ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ__________________ 5

1.1 Финансовые результаты: сущность, принципы формирования, виды, нормативно - правовая база__________________________________________________ 5

1.2 Организационно - методический аспекты учета доходов при формировании финансового результата__________________________________________ 14

1.3 Проблемы организации учета финансовых результатов и перспективы их совершенствования в Российской практике__________________________ 17

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В МУП "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"________ 22

2.1 Технико - экономическая характеристика предприятия______________ 22

2.2 Организация учета финансового результата, особенности формирования в МУП "Тепловые сети"________________________________________________ 23

2.3 Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета финансовых результатов____________________________________________________ 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________ 45

ПРИЛОЖЕНИЯ________________________________________________ 47

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей бухгалтерского учета.

Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Одна из важнейших задач бухгалтерского учета на любом предприятии - поиск путей достижения положительного финансового результата уже на ранних стадиях учета. Если бухгалтер исходя из принципа документированного отражения хозяйственных операций будет только кодировать с помощью проводок уже оформленные хозяйственные договоры и действия, то он не сможет повлиять на финансовый результат. Ему целесообразно включиться в работу на самой ранней стадии принятия решений о проведении тех или иных видов хозяйственных операций и проводить предварительные исследования. Отсюда возникает настоятельная необходимость в разработках простых для практического использования методов планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.

Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.

Объектом исследования является Муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", г. Чебаркуль.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании учета формирования и анализа финансовых результатов на примере МУП "Тепловые сети", как инструментов для принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.

Для исследования учета и анализа формирования финансовых результатов поставлены следующие задачи:

-раскрыть сущность, виды, принципы формирования финансовых результатов;

-методологически обосновать организацию бухгалтерского учета формирования финансовых результатов предприятия, использования и распределения прибыли в Российской практике;

-исследовать особенности организации учета формирования финансовых результатов и использования прибыли на примере МУП "Тепловые сети";

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.1 Финансовые результаты: сущность, принципы формирования, виды, нормативно - правовая база

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

• сумм НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей;

• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

• в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

• авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

• задатка;

• в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

• в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие поступления.

К прочим поступлениям относятся:

-операционные доходы;

-внереализационные доходы;

-чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 «Продажи».

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.):

Страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

В ПБУ 4/99 изложен иной подход к классификации доходов. В п. 2 ПБУ 4/99 указывается, что «в отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные». В состав обычных доходов включены доходы от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и обязательных платежей, операционные и внереализационные доходы.

Столь различный подход к классификации доходов и расходов в нормативных документах одного уровня и утвержденных примерно в одно и то же время, существенно усложняет понимание этих документов и вызывает трудности в учете доходов и расходов.

Приведем показатели прибыли и порядок их формирования (в соответствии с ПБУ 4/99).

1. Валовая прибыль

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

— себестоимость проданных товаров, продукции; работ, услуг

2. Прибыль (убыток) от продаж ' Валовая прибыль

— коммерческие расходы

— управленческие расходы

3. Прибыль (убыток) до налогообложения Прибыль (убыток) от продаж .+ операционные доходы

— операционные расходы

+ внереализационные доходы

— внереализационные расходы

4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности Прибыль (убыток) до налогообложения

— налог на прибыль и иные аналогичные платежи

5. Чистаяприбыль /нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Прибыль / убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы

— чрезвычайные расходы '

6. Нераспределенная прибыль /убыток отчетного года

Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.

Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету — расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым 'записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:

а) финансового результата от продажи продукции (работ, услуг); '

б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99. .

Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.

По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.

Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках от продажи продукции (работ, услуг)

Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и продажу.

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

-готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства и товарам;

-работам и услугам промышленного и непромышленного характера;

-покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

-строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;

-услугам связи и по перевозке грузов и пассажиров;

-транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

-предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,  промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров, а по дебету — их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчетах 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 учитываются соответственно поступившая выручка от продажи продукции, себестоимость проданной продукции, начисленные НДС и акцизы.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91 -2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываютпоступления акти-вов, признаваемых прочими доходами (за исключением чрезвычайных).

На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитывают операционные и внереализационные расходы, признаваемые прочими расходами (за исключением чрезвычайных).

Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91-1 и 91-2 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-1 и кредитового оборота по субсчету 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.

По окончании отчетного года субсчета 91-1 и 91-2 закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.

В соответствии с ПБУ 9/99 операционными доходами и расходами являются:

• поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

• поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

• поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

• прибыль или убыток, полученные организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

• поступления и расходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции,товаров;

• проценты, полученные и уплаченные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

• отчисления в оценочные резервы;

• прочие операционные доходы и расходы.

Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия имущества (кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров) и от участия в других организациях (поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль или убыток от участия в совместной деятельности).

Внереализационными доходами и расходами являются:

• штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров полученные и уплаченные;

• активы, полученные и переданные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

• поступления в возмещение и возмещение причиненных организации убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

• суммы кредиторской, депонентской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма дооценки и уценки активов;

• перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

• прочие внереализационные доходы и расходы.

Поступления от уплаты штрафов, пеней, различных неустоек и других видов санкций отражают по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и дебету счетов учета денежных средств и расчетов с дебиторами.

Уплаченные организацией суммы штрафов, пеней, неустоек и суммы от других санкций отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов учета денежных средств. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включают, а относят на уменьшение прибыли, Остающейся в распоряжении предприятия (т.е. на счет 99 «Прибыли и убытки»).

В дебет счета 91 с кредита различных счетов списывают расходы, связанные с благотворительной деятельностью, осуществлением мероприятий, — спорта, отдыха, развлечений, культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

Прочие внереализационные расходы и потери списываются с дебета или кредита соответствующих счетов в момент их выявления на счет 91.

