Содержание
Введение. 3
1. Труд как предмет психологического анализа. 5
1.1. Сущность и содержание труда и трудовой деятельности. 5
1.2. Особенности трудовых мотивов. 11
1.3. Цели труда. 14
2. Потребность в труде как специфическая общественная потребность. 16
2.1. Место потребности в труде в системе общественных потребностей. 16
2.2 Специфика потребности в труде с точки зрения различных хозяйствующих субъектов. 24
2.3. Механизм реализации потребности в труде. 29
Заключение. 35
Список литературы.. 37
Введение
Макрорегулирование общественных потребностей представляет несомненный интерес для современной теории и практики хозяйства. Любая хозяйственная система имеет своим исходным пунктом определенную систему общественных потребностей.
В отличие от потребностей вообще общественные потребности есть потребности социума, опосредованные макрохозяйственными связями и имеющие объектом результаты процесса общественного воспроизводства, понимаемые в широком смысле слова. Они образуют достаточно органичную систему, оказывающую решающее воздействие на формирование функционального хозяйственного пространства. Особую актуальность исследование системы общественных потребностей приобретает в связи со становлением глобального экономического пространства и наступлением эпохи экономического постмодерна, что выдвигает проблему макрохозяйственного регулирования общественных потребностей в ряд важнейших проблем современной экономической теории и философии хозяйства.
Общественные потребности — традиционный объект макрорегулирования. Однако динамично развивающиеся в настоящее время процессы обобществления производства и глобализации активно способствуют становлению и развитию механизмов глобального макрорегулирования хозяйственной жизни, прежде всего в сфере формирования и реализации общественных потребностей.
По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы. Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными, так и объективными факторами.
К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность). Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера. Поэтому данная тема работы является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с трудом, как средство удовлетворения человеческих потребностей.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность вопроса связанного с трудов, как предметом психологического анализа
2. Рассмотреть место потребности в труде в системе общественных потребностей
3. Раскрыть механизм реализации потребности в труде.
Объектом исследования является труда как фактор удовлетворения человеческих потребностей.
В работе использовались следующие источники информации – Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом обществе; Левин Б.М. Потребности: закономерности формирования и развития; Миженская Э.Ф., Пусенкова И.В. Формирование потребности в труде; Мочалов Б.М. Потребности развитого общества; Мочалов Б.М., Соколов В.В., Самарин В.И. Потребностеведение и другие.
1. Труд как предмет психологического анализа
1.1. Сущность и содержание труда и трудовой деятельности
Трудовая деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов - его продуктов, которые полезны не только для конкретного субъекта деятельности, но и для общества в целом. Даже в тех случаях, когда человек делает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт других людей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельность по своей природе социальна, что выражается в совместном производстве людьми общественно значимого продукта. Благодаря труду созданы все предметы материальной и духовной культуры человечества, построено современное общество.
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется деятельность, происходит обмен её продуктами. В процессе взаимодействия между людьми опыт, накопленный человечеством, передается от предшествующих поколений последующим в виде знаний, способов деятельности, машин и оборудования, инструментов и приспособлений, которые относятся к категории средств труда. Последние очень разнообразны и подразделяются на вещественные и функциональные. Первые включают землю, полезные ископаемые, различные предприятия, средства для осуществления практических действий - ручных, машинных, автоматизированных (станки, машины, инструменты и т.д.), а так же для получения, передачи и переработки информации (компьютер, телефон, телеграф, книги, инструкции и пр.). Ко вторым - организм человека как субъекта деятельности (функции различных органов и систем, участвующих в осуществлении трудовых процессов); группы функционирующих в производстве людей, являющихся объектом управлении (выразительные средства их поведения и речи и другие).[1]
С трудовой деятельностью прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда, через которые опосредуется воздействие человека на предмет труда - сложную систему объектов, явлений, процессов и их взаимоотношений, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на рабочем месте, превращая их в тот или иной продукт. В большинстве профессий массового производства материальных ценностей (например, при конвейерных формах работы) предметы и продукты труда довольно жестко фиксированы документально. Некоторые виды трудовой деятельности, включающие ситуации неопределенности, допускают вариативные и эвристические нормы предмета и продукта труда. Например, в профессии водителя (пилота, штурмана-судоводителя, шофера и др.), когда основной целью и результатом деятельности человека является своевременный и безопасный рейс, часто осуществляемый в непредвиденной окружающей обстановке (в частности, в постоянно изменяющихся навигационных условиях). Кроме того, в предмете труда, как и в его целях, различают объективный (социальный) и субъективный (личностной) компоненты. И этот второй у мастера своего дела, вносящего в трудовой процесс элементы творчества, может быть по своим признакам богаче, чем в предписаниях, образцах и инструкциях, то есть имеет эвристический характер.
Развитие технической мысли привело за последние десятилетия к созданию машин, воспринимающих, хранящих и перерабатывающих информацию. Этим облегчается доступ каждого человека к информационному фонду общества, создаются возможности для ускорения процесса потребления людьми знаний и тем самым для их умственного развития и совершенствования. Работая с электронно-вычислительными машинами, компьютерной техникой, человек не только расширяет систему знаний, но и приобретает навыки, связанные со сбором информации, с управлением машиной, с логикой организации деятельности. С каждым годом темпы научно-технического прогресса ускоряются, растет количество создаваемых человечеством орудий труда, усложняются способы их использования. Овладевая знаниями и навыками, необходимыми для успешной и эффективной деятельности в условиях механизированного и автоматизированного производства, оснащенного новыми технологиями, развивается сам человек, открывая перспективы дальнейшего неограниченного прогресса человеческого общества, изменяется содержание самого труда, появляются новые его формы (полуавтоматизированные, автоматизированные), растет многообразие профессий.
