Содержание


Введение……………………………………………………………………….3

1. Лидерство: понятие, сущность, типология……………………………….4

2.Проблемы политического лидерства в России…………………………..11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы ………………………………………………………….16



Введение


«Лидер» в переводе с английского языка означает «ведущий», «руководящий другими людьми». Лидеры возглавляют, ведут за собой различные общности - от небольших групп до государств и межгосударственных сообществ появление лидера - явление объективное и универсальное, так как любой современный труд нуждается в организации, функции которой выполняют люди энергичные, активные и пользующиеся авторитетом. В лидере нуждаются все сферы совместной деятельности людей. Лидер - тот, кто решает за других, определяет программу действия группы.

Возникает естественный вопрос о различиях между понятиями «лидер» и «руководитель» («начальник»; «шеф»). Они довольно существенны.

Лидер выдвигается стихийно и благодаря авторитету и личностному влиянию оказывает определяющее воздействие на процесс принятия решений и властвует над группой или организацией. Руководитель назначается или избирается, т.е. получает властные функции в результате целенаправленных действий, и поступает под контроль соответствующих структур.

Лидер - это непременно личность - он - продукт естественного отбора, происшедшего в какой-то общности. Руководитель - продукт сознательного кадрового подбора.

Лидерство нестабильно, его надо постоянно «подтверж­дать». Руководство стабильно, так как оно оговорено законами, регламентировано санкциями и т.д.

Целью данной работы является: анализ политического лидера. Поставлены следующие задачи: раскрыть лидерство: понятие, сущность, типологию; и исследовать проблемы политического лидерства в России.


1. Лидерство: понятие, сущность, типология


С понятием «лидер» тесно связано понятие «лидерство». Лидерство - это сложное взаимодействие лидера и его ведомых, изучая которое следует принимать во внимание:

способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение проблемы и мобилизовать других на решение ее;

свойства социальной среды, с которой лидер взаимодействует, степень его поддержки ею и ее добровольного подчинения ему;

взаимосвязь лидера и его приверженцев (то, что в полити­ческом обиходе называют «командой»).

Политический лидер - «это тот, кто способен изменить ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества».[1] Лидеры - не просто люди, которые работают в политической сфере, пусть и крупными руководи­телями. Это государственные деятели, депутаты, лидеры партий и общественно-политических движений, авторитетные политики, способные влиять на принятие политических решений, определять стратегию развития общества, формировать исполнительную власть.

Высший уровень лидерства - политическое лидерство, так как проявляется на вершине политической пирамиды. Полити­ческое лидерство - это конкретные способы реализации власти посредством влияния лидера на умы, волю и политическую активность граждан. В литературе известны многие определения и лидерства вообще, и политического лидерства.

Лидерство - это разновидность власти по вертикали, сверху вниз, носителем которой является один человек или группа лиц.

Лидерство - это управленческий статус, руководящая должность, связанная с принятием решений. Позиция, занятая человеком в сфере управления, дает ему статус лидера.

Лидерство - это влияние на других людей. Однако влияние не любое, а постоянное, на всю организацию или общество; приоритет во влиянии должен принадлежать лидеру и опираться не на силу, а на авторитет или признание целесообразности и правомерности его действий.

Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, которое осуществляется на политическом рынке. Лидеры в конкурентной борьбе обменивают программы партий и движений, а также предполагаемые способы их реализации в политике на руководящие должности.

Лидерство - образец служения обществу, а лидер – символ общности и идеал политического поведения. Лидер не просто руководитель в системе отношений «господство - подчинение», а носитель национальной идеи, стихийно выдвинутый народом и отстаивающий его интересы. Эта точка зрения достаточно широко распространена в российской политологии и в массовом сознании россиян.

Таким образом, политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.[2]

Политическое лидерство - многогранное явление и поэтому привлекает широкое внимание ученых. Множество теоретиков занимается проблемами лидерства. Так, существуют теория черт и факторно-аналитическая концепция; ситуационная концепция; теория конституентов (избиратели, активисты, последователи, команда); психологическая концепция; интерактивный анализ. Содержание этих концепций определялось уровнем развития науки и подходами к понятию лидерства. Среди этих подходов можно выделить три: психологический, социологический и политологи­ческий.