1.2 Организационно - методический аспекты учета доходов при формировании финансового результата

Счета, на которых отражаются доходы, а также выявляется конечный финансовый результат ее деятельности, в плане счетов сгруппированы в заключительном VIII разделе "Финансовые результаты".

Для формирования финансовых результатов предусмотрены следующие счета бухгалтерского учета:

- счет 90 "Продажи" - для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности;

- счет 91 "Прочие доходы и расходы" - для учета доходов и расходов от прочих операций;

- счет 99 "Прибыли и убытки" - для формирования конечного финансового результата деятельности организации.

На счете 90 "Продажи" учитываются операции по поступлению доходов, признанных в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета выручкой от обычных видов деятельности: продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также от сдачи в аренду активов организации, предоставления во временное владение или пользование объектов интеллектуальной собственности и участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации.

Корреспонденция счетов по учету доходов от обычных видов деятельности:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - отражение суммы поступлений, признанных выручкой от продажи продукции, товаров, работ, услуг

Д-т сч. 90 К-т сч. 99 - отнесение в конце месяца суммы прибыли от продаж на счет прибылей и убытков

Планом счетов предусмотрена также возможность ведения учета по счету 90 "Продажи" с использованием специальных субсчетов:

- 90-1 "Выручка" - для учета поступлений активов, признаваемых выручкой

- 90-2 "Себестоимость продаж" - для учета себестоимости продаж

- 90-3 "Налог на добавленную стоимость" - для учета сумм НДС, причитающихся к получению от покупателя (заказчика)

- 90-4 "Акцизы" - для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров)

- 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" - для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

При использовании указанных субсчетов учет операции по формированию доходов от обычных видов деятельности будет осуществляться следующим образом:

- записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", производятся накопительно в течение отчетного года;

- финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка";

- ежемесячно заключительными оборотами финансовый результат от продаж списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки";

- синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет;

- по окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на счет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

Корреспонденция счетов по учету доходов и расходов от обычных видов деятельности (с использованием отдельных субсчетов):

Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 - отражение выручки от продаж

Д-т сч. 90-3 К-т сч. 68, 76 - отражение НДС с выручки

Д-т сч. 90-2 К-т сч. 20, 26, 43, 44 и др. - отражение расходов, включаемых в себестоимость продажи

Д-т сч. 90-9 К-т сч. 99 - отнесение ежемесячно суммы прибыли от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков

Д-т сч. 90-1 К-т сч. 90-9 - отнесение в конце года накопленной суммы выручки от продаж на отдельный субсчет

На счете 91 "Прочие доходы и расходы" учитываются прочие доходы, которые в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета относятся к операционным и внереализационным доходам и расходам: от продажи и прочего выбытия активов организации, а также от сдачи в аренду активов организации, предоставления во временное владение или пользование объектов интеллектуальной собственности и участия в уставных капиталах других организаций (если это не является предметом деятельности организации), получения и предоставления займов, получения и уплаты штрафов, пеней, неустоек и др.

Корреспонденция счетов по учету прочих доходов:

Д-т разных счетов К-т сч. 91 - отражение поступлений, относящихся к прочим доходам

Д-т сч. 91 К-т сч. 99 - отнесение в конце месяца суммы прибыли от прочих доходов и расходов на счет прибылей и убытков

Для учета операций по счету 91 "Прочие доходы и расходы", так же как и по счету 90 "Продажи", можно использовать специальные субсчета:

91-1 "Прочие доходы";

91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Порядок учета операций с использованием указанных субсчетов аналогичен порядку, рекомендованному для учета операций на счете 90 "Продажи": по счетам 90-1 "Прочие доходы" записи производятся накопительно в течение отчетного года, сальдо прочих доходов ежемесячно списывается со счета 90-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки", а в конце отчетного года счета 90-1 "Прочие доходы" и закрываются на счет 90-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

На счете 99 "Прибыли и убытки" выявляется конечный результат финансово-хозяйственной деятельности организации (чистая прибыль или чистый убыток), который складывается из следующих показателей:

- финансового результата от обычных видов деятельности (в корреспонденции со счетом 90 "Продажи");

- финансового результата прочих доходов и расходов (операционных и внереализационных - в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы");

- потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности - стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т. п. (в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т. п.);

- начисленных платежей налога на прибыль и платежей по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также сумм причитающихся налоговых санкций (в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам").

По окончании отчетного года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

1.3 Проблемы организации учета финансовых результатов и перспективы их совершенствования в Российской практике

Изменения, происходящие в экономической системе страны, требуют соответствующего механизма управления процессами, включая одну из его существенных частей - бухгалтерский учет.

Элементами, отражающими финансовые результаты предприятия, являются доходы и расходы. В международных стандартах финансовой отчетности концепции "доходов" и "расходов" предприятия формулируются в главе "Принципы", а также в ряде стандартов (МСФО 1, МСФО 8, МСФО 18). В российских нормативах по ведению бухгалтерского учета до недавнего времени отсутствовало четкое определение категорий "доходы" и "расходы" предприятия. В первый раз эти понятия были раскрыты для целей бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29 декабря 1997 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом профессиональных бухгалтеров. Однако на практике не все положения данной Концепции соблюдались в силу отсутствия их связи с законодательством и нормативными актами, а также механизма практической реализации. Эту проблему призваны решить принятые в 1999 г. и вступившие в действие с 1 января 2000 г. положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н) и ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н). Рассмотрим, насколько соответствует трактовка доходов и расходов предприятия в современном российском законодательстве требованиям МСФО.

