Содержание
Введение. 3
Демографическая ситуация. 4
Проблема расселения России. 7
Политика России в отношении народонаселения. 11
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 18
Введение
Демография представляет собой науку о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Она устанавливает и изучает закономерности воспроизводства населения, закономерности изменения его численности, состава, территориального размещения и состояния, а также причины этих изменений. В Российской Федерации сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, что обусловливает необходимость разработки и осуществления первоочередных мер, нацеленных на смягчение данной проблемы.
Проблема расселения является одной из основополагающих сторон демографической проблемы страны, что обусловило цели и задачи данной работы.
Демографическая ситуация
Демография является центральной наукой в системе знаний о народонаселении. Понятие народонаселения и понятие населения во многом сходны друг с другом, но вместе с тем отражают некоторое различие во взгляде на человеческое сообщество. Народонаселение — это совокупность людей, которая естественным образом складывается и непрерывно возобновляется в процессе совместного бытия и воспроизводства их непосредственной жизни. Для этой совокупности людей характерно непрерывное возобновление путем замещения их поколений и самообеспечения их длящегося существования посредством постоянного производства и распределения средств к жизни. Народонаселение имеет социально-временную и пространственно-территориальную определенность и является главным субъектом социальных отношений в обществе.
Таким образом, в понятии народонаселения отражается два сущностных аспекта бытия совокупности людей: собственное воспроизводство и самообеспечение своего существования. Они образуют нераздельное единство, поскольку одного без другого быть не может. Население как категория человеческого сообщества отражает преимущественно воспроизводственный характер его бытия, а самообеспечение этого бытия рассматривается как условие воспроизводства. Если категория населения отражает динамику человеческого сообщества как воспроизводство в его социально-экономической обусловленности, то народонаселение — как развитие.
Развитие народонаселения — это процесс его количественных и качественных изменений, усложнения внутренних связей и отношений, который приводит к его переходу из одного качественного состояния в другое. Развитие народонаселения является органической составной частью социально-экономического развития общества и включает в себя воспроизводство населения в качестве базисного процесса.
Народонаселение является объектом обширной системы научных отраслей, каждая из которых имеет своим предметом определенную сторону указанного развития. Демография изучает стержневой процесс этого развития. Общая теория народонаселения исследует проблему общих и специфических законов развития народонаселения, соотношение социального и биологического в народонаселении, возможность и необходимость управления развитием народонаселения, структуру самой системы знаний о народонаселении.
Рассмотрим систему понятий, лежащих в основе демографии и ее метода вместе с базисными понятиями населения и воспроизводства населения. Воспроизводство населения рассматривается как сочетание его естественного, пространственного и социального движения. Каждая форма движения населения представляется либо демографическим процессом, либо совокупностью таких процессов.
Демографический процесс — это последовательность однородных демографических событий в жизни людей, имеющая значение для смены их поколений. Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность, брачность, прекращение брака, миграция, социальная мобильность (межгрупповые переходы). Эти процессы состоят из демографических событий, которые происходят с отдельными людьми и изменяют их демографические состояния.
Естественное движение населения является сочетанием демографических процессов рождаемости и смертности,
Рождаемость — это массовый процесс деторождения в совокупности людей, образующих поколение, или в населении как совокупности поколений.
Смертность — это массовый процесс вымирания поколения, который складывается из единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания поколения.
Главным социальным институтом, определяющим рождаемость и в определенной мере влияющим на смертность, является семья. Семья — основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья и брачные отношения представляют ту конкретную социальную обусловленность воспроизводства населения, которая изучается демографией.
Пространственное (механическое) движение населения представляется демографическим процессом миграции.
Миграция населения — это перемещение людей (мигрантов) через границу территории с переменой места жительства навсегда или на длительное время. Миграция оказывает значительное влияние на территориальное размещение населения, на состав и численность населения данной территории.
Социальное движение населения представляется демографическими процессами социальной мобильности, которые формируются переходами людей из одной социальной группы в другую. Например, переходы из занятых в экономике в безработные или пенсионеры.
Если в какой-то момент зафиксировать демографические состояния людей, измерить интенсивность происходящих демографических процессов, то получим демографическую ситуацию — «моментальный снимок» процесса воспроизводства населения. Демографическая ситуация — это состояние демографических процессов, состава и размещения населения в стране или регионе в определенное время. Понятие демографической ситуации относится ко всему населению определенной территории.
Если в обществе допущено угрожающее существованию населения глубокое нарушение процесса замещения поколений, то говорят о демографическом кризисе. Суть демографического кризиса проявляется в том, что сочетание процессов рождаемости и смертности не обеспечивает даже простого воспроизводства населения и потому происходит естественная убыль населения.
