Вариант 8

Содержание

Значение задачи и информационное обеспечение анализа издержек обращения. Методика оценки динамики издержек в целом по предприятию... 2

Анализ производительности труда.. 7

Задача 1. 7

Задача 2. 8

Список литературы... 10


Значение задачи и информационное обеспечение анализа издержек обращения. Методика оценки динамики издержек в целом по предприятию

Издержки обращения - это издержки, связанные с реализацией произведенной продукции. Они подразделяются на дополнительные и чистые издержки обращения. Первые включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара; вторые - расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превращением её из товарной в денежную (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Например, древесина, используемая в строительном деле, не может быть применена, скажем, в производстве мебели, спичек и иных товаров. Выбор определённых ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. Экономические, или вменённые, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

С позиции отдельной фирмы экономические издержки - это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг, называются внешними или явными издержками. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы.

В то же время фирма может использовать и свои собственные ресурсы. В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), издержки. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые бы были получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении.[1]

Минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то деятельность в данной сфере бизнеса, называется нормальной прибылью.

При изучении данной темы важно понять, что расхо­ды на продажу — один из основных экономических пока­зателей деятельности торгового предприятия. Оптимиза­ция расходов на продажу остается актуальной задачей, решение которой требует совершенствования и рационали­зации торгового процесса и соблюдения строгого режима экономии. Величина расходов на продажу характеризуется их абсолютной суммой и относительным уровнем (отноше­нием суммы расходов на продажу к товарообороту).

Анализ расходов на продажу должен способствовать более рациональному использованию материальных, тру­довых и финансовых ресурсов. Этим и определяются за­дачи анализа расходов на продажу.

Перед экономическим анализом расходов на продажу стоят следующие задачи: изучение выполнения предпри­ятием плановой суммы расходов на продажу; выявление причин, вызвавших отклонение от плана; изучение дина­мики расходов на продажу за ряд лет; определение сум­мы относительной экономии или перерасхода; вскрытие факторов, влияющих на уровень расходов на продажу в планируемом году; принятие мер по рациональному использованию средств.

Основную часть издержек обращения составляют расходы на продажу, поэтому основу анализа будем рассматривать именно по расходам на продажу, поскольку влияние остальных факторов не столь велико. Приступая к анализу расходов на продажу, необходи­мо обеспечить сопоставимость плановых и отчетных по­казателей. Если в анализируемом периоде происходило изменение показателей расходов на продажу, их динами­ка исчисляется в ценах отчетного года, для чего товарообо­рот анализируемого (предшествующего отчетному) года пересчитывается с учетом цен отчетного года. Плановый уровень расходов на продажу пересчитывают в ценах от­четного периода путем деления этого уровня на индекс цен. Если же пересчитывают уровень расходов на прода­жу отчетного периода в ценах, предусмотренных в плане, то уровень отчетного года умножают на индекс цен. При этом следует иметь в виду, что уровень некоторых расхо­дов (товарные потери, проценты за кредит) не зависят от изменения цен на товары, так как величина этих расхо­дов находится в прямой пропорциональной зависимости от объема товарооборота.

В случае изменения тарифов на транспортные услуги, ставок арендной платы, цен на материалы по сопутству­ющим статьям при рассмотрении их динамики показате­ли также приводятся в сопоставимость с отчетным годом.

Основными факторами, влияющими на величину и уро­вень расходов на продажу, являются объем и структура роз­ничного товарооборота, поэтому важным аналитическим показателем служат плановые расходы на продажу, пере­считанные на фактический объем товарооборота.

Анализ расходов на продажу проводят обычно в такой последовательности: сначала проверяют выполнение пла­на по расходам на продажу в целом по магазину; опреде­ляют влияние на расходы по продаже отдельных факторов; затем проводят анализ отдельных статей расходов на про­дажу, а в комплексных статьях (расходы на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря и др.) про­веряют выполнение плана по каждому виду расходов.