Общие положения анализа трудовой деятельности основываются на комплексном системном подходе, который является ведущим методологическим принципом современных наук о труде. С позиций этого подхода трудовая деятельность человека рассматривается в единстве трех взаимосвязанных аспектов: предметно-действенного, физиологического и психологического. Труд - сложная эмпирическая категория, которая изучается с позиций социальных и биологических наук, что обусловлено двойственной природой этого явления. С одной стороны, труд имеет социально-экономическую сущность, которая отражает характерные для данного общества производственные отношения. А с другой - является процессом взаимодействия между человеком и природой, выполняя определенную техническую функцию, осуществление которой основано на общих биологических - физиологических и психологических закономерностях человека как субъекта деятельности
Труд является основным видом человеческой деятельности, в процессе которой "люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей". В этом проявляется предметнодейственное содержание труда, его внешняя сторона. Внутренняя сторона труда представлена его физиологическим и психологическим содержанием.
Совершая работу по созданию общественно полезного продукта, человек расходует свой энергетический потенциал, что приводит к утомлению и характеризует физиологическое содержание трудовой деятельности. По определению К. Маркса, труд " - это функции человеческого организма и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д."
Утомление, преломляясь через социальные и личностные компоненты человека как субъекта труда, в частности, через комплекс его эмоционально-волевых отношений к деятельности, выражается в состояниях усталости. Так, при неинтересной, монотонной, безразличной для человека работе у него может возникать чувство усталости еще задолго до того, как наступит реальное утомление, основанное на расходе определенной части энергетического запаса организма. И, наоборот, при интересной работе даже продолжительное утомление может быть приятным. Чувство усталости - психологический признак физиологического явления утомления. Субъективные, личностные факторы, определяющие отношение человека к труду, выступают решающими характеристиками его психологического содержания.
Направленная по своей основной установке на производство продукта, удовлетворяющего человеческую потребность, трудовая деятельность вместе с тем и основное условие развития человека. В изречении Ф. Энгельса труд есть "первое основное условие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: "труд создал самого человека." В ходе исторического преобразования производства, в процессе трудовой деятельности развивается двигательный аппарат человека, совершенствуются органы чувств, главным образом зрение, усложняются структура и функции коры больших полушарий головного мозга - естественноприродной основы человеческой психики, под которой понимается особая форма отражения объективной реальности, называемая сознанием. Сознание является общим качеством всех психических функций и представляет собой не что иное, как осознанное бытие. Каждый человек овладевает этой формой отражения окружающего мира в процессе практического включения в жизнь общества, в систему социальных отношений и общественного производства.
Деятельность по созданию общественно полезного результата - труд - всегда подчинена сознательной цели, обусловленной отражением в сознании человека объективных потребностей общества. Цель как заранее мыслимое представление того продукта труда, на создание которого направлена трудовая деятельность, является выражением осознания, предвидения возможного её результата. Эта важнейшая психологическая особенность труда выделена в классической характеристике К. Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю". Иными словами, труд - сознательная целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении человека и регулируется волей в соответствии с поставленной целью.
В процесс труда обязательно входит мир человеческих чувств, отражающих сложные объективные социально-производственные отношения, в которые включен человек как субъект деятельности. В труде, так или иначе, проявляется вся система процессов, свойств и состояний человека, обозначаемых как психические: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, способности, воля и т.д. В нем формируются и развиваются все стороны человеческой личности, расширяется мировоззрение индивида, совершенствуется его самосознание, складывается и усложняется система мотивов и целей.
Предметом социально-экономического анализа труда являются закономерности повышения эффективности деятельности человека в сфере производства, совершенствования планирования, улучшения условий, технической оснащенности, организации трудового процесса и многие другие теоретические и практические вопросы, связанные с решением народно-хозяйственных проблем.
Физиологический анализ трудовой деятельности предполагает рассмотрение вопросов повышения производительности труда за счет активации факторов работоспособности: внешних, включающих оптимизацию производственной среды, и внутренних, обеспечивающих нервную регуляцию рабочих действий.
Психологический анализ трудовой деятельности представляет собой характеристику свойств и качеств человеческой психики, включенных в процесс труда: восприятия, памяти, внимания, мышления, темперамента, характера, воли и эмоций, а также механизмов функционирования коллектива, управления людьми и многие другие
Для труда, как особого вида человеческой деятельности, направленной на преобразование мира с общественно значимыми целями, характерна определенная специфика детерминирующих его психологических и биологических механизмов (потребностей, мотивов, убеждений, интересов, отношений и др.). Это находит свое выражение в социальной обусловленности мотивационнопотребностной сферы человека как субъекта труда, её зависимости от объективных общественных отношений, условий труда и жизни людей.[2]
1.2. Особенности трудовых мотивов
Труд, как и всякая другая деятельность человека, исходит из определенных побудительных сил - мотивов.
Принципиально важно, что мотивы труда, являющиеся частью этой системы, обеспечиваются сознательными установками индивида, преобладающим влиянием социальных факторов, подчиняющих "низшие" - естественные потребности высшим - культурным.
В мотивах трудовой деятельности отражается отношение человека к труду, проявляющееся в его установках и поведении. Установка на труд - расположенность или готовность к общественно полезной работе - раскрывает то значение, которое индивид придает ей в системе ценностей. Поведение - активное взаимодействие человека с окружающей средой в процессе труда - находится в прямой зависимости от объективных общественных условий - от господствующих производственных отношений, имеющих специфическую форму в каждой социально-экономической формации. Таким образом, основные мотивы трудовой деятельности, детерминированы её общественным содержанием. Поэтому ведущее значение для человека в системе индивидуальных мотивов труда занимают такие, как значимость общественного одобрения его результатов, получение признания и уважения со стороны окружающих людей, стремление находиться в сплоченном трудовом коллективе, желание выполнять полезную для общества, ответственную, интересную и разнообразную работу в соответствии со своими способностями.
Трудиться - значит проявлять себя в деятельности, обогащать и расширять своё бытие, самосовершенствоваться, что в структуре трудовой мотивации выражается ориентацией на содержание труда, на возможности продвижения по службе, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности, на новизну и творческую инициативу в работе.
Трудовые мотивы тесно связаны с понятием удовлетворенности трудом - особым психическим состоянием уравновешенности, отражающим оптимальное согласование потребностей и ожиданий человека относительно работы с конкретными условиями деятельности. Удовлетворенность трудом является субъективным показателем положительного отношения индивида к производственной среде, к данной трудовой ситуации, но может быть и результатом его равнодушия, отсутствия творческого отношения к процессу труда. С другой стороны, признаком положительного отношения к труду может быть также неудовлетворенность существующими условиями деятельности, обусловленная, например, критическим отношением человека к устаревшим формам производства, стремлением его к инновациям, к творчеству, к широким масштабам оценки результатов и условий труда.
