Содержание

1. Мировая транспортная система. 3

1.1. Сущность мировой транспортной системы.. 3

1.2. Виды транспорта. 4

1.3. Понятие грузооборота и пассажирооборота. 6

2. Экономико-географическая характеристика Германии. 7

2.1. Природные ресурсы, природные условия. 7

2.2. Население. 13

2.3. Промышленность. 15

2.4. Сельское хозяйство. 19

2.5. Вывод. 21

Список литературы.. 22

 

1. Мировая транспортная система

1.1. Сущность мировой транспортной системы

Мировая транспортная система - совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превышает 35 млн. км. Ежегодно перевозится более 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте морскому. Региональные транспортные системы характерны для Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX веке и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в "разделении труда" между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств, например, сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.

Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78% общей длины мировой транспортной сети и 74% мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся — 5-10 км.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных систем: Северной Америки (на нее приходится около 30% общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.

С момента зарождения транспорт оказывал сильное влияние на окружающую среду. С ростом протяженности транспортной сети, интенсивности перевозок все более усиливаются негативные воздействия, при этом различные виды транспорта имеют как бы свою "специализацию". Так, главным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный транспорт, эти виды транспорта создают также "шумовое загрязнение" и требуют больших площадей для сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т. д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.[1]


1.2. Виды транспорта

Основными  видами  транспорта являются  железнодорожный, автомобильный, авиационный,  трубопроводный, морской   и  речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития страны.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных  грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта - внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к  узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.   

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный. Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте — городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).


1.3. Понятие грузооборота и пассажирооборота

Грузооборот (Freight turnover) - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Пассажирооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению числа перевезенных за определенное время пассажиров на расстояние перевозки.[2]


2. Экономико-географическая характеристика Германии

2.1. Природные ресурсы, природные условия

Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал страны довольно истощен. Главным богатством Германии является каменный (Рейнско-Рурский, Саарский и Аахинский бассейны) и бурый (на территории бывшей ГДР) уголь. Рурский бассейн по запасам занимает первое место в Западной Европе, однако условия добычи сложные. Запасы месторождений каменного угля составляют около 20 млрд. тонн.  Есть также большие запасы калийных солей (между реками Везер и Заале). Промышленное значение имеют  залежи строительных материалов. Несмотря на то, что бурый уголь и калийные соли не  представляют большой  хозяйственной ценности, бедность Германии  полезными ископаемыми  пороком назвать  нельзя. Это  один   из  факторов,   побудивших  немцев   к  рачительности, бережливости, стремлению производить высококачественную  продукцию,  приносящую  стране большие доходы, которых хватает не только для закупок минерального сырья, но и для удовлетворения  на  высоком  уровне  прочих хозяйственных, а также социальных и духовных потребностей. В то же время, например, 

Россия,  богатая минеральным сырьем, такими достижениями похвастаться не может.

Германия – страна, довольно богатая водными ресурсами. Помимо имеющегося выхода к Северному и Балтийскому морям есть также большое количество внутренних озер, крупнейшие из которых – это Боденское озеро (539 кв. км), которое называют также «Швабским морем». В этом озере водятся около 30 различных пород рыб, что вполне может способствовать развитию рыболовного промысла. Второе место по площади занимает озеро Мюритц (115 кв. км) – одно из самых крупных озер на Северо-Германской низменности, которая носит название Мекленбургское озерное плато. Страну пронизывает сеть рек с их притоками. Крупнейшими водными артериями являются:

Майн (524 км) – самый большой правый приток Рейна

Эльба  1165км (786 км на территории Германии)

Дунай 2858 км (647 км на территории Германии)

Рейн 1320 км (865 км на территории Германии) На этой реке расположена самая  большая внутренняя  гавань Европы – Дуйсбург-Рурорт.  Эта  река  впадает  в  Северное море, обеспечивая связи с внешним  миром   на  выгодных  условиях,  так как водный транспорт является очень дешевым для перевозки крупных товарных масс. Важнейшие водные артерии Германии соединены между собой каналами,  что делает  внутренние  перевозки  очень  эффективными.  Очень  важную экономическую  роль  играет  Кильский  канал,  который   связывает Северное и Балтийские моря.

