СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................... 2
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 2
1. Теоретические основы деятельности торгового предприятия...................... 4
1.1 Основные функции и задачи торгового предприятия.............................. 4
1.2 Формирование рынка потребительских товаров..................................... 6
2. Особенности формирования рынка потребительских товаров на примере торгового предприятия ООО «Замат».............................................................. 7
2.1 Краткая характеристика деятельности торгового предприятия «Замат» 7
2.2 Формирование рынка потребительских товаров ООО «Замат»........... 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 18
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда.
В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность в отношении формирования рынка потребительских товаров, что свидетельствует об актуальности темы данной работы. Такая ориентация торгового предприятия может и должна способствовать повышению его конкурентоспособности, имиджа и престижа компании.
Цель работы - рассмотреть теоретические основы формирования рынка потребительских товаров. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть аспекты формирования рынка потребительских товаров торгового предприятия;
- рассмотреть особенности формирования рынка потребительских товаров на примере ООО «Замат».
1. Теоретические основы деятельности торгового предприятия
1.1 Основные функции и задачи торгового предприятия
Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.[1]
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.
Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности ( в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом.
Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности в торговле с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение.
Либерализация торговой деятельности позволила сформировать конкурентную среду на рынке товаров народного потребления, возродить предпринимательскую активность в формировании экономических связей торговли с производством. Однако переход к социально ориентированной рыночной экономике предусматривает необходимость защиты интересов потребителей, создание цивилизованных взаимоотношений между торговыми партнерами, повышение уровня качества жизни населения.[2]
1.2 Формирование рынка потребительских товаров
В развитых странах предприятия торговли не могут себя чувствовать спокойно из-за конкуренции и научно-технического прогресса. Конкуренция в сочетании с научно-техническим прогрессом сильно сокращают как время жизни практически любого товара, так и время жизни применяемых предприятиями торговли технологий. Именно поэтому к предприятиям предъявляются очень высокие требования в плане ведения всей финансовой деятельности. Одним из методов современного передового менеджмента является, чуть ли ни ежедневный анализ финансового состояния предприятия. Такой анализ позволяет с успехом использовать для планирования прибыли и рентабельности маржинальный анализ, элементы которого продемонстрированы выше. Если общепринятый анализ позволяет с успехом вести дела и делать качественные расчеты, то использование предельных величин позволяет делать расчеты будущей прибыли с достаточно высокой степенью точности и на основе анализа близких отраслей вовремя определять приоритеты в финансировании на долгосрочную перспективу.
Однако, анализ финансового состояния предприятия хотя и является немаловажным фактором, но в последнее время особую актуальность приобретает ориентация на потребителя, или другими словами – формирование рынка потребительских товаров.
Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.
2. Особенности формирования рынка потребительских товаров на примере торгового предприятия ООО «Замат»
2.1 Краткая характеристика деятельности торгового предприятия «Замат»
В 2003 г. в городе Новосибирске, в Советском районе, на улице Пирогова 10 было создано малое торговое розничное предприятие, основной деятельностью которого является реализация продуктов питания.
Организация и создание нового торгового предприятия связано со строительством новых домов в Советском районе, на ул. Пирогова. На ул. Пирогова проживает до 10000 семей, поэтому возникла необходимость создать такого рода магазин. В ООО «Замат» применяется современное торговое оборудование, которое дает возможность сохранять качество продуктов, улучшить сферу обслуживания покупателей.
Рынок продовольственных товаров в Советском районе в настоящее время насыщен и очень разнообразен. Однако данное торговое предприятие намерено кроме вышеперечисленных дополнительных услуг, ввести как можно больший ассортимент товара, для того, чтобы у покупателя не возникло чувство, что «чего-то не достает» в данном продуктовом магазине. Поэтому на прилавках будут и бакалейные и гастрономические группы товаров.
По товарной специализации рассматриваемое торговое предприятие можно отнести к комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля продовольственными товарами).
В частном предприятии планируется ввести в продажу бакалейные и гастрономические продовольственные товары.