Удовлетворенность трудом в значительной степени зависит от материального вознаграждения. В условиях товарно-денежного производства трудовая деятельность, являясь источником доходов, обеспечивает человека средствами для удовлетворения его личных естественных и культурных потребностей. Поэтому установка на высокую заработную плату занимает особое место в структуре трудовых мотивов, в проявлениях удовлетворенности трудом, а следовательно, и в отношении человека к выполняемой работе.
Значительным социально-психологическим фактором, определяющим удовлетворенность или неудовлетворенность человека трудом, является уровень его притязаний, то есть желаемый максимальный успех, которого он рассчитывает добиться в том или ином виде трудовой деятельности. На основе соотношения притязаний с реально достигнутыми результатами формируется отношение личности к труду и к собственному "Я". Расхождение между завышенными притязаниями и реальными возможностями человека (его знаниями, опытом, способностями) может служить причиной неудовлетворенности трудом. Но, с другой стороны, может приводить к усиленной работе над собой с целью развить свои способности до желаемого уровня, добиться намеченного успеха. Как правило, это свойственно людям с хорошо развитыми волевыми чертами характера, с устойчивыми установка-ми на труд и сформированной системой трудовых мотиваций.
В течение жизни у каждого человека формируется индивидуальная иерархическая система мотивов, одни из которых являются доминирующими (от латинского dominanta -господствующий) - главенствующими, другие - подчиненными. Доминантный мотив, определяющий обычно тип деятельности, отличается силой и высоким уровнем поведенческой активности личности. Например, трудовая деятельность моряка связана с непрерывным преодолением трудностей, опасностью и риском. В таких условиях доминирующий мотив - желание ходить в море - должен иметь такую силу и такой уровень активности, которые смогли бы обеспечить необходимую мобилизацию психических и физических возможностей человека в любых самых сложных ситуациях.
Поведение людей, обусловленное тесным взаимодействием как внутренних - личностных, так и внешних - исходящих от окружающей среды факторов, отличается сложным многообразием. С одной стороны, в разных условиях жизни человек может вести себя одинаково, что объясняется преломлением ситуационных воздействий через субъективные особенности системы его ценностных ориентаций. А с другой - одна и та же ситуация может оцениваться им неоднозначно в зависимости от актуального психического и физического состояния, определяющего характер переживаний и специфику восприятия.
Разнообразие оценок конкретной ситуационной обстановки является не сиюминутной реакцией человека на воздействие внешнего стимула или внутреннего побуждения, а результатом непрерывного их взаимодействия, что приводит к выбору наиболее оптимального решения. Это особенно характерно для людей, имеющих большой жизненный и профессиональный опыт, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития, устойчивыми общественно нормативными установками в системе ценностей.[3]
1.3. Цели труда
В качестве цели трудовой деятельности выступает её продукт, который может быть представлен: реальным физическим предметом, создаваемым человеком (инструменты, машины, мебель, одежда); различного рода сырьем, подвергаемым обработке (уголь, нефть, руда, древесина, рыба, хлопок); всевозможными действиями (приведение в рабочее состояние неисправной техники, перемещение объектов); определенными знаниями, умениями и навыками, приобретаемыми в процессе труда (по управлению людьми, производством), а также результатами творчества (мысли, гипотезы, теории, произведения искусства).
Являясь мысленным представлением результата труда, цель не привносится извне, а ставится самим субъектом деятельности, поэтому зависит от его индивидуальных личностных свойств и качеств, включающих опыт, накопленный человечеством, который усваивается индивидом в процессе обучения. Трудовые цели всегда обусловлены конкретным содержанием деятельности и требуют от человека определенных знаний, создающих реальную возможность представить конечный продукт труда в виде мысленного образа. В первую очередь в него должны входить конкретные параметры результата деятельности, то есть количественные и качественные показатели продукта в определенных измерениях, обусловленных технологией производства
С ростом темпов научно-технического прогресса подготовка людей к трудовой деятельности и процесс формирования целей все более усложняются, так как представление о результате труда у современного человека предполагает овладение значительным объемом знаний о технике, технологии и системе производства в целом. Чтобы стать хорошим специалистом в любой области практической деятельности, современному человеку приходится много учиться. Это в свою очередь способствует закономерному совершенствованию функционально-динамической структуры личности, в том числе ее мотивационной сферы и психологических механизмов целеобразования, что выражается в непрерывном переходе вектора "мотив-цель" на более высокий уровень. В этом движении развиваются способности человека, его профессиональное мастерство, а также волевые качества личности, способствующие осознанному преодолению препятствий, которые могут возникать на пути к достижению той или иной цели.
Цель не всегда совпадает с реально полученным эффектом и тогда человек, либо прекращает, либо продолжает начатую деятельность, что во многом определяется его общим интеллектуальным потенциалом, профессиональным опытом, морально-волевыми качествами. Чем обширнее у него арсенал психических образований, позволяющих совершенствовать профессиональное мастерство, чем больше выражены чувства долга, ответственности и развиты способности к волевому усилию, тем больше человек руководствуется установкой достичь поставленной цели. Это относится в большей мере к трудовой деятельности в целом, когда человек руководствуется далёкой мотивацией и отдаленными целями, которые иногда являются его главными жизненными целями. Что касается реализации практических целей в конкретных условиях труда в данный момент времени, то в этих случаях человек ставит более близкие, промежуточные цели, связанные с решением отдельных задач, содержание которых определяется видом трудовой деятельности. Например, конечная цель работы диспетчера морского порта заключается в том, чтобы обеспечить безопасность швартовки судна в месте назначения. Эта цель развертывается при практическом выполнении в систему текущих задач: получить информацию о погодных условиях, оценить ситуационную обстановку в районе порта, установить связь с судном и пр. Каждая такая задача, в свою очередь, распадается на цепь более мелких - ознакомление с расписанием, учет запросов от береговых служб, наблюдение за экраном радиолокатора и др. Таким образом, задача - это цель, данная в конкретных условиях.[4]
2. Потребность в труде как специфическая общественная потребность
2.1. Место потребности в труде в системе общественных потребностей
Потребность в труде - важнейшая хозяйственная и социальная потребность, формирование которой осуществляется на различных уровнях хозяйственной системы. Зарождение и развитие потребности в труде взаимосвязано со становлением и эволюцией хозяйственных систем и прошло путь от потребности в труде как коллективном и индивидуальном средстве выживания до осознания труда как социально значимой потребности индивида и социума.
