Содержание


Задание 1. 3

Задание 2. 4

Задание 3. 4

Задание 4. 9

Задание 5. 11

Список литературы.. 14























Задание 1

Перечислите несколько информационных систем управления и  экономики, взяв за основу использующуюся в Вашей организации. Опишите  сферу их применения и основные задачи. Предложите способы  повышения эффективности работы Вашей организации по управлению  производством и финансами в виде структуры программного и технического  обеспечения с применением современных решений мировой практики.

РЕШЕНИЕ

Таблица 1

Системы информационного управления  [3, с. 122]

Тип информационной системы и уровень

Группы  служащих

Задачи и цели

Стратегический уровень

Высшее руководство

Поддержка управляющих операций, слежение за элементарными  действиями организации, ответ на обычные вопросы

Управленческий уровень

Средние менеджеры

Цель- в том, чтобы помочь организовывать интегрировать новое знание  в бизнес и помогать управлять потоком документов

Уровень знаний

Работники знания  и данных

Обслуживание контроля, управления, принятия решения и административных действий менеджеров

Эксплуатационный уровень

Управляющие операциями

Инструмент помощи  руководителям высшего звена

Подготовка стратегических исследований и длительных трендов, приведение в соответствие  изменений в условиях окружающей среды


         На рисунке 1представлены способы повышения эффективности  работы организации  в области программного и технического обеспечения.



 














Рис.1 . Мероприятия по повышению эффективности  работы организации по управлению  производством и финансами

Задание 2

Перечислите  программно- технические решения обеспечения управленческой деятельности на примере Вашей  организации; укажите уровень их применения (персональное место, руководитель, групповая работа) и укажите к каким типам они принадлежат.

Таблица 2

Программно-  технические решения обеспечения управленческой деятельности  [4, с. 188]

Программно- технические решения

Уровень их применения

тип

Краткая характеристика

Текстовый процессор WORD 2000

Персональное место и руководство

Технологи подготовки  текстовых документов

Для подготовки как простых , так и сложных документов большого объема с применением таблиц, формул, графиков

Табличный процессор EXELL 2000

Персональное место и руководство

Технологии обработки информации

Для упорядочивания и обработки различных типов данных

Средства речевого управления OPEN SPEECH

Руководство

Программные продукты распознавания речи

Распознавание компьютером человеческих слов  и выполнение определенных действий

Задание 3

Составьте перечень программно- технических решений автоматизации  идеального Вашего рабочего места (или работы  Вашего отдела), относящиеся к классам программ управления электронными документами и поддержки решений. Напишите подробное обоснование  их применения в свете  современных корпоративных решений [7, с. 190].

Программа “AРМ кассира” предназначена для автоматизации рабочего места кассира на базе кассовых аппаратов, работающих в режиме "Чековый Online", и фискальных регистраторов.



Основные характеристики программы:

1.     Поддержка контрольно-кассовой техники:

1.         ККМ АМС-100Ф;

2.         ККМ АМС-200Ф;

3.         ККМ Касби-02Ф;

4.         Фискальные регистраторы, поддерживаемые программным продуктом “АТОЛ: Общий драйвер ККМ”;

5.         Фискальные регистраторы, поддерживаемые программным продуктом “Штрих-М: Драйвер ФР”;

6.         Режим работы без ККМ (с ККМ не подключенной к ПК);

2.     Использование в качестве СУБД SQL-сервер’а Firebird.

3.     Удобная система хранения, просмотра и редактирования справочника товаров.

4.     Ведение подробного списка результатов продаж - списка закрытых чеков. Реализована операция закрытия смены с выводом на ККМ Z-отчета и автоматической выгрузкой результатов продаж во внешние файлы.

5.     Гибкая система поиска товаров по справочнику. Поиск может производится по нескольким критериям: по наименованию товара, частичному наименованию товара, по началам слов наименования товара, по дополнительной информации и цене товара.

