Содержание




Задание №1. Компьютерная поддержка принятия решений. 2

Введение. 2

1.1. СППР - хранилище данных. 3

1.2. Аналитические системы.. 5

1.3. Типы СППР. 6

1.4. Области применения. 7

1.5. Рынок СППР. 9

Заключение. 11

Задание №2. Проектирование Базы данных автомагазина. 12

Задание №3. Создание запросов. 12

Список литературы.. 17


Задание №1. Компьютерная поддержка принятия решений

Введение

Руководство крупных компаний испытывает потребность в достоверной информации о различных аспектах бизнеса компании в целях поддержки принятия решений. От этого зависит качество управления компанией, возможность эффективного планирования ее деятельности, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы, это обуславливает актуальность данной темы. При этом критически важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов отчетности, возможность анализа текущих и исторических данных.

Системы, предоставляющие такие возможности, называются Системами Поддержки Принятия Решений (СППР). Они с успехом применяются в самых разных отраслях: телекоммуникациях, финансовой сфере, торговле, промышленности, медицине и многих других. СППР состоят из двух компонент: хранилища данных и аналитических средств. Хранилище данных предоставляет единую среду хранения корпоративных данных, организованных в структурах, оптимизированных для выполнения аналитических операций. Аналитические средства позволяют конечному пользователю, не имеющему специальных знаний в области информационных технологий, осуществлять навигацию и представление данных в терминах предметной области. Для пользователей различной квалификации, СППР располагают различными типами интерфейсов доступа к своим сервисам.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей компьютерных технологий в принятии управленческих решений.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть сущность Систем Поддержки Принятия Решений;

-       Описать аналитические системы поддержки принятия решений;

-       Описать типы систем поддержки принятия решений;

-       Рассмотреть области применения Систем Поддержки Принятия Решений;

-       Рассмотреть рынок Систем Поддержки Принятия Решений.

1.1. СППР - хранилище данных

Специфика работы аналитических систем делает практически невозможным их прямое использование на оперативных данных. Это объясняется различными причинами, в том числе разрозненностью данных, хранением их в форматах различных СУБД и в разных "уголках" корпоративной сети, но, что наиболее важно, неприменимостью структур данных оперативных систем для выполнения задач анализа. Для этих целей создается специализированная среда хранения данных, называемая хранилищем данных (Data Warehouse).

Хранилище данных представляет собой банк данных определенной структуры, содержащий информацию о производственном процессе компании в историческом контексте. Главное назначение хранилища - обеспечивать быстрое выполнение произвольных аналитических запросов.[1]

Согласно исследованию META Group, 90 - 95% компаний списка Fortune 2000 активно применяют хранилища данных, чтобы добиться преимущества в конкурентной борьбе и получить значительно большую отдачу от своих инвестиций. Трехлетнее изучение опыта 62 организаций, проведенное International Data Corporation (IDC) показало, что эти организации в среднем получили 400-процентный возврат своих инвестиций в СППР-системы. Перечислим главные преимущества хранилищ данных:

-       Единый источник информации: компания получает выверенную единую информационную среду, на которой будут строиться все справочно-аналитические приложения в той предметной области, по которой построено хранилище. Эта среда будет обладать единым интерфейсом, унифицированными структурами хранения, общими справочниками и другими корпоративными стандартами, что облегчает создание и поддержку аналитических систем. Также, при проектировании информационного хранилища данных особое внимание уделяют достоверности информации, которая попадает в хранилище.

-       Производительность: физические структуры хранилища данных специальным образом оптимизированы для выполнения абсолютно произвольных выборок, что позволяет строить действительно быстрые системы запросов.

-       Быстрота разработки: специфическая логическая организация хранилища и существующее специализированное ПО позволяют создавать аналитические системы с минимальными затратами на программирование.

-       Интегрированность: интеграция данных из разных источников уже сделана, поэтому не надо каждый раз производить соединение данных для запросов требующих информацию из нескольких источников. Под интеграцией понимается не только совместное физическое хранение данных, но и их предметное, согласованное объединение; очистку и выверку при их формировании; соблюдение технологических особенностей и т.д.

-       Историчность и стабильность: OLTP-системы оперируют с актуальными данными, срок применения и хранения которых обычно не превышает величины текущего бизнес-периода (полугода-год), в то время как информационное хранилище данных нацелено на долговременное хранение информации в течении 10-15 лет. Стабильность означает, что фактическая информация в хранилище данных не обновляется и не удаляется, а только специальным образом адаптируется к изменениям бизнес-атрибутов. Таким образом, появляется возможность осуществлять исторический анализ информации.

