Содержание

Введение. 3

1. Обмен кислорода в легких и периферических тканях. Транспорт кислорода кровью, физически растворенный и химически связанный кислород. Кислородная емкость крови. Начертить и объяснить физиологический смысл кривой диссоциации кислорода оксигемоглобина. 4

2. Понятие основного и рабочего обмена. Их величины. Значение определения основного обмена у человека. Роль щитовидной железы в регуляции основного обмена. 6

3. Особенности реабсорбции воды и натрия в дистальном отделе нефрона. Роль АДГ и альдостерона. 9

4. Физиологическая роль гормонов передней доли гипофиза. 10

5. ЦНС. Тонус скелетной мускулатуры, его значение. Роль спинного мозга в формировании тонуса. 11

6. Нарисуйте блок-схему слухового анализатора. Кратко опишите его части. 14

7. Виды эмоций. Биологическая роль эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. 16

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Современное человеческое общество живет и продолжает развиваться, активно используя достижения науки и техники, и практически немыслимо остановиться на этом пути или вернуться назад, отказавшись от использования знаний об окружающем мире, которыми человечество уже обладает. Накоплением этих знаний, поиском закономерностей в них и их применением на практике занимается наука. Человеку как объекту познания свойственно разделять и классифицировать предмет своего познания (вероятно, для простоты исследования) на множество категорий и групп; так и наука в свое время была поделена на несколько больших классов: естественные науки, точные науки, общественные науки, науки о человеке и пр. Каждый из этих классов делится, в свою очередь, на подклассы и т.д. и т.п.

Но среди этого многообразия наук есть науки "лидеры" и науки "отстающие". Одними из современных наук "лидеров" и являются биология и медицина.

"Вторая половина нашего столетия отмечена стремительным прогрессом биологических знаний и их приложений в разнообразных сферах жизни современного общества. В сущности, интерес человека к живой природе никогда не угасал, но лишь последние десятилетия позволили приблизиться к пониманию удивительных тайн жизнедеятельности и на этой основе сделать решительный шаг в использовании новейших биологических открытий".

Пятидесятые годы стали временем начала ренессанса биологии, которая "сумела заглянуть внутрь клетки и разобраться в молекулярных механизмах рождения ми развития организмов"

Цель работы рассмотреть нормальную физиологию. Задачи работы ответить на поставленные вопросы.

1. Обмен кислорода в легких и периферических тканях. Транспорт кислорода кровью, физически растворенный и химически связанный кислород. Кислородная емкость крови. Начертить и объяснить физиологический смысл кривой диссоциации кислорода оксигемоглобина

Около 0.3% О2, содержащегося в артериальной крови большого круга при нормальном РО2, растворено в плазме. Все остальное количество находится в непрочном химическом соединении с гемоглобином (НЬ) эритроцитов. Гемоглобин представляет собой белок с присоединенной к нему железосодержащей группой. Fе + каждой молекулы гемоглобина соединяется непрочно и обратимо с одной молекулой О2. Полностью насыщенный кислородом гемоглобин содержит 1,39 мл. О2 на 1 г Нb.

Полностью насыщенный кислородом гемоглобин (НbО2) обладает более сильными кислотными свойствами, чем восстановленный гемоглобин (Нb). В результате в растворе, имеющем рН 7.25, освобождение 1мМ О 2 из НbО2 делает возможным усвоение О. 7 мМ Н + без изменения рН; таким образом, выделение О 2 оказывает буферное действие. Соотношение между числом свободных молекул О2 и числом молекул, связанных с гемоглобином (НbО2), описывается кривой диссоциации О2. НbО2 может быть представлен в одной из двух форм: или как доля соединенного с кислородом гемоглобина (% НbО2), или как объем О2 на 100 мл крови во взятой пробе. В обоих случаях форма кривой диссоциации кислорода остается одной и той же.

Транспорт О2 из крови в те участки ткани, где он используется, происходит путем простой диффузии. Поскольку кислород используется главным образом в митохондриях, расстояния, на которые происходит диффузия в тканях, представляются большими по сравнению с обменом в легких. В мышечной ткани присутствие миоглобина, как полагают, облегчает диффузию О2.