По структуре  площадей в  Германии складывается  следующая картина. На сельскохозяйственные площади   приходится 54,6% территории  страны. Наибольшим  плодородием   отличаются  низменности   на   побережье Северного моря и  в долинах рек.  Леса занимают 29,2%  территории (самым крупным лесным массивом является Тюрингский лес в центральной части страны); застроенные  площади,  пути  сообщения  и  другие  объекты - 12,3%; поверхность водоемов  - 2,1%;  вересковые степи,  торфяные болота и пустоши - 1,3%; выемочные участки в карьерах - 0,5%.

  Агроклиматические ресурсы страны довольно благоприятные. Страна расположена в умеренном климатическом поясе, что способствует выращиванию сельскохозяйственных культур со среднепродолжительным и длинным вегетационным периодом. Соотношение количества осадков к испаряемости за год – коэффициент увлажнения – составляет больше единицы, т.е. страна находится в зоне достаточного увлажнения. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средняя температура в январе на равнинах от 0 до +3 градусов, в горах до +5 градусов. В июле соответственно +16-+20 градусов, +12-+14 градусов. Осадков 500-800 мм в год, в горах 1000 мм.

Природные условия

1. Рельеф. Если двигаться с севера на юг страны, то это будет как бы путь вверх, от самых низменных районов до высотных заснеженных пиков Восточных Альп. Три ступени рельефа – низменность, пояс средневысотных гор и альпийские высокогорья – обуславливают основные различия в природных условиях страны, а отчасти и в характере хозяйства.

Низменная равнина, сложенная палеогеновыми, неогеновыми и четвертичными отложениями, занимает весь север страны. В прошлом море неоднократно заливало эти районы и проникало в глубь средневысотных массивов, где в межгорных катлованах и впадинах остались языки низменностей, которые теперь называют «бухтами» – Кёльнская бухта, Мюнстерландская бухта. Северная низменность - район с довольно монотонным ландшафтом. Кое–где, особенно на западе низменность заболочена. Однако большая часть болот осушена и возделана. Ландшафт низменности очень сильно изменён человеком.

Южнее низменности протянулась полоса горцинских срдневысотных гор, образовавшихся ещё во второй половине каменно – угольного периода. Они имеют плоские или куполовидные вершины и крутые склоны. Эти горы занимают большую часть страны. Наибольшей высоты достигают массивы Таунус (880 м.) и Гарц (1142 м.). Рельеф области средневысотных гор чрезвычайно мозаичен; горы здесь чередуются с широкими долинами и котловинами. Горные массивы облесены и очень живописны.

На крайнем юге Германии вдоль границы поднимаются Альпы с высочайшей покрытой снегом вершиной страны Цугшпитце      (2962 м.). Они представляют собой лишь часть северной известняковой зоны, крупнейшей горной системы Европы. Альпийские и предальпийские лесные районы – наиболее «чистая» в экологическом плане часть Германии.

1.2 Климат. Положение Германии  в центре Европы определяет основные черты её климата – умеренного, переходного от типичного морского к более континентальному при движении с севера – запада, где велико влияние Атлантики, на Юго–Востоке. Однако эти различия невелики: средняя температура самого холодного месяца (января) колеблется от +1,5˚ на Северо– Западе до +3˚ на Юго–Востоке. Холоднее бывает только в горах на юге границы. На севере и в долине Рейна луга и поля зеленеют и зимой. Снег там выпадает редко  и держится недолго. Средняя температура июля +16˚ -  +20˚, выше она лишь в защищенных горами и долинах и котловинах. Осадков во все времена года выпадает довольно много. Среднее их количество – 600 – 800 мм. Таким образом, везде, кроме горных районов, климатические условия весьма благоприятны для разнообразного земледелия.

