Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Политическая партия как организация____________________ 6

1.1. Функции политических партий. Типология партий____________ 8

1.2. Партийные системы________________________________________ 9

1.3. Общественные движения, организации и политическая система_ 11

1.4. Конституционно-правовой статус политических партий и движений в России______________________________________________________ 14

Глава 2. Российское общество в конце XIX - начале XX вв. Формирование революционных партий_________________________________________ 20

2.1. Освободительное движения 1890 - начала 1900-х гг.___________ 20

2.2. РСДРП__________________________________________________ 22

2.3. Партия эсеров____________________________________________ 24

2.4. Кадеты__________________________________________________ 25

2.5. Партия социалистов-революционеров (ПСР)_________________ 27

Заключение____________________________________________________ 28

Список литературы____________________________________________ 30


Введение

Обозревая политическую историю современного мира, трудно обойти вниманием такие феномены, как политические партии и общественно-политические движения и организации. Политическая жизнь в цивилизованных странах немыслима без этих институтов и массовых объединений. Во всех развитых или развивающихся странах выбор целей и задач общественного прогресса, интеграция их в практическую политику лежит на плечах той или иной политической партии. Через партии и общественно-политические движения осуществляется участие масс в управлении общественными делами.

Понять всякую демократию, считал русский политолог Острогорский, можно лишь изучив политическое поведение масс и представляющих их организаций — партий и общественных организаций, находящихся за пределами правительственной сферы.

Важнейшим элементом демократизации политического процесса в современной России является становление качественно новой политической системы, базирующейся на многопартийности. Партии становятся структурообразующим элементом российского общества. В их программных документах и конкретных действиях находит свое отражение разнообразие политических установок, овладевших обществом. От их позиции, умения улавливать и воплощать в конкретные практические действия интересы и настроения граждан зависит экономический процесс и глубина демократических преобразований.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические партии как добровольные, организационно оформленные объединения людей, придерживающихся сходных идеологических установок и системы ценностей, разделяющих выраженную в программе партии общую модель "желаемого будущего", выступают как общественные выразители интересов и потребностей различных социальных слоев общества. Занимаясь переводом экономических, политических, социальных и духовных интересов делегирующих их социальных групп на язык политических требований и программ, политические партии тем самым осуществляют артикулирование и агрегирование наиболее важных проблем.

Актуальность проблемы определяется новой конфигурацией партийно-политических сил в стране, проблемами партийного строительства, связанными с принятием Федерального закона "О политических партиях", сложностью и особенностью нынешнего периода социально-политического, экономического и духовного состояния и мировой системы в целом после событий 11 сентября 2001 года, а также предстоящими в 2003 и 2004 гг. выборами в Государственную Думу РФ и Президента РФ.

В правовой, в том числе цивилистической, науке используются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. К числу общенаучных методов исследования, так или иначе применяемых во всякой общественной науке, относятся методы философского характера, определяющие общую методологическую направленность всякого исследования. Речь, в частности, идет о материалистических методах познания общественного развития, основанных на признании его объективности и известной закономерности. Научная философская методология познания основана на том, что сами методы познания должны отражать объективные закономерности реальной действительности.

Следовательно, научное правовое исследование должно базироваться не на абстрактных, догматических представлениях о действительности, а на анализе конкретных общественных отношений, исследовании реальной практики, оценке конкретной исторической обстановки. Изучая тенденции развития тех или иных общественных отношений во всем многообразии их взаимосвязей, вскрывая имеющиеся и возникающие противоречия в процессе их развития, исследователь следует научной, общефилософской методологии познания действительности.

Вместе с тем основное место в цивилистических исследованиях занимают частнонаучные методы познания, т. е. такие приемы и способы решения научных задач, которые присущи конкретной науке или группе наук, например правовых. К таким методам, используемым в гражданском праве, относятся метод сравнительного правоведения, комплексный анализ, системный подход, а также методы конкретных социологических исследований, формальнологического толкования и др.

Цель данной работы — проанализировать специфику партий и общественно-политических движений как элементов политической системы и одновременно гражданского общества, рассмотреть их роль и место в качестве органов и форм осуществления демократии.