Для вычисления тканевого PО2 созданы теоретически модели, которые предусматривают факторы, влияющие на поступление и потребление О2, а именно расстояние между капиллярами, кроваток в капиллярах и тканевой метаболизм. Самое низкое О2 установлено в венозном конце и на полпути между капиллярами, если принять, что кровоток в капиллярах одинаковый и что они параллельны. Газообмен в легких происходит путем диффузии. Кислород через тонкие стенки альвеол и капилляров поступает из воздуха в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. Диффузия газов происходит в результате разности их концентраций в крови и в воздухе. Кислород проникает в эритроциты и соединяется с гемоглобином, кровь становится артериальной и направляется в ткани. В тканях происходит обратный процесс: кислород за счет диффузии переходит из крови в ткани, а углекислый газ, наоборот, переходит из тканей в кровь. Это происходит до тех пор, пока. их< концентрации не сравняются.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) включает дыхательный объем, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха. Дыхательным объемом называют количество воздуха, поступающего в легкие при одном вдохе. В покое он равен примерно 500 см3 и соответствует объему выдыхаемого воздуха при выдохе. Если после спокойного вдоха сделать усиленный дополнительный вдох, то в легкие может поступить дополнительно 1500 см3 воздуха - это резерв объема вдоха. После спокойного выдоха можно при максимальном напряжении выдохнуть еще 1500 см3 воздуха — это резервный объем. Таким образом, жизненная емкость легких - это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она примерно равна 3500 см3. ЖЕЛ больше у спортсменов, чем у нетренированных людей, и зависит от степени развития грудной клетки, от пола и возраста. Под влиянием курения ЖЕЛ снижается. Даже после самого максимального выдоха в легких всегда остается немного воздуха, который называется остаточным объемом (ок. 1000см3).


2. Понятие основного и рабочего обмена. Их величины. Значение определения основного обмена у человека. Роль щитовидной железы в регуляции основного обмена

Щитовидная железа лежит поверх гортани. Ее гормоны, в том числе тироксин, регулируют обмен веществ. От их количества зависит уровень потребления кислорода всеми тканями тела.

Недостаточная функция железы в детском возрасте приводит к развитию кретинизма (задерживается рост и умственное развитие), во взрослом возрасте - к заболеванию микседемой. Избыток гормонов у взрослых приводит к развитию зоба (базедовой болезни).

Обмен веществ и энергии (метаболизм) осуществляется на всех уровнях организма: клеточном, тканевом и организменном.

Он обеспечивает постоянство внутренней среды организма - гомеостаз - в непрерывно меняющихся условиях существования. В клетке протекают одновременно два процесса - это пластический обмен (анаболизм или ассимиляция) и энергетический обмен (фатаболизм или диссимиляция).

Пластический обмен - это совокупность реакций биосинтеза, или создание сложных молекул из простых. В клетке постоянно синтезируются белки из аминокислот, жиры из глицерина и жирных кислот, углеводы из моносахаридов, нуклеотиды из азотистых оснований и сахаров. Эти реакции идут с затратами энергии. Используемая энергия освобождается в ходе энергитического обмена.

Энергетический обмен - это совокупность реакций расщепления сложных органических соединений до более простых молекул.

Часть энергии, высвобождаемой при этом, идет на синтез богатых энергетическими связями молекул АТФ (аденозин-трифосфорной кислоты). Расщепление органических веществ осуществляется в цитоплазме и митохондриях с участием кислорода.

Реакции ассимиляции и диссимиляции тесно связаны между собой и внешней средой. Из внешней среды организм получает питательные вещества. Во внешнюю среду выделяются отработанные вещества.

Ферменты (энзимы) - это специфические белки, биологические катализаторы, ускоряющие реакции обмена в клетке.