1.3 Внутренние воды.  Все крупные реки страны текут с юга и Юго–Востока на Север, Связывая внутренние районы с морем. Исключение представляет Дунай: он берёт начало в восточном Шварцвальде и несёт свои воды на восток, связывая страну с Чёрным морем. Крупнейшая река страны начинается и достигает моря за её пределами: исток её в Швейцарских Альпах, а устье - в Нидерландах. Большинство крупных рек Германии имеют равномерное в течение года дождевое питание и полноводны. Они текут в разнообразных долинах и замерзают на 1-1,5 месяца. Дунай и Рейн особенно полноводны весной и летом, когда тают снега и горные ледники. Всё это обуславливает большую транспортную роль рек в Германии. Условия для навигации на всех крупных реках улучшены шлюзованием и другими мерами регулирования стока. Самая важная речная магистраль страны  и наиболее грузонапряжённая река во всей западной Европе – Рейн. Это река – труженник, связывающая германию с «европортом № 1» – Роттердамом, река, по которой проходят десятки миллионов тонн грузов в год. Водоразделы между реками невысоки, что позволяет соединять их каналами. Благодаря улучшению речных путей, их «канализираванию», они стали доступны для стандартных западноевропейских судов водоизмещением 135 т. Сама конфигурация речной сети как бы подправлена человеком. О связи внутренних путей с морем говорит и то, что крупнейшие западногерманские порты, возникли в расширенных устьях рек. В Альпах, на границе Германии со Швейцарией и Австрией, расположено самое большое самое большое в Германии  Боденское озера, воды которого заполняют тектоническую котловину. Из 538 кв. км. его площади большая часть принадлежит Германии. Вода этого озера подаётся по двум крупным трубопроводам для снабжения густонаселённой Штутгартской агломерации. Речных и озёрных вод  Германии еже не хватает для снабжения промышленности и населения. Всё больше для этих целей используются подземные воды северной низменной части страны и Баварского плато.

1.4 Растительность. Действие  многих немецких сказок и легенд разыгрывается в лесах – романтических и красивых, а иногда тёмных и мрачных. Леса и сейчас занимают более ¼ территории страны. Сохранились они преимущественно в горных районах. Когда–то в стране преобладали дубовые леса. Теперь же они в большей своей части или вырублены, или заменены хвойными. Для германского леса характерно преобладание сосны, ели, пихты на Юго–Западе и лиственницы в Альпах. Дубово–буковые леса сохранились лишь в горах. На низменности же растут в основном дубовые леса с большой примесью берёзы, вытеснившей бук. От леса зависит многое: и количество воды в водоёмах, и качество воздуха, и возможности отдыха для жителей городов. Но площадь под лесом сокращается из–за разрастания городов, строительства автобанов бесконечных вырубок. Идёт разрушение самого дешёвого и действенного «фильтра». Налаживание лесного хозяйства затрудняется тем, что почти половина всех лесов находится в частном владении.

1.5 Животный мир.  Деятельность человека сильно изменила и обеднила животный мир страны. Исчезают последние лоси, зубры, медведи, рыси. Многие виды близки к истреблению: дикая коза, из птиц – орёл и гриф. Сведение лесов и замена их пашней привели к распространению иных видов животных и птиц, не типичных ранее, - полевой мыши, дрофы, жаворонков. Человеком были разведены фазаны и кролики. Причина этих изменений не столько в прямом истреблении (охота и т. д.), сколько в косвенном воздействии: расширение возделываемых и застроенных площадей, интенсификация сельского и лесного хозяйства, загрязнение природной среди. Задача природной среды заключается ныне не только в сохранении, каких – либо редких видов флоры и фауны, но и некоторых уникальных ландшафтов. С этой целью в Германии создано более 50 заповедников и «природных парков».