В соответствии с МСФО доход - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Необходимо отметить большую схожесть трактовок дохода предприятия в Концепции, ПБУ 9/99 и МСФО. Во всех определениях доход - это приращение экономических выгод, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников. Однако согласно Концепции доход - это увеличение экономических выгод или уменьшение обязательств. В МСФО увеличение экономических выгод трактуется как увеличение активов или уменьшение обязательств, в результате чего и происходит приращение капитала. Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО.

В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.). Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности фирмы и прочие. Принцип отнесения доходов к определенной группе такой же, как и в МСФО, - исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 отмечается условность отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности для разных предприятий: одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и др.). В отличие от МСФО в ПБУ 9/99 более четко определяется критерий отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности. Этим критерием является предмет деятельности, который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) указывается в учредительных документах предприятий. Если в учредительных документах не указывается предмет деятельности организации, она определяет отнесение доходов к доходам от обычных видов деятельности самостоятельно, что разрешается в соответствии с п. 4 ПБУ 9/99.

В ПБУ 9/99 приводится более детальная классификация прочих доходов, чем в МСФО. Точнее говоря, в МСФО не классифицируются прочие доходы, а только приводятся некоторые их примеры: реализация основных средств, "нереализованные" доходы от увеличения балансовой стоимости активов при их переоценке. В ПБУ 9/99 прочие доходы подразделяются на три группы: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы, однако при этом не характеризуется их экономическая сущность. Вместо строгого определения критерия отнесения доходов к той или иной группе в ПБУ 9/99 дается перечень примеров операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, заканчивающийся словами "прочие", "и т.п.". Принцип группировки доходов остается неопределенным, что может повлечь разночтения у различных пользователей.

В МСФО определяются критерии включения дохода в финансовую отчетность. Факт включения называется "признанием дохода". По МСФО доход признается в отчете о прибылях и убытках, если возникает увеличение будущих экономических выгод, связанных с увеличением активов или уменьшением обязательств, которые могут быть надежно измерены. Аналогичны МСФО критерии признания дохода в отечественной Концепции бухгалтерского учета. ПБУ 9/99 также содержит раздел, посвященный признанию доходов. В отличие от Концепции в ПБУ 9/99 расшифровываются принципы признания для различных статей доходов в соответствии с их классификацией. Доходы от обычных видов деятельности в ПБУ 9/99 называются выручкой. Проанализируем соответствие признания выручки по ПБУ 9/99 требованиям МСФО.

Если категория "доходы" определяется в концептуальной главе МСФО "Принципы", то выручке фирмы посвящен отдельный стандарт МСФО 18, который так и называется "Выручка". ПБУ 9/99 по сути представляет собой совмещение концептуальных основ с их практической реализацией. В МСФО 18 признание выручки осуществляется по-разному, в зависимости от вида выручки:

-выручка от продажи товаров;

-выручка от предоставления услуг;

-выручка от использования другими сторонами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.

Однако в МСФО 18 приводятся не все возможные виды выручки. Виды выручки, не отраженные в МСФО 18, рассматриваются в других стандартах, например доходы от договоров аренды - в МСФО 17, дивиденды - в МСФО 28, изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств - в МСФО 32 и т.д.

В отличие от МСФО в российском законодательстве выручке уделяется гораздо меньше внимания. Все виды выручки отражаются в одном ПБУ 9/99, причем более поверхностно, чем в МСФО. Согласно ПБУ 9/99 критерии признания выручки включают пять пунктов, которые распространяются на все виды выручки. (Исключение составляет только выручка от предоставления за плату во временное пользование активов, для признания которой требуется выполнение только трех пунктов из пяти.)

Отражение финансовых результатов предприятий в Российской Федерации не в полной мере соответствует требованиям МСФО. Принятые в последнее время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 значительно приблизили финансовую отчетность в Российской Федерации к международным стандартам. Тем не менее, сохраняется жесткое нормативное регулирование многих вопросов учета финансовых результатов предприятия. Несмотря на заявление в указанных нормативах о независимости представления финансовых результатов в отчетности от целей налогообложения, на практике сохраняется фискальная направленность учета. Таким образом, сегодня сохраняются существенные проблемы, касающиеся отражения финансовых результатов предприятия в соответствии с МСФО. Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В МУП "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"

2.1 Технико - экономическая характеристика предприятия

Чебаркульское городское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации собственником имущества Комитетом по управлению муниципального имуществом г.Чебаркуля.

Основной целью МУП 'Тепловые сети" является надежное теплоснабжение объектов города и получение прибыли.

Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам имуществом.

Предприятие открывает в банке расчетный счет и иные счета. Имеет печати, штампы со своим наименованием.

Место нахождения предприятия: РФ Челябинская область г.Чебаркуль . 1.8 .Юридический адрес: 456400 г. Чебаркуль, ул. Толстого 9.

Основными задачами предприятия являются теплоснабжение, обеспечение горячей водой жилого фонда и иных объектов расположенных на территории г. Чебаркуля; осуществление технически правильной эксплуатации, ремонта и содержание тепловых сооружений и сетей, устранение аварий и повреждений на тепловых сооружениях и сетях.

Для достижения целей Предприятие осуществляет виды деятельности:

-оказание услуг в сфере ЖКХ и иных услуг.

-работы по содержанию и ремонту тепловых сооружений и сетей.

-торгово-закупочная деятельность.

-обеспечение тепловой энергией и горячей водой жилого фонда, юридических лиц и других объектов города.

-обеспечение проектирования и строительства тепловых сетей и теплоснабжающих объектов.