Все процессы в живом организме прямо или косвенно осуществляются с участием ферментов. Фермент катализирует только одну реакцию или действует только на один тип связи. Этим обеспечивается тонкая регуляция всех жизненно важных процессов (дыхание, пищеварение, фотосинтез и т.д.), протекающих в клетке или организме.

 В молекуле каждого фермента имеется участок, осуществляющий контакт между молекулами фермента и специфического вещества (субстрата). Активным центром фермента выступает функциональная группа (например, ОН - группа серина) или отдельная аминокислота.

Скорость ферментативных реакций зависит от многих факторов: температуры, давления, кислотности среды, наличия ингибиторов и т.д.

Этапы энергетического обмена:

Подготовительный - происходит в цитоплазме клеток. Под действием ферментов полисахариды расщепляются на моносахариды (глюкоза, фруктоза и Др.), жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот, белки - до аминокислот, нуклеиновые кислоты до нуклеотидов. При этом выделяется небольшое количество энергии, которое рассеивается в виде тепла.

Бескислородный (анаэробное дыхание или гликолиз) — многоступенчатое расщепление глюкозы без участия кислорода. Его называют брожением. В мышцах в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на две молекулы лировиноградной кислоты (С3Н4О3), которые затем восстанавливаются в молочную кислоту (С3Н6О3). В реакциях расщепления глюкозы участвуют фосфорная кислота и АДФ.

Суммарное уравнение этого этапа:

С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АDФ -> 2С3Н6О3 + 2АТФ + 2Н2О

У дрожжевых грибков молекула глюкозы без участия кислорода превращается в этиловый спирт и диоксид углерода (спиртовое брожение). У других микроорганизмов гликолиз может завершаться образованием ацетона, уксусной кислоты и др. При распаде одной молекулы глюкозы образуется две молекулы АТФ, в связях которой сохраняется 40% энергии, остальная энергия рассеивается в виде тепла.

Кислородное дыхание - этап аэробного дыхания или кислородного, расщепления, который проходит на складках внутренней мембраны митоходрий - кристах.

На этом этапе вещества предыдущего этапа расщепляются до конечных продуктов распада - воды и углекислого газа. В результате расщепления двух молекул молочной кислоты образуются 36 молекул АТФ.

Основное условие нормального течения кислородного расщепления - целостность митохондриальных мембран.

Кислородное дыхание — основной этап в обеспечении клетки кислородом. Он в 20 раз эффективнее бескислородного этапа.

Суммарное уравнение кислородного расщепления:

3Н603 + 602 + 36H34 + 36АДФ -> 6CO2 + 38Н2О + 36АТФ

По способу получения энергии все организмы делятся на две группу - автотрофные и гетеротрофные.

Энергетический обмен в аэробных клетках растений, грибов и животных протекает одинаково. Это свидетельствует об их родстве.

Количество митохондрий в клетках тканей различно, оно зависит от функциональной активности кйеток. Например, много митохондрий в клетках мышц.






3. Особенности реабсорбции воды и натрия в дистальном отделе нефрона. Роль АДГ и альдостерона

Образовавшиеся в процессе обмена веществ конечные продукты распада, являющиеся ядовитыми для организма, удаляются из него через почки, кожу, потовые железы, легкие и кишечник. В результате работы почек кровь очищается и сохраняет свой состав и физико-химические свойства. От вогнутой стороны почки отходят мочеточники, по которым моча стекает в мочевой пузырь - емкость для накопления мочи, имеющую толстые мышечные стенки. В ворота каждой почки входит почечная артерия, а выходят парные почечные вены и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену. В почке различают наружный корковый слой и внутренний мозговой слой. В корковом слое расположены почечные единицы - нефроны. Они образованы капиллярными клубочками и расположенными вокруг них капсулами с извитыми канальцами. Стенки капсул состоят из двух рядов эпителиальных клеток со щелевидным пространством между ними, от которого начинается извитой каналец. Кровь в капиллярный клубочек поступает по приносящей, а покидает по выносящей артериоле. Таким образом, кровь проходит сначала через капиллярный клубочек, а затем через капиллярную сеть витого канальца. В капиллярных клубочках кровь течет под ббльшим давлением, чем в других капиллярах, так как входящий сосуд шире выходящего. Стенки капилляров пропускают в капсулу из плазмы крови воду с растворенными в ней солями, задерживая клетки крови и крупные молекулы белков. Этот фильтрат является первичной мочой, она содержит минеральные соли, гормоны, витамины, аминокислоты и другие соединения, необходимые организму. Из капсулы первичная моча поступает в извитой каналец. Его стенки реадсорбируют воду и некоторые другие вещества: глюкозу, витамины и др. В результате образуется вторичная моча, представляющая собой концентрированный раствор солей, а также мочевины.

