ведомости стандартного вида, либо только в регистре счета 01. Синтетический учет ведется в журналах-ордерах № 13, 10, 10/1.

Аналитический учет по счету 01 ведется по видам и отдель­ным объектам основных средств в инвентарных карточках, ко­торые являются основным регистром аналитического учета ос­новных средств (ф. № ОС-6). Инвентарные карточки состав­ляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентраные карточки заполняют на основе пер­вичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) В организациях, имеющих небольшое количе­ство основных средств, пообъектный учет может быть органи­зован в инвентарной книге учета основных средств (ф. № ОС-.11).

Практикум 2. Учет производственных запасов.


Учет запасов, принадлежащих ООО Долина на правах соб­ственности (а также правах хозяйственного ведения и опера­тивного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следующих счетах:

10 •«Материалы»- - сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг;

43 -«Готовая продукция»- - готовая продукция, предназна­ченная для продажи;

41 -«Товары»- - товары, приобретенные организациями для продажи.

Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организа­ции, но по разным причинам находящихся у нее, ведется за ба­лансом на следующих счетах:

03 -«Материалы, принятые в переработку»- - учитыва­ются запасы, принятые на короткий период времени в перера­ботку, как правило, в организациях, занятых переработкой сы-рья;

004 -«Товары, принятые на комиссию»- - учитываются за­пасы, принятые посреднической организацией для продажи на условиях торговой комиссии;

Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (форма М-3, М-4); акта о приемке материалов (форма М-7у лимитно-заборной карты (форма М-8, М-8а, М-9, М-9а); тре­бований (форма М-12, М-13); накладной на отпуск материа­лов на сторону (форма М-14, М-15); карточки складского уче­та материалов (форма М-17); ведомости учета остатков мате­риалов на складе (форма М-20); сигнальной справки об отклонениях фактического остатка материалов от установлен­ных норм запаса (форма М-34).

Основными нормативными актами, определяющими поря­док учета МПЗ являются:

•  ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запа­сов», утв. Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44;

•  «Методические указания по бухгалтерскому учету мате­риально-производственных запасов» утв. Приказом Мин­фина РФ от 28.12.2001 г. № 119.

С 1 января 2002 года вступило в силу Положение по бух­галтерскому учету «Учет материально-производственных за­пасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина Рос­сии от 9 июня 2001 г. № 44н.

В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бух­галтерскому учету по фактической себестоимости. Этот доку­мент конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены при формировании фактической себес­тоимости материалов.

Фактическая себестоимость материалов  ООО Долина формируется не­посредственно на счете 10 «Материалы»;

При этом способе все данные о фактических расходах, по­несенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10. При этом в учете делаются проводки:

Дебет 10, Кредит 60 - отражена покупная стоимость мате­риалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика;

Дебет 10, Кредит 76 - отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации);

Дебет 10, Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника);

Дебет 19, Кредит 60 (76) - учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации);

Отпуск материалов на сторону может производиться только при наличии соответствующих договоров или согла­шений.

Отпуск материальных ценностей хозяйствам своей органи­зации, расположенным за пределами ее территории, или сто­ронним организациям оформляется накладной на отпуск мате­риалов на сторону типовой межотраслевой формы № М-15. Одна накладная может быть оформлена сразу на несколько наименований материальных ценностей, для чего на оборотной стороне формы № М-15 предусмотрено продолжение основ­ной таблицы.

При выбытии материалов их оценка производится ООО Долина

• по себестоимости первых по времени приобретения мате­риалов (метод ФИФ О);

Выбранный метод оценки материалов применяется в тече­ние отчетного года и фиксируется в приказе об учетной поли­тике ООО Долина. Причем для различных наименований мате­риалов могут применяться разные методы оценки.

В приведенных приложениях отражены следующие операции:

ООО долина приобрело у ООО Финист 200 рулонов ткани, 100 рулонов списано в производство мебельной продукции. В себестоимость выпускаемой продукции, помимо прямых затрат на материалы включаются :

- стоимость материальных запасов,

- заработная плата производственных работы

- заработная плата управленческого персонала

В результате было произведено 35 единиц выпускаемой продукции, которая была реализована с надбавкой 20% ЗАО Лес – промгаз.

 

Практикум 3. Учет денежных, расчетных и кредитных операций.


Расчеты между предприятиями, а также между предприяти­ями и физическими лицами могут осуществляться путем на­личных и безналичных расчетов. Для работы с наличными де­нежными средствами ООО Долина имеет кассу и со­блюдает требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ.