Анализ расходов на продажу по общему объему позво­ляет дать общую оценку работы торгового предприятия по этому показателю. В ходе анализа вычисляют следующие показатели:[2]

1) фактический уровень расходов на продажу — путем деления фактической суммы расходов на продажу на фактический товарооборот и умножения полученного результата на 100%;

2) размер снижения или повышения уровня расходов на продажу — вычитанием из фактического уровня расходов на продажу уровня расходов по плану;

3) темп снижения или повышения уровня расходов — путем деления размера снижения (повышения) на плановый уровень и умножения полученной величины на 100%;

4) сумму относительной экономии или перерасхода — путем сопоставления фактических расходов на продажу с плановыми, пересчитанными на фактический товарооборот. Для пересчета плановых расходов на продажу по фактическому товарообороту необходимо фактический товарооборот умножить на плановый уровень расходов по продаже и полученный результат разделить на 100%;

Для определения влияния объема товарооборота на расходы по продаже они подразделяются на переменные и постоянные расходы.

Вначале определяют скорректированную сумму расхо­дов на продажу, для чего плановую сумму переменных ста­тей умножают на процент выполнения плана товарообо­рота и к полученному результату прибавляют плановую сумму постоянных статей. Разница между плановой и скорректированной суммами расходов на продажу пока­жет влияние объема товарооборота на сумму расходов по продаже.

Общий анализ расходов на продажу по торговому пред­приятию в целом не дает возможности установить, за счет каких статей и видов расходов была достигнута экономия или допущен перерасход, поэтому нужно тщательно изу­чить расходы по каждой статье, а внутри статьи — по ви­дам расходов. В процессе анализа расходов на продажу по статьям устанавливают конкретные причины отклонения фактических расходов от плана, рассчитывают сумму от­носительной экономии или перерасхода, влияние на раз­мер изменения объема товарооборота и прочих факторов.[3]

Имеется особенность в определении отклонения фак­тических расходов от плановых по статьям, переменным и постоянным.

Так, при анализе переменных расходов фактический уровень сопоставляется с плановым, находится отклоне­ние по уровню, затем, исходя из фактического товарообо­рота и отклонения по уровню, расчетным путем устанав­ливается отклонение в сумме.

При анализе постоянных расходов вначале устанавли­вается отклонение фактических расходов от плановых в сумме, а затем расчетным путем определяется отклонение по уровню.

Для качественного ответа на тесты по трем уровням ка­чества знаний необходимо использовать логическую схему 10 «Анализ расходов на продажу» и методику расчета вли­яния различных факторов на расходы по продаже.


Анализ производительности труда

Для оценки уровня интенсивности использования персонала приме­няется система обобщающих, частных и вспомогательных показате­лей производительности труда.

К обобщающим показателям относятся среднегодовая, среднеднев­ная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимо­стном выражении.

Частные показатели — это затраты времени на производство еди­ницы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.

Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выпол­ненных работ за единицу времени.

Как видно из схемы приведенной ниже наиболее обобщающим показателем про­изводительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работником. Величина его зависит не только от выработки ра­бочих, но и от удельного веса последних в общей численности промышленно-производственного персонала, а также от количества от­работанных ими дней и продолжительности рабочего дня.[4]

Отсюда среднегодовая выработка одного работника равна произве­дению следующих факторов.

Структурно-логическая факторная модель производительности труда

Расчет влияния данных факторов на изменение уровня среднего­довой выработки промышленно-производственного персонала про­изведем способом абсолютных разниц.

По данным таблиц, среднегодовая выработка работника предприятия выше плановой на 19 тыс. руб. (499 — 480). Она возросла на 10 тыс. руб. в связи с увеличением доли рабочих в общей численно­сти промышленно-производственного персонала и на 40 тыс. руб. за счет повышения среднечасовой выработки рабочих. Отрицательно на ее уровень повлияли сверхплановые целодневные и внутрисменные потери рабочего времени, в результате она соответственно уменьши­лась на 22,27 и 8,83 тыс. руб. Поэтому анализ необходимо углубить в этом направлении. Исходные данные для факторного анализа


Показатель

Значение показателя

Изменение

План

Факт

абс

отн ,%

Производство продукции в плановых ценах, тыс руб

96 000

100 800

+4800

+5,0

Среднегодовая численность промыш-ленно-производственного персонала

200

202

+2

+ 1,0

В том числе рабочих

160

165

+5

+3,1

Удельный вес рабочих в общей численности работников

80

81,68

+ 1,68

+2,1

Отработано дней одним рабочим за год

220

210

-10

-4,5

Отработано часов всеми рабочими

279 840

270 270

-9570

-3,42

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

7,95

7,8

-0,15

-1,9

Среднегодовая выработка одного ра­ботника, тыс. руб:

480

499,01

+ 19,01

+4,0

Выработка рабочего, тыс. руб.:





среднегодовая

600

610,91

+10,91

+1,8

среднедневная

2,73

2,91

+0,18

+6,6

среднечасовая, руб.