4. Физиологическая роль гормонов передней доли гипофиза

Гипофиз - нижний мозговой придаток, выделяет в кровь нейрогормоны, регулирующие рост организма, функции надпочечников. Избыток соматотропного гормона приводит к гигантизму, недостаток — замедлению роста.[1]

В гипофизе расположены важные вегетативные нервные центры, регулирующие обмен веществ в организме, обеспечивающие поддержание постоянства температуры тела (у теплокровных) и другие вегетативные функции. Участвуя в выработке условных рефлексов и регулируя вегетативные реакции организма, промежуточный мозг играет очень важную роль в двигательной деятельности, особенно при формировании новых двигательных актов и выработке двигательных навыков.

Величина и форма костей человека различны. Кости могут быть длинными и короткими. Длинные кости называют трубчатыми. Они полые. Такое строение обеспечивает прочность и лёгкость. В полостях трубчатых костей находится жёлтый косный мозг. Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом.

Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом. Короткие кости образованы губчатым веществом. Такое же строение имеют плоские кости. Поверхность костей покрыта надкостницей. В детстве и юности кости растут в длину и толщину. Формирование скелета заканчивается к 22-25 годам. В длину они растут за счёт деления клеток хрящевой ткани. Рост костей регулирует гормон роста, вырабатываемый гипофизом.






5. ЦНС. Тонус скелетной мускулатуры, его значение. Роль спинного мозга в формировании тонуса

Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из нейронов и мелких клеток спутников. Нейроны обеспечивают функцию Н.С. Клетки спутники окружают нейроны выполняя питательную, опорную и защитные функции. Нейрон состоит из тела и отростков (дендриты и аксоны). Нейроны бывают двигательные и чувствительные. Н,С. делится на периферическую и центральные отделы. Часть Н.С. , которая регулирует работу скелетных мышц называют, соматической. Часть Н.С. регулирующая работу внутренних органов называют автономной. Эта часть делится симпатические и парасимпатические отделы. Центральную нервную систему составляют спинной и головной мозг. Основными функциями центральной нервной системы являются: 1) регуляция деятельности всех тканей и органов и объединение их в единое целое; 2) обеспечение приспособления организма к условиям внешней среды.[2]

Управление различными функциями осуществляется и гуморальным путем, однако нервная система играет главенствующую роль. У высших животных и человека ведущим отделом центральной нервной системы является кора больших полушарий, которая управляет также наиболее сложными функциями в жизнедеятельности человека — психическими процессами. Простые рефлекторные, движения осуществляются на уровне спинного мозга. Осуществление произвольных движений зависит о работы головного мозга. Высшие двигательные центры находятся в коре больших полушарий. Координация движений осуществляется мозжечком. При физической нагрузке в мышцах возникает утомление. Большую роль в этом играет состояние нервных двигательных центров, а не усталость самих мышц. Скорость развития утомления зависит от физической нагрузки, приходящейся на мышцу, и частоты мышечных сокращений. При динамических нагрузках утомление наступает медленнее, чем при статических на грузках. Нервная система обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Кроме этого нервная система согласует работу всех органов, регулирует их деятельность, обеспечивает сокращение мышц. Нервная система обеспечивает связь организма со внешней средой. Нервная система является материальной основой психической деятельности человека. Нервная система сострит из центральной и периферической части. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, к периферической - отходящие от них нервы и нервные узлы, нервные сплетения и нервные окончания, расположенные за пределами черепа и позвоночника. Головной мозг состоит из заднего, среднего и переднего мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, из которых зрительные, слуховые и обонятельные нервы являются чувствительными, а остальные - смешанными. К заднему мозгу относятся продолговатый мозг, мост и мозжечок. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции и является, продолжением спинного мозга. В нем находятся центры дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, защитных рефлексов (кашель, чихание, рвота), пищеварения. Мост является лродолжением продолгрватого мозга. Через него проходят нервные пути, связывающие передний, задний мозг с продолговатым и спинным мозгом. От моста отходят слуховые и лицевые нервы. Мозжечок расположен позади продолговатого мозга и моста. Мозжечок участвует в координации движений, поддержании позы и равновесия тела.