Потребность в труде можно исследовать с точки зрения того или иного аспекта рассмотрения процесса формирования общественных потребностей (в эволюционном, воспроизводственном, информационном, социальном аспектах). Отметим, что труд в любой хозяйственной системе выступает, во-первых, как важнейший социально-экономический процесс, имманентный характеру ее общественного воспроизводства, а, во-вторых, как сама деятельность членов данного социума, направленная на целенаправленное преобразование хозяйственного и социально-культурного пространства данного общества, создание материальной базы дальнейшего процесса общественного воспроизводства.[5]
Трудовая деятельность и соответственно потребность в труде выступают как:
— основа воспроизводства самой хозяйственной системы;
— источник воспроизводства рабочей силы участвующих в процессе труда в том или ином качестве членов данного общества;
— исходный пункт всех преобразований в хозяйственной системе и в самом обществе.
Отметим, что объектом потребности в труде выступает процесс трудовой деятельности. Последний, с учетом современных тенденций развития материального производства и непросферы, должен, на наш взгляд, рассматриваться в расширительном толковании, т.е. охватывать не только процесс материального производства, но и весь спектр трудовой деятельности вне его.
Потребность в труде как основа воспроизводства исследуемой хозяйственной системы в процессе общественного воспроизводства выступает в следующих формах:
— потребность в труде как необходимом условии процесса производства (т.е. потребность в труде как экономическом ресурсе);
— потребность в труде как функционирующей в производственном процессе рабочей силе;
— потребность в труде как результате данного процесса производства и источнике последующего производственного цикла.
Общественный прогресс во всех областях жизни социума, а также прогрессивное развитие и эволюция хозяйственных систем непосредственно связаны с трудовой деятельностью членов исследуемого социума. Так, переход от одной хозяйственной системы к другой, как правило, более прогрессивной, предполагает качественные изменения в производительных силах, технологическом способе производства. Основой данных качественных изменений служит творческая научно-техническая деятельность по преодолению накопившихся в данной хозяйственной системе противоречий технико-организационного характера. На таких переломных этапах эволюционного движения резко возрастает потребность в новаторском, творческом труде, этот труд реализует потребности общественного развития, связанные со становлением новой, прогрессивной системы хозяйства. Другими словами, все виды трудовой деятельности, направленные на качественное преобразование технологического способа производства, являются движущей силой хозяйственной эволюции, они закладывают основу формирования качественно нового функционального хозяйственного пространства. Таким образом, с точки зрения эволюционного аспекта рассмотрения процесса формирования общественных потребностей потребность в труде является не только основой воспроизводства отдельных хозяйственных систем, но и источником эволюционного движения.
Потребность в труде тесно взаимосвязана с потребностями общественного развития. Последние имеют своим объектом социально-экономические процессы, которые, безусловно, затрагивают преобразования в сфере производственных отношений и в непосредственном процессе труда, однако их объект значительно шире и охватывает эволюционные процессы, характеризующие все жизненно важные направления существования и развития данного хозяйства и адекватного ему социума. Таким образом, прогрессивные изменения, связанные с формированием потребности в труде, относятся и к реализации потребности в труде, и к реализации потребности общественного развития. Другими словами, потребности общественного развития затрагивают ту часть потребностей в труде, реализация которой связана с качественными преобразованиями существующей хозяйственной системы, причем самым существенным изменением будут выступать изменения основного производственного отношения.
Реализация потребностей в результатах процесса общественного воспроизводства предполагает реализацию потребности в труде как необходимом условии самого производственного процесса. Общественные потребности, относящиеся к группе потребностей в результатах процесса общественного воспроизводства, имеют своими объектами конкретные продукты производства: средства производства, предметы потребления и самого работника с его меняющимися способностями к труду. В процессе общественного воспроизводства происходит воспроизводство, во-первых, рабочей силы как индивидуальной, так и совокупной — в масштабе всего общества; во-вторых, материальной базы для формирования потребности в труде; в-третьих, системы производственных отношений, прежде всего основного производственного отношения, характеризующего механизм удовлетворения потребности в труде в данной системе хозяйства.
Общим у потребности в труде и потребности в средствах производства является то, что обе они в процессе общественного воспроизводства последовательно принимают формы потенциальных экономических ресурсов, функционирующих в производственном процессе факторов производства и, наконец, результатов процесса производства.
Потребность в труде является чрезвычайно сложной системой потребностей в различных видах трудовой деятельности. В масштабах всего хозяйства она охватывает потребности в труде и для материального производства, потребности в труде и в том числе для стремительно развивающегося в последнее время виртуального сектора. Безусловно, что формирование потребности в труде в масштабе всего общества взаимосвязано с механизмом распределения экономических ресурсов, в первую очередь рабочей силы по секторам и отраслям исследуемого хозяйства. Распределительные механизмы могут быть самыми разнообразными, например: чисто рыночными; государственно-централизованными, характерными для одной из разновидностей простого экономического хозяйства (азиатский способ производства); осуществляемые через неполную планомерность (ГМК); планомерные (так называемое социалистическое хозяйство); планомерно макрорегулируемые (для грядущего постэкономического хозяйства). Через механизм распределения рабочей силы в масштабе общества потребность в труде связана с системой производственных отношений, а следовательно, со структурообразующими общественными потребностями.