Глава 1. Политическая партия как организация


Основополагающий признак партии — выражение классового интереса. Он указывает на действительный источник возникновения партий — социально-классовые политические противоречия, обусловленные дифференциацией общества и доминированием (господством) одних групп или слоев над другими.

Поговорим о таком признаке политической партии, как организация.

Не всякая партия является частью одного данного класса и представляет его интересы в целом. Современные партии по большей части объединит в себе представителей различных классов и слоев, выражая их некоторые тождественные интересы. Нужно также отметить, что было бы упрощением считать только межклассовый антагонизм решающим фактором возникновения той или иной политической партии. Во-первых, в обществах возможны другие виды социального антагонизма (например, межнациональный). Во-вторых, политический конфликт пусть длительный, даже хронический между отдельными социальными группами и слоями далеко не всегда приобретает форму антагонизма, что не мешает ему быть фактором формирования партии. В-третьих, во многих развивающихся странах на политическую жизнь, в дополнение к классовым различиям, существенное влияние оказывают модернизаторские и традиционные элементы культуры, конфликт между ними. На его базе прежде всего происходит партийное размежевание общества.

Классовые партии не исчезают, во многих странах они остаются. А именно там, отмечает немецкий политолог К. Бейме, где преобладают социальные конфликты между классами и слоями. Крупные партии в этих странах в подавляющем большинстве выражают определенные классовые интересы.[1]

Политические партии в отличие от общественных движений характеризуются высокой степенью организованности (институционализации) и продолжительностью существования.

Современные партии возникли в Европе и Америке в XIX в. Как политический институт, они элемент европейской политической культуры. Появление политических партий связано с введением всеобщего избирательного права, поляризацией социальной структуры общества и необходимостью регулирования и разрешения социальных противоречий, развитием рабочего класса и пробуждением его классового сознания, формированием национального сознания колониальных народов.[2]

Обострение социальных противоречий усиливает концентрацию стоящих за ними сил в партии. «Всего яснее выступает деление всякого общества на политические партии во время глубоких, потрясающих страну кризисов»10, — писал В.И.Ленин. В истории политических партий многие авторы, вслед за М. Вебером, выделяют три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. В литературе отмечается, что в действительности все три этапа прошли лишь две английские партии: либералов (виги) и консерваторов (тори). Большинство же современных партий сформировалось, не проходя этих этапов, а сразу в виде массовых партий.[3]

В Англии партии возникли в результате избирательной реформы 1832 г. и создания на местах по инициативе либералов обществ- по регистрации избирателей- В США партии организовываются в Зр-х гг. XIX в. при президенте Джонсоне. Во Франции и других европейских странах — в период революции 1848 г. В России возникновение политических партий относится к 90-м гг. прошлого столетия. Причем первыми, как отмечал Мартов, сформировались партии социалистические: Польская социалистическая партия — 1892 г.. Социал-демократическая партия царства Польского — 1898 г.. Российская социал-демократическая партия — 1898 г., партия эсеров — 1902 г. На окраинах России образовывались национальные партии. Затем стали возникать консервативные (правые) партии.[4]

Независимо от специфики формирования тех или иных политических партий, истории их развития во всех случаях эти процессы выражали и выражают объективную потребность привлечения масс к управлению государством, закономерную тенденцию демократизации общества, а во многих регионах — стремление народов к национальной независимости. Что же касается социального состава партии, то связь его с данными классами или общественными группами может быть выражена по-разному: с большей или меньшей степенью однозначности и четкости. Например, для коммунистических и рабочих партий вполне определенной социальной базой служат рабочий класс и другие трудящиеся слои населения из многих классов демократической ориентации. Такая же особенность присуща национальным партиям (Индийский Национальный Конгресс, Фронт национального освобождения Алжира и другие).


