Содержание

 

Введение. 3

1. Понятие административной ответственности; ее основные черты и отличия от иных видов юридической ответственности. 4

2. Признаки административной ответственности. 5

3. Нормативная основа (институт) административной ответственности. 8

4. Административное нарушение и административное правонарушение (фактическое основание ответственности) 11

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение


В философской, экономической, социологической и в особен­ности в юридической литературе существуют многочисленные и подчас существенно отличающиеся друг от друга понятия и опре­деления ответственности. Следует согласиться с Ю.А. Тихомировым относительно природы, характера и содержа­ния сравнительного правоведения: оно включает изучение различ­ных нормативных массивов, правовых систем, владение приемами их сопоставления для оценки, использование способов их отражения и восприятия в тех или иных национально-правовых системах, зна­ние тенденций и закономерностей общеправового развития. С. С. Алексеев дал следующее определение юридической ответственности. В праве под этим термином понимается главным образом применение государственного принуждения виновному лицу за совершенное им правонарушение. Таким образом, юридическая ответственность - это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение. В юридической литературе имеются различные определения юридической ответственности, принадлежащие Ю. А. Тихомирову, Р.О. Халфиной, В. П. Казимирчуку, Б. Л. Назарову, С. Н. Братусю, Г. В. Мальцеву, другим авторам.

Различаются и такие виды юридической ответственности, как конституционно-правовая (государственно-правовая), гражданско-правовая, уголовно-правовая, эколого-правовая, ответственность по налоговому праву, таможенному праву и другим отраслям российского права.

Цель работы – рассмотреть проблему административной ответственности в административном праве и рассмотреть условия ее наступления.

Задачи работы – дать понятие административной ответственности; рассмотреть основные черты административной ответственности и отличия от иных видов юридической ответственности; изучить признаки и рассмотреть нормативную основу административной ответственности.

1. Понятие административной ответственности; ее основные черты и отличия от иных видов юридической ответственности


Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, в числе которых уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и административная. По общему правилу, административная ответственность наступает вследствие неисполнения субъектом административно - правовых отношений определенных обязанностей в сфере исполнительно - распорядительной деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Такое «место» административной ответственности предопределяется содержанием (структурой) Особенной части КоАП[1]: это сферы охраны прав и здоровья населения, собственности, окружающей природной среды, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и финансов, общественного порядка и управления.

Но сфера управленческих правоотношений охватывает и обеспечение нормальной деятельности государственных органов, не являющихся органами исполнительной власти - судебных органов и органов прокуратуры, которым также свойственны определенные организационные (а по сути - управленческие) функции.

Административная ответственность выражается в применении в установленном законом порядке к правонарушителям административных взысканий (штраф, административный арест и др.), которые являются мерами административной ответственности и применяются в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к установленным правилам поведения в обществе, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами[2].


2. Признаки административной ответственности


Административная ответственность - особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Можно назвать такие ее специфические признаки:

1)  основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние;

2)  она состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью. Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;

3)  к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они  налагают  административные  взыскания.   В  настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти;

4)  к ней привлекаются индивидуальные субъекты (граждане, должностные  лица,   индивидуальные  предприниматели)   и юридические лица;

5)  существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;

6)  она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

•       нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее;

•       фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

•       процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными проступками (нарушение избирательных прав, правил заключения коллективных договоров, неуважение к суду, невыполнение требований прокурора, многих должностных лиц и др.).

Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными проступками, гражданско-правовыми деликтами. Так, сейчас не уголовные, а административные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил административного надзора и др. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.

Чем обусловлено повышение роли административной ответственности в обеспечении правопорядка? Во-первых, отрицательными последствиями научно-технического развития. Широкое применение сложной техники, электричества, газа, радиоактивных элементов, продукции современной химии, компьютеров и т.д. требует, чтобы общество позаботилось о своей противопожарной, санитарной, информационной и иной безопасности.

Достаточно напомнить о вреде, который причиняют дорожно-транспортные происшествия, загрязнения водоемов промышленными отходами. Возникла необходимость усилить охрану людей, материальных ценностей, окружающей среды от отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Во-вторых, принятие норм, устанавливающих ответственность за неисполнение законных актов государственных и муниципальных органов, представителей власти, за неуважение к суду призвано создать условия для нормальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе.

В-третьих, административными санкциями прежде всего охраняются обновленное налоговое, таможенное дело, борьба с монополизмом и многие другие экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований[3].


3. Нормативная основа (институт) административной ответственности


Нормативная основа административной ответственности - это система действующих норм права, закрепляющих:

•      составы административных проступков (основания ответственности);

•       систему административных взысканий и принципы их наложения;

•       круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания;

•       процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму.

В развитии нормативной основы (института) административной ответственности в России можно выделить три этапа.

Первый - с незапамятных времен до 1984 г. В это время административная ответственность вначале полностью, потом в основном, а в конце этапа во многом регулировалась многочисленными подзаконными актами (правительственными, ведомственными, местных государственных органов). Не было акта, который бы регулировал общие вопросы административной ответственности.

Второй этап – 1984-1991 гг. В эти годы в России вопросы административной ответственности за небольшими исключениями регулировались Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, принятым в 1984.

Третий этап начался в 1991 г. Это этап декодификации. Его особенность в том, что действует КоАП РСФСР, но издается много законов и ряд указов Президента Российской Федерации, актов глав исполнительной власти субъектов Федерации, которые регулируют отдельные вопросы административной ответственности. Нормы новых актов не включены в КоАП РСФСР и действуют параллельно с его нормами.

Четвертый этап начался в 2002 году с принятием КоАП РФ.