1. Психологический подход. Политологов интересуют психологические процессы перехода из толпы в элиту, из толпы в лидеры, из элиты в лидеры. Так, западная политология основы­вается на концепции Г. Лассвелла, который мотивы политического поведения объясняет в традициях психоанализа. Люди, утверждает Лассвелл, в своих действиях на политической арене руководствуются сугубо личными мотивами, выдавая их, иногда бессознательно, за общественные интересы, цели или идеалы. Личность всегда жаждет получить максимум благ, и при этом сознательные и бессознательные мотивы ее переплетаются. Главный мотив - жажда власти, которая позволяет обладать всеми благами и постоянно увеличивать их число. Основные детерминанты политической активности и вождей, и масс - бессознательные мотивы и психические отклонения, возникшие в раннем детстве. Мотивами могут быть также деформации психики и психологические напряжения, которые возникают как реакции на резкие перемены в общественной жизни.

Взгляды Г. Лассвелла оказали огромное влияние на развитие политологии и подходы к проблемам политического человека.

Психоанализ до сегодняшнего дня остается одним из важных направлений изучения феномена лидерства, но смещается в сторону анализа личности в совокупности с ее окружением. Так, благодаря исследованиям Т. Адорно и Э. Фромма получила осве­щение природа формирования авторитарной личности. Эта личность, с их точки зрения, появляется и проявляется в определенных общественных условиях, которые у личности порождают неврозы. Эти неврозы заглушаются или преодоле­ваются в процессе господства над другими. Таким образом, власть становится потребностью не только потому, что она обеспечивает это господство, а в первую очередь потому, что дает возможность избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим.

Авторитарная личность рассматривается как личность, имеющая садомазохистский характер. Садизм же, согласно Фромму, это стремление к полному господству над людьми и получение удовольствия от чьей-то зависимости. Мазохизм - это полное подчинение кому-либо и получение удовольствия от этого и от причиняемой себе боли. Э. Фромм, отходя от Фрейда, считает, что такие характеры формируются вследствие отчуждения личности от общества, «бегства от свободы».

Э. Фромм выявляет и основные черты авторитарного характера: восхищение сильной властью и презрение к слабой; постоянный бунт против слабой власти и безусловное признание сильной власти над собой; эмоциональность, отказ от рационализма и готовность признать высшую власть в образе бога, судьбы, вождя, сильной личности; радикальный отказ от равенства и солидарности с кем бы то ни было: либо господство, либо подчинение, а третьего не дано.

Исследования Фромма были дополнены работами немецких ученых- антифашистов. Так, школа Т. Адорно, выявляя природу антисемитизма, установила, что антисемитизм есть особый случай того явления, которое они назвали «этноцентризм». В ходе дальнейших исследований они открыли, что есть еще более общее явление - «авторитаризм». Авторитарной личности, по мнению Адорно и его сотрудников, присущи следующие черты: культ силы и твердости; тщательное соблюдение общепринятых норм и агрессив­ность по отношению к тем, кто их нарушает; подавление всего субъективного, подсказанного воображением; некритическое отношение к авторитетам из собственной группы и к результатам собственной деятельности; вера в предрассудки, стереотипы, в свою судьбу; цинизм и неприязнь к народу; проецирование собственных слабостей на внешний мир; концентрация внимания на вопросах пола.

2. Социологический подход. Этот подход возник раньше психологического, но до сих пор остается одним из важных методологических средств познания феномена лидерства. Такой подход превалировал в марксистской науке, которая делала упор на взаимоотношения вождей и масс, вождя и класса, вождя и партии, считая, что индивидуальное всегда детерминировано сознанием класса или социальной группы, которым служит личность. Классиками такого подхода считались В.И. Ленин и Р. Михелс.

С точки зрения В.И. Ленина, вожди - это самые активные представители класса с ярко выраженными общественными интересами, что, в общем, соответствовало реальному состоянию русской социал-демократии. Но при таком подходе как бы отвлекались от многих индивидуальных черт лидера.

Р. Михельс исследовал взаимоотношения вождей и партии в условиях демократической системы и мирной политической борьбы за власть. Он пришел к выводу, что бюрократизация аппарата партии порождает своего рода бонапартизм: власть сосредоточивается в одних руках и такая линия поведения вождя освящается ссылками на его миссию - брать на себя всю ответственность за судьбу масс.