Реализация индивидом своей рабочей силы, т.е. включение его в процесс общественного воспроизводства в той или иной хозяйственной роли, является для подавляющего большинства членов социума источником удовлетворения их потребностей вне сферы непосредственно профессиональной деятельности. К данной группе потребностей относятся потребности в самореализации, в творческой деятельности, в общении (чисто социальная потребность), в отдыхе. Часть перечисленных потребностей, например, в отдыхе, включается и в группу потребностей самореализации индивида вне сферы его непосредственной профессиональной деятельности и в потребность в труде, рассматриваемую со стороны самого индивида, поскольку воспроизводство рабочей силы предполагает отдых индивида. Различие в первом и во втором случаях будут в формах и мере удовлетворения данной потребности. Так, элементарной формой отдыха для восстановления рабочей силы является, как известно, сон, и средняя его продолжительность для человека должна составлять 7—8 часов в сутки. Другой пример отдыха — поход на байдарках, здесь реализуются потребности индивида в наличии свободного от производственной деятельности времени, в отдыхе, в спорте, в самореализации.[6]
Рассматриваемая с точки зрения информационного аспекта исследования процесса формирования общественных потребностей, потребность в труде есть важная информационная составляющая эволюции хозяйственных потребностей. Она аккумулирует информацию о механизме распределения рабочей силы по сферам хозяйственной деятельности, о характере связей непосредственных производителей и собственников средств производства. Потребность в труде есть, следовательно, информация о:
— наличных трудовых ресурсах, с одной стороны, и возможностях их применения — с другой;
— о функционирующей в процессе общественного производства рабочей силе, с одной стороны, и о возможностях изменения ее величины — с другой.
Потребность в труде обладает двойственностью: ее можно изучать как со стороны собственников средств производства, так и со стороны собственников применяемой рабочей силы. В первом случае данная потребность предстает в виде потребности в рабочей силе как условии процесса производства, как потребности в функционировании в производственном процессе рабочей силы и как потребности в воспроизводстве рабочей силы как результате процесса общественного воспроизводства. Во втором случае потребность в труде выступает прежде всего в качестве важнейшего источника получения данным индивидом средств к существованию. Двойственностью потребности в труде объясняется и двойственный подход к ее рассмотрению в информационном аспекте. Так, с позиции процесса производства потребность в труде характеризует наличные трудовые ресурсы как условие процесса производства и функционирующую в процессе общественного производства рабочую силу как основу воспроизводства материального базиса хозяйства и его рабочей силы. С позиции собственника используемой рабочей силы, для которого реализация ее является источником получения средств к существованию, потребность в труде характеризуется возможностями применения рабочей силы в различных сферах общественного производства.
Рассматриваемая в масштабах общества потребность в труде имеет несколько важных составляющих:
— технико-экономическую, базирующуюся на технико-экономических отношениях, она характеризует квалифицированно-профессиональную структуру совокупной рабочей силы;
— организационно-экономическую, опирающуюся на организационно-экономические отношения и характеризующую организацию процесса общественного производства;
— политэкономическую, взаимосвязанную с системой производственных отношений и определяющую механизм удовлетворения потребности в труде;
— макрорегулирующую, связанную с системой макрорегуляторов общественных потребностей, с субъектами и механизмами процесса макрорегулирования в данном хозяйстве.
Проиллюстрируем место и роль потребности в труде в системе общественных потребностей следующей схемой.
Схема 2.1. Место потребности в труде в системе общественных потребностей
Заштрихованные части в каждой из подгрупп общественных потребностей условно демонстрируют их взаимосвязь с потребностью в труде. Пересечение с подсистемой структурообразующих потребностей показывает технико-экономическую, организационно-экономическую и частично — политэкономическую составляющие потребности в труде. Пересечение с группой потребностей в результатах общественного производства подчеркивает роль потребности в труде в процессе общественного воспроизводства, а пересечение с третьей подсистемой потребностей данного общества дает представление о мере удовлетворения индивидуальных потребностей членов общества, источником реализации которых служит их участие в процессе общественного воспроизводства.
Особенностью потребности в труде в отличие от других групп общественных потребностей является ее ярко выраженный социальный характер. В зависимости от способа реализации индивидом своей рабочей силы, от его отношения к процессу формирования совокупной потребности в труде определяются:
— место данного индивида в социальной организации;
— его роль в общественном разделении труда;
— способы удовлетворения индивидом потребностей в предметах потребления;
— социально-культурные потребности индивида;
— модели его поведения в социуме, в том числе потребительское поведение;
— цели деятельности индивида.
От того, каким образом реализует индивид свою рабочую силу, зависит его социальная роль в данном обществе. Способ реализации индивидом своей рабочей силы напрямую связан с основным производственным отношением данной хозяйственной системы. Основным производственным отношением определяется круг возможных социальных ролей индивида в данной хозяйственной системе. Так, основное производственное отношение феодального способа производства очерчивает множество социальных ролей членов данного общества, среди которых резко противостоят две группы: феодальных собственников земли (они весьма неоднородны и объединяют представителей верховной власти, церкви как крупнейшего собственника монастырских земель и прочих землевладельцев, связанных с верховной властью сложной цепью общественных отношений) и находящихся в феодальной зависимости непосредственных производителей. В современных хозяйственных системах разнообразие социальных ролей индивида возрастает по мере роста обобществления производства, накопления качественных изменений в отношениях собственности. В настоящее время, например, существует значительная армия чиновников всевозможных международных организаций, в чью социальную функцию входит контролирование той или иной социально-экономической проблемы (внешние долги, экология, торговые соглашения и т.д.) и представительство своих стран или компаний.
Отметим, что на процесс формирования общественных потребностей в труде большое влияние оказывают различные внеэкономические факторы, в частности общественная модель «героя времени». Она очень четко прослеживается, помимо ее культивирования официальной идеологией, по такому массовому виду искусства, как кино. Если обратиться к отечественной кинопродукции, то данный тезис найдет там достаточно полное подтверждение. В настоящее время в России посредством в первую очередь масс-медиа пропагандируется «новорусский образ жизни», составной частью которого провозглашается непрестижность труда в реальном секторе, прежде всего на непосредственно рабочих специальностях, а также в бюджетной сфере. Таким образом, недооценка внеэкономических факторов может обернуться всесторонней деградацией совокупной рабочей силы общества. Уже подрастает поколение, денежные доходы родителей которого составляют пособия по безработице. Тревожная тенденция, выражающаяся в том, что оплата труда в России значительно ниже прожиточного минимума, приводит к утрате трудом в общественном хозяйстве своей основной для собственника рабочей силы функции — быть источником средств к существованию.[7]
2.2 Специфика потребности в труде с точки зрения различных хозяйствующих субъектов
Реализация общественных потребностей выступает важнейшим результатом процесса общественного воспроизводства и импульсом для дальнейшего воспроизводственного и эволюционного развития данной хозяйственной системы. В любой хозяйственной системе реализация общественных потребностей осуществляется благодаря различным видам деятельности представителей данного социума. Причем деятельность членов социума способствует реализации всех без исключения подсистем общественных потребностей, а не только группы потребностей в собственно результатах процесса общественного производства. Так, от эффективности управления хозяйственной жизнью, объективности оценки состояния производительных сил и их соответствия господствующей системе производственных отношений во многом зависят возможности реализации потребностей общественного развития.
