Содержание

Введение_____________________________________________________ 2

Законодательные основы УУ___________________________________ 4

Понятие управленческого и финансового учета___________________ 5

Управленческий учет_________________________________________ 5

Финансовый учет_____________________________________________ 7

Сравнение финансового и управленческого учета__________________ 9

История возникновения и развития управленческого учета________ 11

Цели и функции управленческого учета_________________________ 13

Основные объекты управленческого учета_______________________ 15

Перспектива развития системы УУ в период реформирования экономики в РФ____________________________________________________________ 17

Заключение_________________________________________________ 19

Список литературы__________________________________________ 20

Введение

Целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы или так называемое "латание дыр". Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т.д.

Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей и производителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-управленческих структурных подразделений, работников производственных подразделений)[1].

Законодательные основы УУ

Управленческий учет охватывает все виды информации, необходимые для принятия управленческих решений. Его называют еще внутренним производственным учетом. Показатели производственно-финансовой деятельности предприятия, рассчитываемые в сфере управленческого учета, являются секретом фирмы.

Организация управленческого учета строится на следующих принципах:

• обеспечение необходимой информацией руководителей для принятия соответствующих управленческих решений;

• центр ответственности (руководитель несет ответственность за целесообразность произведенных затрат);

• система трансфертных цен и ценообразования (данная система обеспечивает организацию хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия);

• обеспечение взаимосвязи с планированием, анализом производственно-финансовой деятельности, контролем, организацией и управлением производства;

 • оперативность учета затрат, то есть предусматривается деление учета затрат на учет фактических затрат (прошлых) и на учет затрат по системе «стан-дарт-кост» (нормативные издержки);

• обоснование включения затрат в себестоимость продукции выполненных работ и оказанных услуг.

Понятие управленческого и финансового учета

Управленческий учет

Управленческий учет охватывает все виды информации, необходимые для принятия управленческих решений. Его называют еще внутренним производственным учетом. Показатели производственно-финансовой деятельности предприятия, рассчитываемые в сфере управленческого учета, являются секретом фирмы.

Организация управленческого учета строится на следующих принципах:

• обеспечение необходимой информацией руководителей для принятия соответствующих управленческих решений;

• центр ответственности (руководитель несет ответственность за целесообразность произведенных затрат);

• система трансфертных цен и ценообразования (данная система обеспечивает организацию хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия);

• обеспечение взаимосвязи с планированием, анализом производственно-финансовой деятельности, контролем, организацией и управлением производства;

• оперативность учета затрат, то есть предусматривается деление учета затрат на учет фактических затрат (прошлых) и на учет затрат по системе «стан-дарт-кост» (нормативные издержки);

• обоснование включения затрат в себестоимость продукции выполненных работ и оказанных услуг[2].

Финансовый учет

Финансовый учет охватывает информацию, которая, помимо использования ее внутри предприятия руководством, учредителями, участниками и собственниками имущества организации, передается также и внешним пользователям — инвесторам, кредиторам, территориальным органам статистики по месту регистрации предприятия, банкам, Государственной налоговой инспекции и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Финансовый учет строится на следующих основополагающих принципах:

• ведение учета должно осуществляться на базе Международных и Российских стандартах учета и отчетности;

• финансовый учет должен отвечать всем требованиям пользователей финансовой отчетности;

• финансовая отчетность должна представляться в денежном выражении;

• финансовый учет и отчетность формируют достоверную, объективную, полную и своевременную информацию;

• финансовый учет и отчетность организуются на основе бухгалтерских счетов и двойной записи;

• финансовая информация предполагает проведение аудиторских проверок и осуществление анализа финансового состояния предприятия;

• организация учета инфляции (под учетом инфляции предполагается изменение цен. Предприятия, согласно приводимым в печати индексам цен, должны определять действительную стоимость материальных и иных ценностей).

Бухгалтерскую отчетность предприятия принято делить на квартальную и годовую.

Квартальная отчетность представляется в течение 30 дней с момента окончания квартала, а годовая — в течение 90 дней. Дата сдачи определяется вышестоящими организациями.

Финансовая отчетность является открытой и может публиковаться в печати, причем акционерные общества открытого типа обязаны опубликовывать сведения в течение 150 дней по окончании года.

Вся информация, содержащаяся в финансовой отчетности, подлежит аудиторской проверке, которая проводится в соответствии с законодательством РФ[3].

Управленческая отчетность является секретом фирмы и предназначена для внутрихозяйственного пользования.

Сравнение финансового и управленческого учета

Потребители информации

Информация финансового учета используется внешними пользователями (инвесторы, покупатели, поставщики, кредиторы, общественные организации и т.д.). Потребителями информации управленческого учета являются различные уровни управления (только внутренние пользователи).