343,05

372,96

+29,91

+8,7

Непроизводительные затраты време­ни (Тн), чел -ч

1367

Сверхплановая экономия времени за счет внедрения мероприятий НТП (Гэ), чел.-ч


8500



Изменение стоимости выпущенной продукции в результате структурных сдвигов, тыс руб.


+2300



Аналогичным образом анализируется изменение среднегодовой вы­работки рабочего, которая зависит от количества отработанных дней одним рабочим за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки:

Рассчитаем влияние данных факторов способом абсолютных раз­ниц:

Обязательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, от которого зависит уровень среднедневной и среднегодовой выработ­ки рабочих. Для анализа среднечасовой выработки воспользуемся методикой, разработанной НА. Русак, согласно которой величина этого показателя зависит от факторов, связанных с изменением трудо­емкости продукции и стоимостной ее оценки. К первой группе факто­ров относятся такие, как технический уровень производства, организация производства, непроизводительные затраты времени в связи с браком и его исправлением. Во вторую группу входят факторы, свя­занные с изменением объема производства продукции в стоимостной оценке в связи с изменением структуры продукции и уровня коопери­рованных поставок. Для расчета влияния этих факторов на среднеча­совую выработку используется способ цепной подстановки. Кроме ба­зового и фактического уровня среднечасовой выработки, необходимо рассчитать три условных показателя ее величины.[5]

Первый условный показатель среднечасовой выработки должен быть рассчитан в сопоставимых с базой условиях (за производительно от­работанное время, при базовой структуре продукции и базовом тех­ническом уровне производства). Для этого фактический объем про­изводства продукции следует скорректировать на величину его изме­нения в результате структурных сдвигов (АВЛстр) и кооперированных поставок (АВЛК„), а количество отработанного времени — на непро­изводительные затраты времени (Тн) и сверхплановую экономию времени от внедрения мероприятий НТП (Тэ), которую нужно предварительно определить. Алгоритм расчета:

Если сравнить полученный результат с базовой среднечасовой вы­работкой, то узнаем, как изменился ее уровень за счет интенсивности труда в связи с улучшением его организации, так как остальные усло­вия приближены к базовым:

Второй условный показатель отличается от первого тем, что при его расчете затраты труда не корректируются на Тэ:

Разность между полученным и предыдущим результатом покажет изменение среднечасовой выработки за счет экономии времени в свя­зи с внедрением мероприятий НТП:

Большую роль в изучении влияния факторов на уровень среднечасо­вой выработки играют приемы корреляционно-регрессионного анализа. В многофакторную корреляционную модель среднечасовой выра­ботки можно включить следующие факторы: фондовооруженность или энерговооруженность труда; процент рабочих, имеющих высшую квалификацию или средний тарифный разряд рабочих, средний срок службы оборудования, долю прогрессивного оборудования в общей его стоимости и т.д. Коэффициенты уравнения множественной рег­рессии покажут, на сколько рублей изменяется среднечасовая выра­ботка при изменении каждого факторного показателя на единицу в абсолютном выражении. Для того чтобы узнать, как за счет этих факторов изменилась среднегодовая выработка рабочих, необходи­мо полученные приросты среднечасовой выработки умножить на фактическое количество отработанных человеко-часов одним рабо­чим в отчетном периоде:

Для определения влияния их на среднегодовую выработку работ­ника нужно полученные приросты среднегодовой выработки рабочих умножить на фактический удельный вес рабочих в общей чис­ленности производственно-промышленного персонала в отчетном периоде.

Чтобы рассчитать влияние этих факторов на изменение объема выпуска продукции, следует прирост среднегодовой выработки ра­ботника за счет г-го фактора умножить на фактическую среднеспи­сочную численность промышленно-производственного персонала или изменение среднечасовой выработки за счет i-го фактора умножить на фактическую величину продолжительности рабочего дня, количества отработанных дней одним рабочим за год, удельного веса рабочих в общей численности работников и среднесписочной численности работников предприятия.