Объективной основой реализации общественных потребностей, таким образом, является деятельность членов социума, прежде всего — трудовая деятельность, формы, организации которой всегда определяются основным производственным отношением данной хозяйственной системы. Следовательно, без учета специфики формирования общественной потребности в труде невозможно адекватно исследовать как саму систему общественных потребностей в целом, так и механизм ее макрохозяйственного регулирования.
Наличие в хозяйственной системе различных хозяйствующих субъектов позволяет всесторонне рассмотреть процесс формирования общественной потребности в труде и его специфику в современных условиях. В качестве субъектов, оказывающих существенное воздействие на формирование общественной потребности в труде, выступают государство и другие соответствующие институты национальной экономики, а также субъекты глобального макрорегулирования, заинтересованные в данном вопросе. Так, например, существуют определенные стандарты в области трудовых отношений, одобренные Международной организацией труда. Безусловно, на процесс формирования потребности в труде оказывает воздействие законодательство страны, регламентирующее важнейшие проблемы трудовых отношений.
Потребность в труде по-разному воспринимается различными субъектами хозяйствования, а также субъектами данного социума, не включенными в трудовую деятельность. Можно рассматривать при этом потребность в труде как в источнике дальнейшего воспроизводственного процесса. Она, следовательно, предстает:
— для отдельного индивида как источник средств к существованию (особое значение придается этому источнику при отсутствии иных средств к существованию) и как источник самореализации (при условии свободы выбора профессиональной деятельности и возможности получения соответствующего образования);
— для работодателя как необходимый источник производственного процесса (потребность в труде предстает как потребность в труде-ресурсе производства и потребность в труде — факторе производства);
— для профсоюзов и иных институтов хозяйства как объект регулируемых взаимоотношений между работодателями и работниками;
— для государства как объект макрохозяйственого регулирования и как источник эволюции данной хозяйственной системы.
Особо отметим, что для процесса общественного воспроизводства, в том числе и для его простого воспроизводства, особое значение имеет процесс воспроизводства рабочей силы (как в узком, так и в широком смысле слова), что, в свою очередь, отражается на формировании потребности в труде. При определенных неблагоприятных условиях совокупная рабочая сила может стать невоспроизводимым ресурсом. При этом она может стать невоспроизводимым ресурсом на уровне общества в связи с депопуляцией и невоспроизводимым ресурсом для отдельных секторов хозяйства в связи с изменением профессиональной структуры общества. Первая угроза реально существует для нашей страны в связи с сокращением естественного прироста населения, вызванного многими факторами, важнейшим из которых следует признать так называемое рыночное реформирование, затеянное в начале 90-х гг. прошлого века. Вторая угроза также является реальной для современной российской экономики, так как резкое сокращение производства в реальном секторе экономики в результате уже упомянутых так называемых реформ безжалостно вытолкнуло массу квалифицированной рабочей силы в хваленую рыночную стихию. В результате произошла массовая деквалификация отечественной рабочей силы, часто сопровождающаяся социальной деградацией.
Субъекты, не включенные в трудовую деятельность общества, тем не менее оказывают воздействие на процесс формирования общественной потребности в труде. К данным субъектам относятся индивиды, по каким-либо причинам не участвующие в трудовых отношениях процесса общественного воспроизводства (например, еще не достигшие трудоспособного возраста, пенсионеры, безработные, инвалиды; лица, имеющие какие-либо источники доходов, кроме дохода от реализации рабочей силы). Опыт включения в трудовые отношения индивидов, являющихся пенсионерами, может быть востребован (или не востребован) обществом для трудового воспитания подрастающего поколения, формирования определенной модели отношения к труду.
Не достигшее еще трудоспособного возраста поколение через систему социальных отношений участвует в создании своеобразного рейтинга востребованных обществом профессий (в условиях экономической цивилизации — престижных профессий, мерилом престижности при этом выступают финансовые результаты деятельности).
Лица, живущие за счет иных, чем общественно необходимая и общественно полезная рабочая сила (в том числе такой ее разновидности, как предпринимательская способность), источников, также оказывают воздействие на процесс формирования общественной потребности в труде. В основном это отрицательное влияние, проявляющееся в:
— создании положительного образа паразитического и откровенно антиобщественного поведения (идеализация потребительства; киллерства, по-русски — душегубства; наркомании, проституции и т.п.);
— отрицании общественно-полезного характера самой трудовой деятельности, особенно труда исполнительского или связанного с бюджетной сферой;
— пренебрежении к результатам труда предыдущих поколений страны;
— провозглашении важнейшей жизненной целью процесс потребления экономических благ во всем их разнообразии (сразу вспоминаются различные варианты рекламы на тему «бери от жизни все».[8]
С точки зрения трудящегося индивида, реализация потребности в труде напрямую связана с индивидуальным воспроизводством его рабочей силы, включением его в процесс общественного воспроизводства и возможностью его реализации как личности в данном социуме. Индивидуальная потребность индивида в труде выступает составной частью совокупной общественной потребности в труде, субъектом которой является социум, а объектом приложения — процесс общественного воспроизводства данной хозяйственной системы. В условиях экономической цивилизации реализация индивидом своей потребности в труде является в первую очередь источником средств к существованию, степень реализации данной потребности измеряется финансовыми показателями. Данное положение обусловлено внутренней целью самой экономической цивилизации — стремлением к всемерной максимизации прибыли. Другими словами, в основе экономической цивилизации лежит безграничная финансовая потребность — потребность в реализации капитала как самовозрастающей стоимости. Становление в России экономической цивилизации, являющееся истинной задачей так называемых перестройки и реформирования, ведет к примитивизации рассмотрения потребности в труде. Реализация потребности в труде полностью подчиняется исключительно процессу потребления индивидом экономических благ, превращая его самого в функцию процесса потребления.
