Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Лидерство: понятие, сущность, типология……………………………….4
2.Проблемы политического лидерства в России…………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...15
Список литературы ………………………………………………………….16
Введение
«Лидер» в переводе с английского языка означает «ведущий», «руководящий другими людьми». Лидеры возглавляют, ведут за собой различные общности - от небольших групп до государств и межгосударственных сообществ появление лидера - явление объективное и универсальное, так как любой современный труд нуждается в организации, функции которой выполняют люди энергичные, активные и пользующиеся авторитетом. В лидере нуждаются все сферы совместной деятельности людей. Лидер - тот, кто решает за других, определяет программу действия группы.
Возникает естественный вопрос о различиях между понятиями «лидер» и «руководитель» («начальник»; «шеф»). Они довольно существенны.
Лидер выдвигается стихийно и благодаря авторитету и личностному влиянию оказывает определяющее воздействие на процесс принятия решений и властвует над группой или организацией. Руководитель назначается или избирается, т.е. получает властные функции в результате целенаправленных действий, и поступает под контроль соответствующих структур.
Лидер - это непременно личность - он - продукт естественного отбора, происшедшего в какой-то общности. Руководитель - продукт сознательного кадрового подбора.
Лидерство нестабильно, его надо постоянно «подтверждать». Руководство стабильно, так как оно оговорено законами, регламентировано санкциями и т.д.
Целью данной работы является: анализ политического лидера. Поставлены следующие задачи: раскрыть лидерство: понятие, сущность, типологию; и исследовать проблемы политического лидерства в России.
1. Лидерство: понятие, сущность, типология
С понятием «лидер» тесно связано понятие «лидерство». Лидерство - это сложное взаимодействие лидера и его ведомых, изучая которое следует принимать во внимание:
способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение проблемы и мобилизовать других на решение ее;
свойства социальной среды, с которой лидер взаимодействует, степень его поддержки ею и ее добровольного подчинения ему;
взаимосвязь лидера и его приверженцев (то, что в политическом обиходе называют «командой»).
Политический лидер - «это тот, кто способен изменить ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества».[1] Лидеры - не просто люди, которые работают в политической сфере, пусть и крупными руководителями. Это государственные деятели, депутаты, лидеры партий и общественно-политических движений, авторитетные политики, способные влиять на принятие политических решений, определять стратегию развития общества, формировать исполнительную власть.
Высший уровень лидерства - политическое лидерство, так как проявляется на вершине политической пирамиды. Политическое лидерство - это конкретные способы реализации власти посредством влияния лидера на умы, волю и политическую активность граждан. В литературе известны многие определения и лидерства вообще, и политического лидерства.
Лидерство - это разновидность власти по вертикали, сверху вниз, носителем которой является один человек или группа лиц.
Лидерство - это управленческий статус, руководящая должность, связанная с принятием решений. Позиция, занятая человеком в сфере управления, дает ему статус лидера.
Лидерство - это влияние на других людей. Однако влияние не любое, а постоянное, на всю организацию или общество; приоритет во влиянии должен принадлежать лидеру и опираться не на силу, а на авторитет или признание целесообразности и правомерности его действий.
Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, которое осуществляется на политическом рынке. Лидеры в конкурентной борьбе обменивают программы партий и движений, а также предполагаемые способы их реализации в политике на руководящие должности.
Лидерство - образец служения обществу, а лидер – символ общности и идеал политического поведения. Лидер не просто руководитель в системе отношений «господство - подчинение», а носитель национальной идеи, стихийно выдвинутый народом и отстаивающий его интересы. Эта точка зрения достаточно широко распространена в российской политологии и в массовом сознании россиян.
Таким образом, политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.[2]
Политическое лидерство - многогранное явление и поэтому привлекает широкое внимание ученых. Множество теоретиков занимается проблемами лидерства. Так, существуют теория черт и факторно-аналитическая концепция; ситуационная концепция; теория конституентов (избиратели, активисты, последователи, команда); психологическая концепция; интерактивный анализ. Содержание этих концепций определялось уровнем развития науки и подходами к понятию лидерства. Среди этих подходов можно выделить три: психологический, социологический и политологический.