1.6 Почва. Характерная черта для всей страны – высокая степень освоенности, резкое преобладание культурных ландшафтов. Вся прибрежная полоса северного моря – это марши с илистыми плодородными почвами. Полоса маршей защищена от моря плотинами и дамбами. Постепенно поднимаясь, местность, переходит затем в слабоволнистые песчаные или заболоченные пространства – гесты. Богатые почвы в зоне маршей в сочетании с мягким морским климатом со среднегодовой температурой +8, +9˚ создают прекрасные условия для луговодства  и животноводства. Ценные луга и пастбища занимают 70-90 % площади маршей; животноводство развито и в зоне гестов, где возделываются кормовые культуры, рожь и картофель. Наиболее благоприятными условиями выделяются «бухты» низменности, особенно район Брауншвейга – Ганновера с чернозёмовидными почвами. Наконец, север знаменит и как район морских курортов, массового отдыха. Расположенная южнее полоса средневысотных гор. Чередующихся с низменностями, отличаются пёстротой почвенно-климатических условий, что вызывает большие различия в сельскохозяйственной специализации и влияет на расселение. В горных  областях с малоплодородными бурыми почвами преобладают леса и пастбища, а на возделываемых участках рожь и картофель. Совершенно особыми почвенно-климатическими условиями выделяется долина верхнего Рейна, защищённая горами с запада и востока, но открытая для проникновения тёплого воздуха со Средиземного моря через долину Роны. Рейнская и Мозельская долины представляют собой полосу виноградников, садов, табачных плантаций, зону интенсивного пригородного хозяйства, снабжающего цепочку городов по Рейну. Горные районы относительно редко населены. И население, и хозяйственные связи сконцентрированы в городах Рейнской долины и межгорных котловин. Южнее пояса гор уже находится важный сельскохозяйственный район – долина Дуная с богатыми почвами. Здесь среднее количество осадков – около 600 мм. – и большое число солнечных, ясных дней. В долине Дуная распахано 70-80 % всей используемой в сельском хозяйстве земли. Наконец, южнее Дуная начинаются предгорья Альп, заканчивающиеся на юге Альпийской горной цепью. Типичный здесь ландшафт – заснеженные вершины, альпийские луга, хвойные леса, горные реки с плотинами небольших гидростанций, живописные озёра с курортами. Альпийские луга используются как пастбища, поэтому юг Баварии – один из основных районов молочного животноводства в стране. Кроме того, Бавария  - крупный район туризма и зимнего спорта. Сельскохозяйственная площадь вместе с лесной занимает 83 % территории Германии. Доля площади, занятой городами, дорогами и индустрией, достигает 13 % и всё время растёт. Там, где ёще недавно были старинные провинциальные городки с тихой размерянной жизнью, сейчас протянулись сплошные пояса городских агломираций, наступающие на природу. Каждый день 120 га. Культивируемой земли «одевается» бетоном и сталью. Гигантские масштабы бесконтрольной индустриализации и урбанизации обуславливают высокую степень загрязнения природной среды. Фотографии, сделанные со спутников, показали и очень высокий «вклад» Германии в загрязнение прилегающих морей – Северного и Балтийского. Особенно большой «вклад» в загрязнение Рейна вносит химическая промышленность, «всплески» загрязнения чётче всего просматриваются ниже крупных центров химии и больших городов.[3]



2.2. Население

По численности населения Германия стоит на втором месте в Европе после России – 82 797 400 чел. (июль 2000 г.). Плотность населения - 232 человека  на кв.км. выше плотность населения среди стран Европы лишь в Бельгии и Голландии. Население размещено по территории Германии весьма неравномерно. В Берлине, районе наибольшей концентрации, после объединения численность населения  растет быстро: сейчас там насчитывается примерно 3,4 млн. жителей, а к концу тысячелетия достигнет предположительно восьми млн. человек. В промышленных областях на Рейне и Руре, где один город незаметно переходит в другой, проживает свыше четырех млн. человек – примерно 5500 человек на кв. км. Другими районами промышленно-городской агломерации являются Рейнско-Майнская область  с городами Франкфурт, Висбаден и Майнц, промышленный регион Рейна-Неккара с городами Майнгейм и Людвигсхафен, экономический регион вокруг Штутгарта, а также экономические районы Бремена, Дрездена, Гамбурга, Кельна, Лейпцига и Мюнхена. Этим густонаселенным районам противостоят весьма малонаселенные области в Северо-Германской низменности, области Эйфеля, Баварского леса, Верхнего Пфальца, земля Бранденбург и обширные пространства Мекленбурга - Верхней Поммерании. Плотность населения на западе Германии значительно выше, чем в пяти новых землях на востоке. Почти на 30% площади там проживает лишь пятая часть населения страны. В восточной части Германии находятся четыре из двадцати городов с численностью населения свыше 300 000 тыс. человек. Почти каждый третий житель республики проживает в одном из 85 крупных городов (свыше 100 тыс. жителей). Это около 26 млн. человек.  Преобладающее же число населения, напротив, живет в селах и небольших городах: свыше семи миллионов проживают в населенных пунктах с численностью населения до 2000 человек, 46 млн. – в общинах с численностью населения в пределах 2000 – 100 000 человек.

