Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Контрольная работа
Социология
Финансово-кредитный факультет
Кафедра «философия»
На тему: «Социальная сущность семьи»
Выполнила: Муртазина Д.И.
Группа:45
Зачётная книжка: 04ФФД11827
Проверила: Неровная Е. М.
Челябинск
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа…………………………………………………..4 стр.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи…………………………………………..10 стр.
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы……………………………...19 стр.
Заключение………………………………………………………………23 стр.
Словарь…………………………………………………………………..25 стр.
Библиография……………………………………………………………27 стр.
Введение
Социология семьи как специальная отрасль социологического занятия берёт своё начало в масштабах эмпирических исследованиях известных европейских учёных-статистиков Рилза и Ле Пле. В середине XIX в. они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, на формы семейного общежития, структуры семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
Семья является таким эволюционным изобретение человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение – через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования социальной структуры, самого общества.
В нашей контрольной работе мы охарактеризуем семью как социальный институт и как социальную группу. Рассмотрим типологию семейных структур и их основные разновидности, а также основные функции семьи. этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируем события, характеризующие эти этапы
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
Социология семьи – одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчётливо выраженная социальная единица.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут своё происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объяснить факт неизменного сохранения семьи в обществе? При всём разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость её сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья, под каким бы углом зрения её ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе с ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития обществ. Естественно, чем выше культура общества, следовательно. тем выше культура семьи.
Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначил им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение – принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сёстрами и име6ла эндогамную (см. эндогамия) и экзогамную (см. экзогамия) разновидности, наконец, о парной семье, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к друг, детям и к обществу.
Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берёт на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарём считается самой сильной формой укрепления брака.
Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий кроме того, ещё и отношения между родителями и детьми.
Сказанное выше позволяет понять отнюдь не пассивное значение института семьи. Семья не обречена на то, чтобы лишь адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, к укладу жизни и социальному порядку. Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности – по поддержанию существования членов семьи и по рождению – социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение – через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.
Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими, причём полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-
родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.
Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Конту, семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодёжь всё раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и всё чаще выбирают другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семь
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).
Рассмотрим каждый тип подробно.
1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трёх поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:
а) экономическая зависимость женщины от супруга
б) функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка;
в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Матриархальная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:
а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовым проблем (так называемая «ролевая симметрия»);
б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
в) эмоциональная насыщенность отношений.
Выделяется ещё так называемая партнёрская семья с совместным обсуждением семейных решений, причём если муж имеет большее влияние, то это будет партнёрская семья доминированием мужа, если жена – то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов – автономные семьи.
Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей. Однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным институтам.
По критерию пространственно – территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, в которых молодожёны переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где молодёжь остаётся жить у родителей жены.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят традиционный характер, нежели их фактическое появление, либо, наоборот, при демократических установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда выходящими случаи, когда мужчина берёт отпуск по уходу за ребёнком. Поэтому важно выяснит, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определённую социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
1. Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В её основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьёй зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребёнка.
2. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно важное значение имеет её влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
3. Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникает материальные, финансовые трудности.
4. Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на её стабильность и, в конечном счете, на само существование брачной пары.
5. Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовых сил человека после трудового рабочего дня. В нормальном функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствует сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
6. Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
7. Cемья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребёнка представление о социальных связях и включает в них его со дня рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
8. Всё большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер её восприятия; организация внутрисемейного объединения.
9. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определённые потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении. Повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.
10. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передаёт) определённый социальный статус членам семьи.
11. Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
12. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
13. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Понятно, что все эти функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закреплённые за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяет отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или
приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо - культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, в "пробирке", будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы
удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.
Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива? На это как раз и должна ответить социология семьи. В принципе, возможно, такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям (к ним, в частности, следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха или досуга, связанные с работой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др.
- эти функции отражают исторический характер связи между семьей и
обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.
Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведённые супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили учёным в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
I. Стадия - стадия монады: парень встречается с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с парнем и вступает с ним в брак). Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущего ресурса семьи. Эту стадию иногда присоединяют к стадии диады
II. Стадия - стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста вступления в брак в качестве формирования брачного ресурса тоже очень важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29 летнем возрасте
Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Правила делятся на внешние и внутренние. Например, планируемый отдых, кто моет посуду, кто покупает и т.д., то есть те правила, о которых легко договориться. Но есть правила, о которых договориться трудно, по причине трудности осознания, либо по причине их «привязывания» к личностной самооценке.