1.1. Функции политических партий. Типология партий


В многообразии функций современных политических партий можно выделить некоторые общие функции, вытекающие из сущности данного социального института. Основная из них — выявление, выражение в обобщенной форме и защита интересов различных социальных групп в политической системе. Другая, не менее значимая, общая функция партий — разработка идеологий и политических установок (доктрин), отражающих социальные интересы общественных групп, формулирование правил политической игры. В совокупности общих функций и такие, как организация структур коммуникативных каналов информации и формирование правящей элиты, что имеет в настоящее время центральное значение. Партии в той или иной мере практически участвуют в политическом процессе, способствуя адаптации политической системы, ее совершенствованию или же, напротив, стимулируют ее разложение, формируя в соответствующем направлении общественное мнение. Наконец, действуя в пространстве гражданского общества, партии постоянно активизируют его в направлении осуществления демократического контроля за институтами государственной власти, содействуют развитию социальной и политической мобильности.


1.2. Партийные системы


Многообразие исторических, социально-экономических и политических условий, характеризующих нынешнее мировое сообщество, обусловливает возникновение и функционирование различных партийных систем: однопартийных, двухпартийных и многопартийных. В литературе нет однозначного определения понятия «партийная система». Будем обозначать этим понятием совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данного политического режима. Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам. Характер отношений между партиями определяется в конечном итоге сущностью политической системы, составными элементами которой они являются. Вместе с тем партийные системы могут определять тип политического режима.[5]

Демократическим режимам присущи партии, действующие по принципам традиционного европейского парламентаризма. Здесь легализирована борьба за власть; всеобщие выборы являются основой формирования властных институтов; у власти стоят одна партия или коалиция партий, победивших на выборах; правящей партии (или партиям) противостоят оппозиционные; осуществляется правовое регулирование деятельности всех партий. В Конституциях демократических государств определяются главные цели и условия деятельности политических партий, роль их в системе функционирования власти. За формальной демократичностью конституционных норм скрыты механизмы защиты политического господства экономически сильных социальных групп в виде разнообразных ограничений участия в политической жизни партий и других организаций, представляющих трудящиеся слои населения.

В условиях авторитарного и тоталитарного режимов роль партийной системы сводится к орудию поддержки режима, я она зачастую превращается в ядро репрессивной государственной машины.[6]

Исторический опыт функционирования однопартийных, двухпартийных и многопартийных систем показывает, что утверждение той или иной системы зависит большей частью не от характера политического строя, а от конкретно-исторической ситуации, складывающейся в стране.

На рубеже 80-90-х гг. в африканских странах начался процесс отказа от однопартийных систем и переход к многопартийности. В 34 бывших однопартийных системах возникли многопартийные. В подавляющем большинстве из них деятельность партий регулируется законодательством, а в некоторых странах устанавливается определенное число партий (2—3), которые могут быть только общенациональными, а не региональными или религиозными.

Многопартийная и двухпартийные системы могут быть реализованы в различных моделях. В частности, в виде такой, когда постоянно соперничают в борьбе за власть лишь две главные партии, а другие, если они есть, ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают; двухблоковой модели — в борьбе за власть соперничают два постоянных блока партий (скажем, правых и левых партий); системы многопартийного соглашения — у власти стоит коалиция партии, каждая из которых не может самостоятельно властвовать; системы национального согласия — когда, хотя и существуют соперничающие партии, только одна партия постоянно доминирует над всей политической системой; системы кооперации партий, характеризующиеся соглашением главных политических партий и фактическим исчезновением оппозиций.

В бывших социалистических странах многопартийность выглядела в основном внешней формой противоположного содержания — господства одной коммунистической партии. В условиях демократизации социалистических режимов возможны свои модели многопартийной системы: 1) система партии-гегемона, осуществляющей ведущую роль, опираясь на соглашение с рядом других партий и общественно-политических объединений. 2) система партий национального согласия, при которой хотя доминирует партия социалистического выбора, но она вступает в коалицию с поддерживающими ее другими партиями и общественно-политическими движениями. Иными словами, осуществляется коалиционный способ функционирования государственной власти. Признается законность оппозиционной партии, представляющей отдельные группы интересов.


1.3. Общественные движения, организации и политическая система


Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически предшествовавших им. Общественные движения и организации образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они (движения) дополняют действие партий или препятствуют распространению их влияния на общество, служат базой для преобразования существующих партий и появления новых.