Демография является общественной наукой, потому что объект ее изучения — население — является главным субъектом всей системы общественных отношений. По той же причине все социальные отношения в той или иной мере имеют либо демографическую основу, либо определенный демографический аспект.
Демографический оттенок социальных отношений не может не отразиться на социальной политике. Анализируя ее цели, направления, содержание и меры, можно заключить; в демократическом социальном государстве социальная политика имеет демографическую ориентацию. Она состоит в том, чтобы мерами социальной политики содействовать по крайней мере простому воспроизводству населения. Можно сказать, что демографическая ориентация является имманентным свойством социальной политики.[1]
Демографическая ориентация социальной политики заключается в ее регулирующем воздействии на демографические процессы в обществе.
Во-первых, это регулирующее воздействие проявляется в том, что все меры социальной политики ограничивают отрицательное влияние общественных и природных факторов на нормальный ход замещения поколений.
Во-вторых, в социальной политике существенное место занимает демографическая политика, которая своими мерами социального стимулирования, социального контроля и экономической поддержки непосредственно влияет на определяющие факторы (социально-экономическую обусловленность) воспроизводства населения.
Демографическая политика имеет своим объектом воспроизводство населения и направлена на достижение желательного типа этого воспроизводства. Она является составной частью политики народонаселения, целью которой выступает воздействие на развитие народонаселения.
Проблема расселения России
Одна из особенностей России заключается в неравномерном размещении природных ресурсов и населения, а также в наличии диспропорций между размещением природного потенциала и сформировавшегося экономического потенциала. Так, значительная часть минерально-сырьевых ресурсов страны размещена в восточных районах, преимущественно в Сибири, т.е. в труднодоступных районах с экстремальными природными условиями. При этом почти 85% населения России сконцентрированы в европейской части страны. В результате освоение и эксплуатация новых источников природных ресурсов невозможны без привлечения в восточные районы трудовых ресурсов. Поэтому освоение Сибири всегда было связано с массовым переселением. Кроме того, диспропорции в размещении промышленности и населения России, с одной стороны, и природные ресурсов — с другой, усиливают значимость транспортного фактора, ведут к заметному удорожанию производства за счет транспортной составляющей.[2]
Итак, одна из важных особенностей России — это обширность территории. Огромные расстояния служат резкому удорожанию всех средств сообщения и связи, резко повышают удельные энергетические затраты, т.е. расстояние — это тяжелейшее экономическое бремя. Кроме того, говоря об обширной территории России, следует иметь в виду, что Россия не только мировой лидер по площади территории, но и мировой лидер по суровости климата. Наложение особенностей климата на территорию страны существенно меняет место России в мире: она из сверхгиганта превращается просто в одно из больших государств, причем не самое большое. Здесь имеется в виду площадь эффективной территории, т.е. та часть фактической территории страны, которая лежит вне пространства с экстремальными условиями.
Деление территорий на эффективные и экстремальные основано на различиях в их биофизических характеристиках. При этом эффективными территориями считаются территории, для которых характерна среднегодовая температура выше минус 2°С и которые расположены на высоте не более 2000 м над уровнем моря. Природные условия эффективных территорий приемлемы для длительного постоянного проживания людей.
К экстремальным территориям относят климатические зоны, в пределах которых среднегодовая температура ниже минус 2°С и высота над уровнем моря которых превосходит 2000 м. Проживание на таких территориях сопряжено с постоянным стрессом и его неблагоприятными последствиями для физического и психического состояния людей.
Россия, занимая по фактической территории первое место в мире, по эффективной территории находится лишь на пятом месте. При этом по площади эффективных территорий Россия уступает таким странам, как Бразилия, США, Австралия и Китай.
В частности, эффективная территория России составляет всего 70% от эффективной территории США, в то время как фактическая территория России в 1,8 раза превосходит фактическую территорию США.
Итак, Россия не только самая обширная по территории страна мира, но и самая холодная страна (среднегодовая температура — 5,5°С ниже нуля). После распада СССР более 2/3 территории России (11,57 млн. км) относится к северным или приравненным к ним территориям, расположенным выше 65-й параллели.
На территориях с экстремальными природными условиями требуется больше топливно-энергетических и других ресурсов. Так, на эффективных территориях затраты энергетических ресурсов на производство единицы готовой продукции в 2—3 раза ниже, чем в высокоширотных и высокогорных странах и регионах.
Эти факторы оказывают существенное влияние на расселение людей по территории страны. Этим объясняется стремление населения к заселению более выгодных с географической, экономической и социальной стороны территорий.