3. Политологический подход не исключает элементов социальной обусловленности и психологических особенностей характера лидера, но только лидера-политика. Политологов волнуют прежде всего мотивы «вхождения лидера в политику». В общем виде их можно представить как преследование этноцентрических (своего этноса), эгоцентрических (личных) и социоцентрических (своей социальной группы или всего общества) целей. Личностную устремленность к таким целям детерминируют: ярко выраженные индивидуальные черты (вера в собственные силы, в свою миссию и т.п.); страстное отрицание всякой несправедливости (в отношении себя, других, общества); социальная активность, возникшая в соответствующей среде и усиленная ею; аналитическое видение мира, переросшее в желание переделать его; экстравертность характера, т.е. врожденное стремление служить людям.

Но сами по себе мотивы не могут «политического человека» сделать лидером - нужны особые качества и способности.

Первое необходимое качество политического лидера - способность разделять и отстаивать интересы широких масс.

Второе качество - готовность нести ответственность за своих последователей, за свою организацию, за все общество, т. е. в определенном смысле готовность к жертвенному служению обществу.

Третье качество — способность постоянно выдвигать новые идеи или комбинировать и совершенствовать их.

Четвертое важнейшее качество лидера - его политическая информированность. Политическая информация характеризует прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях их развития, взаимоотношениях между собой и с государством.

Пятое качество - политическая интуиция, позволяющей схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Выдающиеся политические деятели не были учеными или политологами, но их интуиция оказывалась важнее теоретической подготовки.

Шестое качество - имидж лидера, т.е. способность воздействовать на людей на иррациональном уровне, убеждать их и увлекать своими идеями и программами. Огромную роль в этом играет лексикон политического лидера.

Качества и способности лидера позволяют ему выполнять в обществе значимые функции. В сложные переходные периоды это: аналитическая функция, т.е. способность произвести всесто­ронний анализ объективных и субъективных причин сложившейся ситуации; функция разработчика программ действий или создателя команды, способной это сделать; мобилизационная функция, например способность мобилизовать страну на выполнение стратегической программы.

В стабильно развивающихся обществах круг функций лидера еще шире: новаторская, коммуникативная, организаторская, координационная, интегративная функции.

Политологический подход к изучению лидерства включает их типологии.

I.       Типология М. Вебера. Логическое основание типологии - основа легитимности власти. В соответствии с данным критерием выделяются три типа лидерства:

1) традиционное, т.е. основанное либо на наследовании власти, либо на традициях;

2)рационально-легальное, т.е. политическая власть получена на основе демократических выборов;

3) харизматическое, т.е. основанное на вере народа в сверхъестественные качества вождя, князя, военачальника.

II.      Типология Р. Такера. Логическое основание - цель воздействия лидера на общество, которого на этом основании называют:

консерватор (его цель - сохранение общества в его совре­менном виде);

реформатор (его цель - радикальное преобразование общества);

революционер (его цель - переход к принципиально новой политической системе).

III.     Типология Г. Лассвелла. Логическое основание - место лидера в политическом руководстве, и лидера на этом основании называют:

администратор (управленец, удачно организующий полити­ческую жизнь);

агитатор (он способен влиять на людей, увлекать своими идеями, хороший оратор);

теоретик (способен выдвинуть значительную идею, разработать программу ее претворения в жизнь и т.п.).

IV.    Собирательная типология. Логическое основание - общественно-политическая роль или прозвище лидера:

знаменосец (отличается собственным видением действи­тельности, имеет цель, увлекает за собой людей, верно определяет характер происходящего и т.п.);

служитель (интересы своих приверженцев считает приори­тетными для своей деятельности);

торговец (в отношениях с избирателями готов поторговаться с ними, пойти на уступки и тем самым добиться их поддержки);

пожарник (быстро реагирует на «пожарные» ситуации, т.е. когда от него требуются решительные действия).



2.Проблемы политического лидерства в России


Для развитой демократии характерен конструктивный тип политического лидерства, когда избиратель оценивает главным образом содержание программ претендентов, но у нас не развитая демократия, а переходный период от советского строя к демократии. Какими же должны быть наши лидеры?