Новая социально-политическая ситуация вызвала к жизни иные движения и организации политизированного характера. Такие, скажем, как политические форумы, независимые профсоюзные объединения типа польской «Солидарности» и другие. Они и стали решающим фактором политической мобилизации широких слоев населения против существовавших партийных систем.

Общественные движения — это формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления к осуществлению общих целей. Обретая определенные структуры, они перерастают в организации.[7]

Общественные организации — это вне государственные формы социальных связей, возникающие на основе групповых (особенных) интересов. В содержательном плане они представляют собою различные формы социальной деятельности людей, связанные с выражением и защитой интересов определенных групп и слоев населения, включая многочисленные группировки. Профсоюзы, трудовые ассоциации, молодежные союзы, научные общества и прочие профессиональные и любительские объединения — все это примеры общественных организаций. Различие между организациями и движениями относительное. Любая массовая организация функционирует как общественное движение, например, профсоюзное, молодежное, женское. Ведь движение — это определенная форма организации социальной деятельности различных групп и слоев населения. Динамика развития общественных организаций в общественно-политические несложна. В том случае, если организация включается в политический процесс, претендуя на представление и защиту общих интересов каких-то социальных групп, она обретает общественно-политический статус (формальный или неформальный) и отдельные признаки партии, хотя партией в полном смысле этого понятия еще не становится. Таков, к примеру, характер польского профсоюзного объединения «Солидарность».

В числе общественных организаций, связанных по своей профессиональной деятельности с политикой, но не являющихся партией, ассоциации политологов (Международная и Национальные). Российская ассоциация политологов является добровольным объединением лиц, занимающихся исследованиями в области политической науки. В ее задачи, помимо других, входят научная экспертиза политических решений, принимаемых органами власти и управления, политическое консультирование государственных органов. Ассоциация имеет свой устав и соответствующую структуру организации, но партией она не является.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.[8]

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ею. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более разнородны по своему социальному составу. Они возникают как на классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение — межклассовым.

Общественные движения и организации различаются по многим другим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и т. д.


1.4. Конституционно-правовой статус политических партий и движений в России


Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, разрабатываемые политическими партиями.

Многопартийность, следовательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.

Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных кампаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ).[9]

Отношения государства с партиями часто бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству — парламентскую и внепарламентскую. Но это не может стать основанием для какого бы то ни было ограничения деятельности отдельных партий, а тем более их запрещения.

В демократических странах встречаются различные партийные системы — двухпартийные, многопартийные. Это зависит от активности самих граждан, состояния их политического сознания.

Однако ни в одной из таких стран не существует однопартийной системы — это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной "руководящей и направляющей" силы. следует квалифицировать как антиконституционный переворот.

По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагаясь на естественную саморегуляцию общества, гарантировать возможность создания партий и их деятельность.

Государство (прежде всего судебные органы) также обязано предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять на формирование органов власти.

Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении.[10]

Например, если партия не набирает установленного законом количества подписей при выдвижении кандидатов, то она лишается права требовать занесения этих кандидатов в избирательные бюллетени. Практически во всех странах малочисленные партии жалуются на дискриминацию, но чаще всего речь идет о неизбежной государственной селекции в целях создания реальных и эффективных механизмов формирования органов власти.[11]

Отдельные условия, которые в равной мере ставятся перед всеми партиями, не означают. нарушения равенства прав всех общественных объединений для их участия в политической жизни.

Также не нарушают принципа свободы деятельности законодательные ограничения хозяйственной деятельности партий и других общественных объединений, если эта деятельность не соответствует уставным целям, направлена на извлечение прибыли в личных интересах отдельных руководителей и т.д.

В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации — профсоюзы, молодежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда велико.

Общественные объединения — это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества.

Конституция РФ гарантирует право граждан создавать общественные объединения и свободу их деятельности (ст. 30).[12]

Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных законом правах, и прежде всего — свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятельно расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и т.д.