1. Психологический подход. Политологов интересуют психологические процессы перехода из толпы в элиту, из толпы в лидеры, из элиты в лидеры. Так, западная политология основывается на концепции Г. Лассвелла, который мотивы политического поведения объясняет в традициях психоанализа. Люди, утверждает Лассвелл, в своих действиях на политической арене руководствуются сугубо личными мотивами, выдавая их, иногда бессознательно, за общественные интересы, цели или идеалы. Личность всегда жаждет получить максимум благ, и при этом сознательные и бессознательные мотивы ее переплетаются. Главный мотив - жажда власти, которая позволяет обладать всеми благами и постоянно увеличивать их число. Основные детерминанты политической активности и вождей, и масс - бессознательные мотивы и психические отклонения, возникшие в раннем детстве. Мотивами могут быть также деформации психики и психологические напряжения, которые возникают как реакции на резкие перемены в общественной жизни.
Взгляды Г. Лассвелла оказали огромное влияние на развитие политологии и подходы к проблемам политического человека.
Психоанализ до сегодняшнего дня остается одним из важных направлений изучения феномена лидерства, но смещается в сторону анализа личности в совокупности с ее окружением. Так, благодаря исследованиям Т. Адорно и Э. Фромма получила освещение природа формирования авторитарной личности. Эта личность, с их точки зрения, появляется и проявляется в определенных общественных условиях, которые у личности порождают неврозы. Эти неврозы заглушаются или преодолеваются в процессе господства над другими. Таким образом, власть становится потребностью не только потому, что она обеспечивает это господство, а в первую очередь потому, что дает возможность избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим.
Авторитарная личность рассматривается как личность, имеющая садомазохистский характер. Садизм же, согласно Фромму, это стремление к полному господству над людьми и получение удовольствия от чьей-то зависимости. Мазохизм - это полное подчинение кому-либо и получение удовольствия от этого и от причиняемой себе боли. Э. Фромм, отходя от Фрейда, считает, что такие характеры формируются вследствие отчуждения личности от общества, «бегства от свободы».
Э. Фромм выявляет и основные черты авторитарного характера: восхищение сильной властью и презрение к слабой; постоянный бунт против слабой власти и безусловное признание сильной власти над собой; эмоциональность, отказ от рационализма и готовность признать высшую власть в образе бога, судьбы, вождя, сильной личности; радикальный отказ от равенства и солидарности с кем бы то ни было: либо господство, либо подчинение, а третьего не дано.
Исследования Фромма были дополнены работами немецких ученых- антифашистов. Так, школа Т. Адорно, выявляя природу антисемитизма, установила, что антисемитизм есть особый случай того явления, которое они назвали «этноцентризм». В ходе дальнейших исследований они открыли, что есть еще более общее явление - «авторитаризм». Авторитарной личности, по мнению Адорно и его сотрудников, присущи следующие черты: культ силы и твердости; тщательное соблюдение общепринятых норм и агрессивность по отношению к тем, кто их нарушает; подавление всего субъективного, подсказанного воображением; некритическое отношение к авторитетам из собственной группы и к результатам собственной деятельности; вера в предрассудки, стереотипы, в свою судьбу; цинизм и неприязнь к народу; проецирование собственных слабостей на внешний мир; концентрация внимания на вопросах пола.
2. Социологический подход. Этот подход возник раньше психологического, но до сих пор остается одним из важных методологических средств познания феномена лидерства. Такой подход превалировал в марксистской науке, которая делала упор на взаимоотношения вождей и масс, вождя и класса, вождя и партии, считая, что индивидуальное всегда детерминировано сознанием класса или социальной группы, которым служит личность. Классиками такого подхода считались В.И. Ленин и Р. Михелс.
С точки зрения В.И. Ленина, вожди - это самые активные представители класса с ярко выраженными общественными интересами, что, в общем, соответствовало реальному состоянию русской социал-демократии. Но при таком подходе как бы отвлекались от многих индивидуальных черт лидера.
Р. Михельс исследовал взаимоотношения вождей и партии в условиях демократической системы и мирной политической борьбы за власть. Он пришел к выводу, что бюрократизация аппарата партии порождает своего рода бонапартизм: власть сосредоточивается в одних руках и такая линия поведения вождя освящается ссылками на его миссию - брать на себя всю ответственность за судьбу масс.