-осуществляет руководство и контроль за правильной эксплуатацией тепловых сетей и сооружений;

-выдает технические условия для присоединения к городским тепловым сетям при утверждении проектов гражданского и промышленного строительства;

-разрабатывает программы перспективного развития теплоснабжения города;

-подготавливает тепловые сооружения и сети к сезонной эксплуатации;

-присоединяет и отключает абонентов согласно правил и договоров.

Финансовая деятельность Предприятия осуществляется за счет средств полученных в результате ведения собственной хозяйственной деятельности, в том числе и муниципального заказа.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который создает необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

2.2 Организация учета финансового результата, особенности формирования в МУП "Тепловые сети"

МУП "Тепловые сети" основную часть своей прибыли получает от теплоснабжения. Прибыль определяют как разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затрат на её производство и реализацию. Перечень этих расходов предусмотрен положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99. Результат от реализации продукции ежемесячно списывается со счета 90 "продажи" на счет 99 "Прибыли и убытки".

Аналитический учет по счету 99 ведут по каждой статье прибылей и убытков.

Естественно, что каждая организация разрабатывает дополнительные субсчета к плану счетов, как способы ведения правильного и аргументированного учета, обязательно закрепленные в учетной политике.

Так, финансовые результаты на счете 90 "продажи" у МУП "Тепловые сети" составляют следующие субсчета:

90/1 - выручка от передачи теплоснабжения

90/2 - обслуживание работы

90/3 - выручка от продажи материалов

90/4 - выручка от продажи товаров

90/5 -НДС

90/9 - прибыль/ убыток

При открытии самостоятельных субсчетов в МУП "Тепловые сети" немаловажным является то обстоятельство, что сальдо по вышеуказанным субсчетам 90-1-90-4 не списываются до конца отчетного года. Финансовый результат месяца определяется списанием с субсчета 90-9 сумм, соответствующих суммарному сальдо по остальным субсчетам к счету 90. Это сделано для удобства формирования информации для составления бухгалтерской отчетности (в частности, Отчета о прибылях и убытках).

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов на счете 90 отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

- работам и услугам непромышленного характера;

- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

- товарам;

Нетрудно убедиться, что счет 90 несет двойное экономическое содержание, являясь одновременно и счетом учета реализации и счетом, на котором формируются финансовые результаты.

Таким образом, полная схема бухгалтерских проводок по учету продаж товаров, продукции, работ и услуг в МУП "Тепловые сети" будет следующей:

- дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" кредит счетов учета производственных затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства") - на сумму фактической себестоимости работ или услуг основного производства, вспомогательных производств и обслуживающих производств и хозяйств;

-дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы" - на сумму общехозяйственных расходы в;

-дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 43 "Готовая продукция" - на сумму фактической себестоимости реализованной готовой продукции;

-дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 90, субсчет "Выручка" - на сумму реализованной продукции работ или услуг (независимо от выбранного метода определения выручки от реализации),

-дебет счета 90, субсчет "НДС" кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - на сумму налога на добавленную стоимость по стоимости реализованной продукции (работ и услуг)

-дебет счетов учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетные счета в сберегательном банке") кредит счета 62 - на сумму денежных средств, поступивших в оплату реализованной продукции, работ или услуг;

дебет счета 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж" кредит счета 99 - на сумму прибыли от реализации продукции, работ или услуг

Одна из двух последних проводок делается в конце отчетного месяца. При этом, как уже отмечалось, сальдо по другим субсчетам к счету 90 не списывается, а остается на этих субсчетах до конца отчетного года. Тем не менее, общее сальдо по всем субсчетам к счету 90 в конце отчетного месяца должно равняться нулю.

Операции по субсчетам 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы" необходимо накапливать в течение отчетного года. Так же как и при определении результата по обычным видам деятельности, по окончании месяца бухгалтер должен сопоставить дебетовый оборот по субсчету 91-2 "Прочие расходы" и кредитовый оборот по субсчету 91-1 "Прочие доходы". Разница между оборотами даст сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно записывается по дебету субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" и кредиту счета 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, в течение года сальдо на субсчетах, открытых к счету 91, следует считать нарастающим итогом, а сальдо по синтетическому счету 91 "Прочие доходы и расходы" будет свернуто, то есть должно быть равно нулю. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы" (кроме субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"), будут закрыты внутренними записями на субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Как уже оговаривалось выше, в соответствии с п.7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п.11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" к операционным доходам и расходам относят:

1. Доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации и расходы, связанные с ними (когда это не является предметом деятельности организации).

2. Доходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и расходы, связанные с ними (когда это не является предметом деятельности организации).

3. Доходы (проценты) и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций. При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора.

Указанные три вида доходов и расходов в МУП "Тепловые сети" отражают в учете методом начисления:

-Дебет счета 62 Кредит счета 91-1 - начисление арендной платы;

-Дебет счета 91-2 Кредит счета 02 - на сумму начисленного износа основных средств, сданных в аренду;

-Дебет счета 91-2 Кредит счета 20 - другие расходы, связанные со сдачей имущества в аренду.

4. Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества):

Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам") Кредит счета 91-1.

5. Доходы и расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, оформляют в МУП "Тепловые сети" следующими бухгалтерскими записями:

-Дебет счета 51 (50) Кредит счета 91-1 - доходы от продажи или выбытия основных средств, материалов и прочих активов;

-Дебет счета 91-2 Кредит счета 68 (субсчет "НДС") - сумма начисленного НДС с выручки от продажи основных средств;

-Дебет счета 91-2 Кредит счета 20 (23,70, 69...) - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств;

-Дебет счета 91-2 Кредит счета 01 (04, 10) - списание остаточной стоимости выбывших активов, по которым начисляется амортизация, и фактической себестоимости других активов, списываемых организацией;

6. Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке:

Дебет счета 51 (52, 58) Кредит счета 91-1.

7. Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов):

Дебет счета 91-2 Кредит счета 67 (66).

В соответствии с п.8 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п.12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" к внереализационным доходам и расходам относят:

1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков. Они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией - должником, в данном случае бухгалтерская служба МУП "Тепловые сети" проводит следующим образом:

-Дебет счета 51 (76) Кредит счета 91-1 - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, начисленные в момент их получения или признания;

2. Прибыли и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году:

Дебет счета 60 (62, 76...) Кредит счета 91-1 - прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;

3. Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. Они включаются в доходы предприятия в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете предприятия:

Дебет счета 91-2 Кредит счета 62 (60, 66, 67, 76) - суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

6. Расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации:

Дебет счета 91-2 Кредит счета 20 (23...).

7. Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (Планом счетов введен новый порядок учета безвозмездно полученных активов).

В частности, стоимость безвозмездно полученных ценностей отражают на субсчете 98-2 "Безвозмездные поступления".

По кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" в корреспонденции со счетами 08 "Вложения во внеоборотные активы" и другими отражается рыночная стоимость активов, полученных безвозмездно, а в корреспонденции со счетом 86 "Целевое финансирование" - сумма бюджетных средств, направленных коммерческой организацией на финансирование расходов.

В дальнейшем суммы, учтенные на счете 98 "Доходы будущих периодов", списываются с него в кредит счета 91-1 "Прочие доходы и расходы" следующим образом:

- по безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;

- по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).

7. Суммы дооценки и уценки активов (за исключением внеоборотных активов). Они определяются в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов.

8. Возмещение причиненных организации убытков:

Дебет счета 91-2 Кредит счета 76 - расходы, связанные с рассмотрением дел в судах.

9. Поступления в возмещение причиненных организации убытков:

Дебет счета 60 (62, 76) Кредит счета 91-1.

Отражение операций на 91 счете "Прочие доходы и расходы" при исследовании данной работы МУП "Тепловые сети" проводилась следующим образом на примере с основными средствами:

В январе 2002 г. МУП "Тепловые сети" реализовало неиспользуемое оборудование на сумму 21 600 руб. (в том числе НДС 20% - 3 600 руб.). Первоначальная стоимость оборудования - 24 000 руб. Сумма начисленного износа - 7500 руб. При отгрузке оборудования был произведен демонтаж оборудования. Заработная плата рабочих, занятых демонтажем, составила 1000 руб., а сумма начисленного социального налога - 356 руб. (1000 х 35,6%).

Дебет счета 02 "Амортизация основных средств" Кредит счета 01 "Основные средства" (субсчет "Выбытие основных средств") - 7500 руб. - списана амортизация по вызываемым объектам;

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 01 "Основные средства" (субсчет "Выбытие основных средств") - 16 500 руб. - списана остаточная стоимость основных средств;

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие доходы") - 21 600 руб. - выручка от продажи основных средств;

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 68 (субсчет "НДС") - 3600 руб. - начислен налог на добавленную стоимость с продажи основных средств;

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 23 "Вспомогательные производства" - 1356 руб. (1000 руб. + 356 руб.) - списаны затраты по демонтажу оборудования.

Также в январе 2001 г. МУП "Тепловые сети" получило безвозмездно от юридического лица материалы на сумму 10 000 руб. В этом же месяце часть материалов в сумме 3000 руб. была отпущена в производство.

В бухгалтерии МУП "Тепловые сети" эти операции были отражены следующим образом:

Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 98 "Доходы будущих периодов" (субсчет "Безвозмездные поступления") - 10 000 руб. - оприходованы материалы, полученные безвозмездно,

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы" - 3000 руб. - переданы материалы в производство.

Дебет счета 98 Доходы будущих периодов" (субсчет "Безвозмездные поступления") Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие доходы") - 3000 руб. - отражена прибыль на сумму использованного материала.

По окончании отчетного периода бухгалтер МУП "Тепловые сети" определил разницу между дебетовыми и кредитовыми оборотами. Она составит 21 600 руб. + 3000 руб. - 16 500 руб. - 3 600 руб. - 1356 руб. = 3144 руб. То есть результатом прочих доходов и расходов является прибыль в размере 3144 руб. На сумму этой прибыли бухгалтер МУП "Тепловые сети" сделал следующую запись:

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов") Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - 15 880 руб.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат в данном случае МУП "Тепловые сети" складывается под влиянием:

а) финансового результата от продажи продукции - теплоснабжения (и других работ, услуг);

б) финансового результата от продажи основных средств, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 "Продажи". Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".

Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы", с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.

Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам". Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 68 и 99.

По окончании отчетного года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.

Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) содержит следующие сведения за отчетный и предыдущий периоды:

-раздел I - о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость продажи товаров, продукции, работ, услуг, расходы на продажу и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);

-раздел II - об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходах от участия в других организациях и прочих операционных доходах и расходах;

-раздел III - о внереализационных доходах и расходах, прибыли (убытках) до налогообложения, налоге на прибыль и иных аналогичных платежах, о прибыли (убытках) от обычной деятельности;

-раздел IV - о чрезвычайных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода, которую получают прибавлением к прибыли от обычной деятельности чрезвычайных доходов и вычитанием из полученной суммы чрезвычайных расходов.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акции, и о предполагаемых в следующем году доходах на одну привилегированную и обычную акции.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков (штрафах, пени, неустойках; прибыли (убытках) прошлых лет; курсовых разницах по операциям в иностранной валюте и др.).

Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".

Операционные и внереализационные доходы могут отражаться в отчете о прибылях и убытках за вычетом расходов, относящихся к этим доходам, когда:

а) соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;

б) доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

 

2.3 Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета финансовых результатов

При изучении бухгалтерского учета на предприятии МУП «Тепловые сети» были выявлены нарушения и ошибки в методике ведения счетов бухгалтерского учета и сделаны предложения по устранению недостатков в учете и повышению его эффективности, такие как:

1. Во внереализационных доходах организация отражает прибыль от продажи основных средств. Это является нарушением ведения бухгалтерского учета, так как доходы от реализации основных средств согласно п.7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» включаются в операционные доходы.

Так же во внереализационных доходах организация отражает производственную экономию, возникшую вследствие превышения учетной себестоимости произведенной продукции над фактической себестоимостью. Это является грубой ошибкой ведения бухгалтерского учета счетов «Основное производство», «Готовая продукция» и счета «Прибыли и убытки». Учет отклонений должен фиксироваться на счете «Основное производство», чтобы не увеличивать и не уменьшать фактическую себестоимость произведенной продукции.

Рекомендовать главному бухгалтеру изучить нормативный документ ПБУ 9/99 «Доходы организации», в котором указано куда надо относить полученные доходы от продажи основных средств, а также порядок формирования полной себестоимости продукции и методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.

2. В процессе изучения ведения бухгалтерского учета в организации было выявлено, что счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» ведется без разбиения по субсчетам, но с разбиением по каждому направлению использования средств. Поэтому все мероприятия, осуществляемые предприятием за счет нераспределенной прибыли, отражаются  им в течение года непосредственно на синтетическом счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В связи с этим, можно рекомендовать  открытие субсчетов к счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», предложенных Шнейдманом. Он предлагает следующие субсчета:

84-1 «Прибыль, подлежащая распределению»

84-2 «Нераспределенная прибыль в обращении»

84-3 «Нераспределенная прибыль использованная».

Можно также вести аналитический учет по фондам использования средств.

Это значительно упростит учет и позволит четко корректировать  использование  прибыли предприятия по конкретным направлениям.

3. В процессе анализа финансового состояния предприятия было выявлено, что у организации нет собственных средств для покрытия запасов, поэтому предприятие пользуется привлеченными средствами, а вследствие этого увеличивается кредиторская задолженность перед третьими лицами. Чтобы этого избежать необходимо:

–  прибыль, оставшуюся в распоряжении у предприятия использовать целенаправленно, т.е. не списывать за счет нее недостачи, а  выявлять виновных лиц для взыскания с них сумм потерь при хищениях и недостачах, штрафы за нарушение условий договоров платить за счет прибыли до налогообложения, не выдавать суммы на командировки за счет нераспределенной прибыли, стоимость обучения  работников включать в себестоимость продукции;

– проанализировать состояние кредиторской задолженности, составить план приемлемых платежей по расчету с кредиторами, в договорах с поставщиками указывать  отсрочки платежа и на какой срок, чтобы потом не платить штрафы и не уменьшать тем самым прибыль;

–  проанализировать состояние дебиторской задолженности и выявить постоянных покупателей, которые систематически вовремя не рассчитываются с предприятием. Заключать договора с покупателями, в которых указывать сроки оплаты и штрафные санкции за нарушение договоров. А так же применять скидки, величина которых зависит от срока оплаты товара либо скидки, которые предоставляются покупателю при единовременном приобретении продукции в определенном количестве или на определенную сумму. Первый вид скидки стимулирует покупателя сократить временной интервал с момента отгрузки продукции до ее оплаты, тем самым, улучшая показатели оборачиваемости продукции у продавца.  Второй вид скидок позволяет продавцу стимулировать сбыт и увеличивать прибыль за счет ускорения оборачиваемости продукции, увеличения объема продаж и уменьшения за этот счет доли коммерческих расходов.

4. При построении аналитического учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы» должно преследоваться несколько целей. Прежде всего – возможность группировки доходов и расходов по видам операционных и внереализационных с целью облегчения порядка составления Отчета о прибылях и убытках. В новом плане счетов предусмотрены только два субсчета для учета доходов и расходов: 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы». Этого явно не достаточно для целей управления организацией, так и для составления бухгалтерской отчетности из-за отсутствия более детальной информации о группах и видах прочих доходов и расходов. Исходя их этого предлагаются следующая система субсчетов:

91-10 «Операционные доходы»

в т.ч.

91-11 «Проценты к получению»;

91-12 «Доходы от участия в других организациях»;

91-13 «Прочие операционные доходы»;

91-20 «Внереализационные доходы»;

91-30 «Операционные расходы»;

91-31 «Проценты к уплате»;

91-32 «Прочие операционные расходы»;

91-40 «Внереализационные расходы».

Кроме того, данные аналитического учета к счету 91 «Прочие доходы и расходы» должны давать информацию о величине каждого вида операционных и внереализационных доходов и расходов. С этой целью к субсчетам 91-13 «Прочие операционные доходы», 91-20 «Внереализационные доходы», 91-32 «Прочие операционные расходы», 91-40 «Внереализационные расходы» следует открывать аналитические счета на каждый вид доходов и расходов, которые могут быть у организации ( штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; курсовые разницы; суммы дооценки активов и др.). При этом  как сказано в пояснениях к счету  91 «Прочие доходы и расходы» построение аналитического учета по доходам и расходам, относящимся к одной той же операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Так же к счету 99 «Прибыли и убытки» мы предлагаем открыть следующую систему субсчетов:

99-1 «Прибыль (убыток) от продажи»;

99-2 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

99-3 «Чрезвычайные доходы»;

99-4 «Чрезвычайные расходы»;

99-5 «Налог на прибыль»;

99-6 «Налоговые санкции».