Внутренние правила обуславливаются теми, которые присутствовали в семьях, из которых вышли молодожены (родительские правила), либо правилами культурно обусловлены (разделение функций в семье).
На этом этапе развития брачных отношений, имеющиеся ресурсы претерпевают значительные изменения. Через решение больших и малых проблем происходит формирование долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего действующего жизненного цикла.
III. Стадия - триада или семья ребенка преддошкольного/ дошкольного возраста. Так или иначе, произошли ли конструктивные перемены в восприятии друг друга супругами или нет, но в связи с рождением ребенка диада превращается в триаду. Наступает второй кризис в развитии брачных отношений. Меняются и структура семьи и межличностные дистанции.
Этот кризис называют еще структурным кризисом семьи. У супругов (особенно у мужей) возникает субъективные ощущения, что они стали дальше друг от друга. На этой стадии развития брачных отношений - пик супружеских измен.
IV. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу - очередной кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующихся семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений.
На этом этапе в брачных отношениях уже сформированы определенные паттерны коммуникации. Трудности возникают обычно тогда, когда есть раскол в родительской диаде. Например, союз одного из родителей с ребенком против другого родителя.
V. Стадия - семья подростка. Следующим этапом развития, который начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи, является семья подростка. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.
VI. Стадия - семья, в основном выполнившая родительскую функцию. Этот этап начинается с ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным, если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот этап. Но удовлетворенность своими отношениями могут испытывать только те пары, у которых брачные отношения были гармоничными на прежних этапах. Существующие супружеские проблемы с уходом на пенсию еще более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образованием более склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте.
На данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство. Дж. Браун и Д. Кристенсен цитируют Хейли «в момент ухода мужа на пенсию у жены могут появиться различного рода расстройства. Эти симптомы призваны выполнять защитную функцию по отношению к мужу, который отныне несет ответственность за здоровье жены».
Адаптация к уходу на пенсию происходит в пяти сферах: значительное снижение дохода; низкая самооценка; разрыв связи с сотрудниками по работе; утрата значимой работы; утрата самоэдентичности (утрата рабочей роли).
Проблемы, связанные с уходом на пенсию, может усугубить смерть одного из супругов. Смерть супруга и как следствие одиночество, может привести к депрессии, чувству вины, гневу и к суицидам. Кроме того, что брачные отношения отражают имеющие ресурсы в перспективе развития семьи, на каждом этапе брачных отношений имеется ряд определенных задач, которые семья должна реализовать.
Заключение
Анализируя мою контрольную работу можно сделать вывод, что семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, который являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей.
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
В настоящее время можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях:
1. проблема стабильности семьи
2. проблема рождаемости
3. проблема напряжённости в сфере быта
Но даже высокий уровень разводов не означает распад брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования.
Словарь
Автономная семья - семья, представляющая собой самодостаточную и самостоятельную единицу.
Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации).
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи.
Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.
Малая социальная группа – относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т. п.), что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм.
Нуклеарная семья – тип семейной организации, на первый план, в которой выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи.
Общество – объединение людей, имеющее закреплённую совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокуьтурной идентичностью (самопричислением) её членов.
Партнерская семья - семья, основанная на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого.
Полигамия – многобрачие (многожёнство или многомужество); форма брака, разрешающая иметь более одного супруга.
Родство – 1) отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков; 2) в праве – кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные права и обязанности; 3) близость по общности происхождения и непосредственному сходству.
Ролевая система – совокупность ролей, соответствующих данному статусу.
Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.
Семья – 1) социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. 2) Малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Социология – учение об обществе.
Социология семьи – отрасль социологии, изучающая развитие и
функционирование семьи как социального института и малой группы; брачно- семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы и т. д.; семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.
Экзогамия – обычай характерный для общинно-родового строя, который запрещает браки между людьми одной родственной группы.
Эндогамия – обычай, согласно которому браки заключались только между лицами одной общественной группы (род, племя, каста), наиболее резко выраженный в кастовом обществе.
Библиография
1. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социлогия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова – М.: Гардарики, 2000
2. Кравченко А. И. Социлогия: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000
3. Социология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова ; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000
4. Социология: Учебник для вузов/ под ред. проф. В. Н. Лавриненко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
5. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд. доп и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999
6. Фролов С. С. Социология: Учебник. – 3-е изд. доп. – М.: Гардарики, 2000