Средний мозг соединяет передний мозг с задним. Здесь находятся важные двигательные и чувствительные нервы, промежуточные центры обработки информации, поступившей от зрительных и слуховых рецепторов.

Передний мозг состоит из промежуточного мозга и больших полушарий. Промежуточный мозг частично обрабатывает информацию, идущую через него в большие полушария. В нем находятся центры жажды, насыщения, голода, управляющие температурой тела и внутренними органами. Большие полушария переднего мозга покрыты серым веществом - корой больших полушарий, которая образует множество складок, борозд и извилин, увеличивающих площадь коры. Скопления серого вещества находятся в глубине полушарий. Это подкорковые ядра.

Кора больших полушарий - высший отдел центральной нервной системы. Она отвечает за восприятие всей поступающей информации, за управлением всеми сложными мышечными движениями. С ней связаны память, речевая: и мыслительная деятельность. Кора каждого полушария состоит из лобной, теменной, затылочной и, височной долей. Затылочная зона коры отвечает за зрение, височная — за восприятие звуков, теменная анализирует информацию, поступающую от кожи, суставов, костей. Лобная кора ответственна за составление программ действий, с ее развитием связан высокий уровень психики человека. Кора левого полушария обеспечивает устную и письменную речь, логическое мышление, правого — отвечает за образное мышление.

Вегетативный отдел нервной системы регулирует состояние внутренних органов в меняющихся условиях окружающей среды. Деятельность вегетативной нервной системы не зависит от воли человека. В состав вегетативной нервной системы входят симпатический и парасимпатический отделы. Симпатический отдел активизируется в стрессовых ситуациях. Его центры находятся в верхней и средней части спинного мозга. От них идут нервы к нервным узлам, расположенным вдоль позвоночника. Это парные узлы нервного ствола. Кроме того, есть дополнительные узлы в области живота. Под влиянием этого отдела сердце усиливает свою работу, кожные сосуды сужаются, повышается кровяное давление. Органы пищеварения, наоборот, затормаживают свою деятельность. Парасимпатический отдел нормализует деятельность сердца, давление, расширяет сосуды кожи. Центры этого отдела находятся в стволе головного мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Самый крупный из них центр - центр блуждающего нерва находится в продолговатом мозге. Соматический отдел нервной системы. Этот отдел специализируется на восприятии информации и управляет движениями тела. Высшим центром соматического отдела является кора больших полушарий. Соматический отдел подчиняется воле человека.

6. Нарисуйте блок-схему слухового анализатора. Кратко опишите его части

В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Оно обеспечивает улавливание и проведение звуковой волны к барабанной перепонке. [3]

Среднее ухо расположено внутри височной кости и состоит из полости, где находятся слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко, и слуховой трубы, соединяющей среднее ухо с носоглоткой. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, стремечко - с перепонкой овального окошка слуховой улитки.

Слуховые косточки, взаимодействуя как рычаги, передают колебания от барабанной перепонки к жидкости, заполняющей внутреннее ухо. Внутреннее ухо состоит из улитки, системы трех, полукружных каналов, образующих, костной лабиринт, в котором расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. В спирально завитой улитке помещаются слуховые рецепторы - волосковые клетки.

