Содержание

Введение. 3

1.  Закономерности  психического  развития. 4

2.  Особенности изучения процесса развития детства. 6

3.  Диагностические исследования детей раннего возраста. 9

3.1.    Психологическая характеристика ребенка раннего возраста. 9

3.2.    Особенности диагностирования детей раннего возраста. 11

Заключение. 14

Литература. 15














Введение

Проблема развития – одна из наиболее сложных и актуальных во многих сферах научных знаний – в философии, социологии, биологии, педагогике и др. В психологии ее можно считать кардинальной. Стремясь проникнуть в психологическую природу движущих сил развития человека как личности, отечественные психологи проводят углубленные и разнонаправленные исследования. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства.

Накопленные знания – с одной стороны, новые подходы современной науки – с другой, а также формирующиеся требования современного общества к человеку выявляют не только недостающие звенья в понимании развития, но и многие важнейшие направления поиска, определяя проблемы развития детства. Потребность в решении этих и многих проблем и вопросов обусловила в последние годы повышенное внимание к ним, что нашло отражение в литературе (см.: А.Г. Асмолов, 1996; В.П. Зинченко, 1991, 1992; М.К. Мамардашвили, 1993; Ф.Т. Михайлов, 1990; К.Н. Поливанова, 1994; Д.И. Фельдштейн, 1985, 1989, 1996; Б.Д. Эльконин, 1994)[1].

Целью данной работы является рассмотрение закономерностей развития и особенностей диагностирования детей раннего возраста.

Задачи:

§  Раскрыть закономерности развития ребенка;

§  Рассмотреть особенности изучения процесса развития детства;

§  Изучить особенности диагностирования детей раннего возраста.

Учитывая актуальность проблемы психолого-педагогического изучения детей на разных возрастных уровнях, в первой части нашей работы мы рассматриваем закономерности развития ребенка в целом. Во второй части – особенности изучения процесса развития детства, и  в третьей части – особенности изучения детей раннего возраста.

1.      Закономерности  психического  развития

Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение психики человека, процесс становления его внутреннего мира. В детской психологии существует две большие проблемы – проблема содержания развития и проблема движущих сил развития. Первая проблема – что развивается, каков характер изменений во внутреннем мире ребенка, которые можно отнести к необратимым, направленным, закономерным. Вторая проблема – почему, под влиянием каких факторов происходит психическое развитие, почему ребенок не остается одним и тем же, а постоянно совершенствуется.

По содержанию в развитии выделяются его количественные и качественные характеристики. К количественным характеристикам относится темп развития. Детство характеризуется очень высоким темпом развития, который обратно пропорционален возрасту. В любом, возрасте темп развития различен у разных детей: они развиваются в нормальном, ускоренном или замедленном темпе. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. Психологи в этом случае говорят о литических (медленных, постепенных) и критических (быстрых, скачкообразных) периодах. Темп развития зависит и от пола ребенка. Установлено, что девочки в первые годы развиваются быстрее мальчиков. Все эти данные свидетельствуют о неравномерности развития.

К качественным характеристикам относится изменение структурных соотношений между психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов психического развития.

В развитии ребенка можно выделить ступени, или стадии, сменяющие друг друга. Последовательность стадий в онтогенезе неизменна. Стадия характеризуется целостностью развития всех сторон психики. Каждая стадия психического развития имеет свои качественные особенности. Выделение стадий развития, их возрастных границ, определение критериев выделения стадий, описание качественного своеобразия развития на каждой стадии в детской психологии называется возрастной периодизацией развития. В современной периодизации основным критерием является социальная ситуация развития – это своеобразное отношение между ребенком и средой, существующее на каждой стадии развития, сочетание внутренних и внешних условий развития. Другими словами, под социальной ситуацией развития понимается положение ребенка в обществе, среди других людей. Так как содержание социальной ситуации развития социально-исторически обусловлено, то и возрастная периодизация детства не является постоянной и неизменной в психологической науке.

Среди процессов развития выделяются два их вида: возрастное развитие и функциональное. Возрастное развитие – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе. Функциональное развитие – это процесс усвоения знаний, умений и навыков, развитие отдельных психических процессов и функций. Возрастное развитие происходит на основе функционального, оно задает границы функциональному развитию, протекающему по-разному в условиях разных уровней возрастного развития.

