Содержание

Введение. 3

1. Материализм – учение об объективном бытии мира. Отвергает ли он на этом основании явления и ценности? Если нет, то, как он их рассматривает. 4

2. Кто ввел в философию понятие «бытие». 6

3. Чем отличается индивидуализм от эгоизма. 8

4. Можно ли отождествить понятия «философия» и «мировоззрение»? если нет, то почему? Какими требованиями должно отвечать мировоззрение, чтобы стать философией. 9

5. Что такое «глобальные проблемы современности»? Какие современные проблемы человечества Вы можете отнести к глобальным. 11

6. Кто основоположник философии всеединства в России? На каких мыслителей он опирался в ее разработке. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Найти начало — это самое трудное. Трудность эта заключается в естественной простоте этого начала. Бытиё человека как личности начинается с выделения множественности объектов в его восприятии из Единого, и продолжается поиском соотношения части к целому и её места в нём. С чего начинается поиск? Прежде всего, с задающего этот вопрос. Но поиск не может начаться, так как что-то может начать существовать лишь отъединившись от воображаемой противоположности, а я не есть разделённость. Следовательно, если этот поиск наличествует, то я существую в единстве с ним и его необходимо признать неотъемлемой характеристикой бытия человека, которую рано или поздно приходится замечать.

Каждый это замечает в соответствии со своими личными способностями и интеллектом. Тот, кто привержен миру стереотипов, имеет меньше всего шансов заметить этот поиск. Кольцо стереотипов всегда замкнуто, и понятия в нем выводятся друг из друга, поэтому ничего принципиально нового в нём родиться не может. Это кольцо приковывает индивидуальность к конечности материи. Поиск разрывает кольцо стереотипов, выводя сознание в бесконечность, но многим бывает удобнее существовать в своём изученном мирке. Это кажущееся удобство возникает вследствие того, что человек находясь определённое время в рамках каких-то условий адаптируется и привыкает к ним. И как только происходит привыкание, теряется объективность оценки этого состояния. Покидать этот мирок страшно из-за неизвестности того, что за этим последует. Объясняется же это ужасной занятостью, мол, некогда тратить время на всякую ерунду, надо заниматься делом. Под делом же подразумевается набор определённых поведенческих манипуляций в рамках своей системы ценностей. Но поиск не требует, чтобы на него тратили время и не подразумевает последовательности механических действий, это, скорее, способ мышления. Цель работы рассмотреть такую науку как философия. Задачи работы ответить на поставленные вопросы.

1. Материализм – учение об объективном бытии мира. Отвергает ли он на этом основании явления и ценности? Если нет, то, как он их рассматривает

Материализм — это объяснение мира из него самого. Постигая сущностный мир, человеческая мысль, достигшая более высокой ступени обобщения и абстрагирования. Материализм считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи). Материализм не отвергает основания явления и ценности.

Материализм — это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что

·  мир — по природе своей материален,

·  материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно;

·  мир и его закономерности вполне познаваемы.

Материалистическая диалектика - метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Через диалектику форм, методов, приемов познания раскрывается мир. Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центральной проблем античной философии - проблема единого и многого. Со временем она превращается в проблему связи единичного /общего, части/целого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важными предметом диалектикики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых связей бытия служат категории диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражение полярной стороны целостных явлений, процессов. Диалектике характер отношений выражается в противоположности, но неразрывно связей понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании, взаимодополняющих категории диалектики образуется сеть универсальных понятий, способных отражать подвижность и противоречияя бытия. (Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определение его природу, совокупность черт и др. характеристики. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple). Качество - целостная, интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектическая единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией; элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

2. Кто ввел в философию понятие «бытие»

Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие» — производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.[1]

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания.

В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.

Бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;

человека — подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;

духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;

социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.


3. Чем отличается индивидуализм от эгоизма

Даже теперь, когда крайний индивидуализм проповедуется словом и делом, взаимная помощь продолжает составлять существеннейшую часть в жизни человечества. И от нас самих, а не от внешних сил зависит - давать ей все большее и большее значенье в жизни не в виде благотворительности, а виде естественного исхода развивающимся в нас общечеловеческим чувствам.