Государственные органы не финансируют деятельность общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих органов государственной власти и государственных совещаниях.[13]

Например, их представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного Президентом для разработки проекта Конституции. Представители многих общественных объединений входят в состав Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, имеющего широкие консультативные функции. Общественные объединения тесно сотрудничают с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Помимо этого "высшего уровня" сотрудничества, осуществляется привлечение общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств. Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам, участвуют в работе Министерства труда и социального развития, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и др.

Таким путем демократическое государство стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата, обеспечивать гласность его работы и устойчивую связь с общественностью.

Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных и антиобщественных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фашистские объединения и т.п.

Однако ограничение права на их создание или деятельность возможно только в силу конституционных или законодательных норм, а также по суду.

В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, - осуществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.

Согласно Конституции (ч. 5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

— насильственное изменение основ конституционного строя;

— нарушение целостности Российской Федерации; — подрыв безопасности государства; — создание вооруженных формирований; — разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специальных законах или судебных решениях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Очевидно, что государство стремится обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституционную законность и создать опасность государственного переворота.

Государство не может терпеть на своей территории каких-либо вооруженных формирований, кроме тех, которые подчинены правительству. Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех социальных, расовых, национальных, религиозных групп.[14]

Одновременно эти гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений, межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и гражданской войны. Гражданское общество не может чувствовать себя уверенно, если государство не противостоит пропаганде расизма, антисемитизма, национализма, классового превосходства и национальной исключительности.

Эти явления в общественной жизни, а тем более вызванные сознательной деятельностью объединений, противоречат коренным принципам правового государства — равенству граждан без какой бы то ни было дискриминации, личной безопасности и полноправию каждого человека.

Глава 2. Российское общество в конце XIX - начале XX вв. Формирование революционных партий


2.1. Освободительное движения 1890 - начала 1900-х гг.


К концу XIX в. в связи с индустриальным развитием России сформировалась и новая социальная категория населения — промышленный пролетариат, который становится главной движущей силой в освободительном движении. Заметно растет стачечное движение рабочих, меняется его характер и направленность. Если в 90-е годы XIX в. преобладали стачки экономического характера, то в начале 1900-х годов заметно возрастание удельного веса стачек, в которых рабочие предъявляли наряду с экономическими и политические требования. В 1900—1902 гг. политические требования присутствовали в 20% случаев рабочих стачек, а в 1903—1904 гг. — в 50%. Численность бастовавших рабочих за 1894—1904 гг. составляла примерно 400 тыс. Забастовками были охвачены преимущественно крупные промышленные регионы России: Московский, Петербургский и горнозаводской Юг.

На рубеже XIX—XX вв. заметно нарастало и крестьянское движение. К этому времени крестьянин бы уже не тот, каким он вышел из крепостного права. На смену забитому, патриархальному "мужику" пришел крестьянин капиталистической эпохи, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. Массовый отход на заработки в города и крупные промышленные центры страны менял менталитет и поведение крестьянина. Возвращаясь с заработков в родную деревню, он переносил городские привычки и новые взгляды на жизнь. Полицейские донесения отмечали возросшее влияние города на крестьянские настроения.

Укажем и на такой важный фактор: крестьянское движение на рубеже XIX—XX вв. проходило уже в условиях роста стачечной борьбы рабочих, находившей отзвук и в крестьянстве. Было отмечено, что вблизи промышленных центров крестьянское движение проходило более организованно. Здесь среди крестьян чаще появлялись прокламации и воззвания из города. Некоторые из грамотных крестьян не только их читали, но и помогали распространять.

Борьба за свои интересы между крестьянами и помещиками продолжала оставаться и в начале XX в. главным содержанием социальных противоречий в деревне. Крестьянское движение все более принимало аграрную направленность. Если в 1870—1880 гг. на аграрной почве возникало 43% крестьянских волнений (170 из 400), в 1881—1890 гг. — 67% (425 из 630), то в 1891—1900 гг. — более 77% (400 из 515). Обычным явлением становятся земельные споры с помещиками, уничтожение межевых знаков на границах владений, запахивание помещичьих земель, сопротивление землемерам при межевании земель, столкновение с администрацией помещичьих экономий.

