Содержание


Задание 1.Теоретическая часть. 3

1. Три  вида задач логистики: глобальные, общие, частные. 3

2. Классификация материальных ресурсов: признаки и виды, системы условных обозначений. 8

Задание 2. 12

Задание 3. 13

Задание 4. 14

Список литературы.. 16





















Задание 1.Теоретическая часть

1. Три  вида задач логистики: глобальные, общие, частные

Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии интереса и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [5, с. 178].

1.Глобальной задачей логистики является достижение максимального эффекта и минимум затрат.

2. Общие задачи логистики [3,с . 122] :

1.     Создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;

2.     Контроль за движением материальных потоков;

3.     Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

4.     Стандартизация полуфабрикатов и упаковки;

5.     Прогнозирование объектов производства, перевозок, складирования;

6.     Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки производства;

7.     Прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы;

8.     Распределение транспортных средств;

9.     Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;

10.                       Оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов.

3. Частные задачи :

1.     Создание максимальных запасов;

2.     Максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах;

3.     Сокращение времени перевозок продукции.

Рассмотрим некоторые из задач более подробно.

Логистика как система знаний, органически связана с достаточно высокой степенью развития собственно рыночных, товарно-денежных отношений. Однако в рыночной экономике периода образования и развития целостных систем логистика получила свое второе рождение не только как практический инструмент управления такими целостными системами и ее частями в условиях рынка, но и в виде нового раздела теории и методологии управления общественными, главным образом, народнохозяйственными процессами. Если на микроуровне не только постановка логистических задач, но и построение микрологистических оптимизационных систем управления в основном определяются содержанием маркетинговой деятельности хозяйственных систем и выступают в качестве средств обеспечения для достижения целей этой деятельности, то на макроуровне, они могут поменяться местами и приоритетами.

С учетом того неблагоприятного фона, на котором разворачивался рынок товаров и услуг, в российской экономике открываются определенные возможности для развития систем или отдельных элементов более перспективного маркетинга. С учетом того, что отрасли, отдельные производства занимают не одинаковое место с точки зрения их конкурентноспособности, "продвинутости" на мировой рынок, уровня развития инфраструктуры, укомплектованности кадрами, оснащенности научно-техническим потенциалом, можно предположить, что в России могут быть задействованы разные формы маркетинга: от самых простых - до самых сложных [4,с . 178].

В одних случаях, для тех групп товаров, которые конкурентноспособны на мировом рынке (наукоемкие сложные технологии, военная техника, авиакосмическая отрасль, поставки в развивающиеся страны, некоторая часть потребительских товаров) совершенно необходимы активные меры с учетом государственной поддержки по продвижению товаров на чужие рынки, преодолению протекционизма других государств, выявлению конкурентов, мероприятия по изучению спроса, реклама, послепродажное обслуживание, оказание сервисных услуг и т.п.

В других же случаях, там, где речь идет о неосвоенном емком рынке, достаточно будет ограничиться заботой о качестве товара, совершенствовании его потребительских свойств, созданием разветвленной дилерской и товаропроизводящей сети.

Отрасли, выпускающие относительно неконкурентноспособный товар, нуждаются в предварительной санации - модернизации производства, оснащении его научными кадрами, проведении мер по демонополизации производства, его перепрофилированию, финансовому оздоровлению. Оставшиеся на рынке предприятия, сталкиваясь с растущей конкуренцией, должны будут сообразовывать свои запросы в отношении роста прибыли с разумными ограничениями, которые накладывает на них платежеспособный спрос со стороны потребителей: постепенно снижая издержки, удешевляя производство и по мере исчерпания этого резерва, будут проявлять все больший интерес к маркетинговой стратегии.

Вместе с тем при построении логистических систем МТО и решении отдельных логистических задач в этой сфере очень важно правильно сориентироваться на объективную тенденцию изменения маркетинговой концепции в российской экономике.

Это может означать следующее [2, с. 118]:

- постепенный переход от "рынка продавца", с присущим ему диктатом производителя и узким кругом выбора для потребителя к "рынку покупателя"; - систему маркетинга, ориентированную на местные рынки, сменит система, ориентированная на рынок в масштабе всей страны; - на смену изучения спроса придет изучение потребностей покупателей, покупательских мотивов; - намечается переход от конкуренции, использующей цены, к неценовой конкуренции, в которой больше задействована реклама, и где возрастает значение информации;

- стратегия проталкивания товара, предполагающая агрессивное навязывание товара покупателям, заменяется на стратегию привлечения потребителей к товару; - появятся широкие возможности для интеграции - вертикальной и горизонтальной; - фирмы будут активно применять диверсификацию своего производства, расширение его номенклатуры, товарного выбора, марочности; - будет происходить более быстрая смена поколений товаров, их дизайна, внешнего вида, конструктивных особенностей, применяемых материалов.