Под расселением подразумевается сеть, или система, населенных пунктов на той или иной территории. Это составная часть среды, окружающая человека. Не следует смешивать заселение с расселением, поскольку заселение – процесс исторический, связанный с освоением новых территорий, а расселение – результат этого освоения.
В России выделяются три главные зоны расселения – основная, северная и южная. Они различаются условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, а также плотностью населения.
В наши дни существует проблема естественной убыли населения. Естественная убыль населения в определенной мере компенсируется внешним миграционным приростом. Внешний миграционный обмен России делится на два потока: со странами СНГ и Балтии (бывшими Союзными Республиками СССР) и с остальными странами. Миграционный обмен со странами дальнего зарубежья дает миграционную убыль населения России. В 1997 г. эта убыль составила 68,7 тыс. чел., что значительно меньше, чем в недавние годы. Выбытие граждан России в страны дальнего зарубежья сокращается: если в 1995 г. таких было 339,6 тыс. чел., то в 1997 г. — 83,5 тыс. чел.[3]
В обмене населением со странами СНГ и Балтии миграционный прирост положительный, и его величина позволяет не только компенсировать миграционную убыль обмена со странами дальнего зарубежья, но и компенсировать часть естественной убыли населения России. В 1997 г. миграционный прирост населения за счет обмена населением между Россией и странами Балтии составил 433,3 тыс. чел. (в том числе русские 267,1 тыс. чел.). Это обеспечило общий миграционный прирост на уровне 364,6 тыс. чел., поэтому общая убыль населения России оказалась равной 397,8 тыс. чел.
Компенсация естественной убыли населения миграционным приростом вместе с положительными аспектами, в составе которых прирост рабочей силы, сопровождается негативным влиянием на демографическую ситуацию в целом. В частности, мигранты усиливают давление на ослабленную социальную сферу России, обостряют одностороннюю конкуренцию спроса на рынках жилья и труда.
Итак, в России сложилось такое сочетание процессов рождаемости и смертности, которое не обеспечивает простого воспроизводства населения. Подобное глубокое нарушение воспроизводства населения, угрожающее самому его существованию, называют демографическим кризисом. Демографический кризис на длительное время явится ограничительным фактором социального и экономического развития России, затруднит проведение государством активной социальной политики, оставляя ее в узком пространстве социальной защиты.
Политика России в отношении народонаселения
Любая политика есть сочетание целей и средств их достижения. Целью политики народонаселения выступает воздействие на развитие народонаселения. Развитие народонаселения — это такой процесс; количественных и качественных изменений в народонаселении, усложнения его связей и отношений, который приводит к его переходу из одного качественного состояния в другое, лучшее состояние. Развитие народонаселения является органической составной частью социально-экономического развития в целом и включает в себя воспроизводство населения.
Политика народонаселения — специальная целенаправленная деятельность, направленная на регулирование развития населения — главной производительной силы общества, субъекта вбей системы общественных отношений. Основные направления:
а) влияние на условия труда — определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, охрану труда, профессиональное образование, подготовку и переподготовку кадров;
б) улучшение жизненных условий всех слоев населения: уровня зарплаты и реальных доходов, жилищных условий, бытового обслуживания, доступности достижений культуры, медицинского обслуживания, роста свободного времени;
в) меры направленного воздействия на процесс естественного движения населения, включая миграцию, то есть осуществления собственно демографической политики.
Демографическая политика как составная часть политики народонаселения имеет целью воздействие на воспроизводство населения. Она направлена на достижение и поддержание желательного типа этого воспроизводства и проводится посредством реализаций специальных мер воздействия на все демографические процессы, составляющие воспроизводство населения, и факторы этих процессов. Демографическая политика является важнейшим элементом управления развитием народонаселения.
Таким образом, цель политики народонаселения шире цели демографической политики. Нетрудно видеть, однако, что реализация цели политики народонаселения опосредованно воздействует на воспроизводство населения. Демографическая политика берет на себя непосредственное, прямое влияние на воспроизводство населения. В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов.
Достижение прямой цели демографической политики — формирования желательного режима воспроизводства населения — не должно нарушать сбалансированность интересов отдельных личностей, семей, социальных групп, трудовых коллективов, регионов и страны. Другими словами, процесс достижения прямой цели демографической политики не должен порождать дополнительных социальных проблем. В этом состоит косвенная цель демографической политики.
В разработке демографической политики можно выделить следующие основные этапы.[4] Первый этап — определение текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической ситуации и ее характеристик. Второй этап — определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации. Третий этап — разработка методов воздействия на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному режиму. Четвертый этап — разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.