В России политические партии стали возникать примерно на рубеже 80—90-х годов XIX в — на пол века позже, чем в странах Западной Европы и в  США. При этом в России сначала оформлялись "левые" партии социалистической ориентации, затем либеральной и наконец — право консервативной, в то время как на Западе этот процесс происходил в обратном направлении.

Революция 1905—1907 гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий, как русских, так и национальных. Все они в те годы действовали вполне легально. Численность их вместе с ранее возникшими нелегально партиями к исходу революции достигла свыше 50-ти. Они представляли собой очень широкий спектр социальных, национальных и даже религиозных интересов, выраженных в их программах. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам: 1) революционно-демократические партии (социал-демократические и неонароднические), 2) либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции) и 3) консервативно-охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные). Ниже речь пойдет о наиболее крупных политических партиях, имевших общероссийское значение.


2.2. РСДРП


Среди партий первой группы ведущую роль играли возникшие на рубеже XIX—XX вв. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Как выше указано, РСДРП организационно оформилась на II ее съезде (1903) и тогда же произошел ее раскол на большевиков и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться состоявшими в одной партии.

На 11 съезде РСДРП была принята единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей. Первая ("программа-минимум") предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, введение демократической республики и широкого местного самоуправления, предоставление права на самоопределение всем нациям, входящим в состав России, установление 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда. В аграрном вопросе выдвигались следующие требования: возвращение крестьянам отторгнутых во время проведения реформы 1861 г. отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных сумм. В 1906 г. аграрная программа была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Это требование, как уже сказано, было заявлено самими крестьянами на двух съездах Всероссийского крестьянского союза и заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г. Однако, если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надельную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель. Различие, на первый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение. В первом случае хозяином земли становился сам народ, точнее те, кто ее обрабатывает, при этом распределением земельных участков ведала сама крестьянская община. Во втором — полным собственником земли становилось государство, которое превращалось таким образом в крупнейшего помещика-монополиста со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вторая часть программы РСДРП ("программа-максимум") предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного "перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую", без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период буржуазного развития, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с буржуазно-демократическими свободами и учреждениями.

В период революции 1905—1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП насчитывалось 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском — 37%, остальные — грузины (29%), евреи (23%), украинцы (6%) и прочие (5%). Кроме того в России в то время числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. членов еврейского Бунда, 28 тыс. Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.


2.3. Партия эсеров


Партия эсеров хотя формально и заявила о своем возникновении в 1902 г., но организационно оформилась на ее 1-м учредительном съезде, состоявшемся в конце декабря 1905 г. — начале января 1906 г., на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замену ее "народной милицией", введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, "падающих на труд", но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за "социализацию", т. е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по "трудовой" норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Создание трудовых ассоциаций предполагалось не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы создания общественных отношений в деревне социалистического характера.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций — вплоть до организации вооруженных восстаний и применения индивидуального политического террора. Впрочем террор они рассматривали как "крайнее" средство. Им занималась небольшая "Боевая группа", которая вначале насчитывала 10—15, а в ходе революции 1905— 1907 гг. — 25—30 человек. Руководили "Боевой группой" Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц — министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. Я. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).


2.4. Кадеты


Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем 1 Учредительном съезде в Москве 1218 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя "партией народной свободы". Она была преимущественно "интеллигентской" партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции. Членами этой партии были видные ученые: В. И. Вернадский, С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки — А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон. Ю. В. Готье, экономисты и публицисты — П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И. И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.

В январе—апреле 1906 г. насчитывалось 274 кадетских комитета, а к 1907 г. свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50—60 тыс. членов (после поражения революции численность кадетской партии сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 г. из ссылки, он вынужден был уехать за границу; читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигрировать. В апреле 1905 г. Милюков вернулся в Россию и с головой ушел в политическую борьбу.

Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских политический прав личности", за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Кадеты предусматривали введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов.