-       Независимость: выделенность информационного хранилища существенно снижает нагрузку на OLTP-системы со стороны аналитических приложений, тем самым производительность существующих систем не ухудшается, а на практике происходит уменьшение времени отклика и улучшение доступности систем.[2]

Наряду с большими корпоративными хранилищами данных широкое применение находят также витрины данных (Data Mart). Под витриной данных понимается небольшое специализированное хранилище для некоторой узкой предметной области, ориентированное на хранение данных, связанных одной бизнес-тематикой. Проект по созданию витрины данных требует меньших вложений и выполняется в очень короткие сроки. Таких витрин данных может быть несколько, скажем витрина данных по доходам для бухгалтерии компании и витрина данных по клиентам для маркетингового отдела компании.

1.2. Аналитические системы

Аналитические системы СППР позволяют решать три основных задачи: ведение отчётности, анализ информации в реальном времени (OLAP) и интеллектуальный анализ данных.

Отчётность.

Сервис отчётности СППР помогает организации справиться с созданием всевозможных информационных отчетов, справок, документов, сводных ведомостей и пр., особенно когда число выпускаемых отчетов велико и формы отчётов часто меняются. Средства СППР, автоматизируя выпуск отчётов, позволяют перевести их хранение в электронный вид и распространять по корпоративной сети между служащими компании.[3]

OLAP

OLAP (On-Line Analitycal Processing) - сервис представляет собой инструмент для анализа больших объемов данных в режиме реального времени. Взаимодействуя с OLAP-системой, пользователь сможет осуществлять гибкий просмотр информации, получать произвольные срезы данных, и выполнять аналитические операции детализации, свертки, сквозного распределения, сравнения во времени. Вся работа с OLAP-системой происходит в терминах предметной области.

OLAP-системы являются частью более общего понятия Business Intelligence, которое включает в себя помимо традиционного OLAP-сервиса средства организации совместного использования документов, возникающих в процессе работы пользователей хранилища. Технология Business Intelligence обеспечивает электронный обмен отчетными документами, разграничение прав пользователей, доступ к аналитической информации из Интернет и Интранет.

Интеллектуальный анализ данных или «добыча данных» (Data Mining)

При помощи средств добычи данных можно проводить глубокие исследования данных. Эти исследования включают в себя: поиск зависимостей между данными (напр., “Верно ли, что рост продаж продукта А обусловлен ростом продаж продукта В ?” ); выявление устойчивых бизнес-групп (напр. “Какие группы клиентов, близких по поведенческим и другим характеристикам, можно выделить? Какие характеристики клиентов при этом оказывают наибольшее влияние на классификацию?“); прогнозирование поведения бизнес-показателей (напр. “Какой объем перевозок ожидается в следущем месяце?“ ); оценка влияния решений на бизнес компании (напр. “Как изменится спрос на товар А среди группы потребителей Б, если снизить цену на товар С ?“ ); поиск аномалий (напр. “С какими сегментами клиентской базы связаны наиболее высокие риски?“).

1.3. Типы СППР

В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS.

EIS (Execution Information System) – информационные системы руководства предприятия. Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации. EIS-системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес-показателей работы компании и тенденции их развития, с возможностью углубления рассматриваемой информации до уровня крупных объектов компании. EIS–системы – та реальная отдача, которую видит руководство компании от внедрения технологий СППР.[4]

DSS (Desicion Support System) – полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS-систем (при наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного ПО поставщиков решений по OLAP-системам и Data Mining.

Такое деление систем на два типа не означает, что построение СППР всегда предполагает реализацию только одного из этих типов. EIS и DSS могут функционировать параллельно, разделяя общие данные и/или сервисы, предоставляя свою функциональность как высшему руководству, так и специалистам аналитических отделов компаний.

1.4. Области применения

Телекоммуникации

Телекоммуникационные компании используют СППР для подготовки и принятия комплекса решений, направленных на сохранение своих клиентов и минимизацию их оттока в другие компании. СППР позволяют компаниям более результативно проводить свои маркетинговые программы, вести более привлекательную тарификацию своих услуг.

Анализ записей с характеристиками вызовов позволяет выявлять категории клиентов с похожими стереотипами поведения, с тем чтобы дифференцировано подходить к привлечению клиентов той или иной категории.

Есть категории клиентов, которые постоянно меняют провайдеров, реагируя на те или иные рекламные компании. СППР позволяют выявить наиболее характерные признаки «стабильных» клиентов, т.е. клиентов, длительное время остающихся верными одной компании, давая возможность ориентировать свою маркетинговую политику на удержание именно этой категории клиентов.

Банковское дело

СППР используются для более качественного мониторинга различных аспектов банковской деятельности, таких как обслуживание кредитных карт, займов, инвестиций и так далее, что позволяет значительно повысить эффективность работы.