В заключение анализа необходимо разработать конкретные мероприятия по обеспечению роста производительности труда и опреде­лить резервы повышения среднечасовой, среднедневной и среднегодовой выработки рабочих.

Основные направления поиска резервов роста производительно­сти труда вытекают из самой формулы расчета ее уровня: ЧВ = ВП / Т, согласно которой добиться повышения производительности труда можно путем:

а) увеличения выпуска продукции за счет более полного использова­ния производственной мощности предприятия, так как при наращи­вании объемов производства на имеющейся мощности увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная оста­ется без изменения. В результате затраты времени на выпуск единицы продукции уменьшаются;


Задача 1

Проведите анализ товарооборачиваемости за 1 квартал по розничному предприятию

Товарооборот 1 квартал – 27900 тыс. руб.

Товарные запасы: на 1.01 – 3700 тыс. руб.

1.02 – 2860 тыс. руб.

1.03 – 3400 тыс. руб.

1.04 – 3540 тыс. руб.

Оборачиваемость товаров в 4 квартале предшествующего года – 15 дней

Решение:

Рассчитаем товарооборачиваемость за 1 квартал:

(3700 - 2860) + (3400 – 2860) + (3540 – 3400) = 840+540+140 = 1520 – Потребление товарных запасов.

27900 / 1520 = 18,35 дн. – оборачиваемость товаров за 1 квартал.

∆ = 18,35 – 15 = 3,35 дн.

За прошедший период товарооборачиваемость на предприятии выросла на 3,35 дн., что свидетельствует об увеличении товарных запасов. Данный фактор можно расценивать как положительный, поскольку увеличивается количество оборотных средств, однако как отрицательную сторону можно отметить то, что данные средства медленно реализуются, что плохо сказывается на кругообороте оборотных средств.


Задача 2

Проведите анализ прибыли от реализации товаров. Рассчитайте влияние на изменение прибыли отдельных факторов. Сделайте выводы.

Показатели

Прогноз

Фактически

Отклонение

Товарооборот (тыс. руб.)

27040

30560

3520

Валовой доход (тыс. руб.)

4407,5

5042,4

634,9

Уровень валового дохода (%)

16,3

16,5

0,2

Издержки обращения (тыс. руб.)

3920,8

4461,8

541

Уровень издержек обращения (%)

14,5

14,6

0,1

Прибыль от реализации (тыс. руб.)

486,7

580,6

93,9

Рентабельность (%)

12,41

13,01

0,6


Решение:

Уровень валового дохода рассчитывается как отношение валового дохода к товарообороту:

4407,5 / 27040 * 100 = 16,3 %.

5042,4 / 30560 * 100 = 16,5 %.

Уровень издержек обращения рассчитывается как отношение издержек к товарообороту:

3920,8 / 27040 * 100 = 14,5 %.

4461,8 / 30560 * 100 = 14,6 %.

Прибыль от реализации рассчитывается как разница между валовой прибылью и издержками обращения:

4407,5 – 3920,8 = 486,7 тыс. руб.

5042,4 – 4461,8 = 580,6 тыс. руб.

Рентабельность продукции – это отношение прибыли к издержкам:

486,7 / 3920,8 * 100 = 12,41%

580,6 / 4461,8 * 100 = 13,01%

За прошедший период товарооборот вырос по сравнению с планом на 3520 тыс. руб. Прибыль предприятия выросла на 93,9 тыс. руб., как положительные факторы такого роста можно выделить рост валового дохода по отношению к плану на 634,9 тыс. руб. по отношению к товарообороту данный рост составил 0,2%, однако рост издержек обращения на 0,1% отрицательно повлиял на прибыль предприятия, в результате чего произошла потеря прибыли в размере 541 тыс. руб. рост рентабельности продукции составил 0,6%.

Список литературы

1.     Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / БГЭУ. Мн., 2002г.

2.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2001г.

3.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник для вузов. 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2004г.

4.     Финансовый менеджмент / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабонов; Под общ. ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2003г.

5.     Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.

6.     Экономичный анализ/3аред. М.Г. Чумаченка. Кшв: КНЕУ, 2001.



[1] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002г. с.68


[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник для вузов. 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2004г. с.202


[3] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002г. с.73.


[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник для вузов. 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2004г. с. 51


[5] Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / БГЭУ. Мн., 2002г. с. 134