«Переходность» очень сильно усложняет жизнь нашего общества: прошлое в определенной мере господствует над настоящим, перемены вызывают психическое напряжение народа, будущее представляется неопределенным, идут поиски новых идеалов, возрастает активность социальных меньшинств (казачество, адепты дохристианских культов, представители религиозных объединений, малые народы и др.). Лидерам приходится принимать «переходные» решения, которые тут же подвергаются резкой критике. Лидеры не могут быть неактивными, но их активность всегда сопряжена с риском, и не всегда им удается предвидеть последствия своих действий. Подлинным испытанием для лидера оказывается даже не само принятие решения о проведении той или иной реформы, а определение ее социальной цены, так как большие реформы проводятся только за счет народа. К тому же наэлектризованная политическая среда вводит электорат в заблуждение и относительно фигуры лидера.

В политической жизни России находят себе место два вида лидеров: идеалисты и прагматики.[3] Идеалисты отстаивают утопические идеалы, намечают грандиозные, но абсолютно недостижимые цели; поют дифирамбы «народу»; возвещают эру милосердия, справедливости и равенства; обещают резко поднять престиж страны на международной арене и т. п. Прагматики же «танцуют» от повседневности и довольствуются апробированными образцами политического поведения, обещая вскоре решить самые болезненные для учителей, врачей или пенсионеров проблемы; достигая своих целей не собственными усилиями, а критикуя своих предшественников или оппонентов («других», которые всегда хуже их самих). Ясно, что и первые, и вторые лидеры не могут нас устроить, хотя наше общество относится к обществам лидерского типа. Незавершенность социального устройства требует сильных и справедливых, высоконравственных и хозяйственных лидеров, а общество обеспечить себя ими пока не может.

Откуда же приходят лидеры и каков механизм их вхождения во власть? Знать это весьма важно, так как социальная и политическая среда, из которой вышел лидер, делает его своим заложником. Длительный путь административно-хозяйственной деятельности для лидера предпочтительнее. Такую возможность дает работа в разных регионах страны. В начале 90-х годов сформи­ровался институт региональных администраций, а с 1995 г. начались выборы губернаторов и мэров, которые становятся политическими лидерами регионов. Они формируют под себя «команды», экономические базы под свои программы, финансово-банковскую систему, региональные и межрегиональные ассоциа­ции. Степень постоянного легитимного влияния на современные политические процессы региональных лидеров зависит от их личных качеств, от значимости региона и его отношения к федеральной власти. В регионах приобретается многосторонний опыт политического руководства. Положение лидера, сопряженное с правами, обусловленными статусом и властью, дает возможность влиять на политические процессы, налаживать взаимоотношения с электоратом.

Анализируя уровень влияния региональных лидеров на политику, а также взаимодействие таких факторов, как личность губернатора, институт губернаторства и политическая среда его деятельности, исследователи рассматривают все это лишь в горизонтальной плоскости.[4] Дело в том, что на федеральный уровень среда выдвинула только одного человека — Б. Немцова, да и то волевым решением президента. На вершине политической пирамиды часто появляются «случайные» фигуры.

Нельзя не затронуть еще одну тему - имидж: лидера. Укрепление в России демократических институтов принципиально меняет характер политической борьбы в стране. Она становится все более публичной и конкурентной. Современный политик предстает в виде своеобразного «товара», который нужно как можно выгоднее продать. «Продажа» - привлечение внимание электората к конкретному кандидату на ту или иную должность в органах законодательной и исполнительной власти, а добиться этого очень сложно, если не использовать политический маркетинг. Политический лидер, желающий успешно побеждать в конкурент­ной борьбе, должен, во-первых, организовывать постоянный (действующий годами) поток сообщений о себе и, во-вторых, периодически устраивать информационные всплески в этом потоке. «Всплески» - это рекламно-пропагандистские компании, которые будут тем успешнее, чем лучше организованно системное воздействие на массовое сознание.