В истории психологии традиционно выделяются два главных фактора развития – это биологический фактор, связанный с биологической сущностью человека, и социальный фактор, обусловленный жизнью человека среди других людей, в социальной среде. В психологии существуют понятия предпосылок, условий, источников и движущих сил психического развития ребенка. К предпосылкам психического развития относятся биологические особенности организма человека: здоровый человеческий мозг и нервная система, индивидуальные особенности нервной системы, пол и внешний облик человека (индивидные характеристики). Предпосылки необходимы, но недостаточны для развития, они создают биологическую основу развития, делают возможными процессы нормального развития. Источником развития является социальная среда, которая предоставляет ребенку материал для развития. Социальную среду составляют окружающие ребенка предметы материальной и духовной культуры и люди. Однако самостоятельно ребенок не может освоить окружающий мир. Он делает это только под руководством взрослых, только при условии общения с взрослыми как носителями культуры общества. Ребенок присваивает материальную и духовную культуру общества, что и составляет содержание психического развития. Присвоение культуры общества возможна лишь при условии активности ребенка, которая проявляется в формах общения и деятельности. Деятельность и общение ребенка, являясь, с одной стороны, условием психического развития ребенка, с другой стороны, составляют содержание психического развития. В процессе присвоения материальной и духовной культуры ребенок взаимодействует с окружающими людьми, причем взаимодействие осуществляется на разных уровнях – в зависимости от степени включенности ребенка в процесс взаимодействия. Психические функции вначале возникают при общении ребенка со взрослым и только затем – как собственные психические функции ребенка. Эта разница составляет содержание зоны ближайшего развития ребенка.

Движущая сила психического развития – возникновение и разрешение противоречий, которые являются результатом развития ребенка на предыдущих возрастных стадиях. Разрешение противоречий приводит к возникновению новых качеств, новых видов деятельности, новых характеристик сознания и особенностей личности ребенка, что и составляет содержание его психического развития.


2.      Особенности изучения процесса развития детства

Реальная картина развития детства пока четко не обрисована. Углубленного изучения требуют механизмы переходов от одного возраста к другому, особенности взаимодействия социальной ситуации и специфики развития в этой ситуации, взаимоотношения между взрослым и ребенком и др.

Исключительно важным представляется дифференцированный подход к средовым характеристикам детства, культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды ребенка на каждом периоде онтогенеза и той среды, в которой практически находится и формируется детство в целом[2]. Отсюда перспективным становится выделение на базе общих закономерностей, в том числе и на основе устойчивых особенностей и принципов развития, особого целостного состояния детства как саморазвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях с взрослым миром. Здесь главной направленностью развития является отрицание растущим человеком себя в этом детстве, на каждом следующем этапе его, приобретение нового, выход из данного состояния.

Анализ концептуальных положений и экспериментальных материалов научной школы Выготского–Леонтьева–Эльконина, позволил В.П. Зинченко  вычленить некоторые важнейшие принципы, характеризующие процессы психического развития ребенка, которые уже сейчас являются руководящими как при разработке основ и проектировании системы обучения, воспитания детей, так и при организации исследования детства.

Среди них:

1) творческий характер развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с младенчества выступает как субъект культуры;

2) ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся в разных периодах, влияя, например, в школьном возрасте на процессы формирования образа мира, стиля поведения и деятельности;

3) особая значимость сенситивных периодов развития (разных для разных возрастов), т. е. периодов, наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения и т. д.);

4) совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми достижений исторического развития человека;

5) наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде и законы ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка;

6) определение зоны ближайшего развития растущего человека;

7) амплификация (расширение) детского развития как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности и общения;

8) непреходящая ценность для формирования полноценной личности всех этапов детского развития;

9) принцип единства аффекта и интеллекта – становление сознания в результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих;

10) опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями;

11) интериоризация и экстериоризация как механизмы развития;

12) неравномерность (гетерохронность) развития, учитывать которую чрезвычайно важно, представляя при этом не только его уровни и компоненты, но и весь «фронт» развития[3].