Без этого искания удовлетворения жизнь стала бы невозможной. Организм распался бы, прекратилось бы существование. Таким образом, каков бы ни был поступок человека, какой бы образ действия он ни избрал, он всегда поступает так, а не иначе, повинуясь потребности своей природы. Самые отвратительный поступок, как и самый прекрасный или же самый безразличный поступок, одинаково являются следствием потребности в данную минуту. Человек поступает так или иначе, потому что он в этом находит удовлетворение или же избегает таким образом неприятного ощущения. Вот факт, совершенно установленный. Вот сущность того, что называли теорией эгоизма. Каждому человеку естественно смотреть на себя как на центр мира и относиться к окружающим, исходя из своих личных потребностей и интересов. Единственная сила, которая в состоянии упразднить эгоизм, не упраздняя индивидуальность, а, наоборот, утверждая и поднимая ее, - это любовь. Смысл человеческой любви, говорит Соловьев, есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Это происходит потому, что посредством любви мы утверждаем безусловное значение другой индивидуальности. Любовь - это полное изживание эгоизма, "перестановка центра нашей жизни", "перенос нашего интереса из себя в другое". В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм и возрождающая личность в новом, нравственном качестве. Причем главной силой, способной устранить врожденный человеку эгоизм, является именно половая любовь, потому что именно она сохраняет равенство между любимым и любящим. Все остальные типы и виды любви, так или иначе, основываются на известном неравенстве между любящим и объектом его любви.

4. Можно ли отождествить понятия «философия» и «мировоззрение»? если нет, то почему? Какими требованиями должно отвечать мировоззрение, чтобы стать философией  

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.[2]

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так. чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры.

Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой.

Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я.

5. Что такое «глобальные проблемы современности»? Какие современные проблемы человечества Вы можете отнести к глобальным

Возникновение глобальных проблем, возрастание опасности их последствий ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе их решения. Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: 1) предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; 2) преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; 3) обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); 4) преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу: 1) прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); 2) своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1) все проблемы могут стать глобальными; 2) число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение); 3) точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения.

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой. Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества. Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы: 1) между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); 2) экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана; 3) между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.). Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

6. Кто основоположник философии всеединства в России? На каких мыслителей он опирался в ее разработке

Основу философии Соловьева составляет учение о "всеединстве", проявляющемся буквально во всем, в частности, в единстве божественного и человеческого начал, которые достигаются самим человеком благодаря нравственной свободе и способности к совершенствованию.

Одним из выдающихся русский философ был Владимир Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, нем классической философии и отчасти славянофилов. [3]

Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. [4]

Всеединое сущее - сфера абсолютна, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютно-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия). [5]

Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. [6]

Человечество - посредник между природой и божеством. Чел должен изменять природе до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связным звеном между божьими и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, подлинный образ всеединства.

В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей.

В истории русской философии идеализма Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду религиозно философов-мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.

Таким образом, в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально- эстетическую форму.

Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же - достойное бытие, или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего.

Этого мы желаем как высшего блага, это мы мыслим, как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и определяется красота как такая в своем специфическом признаке".




Заключение

Данная работа носит субъективный характер, но её недостатком это я не считаю. В философии нет необходимости избегать субъективности, поскольку субъективность отражает личный характер поиска истины. Каждый человек в своих характерных глубоко-индивидуальных чертах несёт принцип истины. Жизненное предназначение каждого человека заключается в раскрытии этого принципа, а его жизненной задачей - научиться воспринимать других как различные аспекты единой истинной реальности.

Бесконечный поиск не знает остановки, но на его пути часто приходиться возвращаться к пройденным этапам для их переосмысления. И тогда осознается, что начинать надо с начала.

Рассуждения относительно оценки объектов носили в основном гносеологический характер, связанный с теорией познания. Выводы о бытии с применением этих методов познания носят онтологический характер. Поэтому поставленная задача в общих чертах выполнена лишь по отношению к методологии поиска. Задача же об объектах поиска и их результатах (теоретических и практических) переносится до дальнейших исследований.

Существуют три основных способа восприятия мира – религиозный, образный и логический, в среде которых осуществляется познание. Ценность данного произведения заключается в провозглашении равноправия их методов исследования и необходимости гармоничного развития по этим направлениям, без перекоса в ту или иную сторону.

Чем больше уточняются исследования в рамках какого-либо направления, тем больше возникает сложностей. Можно сказать, что при сужении исследования, то есть повышении степени оценки возникают новые ракурсы взгляда на вещи, а не более узкое мышление. Хотя, замкнутость в коридоре такого взгляда негативно скажется на общности мышления.




Список литературы

1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. / Под ред. Фролова И. Т. - М., 2001.-678с.

2. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть. М.: ИНФРА, 2001.-659с.

3. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 2002.-559с.

4. Современная западная философия. Словарь. – М.: Просвещение, 2002.-729с.

5. Философский словарь. - М.: Политиздат, 2000.-782с.

6. Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-659с.


[1] Философский словарь. - М.: Политиздат, 2000.-39с.

[2] Современная западная философия. Словарь. – М.: Просвещение, 2002.-112с.

[3] Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р Фролова И. Т. - М., 2001.-95с.

[4] История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 2002.-198с.

[5] Мир философии. Книга для чтения, 1 часть. М.: ИНФРА, 2001.-226с.


[6] Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-78с.