6.     Удобный механизм формирования чека. Чек может формироваться при помощи сканера штрихового кода, прямым вводом кода товара, штрих-кода, дополнительной информации, либо простым визуальным выбором товара из справочника. Прообраз чека (чековый буфер) на этапе его формирования может редактироваться.

7.     Гибкая настройка чека ККМ. В качестве наименования в чеке может быть использовано как само наименование товара, так и его код, штрих-код, а также дополнительная информация. Эти данные могут комбинироваться.

8.     Возможен вывод чека возврата, чека по безналичному расчету, развернутого(полного) или свернутого(только сумма всех покупок) чека.

9.     Гибкий механизм импорта/экспорта данных.  Файлы экспорта справочника и списка чеков являются настраиваемыми. Используемый формат файла/текстовый со значениями с разделителем.

10.                       Доступ к базе данных программы при помощи механизма OLE Automation. Доступ реализован с помощью отдельной, входящей в комплект, ActiveX-библиотеки ArmDbX.dll. Библиотека представляет собой внутренний (inproc) OLE сервер и реализует отдельные интерфейсы для доступа к каждой таблице БД - таблице дерева разделов, справочника товаров, списка чеков, для чего в HELP-файле программы подробно описана структура этих таблиц. Благодаря применению такого решения при помощи данной библиотеки можно организовать сетевой доступ к БД, т.е. данная библиотека может быть перенесена на любой компьютер в сети и использована клиентом этого сервера на данном компьютере. При этом в библиотеке имеется интерфейс DataBase у которого реализован механизм указания сетевого пути к базе данных АРМ кассира Arm.gdb.

11.                       В качестве системы формирования печатных отчетов применен генератор отчетов FastReport. Благодаря его применению пользователь получает возможность редактировать шаблоны отчетов под свои собственные специфические нужды. АРМ кассира предоставляет пользователю ряд стандартных отчетов, таких как товарный чек, отчет по справочнику товаров, отчет по списку чеков.

12.                       Реализован механизм работы с внешними подключаемыми модулями. Внешними модулями для программы АРМ кассира являются динамически подключаемые библиотеки (DLL), в которых реализован специальный интерфейс (набор обязательных процедур) для подключения к программе. Внешние модули предназначены для расширения функциональности программы. Благодаря данному механизму создана возможность быстро и качественно, без перекомпиляции основного модуля программы, реализовывать специфические задачи пользователей, а также решать вопросы подключения дополнительного торгового оборудования - дисплеи покупателя, считыватели магнитных и проксимити карт, терминалы сбора данных и т.п.

13.                       Реализован необходимый набор документов - приходная накладная, расходная накладная, акт переоценки, заказы, позволяющий документально фиксировать производимые изменения остатков и цен товаров. Также реализован журнал документов для их хранения и дальнейшей работы с ними.

14.                       Гибкая система разграничения доступа.  Программа позволяет зарегистрировать произвольное число пользователей (операторов) и назначить им соответствующие права (набор команд и функций программы, к которым они будут иметь доступ). В программе зарезервирован пользователь "Администратор" с паролем по умолчанию "1", который может получить доступ в любое время ко всем командам программы. Каждому пользователю можно назначить уникальный штрих-кодовый идентификатор, для быстрого переключения между операторами при помощи сканера штрих-кодов.

15.                       Предусмотрена работа со скидками.  Алгоритм работы со скидками позволяет назначить на весь чек скидку (с учетом особенностей модели ККМ). В программе можно назначить произвольное число скидок, задав каждой из них идентификационный штрих-код, что позволяет создать систему скидок на основе штрих-кодовых дисконтных карт.

16.                       Заложена возможность дальнейшей интеграции программы с системой VT: Дисконт организации полномасштабной системы скидок с применением дисконтных карт;

17.                       Программный продукт имеет сертификат фирмы "1С" - "1С: Совместимо".

Задание 4

Дайте характеристику использующейся в Вашей организации баз данных (локальных, сетевых), опишите их применение в Вашей конкретной деятельности. Какую из СУБД, описанных в УМК Вы хотели бы использовать у себя в организации? Обоснуйте решение. Если Вас устраивает  существующая СУБД- напишите обоснование.