Выделенные В.П. Зинченко принципы, которые свойственны всем возрастам детства и по-разному проявляются в них, характеризуют развитие в целом. Причем сама возможность их выделения показывает, что детство представляет собой нечто целое. В отличие от изменений во взрослом сообществе, на всем протяжении детства идет процесс структурирования качеств и свойств, составляющих взрослость (не физиологическую, а социальную, психологическую взрослость). Формируются отношения и связи, которые уже имеются во взрослом мире и, освоив которые, растущий человек становится взрослым. Данный процесс становления человека как личности реально включает два компонента: а) развитие, осуществляющееся при изменении физиологических, психологических состояний, и б) развитие, проявляющееся в освоении социального пространства (ребенок осваивает социальные позиции в процессе своего взросления). Эти составляющие лежат в основе познания особенностей и условий развития детства.

Выделенные В.П. Зинченко положения отечественной психологии, дают своего рода программную сетку, вычленяя важнейшие достижения в изучении развития ребенка, обеспечивающие направления теоретических исследований, а также – намечая основные задачи в разработке программы образования.

Задача будущих исследований – определить взаимосвязь, варианты и установить критерии этого взаимодействия.


3.      Диагностические исследования детей раннего возраста

3.1.         Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ребенок начинает овладевать телом, управ­лять движениями рук.

На первом году жизни у младенца сформиро­вались начальные формы психических действий, свойственных челове­ку. Предыстория психического развития теперь уступила место его под­линной истории. Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые принципиальные достижения. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять мно­гие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предмет­ному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаи­моотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также, так называемая, готовность к присвоению материальной, психи­ческой и духовной культуры.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямо­хождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Общая сензитивность к развитию осуществляются за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным[4].

Психологические новообразования раннего возраста (смысловое строение сознания, символическая функция, система «я») приходят в несоответствие с положением ребенка среди других людей как маленького. Возникает самый яркий кризис развития – кризис трех лет – с симптомами упрямства, негативизма, строптивости, чувства гордости за свои достижения и др. Разрешается кризис трех лет переходом к другому положению среди людей, которое достигается путем изменения отношения взрослых к ребенку.

3.2.         Особенности диагностирования детей раннего возраста

Дети раннего возраста обладают рядом психологических, поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их диагностического  обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится низкий уровень сознания и самосознания.

Когда мы говорим о сознании в контексте психодиагностики, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у детей 1-3 лет находятся на достаточно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение произвольности познавательными процессами начинается у ребенка примерно с трех- четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей раннего возраста, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами.

Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо диагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Дети в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества, не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках. Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой диагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.

Дети раннего возраста лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени диагностики. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень развития ребенка и его возможности, например зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него[5].

Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста, вызываемую прежде всего психогенными факторами. В этой связи серию предлагаемых им тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

В связи со сказанным, при проведении личностной и поведенческой психодиагностики детей раннего возраста рекомендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.


Заключение

Рассмотрев особенности развития ребенка в целом и проблему его изучения, мы можем заключить, что  действительно, проблема развития – одна из наиболее сложных и актуальных. Особенности развития прослеживаются в многочисленных исследованиях на большом отрезке жизни. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства, в частности, раннего детства.

Итак, изучение детей раннего возраста в основном должна быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка.

Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом – естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку.

Наилучшие психодиагностические результаты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятельностью – предметной игрой.








Литература


1.     Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 2001. – 224 с.

2.     Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Мн., 2000. – 160 с.

3.     Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982. – 164с.

4.     В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.

5.     Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка: Ранний и дошкольный возраст /Люблинская А.А. – М. 1996. – 300 с.

6.     Немов Р.С. Психология в 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. 2003. – 640 с.

7.     Психология детства. Под редакцией А.А. Реана. – СПб. 2003. – 368 с.





[1] Психология детства. Учебник. Под редакцией А.А. Реана. – СПб., с. 83.

[2] Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка: Ранний и дошкольный возраст /Люблинская А.А. – М. 1996. – С. 112.

[3] В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.– М., 1994.

[4] Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – М.., 2000. –  С. 40.

[5] Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. 2003. –  С. 59.