Демографическая политика необычайно трудна и весьма неблагодарна для осуществляющих ее политиков, поскольку она отличается длительным сроком (лагом) между осуществлением ее мер и получением результата. Именно длительность этого лага придает особую значимость четвертому этапу разработки демографической политики.
Как отмечено в документе ООН «Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области народонаселения», главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики. Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают приоритетными направлениями демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации — главное ограничение в демографической политике.
В Указе, Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» № 712 от 14 мая 1996 г. говорится: «В настоящее время в условиях выхода страны из кризиса необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем... Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи».[5]
Важным направлением демографической политики является воздействие на смертность с целью ее уменьшения и желательное влияние на миграцию, которая является фактором формирования общего прироста населения. Эти направления демографической политики называют социальным контролем над смертностью и миграцией.
Демографическая политика разрабатывается и осуществляется как комплекс взаимосвязанных конкретных мер экономического, социального, административно-правового, пропагандистского и просветительского характера. Эти меры не группируются по упомянутым направлением, к примеру, государственная материальная помощь многодетной семье сохраняет здоровье детям этой семьи, то есть не увеличивает смертность, и стимулирует другие семьи к рождению детей, то есть содействует росту рождаемости.
К социально-экономическим относятся меры по повышению уровня жизни семьи при ее формировании, рождении и воспитании детей. Они направлены на стимулирование определенного числа детей в семье. К таковым мерам относится выплата детских пособий, размер которых определяется как экономическими возможностями страны, так и тем значением, которое придается демографическим целям в системе социальных задач общества. В идеале такое пособие должно покрывать среднюю величину расходов семьи на содержание ребенка. Широко применяются единовременные выплаты при рождении ребенка. В некоторых странах молодоженам предоставляются целевые кредиты на приобретение детской одежды, домашнего имущества и даже жилья.
Арсенал экономических средств демографической политики отнюдь не исчерпывается пособиями и разного рода поощрительными Выплатами. Более гибкое использование рабочего дня или работа через день при соответствующей оплате позволяет женщине-матери успешнее совмещать, особенно на первых годах жизни ребенка, уход за ним и участие в общественном производстве. Кроме того, экономические меры должны обеспечить потребление товаров и услуг, включая услуги по охране здоровья по минимальным социальным нормативам, и тем самым благоприятно влиять на смертность населения.
Понятно, что подобные меры демографической политики ограничиваются экономическими возможностями государства. Правовые меры призваны законодательно защитить права матери и ребенка, закрепить социальные стандарты и нормы в направлениях демографическойполитики. Просветительские меры призваны формировать общественное мнение, нормы и стандарты желательного демографического поведения, определять нужный демографический климат в обществе.
Региональная дифференциация уровня жизни населения и демографических процессов вызывают потребность в учете региональных аспектов демографической политики, состава ее мер и приоритетов в их реализации, а также в разработке дополнительных мер. Эти дополнительные меры проводятся на уровне региона, в его интересах и за его счет. Меры региональной демографической политики не должны противоречить общегосударственной демографической, политике и непосредственно учитывать региональные особенности, включая его этническую структуру.
Заключение
Современная демографическая структура Российской Федерации крайне неблагоприятна. Для нее характерна, в частности, повышенная доля пенсионеров (свыше 20%), которая в ряде районов Европейской части страны превышает 30%, и пониженная доля детей (около 22%).
Сложившееся в России к настоящему времени сочетание процессов рождаемости и смертности не обеспечивает простого воспроизводства населения, что свидетельствует о демографическом кризисе. Данный кризис может на длительное время оказаться ограничивающим фактором социального и экономического развития России, что приведет к усложнению проведения активной государственной социальной политики, оставляя ее в узком пространстве социальной защиты. Поскольку демографический кризис в России является проявлением общего социально-экономического кризиса, то для реализации практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов.
Список использованной литературы
1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. — СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1998 198—224.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — С. 13—34.
3. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения// Российский экономический журнал.—1997.—№3.—С. 32—46.
4. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций / НГАЭиУ — М.: Экономика, 1998. —С. 10—56.
5. Демографическая политика // Материалы электронной обучающей системы РАГС. – М.: РАГС, 2000
6. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002
[1]. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. С. 53 – 70
[2] Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения// Российский экономический журнал.—1997.—№3. С. 32—46
[3] Демографическая политика // Материалы электронной обучающей системы РАГС. – М.: РАГС, 2000
[4] Демографическая политика // Материалы электронной обучающей системы РАГС. – М.: РАГС, 2000
[5] Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. С. 53 – 70