Звуковые волны проходят через наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки, которые через слуховые косточки передаются на овальное окошко внутреннего уха и вызывают колебания заполняющей его жидкости. Эти колебания преобразуются слуховыми рецепторами в нервные импульсы, которые передаются по слуховому нерву в слуховую зону, коры больших полушарий.

Ушная раковина способствует направлению звуковых колебаний воздуха в наружный слуховой проход. Барабанная перепонка - отделяет наружное ухо от среднего. Полость среднего уха слуховой трубой соединена с носоглоткой, это обеспечивает одинаковое с атмосферным давлением воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха.[4]

В среднем ухе расположены три последовательно соединенные друг с другом слуховые косточки, они связывают барабанную перепонку с эластичной перепонкой, овальное окно внутреннего уха. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых каналов - костный лабиринт, в нем расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Функцию слуха в этом сложном лабиринте выполняет только спирально завитая улитка, в которой находятся слуховые рецепторы.

Блок-схема слухового анализатора


Надпись: Костный лабиринтНадпись: Перепоночный лабиринтНадпись: Ушная улиткаНадпись: Ушная  раковинаНадпись: Наружный слуховой проходНадпись: Барабанная перепонкаНадпись: Слуховые косточкиНадпись: Эластичная перепонкаНадпись: Овальное окноНадпись: Костный лабиринтНадпись: Перепоночный лабиринтНадпись: Ушная улитка

С помощью органа слуха, звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы.


7. Виды эмоций. Биологическая роль эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

   Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия. Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.[5]

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.    Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий. Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Текущие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы раньше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вредных воздействий.

В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми - создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений.

Иногда это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с сознанием больного. Эмоции и чувства имеют внешнее проявление - экспрессию. Внешнее выражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела, изменениями тона голоса, темпа речи. Многие внешние выражения эмоций являются невербальным способом общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, дополнить речевую коммуникацию. Однако следует учитывать и то, что люди в значительной мере могут управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от волевых качеств человека, от способности его переключать сознание на другие объекты, от переживания других, более сильных чувств.

   Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и наоборот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразительно. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Человек, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более выразительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном смысле слова.


Заключение

Существует мнение, что XXI век станет веком биологии, а все остальные науки отойдут на второй план. Сбылось предсказание великого физика современности Н.Бора, который в 50х годах неоднократно заявлял, что в ближайшем будущем наиболее интенсивное проникновение в тайны природы станет прерогативой не физики, а именно биологии. Большая часть современной естественнонаучной литературы в той или иной мере посвящена исследованию именно живой природы. Биологическими проблемами занимаются сейчас десятки наук. Очень продуктивными оказываются и науки, связанные с претворением новейших биологических открытий в жизнь.

Можно без преувеличения сказать, что одной из таких отраслей приложения биологии многие из нас обязаны здоровьем и даже жизнью.

Анатомия, физиология и гигиена человека составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.

Организм - живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови.

Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью нервной системы осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.


Список литературы

1. Хрестоматия по анатомии ЦНС. Ред.-сост. Хлудова Л.К., М.: РПО, 2002.-659с.

2. Атлас анатомии человека. Под ред. Р.Д. Синельникова. М.: Медицина,  2000.-762с.

3. Сепп Е.К. История развития нервной системы позвоночных. М.: Медгиз,2000.-548с.

4. Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека. М., 2003.-643с.

5. Тайны анатомии. Керол Доннер, М.: Мир, 2001.-537с.



[1] Тайны анатомии. Керол Доннер, М.: Мир, 2001.-65с.

[2] Сепп Е.К. История развития нервной системы позвоночных. М.: Медгиз,2000.-96с.

[3] Хрестоматия по анатомии ЦНС. Ред.-сост. Хлудова Л.К., М.: РПО, 2002.-77с.

[4] Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека. М., 2002.-231с.

[5] Атлас анатомии человека. Под ред. Р.Д. Синельникова. М.: Медицина,  2000.-136с.