3. Политологический подход не исключает элементов социальной обусловленности и психологических особенностей характера лидера, но только лидера-политика. Политологов волнуют прежде всего мотивы «вхождения лидера в политику». В общем виде их можно представить как преследование этноцентрических (своего этноса), эгоцентрических (личных) и социоцентрических (своей социальной группы или всего общества) целей. Личностную устремленность к таким целям детерминируют: ярко выраженные индивидуальные черты (вера в собственные силы, в свою миссию и т.п.); страстное отрицание всякой несправедливости (в отношении себя, других, общества); социальная активность, возникшая в соответствующей среде и усиленная ею; аналитическое видение мира, переросшее в желание переделать его; экстравертность характера, т.е. врожденное стремление служить людям.
Но сами по себе мотивы не могут «политического человека» сделать лидером - нужны особые качества и способности.
Первое необходимое качество политического лидера - способность разделять и отстаивать интересы широких масс.
Второе качество - готовность нести ответственность за своих последователей, за свою организацию, за все общество, т. е. в определенном смысле готовность к жертвенному служению обществу.
Третье качество — способность постоянно выдвигать новые идеи или комбинировать и совершенствовать их.
Четвертое важнейшее качество лидера - его политическая информированность. Политическая информация характеризует прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях их развития, взаимоотношениях между собой и с государством.
Пятое качество - политическая интуиция, позволяющей схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Выдающиеся политические деятели не были учеными или политологами, но их интуиция оказывалась важнее теоретической подготовки.
Шестое качество - имидж лидера, т.е. способность воздействовать на людей на иррациональном уровне, убеждать их и увлекать своими идеями и программами. Огромную роль в этом играет лексикон политического лидера.
Качества и способности лидера позволяют ему выполнять в обществе значимые функции. В сложные переходные периоды это: аналитическая функция, т.е. способность произвести всесторонний анализ объективных и субъективных причин сложившейся ситуации; функция разработчика программ действий или создателя команды, способной это сделать; мобилизационная функция, например способность мобилизовать страну на выполнение стратегической программы.
В стабильно развивающихся обществах круг функций лидера еще шире: новаторская, коммуникативная, организаторская, координационная, интегративная функции.
Политологический подход к изучению лидерства включает их типологии.
I. Типология М. Вебера. Логическое основание типологии - основа легитимности власти. В соответствии с данным критерием выделяются три типа лидерства:
1) традиционное, т.е. основанное либо на наследовании власти, либо на традициях;
2)рационально-легальное, т.е. политическая власть получена на основе демократических выборов;
3) харизматическое, т.е. основанное на вере народа в сверхъестественные качества вождя, князя, военачальника.
II. Типология Р. Такера. Логическое основание - цель воздействия лидера на общество, которого на этом основании называют:
консерватор (его цель - сохранение общества в его современном виде);
реформатор (его цель - радикальное преобразование общества);
революционер (его цель - переход к принципиально новой политической системе).
III. Типология Г. Лассвелла. Логическое основание - место лидера в политическом руководстве, и лидера на этом основании называют:
администратор (управленец, удачно организующий политическую жизнь);
агитатор (он способен влиять на людей, увлекать своими идеями, хороший оратор);
теоретик (способен выдвинуть значительную идею, разработать программу ее претворения в жизнь и т.п.).
IV. Собирательная типология. Логическое основание - общественно-политическая роль или прозвище лидера:
знаменосец (отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, верно определяет характер происходящего и т.п.);
служитель (интересы своих приверженцев считает приоритетными для своей деятельности);
торговец (в отношениях с избирателями готов поторговаться с ними, пойти на уступки и тем самым добиться их поддержки);
пожарник (быстро реагирует на «пожарные» ситуации, т.е. когда от него требуются решительные действия).
2.Проблемы политического лидерства в России
Для развитой демократии характерен конструктивный тип политического лидерства, когда избиратель оценивает главным образом содержание программ претендентов, но у нас не развитая демократия, а переходный период от советского строя к демократии. Какими же должны быть наши лидеры?