Распределенная система организации баз данных предполагает наличие соответствующей технологии доступа пользователей к информационным ресурсам, ориентированной, прежде всего, на вычислительные модели типа "клиент-сервер" [1, с. 178].

Технология "клиент-сервер" предполагает разделение функций обработки данных на три группы: функции ввода/вывода и отображения данных; прикладные функции, характерные для данной предметной области; функции хранения и управления данными. Каждая группа функций выполняется отдельным логическим компонентом.

Различия в реализации приложений в рамках "клиент-сервер" определяются механизмом использования и распределения между компьютерами в сети этих компонент, в соответствии с этим выделяют три подхода, реализованные в моделях:

модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access-RDA), в которой компонент представления и прикладной компонент совмещены и выполняются на одном компьютере. Запросы к информационным ресурсам направляются по сети к удаленному компьютеру, который обрабатывает запросы и возвращает блоки данных. Эта модель является самой простой и традиционно используется в локальных вычислительных сетях, где скорость обмена достаточно высока, однако она неприемлема при работе в среде низкоскоростных каналов передачи данных. Поскольку вся логика локализована на одном компьютере, то приложение нуждается в передаче по сети большого, часто избыточного объема данных, что существенно повышает загрузку информационной системы в целом и может привести к длительному блокированию данных от других пользователей;

модель сервера базы данных (DataBase Server-DBS), которая строится в предположении, что процесс, выполняемый на компьютере-клиенте, ограничивается функциями представления, в то время как собственно прикладные функции реализованы в хранимых непосредственно в базе данных процедурах, выполняющихся на компьютере-сервере БД. Преимущества DBS-модели перед RDA заключаются в очевидном снижении сетевого трафика. Однако DBS-модель не обеспечивает требуемой эффективности использования вычислительных ресурсов в случае нескольких серверов;

модель сервера приложений (Application Server-AS), в которой процесс, выполняющийся в компьютере-клиенте, реализует функции первой группы. Прикладные функции выполняются на удаленном компьютере. Доступ к информационным ресурсам, необходимым для решения прикладных задач, обеспечивается тем же способом, что и в RDA модели. AS-модель не требует обеспечения миграции прикладных функций между серверами, что значительно облегчает администрирование системы в целом, однако, для обеспечения достаточной скорости обработки данных сервер приложений и сервер БД должны находится в одной ЛВС или быть соединены по выделенному каналу.

На практике часто для создания более гибких и динамичных систем используются смешанные модели [5, с. 76].

Компьютер-клиент и компьютер-сервер могут работать в условиях ЛВС и быть абонентами глобальной компьютерной сети, общаясь между собой по организуемому виртуальному каналу или, используя для этого (при снижении требований на реактивность системы) электронную почту.

В настоящее время существует целый ряд программных средств, как системных, так и прикладных, реализующих описанные выше модели. Стоит отметить такие пакеты, как Oraclе SQL Server и Sybase SQL Server для платформы NetWare, продукт Microsoft Windows NTSQL Server, Oracle для среды Unix, Lotus Notes. Все эти программные средства работают на различных платформах (на машинах с процессорами Intel, на RISC-серверах и станциях производства HP, DEC и т.д.), в различных операционных средах. СУБД Oracle выделяется среди прочих исключительным быстродействием, мощными сетевыми средствами и средствами межплатформенной связи. Развитые средства электронной почты пакета Oracle позволяют организовать безбумажный документооборот, совместную подготовку и обработку документов. Существует интегрированный программный продукт ORACLE 2000WG, объединяющий достоинства популярной сетевой операционной системы Novell NetWare и СУБД Oracle. В структурах управления федеральных, государственных и местных органов власти все шире применяется пакет Lotus Notes.

Задание 5

Выберите два  современных программных пакета, функционально относящихся к одному и тому же классу (СУБД, документооборот, управление персоналом), и  составьте сравнительную таблицу их возможностей и сфер применения применительно  к решаемым задачам.