В группу бакалейных товаров будут включаться: мука, крупа, макаронные изделия, сушеные плоды, овощи и грибы, крахмал, сахар, соль, чай, кофе, пряности, растительное масло.
К группе гастрономических товаров будут относиться готовые к употреблению продукты высокой пищевой ценности: рыбные продукты (соленая и копченая рыба, балычные изделия, икра, рыбные консервы); молочные продукты (сливочное масло, сыры, сливки, молоко, кисломолочные товары) и другие товары.
Товарный ассортимент фирмы состоит из продовольственных товаров, которые классифицируются на следующие группы:
1. Хлеб и булочные изделия
2. Кондитерские изделия
3. Винно-водочные изделия
4. Молочно-масляные и яичные товары
5. Рыбные товары
6. Пищевые жиры.
Соответственно, в магазине ООО «Замат» действует пять отделов:
1. Хлебный отдел;
2. Кондитерский отдел;
3. Отдел мясо-рыбы;
4. Отдел молочных продуктов;
5. Отдел кафетерий.
Товарная специализация магазина позволит получить определенные преимущества:
· обеспечит концентрацию ассортимента отдельных групп товаров, создаст условия для выбора необходимого товара;
· будет способствовать повышению качества обслуживания благодаря более высокой квалификации персонала;
· улучшит коммерческие связи предприятия с поставщиками на основе более глубокого изучения рынка, усилит влияние предприятия на производство и повышение качества товаров;
· будет способствовать внедрению современных методов обслуживания, современной торговой технологии, обеспечивающих эффективность реализации товаров.
Так как торговое предприятие планирует реализовывать продовольственные товары, то необходимо заметить, что все продовольственные товары в зависимости от сохранности делят на скоропортящиеся и пригодные для длительного хранения.
К скоропортящимся товарам в ООО «Замат» относят рыбу, молочные продукты, яичные товары, кондитерские товары многие виды плодов и овощей, например ягоды, салатно-шпинатные овощи и др.
Скоропортящиеся товары характеризуются высоким содержанием воды. Длительное хранение их возможно только с применением каких-либо способов консервирования.
К товарам, пригодным для длительного хранения относят муку, крупу, макароны, сахар, сушеные фрукты и овощи, баночные консервы, яблоки, картофель, белокочанную капусту поздних сортов созревания.
К пригодным для длительного хранения относят товары, содержащие небольшое количество воды или подвергнутые консервированию.
ООО «Замат» планирует закупать почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.
2.2 Формирование рынка потребительских товаров ООО «Замат»
Коммерческая деятельность торгового предприятия планирует охватить вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Сбытовая политика ООО «Замат» ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию.
Конкурентами ООО «Замат» являются все розничные торговые предприятия, основывающие свою деятельность на реализации продуктов питания и находящиеся вблизи планируемого магазина. Ими являются: торговый центр, торговые точки, которые располагаются вблизи магазина, продовольственные магазины, расположенные в общежитиях.
Что привлекает покупателей:
- удобное расположение магазина (находится недалеко от проезжей части);
- умеренные цены;
- современное торговое оборудование;
- скорость и качество оказания услуги.
Предложение данного вида товаров на местном рынке высокое, находится большое количество оптовых фирм, предлагающих широкий ассортимент продовольственных товаров, фирм-производителей.
Программа формирования рынка потребительских товаров рассматриваемого предприятия разрабатывается в следующей последовательности:
1 Фирма проводит исследования рынка, определяет позицию товара на рынке, возможный спрос и объем продаж.
2 На основе возможного объема продаж определяет объем реализуемой продукции.
3 Планируемый объем товарной продукции.
4 Определять величину валовой продукции.
5 Сопоставляет возможный объем выпуска продукции с имеющимися материальными, финансовыми и другими ресурсами.
Торговое предприятие размещается максимально близко к населению. Для этого, торговое предприятие размещено недалеко от проезжей части, от остановки, что способствует привлечению покупателей из других районов и способствует сокращению затрат времени на посещение ООО «Замат».