Согласно Порядку ведения кассовых операций  ООО Долина выполняет следующее:

• приходует полученные наличные денежные средства в кассу, хранит свободные денежные средства в учреждениях банков;

• производит платежи по своим обязательствам перед други­ми предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами — в пределах установленной ЦБ РФ суммы;

В ноябре 2001 г. в соответствии с Указанием № 1050 ЦБ РФ изменил размер расчетов наличными. Новый лимит расчетов на­личными следует применять со дня, когда данный документ был опубликован в «Вестнике России», т.е. с 21 ноября 2001 г.

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены — 60000 руб. по одной сделке. Сумма штрафа, нала­гаемого на организацию, нарушившую установленный лимит счетов наличными — двукратный размер произведенного платежа. Руководитель может быть подвергнут штрафу в размере, эквивалентном 50 базовым суммам. Штрафные санкции применяется в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица: при осуществлении наличных денежных расчетов ЧП Балабаев: имеет кассу и кассовую книгу по установленной форме;

• хранит в кассе наличные деньги в пределах уста­новленного банком лимита согласованного с руководите­лем организации, он составляет 15000 руб.

Сверх лимита в кассе ЧП Балабаев хранит наличные деньги, предназначенные для выплаты зарплаты и пособий, но не более 3 ра­бочих дней (включая день получения денег в банке).

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и по­рядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществле­нии расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходования (неполном оп­риходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении по­рядка хранения свободных денежных средств, а равно в накопле­нии в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, вле­чет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров опла­ты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот ми­нимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе ООО Долина несет кассир. С кассиром за­ключен договор о полной индивидуальной материальной ответ­ственности.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе в ООО Долина используется активный счет 50 «Касса» к которому открыты следующие субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др.

Приход наличных денег в кассу отражается по дебету сче­та 50 «Касса» на основании приходного кассового ордера (фор­ма № КО-1) (приложение). В кассе могут храниться не только наличные день­ги, но и денежные документы (почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные билеты и т. д.) Все поступающие в орга­низацию денежные средства оприходованы своев­ременно и в полном объеме. Наличные деньги, не подтвержден­ные кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачис­ляются в доход организации.

Расход наличных из кассы ООО Долина отражается по кредиту счета 50 «Касса» на основании расходного кассового ордера (форма № КО-2)(Приложение ). При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получате­ля, записывает наименование, номер документа, кем и когда он выдан в расходном кассовом ордере. Лицо, получившее деньги, ставит свою подпись в расходном кассовом ордере (Приложение). Выдача денег из кассы не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, считает­ся недостачей и взыскивается с кассира.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе орга­низации, должна осуществляться по расходным кассовым орде­рам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или отдельной ве­домости.

Для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе, используется кассовая книга (форма КО-4)( Приложение). ООО Долина ведет только одну кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью на последней странице, где делается запись «В этой книге пронумеровано и прошнуровано _ листов». Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера органи­зации.

Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же пос­ле получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу и ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Ежед­невно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и пе­редает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.

Основным учетным регистром является журнал ордер № 1, состоящий из двух частей — журнала-ордера № 1, в котором осуществляется учет операций по кредиту счета 50 «Касса» и ведо­мости 1, предназначенной для учета оборотов по дебету счета 50.(Приложение)

Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам выданным им под отчет на административно-хозяй­ственные и операционные расходы используется счет 71 «Рас­четы с подотчетными лицами».

Подотчетными называются денежные авансы, выдаваемые работникам ООО Долина из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Минфином установ­лены нормы возмещения расходов, связанных с командировкой работников в организации, расположенные на территории РФ. Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачива­ются по фактическим расходам, подтвержденным соответству­ющими документами. Руководитель ООО Долина разре­шает, в порядке исключения, производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм. Дополнительные выплаты относят на себестоимость про­дукции. Однако для целей налогообложения затраты на коман­дировки принимаются в установленных пределах. Командиро­вочные расходы, выплачиваемые сверх установленных норм, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по пред­варительному расчету стоимости проезда, суточных, квартир­ных и других расходов. Полученные деньги разрешается расхо­довать подотчетными лицами только на те цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обяза­ны представить отчеты о действительно израсходованных сум­мах с приложением оправдательных документов. Отчеты о рас­ходах по командировкам, например, должны быть представле­ны в течение 3-х дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвра­щают в кассу. Новый аванс подотчетным лицам выдается толь­ко после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель ООО Долина

При журнально-ордерной форме учета расчеты с подотчетны­ми лицами отражаются в журнале-ордере № 7.(Приложение) Аналитический учет по счет 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет( Приложение)

Законодательно количество расчетных счетов не ограничено. ООО Долина в течение 10 дней  известил свою налого­вую инспекцию об открытие расчетного счета. За невыполнение данного требования к органи­зации может быть применен штраф в соответствии со статьей 118 НК РФ в размере 5000 руб.