Учетные счета

Финансовый учет строится на основе системы двойной записи. Управленческий учет не ограничен двойной записью, может использоваться любая другая система, которая удобна для руководителей.

Степень регламентации

В финансовом учете обязательно следование действующим законам, положениям, общепринятым принципам ведения учета. Управленческий учет не содержит обязательных норм и ограничений, предоставляется свобода выбора.

Используемые измерители

В финансовом учете общим измерителем является денежная единица по курсу, действующему на момент совершения операции. В управленческом учете может быть выбрана любая денежная единица, может применяться прогнозная оценка, а не действующий курс.

Основные группировки затрат

В финансовом учете затраты группируются по экономическим элементам. В управленческом учете затраты группируются по статьям калькуляции.

Основные объекты анализа

В финансовом учете это предприятие в целом. В управленческом учете больше внимания уделяется структурным подразделениям предприятия.

Периодичность предоставления отчетности

В финансовом учете отчетность составляется периодически на регулярной основе. В управленческом учете внутренние отчеты предоставляются по мере надобности, по запросу руководителя; могут составляться периодически.

Степень надежности информации

В финансовом учете обязательно требуется объективность — информация подвергается проверке, аудиторскому контролю. В управленческом учете чаще используются субъективные оценки будущих событий, которые сильно зависят от целей управления. Основная задача управленческого учета — прогнозирование.

Обязательность ведения учета

Финансовый учет обязателен, управленческий --  нет.

История возникновения и развития управленческого учета

Основными факторами, обусловившими необходимость выделения управленческого учета, явились:

концентрация капитала;

внешняя и внутренняя конкуренция;

инфляция;

значительный рост масштабов производственных издержек;

создание и функционирование ТНК.

В этих условия традиционные методы бухгалтерского учета перестали соответствовать  потребностям управления. Возникновение управленческого учета обычно связывают с ростом корпораций, производственным нормированием и изменением правовых и экономических отношений[4].

Выделяют три этапа зарождения управленческого учета:

1. Середина XIX века.

Развитие железнодорожных, морских сообщений, резко раздвигаются границы коммерческой деятельности, что требует составления перспективных прогнозных расчетов, исчисления себестоимости товаров, услуг, а также различных способов их транспортировки.

2. 70-е годы XIX века.

В эти годы происходит выделение самостоятельной подсистемы управленческого учета.

3. 90-е годы XIX в.

Тейлор создал системы производственного нормирования, которая привела к формированию принципов управления по отклонениям.

Существует мнение, что управленческий учет возник вследствие недостатков традиционной бухгалтерии, так как данные бухгалтерского учета в виде бухгалтерской отчетности не могут быть пригодны для управления предприятием, поскольку они хронически устаревают и лишены оперативности.

Традиционный бухгалтерский учет не дает информацию для прогноза хозяйственной деятельности и принятия своевременных управленческих решений.

Для преодоления этих недостатков в странах с развитой рыночной экономикой стал применяться внутренний управленческий учет.

В нашей стране складываются следующие предпосылки формирования управленческого учета:

экономические  — переход к рыночной экономике;

теоретические — совокупность отечественных и западных теорий управления;

материальные — процесс автоматизации и компьютеризации предприятия;

законодательные —  нормативные документы, дающие возможность реальной организации управленческого учета на российских предприятиях.

Цели и функции управленческого учета

Управленческий учет обычно определяется как процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности, используемой в управлении для планирования оценки и контроля затрат и результатов внутри организации.

Управленческий учет должен обеспечивать правильное использование ресурсов предприятия и установление ответственности.

Понятие управленческий учет шире, чем внутрипроизводственный бухгалтерский учет — это сфера учетно-аналитической деятельности, включающая кроме калькулирования себестоимости и формирования данных для отчетности внутрифирменное планирование и контроль затрат, а также анализ и информационное обеспечение управленческих решений (минимизация налоговых выплат, анализ проектов капитальных затрат и так далее).

Система управленческого учета предназначена для того, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся стадии разработки изделия, обоснования цены, маркетинга, ассортимента продукции и так далее.

Принято выделять четыре основные цели управленческого учета:

оказание информационной помощи управляющим;

контроль и прогнозирование расходов;

выбор наиболее эффективных путей развития предприятия;

принятие оперативных управленческих решений.

Функции управленческого учета:

планирование и координирование будущего развития предприятия;

оперативное управление;

оперативный контроль и оценка результатов работы предприятия и отдельных подразделений.