Для работодателя потребность в привлечении наемной рабочей силы выступает лишь как средство достижения задач хозяйственной деятельности, как необходимое условие реализации своих организаторских способностей. Специфическая рабочая сила работодателя реализуется через получение результатов хозяйственной деятельности возглавляемого им производственного объекта. В условиях экономической цивилизации результативность реализации потребности в наемной рабочей силе оценивается по финансовым результатам данного предприятия или организации.
С точки зрения общества, реализация общественной потребности в рабочей силе выступает средством реализации внутренней цели хозяйствования. Для экономической цивилизации внутренней целью является реализация системы финансовых потребностей и важнейшей из них — потребности в самовозрастании капитала. Преодоление ограниченности экономической цивилизации, базирующейся на концепции экономизма, сможет открыть перед человечеством новые возможности и новые смыслы хозяйственной деятельности.[9]
2.3. Механизм реализации потребности в труде
Механизм реализации общественной потребности в труде задается основным производственным отношением хозяйственной системы, т.е. способом соединения непосредственного производителя со средствами производства. Как уже подчеркивалось в первой главе данной работы, основное производственное отношение характеризует формы, способы и меру удовлетворения общественной потребности в труде данного социума.
Реализация потребности в труде протекает как на уровне всего общества, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме того, возможно исследование данной проблемы и в глобальном аспекте, что предполагает анализ международного разделения труда и миграционных потоков.
В условиях экономической цивилизации реализация потребности в труде опирается на соответствующее основное производственное отношение, имманентное данному типу хозяйства, а именно на включение непосредственного производителя в процесс общественного воспроизводства через механизм купли-продажи его рабочей силы. Как уже отмечалось ранее, важнейшими внутренними субъектами, оказывающими воздействие на данный процесс, являются государство и некоторые рыночные институты, имеющие непосредственное отношение к регулированию рынка труда. Кроме того, на механизм формирования общественной потребности в труде воздействуют и субъекты глобального макрохозяйственного регулирования. Направления воздействия на механизм реализации общественной потребности в труде с их стороны могут быть весьма разнообразными, например:
— участие в перераспределении производительных сил данной страны (сюда можно отнести спонсирование программ переселения с наших северных территорий, закрытие якобы нерентабельных шахт в Кузбассе и т.п.);
— организация так называемой утечки мозгов из страны;
— создание негативного образа российской модели хозяйства и привлекательного образа западной модели (способствует перетеканию рабочей силы различной профессиональной и квалификационной характеристики в западные фирмы как внутри страны, так и за ее пределами);
— воздействие на демографическую политику страны (от пропаганды мифа об излишках населения России до практических мер типа программы «планирование семьи», на деле оборачивающейся сокращением рождаемости);
— навязывание российскому обществу концепции сырьевого типа экономики и формирование соответствующего рынка рабочей силы под данную идею.
Современная хозяйственная система России характеризуется сущностным изменением механизма реализации общественной потребности в труде в связи с изменением хозяйственного строя страны, осуществленного в начале 90-х гг. прошлого века, что сопровождалось сущностным изменением основного производственного отношения системы. На смену централизованно-плановой модели формирования общественной потребности в труде в масштабе всего единого народнохозяйственного комплекса, характеризующейся планомерным включением непосредственного производителя в процесс общественного воспроизводства, пришло моделирование рыночных механизмов по заранее разработанным сценариям, преимущественно западным.
Реализация общественной потребности в труде в нашей стране в настоящее время осуществляется посредством рынка труда. Отметим, что рынок труда в первую очередь отражает потребности капитала в рабочей силе, а не реальные потребности общества, определяемые вектором его прогрессивного развития и связанные с эволюцией форм хозяйственной жизни.
Целью функционирования механизма реализации общественной потребности в труде следует, на наш взгляд, признать:
— с точки зрения всего общества — достижение стабильного эволюционного движения хозяйственной системы;
— с точки зрения хозяйствующих на микроуровне субъек- тов — создание условий для индивидуального воспроизводства объектов хозяйствования;
— с точки зрения носителя рабочей силы — реализация его общественно нормальных потребностей.
Реализация общественно нормальных потребностей народа, очевидно, может рассматриваться как мерило богатства страны, а не только как цель реализации потребности в труде собственником рабочей силы.
На наш взгляд, под общественно нормальными потребностями следует понимать систему потребностей жизнеобеспечения доминирующих в определенном историческом процессе общественного воспроизводства непосредственных производителей.
Их можно выразить в стоимостном виде как величину стоимости типичной для исторически определенного непосредственного производителя «потребительской корзины». Потребительская корзина здесь понимается в широком смысле слова, т.е. она может включать не только экономические блага, предназначенные для личного непроизводительного потребления, но и средства производства, например — для крестьянского хозяйства.
Важным моментом следует признать взаимосвязь между реализацией общественно нормальных потребностей и реализацией потребности в труде. Именно возможность реализации потребности в труде создает материальную базу для формирования и реализации общественно нормальных потребностей. При этом понятие «стоимостная оценка» общественно нормальных потребностей не тождественно стоимости рабочей силы, так как источником их реализации в современных развитых хозяйственных системах выступает не только участие в той или иной трудовой форме в процессе общественного воспроизводства, но и результаты перераспределительных процессов данного социума.
Содержание общественно нормальных потребностей меняется в зависимости от конкретно исторических условий, так как меняются непосредственные производители экономических благ, механизм реализации общественно нормальных потребностей, механизм их ограничения. В плановой системе субъектом общественно нормальных потребностей выступал советский народ, источниками реализации системы данных потребностей были общественный труд и общественные фонды потребления. В так называемую постперестроечную эпоху субъектом общественно нормальных потребностей является население, не относящееся к маргинальным и олигархическим слоям общества, источником реализации системы данных потребностей служит в основном наемный труд. Особенностью процесса реализации общественно нормальных потребностей народа в современной России является реализация их на недостаточном для процесса расширенного воспроизводства рабочей силы (а зачастую — и для простого воспроизводства) уровне.
