Содержание
Введение. 3
1. Возникновение социальных организаций. 4
2. Строение организаций. 6
3. Функционирование организаций. 9
4. Типология организаций. 11
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
В России весьма интенсивно создаются и ликвидируются социальные организации различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний. Каждая организация в чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много общего в мире организаций. В рамках данной работы рассмотрим социальные организации как процесс и явление с теоретической и практической точек зрения.
Каждый конкретный человек – это часть социальной организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования социальной организаций, уметь использовать их в практической деятельности, чтобы достичь гармонии отношений.
Целью работы является исследование социальных организаций в современном обществе. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть возникновение социальных организаций
2) рассмотреть строение социальных организаций
3) рассмотреть функционирование социальных организаций
4) рассмотреть типологию социальных организаций.
1. Возникновение социальных организаций
Как справедливо подметил американский социолог Нейл Смелзер, нас окружают организации, они повсюду. Ибо большинство из нас начинает свою жизнь в организации – родильном доме. Потом мы попадаем в другие организации – ясли, детский сад, школу. Став взрослым, человек поступает на работу в одну из организаций и постоянно сталкивается с другими организациями – торговыми фирмами, банками, армией, милицией, налоговой инспекцией и другими. Старость неизбежно знакомит нас с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения, при этом, кто-то может оказаться в больнице или в доме для престарелых. Даже после смерти организации не оставляют человека на произвол судьбы. Им занимаются похоронные бюро, страховые агентства, банки, юридические конторы и суды, где наследники улаживают дела покойного [5,с . 167].
Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучение, оказание помощи пожилым и т.д. осуществлялись в семье или членами общины. Но поскольку в индустриальных странах жизнь существенно усложняется, то и возникает потребность в создании множества организаций. Не удивительно, что в течение многих десятилетий, организации, как объект исследования, постоянно привлекали к себе внимание ученых и практиков, представителей самых разных областей знаний. Среди социологов, изучением организаций занимались, в частности, такие исследователи, имеющие мировую известность, как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Блау, Д.Скотт, М.Крозье и другие. Из российских ученых, внесших наибольший вклад в разработку проблем теории организаций, можно назвать Г.В.Осипова, Н.И.Лапина и А.И.Пригожина.
В современной научной литературе существует множество определений организаций. Это обусловлено тем, что представители разных социологических школ и направлений, исходя из своих специфических представлений относительно организаций, подчеркивают, прежде всего, их характерную черту. Так, например, основоположником американской теории управления Честером Барнардом было предложено понимать под организацией такой вид кооперации людей, которая отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.
Известный американский исследователь организаций Амитай Этциони утверждал, что организации – это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей, характеризуемые сознательным членством в организации и сознательными действиями ее членов. Другие американские социологи – П.Блау и У.Скотт были убеждены в том, что основной характеристикой организации является ее формализация: для достижения специфических целей всякая организация должна обладать формальной структурой [5,с .1 45].
Приведенные суждения позволяют выделить две специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп.
Во-первых, организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая из организаций целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия – для реализации политической программы, больница – для лечения больных.
Во-вторых, организации – такие группы, которым свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок, охватывают практически все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и четко сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Директор, его заместители и помощники или рядовые исполнители – все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств [3,с . 178].
Нередко, определение организации отражает и такую специфическую черту, как наличие координирующего и управляющего органов. Однако эти органы присущи не всем организованным социальным группам. Опыт показывает, что в некоторых организациях развито самоуправление, они характеризуются высокой степенью взаимозависимости отдельных подразделений и зрелостью работников; эти организации могут иметь относительно слабо развитый координирующий орган, выполняющий в основном функции связи с внешним окружением. Но подавляющее большинство организаций нуждается в централизованном управлении и наличии координирующего органа с широкими полномочиями.
2. Строение организаций
Как следует из приведенных определений организации, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Как правило, социологами выделяется три вида взаимосвязанных организационных целей [4,с . 189].
1. Цели-задания – это те цели, которые были сформулированы как программа деятельности данной организации ее создателями. Эти цели являются приоритетными для организации и на их достижение направлены усилия всех членов организации. Например, преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице и т.д.
2. Цели-ориентации, представляют собой совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, то утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий, соответственно, работа организации становится неэффективной. Стремясь к достижению собственных целей-ориентаций, члены организации либо игнорируют цели-задания, либо выполняют их формально. Например, врачи в медицинском учреждении, нацеленные не на лечение больных, а на улучшение своего материального положения.
3. Цели-системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели-системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других.
Важнейшим компонентом организации является ее социальная структура, представляющая собой систему упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения (С.С.Фролов).
Анализ структуры организации предполагает выделение трех основных параметров, ее характеризующих: сложность, степень формализации и централизация. Рассмотрим более подробно «сложность», которая считается одним из важнейших параметров структуры организации. В свою очередь, сложность зависит от двух параметров – дифференциации и интеграции. При этом дифференциация является наиболее важным показателем сложности организации и характеризует разнородность организации, ее многофункциональность и различия в достигаемых целях. Социологи выделяют три основных типа дифференциации.
1. Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений. В свою очередь горизонтальная дифференциация может быть осуществлена по функциям (например, когда на предприятии функционируют подразделения по производству, контролю, организации сбыта и т.д.), по числу работников (такой подход используется в малых организациях или при выполнении работ, не нуждающихся в применении труда узких специалистов), по виду производимого продукта (например, когда филиалы крупного производства, специализируются на производстве конкретного товара или услуги), по типу клиентуры и по технологическому процессу.
Требования горизонтальной дифференциации накладывают отпечаток на поведение членов организации. Как правило, чем больше горизонтальная дифференциация, тем меньше сплоченность организации, больше трудностей в управлении организацией, ниже уровень интеграции.