Пример противоположного рода: облик советских автомобилей и их конструктивное устройство не менялось десятилетиями; - широкое развитие посреднических структур: торговых агентов, брокерских фирм, дилеров, закупочных контор;

- активное стимулирование сбыта: льготные цены для покупателей, рассылка по почте образцов, каталогов;

- широкое развитие рынка комплексных услуг; - социальные последствия: изменение социальной структуры общества - появление класса собственников и значительного среднего класса, а также формирование стереотипов сознания западного "общества потребления".

Чем эффективнее для общества стратегия маркетинга, тем больше возможности для применения логистики и построения рациональных (оптимальных) логистических систем, в том числе, и в сфере МТО, поскольку основной дополнительный доход предпринимательских структур в этом случае достигается за счет производительных форм деятельности, а именно за счет выявления дополнительных резервов на всех стадиях воспроизводства путем более совершенных форм их организации и управления даже в рамках самостоятельных хозяйственных, особенно интегрированных образований. Так, например, достаточно прогрессивная концепция эффективного маркетинга, широко распространенная в экономически развитых странах (Германии, Японии, США, Франции) приводит к существенной модификации торгово-посреднических структур МТО, их задач и функций. От традиционного удовлетворения платежеспособного спроса на продукцию производственно-технического назначения конкретной номенклатуры и ассортимента, заказанных потребителями, торгово-посредническая фирма постепенно переходит к удовлетворению конкретных нужд группы потребителей с помощью взаимозаменяемых ресурсов с учетом затрат на их производство, доставку, а также эффективности использования (потребления) различными группами потребителей или пользователей. 

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится  сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также, связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления.

Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее  осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства.

Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов  и товаров.

Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии.

В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды.

2. Классификация материальных ресурсов: признаки и виды, системы условных обозначений

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства [5,с . 190].

В процессе оборота готовая продукция восполняется за счет расхода незавершенной производством продукции на последнем этапе производства. Под этапом производства понимается отдельная производственная операция или их совокупность, осуществляемая с помощью одного или нескольких средств труда, обработка на которых следующей единицы продукции или следующей партии продукции не начнется, пока не закончится обработка предыдущей единицы или партии продукции. Незавершенное производство на отдельном его этапе восполняется по мере оборота незавершенного производства на предыдущем этапе. Незавершенное производство на его первом этапе восполняется, в частности, за счет расхода основных материалов. Во избежание излишка или недостатка готовой и незавершенной производством продукции на каждом этапе изготовления периоды их оборота должны быть одинаковыми. Несовпадение периодов оборота незавершенного производства на каждом его этапе и готовой продукции приведет либо к их преждевременному пополнению, либо к срыву ритмичности деятельности.

Основные материалы не пополняются по мере оборота других видов запасов. Поэтому для своевременного пополнения основных материалов равенство их периода оборота с другими видами запасов не требуется. С другой стороны, остаток основных материалов должен быть таким, чтобы за счет него незавершенное производство (на первом его этапе) могло быть пополнено целое число раз. В этом случае период оборота основных материалов будет кратным периоду оборота незавершенного производства. Иначе после очередного отпуска основных материалов в производство их остаток будет недостаточен для следующего пополнения незавершенного производства в нужном объеме. Это потребует пополнения основных материалов и приведет к увеличению транспортно-заготовительных расходов. Кроме того, средства в основные материалы будут вкладываться нерационально, так как часть основных материалов будет отпущена в производство только после их следующего пополнения.

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное её содержание. (Основными материалами при изготовлении автомобиля являются металл, стекло, ткань и т.д.).

Классификация материалов – группировка материалов по их видам и другим признакам,  применяемая в планировании, учете и отчетности. По способу использования и назначению в производственном процессе материалы подразделяются таким образом: сырье (руда в металлургических производствах, хлопок-сырец в текстильной промышленности и т.д.); основные материалы (черные металлы в машиностроении и др.); покупные полуфабрикаты (моторы в станкостроении, шины в автомобилестроении); вспомогательные материалы (смазочные материалы, краска, лак и т.д.); отходы (стружка, опилки, обрезки труб и т.д.); тара (деревянная, картонная, металлическая): топливо (дрова, каменный уголь); запасные части (детали машин и оборудования); малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (отвертки, стамески, хозинвентарь, спецодежда). По техническим свойствам материалы делятся на группы: черные металлы, прокат, трубы, цветные металлы, химикаты и т. д

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процесс обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего труда и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т.д.) [1, с. 234].

Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышении прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведения материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создаёт условия для выпуска дополнительного количества продукции.

Для обеспечения экономии и рационального использования материальных ресурсов работники снабженческих отделов выявляют возможности приобретения экономичных видов  сырья и организуют их доставку, хранение и подготовку к производству с минимальными затратами и потерями.

Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы [1, с. 190]:

1)  постоянно потребляемые в значительных количествах;

2)  материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

3)  получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

4)  получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному. Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

1.   Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.

2.   Система “снабсклад”. Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих в большом количестве однородные виды материалов.

3.   Система цехового снабжения. При этой системе снабжение ведётся по территориально - производственному признаку. Склад обслуживает один определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие функции. Эта система встречается редко.

Применение системы условных обозначений  позволяет в краткой форме зафиксировать некоторые из основных характеристик изделия. Приведем пример использования системы условных обозначений на примере  арматурных изделий. Наибольшее распространение получила система ЦКБА (Центральное конструкторское бюро арматуростроения), содержащая цифровой и буквенный код основных данных арматуры (таблица-фигура). По системе ЦКБА индекс изделия включает пять элементов, расположенных последовательно (при отсутствии привода индекс изделия состоит из четырех элементов). Первые две цифры обозначают тип арматуры, буквы за ними — материал корпуса, одна или две цифры после букв — номер модели, при наличии трех цифр: первая из них обозначает вид привода, а две следующих — номер модели; последние буквы — материал уплотнительных поверхностей или способ нанесения внутреннего покрытия корпуса.

В отдельных случаях после букв, обозначающих материал уплотнительных поверхностей, добавляют цифру, которая обозначает вариант исполнения данного изделия или изготовление его из другого материала. Изделие без вставных или наплавленных колец, то есть с уплотнительными поверхностями, выполненными непосредственно на корпусе или затворе, обозначается буквами "бк" (без колец).

Задание 2

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Грузооборот  склада равен  4000 т в месяц. Доля товаров, проходящих через участок приемки, - 60 %. Общая стоимость  переработки груза на складе 50 000 руб. На сколько процентов возрастет общая стоимость переработки груза на складе, если удельная стоимость работ на участке приемки увеличится на 1 руб. за тонну.

РЕШЕНИЕ

1) Рассчитаем   количество товаров, проходящих через участок приемки:

Тп = Г*Д:100                         (1)

Где    Д – доля товаров, проходящих через участок приемки, %

         Г – грузооборота на складе, т

Тп = 4000*60:100 = 2400 (т)

2) Определим  прирост  общей складской стоимости  при условии роста  удельной  стоимости работ на участке приемки на 1 руб. за тонну:

2400*1 = 2400 (руб.)

3) Общая стоимость  переработки грузов на складе увеличится на полученную сумму прироста:

50000+2400 = 52400 (руб.)

4) Процент  прироста стоимости складских работ   равен отношению стоимости складских работ после  удорожания к стоимости складских работ до удорожания:

52400:50000 * 100 = 104,8 (%)

То есть прирост стоимости складских работ составил 4,8 %.

Задание 3

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

Таблица 1

Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров

Номер услуги

Время, необходимое для оказания услуги, чел / ч

1

0,5

5

1

11

2

15

0,5

20

2

26

2

31

0,5

РЕШЕНИЕ

         Показатель уровня обслуживания можно определить по формуле:

,                                 (2)

где    N-  количество услуг, которое теоретически может быть оказано

         n- фактическое количество оказываемых услуг

         ti- время на выполнение услуги

ОТВЕТ

         Уровень логистического сервиса равен 17 %.





Задание 4

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

Таблица  2

Координаты магазинов (потребителей материального потока)

Номер магазина

Х

У

Значение грузооборота, т/мес.

1

30

55

10

2

50

30

35

3

90

10

25

4

25

10

40

5

65

45

45

6

25

25

60

7

35

35

15

8

75

30

20


РЕШЕНИЕ

        

         В таблице 3 проводим расчет  координат точки расположения склада по формулам, представленным ниже

                            (3)

Таблица 3

Расчет координат для расположения распределительного склада

Номер магазина

Х

У

Значение грузооборота (Г), т/мес.

Х*Г

У*Г

1

30

55

10

300

550

2

50

30

35

1750

1050

3

90

10

25

2250

250

4

25

10

40

1000

400

5

65

45

45

2925

2025

6

25

25

60

1500

1500

7

35

35

15

525

525

8

75

30

20

1500

600

ИТОГО



250

11750

6900


Тогда для склада:

Х = 11750/250 = 47

У = 6900/250=27,6

         На рисунке  1 точка С (47;28) и есть точка расположения распределительного склада.

Овал: С


Рис.1.   Координаты магазинов и расположение склада










Список литературы

1)    Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996.

2)    Логистики: Учебное пособие / Под редакцией Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997.

3)    Практикум по логистике: Учеб. пособ / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра- м, 1999. – 270 с

4)    Рынок и логистика / Под редакцией М.П.Гордона. – М.: Экономика, 1993.

5)    Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 1997.

6)    Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес- логистике. – М.: ФИЛИН, 1997. – 356 с.

7)    Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993.