Национальный состав населения характеризуется ярко выраженной  однородностью, преобладанием немцев. Имеется лишь  несколько крайне малочисленных  национальных меньшинств - голландцы, датчане. В стране постоянно проживают 8 млн. иностранцев, что составляет 9,7% всего населения. В основном это иностранные  рабочие,   занимающиеся   почти  исключительно малоквалифицированным  и  низкооплачиваемым  трудом.  По национальному составу самая большая группа иностранцев - турки, почти треть от общего количества и около 2,4% от численности населения, выходцы из Югославии - 0,9%, итальянцы - 0,7%, греки - 0,4%, поляки - 0,3%, хорваты - 0,2%, боснийцы - 0,25% и граждане Австрии - 0,2% Подавляющее большинство немцев  вполне терпимо  относится к  таким рабочим, не выражает  по  отношению  к  ним  неприязни,  за  исключением групп немцев,  настроенных  расистски  или  неонацистки.  Вместе  с тем в условиях массовой безработицы,  которая охватывает сейчас  около 4 млн.  коренных  жителей  страны,  пребывание  миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный потенциал. Иностранцы стали в Германии серьезным экономическим фактором. Им принадлежит 281 тысяча фирм, что составляет 6,3% всех зарегистрированных в стране предприятий. Лидерство в сфере бизнеса прочно захватили турки, они владеют 22,9% принадлежащих иностранцам предприятий.

Средняя продолжительность жизни составляет 80 лет у женщин и 74 года у мужчин. Несмотря на высокую среднюю продолжительность жизни, численность населения падает, т.к. уровень рождаемости постоянно снижается (9.35 новорожденных/1000 человек). Уже более 16% немцев сегодня - лица старше 66 лет, и всего 18% моложе 18.

Среди некоренного населения картина иная: 23% составляет молодежь до 18 лет, а стариков - всего 3,2%. Значительно выше среди иностранцев и рождаемость: уже с конца 70-х новорожденные неграждане составляют ежегодно более 13%. Трудоспособное население составляет 39 750 000 человек (48 %). В промышленности занято -  41%, в сельском хозяйстве - 6% от трудоспособного населения.

Очевидно, что основным источником для пополнения и омоложения населения в Германии является иммиграция. Однако такое положение не всегда встречает понимание у коренного населения страны. Это приводит к многочисленным проблемам в отношениях коренного населения и иностранцев.[4]                                                          

 

2.3. Промышленность

Промышленность Германии очень хорошо развита, поэтому Германия является самой развитой страной в Европе в экономическом плане.

Структура промышленности в Германии показывает то, что Федеративная Республика Германия обладает почти всеми обрабатывающими отраслями, характерными для стран развитого капитализма.

Добывающая. Горнодобывающая промышленность в Федеративной Республике Германии развита не так сильно, как в США или в некоторых развивающихся странах. Промышленное значение имеют только месторождения каменного (Рурский угольный бассейн), бурого (территория бывшей ГДР) угля, а также калийных солей (центр Германии) и руд некоторых цветных металлов (никель, медь и полиметаллические руды). Несмотря на маленький перечень добываемых ресурсов, добыча всех их высоко интенсивна и высокоразвита.  Добыча каменного угля почти полностью перекрывает потребности Германии в этом виде полезного ископаемого. Добыча полезных ископаемых обуславливает структуру и географию промышленности, зависящих от полезных ископаемых. Из-за скудности полезных ископаемых промышленные предприятия применяют ресурсосберегающие технологии.

