Содержание



Введение. 3

1. Древнейшие люди и возникновение культуры.. 4

2. Виды занятий. 7

3. Материальная культура первобытных людей: орудия труда и охоты, поселения и жилища, одежда, пища, утварь. Овладение огнем. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 16

 

Введение



Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

Цель работы – рассмотреть проблему происхождения и ранние формы культуры.

Задачи работы – изучить особенности культуры древних людей, ее возникновение; определить основные виды занятий первобытного человека; рассмотреть материальную культуру первобытных людей.

1. Древнейшие люди и возникновение культуры


Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции возрожденческой философской мысли можно выделить три характерных этапа:

1. Гуманистический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром (XIV-XV вв.)

2. Неоплатонический, определивший дальнейшее развитие философской мысли и уже с ним не отождествляемый (XVI-XVI вв.)

3. Натурфилософский, характеризуется естественным подходом к познанию законов мироустройства.(XVI-XVII вв.)

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, ее сущности, а значит, и тенденциях ее развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о ее порождении, возникновении, генезисе.

Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами ее выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идет о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок, протоскульптура, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь «сознание» сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для ее преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке все большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе.

Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.

Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т. д. В то же время, человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза, уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орел видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем «царь птиц».

Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo - человек) – «человечьих». Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида - человека разумного, Homo sapiens - и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий).

К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:

1. Эволюция животных предков человека - гоминид, обезьян, протоантропов. Это - животная стадия, предшествующая человеческой. Здесь еще нет человека, общества, культуры. Здесь действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада. Здесь возможны сложная рассудочная деятельность и разум, развившиеся на базе ориентировочно-исследовательского поведения и практического мышления обезьян. В процессе «мышления в действии» обезьяны постигают механические связи между деталями предмета, обстановки, те связи, которые можно потрогать руками и непосредственно обозреть. Их деятельность, подчас с манипулированием предметами, предметная: не является «трудом». «Труд начинается с изготовления орудий».

2. Второй этап связан с появлением антропов, людей. Отсюда и берет свое начало процесс антропогенеза. В нем мы выделяем три этапа.

Первый этап. На этом этапе появляются архантропы, древнейшие люди. К ним относят питекантропов и синантропов. Спорным считается вопрос об отнесении к архантропам homo habilis'ов, создателей олдувайских галек. Время существования архантропов исчисляется в пределах 1500-100 тысяч лет назад. Они создают уже более современные, чем олдувайские гальки хабилисов, орудия труда - рубла, получившие в археологии название шельской и сешельской культур.

Второй этап. За архантропами следуют палеоантропы – «древние люди» или «первобытные люди», еще их называют неандертальцами. Если у архантропов объем мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1350 куб. см. Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Палеоантропы жили в период, отстоящий от нас на 250-40 тысяч лет.

Третий этап. Появляются неоантропы - современный человек, или его еще называют Homo sapiens sapiens – «человек разумеющий разум»[1].


2. Виды занятий

 

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.

Эти технические достижения - результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства - не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.

Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки[2].

 

3. Материальная культура первобытных людей: орудия труда и охоты, поселения и жилища, одежда, пища, утварь. Овладение огнем


Орудия труда древнего человека представляют собой скребки, различные сколы, сделанные из яшмы.

Найденные при раскопках, орудия труда древнего человека, были рассчитаны на работу в основном правой рукой[3].

Позднее техника изготовления орудий труда совершенствуется – в эпоху мезолита (от 12-10 до 6-5 тыс. лет до н.э.) с камня скалывали миниатюрные пластины, вставляли их в дерево или кость, закрепляли смолой и получали составные вкладышевые орудия труда. В это же время было сделано несколько изобретений: так, например, были изобретены лук и стрелы и, вероятно, такие транспортные средства, как лыжи и лодка.

Жилищами первобытных людей становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. Некоторые их группы охотились вдали от пещер, на голых обледенелых равнинах Восточной Европы. Эти жилища делались из шкур животных и напоминали палатки, которые ставились над неглубокими ямами с низкими каменными стенами. Подпорками служили кости или бивни мамонтов. Такая большая постройка могла вмещать несколько семей. Каждая семья имела свой очаг, который ее обогревал и на котором она готовила пищу[4].

Первобытный человек начал пользоваться одеждой с давних пор. Современные дикари Бразилии, Новой Гвинеи не имеют никакой одежды, но все же полная обнаженность - явление редкое; с целью защиты, прикрытия, а чаще всего украшения, некоторые части тела закрываются одеждой.

Есть племена, которые не носят одежды, но никогда и нигде не встречается племени, которое бы не украшало своего тела.

Пояс на бедрах, к которому иногда привешивались остатки предметов охоты: зубы животных, перья, кости - служили первым видом одежды, иногда видоизменяясь в фартук.

Для защиты своего тела от лучей солнца, укусов насекомых, первобытный человек покрывал его слоем сырой земли или глины; таким образом, когда человек погружался в грязь или тину, получался род окрашивания тела. Это раскрашивание - первый неумелый опыт одежды. Вскоре человек изобрел средство постоянной защиты от укусов и атмосферных влияний изобретением способа умащивания тела маслами и окрашивания краской. Все племена тропических стран окрашивают свое тело. В животные жиры (китовый, бычье сало) примешивались различные краски и затем полученной массой покрывали тело.