Выявление случаев мошенничества, оценка риска кредитования, прогнозирование изменений клиентуры – области применения СППР и методов добычи данных. Классификация клиентов, выделение групп клиентов со сходными потребностями позволяет проводить целенаправленную маркетинговую политику, предоставляя более привлекательные наборы услуг той или иной категории клиентов.[5]

Страхование

Набор применений СППР в страховом бизнесе можно назвать классическим - это выявление потенциальных случаев мошенничества, анализ риска, классификация клиентов.

Обнаружение определенных стереотипов в заявлениях о выплате страхового возмещения, в случае больших сумм, позволяет сократить число случаев мошенничества в будущем.

Анализируя характерные признаки случаев выплат по страховым обязательствам, страховые компании могут уменьшить свои потери. Полученные данные приведут, например, к пересмотру системы скидок для клиентов, подпадающих под выявленные признаки.

Классификация клиентов дает возможность выявить наиболее выгодные категории клиентов, чтобы точнее ориентировать существующий набор услуг и вводить новые услуги.

Розничная торговля

Торговые компании используют технологии СППР для решения таких задач, как планирование закупок и хранения, анализ совместных покупок, поиск шаблонов поведения во времени.

Анализ данных о количестве покупок и наличии товара на складе в течение некоторого периода времени позволяет планировать закупку товаров, например, в ответ на сезонные колебания спроса на товар.

Часто, покупая какой либо товар покупатель приобретает вместе с ним и другой товар. Выявление групп таких товаров позволяет, например, помещать их на соседних полках, с тем, чтобы повысить вероятность их совместной покупки.[6]

Поиск шаблонов поведения во времени дает ответ на вопрос «Если сегодня покупатель приобрел один товар, то через какое время он купит другой товар?». Например, приобретая фотоаппарат, покупатель, вероятно, в ближайшем будущем станет приобретать пленку, пользоваться услугами по проявке и печати.

1.5. Рынок СППР

На рынке СППР компании предлагают следующие виды услуг по созданию систем поддержки принятия решений:

-       Реализация пилот-проектов по СППР-системам, с целью демонстрации руководству Заказчика качественного потенциала аналитических приложений.

-       Создание совместно с Заказчиком полнофункциональных СППР-систем, включая хранилище данных и средства Business Intelligence.

-       Проектирование архитектуры хранилища данных, включая структуры хранения и процессы управления.

-       Создание «витрин данных» для выделенной предметной области.

-       Установка и настройка средств OLAP и Business Intelligence; их адаптация к требованиям Заказчика.

-       Анализ инструментов статистического анализа и «добычи данных» для выбора программных продуктов под архитектуру и потребности Заказчика.

-       Интеграция систем СППР в корпоративные интранет-сети Заказчика, автоматизация электронного обмена аналитическими документами между пользователями хранилища.

-       Разработка Информационных Систем Руководителя (EIS) под требуемую функциональность.

-       Услуги по интеграции баз данных в единую среду хранения информации

-       Обучение специалистов Заказчика технологиям хранилищ данных и аналитических систем, а также работе с необходимыми программными продуктами.

-       Оказание консалтинговых услуг Заказчику на всех стадиях проектирования и эксплуатации хранилищ данных и аналитических систем.

-       Комплексные проекты создания/модернизации вычислительной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование СППР: решения любого масштаба, от локальных систем до систем масштаба предприятия/концерна/отрасли.[7]


Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности компьютерных технологий в принятии управленческих решений.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Рассмотрена сущность Систем Поддержки Принятия Решений;

-       Описаны аналитические системы поддержки принятия решений;

-       Описаны типы систем поддержки принятия решений;

-       Рассмотрены области применения Систем Поддержки Принятия Решений;

-       Рассмотрен рынок Систем Поддержки Принятия Решений.

На сегодняшний день не существует признанного лидера в области производства программного обеспечения для построения систем СППР. Ни одна из компаний не производит готового решения, что называется «из коробки», пригодного к непосредственному использованию в производственном процессе заказчика. Создание СППР всегда включает в себя стадии анализа данных и бизнес-процессов заказчика, проектирования структур хранилища с учетом его потребностей и технологических процессов.

Несколько десятков различных фирм выпускают продукты, способные решать те или иные задачи, возникающие в процессе проектирования и эксплуатации систем СППР. Сюда входят СУБД, средства выгрузки/трансформации/загрузки данных, инструменты для OLAP-анализа и многое другое. Самостоятельный анализ рынка, изучение хотя бы нескольких таких средств - непростая и длительная задача.