Списание денежных средств с расчетного счета ООО Долина отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета». Банк осуще­ствляет списание денежных средств по поручению организации или с ее согласия. В бесспорном порядке банк может списать де­нежные средства по решению суда, по требованию налоговой ин­спекции об уплате налоговых недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки.

При выявлении случаев ошибочного списания (зачисления) денежных средств до выяснения причин в учете производят про­водку:

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчет­ному счету и приложенных к ним денежно-расчетных докумен­тов (Приложения ).

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 2. Журнал-ордер № 2 состоит из журнала-ор­дера № 2 для учета операций по кредиту счета 51, и ведомости 2 для учета операций по дебету счета 51.( Приложение)

В рамках программы 1-с предприятие следует отразить несколько операций. На расчетный счет ООО Долина получен кредит в размере 200000 руб, под 14 %

40000 руб. было оплачено ООО Финист за ткань

100000 руб. было снято с расчетного счета на хозяйственные нужды, далее было выдано в подотчет Петрову В.В. на хозяйственные нужды. Петров приобрел жалюзи у ООО Яэль за наличный расчет за 60000 руб., остаток был сдан в кассу.

Какие необходимо оформить документы, составить проводки, совершить хозяйственные операции.

Наименование операции

Документ

Сумма

Проводка

Получен кредит

Договор, выписка банка

200000

51-66

Оплачено за ткань

Платежное поручение

40000

60-51

Снято с расчетного счета на хозяйственные нужды

Платежное поручение, приходный кассовый ордер

100000

50-51

Выдано в подотчет Петрову

Расходный кассовый ордер

100000

71-50

Куплено за наличный расчет

Торг- 12, счет-фактура, кассовый чек

60000

10-60

19-60

60-71

Возвращен в кассу остаток

Приходный ордер

40000

50-71

Перелимит кассы сдан в банк

Расходный кассовый ордер

37000

57-50


Практикум 4. Учет труда и заработной платы.


Оплата труда на предприятии является важным элементом затрат в себестоимости продукции. Можно выделить следующие особенности расчетных операций с персоналом предприятия по всем видам начислений и удержаний:

• сжатые и строго определенные сроки на расчеты по оплате труда подготовку всей необходимой документации;

• при начислении и выплате суммы заработной платы необхо­димо руководствоваться значительным числом нормативных актов;

• важное значение имеет точность оформления первичных до­кументов, служащих основанием для расчетов с работника­ми.

Алгоритм действий бухгалтера, отражающий порядок опера­ций по оплате труда и связанных с нею расчетов:

• Начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия с отнесением за счет соответствующих источни­ков.

•  Расчет всех видов удержаний из заработной платы.

•  Расчет сумм отчислений в социальные фонды от фонда опла­ты труда единого социального налога (ЕСН).

•  Получение в банке и отражение в учете наличных денег для выплаты работникам предприятия.

• Выдача и депонирование задолженности предприятия перед

работниками по зарплате.

Синтетический учет ведется в журналах-ордерах № 10, 10/1.

В ООО Долина начислена  заработная плата работникам по основному месту работы:

Петрову В.В. (2 ребенка) – 10000 руб.

Иванову А.Л. (1 ребенок) – 19000 руб.

Рыжовой Л.О.  – 10800 руб.

Тихонову Д.Х. (трое детей) – 7000 руб.( Прложения)



Практикум 5. Формирование финансовых результатов и бухгалтерская отчетность.


Составьте оборотно-сальдовую ведомость ООО Долина. (Приложения)


Список литературы

 

1.     Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор, 2000 г.-250 с

2.     Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Эк­спертное бюро, 1997 г.-450 с

3.     Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. М., 2003 г.-351 с.

4.     Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М., «Проспект» - 2001 г.-267с.

5.     Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 г.- 278 с.

6.     Пошерстняк Е.Б. Кассовые операции. М.,2003г.-167 с.

7.     Токарев И.Н. Бухгалтерский учет. М., «ИД ФБК Пресс», 2002 г.-278 с