Таблица  3

Сравнение подсистем автоматизации делопроизводства в организации  [4, с. 123]

Критерии сравнения

Система «StaffWare»

Система «Крон»

Сущность

Система управления документооборотом “StaffWare” относится к системам класса WorkFlow и ориентирована на автоматизацию работы коллектива сотрудников, участвующих в решении множества задач в рамках связанных бизнес-процессов.

содержит систему управления документами, включающую в себя электронную подпись; совместное использование (Group Sharing) и контроль версий; почтовую систему, предусматривающую интеграцию с Lotus cc:Mail, Microsoft Mail, SMTP Mail (UNIX), VAX-11 Mail (OpenVMS), Microsoft Exchange и Alta Vista Mail, а также с телексом (факсом и системой Х.400); систему регистрации и исполнения документов.

Внешний вид

Система StaffWare имеет архитектуру клиент-сервер, которая позволяет сочетать достоинства персонального доступа к данным (дружественный интерфейс, диалоговая поддержка, невысокая стоимость) и преимущества крупных компьютерных систем на базе серверов (поддержка целостности баз данных, защита информации, многозадачность).

Внешний вид системы похож на рабочий стол Windows. Все объекты представлены в виде пиктограмм. Объекты делятся на две основные категории: составные и простые. “Внутри” составного могут находиться другие объекты. Например, это может быть “ящик”, содержащий множество документов одного или разных классов, таких, как текст, видео, графика, звук и т. д. При этом система допускает проведение с этим “ящиком” точно таких же операций, как и с отдельным документом.

Функции системы

Построение процедур выполнения работ

По технологии StaffWare каждый бизнес-процесс представляется в виде процедуры, состоящей из отдельных шагов, для каждого из которых задаются цель, исходные данные и порядок действий пользователя. Шаги бывают нормальными, автоматическими и событиями. Нормальные шаги определяют организацию взаимодействия с пользователем - экранные формы. Автоматические шаги применяются для автоматизации некоторых видов деятельности, например, вызова нужного приложения, изменения базы данных. Событие управляет ходом выполнения (ветвлением) бизнес-процесса. С помощью механизмов ожидания и напоминания обеспечивается синхронизация нормальных шагов.

Алгоритм процедуры составляют последовательность выполнения шагов и условия перехода от одного шага к другому. Графический построитель процедур Staffware предназначен для специалистов в конкретной прикладной области и не требует глубоких знаний аппаратной и программной платформ.

Описание экранных форм

В StaffWare информация передается от пользователя к пользователю в виде множества полей данных. На каждом шаге используется подмножество этих данных, состав которого, а также способ представления данных задаются соответствующей экранной формой. Создание форм является прерогативой разработчика процедур. Главной особенностью экранных форм, циркулирующих в системе, является возможность динамически изменять состав, содержание и вид полей данных.

Выполнение вариантов процедур

Любой конкретный случай выполнения процедуры называется вариантом. Выполнение варианта состоит в рассылке пользователям заданий и управлении процессом работы с ними в соответствии с алгоритмом, предусмотренным процедурой. При этом StaffWare обеспечивает одновременно выполнение множества вариантов каждой процедуры; передачу информации между шагами процедуры; обмен произвольными сообщениями между пользователями системы; взаимодействие с внешними программами на сервере и клиенте.

Управление очередью заданий

В процессе эксплуатации StaffWare накапливает задания, ожидающие обработки, и формирует очереди различных типов, как для каждого пользователя, так и для группы. StaffWare автоматически производит периодическое обновление очередей и уведомляет пользователя о наличии в очереди новых (необработанных) заданий, а также заданий с установленным предельным сроком выполнения.

Административный контроль и управление

Регистрационный журнал представляет собой внутренний отчет системы StaffWare, в котором для каждого варианта процедуры фиксируются дата и время каждой транзакции, выполненное действие и исполнитель.

Отчет о состоянии - это внутренний отчет системы StaffWare, в котором отражается текущее состояние каждого шага каждой процедуры.