Учитывая размер вовлекаемых финансовых и других ресурсов, сложность и многоэтапность проектов построения систем СППР очевидна высокая стоимость ошибок проектирования. Ошибки выбора программного обеспечения могут повлечь за собой финансовые расходы, не говоря уже об увеличении времени выполнения проекта. Ошибки проектирования структуры данных могут вести как к неприемлемым производственным характеристикам, так и стоить времени потраченного на перезагрузку данных, которое порой достигает нескольких суток.

Задание №2. Проектирование Базы данных автомагазина

Для создания базы данных воспользуемся программным средством Microsoft Access.

Создадим таблицу базы данных в редакторе таблиц (в режиме конструктора). Создадим 5 столбцов: код товара; наименование; количество; дата поступления; номер модели; цена и выберем соответствующие типы данных: счетчик; текстовый; числовой; дата/время; числовой; денежный. Поле код товара является ключевым.

В результате заполнения получится следующая таблица:


Задание №3. Создание запросов

Создадим 10 запросов по данной базе данных. Для этого перейдем во вкладку «Запросы», выберем «Создание запросов с помощью мастера» или «Создание запросов в режиме конструктора». Выберем необходимые столбцы таблицы и запишем в конструкторе условия отбора.

Запрос №1 выбирает наименования товаров, которые поступи в магазин  в период с 1 января 2001 года по 1 января 2003 года (условие записывается в виде: Between #01.01.2001# And #01.01.2003#).

В итоге получается следующий отбор:

Запрос №2 включает столбцы «цена» и «наименование» товара. Производится отбор наименования товаров, цена которых больше, либо равна 1000 рублей (условие записывается в виде: >=1000). Отбор выдает следующий результат:

Запрос №3 выбирает из столбцов «количество» и «цена» те наименования товаров цена которых больше 1000 рублей, но меньше 5000 рублей (>1000 And <5000), а количество больше или равно 10 (>=10).

Выходит следующий результат:


Запрос №4 выводит наименования товаров, которые не начинаются с буквы «Б» (Not Like "Б*"), номер модели которых >2 и дата поступления которых между 10.10.2003 и 10.10.2005 (Between #10.10.2003# And #10.10.2005#).


Запрос №5 показывает код товара, его наименование, количество, дату поступления, номер модели и цену, причем наименование модели боль или равно букве «н» по алфавиту (>="н") и цена начинается с цифры «1».

Запрос №6 показывает наименования товаров, количество которых заканчивается на семерку (Like "*7").

Запрос №7 показывает дату поступления товаров, наименование которых начинается на букву «б» (Like "б*"       ).

Запрос №8 показывает цену наименование и количество товаров. Причем цена меньше 1000 (<1000), наименования товаров не начинаются с буквы «с» (Not Like "с*").

Запрос №9 показывает цену и наименование товаров, название которых лежит в алфавитном промежутке от «а» до «к» (Like "[а-к]*")

Запрос №10 выводит код товара, количество, наименование, цену, дату поступления, номер модели на следующих условиях выборки:

Наименование лежит в промежутке от н до э (Like '[н-э]*');

Количество товара равно единице, либо больше 15 (1 Or >=15);

Дата поступления между 01.01.2001 и 01.01.2003 (Between #01.01.2001# And #01.01.2003#);

Номер модели не равен 5 (<>5);

Цена меньше 100 рублей (<100).

Список литературы

1.     Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003.

2.     Введение информационное моделирование: Учебное пособие. Под ред. Тихомирова В.П., Хорошилова А.В. — М.: Информатика, 2003.

3.     Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2003.

4.     Каpатыгин С.Н.  Базы данных: простейшие  средства  обработки  информации; системы управления базами данных. - М.: ABF, 2002.

5.     Кривко О.Б. Информационные технологии принятия решений. - М.: СОМИНТЭК, 2002.

6.     Майоров С.И. Информационные  технологии. - М.: Информатика, 2003.

7.     Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика,  2004.

8.     Овчарова О. П. Основы баз данных: пособие для учителя. Ч. 1. - Сургут: ДКШ, 2003.

9.     Основы информационного моделирования: Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. Проф. Исакова В.Н. – Минск.: ВЭВЭР, 2002.

10.           Шафрин Ю. А. Компьютерные технологии на предприятии. - М.: АБФ, 2002.




[1] Кривко О.Б. Информационные технологии принятия решений. - М.: СОМИНТЭК, 2002. – с. 218.

[2] Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 44.

[3] Майоров С.И. Информационные  технологии. - М.: Информатика, 2003. – с. 81.

[4] Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика,  2004. – с. 317.

[5] Шафрин Ю. А. Компьютерные технологии на предприятии. - М.: АБФ, 2002. – с. 125.

[6] Шафрин Ю. А. Компьютерные технологии на предприятии. - М.: АБФ, 2002. – с. 136.

[7] Кривко О.Б. Информационные технологии принятия решений. - М.: СОМИНТЭК, 2002. – с. 289.