В ходе своей деятельности предприятие торговли ООО «Замат» выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до покупателя:
1. проведения рекламной акции товаров и услуг;
2. оказание консультационной помощи покупателям в выборе товара;
3. размещение и выкладка товара в торговом зале;
4. оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров (в случае необходимости упаковка и доставка до автомобиля);
5. доставка на дом покупателю (инвалидам и людям пенсионного возраста);
6. прием заказов по телефону на продуктовые товары, отсутствующие в продаже;
7. оказание дополнительных услуг: комплектование подарочных и комплексных наборов;
8. введение системы скидок постоянным покупателям.
Необходимо отметить, что такой вид услуги, как оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров (в случае необходимости упаковка и доставка до автомобиля) в Новосибирске еще мало изучен конкурентами и фактически не применяется. Поэтому данная фирма пользуется также популярностью у владельцев автомобилей.
Также система скидок в розничной торговле на продукты питания пока в России, и в том числе в Новосибирске отсутствуют, поэтому данная услуга в ООО «Замат» также привлекает покупателей не только из Советского района, но и из других районов и близлежащих городов (г. Бердск и др.). Система скидок, рассчитанная только на постоянных клиентов, дает возможность покупателям осознать, что только регулярное посещение этого магазина способствует снижению для них цены на товар.
После реализации данного проекта, торговое предприятие намерено дальше развивать свою торговую деятельность в районах новостроек в Советском районе, располагая торговые точки, торговые павильоны, специализирующиеся на продуктах питания.
План маркетинговых действий включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.
Товарная политика ООО «Замат» предполагает реализацию продовольственных товаров потребителю Советского района.
Товарная стратегия предприятия предусматривает: учет требований потребителя к товарному ассортименту; предоставление дополнительных услуг;
Сбытовая политика ООО «Замат» ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию. Сбытовая стратегия заключается в создании и регулировании коммерческих связей; рекламной деятельности.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
У предприятия существует возможность привлечения заемных средств, что является ее сильной стороной.
|
Так как предприятие вынуждено брать долгосрочный заём, следовательно регулярно (в течении трех лет) ему придётся отчислять часть средств для погашения этого долга, что будет сказываться на цене готового изделия. Состояние предприятия в целом будет зависеть от объёмов реализации продукции. Поэтому финансовая устойчивость предприятия будет не стабильной. |
В таблице приведены слабые и сильные стороны торгового предприятия
Также были проведены маркетинговые исследования внешних факторов, которые могли бы повлиять на торгово-розничную деятельность предприятия ООО «Замат».
Коммерческая деятельность торгового предприятия планирует охватить вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств.
Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных товаров. Рынок продовольственных товаров в настоящее время насыщен и очень разнообразен. Торговлей продовольственными товарами в г. Новосибирске занимаются торговые оптовые фирмы, склады, рынки, заводы-изготовители.
Розничная торговля продовольственными товарами представлена широкой сетью универсальных магазинов типа: универсам, гастроном, а также фирменных магазинов, особенно широко открываемых в последнее время заводами-изготовителями. Довольно бойкая торговля продовольственными товарами на мини-рынках, через палатки, киоски.
К внешним факторам воздействия на торговую деятельность предприятия относятся: экономические факторы, к которым в свою очередь относится инфляция. При увеличении темпов инфляции будет наблюдаться рост цен на продовольственные товары, соответственно это может привести к снижению спроса на некоторые виды товаров. Поэтому данный экономический фактор в будущем способен оказывать негативное последствие на будущую деятельность ООО «Замат».
Налоги – это второй экономический фактор, который способен как негативно, так и позитивно оказывать воздействие на торговую деятельность организации. Повышение налогов (например, налог с продаж), может привести данное предприятие к банкротству. Однако, снижение – может способствовать успешной деятельности ООО «Замат».
Социальные факторы. Эти факторы связаны с меняющимися ожиданиями, отношениями и нравами общества. К социальным факторам, которые могут в дальнейшем повлиять на деятельность ООО «Замат» относятся следующие: - средний уровень заработной платы: поскольку заработная плата работников фирмы планирует несколько превышать среднюю зарплату, то у фирмы будет возможность постепенно повышать требования к работающим.
Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят следующие факторы, которые могут оказывать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:
1) Уровень конкуренции в отрасли.
2) Изменение доходов потребителей. В настоящее время ООО «Замат» ориентируется на потребителей с низким, средним и высоким уровнями дохода.
Положение на рынке продовольственных товаров достаточно сложное для отечественных производителей, несмотря на кажущееся благополучие в рознице. Поэтому администрация магазина предусмотрела и это, будут введены дополнительные методы стимулирования продажи продовольственных товаров в розницу:
1. постоянным покупателям – 5% от стоимости товара.
2. прием заказов по телефону и доставка на дом.
Для того чтобы привлечь покупателя и достичь высоких финансовых результатов необходимо высокого качества торговое обслуживание. Важнейшими условиями высокого качества торгового обслуживания покупателей и эффективного труда работников магазина является правильное размещение и умелая выкладка продовольственных товаров в торговом зале.
Товары так размещены и выложены, что покупатели имеют возможность быстро ориентироваться в предлагаемом ассортименте. Предполагается создать комплексный принцип размещения товаров. Данный принцип позволит сократить затраты времени покупателей на выбор товаров примерно на 17 % больше (сравнение приводится с секционным принципом), а товарооборот на 1 м2 увеличить в среднем на 12 %.
Так как в товарном ассортименте присутствуют и скоропортящиеся гастрономические товары, в этом случае планируется использовать современное холодильное оборудование.
Продовольственные товары являются товарами повседневного спроса, поэтому покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.
В ООО «Замат» применяется метод самообслуживания, т.к. он позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объем реализации товаров. Также позволяет лучше просматривать торговый зал магазина, как покупателю, так и обслуживающему персоналу.
Функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Кроме того, успешная работа магазина во многом зависит от организации внутримагазинной информации покупателей. В ООО «Замат» основными средствами внутримагазинной информации являются: указатели, ценники, информационные схемы.
Повышению качества обслуживания населения уделено особое внимание. Поэтому кроме высококачественных товаров и современного оборудования данное торговое предприятие применяет прогрессивные методы продажи. Каждому покупателю уделяется индивидуальный подход:
- оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров (в случае необходимости упаковка и доставка до автомобиля), доставка на дом покупателю (инвалидам и людям пенсионного возраста),
- прием заказов по телефону на продуктовые товары, отсутствующие в продаже;
- оказание дополнительных услуг: комплектование подарочных и комплексных наборов;
- введется система скидок постоянным покупателям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность в отношении формирования рынка потребительских товаров. Такая ориентация торгового предприятия может и должна способствовать повышению его конкурентоспособности, имиджа и престижа компании.
В данной работе рассмотрены теоретические основы формирования рынка потребительских товаров, а также практика применения данной стратегии на примере торгового предприятия «Замат», занимающееся розничной продажей потребительских товаров, в основном продуктов питания.
В результате анализа особенностей формирования потребительского рынка товаров на примере предприятия «Замат», можно сделать следующие выводы.
Во-первых, торговое предприятие «Замат» в процессе своей коммерческой деятельности делает несомненный акцент на формирование спроса потребителей различными способами.
Во-вторых, предприятие также заботится о повышении конкурентоспособности, в частности заботясь о качестве предоставляемых услуг населению и ориентируясь именно на их потребности и удобства.
Таким образом, торговое предприятие «Замат», проводя политику формирования потребительского рынка, добилось несомненных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. – М., 1999 г
2. Брагин Л.А., Данько Г.П. Торговое дело: экономика и организация. – М., 2002 г
3. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М.: Экономика, 2003 г
4. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. – М., 2002 г
5. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002 г
6. Суша Г.З. Экономика предприятия. – М., 2003 г
7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под ред. Соломатина А.Н. – М., 2001 г
8. Экономика предприятия. / Под ред. О.И. Волкова. – М., 2003 г.
[1] Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М.: Экономика, 2003 г
[2] Аванесов Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. – М., 1999 г