Так, согласно международной статистике, бедной считается семья, расходующая более 50% своего бюджета на продукты питания, для развитых стран этот пороговый показатель составляет треть семейного бюджета. В странах СНГ семейные траты на продукты питания составляют около 75%. Для схематичного сравнения содержания общественно нормальных потребностей обратимся к табл. 2.1.
Таблица 2.1. Сравнительная характеристика общественно нормальных потребностей народа в различные временные периоды
Периоды |
Субъект ОНП |
Объекты |
Механизм реализации |
Механизм ограничения |
Эпоха И.Т. Посошкова |
Крестьянство |
Экономические блага, удовлетворяющие насущные потребности трудовой ячейки (семьи) |
Участие в процессе общественного воспроизводства сельскохозяйственным трудом |
Рента |
Советская эпоха |
Советский народ |
Экономические блага, необходимые для процесса расширенного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития человека |
Основной экономический закон социалистического способа производства |
Оплата по труду |
Постперестроечная эпоха |
Все немаргинальные и неолигархические слои общества |
Экономические блага, необходимые для простого воспроизводства рабочей силы |
Участие в процессе первоначального накопления капитала в качестве наемной рабочей силы Перераспределительные процессы |
Величина дохода |
Итак, механизм реализации общественной потребности в труде должен быть направлен:
— на уровне индивида — на реализацию его общественно нормальных потребностей;
— на уровне хозяйствующего субъекта — на процесс индивидуального воспроизводства объекта хозяйствования;
— на уровне системы производственных отношений — на воспроизводство основного производственного отношения;
— на уровне общества — на нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, на создание условий для удовлетворения общественно нормальных потребностей в большем объеме и на оптимальное для данного общества включение совокупной рабочей силы в процесс общественного воспроизводства.[10]
Заключение
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи были выполнены:
Задачи работы:
1. Раскрыта сущность вопроса связанного с трудов, как предметом психологического анализа
2. Рассмотрено место потребности в труде в системе общественных потребностей
3. Раскрыт механизм реализации потребности в труде.
Общественные потребности - одно из ключевых понятий хозяйственной системы. Любая хозяйственная система имеет своим исходным пунктом определенную систему общественных потребностей. Общественные потребности самым непосредственным образом принимают участие в формировании функционального хозяйственного пространства. Кроме того, как было показано в работе, общественные потребности выступают непременным условием процесса общественного воспроизводства, а также важнейшим его результатом. Механизм реализации общественных потребностей напрямую связан с исходным и основным производственными отношениями хозяйственной системы.
Общественные потребности, следовательно, призваны занимать особое, центральное место в современном категориальном аппарате теории хозяйства.
Механизм манипуляции общественными потребностями включает рычаги воздействия на:
— потребителя через создание желаемых потребительских целей, для чего активно используются средства массовой информации, реклама;
— отдельные страны и регионы путем принуждения их принимать те или иные экономические и политические стереотипы (например, решение о присоединении к полумифическим антитеррористическим мероприятиям);
— производителей через всеохватывающую систему стандартизации и универсификации продукции, вхождение в различные международные экономические организации и т.п.;
— общественные организации и движения через механизм их финансовой поддержки или механизм их дискредитации в глазах мирового сообщества, что имеет конечной целью формирование их лояльности по отношению к глобальным манипуляторам.
Потребность в труде — важнейшая хозяйственная и социальная потребность, формирование которой осуществляется на различных уровнях хозяйственной системы. Зарождение и развитие потребности в труде взаимосвязано со становлением и эволюцией хозяйственных систем и прошло путь от потребности в труде как коллективном и индивидуальном средстве выживания до осознания труда как социально значимой потребности индивида и социума.
Потребность в труде, будучи элементом системы общественных потребностей, характеризуется следующими особенностями:
— специфическим объектом, в качестве которого выступает процесс трудовой деятельности;
— ярко выраженным социальным характером;
— безграничностью в той части, которая связана с познавательной, творческой деятельностью;
— двойственностью: потребность в труде испытывает и хозяйствующий субъект, включающий непосредственно исполнителя в производственный процесс, и сам исполнитель.
Список литературы
1. Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом обществе. - М.: Дело, 2002.
2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Логос, 2001.
3. Левин Б.М. Потребности: закономерности формирования и развития. – М.: ЭКО, 2002.
4. Миженская Э.Ф., Пусенкова И.В. Формирование потребности в труде. – СПб.: Нева, 2003.
5. Мочалов Б.М. Потребности развитого общества. – Ростов-на-Доеу, 2004.
6. Мочалов Б.М., Соколов В.В., Самарин В.И. Потребностеведение. М.: БЕК, 2001.
7. Муха М.М. Общественные потребности, их система и формы удовлетворения на этапе развитого социализма. – СПб.: Питер. 2002.
8. Радаев В.В. Потребности как экономическая категория развития. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.
9. Радаев В.В. Потребность: социально-экономическая сущность и закономерности развития. – М.: ЮНИТИ, 2001.
10. Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос. - М.: Экономика, 2002.
[1] Мочалов Б.М. Потребности развитого общества. – Ростов-на-Доеу, 2004. – С. 64
[2] Радаев В.В. Потребности как экономическая категория развития. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2002. – С. 95
[3] Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос. - М.: Экономика, 2002. – С. 81
[4] Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Логос, 2001. – С. 127
[5] Мочалов Б.М., Соколов В.В., Самарин В.И. Потребностеведение. М.: БЕК, 2001. - 163
[6] Миженская Э.Ф., Пусенкова И.В. Формирование потребности в труде. – СПб.: Нева, 2003. – С. 142
[7] Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом обществе. - М.: Дело, 2002. – С. 159
[8] Муха М.М. Общественные потребности, их система и формы удовлетворения на этапе развитого социализма. – СПб.: Питер. 2002. – С. 170
[9] Левин Б.М. Потребности: закономерности формирования и развития. – М.: ЭКО, 2002. – С. 195
[10] Радаев В.В. Потребность: социально-экономическая сущность и закономерности развития. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 241