«Переходность» очень сильно усложняет жизнь нашего общества: прошлое в определенной мере господствует над настоящим, перемены вызывают психическое напряжение народа, будущее представляется неопределенным, идут поиски новых идеалов, возрастает активность социальных меньшинств (казачество, адепты дохристианских культов, представители религиозных объединений, малые народы и др.). Лидерам приходится принимать «переходные» решения, которые тут же подвергаются резкой критике. Лидеры не могут быть неактивными, но их активность всегда сопряжена с риском, и не всегда им удается предвидеть последствия своих действий. Подлинным испытанием для лидера оказывается даже не само принятие решения о проведении той или иной реформы, а определение ее социальной цены, так как большие реформы проводятся только за счет народа. К тому же наэлектризованная политическая среда вводит электорат в заблуждение и относительно фигуры лидера.
В политической жизни России находят себе место два вида лидеров: идеалисты и прагматики.[3] Идеалисты отстаивают утопические идеалы, намечают грандиозные, но абсолютно недостижимые цели; поют дифирамбы «народу»; возвещают эру милосердия, справедливости и равенства; обещают резко поднять престиж страны на международной арене и т. п. Прагматики же «танцуют» от повседневности и довольствуются апробированными образцами политического поведения, обещая вскоре решить самые болезненные для учителей, врачей или пенсионеров проблемы; достигая своих целей не собственными усилиями, а критикуя своих предшественников или оппонентов («других», которые всегда хуже их самих). Ясно, что и первые, и вторые лидеры не могут нас устроить, хотя наше общество относится к обществам лидерского типа. Незавершенность социального устройства требует сильных и справедливых, высоконравственных и хозяйственных лидеров, а общество обеспечить себя ими пока не может.
Откуда же приходят лидеры и каков механизм их вхождения во власть? Знать это весьма важно, так как социальная и политическая среда, из которой вышел лидер, делает его своим заложником. Длительный путь административно-хозяйственной деятельности для лидера предпочтительнее. Такую возможность дает работа в разных регионах страны. В начале 90-х годов сформировался институт региональных администраций, а с 1995 г. начались выборы губернаторов и мэров, которые становятся политическими лидерами регионов. Они формируют под себя «команды», экономические базы под свои программы, финансово-банковскую систему, региональные и межрегиональные ассоциации. Степень постоянного легитимного влияния на современные политические процессы региональных лидеров зависит от их личных качеств, от значимости региона и его отношения к федеральной власти. В регионах приобретается многосторонний опыт политического руководства. Положение лидера, сопряженное с правами, обусловленными статусом и властью, дает возможность влиять на политические процессы, налаживать взаимоотношения с электоратом.
Анализируя уровень влияния региональных лидеров на политику, а также взаимодействие таких факторов, как личность губернатора, институт губернаторства и политическая среда его деятельности, исследователи рассматривают все это лишь в горизонтальной плоскости.[4] Дело в том, что на федеральный уровень среда выдвинула только одного человека — Б. Немцова, да и то волевым решением президента. На вершине политической пирамиды часто появляются «случайные» фигуры.
Нельзя не затронуть еще одну тему - имидж: лидера. Укрепление в России демократических институтов принципиально меняет характер политической борьбы в стране. Она становится все более публичной и конкурентной. Современный политик предстает в виде своеобразного «товара», который нужно как можно выгоднее продать. «Продажа» - привлечение внимание электората к конкретному кандидату на ту или иную должность в органах законодательной и исполнительной власти, а добиться этого очень сложно, если не использовать политический маркетинг. Политический лидер, желающий успешно побеждать в конкурентной борьбе, должен, во-первых, организовывать постоянный (действующий годами) поток сообщений о себе и, во-вторых, периодически устраивать информационные всплески в этом потоке. «Всплески» - это рекламно-пропагандистские компании, которые будут тем успешнее, чем лучше организованно системное воздействие на массовое сознание.