2. Вертикальная дифференциация говорит о глубине организационной иерархии в организации и обычно характеризуется количеством уровней управления в организационной структуре. Высокая степень вертикальной дифференциации свидетельствует о стремлении руководства организации к минимизации числа подчиненных у руководителей, у низового звена и к созданию большего количества уровней контроля. Низкая степень вертикальной дифференциации характерна для небольших организаций, а в крупных – служит показателем слабого управленческого контроля, рассчитанного в основном на самоконтроль со стороны исполнителей.
3. Пространственная дифференциация показывает степень пространственного разделения структурных единиц организации. Низкая пространственная дифференциация говорит о большой концентрации ресурсов, как правило, в одном месте. Высокая пространственная дифференциация свидетельствует о распылении ресурсов по многим регионам и в то же время – о распространении влияния данной организации. При любом увеличении степени пространственной дифференциации неизбежно возрастает функциональная автономия отдельных подразделений, что приводит к ослаблению контроля и возможностей использования властных полномочий со стороны центральных органов управления организацией.
Интеграция – второй показатель сложности структуры организации. Он характеризует степень взаимосвязи между отдельными структурными единицами в организации. Оценка этого показателя происходит по трем параметрам.
1. Количество взаимосвязей между отдельными структурными единицами: тесное взаимодействие подразделений, перетекание материальных, информационных и других ресурсов, предполагает наличие большого количества интеграционных связей. Одновременно, при интеграции такого рода сложность организации резко увеличивается.
2. Нормативная основа интеграционных связей является показателем прочности этих связей. Жесткие, формальные связи способствуют интеграции, но носят официальный характер. Наоборот, изменчивость норм или их неофициальный характер, основанный на неформальном лидерстве и коалициях, увеличивают сложность организации и изменяют характер интеграции.
3. Характер интеграционных связей, показывает основной вид властного, информационного, культурного или иного ресурса, передаваемого через данную связь (например, интеграция на основе власти и подчинения).
3. Функционирование организаций
Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности [5, с. 133]:
- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).
Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся [4, с. 90]:
- межличностные, бытовые отношения;
- отношения по уровням управления;
- отношения к человеку общественных организаций.
К экономическим связям относятся:
- материальное стимулирование и ответственность;
- прожиточный уровень, льготы и привилегии.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.
Таблица 1
Влияние связей на состояние организации
Социальные Связи |
Экономические связи |
|||
Слабые |
Средние |
Сильные |
||
Слабые |
Неустойчивые организации |
Слабые организации |
Конфликтные организации |
|
Средние |
Слабые неформальные организация |
Средние организация |
||
Сильные |
Сильные неформальные организация |
|
Сильные организации |
|
В табл.1 показано соответствие между уровнями названных выше связей и получающихся при этом состояний социально-экономических организаций.
Для социально-культурных или социально-образовательных организаций таблица будет иметь такой же вид, если заменить слова "экономические связи" на культурные или образовательные. Эта таблица имеет очень большое практическое значение при организации или диагностике организации.
4. Типология организаций
Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам [5,с .1 90]:
нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;
принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
Социальные организации могут быть:
- правительственные и неправительственные;
- коммерческие и некоммерческие;
- бюджетные и небюджетные;
- общественные и хозяйственные;
- формальные и неформальные.
Кроме того, различают социальные организации по:
¨ отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
¨ самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.
Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и небюджетные средства.
Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.
Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучение, оказание помощи пожилым и т.д. осуществлялись в семье или членами общины. Но поскольку в индустриальных странах жизнь существенно усложняется, то и возникает потребность в создании множества организаций. Не удивительно, что в течение многих десятилетий, организации, как объект исследования, постоянно привлекали к себе внимание ученых и практиков, представителей самых разных областей знаний. Среди социологов, изучением организаций занимались, в частности, такие исследователи, имеющие мировую известность, как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Блау, Д.Скотт, М.Крозье и другие. Из российских ученых, внесших наибольший вклад в разработку проблем теории организаций, можно назвать Г.В.Осипова, Н.И.Лапина и А.И.Пригожина.
Организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей.
Среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.
Список литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2001. 2. Кунц Г.,О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 2000. 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2001. 4. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации , управления ГАУ). З.П.Румянцева. Лекция 1. Введение в менеджмент. //Российский экономический журнал.М.- 2001.- № 9. 5. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Т.Б. Шрамченко. Лекция 2. Управленческий труд и менеджеры. //Российский экономический журнал. М.- 2000.- №10. 6. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). В.Г.Смирнова. Лекция 3. Организации как объект управления. //Российский экономический журнал. М.- 2000. - № 12. 7. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Я.В. Радченко. Лекция №4. Целепостановка в управленческой деятельности. //Российский экономический журнал. М.- 2001.- №4. 8. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ).З.П. Румянцева. Лекция 5. Организационные структуры управления. //Российский экономический журнал. М.- 2001.- №4. 9. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). З.П. Румянцева. Лекция №6. Процесс менеджмента. //Российский экономический журнал. М.- 2002.-№2. 10.Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ).З.П. Румянцева. Лекция №7. Методы менеджмента. //Российский экономический журнал. М.-2001.- № 7, 8. 11. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Г.Р.Латфуллин. Лекция №9. Самоуправление в системе управления. //Российский экономический журнал. М.-2001.- №10.;-2001.- №1. 12. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). З.П.Румянцева. Лекция 10. Эффективность менеджмента. //Российский экономический , журнал. М.- 2002.-№ 4. 13. Теория управления социалистическим производством. /Под ред. О. В. Козловой. - М.: Экономика, 2001. 14. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления в пяти томах. - М.: ВИПКэнерго, 2000. 15. Управление организацией./Под ред. А.Г.Поршнева и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.