К субсчетам 99-3 «Чрезвычайные доходы», 99-4 «Чрезвычайные расходы» следует открывать аналитические счета на каждый вид этих доходов и расходов (страховое возмещение, материальные ценности, полученные от списания активов, потери от пожаров, потери от аварий и т.п.).

Субсчет 99-3 «Чрезвычайные доходы» будет иметь только кредитовое сальдо, субсчет 99-4 «Чрезвычайные расходы», 99-6 «Налоговые санкции» только дебетовое, а субсчет 99-1 «Прибыль (убыток) от продаж», 99-2 «Сальдо прочих доходов и расходов», 99-5 «Налог на прибыль» и 99-9 «Чистая прибыль (убыток)» могут иметь сальдо  как кредитовое, так и дебетовое.

5. При формальном переходе на новый план счетов на предприятии не была проведена инвентаризация активов и обязательств и не разработана новая учетная политика, в связи с этим мы предлагаем методику для правильного перехода на новый план счетов.

План счетов должен быть организован как комплекс мероприятий, включающий:

1.                 Проведение инвентаризации активов и обязательств организации.

2.     Разработку новой учетной политики.

Организация также должна провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. При этом особое внимание необходимо обратить на инвентаризацию имущества, расчетов, обязательств, отраженных по тем счетам, операции по которым переносятся на другие счета, либо по тем счетам, которые исключаются из Плана счетов. Это относится, в частности, к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, их износу, расчетам по полученным и выданным авансам, расходам будущих периодов и резервам предстоящих расходов, финансовым вложениям, расчетам по договорам простого товарищества и с дочерними и зависимыми обществами, оценочным резервам и т. д. Рекомендуется составить отдельные инвентарные описи на малоценные предметы, которые исходя из сроков их полезного использования подлежат переводу в состав основных средств или производственных запасов. Принятие объектов к учету в составе основных средств оформляется актами приемки-передачи по ф.№ ОС-1. На каждый объект заводится инвентарная карточка учета основных средств ф. № ОС-6.

При переносе остатков по синтетическим и аналитическим счетам, который неизбежен при осуществлении перехода на новый План счетов, бухгалтер в любом случае столкнется с необходимостью выверки сумм, числящихся по ним.

Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Подробные инструкции о проведении инвентаризации активов и обязательств предприятия и оформлении ее результатов содержаться в "Методических указаниях об инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49.

Разрабатывая новую учетную политику, организация, в связи с переходом на новый план счетов должна отразить в ней все моменты ведения учета, т.к. на практике достаточно редко можно встретить такие документы, как рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями. Все это негативно сказывается на состоянии бухгалтерского учета в организациях. Речь идет даже не о нарушении положений ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», а о недопонимании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике и об упущенных в связи с этим возможностях. В настоящее время учетная политика организации, учитывающая все особенности ее деятельности, является одним из важнейших пластов нормативного регулирования бухгалтерского учета. В условиях рыночного хозяйствования Министерство финансов РФ не может и не должно в своих нормативных документах описывать все возможные варианты ведения бухгалтерского учета в разных отраслях и при осуществлении разных видов деятельности. Оно издает документы рамочного, концептуального характера. Описать же свои учетные процессы в рамках общей концепции, исходя из отраслевых и иных особенностей хозяйствования, должна сама организация. Базой для этого призвано служить профессиональное мнение бухгалтера. Таким образом, учетная политика организации в настоящее время должна быть ее базовым документом, отражающим особенности ведения в ней бухгалтерского учета. Причем чем подробнее и обоснованнее в учетной политике будут описаны учетные процедуры организации (вплоть до применяемой корреспонденции счетов), тем проще будет ведение учета, достовернее отчетность и меньше будет проблем с контролирующими органами.

Особое внимание, при формировании учетной политики, следует уделить тем направлениям, которые не были освящены в предыдущей учетной политике, в частности:

–  утвердить порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

–  зафиксировать в учетной политике, что при отпуске материально- производственных запасов в производство их оценка производится по средней себестоимости;

–  отразить в учетной политике предприятия, что финансирование ремонта  производится путем включения фактических затрат в себестоимость продукции;

–  описать порядок расчета определения финансового результата от реализации продукции для целей налогообложения;

–  утвердить список лиц, которым разрешено давать деньги на хозяйственные нужды предприятия;

–  описать, каким образом хранятся бухгалтерские документы на предприятии;

–  ввести правила документооборота, так как не все хозяйственные операции оформляются первичными документами и не содержат обязательных реквизитов и утвердить их;

–  предусмотреть пункт о заключении с работниками предприятия договоров о материальной ответственности, чтобы избежать недостач и хищений.

6. Еще одним предложением для повышения оперативности учета,  его достоверности, автоматизации расчетов (налоги, износ и т.д.), автоматизации формирования отчетных форм, углубления аналитического анализа,  ускорения обработки данных первичных документов, уменьшения трудоемкости работы, отказ от пользования типографическими бланками первичных документов и отчетности и т.д., является автоматизация бухгалтерского учета.  Новые информационные технологии в области бухгалтерского учета открывают большие возможности для руководителей предприятий в процессе принятия решений. Программное обеспечение позволяет более оперативно получать информацию по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия, и своевременно принимать управленческие решения. Предлагается автоматизировать бухгалтерию и склад. Требуется создание локальной сети, которая соединила бы складской учет с учетом бухгалтерии.