Особым почетом пользовались краски белая и красная. Раскрашивание определяет принадлежность людей к тому или иному классу или выражает разные душевные состояния человека (печаль, радость).

Раскрашивание тела часто дополняется украшением из перьев, подвесками, ожерельями из раковин, зубов, костяных бус на лбу и шее; кость или палочку вставляют в носовую перегородку, прокалывают уши, щеки, подпиливают зубы, отрубают пальцы на ногах и руках.

На кожу наносится целый ряд мелких надрезов, расположенных по известному рисунку; эти надрезы подновляются, пока на коже не получатся рубцы и бугры. Африка изобилует такими рубцевыми украшениями.

Когда под кожу пропускается красящее вещество, получается татуировка. Ударом молоточка по телу наносились раны по заранее намеченному рисунку острым долотом или птичьей костью и в пробитые места кожи вводилось красящее вещество; цвет рисунка впоследствии становился черным или темно-синим. Татуировка, являясь настоящей одеждой, покрывала лицо, грудь, спину, руки и ноги. Часто татуировка вызывала опухоль, воспаление кожи и даже смерть. Но она - знак племени, отличия или культа - сделалась и символом свободы: рабам было вовсе запрещено татуироваться, а без татуировки тела нельзя было сделаться полноправным. Рисунок татуировки состоял из симметрически расположенных черточек, линий и точек. В Японии мотивами были сложные фигуры драконов, птиц и деревьев. Татуировка распространилась на островах Тихого океана и в странах, Северной и Южной Америки.

Татуировка исчезает, когда тело начинают покрывать мехами и тканями.

В умеренном, а тем более холодном климате отсутствие необходимого тепла с давних пор заставило первобытного человек одеваться. Материал для одежды он брал из окружающей его природы.

В степи, тундре, где нет подходящей растительности, человек приготовлял одежду из шерсти, кожи и шкур. Для него часто обладание мехами являлось вопросом жизни и смерти. Шкуры животных, убитых человеком, служили покрывалом для тела, защищая его от холода, дождя и ветра; чтобы сделать шкуру эластичной, удобной для ношения, ее натягивали на земле, где скоблили скребком, освобождая от крови и мездры, мяли, колотили, смазывая иногда салом или жиром. Еще в первобытные времена, чтобы придать материалу удобную форму, пользовались сшиванием.

В пещерах древних людей зачастую находят иглы, остатки костей, употреблявшихся с этой целью.

Древесная кора - материал для одежды в тропических странах, где много леса; кора сдирается с тутового дерева, фикусовых пород, смоковницы и др., очищается от наружного слоя и мягкой внутренней пленки и колотится молотками из дерева или кости для придания мягкости; иногда этот растительный материал раскрашивается.

В северной Азии (Амур, Сахалин) приготовляли одежду из рыбьего пузыря, кожи рыбы (кеты) и птичьих перьев. Мочало горного бука, внутренности моржа также идут на платье.

В суровом северном климате человек одеждой покрывает все тело. Там производится и усовершенствование костюма; из шкуры вокруг бедер образуется юбка, из юбки - штаны, облегающие плотно ноги. От природы человек заимствует краски ярких тонов, а иногда стремится приспособиться к ним.

Усовершенствованию одежды много способствовало изобретение ткацкого станка, связанного с плетением, процессом с давних пор известным первобытному человеку[5].

«Открытие» огня, что произошло примерно 700 тысяч лет назад, и использование вареной пищи. Сперва люди пользовались «диким» природным огнем - были найдены следы кострищ многометровой глубины, абсолютный их возраст насчитывает примерно 400 тысяч лет, - а позднее научились добывать его искусственно – «приручили» огонь, окультурили его. Применение вареной пищи, предварительно обработанной на огне, позволило человеку получать многообразные вещества, легко усваиваемые, что привело к изменениям в пищеварительной системе и телесной организации человека.

Овладение огнем было интеллектуальным ходом: огонь дал рассеянным стаям гоминидов небольшое, но решающее преимущество в борьбе за выживание. Огонь вызывает страх у всех существ: при соприкосновении пламя и тлеющие угли сжигают перья, мех, волосы и шкуру. Поскольку инстинктивная реакция любого существа - спасаться бегством, тот, кто владеет огнем, может использовать его для защиты. Огонь - важное средство обеспечения беспрерывного снабжения пищей; сырое мясо быстро портится, тогда как жареное остается съедобным. Поджаривая пищу, гоминиды получили возможность пережидать «неурожайные периоды» между охотой в плохую погоду; отпала необходимость жить только «из руки в рот».

Овладение огнем, непосредственно действующей и самой грозной из элементарных сил природы, происходило не одномоментно и не в одном месте. Homo erectus, наш прямой предок, по-видимому, в течение долгого времени разжигал костры на своих стоянках. Об этом ясно говорят находки археологов: следы разложенных человеком кострищ обнаружены в столь удаленных друг от друга точках земной поверхности, как Жоукоудян близ Пекина, Арагон на юге Франции и Вергешселеш в Венгрии. По-видимому, несколько групп гоминидов овладели огнем почти одновременно, не зная (а может быть, и зная) о достижениях другой группы.