Примеры задач, решаемых в рамках управленческого учета:

определение ожидаемого дохода от того или иного экономического. мероприятия;

составление прогноза рентабельности выпуска новых видов продукции;

составление прогноза финансового положения фирмы на перспективу;

Финансовая оценка вариантов развития предприятия.

Основные объекты управленческого учета

Основными объектами управленческого учета являются:

издержки производства (по видам продукции, по местам возникновения и т.д.);

результаты деятельности (сопоставляются с затратами);

центры ответственности (отдельные структурные подразделения предприятия; руководители, которые несут ответственность за целесообразность понесенных расходов, за величину полученной прибыли, то есть за достижение какого-то показателя)[5].

В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;

постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что на ряде предприятий провести определенную границу между переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству предприятия целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально-стоимостный анализ и функционально-стоимостный анализ на будущие периоды)[6].

Перспектива развития системы УУ в период реформирования экономики в РФ

Особенность современного этапа развития российской экономики заключается в том, что, с одной стороны, предприятия вынуждены осваивать и применять то, что является для западной практики днем вчерашним. С другой стороны, медленно происходят интеграционные процессы. Поэтому столь необходимо адаптировать к российской действительности и применять новейшие методы теории и практики управления. В России сейчас существуют элементы управленческого учета, характерные для теории и практики отечественного учета, но используются и новые элементы западной системы учета. Для теории и практики отечественного учета характерны: учет по видам затрат (в различных группировках), по центрам затрат и центрам ответственности, по объектам калькулирования, нормативный учет, система внутреннего хозяйственного расчета, система анализа, планирования и контроля.

Все это — элементы системы управленческого учета. В условиях рыночных отношений происходит объективная интеграция методов управления в единую систему управленческого учета. В России развивается законодательная основа для становления управленческого учета (пока, в основном, в виде отдельных положений нормативных актов Минфина РФ). Сейчас пока нет необходимости форсирования законодательного разделения бухгалтерского учета на две подсистемы — финансовую и управленческую. Задачи того и другого видов учета успешно решает интегрированная система, сложившаяся в нашей стране. Основными факторами, которые будут определять в дальнейшем тенденции развития управленческого учета в России, являются дальнейшее углубление рыночных процессов и их законодательное закрепление.

Важным инструментом достижения высоких результатов, а также профилактики управленческих рисков, является аудит. В России в период становления рыночной экономики возникла объективная необходимость в услугах независимых экспертов, устанавливающих достоверность финансовой отчетности. Банкротства предприятий, обманы со стороны их администрации существенно повышают риск финансовых вложений. Интересы руководителей предприятий, которые выступают в качестве клиентов аудиторских фирм, сводятся обычно к минимизации налогов и защите своих интересов в спорах с налоговыми инспекторами. Однако они порой забывают о том, что аудитор прежде всего обязан защищать интересы собственников, т. е. акционеров.

Именно собственник нуждается в объективной информации о финансовом состоянии предприятия, его потенциале, стабильности в будущем. Поэтому руководители компаний должны быть заинтересованы в том, чтобы показать работу фирмы, ее финансовое положение с лучшей стороны. Подобную информацию и призван предоставить аудитор.

Акционеры, пайщики, кредиторы должны быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представляемая администрацией в полной мере отражает действительное финансовое положение предприятия. В то же время руководители некоторых предприятий в лучшем случае заинтересованы лишь в положительном аудиторском заключении и не заботятся о действительно глубоком анализе системы управления предприятием.

Заключение

Управленческий учет призван сделать работу предприятия более эффективной. Известно, что для предприятий нашей страны переход к новой системе хозяйствования связан с реформированием.

При проведении реформы предприятия стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

максимизация прибыли предприятия;

оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

создание эффективного механизма управления предприятием;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств[7].

В отличие от финансового учета управленческий учет на предприятия не является обязательным, но для достижения максимальной эффективности работы предприятия, а значит максимальной прибыли при минимальных издержках, рекомендуется ведение этого вида учета.

Список литературы

                    Приказ Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"

                    Бухгалтерский учет/Под ред. Безруких П.С. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 1996.

                    Друри Колин. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ./Под ред. С.А.Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004.

                    Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов -на -Дону, «Феникс», 1998.

                    Стуков С.А. Система производственного учета и контроля. М.: Финансы и статистика, 1988.


[1] Приказ Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)", раздел 4.

[2] Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях., стр. 16.

[3] Жминько С. И. Финансовый учет на предприятиях., стр.17.

[4] Друри Колин. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ./Под ред. С.А.Табалиной, С. 87.

[5] Стуков С.А. Система производственного учета и контроля, С. 94.

[6] Приказ Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)", раздел 4.

[7] Приказ Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)", раздел 4.