Функция пересмотра данных отличается от отчета о состоянии лишь тем, что позволяет модифицировать значения полей и таким образом управлять выполнением варианта.

Административные отчеты используются для сбора и обобщения информации, относящейся к нескольким (всем, текущим, завершенным) вариантам данной процедуры. Типичными примерами административных отчетов являются отчеты об объеме продаж в регионе, о суммарном объеме всех принятых заказов или о количестве просроченных договоров.

Авторизация доступа

В системе StaffWare имеются следующие классы пользователей:

администратор системы, который отвечает за поддержку и сохранение целостности всех данных, не относящихся к процедурам (например, данных о пользователях);

разработчик процедуры, отвечающий за разработку, тестирование и поддержку конкретной процедуры;

владелец процедуры, имеющий право редактировать конкретную процедуру;

менеджер, который контролирует исполнение вариантов процедуры посредством регистрационных отчетов и сервисных программ;

пользователь, имеющий доступ к StaffWare через очередь заданий, возможность запуска варианта конкретной процедуры и справочную подсистему. Каждый пользователь имеет уникальное имя, пароль, а также параметры, указывающие подразделения, к которым он относится.


1. Использование внешних приложений для редактирования объектов системы. Щелкнув по пиктограмме документа, можно запустить внешнюю прикладную программу, с помощью которой он и был создан. При этом входные данные поступят с сервера, а после сеанса редактирования или чтения будут там же сохранены. Это свойство позволяет встроить разработанную систему в уже имеющееся программное окружение. При вызове внешнего приложения в командную строку могут передаваться различные ключи, имена файлов и т.д.

2. Электронная подпись - своеобразный пароль для входа в систему. Причем подпись может быть как “ознакомительная”, так и “окончательная”, после которой объект уже не может редактироваться.

3. Регистрация документа. При регистрации документа заполняется карточка с реквизитами: автор, адресат, кем подписан и др. Регистрация возможна как сразу после создания (поступления) документа, так и после его рассмотрения руководством. Зарегистрированные документы появляются у пользователя в соответствующей папке. Они могут быть переданы по почтовой системе другому пользователю или на исполнение.

4. Контроль исполнения документа. Передача документа на исполнение позволяет передать сам документ и дать поручение с назначением ответственного за его исполнение. Исполнитель может либо сам исполнить конкретный документ, либо передать его на исполнение другому пользователю. При этом в системе хранится вся история прохождения документа, которая может быть доступна исполняющим его пользователям.

5. Маршрутизация документооборота: указывается путь прохождения того или иного объекта через систему. Этот маршрут может содержать проверку выполнения различных условий. Так, например, счет на оплату, в зависимости от суммы, может пойти по разным маршрутам и прийти в бухгалтерию только при наличии всех разрешающих резолюций.

6. Управление доступом. Система позволяет свободно манипулировать уровнями доступа к различной информации с соблюдением норм безопасности. Отдельные пользователи могут получать доступ к объекту только на чтение, поддерживается сохранение всех версий документа в процессе работы над ним. Также можно создавать специфические типы доступа. В дополнение ко всему вход в систему с незарегистрированной рабочей станции невозможен.


 

Список литературы

1)    Информатика: Учебник. – 3 изд., переаб./ под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000

2)    Экономическая информатика: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Евдокимова. _ Спб: Питер, 1997

3)    Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник. – Спб.: Специальная литература, 1998

4)    Коуров Л.В. Информационные технологи. – Минск:  Амалфея, 2000

5)    Компьютерные технологии обработки информации/ Под ред.  С.В. Назарова. _ М.: Финансы и статистика, 1995

6)    Введение в информационный бизнес; Учеб. пособ. / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1997

7)    Муртазин Э.В. Интернет: Учебник. – М.: ДМК, 1999

8)    Основы современных компьютерных технологий: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Хомоненко. – Спб.: Корона принт, 1998

9)    Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. – Спб.: Питер, 1997

10)                      Компьютерные сети. Принципы, технологи, протоколы/ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – Спб.: Питер, 1999