 Энергетическая. Энергетическая промышленность Германии использует в основном каменный уголь местной добычи. Гидроэнергоресурсы используются слабо, есть несколько крупных ГЭС. В Германии 20 атомных реакторов, которые производят 22,3 миллионов кВ·ч, т.е. имеются крупные АЭС, как в Библесе. Энергообеспеченность в Германии – от 5000 до 10000 кВ·ч на человека, что относит Германию к странам с высоким уровнем энергообеспеченности. Всего в Германии производится примерно 530 млрд. кВ·ч. Таким образом, Германская энергетическая промышленность полностью обеспечивает потребности немецкой промышленности.

Металлургия. Металлургия очень развита, как и многие другие отрасли хозяйства Федеративной Республики Германия.

Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, как упоминалось раньше, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Германия в начале 90-х выплавляла 31,0 млн. тонн чугуна. Стали выплавлялось 40,8 млн. тонн в год. Стоимость экспорта составляла 2,6 миллиарда долларов, а импорта – 2,5 миллиарда долларов.

Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне,  Бранденбург, Кобленц, Дрезден, Зальцгиттер и некоторые мелкие центры.

Цветная металлургия развита на местах старой добычи руд цветных металлов. Хотя сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей, то есть в портах. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район.

Из-за скудности местных ресурсов их завозят из других стран. Доля импорта в потреблении руд металлов очень высока, что ставит металлургию в большую зависимость от импорта руд цветных металлов.

Машиностроение. Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Машиностроение состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Автомобилестроение в Федеративной Республике Германия очень хорошо развита. Она входит в число наиболее развитых в этом отношении стран.

В Германии в середине 90-х годов производилось примерно 5,2 миллиона автомобилей, в том числе 4,4 миллиона легковых автомобилей. По обоим показателям Германия занимает третье место в мире вслед за Японией и США, и первое в Европе.

Основные центры автомобилестроения – это Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг.

Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ и некоторые другие.

В Германии на побережье Балтийского и Северного морей развито судостроение. Основные центры – это Гамбург, Бремен, Росток, Киль, Любек и некоторые другие порты. 

Помимо этих отраслей также развито станкостроение и другие виды машиностроения, как оптико-механическое. Доля станкостроения в общем производстве в мире равна 18%. Производится продукции станкостроения на 5150 млн. долларов, а экспортируется на 3330 млн. долларов. Основные центры станкостроения Рурский промышленный район, Берлин, Гамбург, Ганновер, Штутгарт, Нюрнберг, Мюнхен, Дармштадт, Аугсбург, Регенсбург, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Лейпциг, Кассель, Эрфурт.

Центры оптико-механического машиностроения: Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Эрфурт.

Таким образом, машиностроение в Германии очень развито, что подтверждается тем, что Германия – крупнейший экспортер продукции машиностроения в мире. Машиностроение в Германии представлено всеми видами. Машиностроения в Германии высокотехнологично и высокоэффективно, что позволяет сказать о машиностроении, как о самой развитой отрасли промышленности Германии.

Химическая. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии. Также высоким уровнем развитием отличается нефтехимия. В Федеративной Республике Германия география химической промышленности очень обширна. Сырье, за исключением калийных солей, привозится из заграницы.

Основные центры химической промышленности – это Рурский промышленный район, Гамбург, Берлин, Дрезден, Лейпциг, Кассель, Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Лойна, Людвигсхафен, Мангейм, Дармштадт, Висбаден.

Легкая и пищевая. Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились, а то и начался спад.

Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.

   Пищевая промышленность представлена пивоварением, виноделием и некоторыми другими отраслями, базирующимися на продукции сельского хозяйства и её переработке. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.