Имидж политического лидера - это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия на социум личности лидера, прежде всего через СМИ. СМИ, с одной стороны, тиражируют создаваемый политиком и его имиджмейкерами образ, а с другой - сами, иногда спонтанно, но чаще целенаправленно, формируют его. Наиболее характерные особенности имиджа таковы:

имидж упрощен по сравнению с объектом, публичным портретом которого он является, но подчеркивает его специфичность и уникальность;

имидж конкретен, но подвижен, изменчив, подвергается корректировке в соответствии с текущими обстоятельствами;

имидж соответствует рекламируемому объекту и вместе с тем идеализирует его, либо выпячивая выигрышные черты, либо наделяя объект дополнительными социальными, идеологи­ческими, психологическими достоинствами, ориентируясь на ожидания тех, для кого он предназначен;

имидж, будучи связанным с прообразом, тем не менее живет по собственным законам в соответствии с ориентациями обыденного сознания;

имидж искусственно расширяет восприятие своего прообраза, но в заданном направлении, поощряя воображение, «соучастие» индивида в формировании этого образа.

Имидж лидера соединяет в общественном мнении восприятие его как личности и впечатления от его программных документов, заявлений, решений. Избирателю приходится воспринимать образ-имидж, постоянно воспроизводимый самим субъектом и средствами коммуникации, т.е. в единстве его политических, мировоззренческих, биографических, внешних черт и особен­ностей.

Короткое знакомство с понятием «имидж» дает основание констатировать как минимум два обстоятельства. Первое обстоятельство - неразвитость имиджелогии в России, насторо­женное к ней отношение, так как мы привыкли гордиться естественностью и простотой, а образ - это нечто искусственное. Второе обстоятельство - затруднения с оценкой лидера, поскольку избирателю надо читать, слушать, смотреть, сравнивать и анализировать. Избиратель же зачастую предпочитает действовать по чужой подсказке или идти на поводу у своих эмоций. Это позволяет лидерам не заботиться об имидже: при политической безграмотности электората достаточно потратить деньги на грязные технологии в ходе избирательной компании.

Проблема политического лидерства и сегодня оставляют достаточный простор для исследований. И все-таки, с какой стороны ни подходи к феномену политического лидерства, в любом случае политические лидеры - это неординарные, сильные люди, каждый из которых сумел выделиться из общей среды и стать лидером в условиях жесткого соперничества.[5]

Заключение


Лидер свои действия определяет сам, корректируя их в соответствии с интересами общности. Руководитель действует либо по команде свыше, либо в соответствии с нормативными актами.

Лидер ответственен неформально перед людьми своей общности. Руководитель ответственен перед людьми коллектива, перед законом, перед вышестоящими инстанциями.

Неформальных лидеров часто именуют «вождями». Авто­ритет таких лидеров весьма велик, но вожди и лидеры также заметно отличаются друг от друга.

Лидер опирается на команду сторонников и профессионалов. Вождь опирается на узкий, часто замкнутый круг людей, лично ему преданных и часто находящихся с ним в дружеских и родственных отношениях.

Лидер генерирует идеи, определяет цели и методы управления, отвечающие интересам данного общества в данное историческое время. Вождь заменяет управление приказами, желаниями и идеологией, которая обосновывает его величие и непогрешимость.

Каждый новый лидер рождается заново со своими новыми идеями. Внесение нового - основа чередования лидеров в нормально функционирующей политической системе. Вожди тяготеют к наследованию власти хотя бы путем безальтернативных выборов или рассчитывая на свой авторитет и личные связи. Переход власти от вождя к вождю сопровождается насильственным его отстранением и поруганием его деятельности.


Список литературы


1. Гржейщак С.Е. Статус региональных политических лидеров и влияние регионального политического лидерства // ОНС. -2000. -№ 1.

2. Марченко М.Н. Политология. – М., 2003.

3. Политология: Учеб. пособ. для ВУЗов / Под ред. Г.В. Полунина. - М., Акалис, 1996.

4. Поломошнова Г.Б., Хорошев А.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск, 2002.

5. Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // ОНС. - 1996. - № 3.

6. Тулеев А.Г. Политическое лидерство: Сущность, содержание, функции // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12. Полит, науки. - 1999.-№5.





[1]Политология: Учеб. пособ. для ВУЗов / Под ред. Г.В. Полунина. - М.: Акалис, 1996.

[2] Тулеев А.Г. Политическое лидерство: Сущность, содер­жание, функции // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12. Полит, науки. -1999.-№5.

[3] Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // ОНС. - 1996. - № 3.

[4] Гржейщак С.Е. Статус региональных политических лидеров и влияние регионального политического лидерства // ОНС. -2000. -№ 1.

[5] Поломошнова Г.Б., Хорошев А.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск, 2002.