Процесс овладения огнем должен был протекать медленно - по крайней мере по современным стандартам. Пожары периодически занимались от ударов молнии во всех тропических и субтропических экосистемах. Естественные пожары играют жизненно важную роль: они уничтожают мертвую органическую материю, возрождают плодородие почвы и создают благоприятные условия для роста новых растений. Homo erectus сталкивался с естественными пожарами на протяжении бессчетных тысячелетий и реагировал на огонь так же, как другие приматы и животные, - пускался наутек. Но постепенно некоторые индивиды, не лишенные авантюристических наклонностей, стали возвращаться к обугленным останкам и копаться на пепелище. Не подлежит сомнению, что они находили останки различных животных, в том числе и такие, которые не сгорели полностью, а лишь обуглились. По-видимому, собственный опыт показал им, что такие останки могут быть съедены не только на пепелище, но и в становище, находившемся в нескольких днях пути от того места, где бушевал пожар[6].

Заключение


Далекие горизонты будущего подчеркивают альтернативы, которые открываются перед человечеством, Регресс до полного исчезновения человечества или эволюция до нового плато существования; ставки всегда были высоки, но они никогда не были так высоки, как сейчас. Ответственность также никогда не была столь высокой. Осознав эволюцию, мы должны теперь сделать ее сознательной. Если мы того захотим, то следующий шаг в развитии человеческого общества можно совершить сознательно. В первое десятилетие XXI века у нас есть средства и возможность планировать нашу судьбу.

Подводя итоги, можно выделить следующие черты ранних форм культуры:

1. Основным материалом культуры являлся камень: кремень, обсидиан, диорит и др. Дерево и кость выполняли дополнительные функции.

2. На первом этапе становления общества важнейшую роль выполняла культура присвоения - в трех ее видах: охота, собирательство, скотоводство. В результате «неолитической революции» происходит переход к культуре аграрного производства с профессиональным разделением труда и культуры.

3. Если вначале культура характеризовалась примитивным синкретумом, для нее не было характерно выделение духовной деятельности в качестве самостоятельной области, то в культуре производства происходит деление культуры на два вида: материальную и духовную.

4. Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приемах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.

5. Духовная культура, получив относительно самостоятельную форму существования - еще долго оставалась неспециализированной, синкретичной. В ней присутствовали рациональные и иррациональные компоненты, знания и вера, эмоции и разум.

6. Элементы духовной культуры характеризовались примитивным соответствием своим объектам отражения, господствовал примитивный реализм, выливающийся в натурализм. Вербальная культура выполняла прежде всего свою функцию наименования, обозначения, а не мифологизации.

7. В художественной культуре, в искусстве - изображения, статуэтки характеризуются примитивным подобием своим оригиналам, наивностью, реализмом.

8. Стилизация, усиление абстрактных начал, подчеркивание социально-значимых связей происходит позднее. Появляются палеолитические "Венеры", изображения групп охотников, то есть рода, коллектива.

9. Изображения следовали за жизнью. Их отличали динамизм, движение, в них подчеркивались ловкость, быстрота, сила.

10. Первобытного художника интересуют социально-значимые для общины образы - объекты охоты и воспроизводство жизни. Изображения служили не удовлетворению эстетических вкусов - их еще не было, а консолидации общины. Так, рисунки на скалах создавались с целью сбора членов общины перед сезоном охоты, а после ее окончания изображений не создавалось.

11. В изображениях отсутствовали привычные для нас пропорции - иногда изображался маленький зверь, но зато большой охотник. Не было и перспективы.

12. Переход к культуре производства привел к изменениям в объекте поклонения, для вербальной культуры стала характерной мифология. В художественной культуре преобладающими стали абстрактные компоненты - рисунок сменяет орнамент, узор, знак развивается в символ.



Список литературы

 

  1. Андреевская В.С.  Основы культурологи. М.: ИНФРА-М, 1999.
  2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
  3. История культуры России. Курс лекций. М.: Общество «Знание», 1993.
  4. Культурология / Под ред. А.С. Ефремова. М.: Издательство «ГАРДАРИКИ», 1996.
  5. Культурология Истории Мировой Культуры. Учебник 1-ое издание / Под ред. А. Н. Марковой. М.: «Юнити», 1995.
  6. Роговцев М.Ю. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.



[1] История культуры России. Курс лекций. М.: Общество «Знание», 1993. С. 58-60.

[2] Культурология Истории Мировой Культуры. Учебник 1-ое издание / Под ред. А. Н. Марковой. М.: «Юнити», 1995. С. 118-119.

[3] Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. С. 131.


[4] Культурология / Под ред. А.С. Ефремова. М.: Издательство «ГАРДАРИКИ», 1996. С. 14-21.

[5] Андреевская В.С.  Основы культурологи. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 37.

[6] Роговцев М.Ю. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 33-34.