Для достижения полноты использования возможностей программы, необходимо повысить квалификацию бухгалтеров путем обучения их навыкам работы в условиях автоматизированного бухгалтерского учета.

Необходимо разработать и довести до сведения работников бухгалтерии индивидуальные инструкции, наиболее полно отражающие все возможные факты хозяйственной жизни, на  отражение которых работник специализируется. Это улучшит качество обработки информации, уменьшит процент ошибок в оформлении операций.

В связи с введением автоматизации и установления локальной сети, бухгалтеров из подразделений надо переместить в центральную бухгалтерию, что позволит усилить контроль за ведением хозяйственных операций на местах, т.к. контроль и учет будут осуществлять люди, разделенные территориально (например, начальник цеха или мастер будут вводить данные о выпуске продукции ежедневно и бухгалтер сможет на основании общей информации  увидеть картину о наличии продукции на  данный момент). Так как, в центральной бухгалтерии будет сосредоточена вся учетная информация, то это повысит удобство пользования ею.

 При существующей на данный момент системе реализации продукции, в бухгалтерии не всегда знают, сколько готовой продукции есть на складе, а вследствие этого, не могут сказать покупателю сколько продукции, смогут  ему отгрузить. А при новой системе покупатель будет в центральной бухгалтерии получать всю интересующую его информацию, согласовывать  ее с директором, а в бухгалтерии все это будет оформляться документально. И покупатель уже сможет с готовой накладной или счет - фактурой приехать на склад предприятия и в любое время отгрузить продукцию.

 7. Для повышения квалификации работников направить, хотя бы двух работников бухгалтерии на обучение в Высшее учебное, чтобы в последствии они могли бы объяснить остальным работникам  особенности ведения бухгалтерского учета, чем понизить  объем допускаемых ошибок в ведении бухгалтерского учета.

8. Учесть выводы и рекомендации, которые были сделаны в п.п. 3.4. третьей главы, в частности:

– затраты по обслуживанию столовой для рабочих накапливать  в течение отчетного периода  по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а в конце года списывать общей суммой на счет 84 «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

– оплату за обучение в государственном аккредитованном учреждении по повышению квалификации сотрудника включать в себестоимость продукции, а не производить за счет нераспределенной прибыли;

– вести счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и возмещать недостачи за счет виновных лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при формирующихся рыночных отношений ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства.

МУП "Тепловые сети" основную часть своей прибыли получает от теплоснабжения. Прибыль определяют как разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затрат на её производство и реализацию. Перечень этих расходов предусмотрен положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99. Результат от реализации продукции ежемесячно списывается со счета 90 "продажи" на счет 99 "Прибыли и убытки".

Аналитический учет по счету 99 ведут по каждой статье прибылей и убытков.Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

Конечный финансовый результат в данном случае МУП "Тепловые сети" складывается под влиянием:

а) финансового результата от продажи продукции - теплоснабжения (и других работ, услуг);

б) финансового результата от продажи основных средств, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

По данным анализа  видно, что в МУП «Тепловые сети» является неликвидным предприятием.

Предложением для повышения оперативности учета,  его достоверности, автоматизации расчетов (налоги, износ и т.д.), автоматизации формирования отчетных форм, углубления аналитического анализа,  ускорения обработки данных первичных документов, уменьшения трудоемкости работы, отказ от пользования типографическими бланками первичных документов и отчетности и т.д., является автоматизация бухгалтерского учета.  Новые информационные технологии в области бухгалтерского учета открывают большие возможности для руководителей предприятий в процессе принятия решений. Программное обеспечение позволяет более оперативно получать информацию по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия, и своевременно принимать управленческие решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.)

2.     Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности"

3.     Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)

4.     Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)

5.     Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)

6.     Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99"

7.     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.)

8.     Макарова В.И. Финансовые результаты: учет по новому Плану счетов. - "Бератор-Пресс", 2001 г.

9.     Учет формирования финансового результата и распределения прибыли организации (В.Е. Ануфриев, "Бухгалтерский учет", N 10, май 2001 г.)

10.            Определение финансового результата по конструктивным элементам (И.В. Гуленина, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в строительстве", N 4, IV квартал 2000 г.)

11.            Инвентаризация имущества и финансовых результатов (А.В. Борисов, "Гражданин и право", N 5, май 2002 г.)

12.            Определение финансовых результатов и расчет налога на прибыль при использовании нового Плана счетов (Р.И. Рябова, "Налоговый вестник", N 5, май 2001 г.)

13.            Инвентаризация имущества и финансовых результатов (А. Борисов, "Финансовая газета", N 6, 9, февраль 2001 г.)

14.            Финансовые результаты предприятия: различные концепции (Е. Мизиковский, Т. Дружиловская, "Финансовая газета", N 33, 34 август 2000 г.)

15.            Формирование финансовых результатов (П. Соколов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 14, апрель 2001 г.)

16.            Бухгалтерский анализ, планирование и прогнозирование финансового результата (В.Я. Кожинов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 1998 г.)

17.            Формирование учетной информации о финансовых результатах по обычным видам деятельности (И.Д. Юцковская, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2001 г.)

18.            Особенности учета и налогообложения отдельных доходов и расходов предприятия при формировании финансового результата (Выпуск 4, февраль 2001 г.)

19.            Формирование финансовых результатов (Выпуск АКДИ БП N 52, декабрь 2000 г.)

20.            Учет продаж (В.Р.Захарьин, "Консультант бухгалтера", N 3, март 2001 г.)

21.            Учет прочих доходов и расходов (Е.И. Ширкина, "Бухгалтерский учет", N 10, май 2001 г.)

ПРИЛОЖЕНИЯ