2.5. Партия социалистов-революционеров (ПСР)


В 1901 г. на политическую арену выходит Партия социалистов-революционеров, считавшая себя идейной преемницей революционной народнической партии «Народная воля». «Социализация земли» — лозунг партии, террор — метод ее деятельности. Установкой партии стала идея, что «развившийся механизм государства парализует производительные силы деревни». Предполагалось, что процесс преобразования России будет идти «под руководством несоциалистических сил». В политической сфере эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей или всеобщим избирательным правом и заменой армии ополчением, в области производства — на установлении минимума заработной платы и государственном страховании, в сфере аграрной — на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должно было способствовать расширение прав общины на экспроприацию частных земель, конфискация дворцовых и монастырских земель, развитие кооперации и общественных служб (образование, медицина). Партия предупреждала: «Рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредотачивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии, ради ее фискальных и политических целей». Целями партии были борьба с самодержавием и созыв Земского Собора (Учредительного собрания).

Заключение


Становление качественно новой политической системы, базирующейся на многопартийности, является важнейшим элементом демократизации политического процесса в современной России. Как показывает мировой опыт, уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от степени институциализации политического плюрализма, проявляющегося, прежде всего, в становлении и развитии политических партий, их превращении в структурообразующий элемент российского общества.

Образовавшееся в российском обществе, противостояние общественных и политических сил — свидетельство того глубокого системного кризиса, в котором оно оказалось. Выход из него лежит через реформирование гражданского общества и политической системы на основе последовательной реализации принципов демократии и движения по пути прогресса, а не движения вспять.

Выявлены позиции политических партий по проблемам государственного устройства, федеративных и национальных отношений, раскрыты варианты партийных реформ в экономике, основные модели и направления социальной политики в программах политических партий.

Дана идеологическая идентификация политических партий, классификация партий по идейным основаниям, раскрыты основные идеи и ценности партий, проведен их сравнительный анализ, показано их влияние на электоральное поведение.

Проанализировано организационное устройство политических партий: основные атрибуты их институционализации, правовое регулирование института членства, система руководящих органов, гарантии и механизмы обеспечения внутрипартийной демократии, основы партийного строительства в субъектах Федерации.

Раскрыта роль программных документов политических партий в деятельности Государственной Думы. Дан анализ законодательных инициатив, депутатских объединений, оценка рейтингов голосования депутатских фракций и групп.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и предложения могут быть использованы для более глубокого осмысления происходящих социально-политических процессов, а также определения направлений перспективных научных изысканий по дальнейшей разработке концепции развития России. Результаты исследования также могут быть использованы при анализе проблем электорального поведения и факторов, влияющих на выбор избирателей.



Список литературы


                    Верт Н., История Советского государства. 1900-1991, М., Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992;

                    Выбор пути. История России 1861-1938. Екатеринбург, 1995.

                    Годин. События и люди 14 декабря 1825 года. Хроника. М. 1985.

                    История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. /Под ред. В.А. Федорова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

                    История политических партий России / Под ред. А. И. Зевелева. М.: Высш. шк.1994.

                    Наше отечество. Опыт политической истории. 1991.

                    От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь в капиталистической России 1861 - февраль 1917 г. Екатеринбург. 1991.

                    Пансин. Хорос. Революционные традиции в России. М.1986.

                    Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Курсив, 1995.

                    Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1996.




[1] Шевченко Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством (О пользе политических партий в России) // Pro et Contra, 2000, №1.

[2] Эллис Э. Политические партии и возобновление истории // Полис. 1994. №2.

[3] Заславский С. Российская модель партийной системы // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994. № 4.

[4] Шевченко Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством (О пользе политических партий в России) // Pro et Contra, 2000, №1.

[5] Шмачкова Т.В. Теория коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис, 1996, №5

[6] Батлер У. Становление многопартийности в России как фактор, воздействующий на отношения с западными государствами // Актуальные проблемы Европы. - 2001. - N4.-С.154-183

[7] Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие). М., 1996.

[8] Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие). М., 1996.

[9] Шейнис В. Тернистый путь российской конституции // Государство и право. 1997. №12. С.70.

[10] Политические институты на рубеже тысячелетий /Отв. ред. Холодковский К.Г. Дубна: Феникс+, 2001.

[11] Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. - М., 1996.

[12] Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. - М., 1996.

[13] Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие). М., 1996.

[14] Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие). М., 1996.