Нормативную основу административной ответственности сейчас, как и до начала в 1980 г. процесса кодификации таких норм, образуют многие нормативные акты. Особое место среди них принадлежит Кодексу РФ об административных правонарушениях. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.) Кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.

КоАП РСФСР является главным источником по ряду причин:

•      он самый большой по объему кодифицированный акт, регулирующий административную ответственность;

•       он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.);

•       во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП (ст. 289 ТК РФ, например). К тому же нужно иметь в виду, что до 1990 г. в этом Кодексе находилось все законодательство РСФСР об административной ответственности. Начиная с 1990 г. число источников нормативной основы административной ответственности стало резко расширяться.  В 90-х гг. было издано большое число актов по этому вопросу, нормы которых в КоАП РФ не вошли.

Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором более 170 статей посвящены административной ответственности за нарушение таможенных правил. Ряд налоговых нарушений называет Налоговый кодекс Российской Федерации. Не включены в КоАП РФ соответствующие нормы законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Земельного кодекса и других федеральных законов.

Таким образом, сейчас существует и действует большое количество федеральных норм об ответственности, не включенных в КоАП РФ. Первая причина такой декодификации в том, что Кодекс объединил только нормы об ответственности граждан, а новое законодательство либо устанавливает административную ответственность только организаций, либо граждан и организаций.

Второй причиной процесса декодификации стало бурное законотворчество субъектов Федерации. Федеративный договор, а затем Конституция Российской Федерации[4] отнесли административное и административно-процессуальное право к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку ряд вопросов вообще не регламентировался КоАП РФ, а в ряде случаев действовали нормы, санкции которых субъекты Федерации считали слишком малыми, они стали принимать новые акты. С 1992 г. главы исполнительной власти, законодательные органы субъектов Федерации издали уже много законов, постановлений и даже кодексов, регулирующих на их территории применение административных взысканий за нарушения разных правил.

Примерно с начала 1997 г. начался новый этап в развитии регионального законодательства об административной ответственности: этап подготовки и принятия кодифицированных актов, объединяющих переработанные нормы всех ранее принятых актов субъекта РФ, регулирующие административную ответственность[5].


4. Административное нарушение и административное правонарушение (фактическое основание ответственности)


Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное нарушение (административный деликт). Оно может быть совершено виновно и невиновно.

Действующее законодательство закрепляет принцип, что индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица) несут ответственность только за виновные действия - административное правонарушение. Что же касается организаций, то они отвечают за ряд административных нарушений независимо оттого, виновны ли они. Субъекты, решающие вопросы об их ответственности, не обязаны выяснять, доказывать наличие вины. Организации в таких случаях несут ответственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным вменением. От ответственности за неисполнение обязанности в таких случаях освобождает только действие непреодолимой силы. Объективное вменение, привлечение к административной ответственности за сам факт совершения административного нарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности, в том числе к лицам, занимающимся ею без образования юридического лица.

Кстати, и в гражданском праве в связи с развитием в нашей стране предпринимательства тоже произошли изменения. Так, в ст. 401 ГК (часть 1) сказано:

1.                                 Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

2.                                 Если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств...

Таким образом, по действующему законодательству общее основание привлечения к административной ответственности субъектов - административное правонарушение, а коллективных субъектов в ряде случаев - просто административное нарушение.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что административное нарушение, деликт, может быть виновным или объективно противоправным. И если к ответственности на основании ТК привлекается организация, наличие или отсутствие вины не имеет юридического значения.

В КоАП РФ содержится такое определение: «Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок... права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность».

Законодатель поставил знак равенства между названиями «административный проступок» и «административное правонарушение». Можно выделить следующие его признаки:

1)  это посягающее на общественные отношения антиобщественное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий;

2)  это противоправное деяние. Нужно подчеркнуть, что не все нарушения норм административного права являются административными проступками. И в то же время административными санкциями охраняются многие нормы конституционного, трудового, гражданского, земельного и иных отраслей права. Административный проступок - это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными взысканиями. Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного проступка. «Никто, - провозглашено в КоАП РФ, - не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило нарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или иного нормативного акта;

3)  это виновное деяние, то есть деяние волевое, сознательное. Отношение правонарушителя к нему порицаемо;

4)  возможность применения административных взысканий является общим свойством административных нарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности.  Но компетентные государственные органы вправе не налагать административного взыскания и передать материалы на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, ограничиться замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

Реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения является его обязательным свойством. Названный признак присущ основной массе рассматриваемых правонарушений, но не всем[6].


Заключение

 

В философско-теоретическом смысле ответственность - по­нятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное.

В целом об ответственности в разных смыслах, гранях и оттенках достаточно полно и неоднократно говорится в Конститу­ции РФ. Например, в преамбуле Конституции говорится об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. То есть это ответственность, понимаемая в широких историко-философском, нравственном и патриотическом планах и ас­пектах.

Однако в Конституции я нахожу также развитые кон­ституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, экологические правовые и другие аспекты и грани института от­ветственности, в том числе административно-правовые. Например, ст. 2, в которой говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность госу­дарства, содержит одновременно и такой элемент, как ответствен­ность государства перед гражданином и обществом. Более конкретизировано и применительно к разным видам ответственности идет речь во второй главе Конституции РФ, в частности, в ст. 41 ч. 3, ст. 54 и др.

Список литературы


1.     Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

2.     Кодекс об административных правонарушениях. М.: Юристъ, 2003.

3.     Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: ИНФРА-М, 2002.

4.     Богомолов С.С. Административное право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003.

5.     Коренев А.П. Административное право России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.



[1] См.: Кодекс об административных правонарушениях. М.: Юристъ, 2003.


1.       [2] Коренев А.П. Административное право России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


[3] Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 297-298.


[4] См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

[5] Богомолов С.С. Административное право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003. С. 213.


[6] Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 344-347.