2.4. Сельское хозяйство

Развитие сельского хозяйства Германии в послевоенный период характеризуется переходом к индустриальным методам производства, повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Природные условия для сель­ского хозяйства благоприятны на большей части Германии. Около 1/3 ее лежит на Севере-Германской низменности, почти  1/6 за­нимают невысокие Среднегерманские горы с мягкими форма­ми рельефа. Климат Германии - переходный от океанического к континентальному - позволяет везде выращивать сельско­хозяйственные культуры умеренного пояса. Почвы в основном среднего плодородия. Но на обрабатываемых землях они го­раздо лучше естественных из-за постоянного внесения удоб­рений. Индустриализация аграрного  производства особенно интенсивно проводилось в 50-60-е годы, была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоёмкую отрасль экономики. Сельское хозяйство Германии отличается высокой насыщенностью техникой. С начала  80-х годов в сельском хозяйстве усиливается действие интенсивных факторов, что отражает общую тенденцию к переходу экономики к ресурсосберегающему направлению технического прогресса.

Для аграрного строя Германии характерно преобладание капиталистической (денежной) аренды земли и капиталисти­ческого землевладения. Одной из характерных черт развития сельского хозяйства Германии в последние десятилетия является его концентрация, вытеснения мелкого производителя.

В структуре сельского хозяйства ведущее место при­надлежит животноводству: на его долю приходится око­ло 1/3  стоимости продукции этой отрасли. Германии имеет значи­тельное поголовье свиней и крупного рогатого скота. Наиболь­шие доходы дает молочное хозяйство, затем мясное. Во всех районах животноводство сочетается с растениеводством, которое в значительной мере обслуживает его. Пашня занимает чуть более 1/3  земельных угодий Германии. Однако благодаря высо­кой урожайности сельскохозяйственных культур сборы значи­тельны. Среди зерновых выделяются пшеница (ее собирают теперь втрое больше, чем в начале 50-х гг.) и рожь, а также ячмень и овес, которые используются в качестве кормов. Ячмень идет на приготовление пива, особенно в Баварии (для этой цели там выращивают также хмель). Почти везде выра­щивают картофель, во многих районах — сахарную свеклу, которая связана в севообороте с пшеницей и ячменем. Не­смотря на значительное развитие, сельское хозяйство Германии не полностью удовлетворяет потребности страны. Приходится импортировать часть пшеницы и жиров, много продовольст­венных товаров, большую часть шерсти и другого сырья.  Агропромышленный комплекс занимает важное место в западногерманской экономике: в нем сосредоточено 1/5 самодеятельного населения страны, причем вплоть до 80-х годов шел активный перелив трудовых ресурсов из сельскохозяйственной сферы в АПК. Государственные органы берут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции.[5]



 

2.5. Вывод


Как итог проделанной работы, можно сказать, сто на сегодняшний день Германия является одной из  самых динамично   развивающихся   Европейских   государств, которое позволяет играть основную роль в Европейском Сообществе. Её экономика, наука уже много лет стабильно развивается. ФРГ достигла огромных успехов практически во всех сферах жизни и заслуженно является мировым лидером в экономике, политике, культуре.




 

Список литературы








1.                     Аксёнова  М.Д. Страны. Народы. Цивилизация (энциклопедия). - М: Аванта +, 2002.

2.                     Зорская М. А. Германия. - М: Полиглот, 2001.

3.                     Канторович Л. В.  Развитие транспортного комплекса. - М.: ИНФРА-М, 2002.

4.                     Мировая экономика. Экономика зарубежных стран./Под ред. Колесова П. Д. -  М.: Логос, 2003.

5.                      Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2001.

6.                     Экономическая и социальная география./Под ред. А.Т. Хрущева. - М.: Логос, 2004.



[1] Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 126

[2] Канторович Л. В.  Развитие транспортного комплекса. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 138

[3] Зорская М. А. Германия. - М: Полиглот, 2001. – С. 63

[4] Мировая экономика. Экономика зарубежных стран./Под ред. Колесова П. Д. -  М.: Логос,  2003.  – С. 110

[5] Аксёнова  М.Д. Страны. Народы. Цивилизация (энциклопедия). - М: Аванта +, 2002. – С. 175