Имидж политического лидера - это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия на социум личности лидера, прежде всего через СМИ. СМИ, с одной стороны, тиражируют создаваемый политиком и его имиджмейкерами образ, а с другой - сами, иногда спонтанно, но чаще целенаправленно, формируют его. Наиболее характерные особенности имиджа таковы:
имидж упрощен по сравнению с объектом, публичным портретом которого он является, но подчеркивает его специфичность и уникальность;
имидж конкретен, но подвижен, изменчив, подвергается корректировке в соответствии с текущими обстоятельствами;
имидж соответствует рекламируемому объекту и вместе с тем идеализирует его, либо выпячивая выигрышные черты, либо наделяя объект дополнительными социальными, идеологическими, психологическими достоинствами, ориентируясь на ожидания тех, для кого он предназначен;
имидж, будучи связанным с прообразом, тем не менее живет по собственным законам в соответствии с ориентациями обыденного сознания;
имидж искусственно расширяет восприятие своего прообраза, но в заданном направлении, поощряя воображение, «соучастие» индивида в формировании этого образа.
Имидж лидера соединяет в общественном мнении восприятие его как личности и впечатления от его программных документов, заявлений, решений. Избирателю приходится воспринимать образ-имидж, постоянно воспроизводимый самим субъектом и средствами коммуникации, т.е. в единстве его политических, мировоззренческих, биографических, внешних черт и особенностей.
Короткое знакомство с понятием «имидж» дает основание констатировать как минимум два обстоятельства. Первое обстоятельство - неразвитость имиджелогии в России, настороженное к ней отношение, так как мы привыкли гордиться естественностью и простотой, а образ - это нечто искусственное. Второе обстоятельство - затруднения с оценкой лидера, поскольку избирателю надо читать, слушать, смотреть, сравнивать и анализировать. Избиратель же зачастую предпочитает действовать по чужой подсказке или идти на поводу у своих эмоций. Это позволяет лидерам не заботиться об имидже: при политической безграмотности электората достаточно потратить деньги на грязные технологии в ходе избирательной компании.
Проблема политического лидерства и сегодня оставляют достаточный простор для исследований. И все-таки, с какой стороны ни подходи к феномену политического лидерства, в любом случае политические лидеры - это неординарные, сильные люди, каждый из которых сумел выделиться из общей среды и стать лидером в условиях жесткого соперничества.[5]
Заключение
Лидер свои действия определяет сам, корректируя их в соответствии с интересами общности. Руководитель действует либо по команде свыше, либо в соответствии с нормативными актами.
Лидер ответственен неформально перед людьми своей общности. Руководитель ответственен перед людьми коллектива, перед законом, перед вышестоящими инстанциями.
Неформальных лидеров часто именуют «вождями». Авторитет таких лидеров весьма велик, но вожди и лидеры также заметно отличаются друг от друга.
Лидер опирается на команду сторонников и профессионалов. Вождь опирается на узкий, часто замкнутый круг людей, лично ему преданных и часто находящихся с ним в дружеских и родственных отношениях.
Лидер генерирует идеи, определяет цели и методы управления, отвечающие интересам данного общества в данное историческое время. Вождь заменяет управление приказами, желаниями и идеологией, которая обосновывает его величие и непогрешимость.
Каждый новый лидер рождается заново со своими новыми идеями. Внесение нового - основа чередования лидеров в нормально функционирующей политической системе. Вожди тяготеют к наследованию власти хотя бы путем безальтернативных выборов или рассчитывая на свой авторитет и личные связи. Переход власти от вождя к вождю сопровождается насильственным его отстранением и поруганием его деятельности.
Список литературы
1. Гржейщак С.Е. Статус региональных политических лидеров и влияние регионального политического лидерства // ОНС. -2000. -№ 1.
2. Марченко М.Н. Политология. – М., 2003.
3. Политология: Учеб. пособ. для ВУЗов / Под ред. Г.В. Полунина. - М., Акалис, 1996.
4. Поломошнова Г.Б., Хорошев А.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск, 2002.
5. Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // ОНС. - 1996. - № 3.
6. Тулеев А.Г. Политическое лидерство: Сущность, содержание, функции // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12. Полит, науки. - 1999.-№5.
[1]Политология: Учеб. пособ. для ВУЗов / Под ред. Г.В. Полунина. - М.: Акалис, 1996.
[2] Тулеев А.Г. Политическое лидерство: Сущность, содержание, функции // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12. Полит, науки. -1999.-№5.
[3] Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // ОНС. - 1996. - № 3.
[4] Гржейщак С.Е. Статус региональных политических лидеров и влияние регионального политического лидерства // ОНС. -2000. -№ 1.
[5] Поломошнова Г.Б., Хорошев А.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск, 2002.